Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общины Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в середине 1940-х - первом десятилетии 2000-х гг. Серова, Екатерина Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серова, Екатерина Алексеевна. Общины Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в середине 1940-х - первом десятилетии 2000-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Серова Екатерина Алексеевна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2013.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/314

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Институциональное возрождение и становление баптистских общин Кемеровской области в середине 1940-х -начале 1960-х гг 24

1.1. Организационное развитие общин ЕХБ в Кемеровской области в середине 1940-х-начале 1960-х гг 24

1.2. Деятельность баптистских общин в середине 1940-х-начале 1960-х гг. на территории Кемеровской области 38

1.3. Государственный контроль деятельности баптистских общин в Кемеровской области в середине 1940-х-начале 1960-х гг 53

Глава 2. Общины евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в 1960-е - первой половине 1980-х гг 65

2.1. Советская партийно-государственная политика в отношении баптистских общин Кемеровской области (1960-е-первая половина 1980-х гг.) 65

2.2. Движение «инициативников» в Кемеровской области в 1960-е-1985-й гг 87

Глава 3. Общины евангельских христиан-баптистов в условиях «перестройки» и религиозного «возрождения» (1985-й-первое десятилетие 2000-х гг.) 108

3.1. Российское государство и общины Евангельских христиан-баптистов в 1985-ом - первом десятилетии2000-х гг 108

3.2. Баптистские общины Кемеровской области в 1985-ом - первом десятилетии 2000-х гг 129

Заключение 145

Список использованных источников и литературы 151

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что в современной России по-прежнему не снята острота проблем, связанных с существованием большого количества религиозных организаций разных исповеданий,
проблем их институциональной организации, статусного положения
в обществе, проблем их взаимодействия. Вопреки существующим конституционным принципам нерешенным остается вопрос о фактическом правовом равенстве различных конфессий. Более того, по мнению некоторых исследователей «наблюдаются весьма опасные тенденция превращения одной конфессии, пусть самой традиционной и самой многочисленной, в едва ли не государственную церковь».

Большинство современных исследователей отмечает, что в настоящее время в России по-прежнему отсутствует четкая и продуманная концепция государственной политики в вероисповедной сфере и особенно остро этот вопрос ощущается на региональном уровне. В данном контексте изучение истории общин Евангельских христиан-баптистов (далее ЕХБ)
на региональном уровне является актуальным для построения продуктивного диалога «власть – религия».

Степень изученности вопроса о деятельности общин ЕХБ в СССР – РФ, в частности в Кемеровской области, такова, что возникла необходимость в систематизации материала и углубленном изучении данного вопроса. Применяя проблемно-хронологический метод многочисленную
и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования можно условно сгруппировать следующим образом.

Первый этап историографии проблемы включает в себя исследования, опубликованные в 1940-е – начале 1960-х гг.

Первые работы, посвященные характеристике деятельности религиозных организаций и объединений, состоянию основных религиозных конфессий, политике государства по отношению к церкви и верующим, увидевшие свет
в послевоенный период, характеризует крайне высокая степень идеологизации и резкое неприятие религиозного мировоззрения, духовных ценностей христианства во всем его конфессиональном многообразии.

Основные исследования этого этапа были посвящены реакционной роли религии в годы революции и становления большевистского режима. Конфессиональной же истории периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода уделялось гораздо меньшее внимание.
Данное обстоятельство, с нашей точки зрения, не является случайным: патриотическая деятельность священнослужителей и прихожан в период войны и послевоенного восстановления потребовало бы отказа от многих сложившихся стереотипов. Кроме того, сыграла свою роль и отмеченная
А. В. Горбатовым, т.н. «аберрация близости», мешающая адекватно осмысливать события.

В целом, исследования рассматриваемого этапа характеризуются скудностью излагаемого материала и бессистемностью. Это обстоятельство является следствием целого ряда факторов, начиная от фактического отсутствия у исследователей необходимого эмпирического материала в силу закрытости архивных фондов, заканчивая постоянными колебаниями правительственного курса по отношению к религии в послевоенный период.

Применительно к интересующему нас протестантизму, представителем которого являлась церковь ЕХБ, ситуация не столь однозначна: большинство атеистических исследований ученых-религиоведов в центре своего внимания имели именно деятельность «сектантов», которые отстаивали свои права.
В то же время, исследования, посвященные реальной внутренней жизни ЕХБ, как, впрочем, и других конфессий, в рассматриваемый период практически отсутствуют. Исключение составляет скорее работа Л. М. Митрохина
«Баптизм и современность», выпущенная в 1964 г., в которой присутствует взвешенность суждений и религиоведческий анализ.

Из исследований, посвященных баптизму в Западной Сибири,
в том числе Кемеровской области, стоит отдельно отметить кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук
П. Л. Каушанского «Идеология современного баптизма в СССР и его реакционная сущность», защита которой состоялась в Томске в 1962 г.
Данная работа, как и подавляющее большинство трудов указанного периода, написана сугубо в обличительном ключе, но в тоже время содержит ценный фактический материал для современных исследователей.

Второй этап историографии проблемы – вторая половина 1960-е – конец 1980-х гг. Увидели свет первые научные исследования, посвященные интересующей нас проблематике. Фактологическую основу исследований составляли не голые идеологические догмы, а вероучительные тексты и данные конкретно-социологических обследований. Во многих работа авторы сумели уйти от крайних оценок и чрезмерно резких выводов.

Несмотря на то, что работы В. И. Гараджа, А. И. Клибанова,
А. Т. Москаленко, сохраняют прежнее критическое отношение к церкви и религии, а работы Г. Р. Гольста, Ю. А. Розенбаума, В. В. Клочкова – классовые подходы, ряд обстоятельств, позволяют нам характеризовать середину 1960-х гг. как начало принципиально нового этапа в историографии проблемы.

Безусловно, не в ущерб идеологическим догматам, увеличивается количество исследований, посвященных изучению религиозных организаций
в философском, историческом, этнографическом и психологическом аспектах. Заметим при этом, что появляются немногочисленные, но значимые для исследователей работы, посвященные деятельности протестантских общин на территории Сибири: Н. А Костенко, П. Л. Каушанский, И. М. Шильдяшов, А. П. Андреев.

Сибирский ученый А. П. Андреев осуществил исследование идеологии
и практики современного баптизма по материалам Западной Сибири, результатом чего стало диссертационное исследование. Несмотря на прежние методологические подходы, продемонстрированные исследователем в данной работе, определение евангелических общин как организаций сектантского толка, разнообразие используемого документального материала, социологические обследования, осуществлявшиеся автором, использовавшаяся им методика бесед с верующими и руководителями религиозных групп, означали значительный шаг вперед в исследовании данной проблемы.

