Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Система епархиального управления во второй половине XVIII века 39
1. Псковские архиереи и духовная консистория 39
2. Духовные правления Псковской епархии 48
Глава 2. Социальный состав духовенства 61
1. Порядок замещения вакансий в приходах Псковской епархии 61
2. Численность духовного сословия Псковской епархии и причины ее изменения 80
Глава 3 . Духовное образование в Псковской епархии 97
1. Уровень профессиональной подготовки духовенства Псковской епархии 97
2 . Духовные учебные заведения в Псковской епархии 114
Глава 4 . Доходы духовенства 123
1. Источники доходов приходского духовенства Псковской епархии 123
2. Источники доходов монастырей Псковской епархии 141
Глава 5 . Деятельность духовенства и его место в структуре российского общества 152
1. Особенности социального статуса духовенства. Деятельность духовенства 152
2. Место православного духовенства в российском обществе 160
Заключение 178
Источники и библиографический список литературы 182
Список сокращений 192
Приложение 1. Список действующих во второй половине XVIII в.
приходских и соборных церквей Псковской епархии, упомянутых в клировых
ведомостях и ревизских сказках 193
Приложение 2. Родственные связи представителей духовного сословия по
данным ревизских сказок за 1795 г 209
Приложение 3. Список церквей г. Пскова, упраздненных в 1786 г 214
- Духовные правления Псковской епархии
- Численность духовного сословия Псковской епархии и причины ее изменения
- . Духовные учебные заведения в Псковской епархии
- Источники доходов монастырей Псковской епархии
Духовные правления Псковской епархии
Особое место в системе управления епархией занимало Рижское духовное правление, возникшее почти одновременно с переходом лифлянд-ских церквей в ведение псковского епископа. Все церкви Лифляндии были причислены к Псковской епархии 12 марта 1725 г., а уже в 1727 г. в Риге была учреждена контора духовных дел. В 1750 г. она стала именоваться духовным правлением. Одним из мероприятий по упорядочиванию управления епархией, которые предпринял в 1764 г. епископ Иннокентий, было посещение Риги. Епископ Иннокентий посчитал недостаточно большим штат правления, состоявший только из одного протопопа, приказав решать поступающие в правление дела трем присутствующим. Один из двух, введенных в состав правления священников, должен был наблюдать за полковыми и гарнизонными церквами, а второй - руководить светскими приходами. Приступивший к работе священник Сергий Заклинский рапортовал в Псковскую духовную консисторию о страшном запустении, царившем в помещении Рижского духовного правления в 1764 г.: "ничего не приняли как только одно зерцало, стоящее на ветхом и весьма непристойном столе без прикрытия, насылаемых же указов и всяких письменных текущих дел, неотменно подлежащих для содержания и хранения в одном месте совсем ничего не оказалось, кроме ветхого сундука, запечатанного, давних годов с письмами и одного ветхого же, открыто стоящего небольшого шкафа также давних годов с ветхими письмами прежних правителей, но дела находились на дому у протоиерея... Присутствующие часто, когда приходят в правление, находят двери запертыми и через это терпят посрамление... Духовное правление не отопляется". С 1764 г. в штате правления появляются писцы, сторожа и рассыльные. Три раза в неделю с 9 утра до часу дня проводились заседания правления. За светскими приходами наблюдать был поставлен Сергий Заклинский, за полковыми - священник лейб-кирасирского полка Алексей Мала шевский . По ведомости 1770 г. в правлении помимо присутствующих чле нов соборного протопопа, протопопа Алексеевской церкви Семена Малгина и священника той же церкви Сергия Заклинского числились подьячий, рассыльные из дьячков и сторож из неграмотных церковников. По всем важным вопросам члены правления списывались с Псковской духовной консистори-ей и туда же отправляли на рассмотрение экстракты следственных дел. Ведомость 1773 г. указывает присутствующими членами тех же лиц, уточняя при этом функции протопопа Рижского Петропавловского Собора Саввы Глазьева, который должен был присутствовать только на тех заседаниях, где происходило объявление указов местному духовенству. Должность копииста исправлял дьячок Замковской Успенской церкви Андрей Стефанов. Что касается сторожей, то их функции