Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Желновакова Маргарита Федоровна

Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в.
<
Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Желновакова Маргарита Федоровна. Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в. : дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Желновакова Маргарита Федоровна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Улан-Удэ, 2010.- 205 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Появление и развитие протестантизма в дореволюционный период

1. Причины возникновения и дальнейшего распространения протестантизма в России и в мире 20

2. Протестанты на территории Иркутской губернии до 1917 года 42

Глава 2. Положение протестантизма в Советский период

1. Влияние государственной политики на развитие протестантских конфессий 63

2. Внутренняя жизнь общин 118

Глава 3. Протестантизм в конце XX – начале XXI веков

1. Взаимодействие протестантских конфессий, власти и общества на современном этапе 136

2. Основные направления деятельности протестантов на территории Иркутской области 167

Заключение 177

Приложения 184

Список использованных источников и литературы

Протестанты на территории Иркутской губернии до 1917 года

История протестантизма как оформленного и централизованного движения насчитывает уже почти пять веков. За это время он прошел путь от небольших маргинальных групп до государственной религии в некоторых европейских странах. Однако само движение протестантизма весьма неоднородно и состоит из множества как устоявшихся крупных конфессий, так и весьма самобытных групп, связанных между собой весьма условно. Это справедливо как для России, так и для всего мира в целом.

Условно протестантизм можно разделить на несколько волн или поколений. Первыми или реформаторскими, собственно-протестантскими движения в Европе можно назвать лютеранство, кальвинизм, англикансткую церковь и ряд более мелких конфессий. Они получили свое название (протестанты) за то, что выступали против власти католической церкви. Вторым поколением протестантизма стали методисты, баптисты, пресветериане и другие. И хотя эти конфессии не стояли у истоков Реформации и не выступали против католической церкви, по отношению к ним также стал использоваться термин протестантизм. Наибольшее распространение они получили в Северной Америке. К третьему поколению можно отнести пятидесятничество и неопятидесятничество (или харизматическое движение). Новое поколение протестантизма возникло в США, но распространение получило как в Латинской Америке, так и в Африке, Южной Корее и весьма активно развивается в России. На сегодня это наиболее динамично растущая конфессия.

Прежде чем говорить о появлении и развитии протестантского движения, целесообразно дать определение этого явления. Под протестантизмом понимается одна из трех ветвей христианства, наряду с православием и католицизмом. Основа вероучения - Никеа Константинопольский символ веры. Характерными чертами являются отсутствие сложной церковной иерархии, монашества, упрощенный культ и минимизация традиций. Вероучение основано на двух базовых положениях: sola fide (лат., только вера) и sola scriptura (лат., только Писание)1. Принцип sola fide предполагает предельную значимость личной религиозной веры, наличие собственного духовного опыта без профессиональных посредников. Утверждение sola scriptura исходит из убежденности в совершенной ясности Библии, для понимания которой не нужен клир, также этот тезис выступает фундаментом основополагающей идеи о священстве всех подлинно верующих. Кроме того, протестанты считают, что не нужно дополнять Слово Божье никакой традицией. Наиболее яркой чертой теологии протестантства является отказ от проблематики надразумного постижения сверхъестественных истин веры в пользу их практического осмысления. Одной из важнейших сфер приложения усилий является профессиональная область, то есть труд рассматривается как моральная обязанность каждого верующего.

Отличительной чертой протестантизма от других ветвей

христианства является его ориентация на повседневные запросы человека. Если католичество и, особенно, православие отличаются тщательным отношением к сакральной традиции, то протестанты ориентированны на постоянный поиск нестандартных, но в тоже время понятных подходов к объяснению мира и веры.

Протестантизм появился в Западной Европе в XV – начале XVI веков, этот исторический феномен получил название Реформация. Этому способствовало несколько причин:

Говоря о Реформации, необходимо, в первую очередь, рассмотреть религиозную составляющую этого процесса, так как именно вопросы веры лежали в основе всей Реформации. По мнению исследователя Алистера МакГрата, невнимание к богословским вопросам может привести к непониманию сущности этого феномена: «Изучение Реформации без рассмотрения ее религиозных идей может быть сравнено с изучением русской революции без разговора о марксизме»2.