Заметный вклад в историографию проблемы в рассматриваемый период внесли и зарубежные исследователи. Так, в 1981 г. увидела свет работа американского автора Вальтера Заватски, определившего в качестве своей основной цели исследование «уникальной ситуации, в которой оказались евангельские христиане при коммунистическом режиме», во всех деталях показавшего трансформацию культуры «советских» евангелистов христиан,
их адаптацию к существующему режиму.

Третий, продолжающийся этап историографии проблемы начинается
в конце 1980-х гг. Рубежным событием в изучении религиозных организаций в СССР, с общепринятой в религиоведении точки зрения, является издание в 1989 г. сборника «На пути к свободе совести». Издание данного сборника продемонстрировало неиспользуемые ранее теоретические подходы
к изучению религии и церкви, к осмыслению последствий государственной религиозной политики советского периода.

Издание первых сборников способствовало активизации научных исследований в области истории религиозных конфессий. Работы
В. А. Алексеева, М. И. Одинцова посвящены анализу государственной политики и религиозных конфессий в советский период отечественной истории. В работе А. В. Логинова, посвященной достаточно болезненным проблемам в истории РПЦ, упоминается и о той роли, которую в истории российской цивилизации сыграли и иные религиозные конфессии. Примечательно, что в числе прочих автор упоминает и протестантизм,
что, на наш взгляд, свидетельствует об изменении отношения к церкви ЕХБ, прежде оценивавшейся в качестве сектантской организации.

Появляются труды, посвященные собственно истории неправославных христианских конфессий. Для нас особый интерес представляет исследование Л. Н. Митрохина, автора одного из немногочисленных современных трудов
по протестантским церквам. Данная работа является первым в отечественной науки фундаментальным монографическим исследованием, посвященным вопросам происхождения и формирования баптизма. Автор анализирует современное состояние баптистской церкви (мировой и отечественной), важнейшие периоды развития баптизма в России, отмечая при этом вклад баптизма в историко-культурном развитии России.

На качественно новый уровень выходят исследования, посвященные истории баптизма и государственной политики в отношении баптистских общин на региональном уровне. Некоторые проблемы развития общин ЕХБ
на территории Западно-Сибирского региона в рассматриваемый этап были исследованы в работах Н. Б. Ламанской, Е. В. Конева, С. П. Волохова,
в коллективной монографии тюменских историков. Третья глава диссертации Е. В. Конева посвящена немецким религиозным общинам в Западной Сибири. В этом разделе присутствуют сюжеты, связанные с государственно-конфессиональными отношениями. В диссертации С. П. Волохова
на материалах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей анализируется история противостояния властных структур с евангельскими христианами-баптистами, вставшими на сторону т.н. «раскольников».

Значительный интерес для нас представляет диссертационное исследование В. В. Шиллера. Объектом его исследования стало этноконфессиональное взаимодействие на территории Кузбасса,
в контексте которого автор рассматривал и проблемы развития общин ЕХБ
на территории Кемеровской области в конце ХIХ – XX вв.

Особого внимания заслуживают работы: Л. Н.Сосковец «Религиозные конфессии Западной Сибири в 40 – 60-е годы ХХ века», А.В. Горбатов «Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е – 1960-е гг.».

В работе Л. И. Сосковец анализируется комплекс религиозных организаций Западной Сибири в 1940-е 1960-е гг., определяется география размещения религиозных общин, их социо-демографический состав, анализируются вероисповедальная, богослужебная деятельность поместных общин, характер организации, устройства и управления.

Труд А. В. Горбатова является первой работой, в которой комплексно исследуется проблема взаимоотношений советского государства и религиозных организаций в Сибири в 1940-е – 1960-е гг. В отличие от ранее опубликованных работ, затрагивающих отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, исследование не ограничено анализом государственно-конфессиональных отношений в рамках какой-либо одной конфессии или
в границах одной или группы административно-территориальных единиц. Впервые данная проблема рассматривается системно, анализируется взаимодействие государственных органов власти и конфессий.

Таким образом, предшествующими исследователями, особенно в период 1990-е – 2010-е гг., проделана значительная работа по изучению прошлого
и настоящего общин Евангелистских христиан-баптистов, в том числе и на региональном уровне. Тем не менее, следует отметить, что для сибирской региональной историографии характерно отсутствие обобщающих работ, раскрывающих проблемы развития ЕХБ в современный период в Кемеровской области. В существующих исследованиях практически не рассматриваются вопросы внутрицерковной жизни общин ЕХБ Кемеровской области: материально-экономическое положение, характеристика социо-демографического состав, состояние пресвитерского корпуса.
Остались вне внимания исследователей вопросы социального служения общин ЕХБ Кемеровской области. Практически не изучены процессы, происходящие
в общинах ЕХБ Кемеровской области в последние три десятилетия.

Объектом настоящего научного исследования является Церковь Евангельских Христиан-Баптистов СССР и России в середине 1940-х – первом десятилетии 2000-х гг.

Предметом исследования – процесс становления и развития общин ЕХБ на территории Кемеровской области в середине 1940-х – первом десятилетии 2000-х гг.: механизм организационного построения общин, формы реализации вероучения, динамика государственно-конфессиональных отношений.

Исходя из вышеизложенного, автор поставил перед собой в качестве цели настоящего диссертационного исследования определение общих тенденций и особенностей процессов становления и развития общин Евангельских христиан-баптистов на территории Кемеровской области
в середине 1940-х – первом десятилетии 2000-х гг.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи, которые на основе системного подхода предусматривают исследование
и обобщение многочисленных документальных источников и достижений предшествующей исторической науки:

  1. Определить этапы исторического развития общин ЕХБ
    на территории Кемеровской области.

  2. Выявить географию размещения и основные особенности развития общин ЕХБ на территории Кемеровской области.

  3. Выявить условия осуществления вероисповедальной практики: наличие общин, культовых зданий, религиозной литературы.

  4. Определить социо-демографические характеристики верующих. Систематизировать данные о количественном и качественном составе общин ЕХБ Кемеровской области, их структуре.

  5. Проанализировать государственную вероисповедную политику
    в отношении общин ЕХБ Кемеровской области.

  6. Проанализировать особенности трансформации структуры
    и деятельности общин ЕХБ Кемеровской области в условиях становления российской государственности и обновления законодательства о религии.

Хронологические рамки настоящего диссертационного исследования детерминируются рубежными событиями истории баптистской церкви. Нижняя хронологическая грань обусловлена созданием в октябре 1944 г. Всесоюзного Совета Евангельских Христиан и Баптистов. Помимо этого
в 1943 г. происходит административно-территориальное переустройство СССР, результатом чего стало выделение Кузбасского промышленного региона в самостоятельную Кемеровскую область.