выполняли попеременно местные церковнослужители. Особенностью функционирования Рижского духовного правления была чрезвычайная удаленность от места его расположения некоторых приходов. В ее ведомстве состояли церкви не только в Риге, но и в Пернове (Пярну), Митаве (Курляндское герцогство), в Аренбурге на о. Эзель, в Вер-рожском уезде (г. Выру). Количество православных храмов в ведении правления было небольшим - в 1773 году 11, не считая полковых, и не имело тенденции к увеличению. Почти все приходы, расположенные на территории современной Эстонии в Ревеле, Балтийском порту и Нарве, были приписаны к Петербургской епархии. Дерптский приход, расположенный в 169 верстах от Риги, был самым отдаленным. Из-за своего положения он до 1788 г. имел статус прихода, подчиненного непосредственно Псковской духовной консистории.33 Настоятель Дерптской Успенской церкви "чинил исполнение" по всем указам консистории.34
За пределами административных границ Псковского наместничества находилось так же Невельское духовное правление, устроенное на вновь приобретенных польских землях. В 1773 г. в его ведении находилось 23 православных храма, самые отдаленные из которых располагались в 40 верстах от Невеля. Присутствующими членами правления были игумен Невельского Преображенского монастыря Иустин и настоятель одной из местных церк вей Иосиф Анисимов. До присоединения к в 1772 г. польских земель Невельское духовное правление носило наименование капитула. В конце века количество православных храмов, находящихся под управлением Невельского духовного правления, несколько увеличилось и достигло 36. По одному православному храму было в Полоцке, Витебске и Себеже, 3 - в Невеле, в Динабурге располагалась батальонная церковь. Остальные храмы находились в уездах: в Полоцком -2, в Невельском - 20, в Велижском - 2 и в Сураж-ском - 2.36 В рапорте архиепископа Иннокентия о духовных правлениях в Псковской и Рижской епархии 1781 г. показано наличие в ведении Невельского духовного правления 44 церквей, но из них значительное число было приписными бесприходными. Всего подобных храмов насчитывалось 13. 11 из них находились в Невельском у. и по одному храму в Полоцком и Витебском. Общее число православных священно- и церковнослужителей при духовном правлении было невелико - 52 священника, 28 диаконов и 104 причетника. Поэтому Не вельское духовное правление, так же как и Рижское, не испытывало большой нужды в помощи десятоначальников. Единственный десятоначальник находился Себеже.
На территории Новгородской, а впоследствии Санкт-Петербургской губернии находилось духовное правление, расположенное в г. Гдове. К нему были приписаны на 1781 г. 23 церкви (4 в городе и 19 в уезде) при 82 священно- и церковнослужителях. В числе присутствующих по ведомостям значились 2-3 священника городских и расположенных невдалеке от города храмов. Должность копииста обыкновенно исправлял дьячок одной из гдов-ских церквей. При уездных церквях числилось два десятоначальника.38
Остальные духовные правления находились на территории Псковской губернии, причем их численность и границы подверглись в рассматриваемый период существенным изменениям. До 1773 г. в их числе были Псково-печерское, Островское, Опочецкое, Заволоцкое, Святогорское духовные правления. Заволоцкое духовное правление накануне упразднения имело в своем ведении 24 церкви пригорода Заволочье и уезда (еще до упразднения правления одна церковь была отписана к Опочецкому у.) и 11 церквей Пусто-ржевского у., ранее отошедших к нему от Святогорского духовного правления. При этих церквах находилось 164 священноцерковнослужителя. В 1773 г. присутствующими правления были священники Преображенской церкви пригорода Заволочья и Николаевской церкви с Копылка. При правлении имелся сторож. В подчинении духовного правления находилось 2 десятона чальника.
Численность духовного сословия Псковской епархии и причины ее изменения
Изучать динамику численности служащих в приходах представителей духовного сословие целесообразнее по штатному расписанию, чем по их реальному числу, так как на момент составления клировой ведомости или ревизской сказки определенный процент мест оказывается вакантным. Назначение нового священно- или церковнослужителя, учитывая необходимость сношения с консисторией и освидетельствования кандидата, могло занять несколько месяцев.
