Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Фетисов, Антон Сергеевич

Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг.
<
Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фетисов, Антон Сергеевич. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Фетисов Антон Сергеевич; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Горно-Алтайск, 2011.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/395

Введение к работе

Актуальность темы. Обращение к исследованию конфессиональной составляющей отечественной истории становится заметным явлением в современной исторической науке. Многообразие существующих в России религиозных деноминаций, их активное участие в общественной и политической жизни, тесная связь религиозного фактора с общественно-значимой проблематикой, поиск концепции государственной вероисповедательной политики - всё это придаёт теме актуальный и практически значимый характер.

Исследования такого рода нужны и для того, чтобы понять причины современного российского культурного феномена, а именно массовой деатеизации и десекуляризации.

Проблема в значительной степени актуализируется недостаточной её разработкой в отечественной науке. История религиозных объединений как страны в целом, так и Республики Алтай до сих пор не стала объектом комплексного исследования. В то же время она является составной частью истории России, западносибирского региона, история церквей и конфессий важна для понимания общего и особенного в развитии российского государства и его отдельных территорий, осознания роли и места религиозной группы в жизни социума и индивида.

Степень изученности темы. Религиозная сфера жизни общества стала объектом научных изысканий достаточно давно. В советское время на тему религии и церкви писали много, начиная от антирелигиозных листовок и агиток до статей, монографий, различных справочников, кандидатских и докторских исследований, многотомных академических изданий.

Однако сразу необходимо оговориться, что в связи с официально провозглашённой в советском государстве политикой атеизма существенно пострадала объективность данных трудов. Кроме того, недостатки советской историографии можно, по мнению исследователя Л.И. Сосковец, объяснить её методологической ущербностью . Так как методологические подходы целиком строились на основе марксистского учения об исторической обречённости любой

Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в40-60-е годы XX века. - Томск: ТГУ, 2003.С. 4.

религии и невозможности одновременного существования религиозной и марксистской идеологий, то отсюда и происходила та непримиримая борьба, которую вели партия и правительство против религиозных организаций с применением мер политического и юридического террора, а в научной среде велась та же борьба в теоретическом плане. Так, большинство авторов преподносило религию как пережиток прошлого, проводя мысль, что в советском обществе ей попросту нет места. При этом деятельность традиционных конфессий оценивалась как заблуждение, а деятельность нетрадиционных религиозных организаций (в основном имевших заграничные центры) - как вредительство и даже шпионаж.

В советской историографии по данному вопросу можно отметить работы А.Ф. Анисимова, А.А. Подмазова, А.И. Демьянова, А. Дулуман (в данных работах рассматривался уровень религиозности населения СССР, давался социально-психологический портрет адептов религиозных организаций), М.А. Морозова, В.И. Колосни-цина, К.И. Никонова, В.В. Павлюка, Ю.И. Семёнова, С.А. Токарева, В.К. Арсенина ( вопросам атеистического воспитания в советском обществе), В.Н. Дентина, Э.М. Бартошевича, Е.И. Борисоглебского (описание некоторых из нетрадиционных религиозных организаций протестантского толка) и д.р .

В 1990-е годы в связи с изменением общей социальной, политической и экономической ситуации в России в отечественной историографии сложились два подхода относительно анализа развития религиозной ситуации в стране. С одной стороны, представители самих религиозных организаций (в основном православных), озабоченных судьбой своих конфессий, с другой - представители академической науки, исследователи.

Подмазов А.А. Современная религиозность: особенность, динамика, кризисные явления - Рига: «Зинатне», 1985;Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984; Дулуман А., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий (социально-психологический очерк). - М.: Политиздат, 1970; Колосницин В.И. Влияние социальной структуры советского общества на религиозное сознание / Социальные различия и их преодоление. -Свердловск, 1969, вып.З; Морозов М.А., Лисавцев Э.И. Актуальные задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1970; Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов.: Вища школа, 1976; Арсенин В.К. Приспособленческая тактика современного баптиз-маи вопросы атеистической пропаганды.// Вопросы теории и тактики научного атеизма. Новосибирск: Наука, 1961; Лентин В.Н. Адвентисты седьмого дня. М.: Знание, 1964; Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. М.: Политиздат, 1969.

