Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. Крохин Игорь Николаевич

Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.
<
Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крохин Игорь Николаевич. Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Москва, 2006 156 с. РГБ ОД, 61:06-7/1150

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Формирование научных и политических взглядов П.И. Новгородцева 16

Раздел II. Исторические предпосылки разработки естественно-правовой концепции п.и. Новгородцева . 33

Раздел III. Проблемы государства в творческом наследии п.и. Новгородцева . 62

Раздел IV. Научная и педагогическая деятельность п.и.новгородцева в 1917-1924 годы 108

Заключение 134

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В

современном российском обществе имеется острая потребность в исследовании исторических идеалов прошлого, это особенно актуально как в научном, так и в практическом плане, так как в настоящее время, идеалы и ценности, безраздельно господствовавшие в российском обществе долгие десятилетия, подверглись необоснованной критике. На смену им приходят иные общественные ориентиры, которые, как видим, далеки от совершенства и реальной потребности государства. Чтобы научно разобраться в этом процессе необходимо скрупулёзное исследование историко-духовного и интеллектуального наследия, русского народа второй половины XIX - начала XX века, в развитии которого большую роль сыграл Павел Иванович Новгородцев (1866-1924), выдающейся русский социальный мыслитель.

Его творческое наследие являет собой христианское мировидение, отражающее непосредственно российское восприятие мира, понимание места и значения в нём России, её исторической судьбы. При этом П.И. Новгородцева как выдающегося русского мыслителя отличает необычайная широта общественно-политических интересов и научная основательность. В ярком и многообразном научном творчестве ученого центральное место уделено историко-философскому осмыслению проблем права и государства, демократии, личности и общественного идеала в русской духовной, политической и культурной жизни во второй половине XIX - начала XX вв.

В своих исторических, политических и правовых воззрениях, в понимании права и государства, соотношения личности и государства, в сфере межличностных отношений П.И, Новгородцев разделял основные идеи русского либерализма, которые нашли свое выражение в известных трудах: «О задачах современной философии права», «О праве на существование», «Об общественном идеале», «Кризис современного правосознания», «Демократия на распутье», и др. сыгравших заметную роль в развитии либеральной историко-философской и правовой мысли в исследуемые годы.

Нарастающий в последние годы интерес к творчеству П.И. Новгородцева не случаен; На протяжении многих лет его общественно-политические взгляды и научная деятельность оставалась, по, сути, за рамками научного анализа. Нам представляется, что в настоящее время назрела настоятельная потребность исследования в историческом плане творческого наследия великого русского учёного в России конца XIX -начала XX века. Многолетние размышления и научные исследования учёного в области нравственности, морали, права и политики, народного суверенитета и парламентаризма, которые П.И, Новгородцев рассматривает как относительно прогрессивные формы государственной жизни, личности и общества, как выражение противоречий исторического развития человека являются актуальными для современного российского общества.

Все эти вопросы актуальны, требуют серьёзного изучения и научного обобщения с учётом требований нового XXI века и нравственного становления российского общества.

Особенно актуально всестороннее изучение и осмысление послеоктябрьского периода творчества П.И, Новгородцева, который до сих пор является малоизученным и неоднозначно трактуемым исследователями. Нам представляется, что идеи П.И. Новгородцева этого периода будут несомненно интересны современникам, так как они будут способствовать более чёткому определению духовных ориентиров развития личности и российского общества в целом.

Степень изученности темы исследования. Ещё при жизни П.И. Новгородцева его общественно-политические взгляды, научная деятельность в определённой степени были предметом обсуждения правоведов, историков и философов. Их оценки исследуются в диссертации при освещении соответствующих разделов темы. Собственно историография творчества П.И. Новгородцева начинается сразу после его кончины. В частности, характеристике личности и творчества П.И. Новгородцева были посвящены работы Г.Д. Гурвича, «П.И. Новгородцев как философ права». - Современные записки, 1924, № XX; Струве П.Б, «П.И. Новгородцев. Воспоминание-характеристика, // Газета «Россия и славянство». - Париж, № 22 от 27 апреля 1929 года; Г.В. Флоровского «Памяти П.И. Новгородцева»; И.А. Ильина «Памяти П.И. Новгородцева» // Русская мысль. - Берлин, 1924, № IX-XH и др.

Некоторые проблемы общественного идеала в трудах П.И. Новгородцева исследуются в ряде работ Бердяева Н. «Рецензия на кн. «Новгородцев П.И. Об общественном идеале». // Русская мысль, 1918, март-июнь; Гессена И.В. «Искания общественного идеала». Изд. 3. - Берлин, 1922; Аничкова Е.В. «На грани. Православие и культура». - Берлин, 1923 и др. В этих работах даётся анализ взглядов учёного на проблемы научного идеала, показаны историческая ценность трудов П.И. Новгородцева и их глубокий смысл историко-философской концепции.

