Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Тенденции развития национального самоопределения на рубеже XIX - XX вв. 38-73
1 Этнополитическая характеристика Горного Алтая 38-46
2 Выбор пути национального самоопределения 46-73
Глава II. Пути национального самоопределения 1917 -1920 гг. 74-106
1 Алтайская Горная Дума и проблемы национального самоопределения 74-96
2 Каракорум и поиск путей самоидентификации 97-106
Глава III. Создание Ойротской автономной области 107-150
1 Советы и проблемы национального самоопределения 107-136
2 Образование Ойротской автономной области 136-150
Заключение 151-153
- Этнополитическая характеристика Горного Алтая
- Алтайская Горная Дума и проблемы национального самоопределения
- Советы и проблемы национального самоопределения
Введение к работе
Современный этап развития России характеризуется сложными, противоречивыми процессами во всех сферах жизни. В условиях
і суверенизации национально-государственных и национально-
территориальных образований Российской Федерации, изучение опыта, выявление проблем и специфики в национальных районах приобретает особое значение. Обозначенная проблема весьма важна в современных условиях, так как в национальных регионах она стала ныне ключевой, не только при анализе путей их развития, но и при выборе пути самобытного развития.
События последних десятилетий привели к ряду конфронтации между народами. «Парад суверенитетов» ознаменовал серию демаршей
* против российской государственности. Возникновение «горячих точек» на
просторах бывшего СССР явилось доказательством национально-территориальной неблагоустроенности многих этносов (особенно остро это проявилось в среднеазиатских регионах). Столкновения национального характера имели место ив ряде прибалтийских государств. Возникает ощущение, что теория о неизбежности столкновения народов действительно имеет место. Однако имелись возможности разрешения этих национальных проблем (хотя они не были реализованы).
В настоящее время ученые накопили значительный опыт изучения региональных проблем этнополитического и этносоциального развития. История сохранила накопленный веками опыт взаимодействия России, русской нации с представителями других национальностей. Настоящее и будущее страны во многом зависит от того, сумеют ли ее народы сохранить и приумножить все позитивное в своих взаимоотношениях. Проявилась необходимость создания региональной программы урегулирования межэтнических конфликтов, где должны быть обоснованы принципы
научной экспертизы, прогнозирования и ранней диагностики конфликтов, методы предотвращения, нейтрализации, блокирования деструктивных форм, способы их цивилизованного урегулирования и разрешения. Исходя из этих соображений, автор данной работы исследует проблему
ф национального самоопределения алтайского народа в первой четверти XX
века.
Актуальность темы предопределена «вечной» злободневностью национального вопроса^Особенно после распада СССР, когда Россия вступила в новую стадию реформ, охвативших все сферы деятельности общества и государства. Именно национально-политическая сфера стала одним из главных звеньев модернизационных процессов. Приобретение республикой Алтай в начале 90-х годов политических и экономических прав (принятие Конституции РА, договор с РФ по предметам ведения)
J}, казалось бы создали все предпосылки для полнокровного
функционирования региона, но многие проблемы в национальной сфере не только сохранились, но и обострились. К устойчивому развитию на основе саморазвития регион не подошел. Социальные и национальные диспропорции не просто удалось ликвидировать, напротив они углубились. «Самобытное» самостоятельное региона оказывается под вопросом. И не только из-за экономических трудностей, но и во многом из-за невозможности национальной элиты выработать единый путь развития, П^ть^дгвечающий и национальным и интернациональным тенденциям. Исходя из вышеобозначенных проблем потребность критического осмысления истории национальногВчзТорном Алтае1 в первой четверти XX
^ в., становится особо актуальной. Это во многом предопределено и
\
1 Горным Алтаем издавна именуется территория, расположенная между 48 и 53 градусами северной широты и 82 и 90 градусами восточной долготы. Это самая высокая часть обширной горной страны Южной Сибири. Она находится в горах Русского Алтая, который так называется в географической литературе в отличие от Монгольского (или Гобийского) Алтая. Русский Алтай ограничен на востоке и юге Западными Саянами, хребтами Чихачева, Сайлюгемом и горным узлом Табын-Богдо-Ола. На западе и севере Русский Алтай граничит с пекой Иртышом и приалтайскими степями, на северо-востоке сливается с хребтами Кузнецкого Алатау.
схожестью процессов первых и последних десятилетий XX века, когда шла выработка не только оснований, но и форм и путей национального самоопределения. Возникали различные варианты как межнационального, межконфессионального взаимодействия, так и варианты взаимодействия с властью и различными политическими и религиозными силами. Весь этот опыт, безусловно, требует разноуровнего анализа и обобщения. Кроме того, на современном этапе становится возможным и актуальным поиск новых аналитических подходов для изучения путей национального самоопределения на основе накопившегося в литературе аналитического материала и открытых для исследователя ранее недоступных исторических источников. Сегодня возможность и актуальность комплексного исследования безусловна.