Типичными авторами первого направления можно назвать о. Андрея (Кураєва), В. Шохина, А.Л.Дворкина, И.Я. Кантерова, Е.Г. Балагушина (проблемы нетрадиционной религиозности), Е.С. Холмогорова, протоиерея Митрофана Зносско-Боровского, о. Ивана (Ефимова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Д. Дудко, Митрополита Смоленского Кирилла, Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, профессора московской духовной академии А.И. Осипова, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (вопросы развития православия, православной культуры и образования).

В данных работах основной упор делался на возрождение и развитие православия как одной из традиционных религий России, освещалось состояние культуры и нравственности в стране, а так же активно поднимались вопросы развития нетрадиционной религиозности, различного рода сект и предполагаемых в связи с этим рисках для общества. Кроме того, в работах иерархов РПЦ нашла своё отражение и идея экуменизма (вселенского объединения церквей), в отношении которой при всестороннем анализе, их высказывания, носили явно негативный характер .

Среди представителей научного подхода, рассматривавших общую динамику религиозной жизни России, можно назвать таких религиоведов и исследователей как Е.И. Аринина, СВ. Медведко, Л.Н. Митрохина, И.Н. Яблокова, В.А. Богданова, СЕ. Прокофьева, В.И. Гараджа и д.р., а так же научно-религиозных публицистов Б. Фаликова, М. Штерина, А. Щипкова, М.П. Мчеделова, СБ. Филатова, Д.Е. Фурмана, К. Каариайнена, и д.р. (результаты исследования конфессионального пространства постсоветской России, вопросы возрождения традиционных религиозных организаций, при-

1 Балагушин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ В 2-х т.
- М : Прогресс, 1999; Кантеров И.Я. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России
(«круглый стол») // Вопросы философии, 1996, №12, С. 3-32; Кураев А. Соблазн неоязычества: мате
риалы к Международному христианскому семинару «Тоталитарные секты в России». - М.: 1994;
Кураев А. Протестантизм о православии. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой
Сергиевой лавры, 1997; Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического
исследования. Нижний Новгород: Издательство братства во имя князя Александра Невского, 2000;
Холмогоров Е.С. Хроника: международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» //
Альфа и Омега. 1994. № 2, С. 138-161. Дудко Д. «Тайна Божия»// Саранские епархиальные ведомо
сти. 2001. № 21. С.9-13; Беседы Патриарха на рубеже тысячелетий ЛТравда.2000. 28 ноября; Влади
мир Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. «Без православия нет ни культуры, ни России/
Известия, 2002. 31 августа; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского
монастыря.

2 Кураев А. Вызов экуменизма. М.: 1999.

чины возникновения нетрадиционной религиозности) . Проблемы православного просвещения рассматривались в трудах: В.А. Бурко, М.П. Мчеделова, И.В. Налетовой, М.Г. Писмарка, Л. Попова, Э.Г. Филимонова (результаты социологического мониторинга уровня религиозности населения современной России, социальный облик верующих).

Проблемам государственно-церковных отношений посвящены работы: И.Г. Дубова, Р. Лопаткиной, Ф.Г. Овсиенко, А. Пчелинце-ва, О. Федяевой, Н.В. Володиной, М. Штерина и д.р (конституционно-правовые и государственно-церковные отношения в России). Также среди научных работ можно выделить работу А. А. Красикова «Религиозный фактор в европейской и российской политике», в которой чётко прослеживалась тесная связь религии и политики, особенно в отношении республик бывшего СССР. В сборнике К. Каариайнена и Д. Фурмана «Старые церкви, новые верующие, религия в массовом сознании постсоветской России» авторами, на основе привлечения широкого круга данных, анализируется феномен стремительного возрождения как самих религиозных организаций, так и религиозного сознания у большинства населения в посткоммунистической России. Примечателен в данном отношении труд «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России» под редакцией СБ. Филатова, где рядом авторов предпринимались попытки осмысления некоторых проблем социального