Данные, приведенные в табл. 6-7, демонстрируют наличие некоторых изменений в штатном расписании. В городе Великие Луки в 1783 г. к причту одноприходной Покровской церкви добавлен дьякон. Среди великолукских церквей, в конце 80-х - начале 90-х гг., было семь одноприходных, которые по числу приходских дворов могли стать двуприходными. В двух из них к 1797 г. был определен второй священник. К двуприходной церкви в погосте Горожаны, к которой было приписано свыше 400 дворов, так и не был, в рассматриваемый период, определен третий священник. Новые дьяконские места могли появляться, но достаточно редко. К середине 80-х гг. дьяконы уже были практически во всех приходах, кроме самых небольших от 40 до 90 дворов. Число дворов в них росло очень медленно, а временами и вовсе сокращалось. В целом нельзя не согласиться с мнением Л.Ю. Зайцевой, исследовавшей данный вопрос на примере Южного Зауралья, что рост населения, неизбежно вызывал увеличение церковных штатов, что, в свою очередь, привело к преобладанию среди церквей двух - и трехприходных. Но этот процесс, как видно из содержания табл.7, не был быстрым. Более того, в некоторых приходах наблюдается сокращение числа штатных служителей церкви. Указом консистории от 14 декабря 1789 г. двуприходная Преображенская церковь "за малоприходность" сделана одноприходной, что для этой церкви прошло сравнительно безболезненно, т.к. в 1787 г. умер второй священник, а затем и его сын. Лишних причетников разослали: одного по делу в гражданское ведомство, другого причетником в Невельский уезд.
В этот же период в уезде упраздняются 2 из 53 приходов в погосте Детковичи и в селе Нестерово. Причина упразднения - крайне малое число приходских дворов. В селе Нестерово насчитывалось 12 дворов, в погосте Детковичи - 26. Два причетника из упраздненного в 1789 г. погоста были переведены к расположенному неподалеку селу Ильинскому сверх штата, а священник на вакантное место в село Лукино. К 1797 г. приход в погосте Детковичи был открыт вновь.
Самым серьезным шагом архиепископа Иннокентия в отношении приведения в соответствие числа штатного духовенства и приходских дворов было сокращение действующих псковских церквей в 1786 г. Малочисленные приходы, несмотря на получаемую причтом ругу, не могли обеспечить, по мнению архиерея, достойное существование клира и поддержание в приличном состоянии самих храмов. На 1786 г. в Пскове состояло 56 приходских церквей: Петропавловский собор, 38 штатных церквей, 15 упраздненных монастырей и два штатных женских монастыря. Псковский архиерей рассудил, что целесообразно будет оставить 17 церквей, считая церкви при женских монастырях. К четырем бывшим монастырским церквам, а на 1786 г. приходским, расположенным в псковских слободах Никитской с Поля, Алексеевской с Поля, Богословской с Мишариной Горы и Климентовской с Завеличья было приписано по одной штатной, то есть получающей ругу, церкви. Священники и причт этих церквей должны были отправлять богослужения в своей церкви и приписной попеременно или в той "где больше будет требовать нужда". Две слободские церкви: Дмитриевская с Поля и Ца-ряконстантиновская не претерпели каких-либо изменений в своем статусе. К одиннадцати оставшимся церквям прибавили по одной приписной бесприходной (за исключением Варваринской) церкви. Пять из них: Пароменская с Завеличья, Николаевская со Усохи, Богоявленская с Запсковья, Космодемья-новская с Запсковья и Покровская от Торгу были объявлены двуприходны ми. К ним также было приписано еще по одной штатной церкви с условием, что священники пяти приписанных церквей будут по-прежнему получать штатное жалование и платы за духовные требы. Духовская церковь оставалась по-прежнему в ведении семинарии, (см. приложение 3) Таким образом, без мест остались священно- и церковнослужители только 18 церквей, приходы которых были поделены между 11 оставшимися городскими церква-ми. Только в 9 из 18 упраздненных церквей по сведениям, взятым из записок Анисима Негоновского, по штатному расписанию полагалось быть 12 священникам, 3 дьяконам и 21 причетнику. При сопоставлении численности белого духовенства Пскова до и после упразднения церквей в 1786 г. выясняется, что количество священно - и церковнослужительских мест сократилось примерно вдвое (табл.8).
