Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опричники. Опыт историко-психологического исследования Назаренко, Татьяна Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назаренко, Татьяна Юрьевна. Опричники. Опыт историко-психологического исследования : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Том. гос. ун-т.- Томск, 1995.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/986-0

Введение к работе

Актуальность темы. События, затрагивающие представления о должном устройстве мира, . отношения между людьми, человеком и властью, всегда привле.салй заслуженное внимание не только специалистов. Особен:' э, если они сопряжены с трагедией.

Любое происходящее явление оказывает влияние на дальнейшее развитие социума, предопределяет его. В то же время, в мсмент, когда происходит собь,п"э, всегда существует альтернатива ему. иногда более разумная,. чем та, которая в конце-концов побеждает. Не последнюю роль здесь играет случайность. Например, умри Иван IV в детстве, скажись он другого характера, не внуши ему Макарий идеи богоподобия царской власти, шло бы развитие страны по другому пути, или нет?

Не вызывает сомнений, что іравдение'- Грозного было важным этапом становления авторитарной1 политической культуры в России. Сейчас перед обществом стоит задача преодоления этой традиции. Автор настоящей диссертации обращается к начальному этапу становления азторитаризма в России, делает попытку гсгсрыть психологическую подоплеку этого процесса. Отсюда вытекает актуачьно^ть исследования. В диссертации не только рассматриваются истоки явления, которое необходимо преодолеть, но и выяснятся механизмы внедрения в сознание стереотипов авторитарного мышления.

В недавнем прошлом советскому общее, зу пришлось пере.лть ситуацию экзистенциального кризиса - тезкой смены установок мирови-дения и поведения, вкупе с некоторыми изменениями условий существования социума. Это привело сначала к огульному отрицанию проз-лого, а в настоящее время наметились тенденции к установлении порядка любой ценой, даже путем принятия авторитарной власти. В годы опричнины ситуация экзистенциатьного кризиса была налицо. Таким образом, обращение к подобной ситуации в проалом может спо-

1 Авторитарность - в настоящем исследовании термин лишен узкополитического значения и употребляется для обозначения отношений с жестко выделенной позицией лидера, контролирующего все аспекты жизнедеятельности подвластных ему людей, вплоть до их мыс-

. лей. Неподчинение такому лидеру жестоко карается. haK синоним <этого понятия в исследовании употребляется термин "автократия", имеющий.чисто политическое значение.

4 ссбствовать решению проблем настоящего.

Кроме того, в работе затрагивается малоизученная область ис- . торической науки, проводится исследование ментадьности. Что способствует получению более адекватной картины прошлого. Как известно, не только "бытие определяет сознание" но и последнее диктует пути изменения условий развития системы, а то и просто консервирует имеющийся порядок вещей.

Основные цели диссертации сводятся к:

-изучению роли и места опричнины в процессе становления " авторитарной политической культуры,, а также к попытке вскрыть связь ситуации экзистенциального кризиса со становлением недемократического типа политического мышления;

попытке нарисовать историко-педологический портрет Ивана IV, то есть изобразить конкретное лицо в конкретной исторической обстановке, дать не только культурологическую, но и психологическую интерпретацию его поступков; -'.'-..,

рассмотрению опричнины как организации,, чья деятельность диктовалась, с одной стороны, волей и установками царя, с другой - коренившимися в доопричном периоде мыслительными,. политическими и этическю'ч установками. Необходимо было вскрыть как пути преодоления сопротивления, так и те изменения, которые претерпевали первоначальные замыслы царя в результате консервативности мышления его окружения.

Задачи настоящего исследования следующие:':

воссоздание стереотипов, господствовавших в политической культуре русской знати до опричнины; '> :

выявление объективных условий, заставивших русскую гнать искать новые формы организации внутриклассовых отношений, . причин . изменения статуса верховного правителя и роли опричнины в , этом контексте: . - '.

реконструкция личности Ивана IV, выявление индивидуально и культурно обусловленных черт его характера, выявление их влияния на его политические ввгляды и деятельность;

раскрытие особенностей восприятия опричниками идей Грозного, степени новизны опричнины как культурного феномена, связи ее установок со стереотипами предилствующего периода.

Научная новизна работы. Историко-психологическая проблематика не рассматривалась ранее применительно к России XVI века, В историографии имеется немало портретов Ивана IV, но его окружение

объектом исследования практически не становилось. Автор диссертации делает попытку осуществить междисциплинарные связи истории и психологии. Новый угол зрения позволяет получить дополнительную информацию из давно введенных в научный оборот источников.