3 Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. - Архангельск: Изд-вл Помор, гос. пед. ун-та им.М.В.
Ломоносова, 1993; Мчеделов М.П. Вера в России в зеркале статистики / Независимая газета (Рели
гия), 2000, - 17 мая; Медведко СВ. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение.
2002. № 2. С. 104-110; Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологиче
ские исследования; Филатов СБ. Новое рождение старой идеи: православие как национальный сим
вол // Политические исследования. 1999. №3. С. 138-149; Филатов СБ., Воронцова СМ., Фурман Д.Е.
Религия в современном массовом сознании//Социологические исследования. 1995. №11. С. 81-91.

4 Мчеделов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые
результаты социологического мониторинга //Религия и право. 2002. №1. С.5-9; Мчеделов М.П. Со
временный верующий // Свободная мысль. 1996. №8. С.113-123; Писмарк М.Г., Бурко В.А., Жуланов
С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные
знания. 2003. № 4. С. 139-146; Попов Л. Новые верующие? // Высшее образование в России. 1999. №
5. С. 116-118.

5 Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение Россиян к по
литическим лидерам // Политические исследования. 2001. № 2. С. 78-92; Пчелинцев А., Рагозина Л.
Государство, религия, закон: социологический анализ // Религия и право. 2001. № 1. С. 26-29; Федяе-
ва О. Государственно-церковные отношения: переходный период// Религия и право. №1. С. 16-17;
Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковныхотношений в России (XX
век). М, 2000; Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. 4.1-2. М,
1995;Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние.) М.,
1996 и др.

характера, оказавших значительное влияние на развитие стихийной религиозности в стране, до недавнего времени считавшейся одной из самых атеистических в мире. Авторы предлагали свою интерпретацию процессу стремительного развития в стране нетрадиционной религиозности и оккультизма, объясняя данную ситуацию попустительством со стороны государства, которое оказалось неспособно в условиях отсутствия официальной идеологии и надлежащей правовой базы контролировать ситуацию. Кроме того, и сами традиционные конфессии оказались не готовы к всплеску интереса к духовному, а их догматические устои, сформировавшиеся в процессе развития и долгое время не подвергавшиеся пересмотру, были непонятны, либо слишком строги для нового «демократического» общества .

Особое внимание уделено роли религиозного (конфессионального) фактора в многонациональном обществе в исследованиях В.Н.Рагузина, А.А.Нуруллаева, И.Т.Рябовой .

Проблемы этнокультурной и конфессиональной идентичности народов на территории национальных субъектов РФ в 1990-е гг. представлены в материалах исследований, проведенных отечественными (С.Б.Филатов, А.В.Щипков, В.Ю.Зорин) и зарубежными (Д.Льюис) учеными . Данные всероссийских опросов населения 1991, 1993, 1996 и 1999 гг. раскрывали и проблемы регионального законодательства о свободе совести, в первую очередь - антимиссионерские законы середины 1990-х гг.

Особенности религиозной ситуации в поликонфессиональном регионе исследуются в работах К.Д.Давлетшина, Р.А.Набиева, А.Б.Юнусовой, Я.С.Черняка .

1 См. Религия и общество: очерки религиозной современной России/ Отв. Ред. СБ. Филатов, М.;
СПб.: «Летний сад», 2002, см. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом подсознании
постсоветской России / Под ред. проф. К. Каарианена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.; М.: «Летний сад»,
2000.

2 См.: Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. МД998; Его же: На
острие российской геополитики. М., 1999; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в национальных
процессах. // Государственно-церковные отношения в России. 4.1. М, 1995; Рябова И.Т. Влияние кон
фессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в Рос-
сии).Дисс. ... канд.философ.наук: 09.00.06 /МГУ. М., 1996.