К началу XVI века стало понятно, что западное христианство нуждается в реформах. К этому времени католическая церковь дискредитировала себя в глазах людей: священники вели безнравственную жизнь, процветала симония, продажа индульгенций. Пожалуй самым большим злоупотреблением церкви, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция. Хотя изначально назначение последней было сдерживание разного рода еретических движений и ограждение католической церкви от всевозможных крайних ересей и расколов. Но очень быстро инквизиция отошла от этой цели и стала средством контроля над обществом. Таким образом, моральный авторитет церкви как института был подорван. Прогрессивная и образованная часть общества, в том числе и среди духовенства, занялась самостоятельным духовным поиском.

Некоторые деятели раннего протестантизма, в частности, Лютер и Кальвин, считали, что такое состояние западной церкви в начале шестнадцатого века было обусловлено отклонением от основных идей христианской веры, потери интеллектуальной подлинности, неспособности понять того, чем на самом деле являлось христианство. Следовательно, реформирование нужно начать с христианских доктрин, богословия и религиозных идей3, что эти деятели протестантизма и совершили впоследствии. Вторым фактором успешного проведения Реформации стала политические ситуация, сложившаяся в Западной Европе. Многие правители желали отбрести политическую независимость от папства, однако они понимали, что до тех пор, пока народ будет находиться в лоне католической церкви, придется прислушиваться в своих действиях к Риму. Появление новой протестантской церкви дало возможность обрести независимость в религиозном плане и, как следствие, в политическом. Также на такое сотрудничество шли и лидеры Реформации. Так Лютер обратился к германскому дворянству, а Цвингли - к городскому совету Цюриха, указывая на взаимные выгоды от такого сотрудничества. Следует отметить, что при создании англиканской церкви политические мотивы вышли на первый план.

Влияние государственной политики на развитие протестантских конфессий

Богослужение у пятидесятников проходит также как и у баптистов: общее песнопение, проповедь, в том числе и рядовых членов общины, допускаются элементы творчества, одно из отличий – молитва тоже общая, то есть вслух молится не только священник, но и все прихожане. Таким образом достигается причастность всей общины к богослужению. Кроме воскресного богослужения, община встречается в течение недели, например, для совместного изучения Библии или молитвы.

Также как и баптисты, пятидесятники придерживаются активной миссионерской позиции: практически каждая община имеет дочерние общины. Кроме того, приветствуется активное участие в жизни общества, помимо благотворительности, пятидесятники занимаются работой с алкоголиками и наркозависимыми.

Пятидесятники делятся на большое количество различных подконфессий, объединенных в пять основных групп: пятидесятники двух благословений (в основном, в России представлено это направление), пятидесятники трех благословений, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии.

За последние 30 лет XX века число пятидесятников увеличилось в несколько раз, в результате чего эта конфессия стало одним из главных течений протестантизма, сравнимым по численности с лютеранством и баптизмом. Кроме того, идея пятидесятничества о глоссолалии проникла и в другие церкви - как протестантские, так и в католические и православные, породив харизматическое движение. Нередко харизматическое движение называют неопятидесятничеством. Общее число пятидесятников на конец XX века (не считая харизматов) - около 84 миллионов человек, преимущественно пятидесятники двух благословений (около 48 миллионов человек).

На территории России это религиозное движение появилось в начале XX века. Сначала его последователи организовали общину на территории Финляндии, входившей тогда в состав империи. В Санкт-Петербурге первые общины пятидесятников появились в 1913 году. Эта группа именовалась «евангельские христиане в духе апостолов», но в народе они получили название «смородинцы» по имени одного из своих основателей – Н.П. Смородина. В основном это направление получило распространение в Новгородской, Витебской, Вятской и Московской губерниях. Позднее общины «смородинцев» появились в Закавказье18. Однако в дореволюционной России пятидесятники не оказали существенного влияния на религиозную картину того времени. Масштабное распространение это религиозное направление получило только в середине 1920-ых годов на юге Украины.

Таким образом, рассмотрев обстоятельства появления протестантских конфессий на территории России, следует отметить среди основных причин их появления следующие: миграция представителей этих конфессий (в основном это относится к лютеранам), миссионерская деятельность зарубежных протестантов, богоискальство и собственные попытки реформирования духовной жизни страны.