. Духовные учебные заведения в Псковской епархии
Их структуру и деятельность можно рассмотреть на примере открытой в 1779 г. на территории Полоцкой губернии Невельской духовной гимназии. Невель был выбран в силу того, что именно вокруг него и сосредоточились 24 православные церкви губернии. В 1788-1793 гг. гимназия находилась в Полоцке, но ввиду неудобства такого ее расположения для местного православного духовенства, была переведена обратно в Невель. С 1795 г. Невельская гимназия находилась в ведении Могилевской епархии. Из казны на содержание гимназии отпускалось в год 500 руб., 50 из них шли на жалование учителю, 40 - на дрова, свечи, бумагу и посуду. Предусматривались штатные места для повара и сторожей. Количество своекоштных учащихся никак не ограничивалось, казеннокоштных без особого определения консистории не могло быть более десяти. На их содержание отпускалось по десять рублей на человека в год. Эта сумма расходовалась на их питание, одежду (кафтаны сермяжного или солдатского сукна, из овчины), обувь. Обучение в гимназии состояло из двух частей. В "первой школе" учили читать и писать на русском и польском языках, а также петь по нотам. Во "второй школе" преподавали латынь, катехизис и арифметику. То есть курс "первой школы" гимназии соответствовал 1-2 классам семинарии, а "второй школы" - 3-4 классам. В год своего учреждения гимназия получила по 25 комплектов азбуки с катехизисом, псалтырей, нотных книг, 20 учебников по латинской грамматике, 10 словарей латинского языка, аспидные доски, грифели и прописи. Первым учителем гимназии стал студент богословия из Псковской семинарии Доро-фей Чарнов. С 1783 по 1785 гг. в гимназии преподавал выпускник Псковской семинарии Симеон Иоаннов, прослушавший курс богословия уже на греческом языке41 В 1788 г. его место занял студент Киевской академии иеромонах Никодим из Полоцкого Богоявленского монастыря.42
В Торопецкой гимназии в 1793 г. преподавал недавний выпускник Псковской семинарии Петр Костантиновский. Учителями Великолукской гимназии в 90-х гг. были священники Воскресенского собора и Входоиеру-салимской церкви, окончившие полный семинарский курс.
Большинство учащихся поступали в гимназии в возрасте от 8 до 11 лет, продолжая начатое дома, под руководством отца, обучение. Поскольку учащиеся, пришедшие в гимназию, сильно различались по возрасту, способностям и полученному дома объему знаний, учителя для некоторых из них находили нужным разработать индивидуальный план работы, одновременно учитывая требования программы обучения в младших классах семинарии. Так, один из 17-и летних учащихся Невельской гимназии совершенствовался в переводах с латыни на русский и обратно, а другой обучался арифметике, священной истории и читал письма блаженного Иеронима. Пятеро учеников в возрасте от 9 до 12 лет постигали начала латыни, четверо, в возрасте от 8 до 10 лет, учились читать по латыни и писать на русском. Двое самых младших (7 и 8 лет) учились читать по часослову.
Благодаря открывшимся гимназиям дети духовенства из Невельского, Великолукского, Торопецкого и Холмского уездов имели возможность получать образование, равное первым 4-м классам семинарии, невдалеке от дома. Однако священнослужители из Порховского уезда и прибалтийских губерний, желающие дать детям систематическое образование, были вынуждены идти на значительные расходы, отправляя их учиться в Псков. Кроме того, далеко не все служители церкви, проживавшие близ гимназий, отдавали в них своих детей. Многие предпочитали обучать сыновей дома, по богослужебным книгам, что также нашло отражение в клировых ведомостях рассматриваемого периода.
В 1797 г. в семинарии и гимназиях епархии числилось одновременно 258 учеников, в то время как общее число детей, достигших учебного возраста и еще не занимающих церковно-служительских мест, превышало 500 человек.45 Примечание:а в составе Могилевской епархии.
Несмотря на существовавшую преемственность духовного образования в гимназиях и семинарии в единую систему они так и не были объединены. Руководство деятельностью гимназий осуществлялось не семинарским начальством, а епархиальными органами администрации, в основном, духовными правлениями. Перед ними же гимназии отчитывались в своей деятельности, посылая в семинарию лишь отчеты о расходовании, выделенных семинарских средств и ведомости об учениках46 Сложившаяся в Псковской епархии система гимназий оказалась непрочной в силу отсутствия серьезной материальной поддержки их существования. Деньги на нужды Торопецкой, великолукской, Холмской гимназий и сиротской школы выделялись из суммы, отпускаемой на содержание Невельской гимназии. Поэтому, после отхода Невельской гимназии к Могилевской епархии, прочие были закрыты, а сиротская школа соединилась с Псковской семинарией.