См.: Филатове, Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение ? // Дружбанародов. 1994. № 11-12; Их же: Языческий вызов христианству. // Дружба народов. 1996. № 3; Зорин В.Ю. Этноконфессиональная карта Приволжского федеральногоокруга и вопросы межэтнической коммуникации. // Этнопанорама. 2001. №3; ЛьюисД. После эпохи атеизма. Религии и народы России и Средней Азии. СПб, 2001. 4 См.: Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов вкультуре и быту (на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционноисповедующих ислам). Дисс.

Вопросы межконфессионального диалога поднимались в работах Н.К. Кисовской (взаимоотношения православия и ислама в контексте глобальных изменений в российском обществе), Л. А. Андреевой (проблема взаимоотношения православия с протестантизмом), А.В. Митрофановой (вопросам влияния православия на политическую ситуацию в стране), К. Каневского (вопросам отношения исламской традиции к власти и государству), Ю.Н. Гладкого (проблемам федерализма на Кавказе), Н.М. Емельяновой (особенностям религиозной ситуации на северном Кавказе, на примере Северной Осетии и Кабардино-Балкарии), И.Л. Алексеева (проблемам восприятия ислама в русском обществе), Е.И. Кэмпбела (проблемам мусульманского вопроса в России), P.M. Бегеулова (исламское духовенство на Северном Кавказе), Р. Гайнутдина (положению, проблемам и перспективам ислама в России), А.В. Мартыненко (новым течениям в современном исламе), СП. Нестёркина (тенденциям развития буддизма в России) .

Отдельно можно выделить работы, посвященные проблемам конфессионального характера в Западной Сибири. Здесь можно назвать таких исследователей как: Л.И. Сосковец, Л.И. Шерстова, А.В Горбатов .

докт.философ.наук: 09.00.06 /РАГС.М, 1998; Набиев

Р.А. Ислам и государство. Казань, 2002; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане.Уфа,1999; Черняк Я.С. Проблемы гармонизации межнациональных имежконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северногогорода (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Дисс.канд.философ.наук: 09.00.06 /РАГС, М, 1999.

Андреева Л.А. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале 21 века. // Общественный науки и современность. 2004. № 3. С. 143-152; Кисовская Н.К. Православие и ислам в контексте политического самоопределения России.// Философские науки. 2006. № 12. С. 1245-133; Митрофанова А.В. «Политическое православие» и проблема религиозности».//Философия и общество. 2004. № 1. С. 78-95; Каневский К. Социальная программа российских мусульман: ислам и светское государство.// Российская Юстиция. 2003. № 4. С. 59-61; Гладкий Ю.Н. Исламский фактор политического федерализма: Северный Кавказ.// Известия русского географического общества. 2002. Т. 134. С. 39-46; Емельянова Н.М. Тайное и явное в северокавказском исламе, на примере К-Балкарии и Северной Осетии./ Дарьял. 2002. № 4.С. 202-225; Алексеев И.Л. Казанское миссионерское исламо-ведение и проблема восприятия ислама в русском обществе./ Религиоведение. 2001. № 2. С. 84-97; Кэмпбел Е.И. Мусульманский вопрос в России: история обсуждения, проблемы./ Исторические записки./ РАН. Отделение истории. 2001. вып. 4. С. 132-157; Нестёркин СП. Буддизм в российской культурной среде: некоторые тенденции развития. / Вестник Российского гуманитарного научного фонда.2006.№1 .С.98- 105; Мартыненко А.В. Модернизация ислама в России: от джадидизма к новым религиозным сообществам. /Регионология. 2005. № 1. С.237-274.

Сосковец Л.И. Конфессиональные особенности Западной Сибири в 50-е гг. XX века./Л.И. Сосковец// Американский и Сибирский фронтир: мат-лы междунар. конф.- Томск, 1997. С. 125-131; Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-е - 60-е годы XX века/ Л.И. Сосковец.-Томск, 2003. - 347с; Шерстова Л.И. К вопросу об оценке бурханизма в отечественной историографии // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий.