Верхняя хронологическая граница (первое десятилетие 2000-х гг.) обусловлена завершением трансформационных процессов в Церкви ЕХБ, начавшихся в 1990-е гг.

Территориальные рамки исследования обусловлены признанием автором справедливости оценки Кемеровской области в качестве самостоятельного, заслуживающего особого рассмотрения социально-экономического и политического образования, отличающегося специфическими особенностями, вызванными как естественными причинами геополитического характера, так и рядом субъективных факторов.

Методологическую основу исследования составили принципы объективности и достоверности; историзма; системности.
По мере возможности были применены принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозной практики евангельских христиан-баптистов является достаточно сильная нравственно-этическая компонента.

Принцип объективности и достоверности потребовали от автора реализации поставленных задач путем всестороннего и детального изучения используемого фактического материала различных источников. Это позволило выявить характерные черты событий и явлений и приводить в доказательство выдвигаемых положений только факты, которые наиболее точно передают существо тех или иных сторон рассматриваемой проблемы.
Применение принципа научной объективности проявилось в использовании широкого круга источников и литературы, в сопоставлении различных данных. Руководствуясь этим принципом, автор стремился с максимальной полнотой и непредвзято рассмотреть широкий спектр проблем, связанных
с функционированием структур ЕХБ на территории Кемеровской области.

Использование принципа историзма позволило рассмотреть явление
в развитии, во взаимной связи с предшествующим и последующим периодами. Применение данного принципа обусловило изучение взаимоотношений партийных и государственных, с одной стороны, и церковных структур,
с другой; организационной структуры ЕХБ на территории Кемеровской области; основных направлений деятельности общин; их состава с учетом тех конкретных исторических условий, в которых они существовали.

Принципы системности применялись, во-первых, в анализе конфессиональной обстановки на территории Кемеровской области в контексте развития социально-экономической и демографической ситуации в регионе. Во-вторых, принципы системного подхода позволили сделать возможной систематизацию разнородных архивных и статистических материалов,
и, на их основе, выявить сущностные характеристики предмета исследования.

Помимо методологических принципов в исследовании были использованы специально-исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический) и общенаучные (статистический, картографический, опросный) благодаря которым история общин ЕХБ
в Кемеровской области исследована в комплексе ее составляющих, проанализированы и сопоставлены многоаспектные материалы для выявления главных этапов, особенностей и сущностных характеристик.

Проблемно-хронологический метод позволил раскрыть взаимосвязь событий и обосновать критерии для определения хронологических рамок. Использование сравнительно-исторического метода дало возможность провести сравнение и выявить особенности существования общин ЕХБ
в различные временные отрезки.

С помощью статического метода был исследован социо-демографичекий состав общин ЕХБ. Опросный метод (интервью) применялся во время контактов с членами общин ЕХБ Кемеровской области и с сотрудником отдела информации и общественных связей ГУВД по Кемеровской области.

Источниковая база по проблеме исследования представлена довольно широко. Условно источники можно сгруппировать следующим образом:

1. Первая группа включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты РСФСР, СССР, РФ. Целью использования текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924 г., 1936 г. и 1977 г., Конституции РФ 1993 г. является осуществление сравнительного анализа конституционных норм, регламентирующих реализацию прав граждан
на свободу совести и свободу вероисповедания.

В нормативно-правовых актах советского периода, характеризующихся четкой антиклерикальной направленностью, в контексте общего курса
на окончательное искоренение религиозного мировоззрения, определялись основы церковно-государственных отношений, правовой статус религиозных конфессий, порядок создания религиозных организаций и объединений, устанавливалась жесткая система партийно-государственного контроля
за деятельностью последних СССР.

В свою очередь, нормативные акты, принятые в период «перестроечных процессов» и на этапе формирования и укрепления новой российской государственности, заложили правовые основы принципиально новых отношений государства и церкви, наполнили реальным содержанием прежде сугубо декларативный принцип «свободы совести», обеспечили правовую защиту интересов верующей части населения, основных религиозных конфессий, обеспечивая реальную автономию церковных учреждений.

2. Интерес ко второй группе источников – официальные документы ВКП(б) – КПСС обусловлен тем, что именно во многом они определяли основные направления государственно-конфессиональной политики, обеспечивали идеологическую основу антирелигиозных кампаний.

3. Третья группа источников – нормативно-регулятивные документы ЕХБ включает в себя «Уставы» и «Положения» Всесоюзного совета Евангельских христиан-баптистов – Российского союза Евангельских христиан-баптистов и Совета церквей Евангельских христиан-баптистов – Международного союза церквей Евангельских христиан-баптистов.

4. В четвертую группу входят делопроизводственные документы – материалы Государственного казенного учреждения «Государственный архив Кемеровской области» (ГКУ ГАКО) – фонд Уполномоченного Совета по делам религиозных культов (далее СДРК) по Кемеровской области (Ф. Р-964); материалы Архивного управления Кемеровской области – фонд Кемеровского обкома КПСС (Ф. П-75). Помимо этого были использованы документы в архивных отделах Администраций городов Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий: фонд исполнительного комитета Прокопьевского городского совета народных депутатов (Ф. 1.) и фонд Исполнительного комитета Ленинск-Кузнецкого совета народных депутатов (Ф. 1.).

При работе с архивными документами, отражающими различные стороны изучаемой темы, автор встретился с определенными трудностями, обусловленными как самим содержанием архивных документов,
несущим в себе все противоречия того исторического периода, так и рядом объективных моментов, связанных с состоянием архивных фондов.

Во-первых, не все содержащиеся в отчетах Уполномоченного СДРК сведения достоверны, в них заметна тенденция к преувеличению успехов атеистической пропаганды, достигнутых под руководством его аппарата.
В то время, как освещение деятельности общин, в первую очередь, незарегистрированных, а также пресвитеров, напротив отличается острой критической направленностью, активное неприятие устоев ЕХБ приводило к характеристике деятельности общин на территории региона как сектантской, подрывной, вражеской, антисоветской.

Во-вторых, недостаточное количество обобщающих данных, разрозненность и неполнота документов, практически полное отсутствие документов самих общин ЕХБ в «советский» период их деятельности не всегда позволяют сделать полный анализ тех или иных аспектов изучаемой проблемы.

В-третьих, развитие вероисповедной политики в последние 30 лет, предоставление религиозным организациям реальной автономии, исчезновение института Уполномоченных не лучшим образом виде отразилось на самой возможности изучения деятельности общин. В архивные учреждения документы о состоянии организаций ЕХБ на территории Кемеровской области в последние годы не представляются.