Отсутствие у служителей церкви желания, либо возможности дать детям полное семинарское образование, соединенное с отсутствием у епархиального начальства необходимости и возможности заставить всех сыновей священнослужителей и причетников обучаться в семинарии и гимназиях дало, по крайней мере, один положительный эффект. В семинарии учились в основном те, кто по своим умственным способностям был в состоянии усваивать довольно сложную учебную программу. Разумеется, пребывание в стенах духовного учебного заведения еще не гарантировало получение нужного священнослужителю объема знаний. Всегда был, хоть и незначительный, процент семинаристов, малоспособных к учению, напротив имен которых преподаватели в ведомости писали: "туп", "безнадежен", "никакой не подает надежды".
Источники доходов монастырей Псковской епархии
В ходе секуляризации наибольшие экономические потери понесли монастыри и архиерейские дома, являвшиеся вотчинниками. Те из них, кото рые не были упразднены, довольствовались главным образом штатным жалованием и доходами с земельных угодий. Н.Н.Лисовой отмечает, что политика Екатерины II была своего рода "средней линией" по сравнению с пожеланиями противников идеи монашества, каковым выказал себя в записке "О монастырях", написанной в 1786 г., князь Г.А. Потемкин-Таврический. Законодательство 1764 г. было несколько смягчено Павлом I в 1797 г. Мона стырям разрешено было увеличить до 30 десятин имевшиеся у них земельные наделы, заводить мельницы и рыбные пруды. Почти вдвое были повышены выплаты на содержание братии. Заштатные монастыри стали получать ежегодно по 300 руб.69 При этом, как видно из таблицы 18, величина жалование различным категориям черного духовенства практически перестала зависеть от класса монастыря.
Помимо обитателей монастырей и архиерейских домов жалование по лучали сами архиереи. Псковскому архиерею, например, выделялось 1200 руб. годового жалования. На покупку провизии, дров, железа, угольев, овса и сена для лошадей выделялось еще 1000 руб. в год. На жалование 58 архиерейских служителей, среди которых были, в частности, портные, бочары, конюхи, огородные работники, повара, плотники, печники, медник, карет ник и прочие, полагалось 982 руб. в год. Еще 132 руб. перечислялось на уплату подушных денег за архиерейских служителей. На церковные потребы и печение просфор 100 руб. в год, на содержание ризницы 349 руб., на починку кафедрального собора в Пскове, архиерейских домов и домовых церквей в Пскове и в столице 500 руб. в год. Если сумма на починку строений, относящихся к архиерейскому дому, не расходовалась полностью, то содержа лась в архиерейской казне. Производить какое-либо строительство без указа экономии запрещалось.
Жалование различным категориям монашествующих (руб. в год) Должность Архиерейские дома 2-го класса Мужские монастыри 2-го класса Мужские монастыри 3-го класса Источник: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания. Царствование Государя императора Павла Первого. № 161 Монастырям деньги помимо жалования выделялись на оплату услуг подьячего, на жалование монастырским слугам и выплату за них подушного оклада, на церковные потребы, на починку церквей и монастырских строений, на конюшенные припасы, уголья, железо и дрова, на прием приезжих и на рыбу, вино и пиво для братии. На эти статьи расходов мужским монастырям 2-го класса выделялось по 807 руб. 90 коп. в год, третьеклассным - 522 руб. 30 коп. При этом второклассный мужской монастырь имел 16 монастырских слуг, а третьеклассный - 8. Весьма скромные суммы выделялись на содержание женских обителей. Второклассный девичий монастырь получал в год жалование на 4-х монастырских слуг, да на все прочие расходы 100 руб.71
Монастыри и архиерейские дома продолжали оставаться достаточно крупными хозяйственными комплексами и к началу XIX в. сосредоточили в свих руках немалые земельные владения. Так, Псковский архиерейский дом в 1804 г. владел более чем 840 десятинами пашенной земли и сенных поко-сов. " Пашенная земля частично засевалась домовым хлебом, а частично сдавалась в аренду, в том числе и архиерейским служителям. Архиерейскому дому принадлежали так же огороды, сады, рыбные ловли на Псковском озере, на реках Великой, Черехе и Многе. Доходы приносили также торговые палаты, палатки, погреба и мельница. Самый большой доход в 300 руб. приносила тиунская палата, две палатки находились под зданием консистории, одна палата под соборною колокольней и палатка под соборною церковью. По 70 руб. в год приносила мельница на р. Каменке. Всего доходы Псков-ского архиерейского дома составили 1659 руб.