В данных работах рассматривалась этнополитическая и конфессиональная ситуация в регионах Сибири, приводились данные о верующих, количестве культовых зданий и священнослужителях по основным традиционным и нетрадиционным религиозным деноминациям, описывались проблемы межконфессионального диалога и пути их решения, отношение властных институтов к той или иной конфессиии, а также общая политика власти в регионе по отношению к религиозным организациям.

В Горном Алтае вопросами, связанными с деятельностью религиозных организаций, занимались исследователи: СБ. Филатов (возрождение буддизма-бурханизма), Н.М. Екеева (общий анализ религиозной и проблема сохранения межконфессионального согласия в регионе), Н.В. Расова (проблемы межконфессионального диалога, репрессивная политика советских органов власти в отношении священнослужителей), А.П. Адлыкова, Н.С. Мо-доров (различные аспекты деятельности Алтайской Духовной миссии). Вопросами, связанными с традицией и культурой коренного населения (в том числе и с традиционными верованиями алтайцев) за-нимались В.А. Муйтуева, С.Н. Тюхтенева, Н.А. Тадина .

Таким образом, анализ историографии по теме показал наличие значительного числа работ по обозначенной проблематике. В литературе накоплен достоверный материал по некоторым вопросам как России, так и Горного Алтая. Однако отмечается отсутствие комплексных исследований по заявленной теме, это показывает возможность и необходимость обращения к исследованию темы на

Омск: Изд-во ОмГУ, 1984. С.64-66; Шерстова Л.И. Алтай-кижи в конце ХГХ - начале ХХв . Формирование этноконфессиональной общности: Автореф. дис. ... канд. Ист. Наук. Л., 1985. 16 с; Шерстова Л.И. Этноконфессиональная общность. К проблеме эволюции субэтносов // Расы и народы. М.: Наука, 1991. №21. С. 29-45; Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии / Отв. ред. В.П. Зиновьев. - Томск: Томский государственный университет, 2010. - 288 с; Горбатов А.В. Государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности Русской Православной Церкви в Сибири в 1950-е - 1960-е годы / А.В. Горбатов, Н.А. Чуднов // Вестник КузГТУ. - Кемерово, 2004. -№ 4 (41). - С. 135-141; Горбатов А.В. Государство и Русская православная церковь в Сибири в XX веке / А.В. Горбатов // Русская православная церковь юга Западной Сибири (ХГХ - XX вв.): исторические очерки. - Кемерово, 2007. А.В. Горбатов Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. / А.В. Горбатов - Томск. 2008.- 408 с.

1 См. подробнее С. Филатов//Религия и общество Спб. 2002. С. 220-237; см. подробнее Н.В. Расова.
«Мировоззренческие проблемы взаимоотношения религиозных систем в Горном Алтае»// Макарьев-
ские чтения. Г-Алтайск., 2004. С. 78-85.

2 Тадина Н.А. Об этнической толерантности как традиции мировосприятия алтайцев. /Коренные на
роды Саяно-Алтая: в прошлом, настоящем и будущем. Горно-Алтайск. 2006. С.225-230.

широком временном отрезке, 1991-2001 гг., в рамках самостоятельного полинационального и поликонфессионального региона - Республики Алтай.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является выявление тенденций и закономерностей развития религиозной ситуации в Горном Алтае в 1991 - 2001 гг.

Реализации поставленной цели способствовало решение следующих задач:

выделить региональные особенности религиозной ситуации в Горном Алтае;

выявить специфику деятельности традиционных религиозных организаций в Горном Алтае;

показать деятельность нетрадиционных религиозных организаций в Горном Алтае;

- дать характеристику экуменистическим движениям в регионе.
Объектом настоящего исследования выступает религиозная

ситуация в Горном Алтае в 1991-2001 гг. Территориальные, временные и проблемно-тематические ограничения в объекте изучения позволили определить в качестве предмета исследования процесс возникновения и деятельности религиозных организаций на территории региона в 1991-2001 гг.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Горного Алтая (с 3 июля 1991 г. Горно-Алтайская республика в составе Российской Федерации, с мая 1992 г. Республика Алтай)

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2001 гг. включительно. Их выбор обусловлен определённой этапностью, логикой и спецификой внутреннего развития государства, общества и самих религиозных организаций в это время.