5. Пятая группа источников представлена материалами периодической печати и электронными ресурсами. В диссертационном исследовании автором были использованы как материалы региональной светской прессы, так и периодические издания ВСЕХБ, РСЕХБ и СЦЕХБ, МСЦЕХБ. Традиционно ценность источников этой группы заключается в оперативном освещении событий, наличии материалов директивного и исполнительного планов.

В нашем случае газетным материалам светской печати не хватало глубины, аргументированности в оценках, преобладала антиклерикальная пропаганда.

В настоящее время газетные материалы, в той, или иной степени характеризующие деятельность ЕХБ, фактически отсутствуют. Что же касается собственно церковных изданий ЕХБ, то они характеризуются нерегулярностью выхода в свет.

Сведения, почерпнутые нами с официальных сайтов Российского союза ЕХБ и Международного союза церквей ЕХБ предоставили нам возможность научного осмысления состояния и деятельности общин ЕХБ в Кемеровской области на современном этапе.

6. Шестая группа источников представлена мемуарной литературой,
как советского периода, так и вышедшей в последние годы существования социалистического режима и в современный период. Безусловно, воспоминания и мемуары не лишены субъективно-тенденциозных оценок тех, или иных событий истории ЕХБ, однако, тем не менее, содержащиеся в них факты, бесспорно, обогащают архивные материалы сведениями о реальных участниках рассматриваемых событий.

7. К седьмой группе мы относим источники личного происхождения: официальные ответы Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области; стенограммы бесед и интервью
с наиболее активными членами ЕХБ в Кузбассе: Интервью проводились либо на условиях частичного цитирования, либо на условиях анонимности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Установлена взаимосвязь между деятельностью баптистских организаций и вероисповедной политикой советского государства.
В связи с этим выделены и охарактеризованы три этапа истории баптизма в Кемеровской области: 1) 1940-е – начало 1960-х гг.; 2) 1960-е – первая половина 1980-х гг.; 3) 1985-й – первое десятилетие 2000-х гг.

2. Выявлено, что переселенческая политика советского государства
в 1930 – 1940-е гг. оказала существенное влияние на формирование баптистских объединений. Бывшие спецпоселенцы, в том числе верующие немцы и украинцы, нередко составляли ядро ряда баптистках общин.

3. Установлено, что, раскол в баптистских организациях, начавшийся
в начале 1960-х гг., привел к тому, что к движению «инициативников» присоединились преимущественно незарегистрированные общины и немецкие группы из зарегистрированных общин. Вследствие раскола Кемеровская область, в частности Прокопьевская община ЕХБ, стала одним из центров движения «инициативников» в СССР.

4. Выявлены условия, влияющие на развитие баптистских общин Кемеровской области: география размещения, численность, половозрастной
и национальный состав общин. Большинство общин ЕХБ размещается
в крупных городах области. Установлено незначительное, но постоянное увеличение численности общин в основном за счет детей верующих родителей или рекрутинговой работы с социально не адаптированными слоями населения. Согласно данным половозрастного анализа, в общинах преобладают женщины пенсионного возраста или неработающие женщины. Данные анализа национального состава общин свидетельствуют о преобладании русских,
но наиболее активную работу в общинах проводят украинцы и немцы – потомки переселенцев 1930 – 1940-хх гг.

5. Определены особенности миссионерской деятельности общин ЕХБ Кемеровской области, формы их социального служения на современном этапе. Основное внимание в миссионерской деятельности в 1990-е гг. уделялось работе с воспитанниками интернатов и детских домов, заключенными пенитенциарных учреждений, нарко- и алкоголезависимыми людьми.
С начала 2000-х гг. общины актуализируют молодежное направление
и женское движение.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она является первой работой, в которой комплексно исследуется проблема развития
на территории Кемеровской области общин ЕХБ в период с середины 1940-х – первое десятилетие 2000-х гг.

В отличие от опубликованных ранее работ, затрагивающих отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, а также исследований, посвященных более общим проблемам государственно-церковного либо межконфессионального взаимодействия, настоящая работа посвящена проблеме развития на территории Кемеровской области одной из наиболее значимых христианских конфессий, вопросам организации ее внутренней жизни, вероисповедной политики в указанный исторический период – середина 1940-х – первое десятилетие 2000-х гг. Благодаря заданным хронологическим границам, автор настоящего исследования значительно выходит за рамки предыдущих работ, охватывающих исторический период до 1970-х гг.

Практическая и теоретическая значимость работы. Выводы, положения и источники диссертационного исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки государственно-конфессиональной политики современной России. Материалы исследования могут в определенной мере послужить составной частью трудов по истории религиозных организаций России и Сибири. Кроме того в высших учебных заведениях, материалы исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы
по гуманитарным дисциплинам, направленным на формирование общекультурных компетенций.

Практическая значимость исследования истории деятельности общин евангельских христиан-баптистов и взаимоотношений последних
с региональными органами государственной власти на территории сибирского региона, с нашей точки зрения, позволит улучшить существующую модель государственно-церковных отношений, преодолеть традиционную нетерпимость между представителями различных конфессий, устранить,
в частности, представление о сектантской сути баптистских организаций, преодолеть угрозу возможных конфликтов, способствуя тем самым стабильному развитию многонационального российского социума, упрочению российской государственности, дальнейшему становлению гражданского общества.

Апробация результатов исследования. Результаты работы были отражены в печатных трудах и обсуждены на 11 Международных, Всероссийских и Региональных конференциях. Помимо этого, материалы диссертационного исследования были использованы при проведении лекционных занятий по дисциплине «Управление общественными отношениями» раздел «Взаимодействие органов государственной власти
и местного самоуправления с религиозными организациями».

Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите
на заседании кафедры истории и культуры России ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Структура диссертации. Настоящая работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Деятельность баптистских общин в середине 1940-х-начале 1960-х гг. на территории Кемеровской области

Общие принципы построения внутренней жизни общин Евангельских Христиан-баптистов на территории Кемеровской области не отличались особой региональной спецификой: изначально они основывались на «семи постулатах баптизма» (см. Прил. 13) и регламентировались Положением ВСЕХБ, принятым 20 ноября 1948 г.

С первых дней своего существования, баптизм базировался на демократических нормах построения внутреннего уклада церковной жизни, церковной организации: равноправие членов, выборность руководителей и т.д.

Эти принципы, как видим, вполне комфортно уживались с декларируемыми советским конституционным законодательством идеологическими парадигмами. Это же можно отнести и к одному из важнейших принципов баптистской веры - отделение церкви от государства. Еще основателем баптизма Джоном Смитом был выдвинут постулат, согласно которому «Магистрат не должен на основании своей власти вмешиваться в религию .... ; но предоставить христианской религии быть свободной по отношению к совести каждого человека и заниматься только гражданскими проступками ... , ибо только Христос является Царем и Законодателем Церкви и Совести»73.