Псковский архиерей стремился извлечь доход и из упраздненных церквей г. Пскова. За 50 руб. была продана Благовещенская церковь от Рыбниц-ких ворот. Были покупатели на Зачатейскую, Казанскую, Власьевскую, Коз-мо-Дамианскую церкви, но впоследствии отказались от своих намерений. Плита от Георгиевской церкви с Болота, Богоявленской с Бродов и церкви Иоанна Милостивого церквей была отдана на поправку действующих храмов. Несколько церквей были переданы в казенное ведомство и на строительство лютеранского молитвенного дома. Три церкви оставлены в ведении епархиального архиерея. За Дмитриевской церковью в Кремле, оставленной в ведении архиерейского дома также была устроена торговая палатка. Но в начале XIX в. церковь была занята Псковским губернским правлением и использовалась как архив.
О монастырских владениях в конце XVIII - начале XIX вв. имеются следующие данные: 1. Торопецкий Небин мужской монастырь. Пашенной и сенокосной земли 30 десятин, расположенной как близ города, так и на некотором удалении. Земельными владениями монастырь пользовался сам, не отдавая в оброк.76 2. Находящийся на своем содержании Крыпецкий монастырь. На 1802 г. имел во владении 273 десятины 2186 саженей пашенной земли и 185 десятин 1190 саженей сенных покосов. Рыбные ловли на р. Щирице и двух озерах. Монастырь частично пользовался угодьями сам, а частично сдавал в оброк.77 3. Старовознесенский женский монастырь. Сенокосной и пашенной земли 30 десятин. Сдавалась в оброк. Рыбные ловли в 15 и 60 верстах от мона 78 стыря в Устинской волости и в Кулейской губе. 4. Псково-Печерский монастырь. Пашенной земли 20 десятин и сенных покосов 18 десятин 600 саженей. Восемь мест для рыбной ловли в Кол-пинской губе. Каждая ловля сдавалась в оброк от 4 до 20 руб., за некоторые из них монастырь получал прибавку в виде щук и лещей.79 5. Великолукский Троицко-Сергиев мужской монастырь. Сенных покосов 37 десятин. Деревянная мельница при монастыре. Покосами и мельни 80 цей монастырь пользовался сам. 6. Снетогорский мужской монастырь. Полная дача казенной земли, из ко торой 6 десятин отведено под выгон. Мельница на р. Толбице в Псков ском уезде, находилась в 35 верстах от монастыря. В общем владении с Великопустынским монастырем. Землею и мельницей монастырь поль О І зовался сам. Не отдавая в оброк. 7. Спасо-Мирожский мужской монастырь. Удобной и неудобной земли 34 десятины 1015 саженей. Из них 17 под монастырем и близ монастыря было отведено под выгон. Остальная земля в 3-х пустошах. Земля отда валась в оброк "из пятинного дохода". Казенной палатой были отведены рыбные ловли и мельница, но к 1804 г. планы и документы не предос 82 тавлены. 144 8. Святогорский мужской монастырь. Пашенной и сенокосной земли 33 десятины. В 2-х верстах от монастыря водяная мельница. Землею и мельницей монастырь пользовался сам. Монастырь получал весьма крупные доходы от неокладных сборов (свечные и кружечные). На 1804 г. их насчитывалось 1258 руб. 93 коп.83 В 1803 г. находящийся в числе братии священник Иван Иванов жаловался на казначея давшего ему только 30 руб. из кружечного дохода, собранного во время крестного хода в Псков, в то время как все остальные его участники получили по 46 руб.84 9. Иоаннопредтечев девичий монастырь. Пашенной земли и сенных покосов 29 десятин 417 саженей. Рыбные ловли в Устинской волости (15 верст от монастыря) и на Псковском озере (60 верст). Земли и рыбные ловли отданы в оброк