В начале 90-х годов, после распада СССР и крушения марксистской идеологии в постсоветском пространстве, образуется духовный вакуум, возрождается религиозная идеология, различные религиозные организации, которые до этого не оказывали заметного влияния на социально-политическую обстановку.

В 1997 году принимается новый Федеральный закон, призванный регулировать взаимоотношения государства и религиоз-

*

С 1922 по 1947 гг. Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 гг. Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края.

ных организаций. В соответствии с ним значительно ужесточались требования, предъявляемые к религиозным организациям. Все религиозные организации, действовавшие на территории Горного Алтая, должны были в срок до 2001 года (этим объясняется конечная дата исследования) пройти перерегистрацию и привести свои Уставы в соответствие с положениями данного Федерального закона. С 2001 года окончательно сформировался контур конфессионального пространства Горного Алтая.

Методология исследования. Для рассмотрения заявленной темы было необходимо определиться с понятийным аппаратом. Богословие делило все религиозные организации на традиционные (религиозные образования, сохранявшиеся на протяжении длительного времени и передававшиеся последующим поколениям на определенной территории среди определённого этноса или общности людей) и нетрадиционные (религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определёнными этносами, не свойственны его религиозной духовности, не укоренены в быту, культуре, а распространялись в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины). Соответствующие учения также назывались «ересью» .

Выбор методологического подхода определялся признанием характера современного исторического знания: мы стремились к органическому соединению элементов социального анализа и культурологического подхода. Этот подход, утверждаемый в отечественной историографии со второй половины XIX в., развиваемый В.О. Ключевским, П.Н. Милюковым, М.М. Бахтиным и др., кратко можно обозначить как исследование человека в его естественном окружении, в природной и социальной среде. Избранная позиция продиктована и представлением об историческом явлении как результате полифакторного объективного и субъективного воздействия. Это позволяет избегать одномерного освещения вопроса. Наряду с традиционными методами исторического исследования (хронологическим, историко-генетическим, системным и др.) ориентация на новые методологические подходы требовала использования методов и категорийного аппарата смежных наук.

1 Кураев А. Всё ли равно как верить?//сборник статей по сравнительному богословию. Кпин, 1994.-С.128.

Нашёл своё отражение в работе и принцип взаимообусловленности явлений материального и духовного мира, существования причинных явлений. Очевидно, что влияние, оказываемое религиозными организациями на общество, невозможно понять и объяснить без учёта влияния на неё целого комплекса внешних факторов, в том числе и социально-политических и экономических, определявших религиозную ситуацию в Горном Алтае в рассматриваемый период.

Источниковую базу исследования составил широкий круг источников. При написании данного исследования нами были выявлены и использованы различные виды источников, как опубликованные, так и неопубликованные. По нашему мнению, наиболее информативными являются ведомственные источники (данные текущего делопроизводства, решения, постановления, приказы, отчёты, докладные записки тех или иных органов), статистика, материалы периодической печати и системы Internet.

Статистические сборники - это особый вид источников. В данном исследовании нами использованы статистические данные, характеризующие состояние различных конфессий и деноминаций России и Горного Алтая. В статистических сборниках в целом обозначены тенденции развития религиозной ситуации. Из статистических данных была почерпнута информация, характеризующая динамику возникновения религиозных организаций в Республике Алтай, а также динамика роста религиозных организаций по годам .

Материалы периодической печати и Internet также являются достаточно информативным источником. Специфика этих материалов заключается в их многоплановости. Они включают в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию: официальные сообщения и документы, публицистику, хронику, письма, другую информацию (заметки-отчёты, репортажи, интервью и т.д.) В ходе работы было выявлено более 87 публикаций. Среди изданий периодической печати можно выделить: государственные печатные издания (Звезда Алтая», «Алтайдын Чол-моны»), национальные печатные издания («Улалу»), частные ин-

2 Народы России: Энциклопедия. / Гл.ред.В.А.Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с; Религии народов современной России: Словарь. / Огв.ред. М.П.Мчедлов. М.: Республика, 1999. - 624 с; Религиозные организации России.(Справочник)./Сост.С.И.Иваненко, А.И. Кудрявцев и др. М.: РАУ, 1994. - 114 с; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М: РАГС, 1996. - 285 с.