При этом внешний демократизм организации жизни баптистов не следует переоценивать: как и в случае с советской государственностью демократический фасад скрывал за собой достаточно жесткие принципы организации первичных ячеек ЕХБ - общин. По мнению Л. И. Сосковец: «Прямое членство верующих, обязательное посещение ими молитвенных собраний, взаимоконтроль, система взысканий, продуманная процедура вступления - все это приводило к тому, что евангельско-баптистские общины представляли собой крепкие, но замкнутые сообщества»74. Эта замкнутость и изолированность от общества в еще большей мере обусловливались не только спецификой внутренней организации, но и внешними условиями существования.

Таким образом, сама по себе внутренняя организация ЕХБ, при, безусловно, соблюдении определенных «правил игры» не могла вызывать у светской власти категорического неприятия.

Согласно вероучению, руководство баптистскими общинами осуществляет пресвитер, избираемый членами общины, но фактически в рассматриваемый период пресвитера назначал Уполномоченный СДРК по рекомендации Старшего пресвитера ВСЕХБ по региону.

Местом пребывания старшего пресвитера Западной Сибири в рассматриваемый период являлся г. Новосибирск, ставший, таким образом региональным центром ВСЕХБ. В рассматриваемый период обязанности старших пресвитеров поочередно исполняли Е. П. Старостин, Ф. Астахов, Б. Арискин, В. И. Ермилов. Если первый из них исполнял свою духовную миссию единолично, в том числе и на территории Кузбасса, то уже в период пасторского служения Ф. Астахова, в 1948 г., ВСЕХБ рекомендовал ему определить своего помощника по Кемеровской области. Думается, что данное предложение было обусловлено возросшим количеством общин ЕХБ в Кемеровской области. Выбор Ф. Астахова пал на В. Н. Васильева, который, будучи пресвитером Кемеровской общины, фактически становится вторым лицом в иерархическом управлении ЕХБ в Западно-Сибирском регионе.

Продолжая характеристику организационной структуры ЕХБ на территории Кемеровской области, отметим, что на момент регистрации общин обязанности пресвитера, помимо уже упоминавшегося В. Н. Васильева75, исполняли Никифор Федорович Назаров (г. Осинники), Алексей Алексеевич Мазанный (дер. Байдаевка), Константин Григорьевич Орлов (г. Сталинск) и Иосиф Григорьевич Шелестов (г. Ленинск-Кунецкий).

Вопреки традиционным утверждениям советских пропагандистов, рассматривавших религиозное мировоззрение во всех его формах и проявлениях, как рудименты сознания пожилых людей, кузбасские пресвитеры были людьми достаточно молодыми. Двое из них - В. Н. Васильев и И. Г. Шелестов совсем недавно отметили 40-летний юбилей. Самому пожилому из пресвитеров - Н. Ф. Назарову в 1943 г. едва исполнилось 55 лет.

В качестве помощника пресвитера община избирала диакона, который мог исполнять обязанности пресвитера в его отсутствие. Помимо пресвитера и диакона управление делами общины осуществлял совет, состоящий из председателя, чаще всего им являлся сам пресвитер, секретаря и члена совета.

Примечательно, что в условиях постоянного количественного роста Кемеровской общины ЕХБ состав совета общины не увеличивался, по-прежнему включая в себя трех членов. Не увеличивалось и количество помощников пресвитера - в общине продолжал работать один дьякон. В результате, в период пресвитерианства Селеверста Арсентьевича Кирпиченко, сменившего первого пресвитера, когда в небольшом молитвенном домике уже с трудом вмещалось около 500 человек, а особенно в период служения Петра Константиновича Григоровского, духовная миссия общины продолжалась благодаря бескорыстному служению братьев А. А. Чупикова, М. Скурихина, И. Г. Ящуковского, П. Жиркова и М. В Старовойтова и сестры Марии Ивановны Кузнецовой, руководившей хором.

Каждая община имела свою кассу, в которую поступали добровольные пожертвования верующих, собираемые «потарелочным» сбором. Примечательно, что в отличие от некоторых других конфессий, никаких денег за крещение, обряд бракосочетания и ритуалы не бралось.

Расходование общинных средств шло на содержание молитвенного дома, выплату заработной платы пресвитеру и диакону, а так же на отчисления в пользу старших пресвитеров и на содержание ВСЕХБ. Все выплаты осуществлялись на регулярной основе и были четко регламентированы. Так, на нужды старших пресвитеров баптисты обязаны были вносить деньги двенадцать раз в год, в первое воскресенье месяца.

Решение вопросов финансового плана, таким образом, создавало объективную необходимость в формировании еще одного учреждения: для контроля за финансами в каждой общине создавалась ревизионная комиссия из трех человек.

Приведенные данные в приложении 3 характеризует персональный состав общинных органов ЕХБ в рассматриваемый период.

Центральное место в деятельности общин ЕХБ, безусловно, занимали вопросы организации богослужений. Богослужебные собрания в общинах проходили по воскресеньям и в праздничные дни. Основные праздники ЕХБ включали в себя Рождество , Крещение, Сретение, Благовестие, Троицу, Преображение, Праздник жатвы и День единства.

Важным элементом молитвенного собрания являлось «хлебопреломление», которое совершалось в первое воскресенье месяца.

Основанием проведения праздничных богослужений в рассматриваемый период являлись Положение ВСЕХБ 1948 г. и Инструктивное письмо старшим пресвитерам 1950 г. Первый документ, о котором уже шла речь выше, по сути, официально разрешил проведение праздников и ритуала «хлебопреломления»; второй же уточнил, что проведение праздников не должно сопровождаться трапезами. Так, в частности, в Инструктивном письме особо обращалось внимание на то, что «ни в одной общине праздник Жатвы не должен сопровождаться трапезами, а также съездом гостей из других общин»77.

Инструктивным письмом старшим пресвитерам ВСЕХБ четко регламентировал и порядок проведения молитвенных собраний в общинах: их могли проводить только пресвитер и дьякон церкви. Особое внимание письмо обращало на то, что не должны допускаться к проповедованию лица, приезжие из других мест и не являющиеся постоянными членами данной общины .

Отметим, что отечественные исследователи уже обращали внимание на данное обстоятельство. Мы полностью разделяем, в частности, мнение о том, что сам факт предоставления права посещения общин исключительно старшим пресвитерам, превращая взаимодействие между общинами в явление незаконное, являлся одним из элементов системы влияния государства на деятельность ЕБХ, причем транслятором этих установлений выступал ВСЕХБ.

Еще более четко подобная «охранительная» миссия ВСЕХБ проявлялась в регулировании миссионерской деятельности общин. Отметим, что после регистрации общины основной задачей пресвитера стало привлечение новых членов и «отпавших членов церкви, охладевших в вере и уснувших духовно в годы испытаний»79.

Движение «инициативников» в Кемеровской области в 1960-е-1985-й гг

В 1959 г. в рамках ужесточения религиозной политики в целом, под давлением советских партийных органов пленум ВСЕХБ принял «Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ». Формальная причина появления таких документов объясняется в заключительной части «Инструктивного письма». В письме отмечалось, что «основа документов -Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г., а также другое советское законодательство о культах»176. Таким образом, принятые пленумом ВСЕХБ документы должны были стать одной из ступеней, по приведению деятельности общин ЕХБ в соответствие с существующим советским законодательством о культах. В соответствии с «Положением» и «Инструктивным письмом» ВСЕХБ принимает новую редакцию Устава Союза.

В реальности, принятие этих документов преследовало далеко идущие стратегические цели. СВ. Савинский в работе «История баптизма» выдвигает предположение, что органы власти «инспирировали инструктивное письмо с целью раскола в братстве, чтобы затем столкнуть различные группировки между собой и, поддерживая то одних, то других, добиться их полного уничтожения»177.

И действительно, несколько парадоксально звучат прописанные самими верующими в выше обозначенных документах пункты:

- не проводить крещение без разрешения Советской власти;

- свести до минимума крещение молодежи в возрасте от 18 до 30 лет;

- снизить численность новых членов общины за счет увеличения их испытательного срока с одного года до двух-трех лет;

- не допускать детей на богослужение;

- пресвитеры должны были убеждать членов своих поместных церквей отказываться от их негативного отношения к искусству, литературе, радио, кино и телевидению.

И самое главное - верующих ЕХБ освобождали от первейшего их долга -от миссионерства.

Данные документы вызвали волну возмущения среди прихожан. На запрос президиума ВСЕХБ от 27 сентября 1960 г. № 1342 об отношении к «Положению» в общинах ЕХБ СССР были получены следующие ответы: приняли «Положение» - 743 общины; возразили против некоторых пунктов - 163; написали протест - 30; не дали никакого ответа - 1023 .

Уполномоченный СДРК по Кемеровской области в отчете за 1960 г. писал, что «несмотря на то, что зарегистрированные общины приняли к руководству «Положение», по-настоящему его не выполняют»179. Если зарегистрированные общины не выполняли «Положение», то для незарегистрированных общин этот документ стал крамольным, и на долгие годы отодвинул рассмотрение в их среде вопроса о регистрации и легальной деятельности в советском государстве.

Для исправления сложившейся ситуации по рекомендации уполномоченного СДРК по Кемеровской области в 1960 г. старший пресвитер ЕХБ по Западной Сибири С. Г. Арискин проводит собрания с пресвитерами местных церквей. Основная цель собраний - «дать правильное толкование «Положения»» , но, несмотря на эти собрания, число противников «Положения» не уменьшилось. В отчете уполномоченного СДРК по Кемеровской области отмечено, что пресвитер С. Г. Арискин с поставленной перед ним задачей не справился. Можно предположить, что именно с этим связана в этом же году его отставка.

Еще одним из примеров неприятия принятых пленумом ВСЕХБ в 1960 г. решений и документов в Кемеровской области стало распространение к концу 1960 г. течения «совершенников и свободных», «т.е. лиц, преследующих цель выйти из-под контроля советского законодательства о культах и руководства ВСЕХБ». Оно охватило такие города, как Осинники, Кемерово, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий181. Из беседы старшего пресвитера по Западной Сибири В.И. Ермилова с Уполномоченным Совета по Кемеровской области, состоявшаяся 17 декабря 1960 г., следует, что: «С целью организации такого течения в Кемеровскую область осенью 1960 г. приезжал из Ташкента некий Храпов и проводил среди единомышленников собрания. Цель течения -создание молодежных кружков и подчинение их деятельности своему влиянию. Организаторскую роль по созданию молодежных кружков в Кемеровской области взял на себя Крекер Корней Корнеевич. В ноябре-декабре 1960 г. Крекер побывал в городах Сталинске, Ленинске-Кузнецком, в рабочих поселках Мундыбаше Кузедеевского района и Шалыме Таштагольского района, где провел собрания с молодежью религиозных общин ЕХБ. О требованиях уполномоченного уважать советское законодательство Крекер, в присутствии старшего пресвитера Ермилова, говорил: «Слова уполномоченного это пыль» . А буквально накануне, 16 декабря 1960 г., было проведено переизбрание пресвитера Крекера, «допускавшего серьезные нарушения советского законодательства о культах (отказ представить списки верующих после объединения отколовшейся группы во главе с Крекером с общиной, самостоятельное проведение молитвенных собраний с верующими немецкой национальности отдельно от русских, проведение крещений в открытых водоемах без предварительного списка в облисполком на согласование, отказ принять к выполнению новое положение ВСЕХБ и др.)» . Уполномоченный рекомендовал старшему пресвитеру Западной Сибири и пресвитеру Кемеровской общины ЕХБ: «подготовить и провести184 выборы пресвитера и церковного Совета, которые затем будут мною185 зарегистрированы. Предупредил, что если и дальше будут нарушения, то общину закрою»186. Но на собрании был избран пресвитер, являющийся единомышленником Крекера. Уполномоченному потребовалось почти 4 месяца, чтобы добиться избрания осинниковской общиной рекомендуемого пресвитера из числа русских, при этом фактически это привело к расколу общину по этническому принципу. Вот как описаны эти «выборы» в дневнике Г. М. Ярового «16 мая 1961 г. Ермилов Василий Иванович, старший пресвитер по Западной Сибири, возвратился из поездки по общинам ЕХБ Кемеровской области и рассказал: В Осинниках проведено собрание верующих, на котором избран церковный Совет - Толкачев Константин Федорович, Ресников Петр Сергеевич и Левкин Алексей Афонасьевич. Ревизионная комиссия - Комаров Тит Александрович, Скрипник Антон Васильевич, Михальчук Аркадий Ульянович и Седов Иван Степанович (один из этого числа при регистрации отпадает).

Пресвитером общины избран Назаров Никифор Федорович, бывший до этого пресвитером общины. Крекер выехал в Среднюю Азию, скорее всего с целью религиозной работы.

Немцы на собрании вели себя подчеркнуто отрицательно по отношению к выдвинутым русским кандидатурам в выборные органы. Им бы хотелось избрать пресвитером Крекера Корнея или кого другого, из числа немцев. Поэтому они демонстративно стали уходить с собрания и в голосовании за выдвинутые кандидатуры не участвовали. Часть немцев высказывается за то, чтобы молитвенный дом был закрыт, тогда немцам и другим верующим лучше станет, не будет над ними никакого контроля» . Фактически, здесь уже четко проявилось немецкое ядро движения «инициативников» в Осинниках. Впоследствии в 1966 г. лидер осинниковской немецкой общины К. К. Крекер будет за активную деятельность и отказ от присоединения к зарегистрированной общине привлечен к уголовной ответственности188.

4 мая 1961 г. выходит Указ Президиума ВС РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», который в том числе был применен и к наиболее непреклонным верующим. Так в Кемеровской области было привлечено к ответственности 44 верующих из общин ЕХБ, прежде всего, это члены незарегистрированных общин (см. Прил. 7).

Российское государство и общины Евангельских христиан-баптистов в 1985-ом - первом десятилетии2000-х гг

Начавшиеся в России в 1985 г. процессы демократизации не сразу распространились на государственно-церковные отношения. Первые годы перестройки религиозная политика имела инерционный характер. Лишь с 1988 г. начинается смена парадигмы конфессиональной политики советского государства. Связано это было с провозглашенной политикой нового мышления и признания общечеловеческих ценностей. Зримым отражением смены политики стало широкое празднование 1000-лётия принятия христианства на Руси. Были отменены и многие одиозные нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных организаций, в том числе и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». В рамках собственной концепции и под давлением Запада М. С. Горбачев и его окружение шли на все большие уступки в вопросе о свободе вероисповедания.

Принесло свои позитивные результаты для роста влияния религиозных организаций и противостояние союзной и республиканских властей. Так 25 октября 1990 г. был принят закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» , который как отмечает Ю. Розембаум «отразил стремление общества к коренной реформе взаимоотношений государства и церкви и обеспечил подлинную свободу совести для граждан и беспрепятственное создание, и деятельность объединений верующих»234.

Согласно статье 20 этого закона в течение одного месяца регистрировались религиозные объединения, принадлежащие к региональным или центральным религиозным объединениям, и в течение 3 месяцев - не принадлежащие к региональным или центральным религиозным объединениям. Основным документом, предъявляемым при подаче заявления на регистрацию, являлся устав религиозного объединения. В уставе должны быть указаны: название, место нахождения и район деятельности организации; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок образования, структура и управление; источники средств и имущественные отношения; порядок внесения изменений и дополнений в устав. Таким образом, принятие закона значительно упростило процедуру регистрации, что с одной стороны имело положительный эффект для действующих религиозных организаций, с другой позволило вести открытую деятельность организациям ранее не представленным на территории России, что впоследствии приведет к мощнейшей экспансии миссионеров различных конфессий как с Запада, так и с Востока.

Принятый Федеральный закон 1990 г. «О свободе вероисповеданий» также позволил религиозным объединениям открывать издательства, осуществлять благотворительные миссии, создавать новые общины, строить новые молитвенные дома.

Было разрешено религиозным организациям заниматься благотворительной деятельностью как самостоятельно, так и через создание общественных организаций (фондов); создавать культурные и просветительские организации, выступать учредителями средств массовой информации. Это обеспечило возможность общинам Евангельских Христиан Баптистов проводить евангелизационные мероприятия, арендовать клубы, кинотеатры, дома культуры для публичных выступлений.

Казалось, с появлением нового законодательства в период перестройки, формальный повод для раскола среди отечественных христиан баптистов был исчерпан. И действительно Российский Союз Христиан Баптистов призвал все общины к единению. Часть общин пошла на это.

По инициативе руководства Российского Союза ЕХБ и Ассоциации братских церквей ЕХБ 8 июня 2006 г. в Москве, в помещении «Христианского центра» состоялось собрание представителей церквей евангельских христиан-баптистов РФ. Цель собрания - наметить пути сближения всех церквей и объединений, исповедующих учение евангельских христиан-баптистов. Для этого было принято решение о создании Общественного совета ЕХБ. При этом важно отметить, что речь не идёт о создании некой новой экуменической организации, объединяющей христиан всех конфессий. Речь идёт о духовном единении на основе Священного писания. Для этого необходимы:

совместная молитва;

совместные евангелизационные служения;

совместные действия в деле заступничества и поддержки друг друга;

объединенные усилия в деле социального служения.

В Положении говорится, что цель Общественного совета состоит во всяческом содействии укреплению и объединению евангельских церквей, общественных, благотворительных организаций, учебных заведений, миссий и других христианских организаций, исповедующих вероучение евангельских христиан-баптистов. В Положении также выражена мысль о необходимости налаживания постоянного конструктивного диалога между церквями, создания атмосферы братского единства и солидарности .

Сайт Российского Союза ЕХБ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.baptist.org.ru. (дата обращения: 5.05.2009 г.)

Но, в целом, реальность оказалась далека от идеалистических пожеланий руководства PC ЕХБ. Бывшие «инициативники» отказались идти на компромисс. Отказ от регистрации и сотрудничества с государством за тридцать лет стал одной из основ религиозных взглядов уже нескольких поколений раскольников-баптистов. Сложились определенные стереотипы и догмы, которые формировали ментальность этих общин. Рассматривая, подобную практику как одну из главных составляющих религиозного служения раскольники не желали иметь дело с официальными наследниками ВСЕХБ смирившихся перед светскими властями. Несмотря на все призывы, духовные наследники «инициативников» отказались входить и в постсоветские официальные организации зарегистрированных общин. В результате после распада СССР, на смену Совету Церквей ЕХБ пришел Международный Совет Церквей ЕХБ состоящий из общин баптистов постсоветского пространства и постсоветской диаспоры за рубежом. МСЦ ЕХБ проводит встречи и миссионерские конференции представителей незарегистрированных общин ЕХБ, материалы, которых выставляются в сети Интернет. Судя по данным представленным в глобальной сети с 1999 г. по 2012 г. было проведено 12 миссионерских конференций:

Миссионерская конференция МСЦ ЕХБ для мусульманских благовестников.

Миссионерские конференции МСЦ ЕХБ Славгород 1999 г., 2001 г.

Миссионерская конференция МСЦ ЕХБ Прокопьевск 5-6 ноября 2000 г.

Миссионерская конференция МСЦ ЕХБ Курганинск 2002 г.

Миссионерская конференция МСЦ ЕХБ Любучаны 2002 г.

Годовая отчетная миссионерская конференция МСЦ ЕХБ Дедовск (Россия) 10-11 января 2003 г.

Миссионерские конференции МСЦ ЕХБ Караганда, Славгород 2003 г.

Годовая отчетная миссионерская конференция МСЦ ЕХБ г. Тула (Россия) 2006 г.

Миссионерская конференция МСЦ ЕХБ Челябинск 26 февраля 2006 г.

Годовая отчетная миссионерская конференция МСЦ ЕХБ г. Тула (Россия) 2007 г.

Годовая отчетная миссионерская конференция МСЦ ЕХБ, г. Тула (Россия) 2010 г.

Миссии МСЦ ЕХБ проводят семинары с выездом в разные города России.

Например, с 10 по 12 сентября 2011 г. координатор германской «Контактмиссии» по странам СНГ Вилли Лёвен провел ряд обучающих семинаров в кемеровской церкви ЕХБ «Благодать». Сотрудничество с миссией началось еще за несколько лет до возникновения церкви. По Своему промыслу Бог усмотрел, что исполняющий обязанности пресвитера церкви «Благодать» некогда участвовал в создании русскоговорящей общины Берлина, помогая в этом труде сотруднику «Контактмиссии» Ивану Фризену. Теперь, спустя уже 15 лет, сотрудничество возобновилось на сибирской земле.

Баптистские общины Кемеровской области в 1985-ом - первом десятилетии 2000-х гг

Трансформации, происходившие во всей стране, не могли не затронуть общины Евангельских христиан баптистов Кемеровской области. В то же время, можно констатировать определенную специфику религиозной жизни ЕХБ в Кузбассе.

Упрощение процедуры регистрации и прекращение идеологического давления со стороны государства не привели к массовому пересмотру политики незарегистрированных общин ЕХБ Кузбасса по отношению к государству. За период действия данного закона (с 1990 по 1997 гг.) было зарегистрировано лишь 6 новых общин Евангельских Христиан-Баптистов (см. Прил. 10), две в 1992 г., и четыре в 1995 г.

По количеству зарегистрированных организаций в Кемеровской области к 2006 г. ЕХБ занимали третье место среди 20 зарегистрированных религиозных организаций Кемеровской области (1 - РПЦ, 2 - пятидесятники, 3 - «Свидетели Иеговы»).

Всего, согласно официальным данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области на 18 мая 2009 г. зарегистрировано 15 религиозных организаций ЕХБ (см. Прил. 11).

Общая численность верующих зарегистрированных общин ЕХБ по Кемеровской области составляет от 1500 до 2000 человек.

По состоянию на 1 ноября 2010 г. по количеству организаций Церковь ЕХБ Кемеровской области занимает уже 5 место из 19 зарегистрированных религиозных организаций в Кемеровской области (1 - РПЦ, 2 - христиане веры евангельской, 3 - мусульмане, 4 - пятидесятники).

Количество зарегистрированных организаций ЕХБ на территории Кемеровской области не изменилось и по настоящее время. Так на 2012 г. на территории Кемеровской области зарегистрировано 15 организаций ЕХБ. При этом в г. Кемерово зарегистрирована 1 организация вместо ранее существовавших 3 организаций. Не значится в списках и организация р.п. Верх-Чебулы. Зарегистрированы организации в поселках Малиновка и Тайжина Новокузнецкого района, а также в р.п. Яшкино Яшкинского района259. Все зарегистрированные организации Кемеровской области относятся к централизованной организации «Объединение Церквей Евангельских христиан-баптистов Кемеровской, Новосибирской и Томской областей». В каждой организации существует церковный совет, который возглавляет пастор. Общее руководство церквями ЕХБ по Кемеровской области осуществляет епископ П. Н. Бак 60.

Жизнь современной Церкви ЕХБ организована следующим образом. Каждое воскресенье проводятся богослужения, которые включают проповеди, пение в сопровождении музыкальных инструментов, личные молитвы, чтение духовных стихотворений. При каждом молитвенном доме созданы хоры. Хоры состоят из членов Церкви, принявших крещение, большинство участников хоров не являются профессионалами. Профессиональное музыкальное образование имеют только регенты - руководители хоров.

Для расширения своих рядов организациями ЕХБ периодически проводятся тематические конференции, семинары, конгрессы.

Один из наиболее крупных в Сибирском федеральном округе конгрессов Церквей ЕХБ прошел 22 - 25 июля 2010 г. в Крапивинском районе Кемеровской области. Цель конгресса - «Назидание, ободрение, дружеское общение, отдых»261. «В этом благословенном мероприятии, кроме Кемеровских верующих, участие приняли христиане из Томской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев и Республики Хакасия. Всего было зарегистрировано 440 человек, не считая детей. Все собравшиеся много молились и получали назидание через проповеди и песнопения. Каждый день открывали и закрывали конгресс одна из церквей области... Доклады и проповеди готовили старшие пресвитеры П. Бак, А Стальмаков., А. Прощалыкин, В. Колесник, заместители Председателя PC ЕХБ Е. Бахмутский и Э. Генрих, а также экс-председатель PC ЕХБ Ю. К. Сипко» .

Контроль деятельностьи религиозных организаций на территории Кемеровской области осуществляется Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами (с ГУВД, УФСБ, Прокуратурой заключены соответствующие соглашения). Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

направление запросов по интересующим вопросам, а также ответы на поступающие запросы;

проведение совещаний (Прокуратура), рабочих встреч по вопросам создания и деятельности религиозных организаций (УФСБ, ГУВД);

направление в правоохранительные органы статистических данных и аналитических справок о результатах деятельности организаций;

направление информации о выявленных нарушениях в деятельности религиозных объединений (ГУВД, Прокуратура) .

Помимо зарегистрированных религиозных организаций ЕХБ на территории Кемеровской области действуют незарегистрированные общины ЕХБ. По данным сайта «Капли дождя»264, который является неофициальным ресурсом представителей Международного союза церквей евангельских христиан баптистов (см. Прил. 13), на территории Кемеровской области действует 23 незарегистрированных общины ЕХБ. Численность этих общин, к сожалению, определению не поддается, т.к. они являются довольно замкнутыми и закрытыми структурами.

Таким образом, мы видим, что на территории Кемеровской области продолжает сохраняться раскол баптистских общин на тех, кто готов идти на компромисс с государством, и тех, кто продолжает трактовать свободу совести и вероисповедания как полный отказ от допуска государственных институтов в религиозную жизнь. Следует особо отметить, что руководителями восьми из указанных общин являются этнические немцы.

«Как показали неоднократные рабочие встречи, проводимые сотрудниками ГУВД по Кемеровской области и УВД по г. Новокузнецку с лидерами и членами Международных религиозных организаций (МРО), входящих в состав Евангельских христиан-баптистов, потенциальной опасности в плане криминогенной и социально-политической обстановки данные организации не представляют. Богослужения проводятся в традиционной для протестантов форме: проповеди, совместные песнопения, чтения стихов» .

Похожие диссертации на Общины Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в середине 1940-х - первом десятилетии 2000-х гг.