Если говорить об отношениях власти и протестантов в дореволюционной России, то они всегда были крайне не простыми, поскольку правительство традиционно в своей деятельности опиралось на православную церковь. С момента принятия христианства на Руси православие стало одним из институтов государственной власти, призванным консолидировать общество. Однако по мере расширения Российской империи, в границах государства оказываются народности, например, прибалты, традиционно исповедующие протестантизм. Кроме того, в Россию переселяется значительно число немецких колонистов и иностранных специалистов, которые традиционно придерживаются лютеранства. Представители этой конфессии оказывали влияние на общество, что требовало выработки определенной политики власти по отношению к протестантам.

Поскольку власть была заинтересована в немецких специалистах, кроме того, на территории империи проживало значительное количество лютеран, этой протестантской конфессии были предоставлены определенные привилегии. Однако говоря о таком положении лютеранский церкви, хотелось бы отметить, что оно было таковым по отношению к другим ветвям протестантизма, по отношению же к православию последователи немецкого реформатора имели ряд существенных ограничений.

В 1649 году «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича установило, что русский поданный может быть лютеранином только при условии, что он родился в протестантской семье. «Совращение» из православия в лютеранство было признано преступлением, за которое полагалась смертная казнь19. В дальнейшем российское правительство проводило ту же политику. С 1832 года взаимоотношения Евангелическо-лютеранской церкви России и государства, а также правовое положение церкви вплоть до революции регламентировалось «Сводом законов» Российской империи. В соответствии со «Сводом законов», все вероисповедания делились на три группы: господствующее – православие, терпимые – «иностранные» христианские вероисповедания (лютеранство, некоторые другие течения протестантизма и католичество), а также ислам, буддизм, иудаизм, язычество, и гонимые – старообрядчество и сектантство, возникшее на почве православия20. В 1845 году был принят первый уголовный кодекс России – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где в статье 195 за обращение из православного в иное христианское вероисповедание, в том числе в евангелическо-лютеранское, виновный приговаривался к лишению всех прав и преимуществ, к ссылке в Тобольскую или Томскую губернию или другим, не менее суровым наказаниям21.

Русское правительство всеми силами стремилось подчинить протестантские церкви российскому императору. Их деятельность находилась под жестким контролем административных органов с 1826 года. За деятельностью духовенства тайный надзор вело III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшее функции государственной политической полиции. В структуру III Отделения входила вторая экспедиция, которая занималась религиозными преступлениями и борьбой с «неблагонадежными и подозрительными» священнослужителями.

Несмотря на определенные права, протестантам было запрещено проводить прозелитическую и миссионерскую деятельность, в том числе и среди неправославного населения. Кроме того, до издания в 1905 году высочайшего указа о веротерпимости дети от барков между православными и протестантами считались православными, их переход в другую конфессию был невозможен.

В XIX веке в Российской империи стали появляться в достаточно большом количестве последователи различных протестантских конфессий: молокане, духоборы, баптисты, штундисты и т.д.

Внутренняя жизнь общин

В это время при иркутской студии телевидения работал клуб атеистов. Совет клуба организовывал телепередачи на темы: что такое сектантство, баптизм и так далее. Передачи проводились с использованием конкретной информации по Иркутской области. В Братске выходил в свет тележурнал – «Жизнь и религия», который занимался «разоблачениями сектантов», а также освещением деятельности комиссии содействия. Братские пропагандисты в своих отчетах отмечали недостаток религиозной литературы, и просили предоставить им для ознакомления Библии112. Практически во всех районных газетах появлялись постоянные публикации на антирелигиозные темы. В среднем – около 10 публикаций в год. Кроме того, в области проводились ежегодные конференции молодых пропагандистов-атеистов, посвященные, в основном, организации индивидуальной работы с верующими. Именно это направление стало одним из основных в антирелигиозной работе 1970-ых годов.

Многие педагогические коллективы вели целенаправленную атеистическую воспитательную работу, проводилась работа по постановке на учет детей из семей сектантов для проведения с ними индивидуальной работы. В связи с этой работой многие дети баптистов стали активно участвовать в школьной жизни, некоторые вступили в октябрята, пионеры и даже комсомольцы. Кроме того, вошло в практику обсуждение активных верующих на собраниях общественности. Со стороны опытных атеистов принимались меры воспитательного воздействия на протестантов призывного возраста с тем, чтобы не было случаев отказа от военной службы.

В 34 городах и районах Иркутской области при райисполкомах и горисполкомах были созданы комиссии содействия, которые осуществляли контроль за соблюдением законодательства о культах, в частности, следящие за проповедью служителей культа и т.д.113 Кстати, в это время на служениях евангелистов присутствовали различные должностные лица, а 106 также преподаватели атеизма, например, члены областного научно-методического совета организации общества «Знание».

Несмотря на такую широкую атеистическую пропаганду, в Иркутской области с каждым годом увеличивалось количество религиозных общин. Так в 1971 году в области действовало 63 незарегистрированных религиозных общества, в том числе 12 групп пятидесятников и 3 – инициативников. Члены комиссий содействия активно протоколировали нелегальные собрания евангелистов, в 1971 году было привлечено к административной ответственности 110 верующих114.

Иногда в область приезжали официальные делегации зарубежных протестантских объединений. Так в начале 1960-ых годов в Иркутске и Братске побывала делегации Всемирного совета ЕХБ в количестве шести человек (из США и Канады). Они пробыли в области пять дней115. Во встрече делегации принимал непосредственное участие и Уполномоченный по делам религиозных культов. В 1976 году в Иркутске был представители Ассамблеи Божьей по Европе. Гости выразили доброжелательное отношение к власти. Также Уполномоченный участвовал и в приеме официальных делегаций ВСЕХБ, оказывал содействие в предоставлении транспорта, контролировал все действия делегаций116.

Хельсинское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанное 1 августа 1975 года, содержало обязательство его участников «уважать права человека и основы свободы». Поэтому в Советском Союзе деятельность религиозных организаций стала рассматриваться как условие обеспечения свободы вероисповедания и прав человека. 23 июня 1975 года, впервые за долгие годы, некоторые дополнения и изменения были внесены в постановление ЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. И хотя эти дополнения носили поверхностный характер, все же это было начало изменений. Конституция 1977 года гарантировала советским гражданам свободу совести, право исповедовать любую религию и отправлять «религиозные культы». Однако по-прежнему все общины, как и их священнослужители, подлежали обязательной регистрации в государственных органах.

Всего по состоянию на 1976 год в Иркутской области действовало 8 зарегистрированных общин евангельских христиан-баптистов. Общее количество членов этих религиозных групп составило 703 человека. Если говорить о составе верующих этой деноминации, то из общего числа прихожан 86% приходилось на женщин. 85% членов община составляли лица пожилого возраста. По определению Уполномоченного Совета по делам религий по Иркутской области, «религиозная деятельность ЕХБ проходит в спокойной обстановке, верующие относительно власти и советской действительности лояльны, доброжелательны».

Одновременно в области действовало несколько общин христиан веры евангельской, общая численность которых составила около 200 человек. Самые крупные группы пятидесятников находились в Черемхово (в общину входило около 60 человек), Ангарске (45 человек) и Братске (в группе состояло 50 верующих). Хотя эти общины не имели регистрации, но стояли на учете в органах местной власти. По данным Уполномоченного, в целом они выполняли законодательство о культах, только на их служениях бывали дети117.

В 1981 году вышло постановление ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания», это был один из последних документов, направленный на ущемление религиозных свобод в СССР. «Вопрос атеистического воспитания приобрел особую значимость также с обострением идейно-политической борьбы на мировой арене, активизации пропагандистскими центрами буржуазных стран религии в борьбе против СССР», - отмечено в одном из докладов, прочитанных на заседании иркутского обкома КПСС.

Основные направления деятельности протестантов на территории Иркутской области

На сегодня одной из самых многочисленных протестантских конфессией является баптизм. В 1992 году Российский союз евангельских христиан-баптистов (бывший ВСЕХБ) был преобразован в Федерацию союзов христан-баптистов. Продолжает действовать и Совет церквей ЕХБ (так называемые инициативники), а также ряд более мелких ассоциаций и объединений20. Основной тенденцией развития баптизма является ослабление централизованной власти, обретение общинами большей самостоятельности, упор на развитие миссионерской деятельности.

По официальным данным в Иркутской области проживает более тысячи представителей этой протестантской деноминации. Они являются прихожанами 25 общин, распложенных в различных населенных пунктах региона. Все общины входят в Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Иркутской области, которое, в свою очередь, входит в Российский союз Евангельских христиан-баптистов – РСХЕБ. Старшим пресвитером этих общин является Виктор Зайцев.

Кроме того, на территории области работает несколько общин ЕХБ, входящих в Совет церквей евангельских христиан-баптистов («инициативники»). Они принципиально продолжают отказываться от регистрации. В частности, такие общины существует в Иркутске и Братске. Иркутская община состоит из 50 членов и имеет собственное здание21.

Также существует ряд независимых общин. Так, руководимая Иваном Козловым Церковь евангельских христиан-баптистов в Усть-Илимске и «Церковь Благодати Христа» в Иркутске (рук. Валентин Шкурченко) самостоятельны22.

Также в России, и в Иркутской области в частности, действуют доктринально близкие к ЕХБ евангельские христиане. Хотелось бы отметить, что ранее (до 1944 года) действовали евангельские христиане, основное их отличие от баптистов заключалось в том, что они выступали за более активное сотрудничество с властью и признавали военную службу приемлемой для верующих. Также существовал ряд отличий в проведении некоторых таинств и обрядов (причастие, рукоположение и т.д.), но эти отличия не носили принципиальный характер. Позднее две эти деноминации слились в одну – ЕХБ. Те евангельские христиане, которые появились в настоящее время в Иркутской области, не имеют исторического отношения к евангельским христианам Советского Союза. Их основное отличие от современных ЕХБ заключается в независимости отдельных общин от централизованного руководства, а также «осовремениевание» общин – участие женщин в управлении церковью, использование современной музыки и т.д. В Иркутске такие общины небольшие – порядка 20-30 членов, некоторые работают без регистрации, как религиозные группы.

Кроме того, в Российской Федерации представлено сравнительно молодое, но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение пятидесятничество. Как и в большинстве стран мира, в России основную массу последователей этой конфессии составляют пятидесятники двух благословений.

В настоящее время эта конфессия представлена в России в виде двух союзов: Российская Церковь христиан веры евангельской и Российский объединенный союз христиан веры евангельской. Основные места их расселения – Сибирь, Урал, Московская, Тульская, Смоленская области, Краснодарский край и др. Кроме того, в последнее время в России появились близкие к пятидесятничеству так называемые неопятидесятнические (харизматические) общины. Эти две разновидности практически ничем не отличаются доктринально (есть небольшие отличия во взглядах на некоторые теологические вопросы). Основное отличие – это разное историческое происхождение. Следует отметить, что именно петидесятничество и харизматическое движение становятся основной движущей силой современного протестантизма23.

Для примера, почти из 300 существующих в Иркутской области религиозных организаций и групп порядка 60 относится к христианам веры евангельской (пятидесятники и неопятидесятники)24.

Некоторые пятидесятнические общины были основаны еще в советское время, например, такие старые общины сохранились в Ангарске, Братске, либо основаны священнослужителями-выходцами из Украины и Белоруссии (Иркутск, Ангарск, Железногорск-Илимский). Такие общины более консервативны в своих взглядах во внешнем проведении богослужения (к примеру, существует отрицательное отношение к использованию современной музыки), внешнем поведении членов общины (ношении женщинами брюк и т.д.), а также не приветствуется участие женщин в управлении церковью. Такие церкви в подавляющем своем большинстве входят в Региональное объединение церквей Иркутской области (РОЦИО), входящее в Российскую Церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Возглавляет это региональное объединение епископ Анатолий Боярчук, выходец из Украины. В эту структуру входит более 40 церквей и групп с общим количеством прихожан более 2 тысяч человек. Для этого объединения характерна конгрегационная система устройства, то есть, каждая община имеет право самостоятельно решать вопросы внутреннего устройства церкви, заниматься определенной деятельностью. Координация осуществляется только в общих вопросах вероучения и правового сопровождения.

Следует отметить, что пятидесятничество имеет определенный успех в некоторых этнических группах. Например, много пятидесятников среди корейской диаспоры Иркутской области (деноминация «Благодать во Христе» возглавляемая Хан Сун Ву и др.).

Похожие диссертации на Протестантские конфесии в иркутском регионе в середине XIX - начале XXI в.