формационно-публицистические издании («Постскриптум», «Листок»). В зависимости от принадлежности периодического печатного источника к вышеперечисленным группам варьируются и материалы, изложенные в них. В основном все перечисленные издания акцентируют своё внимание на следующих вопросах: общие вопросы возникновения и деятельности различных религиозных организаций на территории Горного Алтая; государственного регулирования религиозной сферы; материалы, освещающие деятельность традиционных конфессий: Русская Православная Церковь, Ислам, Национальные религии (бурханизм); следующий большой блок посвящен деятельности нетрадиционных религиозных организаций; выделяются также материалы, посвященные попыткам проникновения в регион экуменистических учений (строительство в Тура-чакском районе так называемого «Храма всех религий») .

Данные материалы помогают воссоздать видение тех или иных проблем в конкретный исторический период. Обращение автора публикации к проблемам показывало их значимость для конкретного времени и исследователя. Значение периодических источников определяется и тем, что они являются показателем создания желаемых установок для населения, оказывают влияние на формирование общественного мнения, помогают понять веяние времени. Автором использованы материалы центральных и региональных архивов. Из обширного комплекса разнообразных источников была использована архивная делопроизводственная документация, сосредоточенная в Государственном Архиве Российской Федерации, Государственной службе по делам архивов РА, а также Архивной службе при администрации г. Горно-Алтайска, архивных службах при администрациях муниципальных образований Республики Алтай, Комитете по информационной и национальной политике, связям с общественностью Республики Алтай; Государственной регистрационной службы Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Алтай. В данных архивах находятся документы недавнего прошлого Республики Алтай. Содержащийся в них материал в совокупности позволяет достоверно восстановить динамику возникновения и деятельности религиозных организаций на территории Горного Алтая в 1991 -2001

1 Автором осуществлён сквозной просмотр «Звезды Алтая», «Постскриптум», «Листок», «Алтайдын Чолмоны», «Улалу», «Чуйские Зори», «Уймонский вестник» и т.д. за 1991 - 2001 гг.

гг. Всего в фондах различных архивов выявлено более семидесяти дел, посвященных данной проблематике.

В Государственном архиве Российской Федерации несомненный интерес представляет Фонд Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при ВЦИК (Р-2563), а также Фонд Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Р-6991) содержащие обширный перечень документальных материалов, отражавших работу данных органов (нормативно-правовая документация, отчёты, письма, служебные записки, ответы на запросы, переписка с органами государственной власти, в том числе и на местах и т.д.). Данные материалы, хранящиеся в Государственном Архиве Российской Федерации, помогают понять специфику взаимоотношений религиозных организаций и государственных институтов в советский период.

Фонд Комитета по национальной политике и общественным связям РА (предшественник Комитета по информационной и национальной политике, связям с общественностью при правительстве РА) (Р-725), хранящийся в фондах Государственной службы по делам архивов Республики Алтай - содержит документальные материалы, отражающие религиозную обстановку в Республике Алтай с начала 90-х гг. XX в. (Запросы и распоряжения Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Алтай, нормативно-правовая документация федерального и регионального уровня, документация Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Главе республики, Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, переписка Комитета с органами власти на местах, религиозными организациями, общественными объединениями и отдельными гражданами, непосредственно имевшая влияние на развитие конфессионального поля Горного Алтая, а также документацию, отражающую контроль со стороны властных институтов за деятельностью религиозных организаций и соблюдением ими законодательства). Например, применительно к данному исследованию содержится отчёт специалиста данного Комитета С.Ч. Пустогаче-вой о командировке в Улаганский район, во время которой она стала участником схода жителей одного из населённых пунктов, рядом с которым планировалось строительство «Храма всех народов». Данный документ, носивший глубокую эмоциональную

окраску, помогает понять менталитет населения Горного Алтая, а также раскрывает причины негативного отношения к проявлениям различного рода нетрадиционной религиозности.