В первые годы Советской власти отношение к творчеству и самой личности П.И. Новгородцева, как и к другим учёным в эмиграции» было отрицательным, В частности, ему предъявлялись обвинения в защите «крупного капитала» с помощью «идеологических побрякушек, как «абсолютная справедливость»,... «права личности» и т.п.1

Немалую роль в замалчивании научного творчества П.И, Новгородцева и в его отрицательной оценке играли идеологические мотивы, обусловленные как его деятельностью в эмиграции, так и существующей в то время репутацией П.И. Новгородцева как критика марксизма. Эти

«Юридический индивидуализм в современных условиях есть, таким образом, одно из средств мобилизации мелкобуржуазных масс на защиту крупно капиталистических монополий...Писания Новгородцева и его товарищей были бы сами по себе мало любопытны, если бы не выражали некоторого социологически ценного факта, а именно полного идеологического опустошения русской ученой эмиграции. Болтовня о «русском народе», разумеется, просто смешна. Но даже та часть буржуазии, которая нашла за границей приют для своих капиталов и вожделений, вряд ли усмотрит что-нибудь ценное в старческом сюсюканье пражских идеалистов», Ильинский И. Д. Кризис буржуазной юриспруденции. Очерки распада буржуазного права в критическую эпоху капитализма, 1927, особ. гл. V Столкновение буржуазного и советского правопорядков.

идеологические мотивы обусловили отрицательную оценку идейного наследия П.И. Новгородцева в работах В.Д. Зорькина, В.Н. Кориева, Э.В. Кузнецова и др.2 Труды этих авторов содержат интересный анализ проблем общественно-политической мысли в России, развития российского государства, права, нравственности и т.д. Однако во многом истолковывают исследуемые П.И, Новгородцевым вопросы с позиций господствующей идеологии в ущерб содержанию его теорий. Специальных исследований общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева» за исключением отдельных страниц книги Э.В. Кузнецова3 названные работы не содержат. Некоторые стороны этой научной проблемы излагались в работах некоторых социологов и философов, которые также были не лишены идеологической предвзятости, но содержали определённый фактический материал многогранной деятельности П.И. Новгородцева, его философских, социологических и правовых учений. В этом плане заслуживает внимание статья о П.И. Новгородцеве в Философской энциклопедии4, а также работа М.Э. Казмера.5

Обстоятельному разбору отдельных положений научного исследования П.И. Новгородцева посвящены работы И.А. Голосенко, В.А. Савельева.6

Отношение к творчеству П.И. Новгородцева и его оценке существенно меняется во второй половине 80-х годов прошедшего века. Повышенный интерес к проблемам прав человека и их гарантий, к идеям правового государства и гражданского общества, стремление к уточнению содержания, задач, функций права на переломном этапе развития российского государства закономерно повысило внимание к общественно-политическим и нравственно-правовым работам П.И. Новгородцева. В частности, по этим проблемам были защищены диссертации Поляковой А.В.7, появились публикации по правам человека и его роли в правовом государстве. С другой стороны, в те же годы резко возрос интерес к наследию забытых отечественных историков, философов, социологов, правоведов. Определённым стимулом поддержки и развития этого интереса стало опубликование в приложениях к журналу «Вопросы философии» серии источников «Из истории отечественной философской мысли». В отдельном томе этой серии был опубликован ряд произведений П.И. Новгородцева8 со

2 В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX вв. - М, 1975. Позитивистская теория права в России. - М., 1978.; В.Н. Корнев. Буржуазно-либеральная государственно-правовая мысль России 1905-1907гг. Автореф, дисс, канд. юр. наук. -М., 1988.; Э.В, Кузнецов Философия права в России. М, 1989. J Э.В. Кузнецов Философия права в России, - М, 1989.

4 Философская энциклопедия. - М, 1967, т,4, - С. 81-82.

5 М.Э. Казмер. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. - Рига, 1983.

6 И.А. Голосенко «Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова» в работе
«Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX -
начала XX в». - Л. 1978. В.А. Савельев «Теория «возрожденного естественного права» в учении П.И.
Новгородцева" в сборнике «Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI-XIX вв.». Тр.
ВЮЗИ.-М, 1979.

7 А.В. Полякова, Возрожденное естественное право в России. Автор, дисс. канд. юр. наук. - Л., 1987.
* Новгородцев П.И. Об общественном идеале. -М., 1991.

вступительной статьёй Л.В. Соболева, напечатавшего также обширный очерк о П.И. Новгородцеве в журнале «Новый мир».9

Почти одновременно, были изданы монографические исследования В.Л. Сандригайло10 и И.А. Исаева.11

В целом надо отметить, что в последнее десятилетие XX в. направленность и тональность исследования общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева меняются. Так в монографии Э.В. Кузнецова справедливо подчёркивается приоритет отечественного правоведения в возрождении естественного права и, особо отмечается роль трудов П.И. Новгородцева в этом возрождении.12 Автор в то же время подвергал теоретические размышления П.И. Новгородцева унизительной критике с позицией их простой и очевидной «классовой интерпритации».13 Эти суждения тем более досадны, что «в приложении» автор привёл выдержки из трудов И.П. Новгородцева о моральном содержании прогресса (особенно в примере Сократа), противоречащие сути этих суждений. В дальнейшем стремясь исправить допущенную им несправедливость, автор впадает в другую крайность, неосновательно утверждая, что «Имя П.И. Новгородцева незаслуженно забыто в нашей юридической и публицистической литературе»1 , что не соответствует действительности. В начале XXI века имя П.И. Новгородцева нельзя отнести к числу «незаслуженно забытых». Оно постоянно встречается в докторских и кандидатских диссертациях.15 В изданном пятом заключительном томе курса «История политических и правовых учений» в самом начале содержится очерк, посвященный творчеству П.И. Новгородцева.

Вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов социально-политического наследия П.И. Новгородцева рассматриваются в достаточно многочисленных трудах, В частности, следует отметить серьёзные монографические исследования С.Н. Бледного, Г.Я. Миненкова.17

11 Соболев А.В., Новгородцев П.И. (1866-1924). На путях к правовому государству, «Новый мир». 1991, №12.

10 Сандригайло В.Л, Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева. Социология и
социализм, - М., 1990.

11 Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. КонецXIX -началоXX вв. *М., 1991.
Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М, 1989. - С. 65-71,97.

'* Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 1989. - С, 70-71,

Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России. // Правоведение. 1993, № 4. - С. 76. Поїти дословно повторяется через год в статье Э.В. Кузнецова и игумена Вениамина (Новика). Кризис современного правосознания, // Правоведение, 1994, № 3.

15 Бледный С.Н. Управление политическими процессами в российской общественной мысли вт. пол, XIX -
нач. XX веков. * М, 2004; Багдасаров В,Ю, Права человека в российской правовой мысли второй половины
XIX - начале XX века, - М, 1995; Волкова М.А. Политическая и научно-педагогическая деятельность Л.И.
Петражицкого. - М., 2005; Жуков В.Н. Социальная философия П.И. Новгородцева, - М., 1993; Чупрова H.A.
Идея правового государства в русской политической мысли начала XX столетия. - М, 1995; Голубев H.P.
Общественно-политическая мысль о переустройстве России (конец XIX - начало XX вв), - Пермь, 2004;
Хлебникова О.Н. Социально-политическая мысль России второй половины XIX * начала XX вв. М., 2006;
Шувалов В.Н. Социально-психологический акцент изучения истории в российской историографии
последней трети XIX - первой половины XX вв. - М,, 2001.

16 История политических и правовых учений. XX в. - М., 1995. -С. 17-21.

17 Бледный С.Н. Истоки российского «макиавеллизма». - М„ 2003; Миненков Г.Я. Введение в историю
российской социологии. - Минск, 2000 и др.

Особый интерес представляет монография С.Н. Бледного «Истоки российского макиавеллизма», которая является одной из первых работ, посвященной проблемам исследования управления политическими процессами в общественной мысли России во второй половине XIX -начале XX вв. В данной работе освящаются важнейшие вопросы управления политическими процессами, анализируются этапы становления понятия «макиавеллизм», его методологические основы, рассматривает основные факторы становления и осмысления понятия «манипулятивное управление» отечественными мыслителями пореформенной России, при этом особое внимание уделяется русской социально-психологической школе и её представителям. Автор подробно анализирует средства управления политическими процессами: «отолпление», «заразительные идеи», речевое насилие, целенаправленная мифологизация сознания, коллективистские верования. Эти проблемы глубоко интересовали и П.И. Новгородцева,

В современной научной литературе исследователи проявляют интерес к политико-правовому аспекту русской общественно-политической мысли. В этой связи следует рассмотреть труд Г.Ю. Семигина «Российские политико-правовые доктрины»,18 Автор акцентирует внимание на историческом развитии властной доктрины от зарождения до середины 80-х гг., на идее российской государственности, сохраняющей на всём протяжении своего существования специфические черты, которые должны быть учтены при создании новых доктрин, В работе в историческом аспекте исследуются проблемы взаимоотношения права и нравственности, государственно-правовых отношений, формы правления, образ и полномочия носителей верховной власти, влияния идейного наследия прошлого на формирование современного сознания и современных представлений о политико-правовом аспекте управления обществом. Особое внимание в этом исследовании уделяется П.И. Новгородцеву, его общественной, политико-правовой и научной деятельности.

Вехой в современных исследованиях социально-политической мысли по проблемам общественно-политического управления государством стал выход коллективной монографии «Модели общественного переустройства России. XX век».19 Авторский коллектив под руководством В.В. Шелохаева комплексно рассмотрел основные модели и субмодели переустройства России в контексте развития мировой и отечественной политической мысли. Авторы сконцентрировали внимание на анализе системообразующих теоретических, идеологических, программных и стратегических положений и чётко определили содержание и сущностные параметры консервативной, либеральной, народнической и социал-демократической модели общественного развития России XX века. Впервые была сделана попытка показать процесс «сборки» этих моделей, выявить их специфические национальные черты, рассмотреть их с точки зрения динамично

Семигин Г.Ю. Российские полит и ко-право вы с доктрины, - М, 2005. 19 Модели общественного переустройства России, XX век. - М., 2004.

меняющегося политического и идеологического пространства, увязать их с интересами социальных слоев, раскрыть способы их трансляции, а также восприятие или отторжение массовым сознанием.

Исторический анализ общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева свидетельствуют о том, что незаслуженно, на наш взгляд, обойдён вниманием в отечественной научной литературе послеоктябрьский период его разностороннего творчества, хотя именно в этот период П.И. Новгородцев проявил себя как христианский либеральный мыслитель, наиболее глубоко выразивший сущность национальной историко-правовой и социально-философской проблематики. Несмотря на то, что интерес к этим аспектам в российском обществе неуклонно растёт, следует отметить, что до их полной изученности и осознания ещё очень далеко.