Практическая цеш.зсть работа. Результаты диссертации можно использовать пги чтении лекций по общему курсу истории России, при изучении , истории политического строя страны и культуры русского Средневековья, а также для популяризации исторических знаний.

Хронологические рамки исследования определяются временем жизни Ивана Грозного: 1530-1584 годами, ко сущестгует ряд отступлений от них. Поскольку под термином "опричнина" в исследовании понимается царский двор, оформленный в виде монастыря с ярко выраженной террористической деятельностью,'автор склонна ограничить исследования ментальное его членов временем существования организации. Несмотря на то, что методы опричного руководства сохранялись и позднее, верхней временной границей в исследовании социума является 1572 год, нижняя же увязана со временем появления лидерог будущей организации при царе: серединой 50-х - начатом 60-х годов.

Раскрытие темы сделало необходимым изучение представлений русской знатя доопричного периода. Самые ранние анализируемые сведения.относятся здесь к X веку, основное внимание сконцентрировано на исследовании стереотипов XV ст'летия.

Географические рамки работы трудно определить. Условно их можно обозначить границами Русского государства 1550-х - 1570-х годов. Влияние присоединения СиОири на политическую ментальность народа не рассматривалось.

Методология и «етодика исследования. Методология настоящего исследования'сложилась как результат взаимодействия трех направлений современной науки: истории, психологии и философии. Методологическую базу исследования составили работы, которые можно условно разделить на три направления.

Исследователей^ фрейдистского и неофрейдистского толка и философов (З.и А. Фрейд, Э. Фромм, Э. Финк, В. Франка. К.-Г. Юнг, Я, -П. Сартр)1 объединяет внимание к подсознанию как важной сос-

1 Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет: В 2-х томах. Тбилиси, 1991. Т. 1,2; Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.,

тавлякщей человеческого поведения и рассмотрение человека б основных феномэнах его бытия: игре, смерти, ' деятельности, любви. Раскрытие характерного для эпохи содержания этих понятий Является ключом к ее пониманию. Серьезную опасность для историков при применении положений этого направления составляет возможность ненамеренной модернизации, материала: они посвящены преимущественно проблемам постиндустриального общества..

Направление, заданное советскими психологами "школы установ
ки" и примыкающими к ним исследователями (А.Е. Шерогия, Ш.А. На-
дирапБилч, А.Г. Асмсяов и др.)1 определяется тем. что его сторон
ники рассматривают человека в базовых отношениях: к ^ебе, другому
и "совсем другому" - смерти, идеалу. Наблюдается определенная
близость этих понятий с основными категориями бытия, ставшими
объектами изучения исследователей первой группы. Имеется возмож
ность сближения и взаимодополнения методов исследования указанных
направлений. .-...".

К третьей группе следует отнести работы, посвященные проблемам психологии людей доиндустриальных обществ, будь то этнологические исследования (В. Тернера, Б.Г. Поршнева, Л.А. Анциферовой. А.Р. Лурки и др.) или историко-психологические анализы Средневековья и Ренессанса (А.Я. Гуревича, Ж. Ле Геффа, Л.М. Батгаша, Й. Хейзшуи и др.)2. Р названных работах содержится ряд мотодологи-

1993; Юнг К.-Г. Проблемы дуцц нашего времени. М., 1993; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. ,1994; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990;'Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.207-228; Финк 9. Основные феномены человеческого бытия // Тем же ... С.357-403 и др.

1 Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психическо
го. Тбилиси, 1969. Т.1; 1973. Т.2; Надирашвили Ш.А. Понятие ус
тановки в общей и социальной психологии. Тбилиси. 1974; Асмолов
А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анали
за. - U., 1990 и др.

2 Анциферова Л.И. К проблеме изучения исторического развития пси
хики // Историк и психология. М.. 1971. С.63-89; Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и история. М., 1979; Тернер В. Символ и
ритуал. М., 1985; Гуревич А.Я. Категории средневековой культу
ры. М., 1984; Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988; Баткин

7 чески вакных оссбв-.еш'й, относящихся как к особенностям психики людей прошлого, так и к содержанию основних культурных категорий. Однако, русское Средневековье практически не становилось предметом исследований, и перенос положений, стксеяіцихся к западноевропейскому естеству, ні, любой незападный материал доллек осуществляться с остогзжностьп. Особенно это замечание относится к поздним стадиям развития систем.

'. При всей, несвязанности мекду собой методологических основ настоящего исследования, отказаться от применения какой-либо из них невозмс&но, поскольку это сужает освоение материала.