Особый интерес представляют данные текущих архивов Комитета по информационной и национальной политике, связям с общественностью при Правительстве РА, а также государственной регистрационной службы Министерства Юстиции РФ по РА. Прежде всего, это отчётная информация. Начиная с 1990-х годов доклады, докладные записки, данные для обсуждения на конференциях, круглых столах, текущих заседаниях. Некоторые документы имеют личное происхождение, пометки, замечания, мнения. Пусть и не в больших объёмах, содержатся заметки с мест, что позволяет увидеть реальное положение и общую статистическую картину (например, содержатся ответы на запрос Комитета относительно зарегистрированных в районах республики религиозных организациях и количестве их адептов, или предложения республиканских общественных организаций по проведению празднования 1000-летия Христианства).

Фонд Горно-Алтайского городского исполнительного комитета (Ф-36) содержит документы, включающие протоколы заседаний исполкома городского Совета, из которых можно проследить основные направления развития города. Планы, отчёты, информации, сведения о работе учреждений и организаций (так содержится протокол заседаний городского исполкома, на котором было принято решение об образовании первой в Горном Алтае религиозной общины православных христиан 10. 09. 1987 г. из 22 человек).

Материалы, содержащиеся в фондах Архивной службы при администрации г. Горно-Алтайска (Ф-1), и фондах в архивных служб при администрациях районов Республики Алтай (в том числе и текущих) отражают динамику возникновения и деятельности религиозных организаций на местах, вопросы возвращения культовых зданий и предметов церковной утвари, конфискованных после 1917 г., выделение земельных участков под строительство культовых зданий, возможности предоставления мест общего пользования для проведения обрядовых действий, Крестных ходов, собраний и т.д. (например: вопрос передачи бывшего здания химчистки в г. Горно-Алтайске под обустройство храма религи-

озной организации пятидесятников «Церковь Новая Жизнь», или возвращения бывшего здания церкви в с. Майма религиозной общине православных христиан). Данные источники помогают выделить общее и особенное в религиозной жизни районов республики, проанализировать общее состояние конфессионального поля региона.

Научная новизна: Выявлены факторы, определившие лидирующее положение в конфессиональном пространстве региона Русской Православной церкви:

благоприятное отношение республиканских властей;

лидирующее положение по количеству адептов;

статус РПЦ как «официальной религии» России;

активная миссионерская деятельность.

Определены условия, не позволившие представителям нетрадиционных религиозных организаций добиться прочного положения в Горном Алтае:

противодействие представителей традиционных конфессий, и в первую очередь православия;

отсутствие у нетрадиционных религиозных движений исторических и культурных корней на территории Горного Алтая;

повышенный контроль за деятельностью нетрадиционных религиозных движений со стороны органов юстиции и внутренних дел. Обозначены причины, по которым экуменистические учения не смогли укорениться в конфессиональном поле Горного Алтая:

чуждость экуменистических идей для большинства населения региона;

активное противодействие общественности;

Обозначены причины отсутствия в регионе конфликтов на религиозной почве:

- значительный уровень толерантности (терпимости взглядов) на
селения;

- длительный период совместного проживания народов Горного
Алтая.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и положения диссертации, вводимые в научный оборот источники, могут быть использованы при изучении региональной истории, при подготовке лекционных курсов и в практи-

ческой работе административных органов. Результат исследования представляет интерес для преподавателей отечественной истории, структур Министерства внутренних дел и Прокуратуры, научных работников.

Апробация. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории России Горно-Алтайского государственного университета. Результаты исследования обсуждались на региональных и межвузовских конференциях. По теме диссертации опубликовано 10 статей и тезисов докладов в центральных и местных изданиях, в том числе в научном журнале из перечня ВАК.

Структура диссертации. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг.