Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в. Витовтова, Галина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Витовтова, Галина Ивановна. Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Алтайский гос. ун-т.- Барнаул, 1995.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/2874-6

Введение к работе

Актуальность тема исследования. Изучение истории производства художественных изделий по многим параметрам имеет актуальный синел. Современное научное мышление стремится к разностороннему и обобщающему златого. В связи с этим в исторической науке и искусстве произошло переключение внимания исследователей, с изучения крупных произведений и их создателе! на проблемы народной культури. Ддя Сибири изучение народной культуры особенно актуально, так как в Xtl в. здесь не было и не могло бнть выдающихся произведений искусства» поскольку отсутствовал необходимый творческий потенциал. Зато имелся мощный пласт народной культури, заслуживающий специального внимания и научного осмысления. Изучение народной культура русского населения Сибири необходимо еще и потому, что продолжают бытовать необъективные суждения о культуре местных - поселенцев-старожилов, якобы лишенных художественной одаренности.

. Производство.художественных изделий - органическая часть
народной культуры.'С одной сторона, оно является неотъемлемым
компонентом материального мира. В этом случае его изучение яв
ляется ценным-источником познания самой культуры, экономики и
истории народа. ...

С другой стороны, художественные изделия формируют эстетическую среду, окружающую людей,.и так или иначе воздействуют на образ жизни, социальную психологию.населения. Ц. художественных изделиях выражаются взгляда, вкусы, устремления, творческий потенциал народа, т.е. они являются ценный источником для изучения духовной культуры. Эстетические представления уже входят в сферу духовности. По мнению В.С.Соловьева, "красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира." Воссоздание истории производства художественных изделий, следовательно, необходимо для познания материальной и духовкой культуры народа, без последних невозможно понятие закономерностей развития страны в целом и ее отдельных регионов в частности. В научном плане

Соловьев B.C. Общий смысл искусства //Философия искусства и литературная критика. - М., 1991. С.76.

исследование отдельных.регионов также чрезвычайно важно. Это давно отмечалось учеными, а в 70-е гг. профессор А.П.Окладников утверждал, что изучение не только общих для всей птраны проблем, но и особенностей их проявления, специфики осуществления в отдельных районах страна может представлять значительный теоретический и практический интерес. Более полное изучение регионов составит более полную общую картину. Учитывая- тот факт, что данное исследование стоит на стыке истории, этнографии,.истории искусства, обеспечивается связанность всех этих направлений в научном изучении и цельность восприятия.

Изучение теш актуально и в этнокультурном аспекте, поскольку исследуется производство именно русских изделий. А художественна изделия в значительной степени определяют особенности быта, миропонимания, традиции народов.

Интерес к данной теню продиктован и реалиями сегодняшней жизни. Результатом прерванной связи между поколениями стала утрата многих здоровых традиций в производстве, эстетике, культуре отношений. Восстановление и обновление России все чаще связывают с возрождением ее духовного потенциала, экономических и культурных традиций, что выявляет необходимость их изучения. Выне» когда осознается глобальное значение уровня культурного развития граждан в формировании судеб стран и народов, исторические изыскания.могутиграть существенную роль в главном - гуманистическом воспитании чувств. В этом плане изучение истории производства художественных изделий необходимо, так как дает представление о богатом опыте в прошлом в деле воспитания здорового художественного вкуса масс. .

Появление в. нашем обществе новоявленного отряда предпринимателей, интересующихся художественными изделиями как товаром, также диктует необходимость изучения опыта прошлого.

Все это позволяет говорить об актуальности и научной зна-чишсти-избранной-жеш-дассертавдонного доследования.

. - -Объектом исследования стало-производство художественных изделий русским населением Зауралья в ИХ в. В фокусе внимания автора не все отрасли, хотя в принципе художественная обработка применима в отношении любого изделия. Критерий "художественности" трудноопределим. Невозможно ограничить художественный про-

инсел так же четко, как любой другой. Однако грань между художественным изделием и изделием простой полезности всегда намечалась и всегда в человеческом уме классифицировались.изделия. Производители изделий и иг современники ясно понимали, какие вещи являются художественными.