Среди методов, использованных автором диссертации, необходи-

мо отметить выявление наиболее вакных для исследуемого общества или лица понятий, раскрытие их содержания. Плодотворно применение биографического метода, то есть рассмотрение событий личной (или общественной) жизни как формирующем характер человека ,(или" мен-тальность социума) силы. Активно применяется в исследовании сравнительно-исторический метод. Сравнения проводились с собственным истерическим прошлым системы. Необходимым условием проведения истерике- психологического анализа является хорошее знание социально-экономических и политических аспектов существования изучаемого

. общества .

Историография проблем, так или иначе связанных с поставленными в диссертации задачами, ебтарна и .имеет длительную традицию. Во многих исторических .исследованиях СМ. Карамзина. J.U. Соловьева. В.О. Ключевского, К.Ф, В"лилеиского. СБ. Веселовского. Р.Г. Скрынникова, В.Б. Кобрина, Р. Хелли и др.)1 содержатся ха-

Л.М. Леонардо да Винчи и особенности творческого, ренессансного мышления. М., 1980; Ло ГоЭД Ж. Цивилизация средневекового Запада. U,, 1992; Белик А.Л. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993. и др.

1 Балилевский К.Ф, 'Иван Грозный. М., 19S9 ; Веселовский СВ. Исследования по истории опричнины. М., 1963; Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Кн.З. Т.9. С.1-243. Ключевский В.О. Характеристика царя Ивана Грозного //- Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.. 1991. С95-106; Кобрин В.В. Иван Грозный. М., 1939; Скрынииков Р.Г.

. Іарство террора. - СПб., 1992 ; Hellle R. In search of Ivan the Terrible // Platonov S.F. Ivan the Terrible. - Florida, 1974. -

рактеристики Грозного, как политика, на чью деятельность оказали серьезнее влияние особенности его. характера.

Первая крупная попытка проанализировать поведение Ивана IV с точки зрения психологии принадлежит психиатру П.И. Ковалевскому. К сожалению, автору не хватило знания особенностей мировиде-нил людей Средневековья1. Важные исследования, касающиеся особенностей личности Ивана Грозного принадлежат филологам и культурологам, изучавши его литературное творчество и стиль поведения. (Д.С. Лихачеву", Ю.Ы. Лотману, В.А. Успенскому, . A.M. Панченко и др.). №."<. отмечается дуальная картина мира, характерная для Ивана IV и необычное для его статуса шутовство. При всей -экстравагантности царя исследователи указывают на увязанность его поведения со стереотипами традиционной культуры2.

В последнее время наблюдается тенденция анализировать психологическую подоялеку поведения Грозного, иногда - как побочный, результат исследований, посвященных другой проблематике (А. Гро-бовский, Б. Парамонов, А.Л. Хорошкевич)3. -

Иван Грозный привлекал внимание исследователей как правитель. Его окружение чаще всего рассматривалось как пассивные исполнители в-яи царя. Психологический портрет. І^вана-человека и опричников давался только в художественной литературе.

Можно сказать, что за предшествующий период собран огромный фактический материал, сделан историко-культурный анализ поведения

Р.IX-XXXIV; Norretranders В. The shaping of czardom under Ivan Grozny і. Copenhagen, 1964 и др.'

1 Ковалевский П.И. Иоанн Грозный и его душевное состояние. СПб..
1899.

2 Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.
Л., 1984; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Панченко
A.M., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: : концепция
первого монарха // Труды / Отдел древнерусской литературы. Л..
1983. Т.37. С.54-78; Калугин В.В. "Псы" и "зайцы". Иван Грозный
и протопоп Аввакум // Старообрядчество в России (XVII - XVIII
века): Сборник научн. трудов. М., 1994. С.44-64.

3 Гробовский А.Н. Иван Грозный и Сильвестр (История одного мифа).
Л., 1987; Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана Грогного и боярс
кий "мятеж" 1553 года // Отечественная история. 1994. N3.
С.23-42 и др.

9 царя, рассматривалась знаковая символика опричнины. Создана база для возможного 'обобщения материала " на основе синтеза истории и психологии.

В работе были также использованы исследования по социально-политической (А.А. Зимин, СО. Шмидт, Г.Н. Бибиков, В.Б. Кобрин, Ю.М.Эскш , Р.Г.Скрынников, Н.-Ш. Коллман) и экономической (Е.И. Колычева, СМ. Каштанов, коллектив авторов под руководством А.Л. Шапиро и др.) истории России конца XV - XVI столетия. Они способствовали восстансл.'.?нгао реальной картины жизни государства времен правления, Ивана Грозного. Без обращения к исследованиям названных выше авторов психологический анализ был бы невозможен1. Кроме работ по конкретной политической истории России XVI столетия, большое значение имели обобщающие обзоры политической культуры страны, сделанные В.Б. Кобриным, А.Л. Юргановым, Ю.М. Лотма-ном, А.Л. Хорошкевич, СО. Шмидтоу2.