Таким образом, далее краткий анализ данных научных публикаций показывает, что несмотря на определённое внимание к исследованию общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева в период конца XIX - начала XX веков, комплексных работ по этой актуальной проблеме до сих пор не имеется. Не претендуя на полное освещение всех аспектов исследуемых вопросов, выполненная диссертация направлена на восполнение имеющегося пробела в изучении этой актуальной историко-политической проблемы.

Источшіковая база диссертации представлена опубликованными и неопубликованными источниками репрезентативного массива как опубликованных, так и неопубликованных источников. Условно их можно подразделить на пять отдельных групп. Первую группу источников составляют научные и публицистические труды П.И. Новгородцева, его книги и статьи, лекции, письма, записи, написанные им некрологи и т.д.

Ко второй группе относятся научные работы и публикации современников, как из лагеря его сторонников (И.А. Ильин, А.А. Кизеветтер, П.Н. Милюков, Л.И. ПетражицкиЙ, М.М. Ковалевский), так и его недругов (И.С Аксакова, М.Н. Каткова, В.И. Ленина, А.Д. Пазухина, Г.В. Плеханова, К.П. Победоносцева). Эти произведения дают возможность изучить различный спектр существовавших в то время идей и мнений,

сравнить общественно-политические взгляды П.И, Новгородцева и его современников.

Отдельную группу источников составляют некрологи, в которых выражена общая характеристика жизненного и творческого пути П.И. Новгородцева.

В четвёртую группу источников входят мемуары. Они раскрывают дух эпохи, характеризуют настроения общества и власти, показывают «кухню» общественно-политической борьбы в исследуемый исторический период.

Особую группу источников составляют архивные материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации и Центрального Государственного

исторического архива г. Москвы. Многое из архивных источников были введены в научный оборот впервые.

Таким образом, обзор источников позволяет сделать вывод об информационной насыщенности выявленных материалов, позволяющих исследовать эволюцию общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева в исследуемые годы, сделать определённые выводы и обобщения.

Объектом диссертационного исследования является многогранное общественно-политическое и социально-философское наследие П.И. Новгородцева.

Предмет исследования - общественно-политические взгляды и научная деятельность П.И. Новгородцева.

Целью исследования является комплексный анализ общественно-политического и научного наследия П.И, Новгородцева в конце XIX -начале XX вв.

Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:

определить место и роль общетеоретических исследований в формировании историко-философских и правовых взглядов П.И. Новгородцева;

проанализировать сущность теории «возрожденного» естественного права, определить ее идейно-содержательный аспект и особенности трактовки ее П.И. Новгородцевым;

- раскрыть основные положения социальной философии П.И.
Новгородцева, его трактовку основных категорий (личность, общество,
правовое государство, демократия и др.) с позиции нравственного
содержания;

исследовать общественно-политические взгляды П.И. Новгородцева с учетом сегодняшнего дня;

изучить творчество П,И. Новгородцева в послеоктябрьский период, его идейное содержание с точки зрения актуальности для настоящего времени;

- показать роль православия в духовном становлении общества, его
значения в политико-правовом воспитании российского общества.

Методологической основой диссертации являются принципы научности, историзма, объективности, единства сознания и деятельности. Исходя из npuHifitna историзма, каждый этап жизненного пути П.И. Новгородцева стал отражением событий окружающей действительности. Отсюда вытекает необходимость изучения концепций общественного управления, предлагаемых общественно-политическими деятелями пореформенного периода в конкретно-исторических условиях царской России.

Принцип объективности предполагает привлечение максимально широкого круга источников, использование комплекса исследовательских

методов и контроль достоверности полученных выводов благодаря общему уровню развития исторической науки.

Принцип единства сознания и деятельности представляет собой один из принципов исторической науки. Общественно-политические взгляды П.И. Новгородцева не являлись изначально данными, а формировались и развивались в повседневной его деятельности, по которой можно судить об их эволюции,

В ходе исследования использовался системный подход, текстологический анализ, метод системной реконструкции. Широко применялся комплексный историко-право вой, социально-политический и экономический анализ литературных источников, а также диалектический подход с целью выявления взаимосвязи и взаимообусловленности общественно-политический учений и происходящих социально-исторических изменений.

Сложность исследуемой проблемы заключается в том, что социально-политическое наследие Новгородцева - это многоаспектное, многоплановое, многоуровневое явление, поэтому возникла необходимость ограничения исследовательского поля рассмотрением его взглядов на проблемы управления общественными процессами. Они находились в центре внимания политических партий и общественных движений, представителей власти, социально-политических деятелей и ученых в прошлом, также как интересуют общество и в настоящее время. В диссертации основное внимание уделяется эволюции представлений крупного отечественного мыслителя конца XIX - начала XX вв. на проблемы государственного и общественного управления российским обществом.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые предпринято в историческом плане комплексное рассмотрение общественно-политической и научной деятельности П.И. Новгородцева, До представленной диссертации ее системного анализа, как на концептуальном, так и эмпирическом уровне не проводилось. Впервые осуществляется изучение наследия П.И. Новгородцева, его общественно-политической и научной деятельности в рамках отечественной истории. Впервые дается комплексный анализ основных событий в его общественно-политической,

научной, педагогической и воспитательной работе. В итоге, современное прочтение творческого наследия П.И, Новгородцева, его общественно-политической деятельности, опора на методологическую базу и критическое осмысление работ предшественников позволили комплексно проанализировать воззрения П.И. Новгородцева, их роль в его общественно-политической и научной деятельности.

Таким образом, данная диссертация является первым комплексным исследованием основных общественно-политических взглядов и научной деятельности в исследуемые годы.

Практическая значимость результатов определяется тем, что диссертация подготовлена с использованием актуального и малоизученного материала.

Фактические данные, изложенные в исследовании, их интерпретация для дальнейшего научного анализа общественно-политических взглядов и научной деятельности П.И. Новгородцева могут быть использованы другими исследованиями.

Результаты диссертационного исследования могут быть также востребованы при разработке специальных лекционных курсов в различных учебных заведениях, при написании учебников и учебных пособий по отечественной истории, по истории и теории государства и права, политологии, а также при подготовке спецсеминаров по истории России, истории русской правовой мысли и другим направлениям исторических, юридических и социально-политических наук.

Личный вклад соискателя. Весь объем диссертационного исследования выполнен самостоятельно. В процессе работы был изучен, систематизирован большой фактический материал, большинство из которого раньше не обобщался в научной литературе.

Апробация исследования.

Основные положения и выводы диссертации были изложены в 4-х публикациях, выступлениях на научно-теоретических конференциях. Обсуждение диссертации состоялось на кафедре права и социально-культурной деятельности МИКХиС. Она была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников литературы,

Формирование научных и политических взглядов П.И. Новгородцева

В течение последующих 1890 — 1899 годов Новгородцев несколько лет проводит в командировках в Берлине и Париже, где подготавливает две диссертации, которые успешно защищает - 29 марта 1897 года на степень магистра (Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии.), а 22 сентября 1902 года в Петербурге — на степень доктора государственного права (Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права.) В 1896 году он начал чтение лекций в Московском Университете в качестве приват-доцента. 1 февраля 1903 года ГГ.И. Новгородцев был назначен экстраординарным профессором Московского Университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права, одновременно преподавал на Высших женских курсах., сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии», В 1902 году он являлся составителем и участником сборника «Проблемы идеализма».

С 1904 года П.И. Новгородцев — член Совета «Союза Освобождения», а с 1905 года — член «Партии Народной Свободы». В 1906 году, будучи избранным депутатом Первой Государственной Думы от Екатеринославской губернии, по невозможности совмещать это звание со штатной должностью ординарного профессора, покинул кафедру в Московском Университете, продолжая свою деятельность в нем в качестве приват-доцента. Подписав после роспуска Первой Думы Выборгское воззвание"", П.И. Новгородцев не мог получить утверждение в должности орденарного профессора и продолжал состоять в Московском Университете в качестве приват-доцента.

В 1911 году П.И. Новгородцев покинул вместе с рядом других профессоров Московский Университет вследствие несогласия его с политикой Министра Народного Просвещения Л.А. Кассо. Через год деятельность его исключительно сконцентрировалась в Московском Коммерческом Институте, где он состоял первым директором и возглавлял кафедру государственного права. Ещё раньше по инициативе и практической деятельностью ученого была построена школа, которая в 1906 году начала функционировать как Коммерческие курсы, и в 1912 году была утверждена правительством высшим учебным заведением, которое насчитывало в своих стенах более шести тысяч слушателей, П. Струве в статье «П.И. Новгородцев. Воспоминание-характеристика» замечает: «Я на примере П.И. Новгородцева видел, как ученый-философ (он был таковым) вырастал в соприкосновении с жизнью, с ее трудностями, с практическим делом управления людьми и организации человеческих отношений. П.И. Новгородцев сделался случайно — по стечению внешних обстоятельств и неслучайно — по внутренним основаниям организатором и руководителем. высшего учебного заведения (Московского Коммерческого Института).

Однако, директорство не было только одним его официальным занятием. Оно в немалой степени отвечало его внутреннему призванию, формировало его духовные интересы и научные наклонности, что сочеталось с его практической деятельностью администратора. Практическое делание питало и обостряло теоретическую мысль». J Все это сопровождалось напряженной научной деятельностью П.И. Новгородцева, которая была связана с поиском общественного идеала, разработкой методологии учения о праве и государстве, изданием многих научных трудов, публикацией статей в журналах, например, «Вопросах философии и психологии», «Юридическом. Вестнике» и других.

В годы первой мировой войны П.И. Новгородцев работал, во Всероссийском Союзе городов, был московским уполномоченным Особого совещания по топливу, В 19 J 7 году он вновь стал профессором Московского Университета и одновременно был избран в ЦК Партии Народной Свободы (конституционных демократов), членом-учредителем «Лиги русской культуры», ее Временного комитета в Москве. В 1918 году П.И. Новгородцев проводил конференции своей партии в Екатеринодаре и Харькове. Февральскую революцию 1917 года Новгородцев встретил с тревогой, считая, что правовой строй может развиваться только эволюционным путем. По его учению, которое он разрабатывал много лет, представительная демократия лишь одна из форм правового государства и эту форму нельзя фетишизировать. По его мнению, сама по себе демократическая форма правления не спасет от всех бед, она есть показатель того, что беды уже преодолены и в обществе упрочились религиозно-нравственные основы, позволяющие раскрыть благодетельные, а не разрушительные стороны демократии. В частности, П.И. Новгородцев подчёркивал, что «Демократия, как и всякая другая форма государства, сильна, только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ не забыл, что в мире есть Высшая Воля, перед которой народная воля должна преклониться».

Через полтора месяца после начала Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года П.И. Новгородцев выстулая на заседании Московского юридического общества предостерегал своих. соратников, что свобода может стать фурией разрушений, так как «Свобода истинная и положительная всегда носит в самой себе свою границу, свой разумный предел, который превращает ее в право. И, напротив, свобода, не знающая такого предела, утрачивает свой правовой смысл...»"3 О настроениях П.И. Новгородцева в период между двумя революциями И.А. Ильин замечал: «Он не участвовал во Временном правительстве. Ни в каких его комбинациях и видоизменениях. В эти тягостные постыдные месяцы семнадцатого года он был весь — зоркость, тревога, отвращение. Он один из первых понял обреченность этого безволия, этой сентиментальности, этого сочетания интернационального авантюризма с исторической мечтательностью...» Всё это, как показывают наши исследования, снискало ПИ. Новгородцеву авторитет, как теоретика и как организатора научной деятельности был, чрезвычайно, высок. Он являлся директором Московского Коммерческого Института вплоть до 1918 года. Именно в это время П.И. Новгородцев вынужден был сначала перейти на нелегальное положение, а позднее выехал из Москвы.

До 1920 года П.И. Новгородцев, живя на юге России, в первое время был оторван от учебной деятельности, однако в 1920 году он был избран ординарным профессором Таврического университета, в котором преподавал всего несколько недель. Уехав после зимнего семестра 1920 года в заграничную командировку, он, после падения Крыма и эвакуации армий генерала Врангеля, уже ие смог вернуться в Симферополь. Однако, покинув Советскую Россию, П.И. Новгородцев не перестал заниматься преподавательской и научной деятельностью. Летом 1920 года в Берлине была организована академическая группа, в число которой был включен и П.И. Новгородцев. Члены группы проводили циклы лекции. В частности. П.И. Новгородцев читал лекции по проблемам, политической доктрины марксизма.

Исторические предпосылки разработки естественно-правовой концепции п.и. Новгородцева

Правовые учреждения чрезвычайно важны для морального прогресса, поскольку «существование общества, по мнению В. Соловьева, — зависит не от совершенства некоторых, а от безопасности всех. Эта безопасность не может охраняться одним нравственным законом, который остается недействительным для людей с преобладающими противообщественными инстинктами. По отношению к этим последним необходима общественная организация... и юридический закон . В. Соловьев, как видно из приведенных цитат, не склонен был к выявлению субъектов права, функций положительного права и т.д. Для него важнее было показать «общую идею добра», в том числе, в праве.

П.И. Новгородцев совершенно справедливо обращал внимание на то, что субъект права — это не только лица криминального настроя, как указывал В. Соловьев: как задачу права он определяет публично-празовую регламеитацию частной жизни индивидов любого цивилизованного общества. В характеристике этих проблем П.И. Новгородцев, как юрист, выступает более последовательно, однако его взгляд па право и мораль во многом определяется подходами к этой теме В. Соловьева: в существе безусловного нравственного начала как требования быть совершенным заключается признание относительного элемента в нравственной области, поскольку оно не может быть обращено только к несовершенному. Поэтому нравственное начало есть синтез абсолютного и относительного. 1 В. Соловьев постулирует право как нечто низшее по сравнению со сферой нравственности (право — минимум нравственности), так как нормы права обращены, по его мнению, лишь к неблагожелательным элементам общества. Однако это только малая часть субъектов права. П.И. Новгородцев, понимая это, не признает этого положения (право — минимум нравственности} открыто. Однако из общего контекста его учения можно заключить, что область этики является последней ступенью совершенствования индивидов.

Сферы права и морали не совпадают друг с другом. Нельзя смешивать юридические и этические понятия, но имеют внутреннее отношение, не позволяющее отрицать одно во имя другого.

Право, согласно 3. Соловьеву, — это «принудительное требование реализации определенного минимального добра, либо порядка, не допускающего известных проявлений зла» . Таким образом получается, что объектом права могут быть только нарушаемые отношения («зло, имеющееся в обществе»); но куда же следует отнести систему охранения, устроения общественных отношений, финансовые отношения государства, институты землепользования, системы наследственного, обязательственного права, цивилистику? Безусловно, уровень нравственности населения отражается на постановке правовых проблем и методах их разрешения, но ГТ.И. Новгородцев совершенно прав, когда считает необходимым признать за правом позитивные функции но обеспечению жизнедеятельности общества, которые с построением социально-правового государства только усиливаются. Он согласен, что в идее «совершенное правовое государство должно обнять всех граждан нормами идеального естественного права, и постепенное приближение к этому идеалу возможно именно. потому;-:ято есть такие нормы всепокоряющей справедливости... и в настоящем несовершенном состоянии человечества..; нормы права и морали обязательны для всех...»101

Чтобы рассмотреть соотношение понятий права и морали в свете естественно-правового подхода, необходимо определить и разграничить содержание права и морали, Можно согласиться с В, Соловьевым, что определение Иеринга (право разграничение интересов, нравственность — оценка интересов) не дает понятия о существе этих категорий. Право, и это одинаково признают В. Соловьев к П.И. Новгородцев, определяется не фактами разграничения интересов, а общей и постоянной нормой такого разграничения. Различая нормальные разграничения интересов от ненормальных и относя к праву только первые, производится и их оценка. Поэтому, если нравственность определяется как оценка интересов, то право по содержанию входит в нравственность.

Здесь важно отметить, что подобный подход этической школы права (естественно-правовой) по существу не является противодействием социологической концепции права. Действительно, основой естественно-правовой школы признается сознание индивидов, но это нисколько не умаляет значение реального правоотношения. Более того, без последнего невозможна и оценка правового (неправового) поведения со стороны индивидов. Только после совершения (несовершения) какого-либо действия может возникнуть реакция со стороны общественного правосознания.

Другое дело, что сознание неоднородно (научное, официальное, профессиональное, массовое), и потому всегда будет противоречиво. И.менно поэтому и необходимо рассматривать конкретное правоотношение, имея в виду субъективную сторону состава правонарушения или правоотношения а цивилистике, Естественно-правовая школа не призывала к отрицанию понятий нормы права или правоотношения, речь шла о том, чтобы указать последний (основной) ориентир — -личность— как для конкретного фактического рассмотрения дела, так и для построений правовых концепций с учетом существующего положения для будущего. Отсюда возникает идея права на достойное человеческое существование.

Соотношение права и нравственности в поздних своих работах ІТИ. Новгородцев предметно изложил в статье «О самобытных элементах русской правовой философии». Если в ранний период творчества ему было важнее произвести разграничение понятий права и морали для отыскания объективного смысла (общественного идеала) в этом, размежевании, то теперь он стремится открыть истину в синтезе права и морали для нравственного совершенствования личности.

Проблемы государства в творческом наследии п.и. Новгородцева

Чтобы этот принцип на достойное человеческое существование не остался только нравственным пожеланием, необходимо, справедливо указывает ПИ. Новгородцев, чтобы из него вытекали конкретные юридические следствия. Во-первых, это право на труд и законодательство о рабочих. Право на труд, выраженное в ряде проектов, нашло отражение во французской Декларации от 24 июня 1793 года и Декларации 1848 года,166 однако, эти проекты имели «значение скорее нравственного положения, чем юридического принципа» ,

В начале XX века в России право на труд признавалось одним из программных положений ряда политических партий. Таким образом происходила трансформация естественно-правовых идей, содержащихся в сознании граждан в тезисы политических платформ, в нормы закона, позволяющие уже отстаивать права личности не только этически, но и с точки зрения позитивного права. Актуальным и для нашего времени является вопрос соотношения личности и собственности. Ещё в начале XX века П.И. Новгородцев с либеральных позиций своей концепции следующим образом соотносит понятия личности и собственности: «...Правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой личности и, во имя свободы, устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения».16S

Законодательство о рабочих может выражаться, согласно его учению, в общей охране интересов трудящихся, главное — гарантии от безработицы, например, путем регулирования санитарных условий труда и т.д. и в признании за каждым трудящимся особых субъективных прав, вытекающих из общего понятия о правах человеческой личности, то есть право на обеспечение на случай болезни, неспособности к труду, старости.

Вторым юридически значимым следствием, вытекающим из признания права на достойное человеческое существование, является организация профессиональных союзов. «Необходимо, — считает П.Й. Новгородцев, — противопоставить состоянию беспомощности союз лиц, сближенных общим положением и при помогай взаимной поддержки укрепляющих друг в друге чувство солидарности и сознание свободы». Великая Французская революция не только не осуществила этого права, но и формально отрицательно относилась к профсоюзам и ассоциациям рабочих вообще. 6 Причиной этого являлась глубокая антипатия к "уродливым .формам средневековой корпоративной жизни, построенным на узком начале цеховой замкнутости и исключительности. Отрицательно характеризуя групповой интерес с иных позиций и в условиях нарождающегося предпринимательства, П.Й. Новгородцев считает необходимы? существование профсоюзов в XX веке для уяснения нужд рабочего класса и более последовательного отстаивания их прав перед государством.

Третье юридическое следствие, вытекающее из признания права на достойное человеческое существование, есть обязательное общественное и государственное призрение беспомощных лиц и неспособных н труду. Эта забота «приобретает юридический характер и становится под охрану права».

Новгородцев П.И. призывает к введению понятия права на достойное человеческое существование в декларацию прав человека и гражданина и дальнейшей юридической разработке основных институтов этого права в рамках позитивного права. Подобное рассмотрение права на достойное человеческое существование — это гуманная общечеловеческая постановка вопроса о социальных гарантиях в правовом государстве. В настоящее время в нашей стране возрастает число исков с требованиями возмещения морального ущерба гражданам в различных отраслях права. Это — свидетельство обращения позитивного права к реальному восполнению не только материального, но и, по возможности, морального ущерба, нанесенного гражданину. Несмотря на то, что адекватное выражение этических (моральных) состояний и потерь положительным законом — дело проблематичное (как установить цену за потерю близкого человека, выполняющего служебный (профессиональный) долг, или оценить резкое ухудшение здоровья по профессиональным причинам), однако, можно отметить как позитивную подобную направленность формального права к принципу внутренне свободной личности, которая есть ценность и основной ориентир этики и права.

Формирование концепции неолиберализма потребовало критической переоценки некоторых постулатов либерализма. Особенное внимание П.И. Новгородцев уделяет исследованию соотношения понятий равенства и свободы. В ряде своих работ «Об общественном идеале», и «Кризис современного правосознания» и др. он детальным образом характеризует эволюционный процесс доктрины индивидуализма, начиная с XVIII века, которая по его мнению выразилась в различном понимании принципа личности. Так, например, для периода Французской революции было характерно рациональное определение личности. В XVIII веке общечеловеческой сущностью признавалось общее и отвлеченное начало — jus naturale. Это явилось родовым определением личности.

Научная и педагогическая деятельность п.и.новгородцева в 1917-1924 годы

По существу, в данном случае, речь идет о социальном государстве, устраняющем как юридические препятствия к развитию свободы, так и материальные преграды для ее проявления. Реальность такой формы государственности соответствовала представлению философа о диалектике политического и правового идеала, обусловленной абсолютными ценностями естественного права.

Особенностью фияоеофско-правовых воззрений Новгородцева является его опора на постепенную реформаторскую деятельность, глубокое убеждение в невозможности создания нового, социально благополучного общества путем революционных сдвигов я потрясений.

Последний, послеоктябрьский период творчества, во многом, как нам представляется, был обусловлен грандиозными социально-политическими потрясениями в России, с одной стороны, а также неудовлетворенностью возможностями рационального мышления и социального преобразования, - с другой. «Для нас, переживших неслыханные, катастрофические события, -пишет философ, - многое теперь открывается и уясняется из того, что ранее было неясно, к чему относились мы невнимательно» .

Религиозная тематика приобретает особое и доминирующее звучание в его идеях правового устроения социальной жизни, где проповедуется связь православной традиции внутреннего преображения жизни на путях христианской политики и христианского либерализма, национального в своих основаниях.

Анализ теоретического наследия данного периода Новгородцева позволяет сделать вывод о глубокой содержательности христианских идей мыслителя, направленных на духовное обновление жизни российского общества.

Самое важное и существенное в русском правовом идеале, - делает вывод Новгородцев, - состоит в новой оценке задач жизни и культуры на основах христианской религии. «Русское мировоззрение и русская вера. пишет мыслитель, - уже с давних времен противопоставляют западному идеалу другой; высшая цель культуры состоит, по русскому воззрению, не в строительстве внешних форм жизни, но в их духовной, внутренней сущности».- "

Б новом, религиозном мировоззрение Новгородцеву совершенно иначе открылось существо проблем, исследованию и разработке которых он посвятил всю свою жизнь. Мыслитель становится апологетом христианского понимания преобразования мира, приходя к тому,- что единственно возможный путь спасения и возрождение России лежит через обращение к истокам православия как основы социально-духовного развития,

Примечательно то, что в своей религиозной эволюции мыслитель не ушел в «туманы» религиозной метафизики, а всю социально-политическую проблематику преломил через призму христианской догматики.

Важным моментом этого периода, характеризующем Новгородцеві} как либерального христианского мыслителя, является его приверженность реформаторской демократии - при условии, что она опирается на религиозные и национальные святыни. «Восстановление святынь» - одна из последних работ философа, посвященная тому, что «...демократия, как и всякая другая форма, может быть лучше или хуже в зависимости от духовного содержания, которое вкладывает в нее народ, и что при известных условиях оно может стать и полным извращением всякой справедливости».248

Непреходящей либерально-христианской идеей Новгородцева, ведущей к высшему единению нации, является возвышение государственного строительства до «степени Божьего дела» и объединение всего народа российского на основе «высшей духовной связи» - преданности России, русской культуре и русскому народу.

Таким образом, представляется, что проведенный анализ философско-правовых воззрений Новгородцева позволяет нам говорить о нем как о выдающемся русском социальном мыслителе, философское учение которого внесло свой определенный импульс в процесс развития русского либерализма в начале 20 столетия.

Можно с уверенностью говорить о том, что Новгородцеву. удалось достичь универсального знания, плодотворно сочетающего, не смешивая, научный, философский и религиозный опыт.

Творческое наследие философа обширно и разнообразно. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками его знаменательного ренессанса.

Новгородцев - универсальный социальный мыслитель, на долю которого выпало выразить самосознание России 20 века, глубинную русскость, противоречивость, тонко подмеченную философом в национальном правосознании и религиозности, ее судьбу.

Похожие диссертации на Общественно-политические взгляды и научная деятельность П. И. Новгородцева конца XIX - начала XX вв.