От первой половины XIX в. сохранилось мало изделий в конкретно взятом.районе. По этим немногим вещам составить представление о художественности всего круга производимых предметов, практически невозможно. Для определения художественности'вещей ґ= второй половины Х1Хв..основные ориентиры намечены йскусствбве-дами /В.С.Вороновнм, В.М.Василенко/.

. Таким образом, предметом исследования стало производство изделий, которые в ранний период рассматривались производителями и их современниками как художественные, а в более'позднее время - вещей, соответствующих основным критериям художественности, -намеченным искусствоведами, ...

Изученность теш. В XIX в. специально этой темой исследователи не занимались, но появилось много работ географического, этнографического, экономического, исторического характера, в' которых затрагивались вопросы, связанные с крестьянским произ-"'"' водством, этнографией русского населения Сибири. Производство художественных изделий в таких работах не выделялось, а характеризовалось наравне со всем хозяйством крестьян. В некоторых работах давались характеристики художественных изделий.

К ранним работам, касающимся отдельных сюжетов избранной темы, относятся работы П.А.Словцова. Особенно ценны его замечания о художественном вкусе крестьян, уровне мастерства производителей, способах.украшения сибирских изделий.

В 40-50-е гг. большую роль в изучении Сибири стали играть местные исследователи-краеведы. Большинство из них работало по программе для.собирания этнографических сведений, составленной в отделе этнографии Русского географического общества /ЕГО/. Они ввели в оборот значительное количество источников, использовали свои наблюдения. В материалах, собранных сибирскими краеведами, имеются многообразные данные, касающиеся духовной и материальной культуры крестьян. Определенную ценность в их работах представляет общая характеристика экономики. Скупыми

вкраплениями включен в работы краеведов тот материал, который имеет непосредственное отношение к исследуемой теме.

В изучение вопросов данной проблематики ощутимый вклад внесли.Н.А.Абрамов, Г.В.Колмогоров, Ф.В.Бузолин, К.М.Голодни-ков, П.П.Ершов, И.Ефимовский, Н.Черняковский, В.Тверетин, Т.Попов, А.Третьяков, А.рудяков, А.И.Сулоцкий. В конце Х1Х в. особенно интересны исследования о кустарных промыслах Тобольской губернии И.Н.Носова и Н.Л.Скалозубова. Они привели многочисленные статистические данные, касающиеся различных промыслов, назвали виды изделий и в некоторых случаях охарактеризовали способы их декорирования. Производство художественных изделий по традиции не выделено ими в самостоятельный вид деятельности крестьян.

К обобщающим работам досоветского периода можно отнести сочинение Ю.А.Гагемейстера "Статистическое обозрение Сибири", в.котором автор охарактеризовал продаслн населения Тобольской губернии. В сочинение включены художественные характеристики некоторых видов изделий.

В работах Н.М.Ядринцева, П.М.Головачева характеристика экономики Сибири дополнена описанием быта и культуры народов края. Приводимые ими статистические данные носят по преимуществу обобщающий характер. Некоторое внимание уделено исследователями избранной нами теме.

По-разному оценивали досоветские исследователи художественные достоинства изделий крестьян и горожан. Одни /И.И.Зава-лишин, Т.Попов/ не жалели, красок.в описании внешнего вида пре-дметовг другие /П.А.Словцов, Н.М.Ядринцев/ относились к ним намного сдержаннее.

Исследователями Xtl в, было дано описание крестьянского жилища, одежды, посуды, мебели, занятий населения; поставлены вопросы о происхождении сибирского иконописания, росписи по металлу, ковроткачества /Н.А.Абрамов, А.И.Сулоцкий/, фаянса и фарфора /П.А.Словцов/, костерезного.искусства /Н.Л.Скалозубов/, малярного прошсла /Н.М.Ядринцев/. В целом, в дореволюционной историографии шло накопление архивных материалов и личных наблюдений.

В советское'время различные аспекты проблемы народного ис-

кусства затрагивались искусствоведами, историками, этнографами. Крупним событием явилось опубликование в 1924 г. работы искусствоведа В.С.Воронова "О крестьянском искусстве", которая надолго определила круг вопросов, методы работы с художественными изделиями. Автором было дано описание всех основных видов крестьянского искусства. В.С.Воронов поставил вопрос о том, что народное искусство следует, рассматривать как одну из сто-, рон производства. Им и позже В.М.Василенко были намечены основные критерии, художественности и стилевые осббённости народных произведений искусства.

Дальнейший рост интереса исследователей к проблема народного искусства отмечается в 50-60-е гг..В это время появляются небольшие, а позже крупная работа В.М.Василенко /Русская народная резьба и роспись по дереву ХУШ-ХХ вв.- МГУ, 1960/. Исследователь одним из первых обратился к изучению сибирского материала. На его основе В.М.Василенко дал характеристику производства изделий из мамонтовой кости в Тобольске.

В это же; время сибиреведн проявляют интерес к крестьянскому зодчеству в Западной Сибири /Е.А.Ащепков/, к обработке драгоценных металлов /О.Н.Вилков/, ремеслам /М.М.Громыко/. Производство художественных изделий не являлось главным предметом их изысканий, поэтому ему уделялось мало места.

В 70-е гг. Д.И.Копылов, изучая обрабатывающую промышленность,, избрал поотраслевой принцип построения работы,' объединив все виды производства по природе, перерабатываемого, сырья.

. . Некоторых аспектов избранной темы коснулись А.Н.Кошлов, М.М.Громнко, Б.В. Павловский, В.А.Барадулин. Они сделали важные наблюдения о вкусах крестьян, художественных традициях, передаче навыков мастерства.. Но обычно история производства художественных изделий находила отражение в исследованиях сибире-ведов в контексте общих вопросов, связанных с изучением народного искусства, развитием отдельных городов, регионов» обрабатывающей промышленности, ремесла и торговли.

В 80-90-е гг. эта тенденция в исследованиях сохранилась. В эти годы-существенный вклад в разработку поставленной темы внесли Е.И.Соловьева, В.А.Барадулин, А.А.Лебедева, А.В.Сафьяно-ва, Н.А.Миненко, Л.Н.Гончарова, Н.Г.Велижанина, О.Н.Шелегина,

В.Л.Зверев, Н.Н.Шайггдинова,. .А.А.Валов. Наиболее близка к данному исследованию во сути поднимаемых: проблем работа Д.М.Руса-ковой. В связи с исследованием изобразительного искусства русских крестьян Сибири ею рассмотрены технические приеш. мотивы, композиции узоров, архаичны* элемента и инновации в орнаментах изделий. Основное внимание уделено автором мотивам и композициям в"резьбе и росписи по дереву, вышивке, ткачестве, кружеве. Нарялу с другими районами объектом внимания автора было, искусство крестьян-старожилов в Ишимском и Тереком уездах, г. Тюмени Тобольской губернии. Л.М.Русакова обращалась и к истории производства некоторых художественных изделий.

Итак, в советской историографии поставлен вопрос о необходимости рассматривать народное искусство как одну из сторон производства, намечены критерии определения художественности изделий, определена стилевые, особенности крестьянского искусства, сделаны важные наблюдения о крестьянских вкусах и эстетических традициях населения Сибири, дана характеристика отдельных видов изделий, выявлен принцип объединения отраслей производства по природе перерабатываемого сырья..Вместе с тем история производства художественных изделий русским населением в Зауралье в Х1Х в. остается малоисследованной. Историки, этнографы, искусствоведа традиционно ставят проблему, в рамках конкретной науки: историки мало интересуются народный искусством, искусствоведы не затрагивают.производства, этнографа часто ограничиваются описанием изделий, подчеркивая в них этнические особенности.

В целом, советская историография наметила только пути рассмотрения поставленной проблема, однако состояние ее разработки позволяет говорить о том, что объектом пристального внимания ученых производство художественных изделий в Зауралье пока не стало.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является воссоздание истории производства художественных изделий русским городским и сельским населением Зауралья в XIX в. Достижение этой цели предполагает решение конкретных задач:

- рассмотреть территориальное размещение производства художественных изделий,, выделив основные центра.художественной обработки дерева, металла, глины, кости, рога, кожи, шерсти,

растительного, сырья и женских рукоделий;

проследить в динамике уровень развития каждой отрасли на протяжении столетия в соответствии с числом занятых в производстве; - _.

определить факторы, влиявшие на уровень развития производства; '.''-"-'

рассмотреть вопрос /там, где позволяют источники/ о художественной ценности производима изделий.

Автором не ставились задачи изучения искусствоведческих и этнографических аспектов проблема.

Хронологические рамки исследования ограничиваются Х1Х в. В более ранний период производство художественных изделий у русского, населения. Зауралья выступает как часть всей хозяйственной деятельности и выделить его практически невозможно. Процессы переселения и обустройства на новых местах, "приспособление к сибирским условиям поглощали основную массу энергии русских крестьян, К .началу TtX в. производство в Сибири в целом сложилось, период.адаптации русского населения закончился, новая волна переселенцев начнется более чем через полвека. Производству художественных изделий стали уделять больше внимания. Появляется возможность выделить его из общего процесса хозяйс-^ твенной деятельности и рассмотреть в более или менее завершенном виде.

Крупные процессы середины столетия /становление капитализма, переселение в.Зауралье русских крестьян из центральных, и южных губерний России/ повлияли на развитие производства художественных изделий.. Конечная грань исследования связана с необходимостью выявления изменений в производстве во второй Головине и особенно в-конце Х1Х в.

-" Территориальные рамки работы ограничены пределами Зауралья, то есть бывшей Тобольской и Шадринским. уездом Пермской губерний. -Это восточные, склоны Урала, и. территория, прилегающая/к ним. В этом районе раньше осело русское' население и соответственно раньше сформировалось производство. Известно, что в XIX в. этог район Сибири был наиболее развит в. промышленном и ремесленном отношении, В ранее освоенном и более развитом регионе, бытует более сформированное производство художественных изделий.

так как более или менее массовое юс изготовление может сложиться уже после того, как будут удовлетворены первейшие потребности -человека.

Новизна исследования определяется тем, что диссертация яв
ляется первой работой, специально посвященной истории производ
ства художественных изделий в Зауралье в ХТХ в. Традиционно ху
дожественные изделия являлись предметом изучения искусствове
дов, историков искусства, атнографэв. Искусствоведа интересует
художественная природа явления в историческом развитии; анализ
художественного образа - один из главных моментов его исследо
вания. Этнографов интересуют этнические особенности, присущие
народному искусству, и отражение в нем историко-культурных вза
имосвязей народов. Этнографам не чуждо изучение и эстетических
норм искусства, но они их исследуют "с точки зрения тех нацио
нальных специфических норм, которые имеются у каждого народа и
которые; как и всякие другие народные традиции, являются след
ствием определенннх условий, исторических и социальных. "Дан
ное исследование стремится к комплексному изучению художествен
ных изделий, то есть оно проведено на стыке истории, истории
искусства и этнографии, что и определило новизну подхода к про
блеме. В орбиту исследования вводится значительный и разнообра
зный массив не привлекавшихся ранее специалистами архивных до
кументов.

Источниковая база диссертации. Для данной работы одинаково важны как письменные источники, так и вещественные. Среди использованных письменных источников можно выделить материалы статистического характера.. Значительная.часть статистических данных, использованных в диссертации, была обработана и опубликована Центральный и губернскими статистическими комитетами, оценочно-статистическими бюро земств. Часть материалов -отчети губернаторов, материалы к составлению обзоров, сведения о состоянии губерний, обывательские книги, статистические обзоры - взята из архивов. Дополняют статистические источники описания коллекций кустарных изделий, путеводители и каталоги кустарных и

л Труды ХП Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Т.7. М., 1970. С.360-361.

сельскохозяйственных выставок. Богаты материалом исторические, географические, топографические описания и обозрения, "примыкающие к статистическим источникам..

Комплекс привлеченной делопроизводственной документации также разнообразен и содержит сведения о многих Сторонах исследуемой проблеш. Документн исходили от губернатора, губернского правления, городских, волостных, сельских управ, гбродничих, полицейских правлений, ремесленных и мещанских управ, а часть -от самих производителей /крестьян, ремесленников/, например, всевозможные прошения крестьян и горожан. Использована документация, духовных правлений и монастырей. К ней относятся описи церковного имущества, договоры о заказах на изготовление различных, изделий и написание икон, рапорта о занятиях монашествующих и ср.

Из судебно-следственных дел в диссертации использованы рапорта судов о занятиях жителей различными ремеслами, описания экономического положения деревень, договоры о поставках сырья, судебные дела о купле-продаже, духовные завещания. В этих доку- " ментах встречаются описания изделий.

Богатым источником оказались архивные материалы различных обществ, занимавшихся исследованием Сибири. Среди них особое место занимает РГО.

В личных фондах и коллекциях-хранятся некоторые документы, которые, существенно дополняют имеющиеся данные. Привлечены личные фонды А.И.Сулоцкого, Н.Л.Скалозубова, В .П. Бирюкова.

Из периодической печати XIX в. более всего использовано материалов, опубликованных в "Тобольских губернских ведомостях", но также .брались во внимание газеты и журналы министерств, обществ, частных лиц;....

Особую группу составляют, мемуары, путевые заметки, путеше
ствия, дневники, письма.. Многие авторы описывают в них художе
ственные изделия, ремесла, постройки. Эти данные-ценны тем, что
получены от людей, которые .бнли-свидетедями. происходящего и су
мели подметить множество.деталей, .касающихся декорирования из
делий, вкусов населения городов и.деревень.

Необходимым источником являются вещественные памятники.

Часть сибирских коллекций хранится в музеях. В число экспонатов

входят изделия, изготовленные из .всех материалов: дерева» металла, кости, рога, шерсти, кожи, глины, льна,, женские рукоделия* Коллекции музеев позволяют составить представление о вкусах и художественных традициях жителей Тобольской губернии. ~ - Обильный материал по данной теме дают старинные районы городов Зауралья, где. в большом количестве сохранились деревянная резьба и разнообразные металлические детали убранства фасадов домов,-ворот, навесов. *

- . Практическая значимость работа.Материалы и выводы диссертации могут, быть использованы в обобщающих трудах по истории Сибири, в работах по.истории отдельных сибирских городов, при подготовке учебных пособий, лекционных и специальных курсов. Исследование может послужить толчком для дальнейшего более подробного изучения опыта и богатств, накопленных народом. Результаты ретроспективного анализа центров художественного производства у населения Зауралья могут быть использованы в деле возрождения очагов художественных прошслов.

... Материалы исследования могут, быть приняты во внимание в деде воспитания молодого поколения на основе национальных традиций.

Вывода диссертации могут заинтересовать коммерческие структуры» желающие развивать отечественное производство художественных.изделий.

, Апробашя диссертации. Основные положения и выводы диссертации используются, автором в лекционных курсах: "История культуры Сибири". "История декоративно-прикладного искусства", читаемых в. Алтайском государственном институте культуры для специализации "Организаторы музейво-краезедческой работы" и "Педагоги, организаторы досуга." Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественной истории Алтайского государственного института культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в.