Источниковая база исследования. Все использованные источники

1 Аграрная история Северо-Запада России XVI века. Север. Псксз.
Общие итоги развития Северо-Запада. / Руководитель авт. кол-ва
А.Л.Шапиро. Л., 1S/3; Бибиков Г.Н. К вопросу о социальном сос
таве опричников Ивана Грозного //Труды / Гос. ист. музей. М..
1941, Вып..14'.' С.5-28; Зимин А.А. Формирование боярской аристок
ратии в России ЕО второй половине XV- - первой трети XVI века.
М.. 1988; Кобрин В.Б. Состав опричноги двора Ивана Грозного //

. Археографический ежегодник за 19Г9 год. М., 1960. С.16-91; Он же. Власть и собственность в России. М., 1985; Колычева Е.И. Аграрный строй в России XVI века. . М., 1987; Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994; Эскин Ю.М. Местничество в России XV1 -XV11 В..В..: Хронологический реестр. М.. 1994; Kollman N.-Sh. Kinship end politics. The making of Muscovite political system. 1345-1647. Stanford. California. 1987 и др.

2 Кобрпн В.Б.. Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержа
вия в средневековой Руси (К постановке проблемы) // История
СССР. 1991. N 4. С.54-64; Лотман Ю.М. "Договор" и "вручение се
бя" как археткпические модели культуры // Учен. зап. / Тар-
тусск. гос. ун-т. Тарту. 1981. Вып.513. С.3-16; Хорошкевич А.Л..
Борисенок Ю. Государство всея Руси: Беседа с д-ром ист. наук
\.Л. Хорошкевич // Родина. 1904. N5. С.20-26; Имидт СО. Единое
европейское государство // Родина. 1995. N9. С.68-72 и др.

10 введенії в научный оборот и опубликованы. Но заданный ракурс исследования позволяет получить кз них новую информацию. Оправдана классиїикацня по характеру сведений, -сообщаемых источником, и объекту, который они характеризуют. .

Информативность летописей меняется со временем. Автором были использованы "Лоеєсть временных лет" и Суздальская летопись по Лаьрентьевскому сппсіт/, "Патриаршая (Никоновская) летопись", дополнения к "Никоновской летописи" и "Царственная книга"1.

"Повесть временных лет" богата сведениями, необходимыми для восстановления друхииной мзнтальности. Они содержатся в многочисленных отрывках дружинных преданий и эпоса, поученкг" князей, которыми богат памятник. Почти все события прокомментированы, поэтому четко прослеживаются представленій людей о долхном, основные «деловые категории политической и 'дружинной жизни. С -XIV века летописи своитса к сухім погодным сообщениям, отступления от store правила редки. Информативность источника резко снижается.

Со времени создания Московского государства великокняжеское
к митрополичье летописание приобретает тенденциозный характер.
Основную информацию для настоящего исследования составили не сами
сообщаемые -.сбытия, а способ их подачи. Например, упоминание фак
тов личной лизни царя, таких, как поездки на богомолье, говорит
об особой значимости фигуры монарха, высокой символической наг
рузке ее. Часто случается, что в летописи отсутствует информация
о явлении, описанном в другом источнике. Чаще всего это свиде
тельствует о том, что для летописца та^ой порядок вещей был
сам-собой разумеющимся. Таким образом,умолчание является ценной
информацией. . . . .'

Местные летопись** ("Пискарзвский", "Московский") создавались в иной социальной среде,' оставшейся за пределами данного исследования, и поэтому использовались, в основном, для уточнения хода событий, выделения лиц, казавшихся современникам, важными2.

В качестве источьпка для выявления особенностей политической ментальности русской знати использовались популярные произведения художественной литературы, как отечественной, так и переводной. Такой подход представляется оправданным, поскольку средневековый

i. Полное собрание русских летописей. М., 1962. т.1; Полное собра-'

ние русских летописей. М., 1965. Т.13. 2 Полное собрание русских летописей. М., 197&. Т.34.

читатель ценил в книг з ее поучительность, а излеченные-в гакнмз-тельной форме примеры внедряются в сознание более елективно, чем идеологические выкладки. Автором бил проанализирован ряд произведений, преимущественно XV-XVI веков ("Александрия", "Повесть с Петре и Феврснии Муроі.оких Ермолая- Еразма", "Пнека -Хемь; "Слово похвальное", "Оказание о Вавилонском царстве","Сказание с Драку-ле", "Стефанкт и Кхїшлат", "Тайная Тайных" и др.)1.

Исходя из положения о том, что господствует:;": в етроле тип личности влияет на образ правления, автор обратилась к поучительному какру, в частности, к "Поучениям" митрополита всея Руси Де. :иила и "Домострою"2. Названные источники позволяй? составить представление о должном повседневном поведении человека, отношении возрастов в русском средневековом обществе, сб отношении к цари, нравственных обязанностях монарха.

Информация о такой важной составляющей обыденного политического сознания, как ритуал,лучае всего представлена в записках иностранных дипломатов и, отчасти, купцов. К тому ге, многие из авторов записок лично знали ИванаІУ и оставили интересные сведения о нем. В диссертации рассматривались "Записки о Московии" С. Гербератейна, "Записки о Московии XVI века сэра Д. Горсея", "исторические сочинения о России XVI века" А. Поссевино, "О государстве Русском" Д. Фяетчера, "Известия о Россия времени Ивана Грозного" купца Д. Тедальди.3

1 Памятники литературы Древней Рус: Вторая половина XV века. М.,
1982; Памятники литературы Древней Руси: Конец XV - первая по
ловина XVI веков. М., 1985; Памятники литературы Древней Руси:
Вторая половина XVI века. М., 1986.

2 Домострой. М., 1990; Поучение Даниила, митрополита всея Руси //
Памятники литературы Древней Руси: Конец XV - первая., половина

XVI веков. М.. 1085. С. 520-533.

3 Герб'рштейн С. Записки о Московии. М.. 1988; Поссевино А. Исто
рические сочинения о России XVI века. М., 1983; Горсей Д. За
писки о Московки XVI века сэра Д.- Горсея. СПб., 1909; Флетчер
Д. 0 государстве Русском // Проезжая по Московии (Россия Xі/1 -

XVII веков глазами дипломатов). М., 1991. С. 25-138; Шмурло
Е.Ф. Известия Джованни Тедальди о России времени Ивана Грозного
V Журнал министерства народне"о просвещения. - 1891. N 5. С.
121-146.

Первый русский царь достаточно полно раскрылся в своих произведениях: многочисленных письмах, Каноне Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродирого, приписываемом Грозному Д.С. Лихачевым, а также в столь регламентированном документе, как духовная- грамота1. Из этих источников мохно почерпнуть сведения о субъективном восприятии событий царем, о стиле его жизни и мышления.

В записках иностранцев, побывавших в опричнине (Р. Штаден "О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника". А. Шлихтинг "Новое известие о Москве Ивана Грозного" и "Сказание ..'.". " Послание" И. Таубе и В. Крузе), как и в "Истории о великом княве Московском" A.M. Курбского2 содержатся весьма тенденцпгно поданные сведения о царе и опричниках. Но, поскольку каждый из авторов искажает информацию по-своему, то комплексное использование источников позволяет преодолеть этот недостаток. Неточности сообщений, появившиеся вследстьии плохого знания языка или дефектов памяти информатора не являются существенными для историко-психологичес-кого исследования. Преднамеренные искажения фактов у A.M. Курбского отчетливо выявляют его субъективную позицию и понятия .о должном, поэтому их можно отнести к достоинствам источника.

Для характеристики народных представлений о царе использовались исторические песни об Иване IV. Они способствовали выявлению некоторых черт политической ментальности русского народа, но абсолютизировать полученную при их анализе информацию нельзя.Эпичность этого жанра исторического творчества заставляет предполо-

1 Духовное завещание царя Ивана Васильевича. 1572-1578 г. // Ду
ховные и договорные грамоты князей великих и удельных М.,
1909. С. 44-64; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Л., 1993; Лихачев Д.С. Канон Ангелу Грозному воеводе Парфения
Уродивого // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.
20-25; Послания Ивана Грозного М.-Л., 1951.

2 Курбский A.M. История о великом князе Московском У/ Памятники
литературы Древней Руси-. Вторая половина XVI века М., 1986. С.
218-399; Рогинский М.Г. Послание И. Таубе и Э. Крузе // Русский
исторический журнал. Пг., 1922. Вып. 8. С. 29-59; Шлихтинг А.
Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934; Ш.а-
ден Г. 0 Москве Ивана Грозного. Записки немча-огричника. М.,
1925.

жить, что они отразили скорее идеальные, чем реальные отношения1. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Опричники. Опыт историко-психологического исследования