При написании диссертации автор исходил из позиции, что в работе необходимо "использовать все ценное, что было исследовано, преодолевая стереотипы и шаблоны. Поскольку национальный вопрос весьма важен то и во все времена к нему было усиленное внимание, как государственных деятелей, реформаторов, интеллигенции, так и исследователей. Изучение темы зачастую проходило в ходе конкретных исторических событий. В начале XX в. резко ускорились процессы этно-национального строительства у народов Сибири, в том числе и у алтайцев. Уже в данный период появляются первые исследования. Идеи самоопределения Сибири, а в частности и территории Горного Алтая обсуждались в статьях областников, публиковавшиеся в периодической печати. Активное участие в обсуждении идеи автономии Сибири приняли такие лидеры областнической мысли как: Г.Н. Потанин, М.Б. Шатилов, Г.И. Гуркин и др.
Историю развития историографии исследуемой темы можно подразделить на два этапа: советский и российский (постсоветский). В рамках каждого этапа в различные периоды (1920 - 1930 г.г., 1940-1950 гг., 1960-1980 г.г., середина- 1980-х гг. и до нашего времени) возникали те или
иные приоритеты в исследованиях, что будет показано далее в историографическом обзоре темы. Весь спектр привлеченных^, можно
Этнополитическая характеристика Горного Алтая
Проблема самоопределения существует с того момента, как народ начинает самоидентифицироваться. Проблема выбора пути в Горном Алтае, пожалуй, впервые возникла в середине XVIII века, когда Горный Алтай избрал путь вхождения в состав Российской империи, когда 12 алтайских зайсанов со своими племенами добровольно вошли в состав Российской империи, положив начало процессу взаимоотношений и взаимовлияний алтайского и русского населения на общей территории Горного Алтая. Нужно отметить, что и до вхождения в состав России, и после, вплоть до 1917 года, алтайский народ не имел собственной государственно-управленческой структуры.
На рубеже XIX - XX веков в горниле революции не только Горный Алтай, но и вся Россия пыталась разрешить вопрос о пути дальнейшего развития как политического, так и территориального. С установлением советской власти, вопрос о самоопределении возникает вновь и разрешается созданием автономии. Но проблема не исчезла. Обострение происходило в 1950-е годы и в середине 1970-х гг. Распад Союза, ускоренный сепаратистскими тенденциями, возбудил проблему самоопределения в Горном Алтае с новой силой. В очередной раз был сделан выбор. Теперь в пользу независимой Республики Алтай.
Все это происходило в рамках территорий Российской империи -Советского Союза, в периоды политико-государственного перелома державы. Именно во время общегосударственной трансформации проблема самоопределения национальных регионов обострялась.
Облик населения Горного Алтая формировался на протяжении последних столетий, когда на Алтае наблюдается взаимовлияние нескольких традиционных культур. В первой половине XVIII века, когда алтайцы входили в состав Джунгарии, русские поселения примыкали к горам Алтая вдоль больших рек - Иртыша, Чарыша, Бии, Томи. Они выстроили в речных долинах сплошной ряд форпостов, крепостей, редутов, острогов, маяков, представлявших собой две линии, называвшиеся Кузнецкой и Колываново-Вознесенской. Южно-сибирская пограничная линия была усилена новыми укреплениями, которые начинались от Бийска (основанного в 1709 г.) и составляли Бийскую казачью линию.
Постепенно русское население стало переходить пограничные казачьи линии и селиться на привольных местах Горного Алтая. Первый миграционный поток сформировался в дореформенный период, следующий - в пореформенное время, когда Алтайский горный округ заселялся российскими переселенцами наиболее интенсивно. В горной части Алтая сосредоточились старожилы — потомки первых русских землепроходцев, а также раскольников, называемых в народе кержаками.
Появившись в новых местах, русские переселенцы начинали осваивать земли, образуя целые селения. Первые переселенцы-старообрядцы проникли в верховья реки Катуни, в долину Уймон. В 1791 г. они обратились к правительству с ходатайством о признании их подданнными и были приняты как «ясачные» люди, т.к. Уймон был приписан вначале к алтайскому зайсану. По определению ясачной комиссии в 1824 г. уймонцы как,и бухтарминцы получили собственное управление как «оседлые инородцы».
Алтайская Горная Дума и проблемы национального самоопределения
Период 1917 - 1922 гг. в истории Горного Алтая связан с поиском и становлением основных органов управления коренного народа на основе национальной идеи. Процесс национального самоопределения в Горном Алтае проходил сложно, как в прочем, и на всей территории разваливающейся Российской империи. После свержения _ династии Романовых, провозглашения России республикой и создания Временного правительства, на Алтае формируется национальное движение. Во главе национального движения оказался известный художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин, сыгравший активную роль в деле становления независимого Алтая.
Горный Алтай оказался наравне с другими сибирскими территориями перед вопросом национального выбора. Стремление к самоопределению имело место во всех национальных территориях Сибири (на Алтае, в Бурятии, Хакасии, Якутии) и др.. Для всех территорий примечательным является стремление к достаточно компромиссным вариантам развития событий. Этно-политические проблемы решались несколькими путями: создание межрегиональных собраний (Алтай, Якутия) с целью самоопределения регионов; созыв Учредительных Собраний (Алтай, Якутия); образование Комитетов по самоопределению (Бурятия, Хакасия); формирование национальных политических блоков не революционной направленности («объединенные демократы Якутии»); образование общественно-культурных организаций (Алтайское инородческое культурно-просветительское общество, типография Горного Алтая «Золотое Солнце»); апелляция к центру с целью разрешения проблем национальной самобытности и др. Анализ ситуации позволяет отметить, что во всех регионах Сибири на рубеже 1917-1918 годов шли схожие социально-политические процессы. Разные по характеру, но единые по своей сути - стремление к культурно-национальному самоопределению. Это было обусловлено как гео- демографическим фактором, так и сохранением многовековой традиции в сознании народов, существовавших в Сибири. И: все действия Учредительных и межрегиональных собраний, национальных Комитетов и общественно-культурных организаций были направлены на сохранение самобытности инородничества.
Первые сибирские представительные и исполнительные органы местного самоуправления возникли в, середине осени 1917 г., когда авторитет центральной власти упал до критического уровня, а процесс дезинтеграции страны стремительно набирал обороты. В условиях тяжелейшего кризиса российской государственности сибирскими областниками и поддержавшими их социалистами-революционерами был выдвинут лозунг создания «автономной государственной организации для Сибири». 15 октября 1917 г. начал работу первый Сибирский областной съезд, объявивший себя «высшим законодательным органом» региона.
Особое место занимал Сибирский областной совет — «высший орган власти в перерывах между Областными съездами», избиравшийся в количестве 33 членов — по три представителя от каждой губернии (области), по два представителя от каждого из туземных племен (бурятов, татар, киргизов, якутов, алтайских и минусинских инородцев), по одному -от каждого казачьего войска.
Советы и проблемы национального самоопределения
Политическая активность широких масс населения Горного Алтая, в том числе и коренных жителей-алтайцев, после Февральской революции получила конкретное проявление при формировании временных органов власти и местного самоуправления. На сельских народных собраниях, на которых в марте-мае 1917 года избирались исполнительные комитеты, формировались требования местного населения, не выходившие в целом за рамки буржуазно-демократических.
Подавляющее большинство населения Горного Алтая выразило свое положительное отношение к выборам в волостные земства, проходившим осенью 1917 года. Начиная с марта до поздней осени 1917 года не прекращались аграрные и лесные волнения, в которых активное участие принимали алтайцы. По сообщению местных властей Временному Правительству,лши отказывались от уплаты аренды и податей.
Политическая активность населения Горного Алтая после Февральской революции создала и определенные условия для организации местных большевистских партийных ячеек.
Под непосредственным влиянием барнаульских и бийских большевиков начался процесс организации сельских большевистских ячеек в Горном Алтае. Одними из первых в конце лета и начале осени 1917 года в пределах Горного Алтая были организованы большевистские партийные ячейки в селах Улале и Алтайском.
В конце февраля 1918 года был избран совет депутатов в с.Улала. Почти одновременно были созданы Советы крестьянских и солдатских депутатов в селах Карасуке, Майме-Чергачаке, Сайдысе, Паспауле. Многие политические вопросы отошли на задний план прежде всего из-за финансовых трудностей. Деньги требовались для всего: и на проведение культурно-просветительной работы, и на выдачу пособий женам солдат, и на осуществление общественных работ, и на многие другие повседневные нужды.
В целях изыскания средств на первых порах был введен чрезвычайный денежный налог, который взимался с сельской буржуазии. Целью этого налога являлось подавление сопротивления сельской буржуазии, сокращение торгово-ростовщических операций. С апреля 1918 года вводится прогрессивно-подоходный налог. Но серьезных денежных сборов в Горном Алтае эта мера дать не смогла.
Новые сельские власти пытались решить не только экономические проблемы, но и развернули большую работу по повышению общеобразовательного и культурного уровня местного, в том числе и. коренного населения Алтая. 14 марта 1918 года в с.Усть-Кан на общем собрании, где был избран Совет, принято решение о всеобщем обязательном образовании детей школьного возраста. Затем в селе были открыты на добровольных началах вечерние и воскресные занятия для обучения грамоте взрослых мужчин и женщин.1 В день 1-го мая 1918 года во многих сельских населенных пунктах были организованы митинги и демонстрации под лозунгом поддержки Советской власти.
Для проведения массово-разъяснительной и организаторской работы, касающейся объяснения населению принципов Советской власти, из городов Омска, Барнаула и Бийска в Горный Алтай направлялись партийные и советские работники, пропагандисты и агитаторы.