Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Шуклина Лилия Алексеевна

Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв.
<
Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шуклина Лилия Алексеевна. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. : 07.00.02 Шуклина, Лилия Алексеевна Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв. (По материалам Курской губернии) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Курск, 2005 227 с. РГБ ОД, 61:05-7/612

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ 27

1. Церковно-государственные отношения в Российской империи. .. 27

2. Монастыри как центры духовной культуры и просвещения в Курской губернии 41

ГЛАВА II. ДУХОВНО-УЧЕБНАЯ И ЦЕРКОВНО ШКОЛЬНАЯ СЕТЬ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВВ 83

1. Духовно-учебные заведения и их роль в развитии народного просвещения 83

2. Церковно-приходские школы — центральный элемент просветительской системы Русской Православной церкви 94

ГЛАВА III. КУЛЬТУРНАЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ 142

1. Вклад церковных обществ в развитие культуры и духовно-нравственное воспитание курян 142

2. Основные направления деятельности церковно-приходских попечительств 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

ПРИЛОЖЕНИЯ 180

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 204

Введение к работе

Актуальность темы. После краха коммунистической системы на всем постсоветском пространстве образовалась зона дестабилизационных процессов, и Россия оказалась в ситуации мощного действия целого комплекса кризисных факторов, особенно остро проявившихся в духовно-идеологической сфере. Объявив себя мировому сообществу открытым демократическим государством, наша страна столкнулась с невиданным и практически неконтролируемым потоком так называемой массовой культуры, хлынувшей в Россию в начале 90-х годов с Запада. Отвергнув атеизм, общество в условиях радикальной трансформации погрузилось в состояние социального стресса, который порожден многими факторами, в том числе и отсутствием новой национальной идеологии.

Сегодня Россия, как никогда, нуждается в духовном обновлении и национально-культурном возрождении. И в последнее время нельзя не заметить такой позитивной тенденции, как усиливающееся самосознание русского народа, что весьма отрадно на фоне действия мощных кризисных факторов.

Тысячелетнюю историю России невозможно представить без огромного влияния Русской Православной церкви. Несмотря на то, что Россия всегда была и остается полиэтническим и многоконфессиональным государством, именно православно-христианская религия являлась доминирующим фактором, повлиявшим на процесс складывания русского менталитета и самосознания. Православие во многом определило уникальность культурно-исторического и цивилизационного облика нашей страны.

Длительное время история Русской Православной церкви (далее - РПЦ) в условиях атеистического государства оставалась малоисследованной проблемой, в том числе и культурно-просветительский аспект ее деятельности. Многолетнее табу, наложенное на религию в советский период, снято, и теперь у историков появилась возможность объективно оценить роль и влияние церкви в истории и культуре российского государства, ее богатейшее духовное наследие.

Изучение истории РПЦ, и в частности, ее культурно-просветительской деятельности на рубеже XIX-XX веков представляется особенно актуальным в контексте современного интенсивного межцивилизационного диалога. Православие тысячу лет было надежной нравственной опорой русского народа, драгоценным источником, из которого черпали силу наши предки. Уникальная и богатейшая русская культура сформировалась и расцвела в недрах православия.

Вплоть до Октябрьской революции РПЦ активно участвовала в политических, социальных, культурных процессах, происходящих в обществе, и как уже нами отмечалось, православие было едва ли не единственной базой духовно-нравственных ценностей, являлось важным социально-стабилизирующим и консолидирующим фактором, принимала участие в благотворительности.

Православная церковь в Курской губернии выступала в качестве мощного культурообразующего и консолидирующего фактора, что позитивно влияло на социокультурную ситуацию на всем региональном пространстве в конце XIX - начале XX вв.

Все вышеуказанное, учитывая, что данная проблема малоисследованна, а также ее особенную актуальность в сегодняшних российских условиях позволяют нам определить объект научного исследования: Русская Православная церковь и ее культурообразующая функция в обществе, ее влияние на социокультурные процессы.

Предметом научного исследования является культурно-просветительская деятельность церкви на всем региональном пространстве в конце XIX — начале XX вв., ее содержание, принципы и основные направления; структура просветительской системы РПЦ, сложившаяся в регионе в исследуемый период.

Научная значимость темы и ее актуальность определили цель и задачи данной диссертации:

Изучение истории РГЩ, и в частности, ее культурно-просветительской деятельности на рубеже XIX-XX веков представляется особенно актуальным в контексте современного интенсивного межцивилизационного диалога. Православие тысячу лет было надежной нравственной опорой русского народа, драгоценным источником, из которого черпали силу наши предки. Уникальная и богатейшая русская культура сформировалась и расцвела в недрах православия.

Вплоть до Октябрьской революции РПЦ активно участвовала в политических, социальных, культурных процессах, происходящих в обществе, и как уже нами отмечалось, православие было едва ли не единственной базой духовно-нравственных ценностей, являлось важным социально-стабилизирующим и консолидирующим фактором, принимала участие в благотворительности.

Православная церковь в Курской губернии выступала в качестве мощного культурообразующего и консолидирующего фактора, что позитивно влияло на социокультурную ситуацию на всем региональном пространстве в конце XIX - начале XX вв.

Все вышеуказанное, учитывая, что данная проблема малоисследованна, а также ее особенную актуальность в сегодняшних российских условиях позволяют нам определить объект научного исследования: Русская Православная церковь и ее культурообразующая функция в обществе, ее влияние на социокультурные процессы.

Предметом научного исследования является культурно-просветительская деятельность церкви на всем региональном пространстве в конце XIX - начале XX вв., ее содержание, принципы и основные направления; структура просветительской системы РПЦ, сложившаяся в регионе в исследуемый период.

Научная значимость темы и ее актуальность определили цель и задачи данной диссертации:

цель состоит в том, чтобы выявить, проследить и обобщить культурно-просветительский аспект деятельности РПЦ на региональном уровне и показать ее влияние на социокультурную реальность.

В ходе научного исследования мы попытались решить следующие задачи:

определить особенности церковно-государственных взаимоотношений в России на рубеже XIX-XX вв.;

показать роль монастырей в крае как центров духовной культуры и просвещения;

выявить специфику культурно-просветительской деятельности РПЦ в Курской губернии, показать многообразие форм работы в этом направлении, ее принципы и содержание;

определить значение учебных заведений духовного ведомства в развитии народного просвещения;

- исследовать многообразие форм работы церковных обществ и пока
зать их вклад в развитие культуры.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Русская Православная церковь в конце XIX - начале XX вв. как доминирующая конфессия посредством православно-христианской идеологии, аккумулирующей в себе фундаментальные духовные и нравственные ценности, способствовала стабилизации общественных отношений и их гармонизации.

  2. Являясь духовным ядром национальной культуры, русское православие посредством активной образовательной, социальной и других видов деятельности консолидировало общество на основе христианской идеологии.

  3. Русская Православная церковь, развивая и поддерживая монастыри как мощные центры духовного просвещения, культуру и социального попе-

чения, создавала в регионе единое социокультурное пространство, где действовали традиционные христианские нормы жизни и ценности.

4. На региональном уровне в исследуемый период Русская Православ
ная церковь создала успешно функционирующую религиозно-
просветительную систему, имеющую стройную структуру.

5. Осуществляя в русле государственной политики культурно-
просветительскую деятельность, церковь путем создания церковно
приходских школ решала проблему неграмотности народа и его просвеще
ния. Несмотря на ограниченность образовательного потенциала, именно цер-
ковно-приходская школа являлась центральным элементом просветительской
системы РПЦ.

6. Русская Православная церковь, как полифункциональная структура
способствовала организации жизнедеятельности социума, опираясь на мно
говековые традиции и взаимодействие с ним в самых различных сферах, что
благотворным образом повлияло на облик провинциальной губернии и пре
ображало ее социальную реальность.

Хронологические рамки исследования определяются с конца XIX в. до 1905 года. В этот период самодержавное государство поддерживает и стимулирует активизацию деятельности церкви, особенно в культурно-просветительской сфере, усиливается идеологическое влияние православия, особенно на уровне первичной церковно-административной единицы - прихода, где создаются церковно-приходские школы, братства, попечительства и т.д. Революционные события 1905 г. усилили внутренний кризис в РПЦ и изменили ее положение.

Географические рамки определяются дореволюционными границами Курской губернии, представляющей собою типичный аграрный регион. Епархиальные границы в исследуемый период совпадали с губернскими. В административном отношении регион в дореволюционный период включал в себя 15 уездов, и в каждом из них Русская Православная церковь активно занималась культурной и просветительской деятельностью. Локализация тер-

7 риториальных рамок исследования обусловлена так же тем, что позиции православия в Курской губернии были традиционно сильны, характерна укорененность христианских норм и ценностей среди населения.

Историография проблемы. Немаловажным позитивным фактором для исторической науки является то, что в дореволюционной, советской и постсоветской России история Русской Православной церкви, ее многогранная деятельность, а также проблема государственно-церковных отношений являлись предметом активного изучения. Но проблема культурно-просветительской деятельности русского православия в исследуемый период - конец XIX - начало XX вв. - не была предметом специального изучения в исторической науке и поэтому эта тема оставалась малоисследованной и практически не разработанной. В связи с процессами демократизации российского общества возрос интерес к православной культуре и духовно-просветительской деятельности РПЦ как на всероссийском, так и на региональном уровне.

В дореволюционный период в России издавалось значительное количество исследований, написанных как светскими, так и церковными историками. Они представлены работами общего характера - церковно-историческими очерками, разнообразными справочниками и энциклопедическими изданиями по истории монастырей, сборниками, содержащими различные уставы и распоряжения по духовному ведомству. Так, для фундаментального труда Е.Е. Голубинского под названием «История Русской церкви» характерен аналитико-критический метод и глубина исследования, однако, здесь нет материала, касающегося деятельности церкви в конце XIX - начале XX вв.1

Дореволюционный историк А.В. Карташев в своем труде «Очерки по истории русской церкви», репринтное издание которого вышло в 1991 г.,2 придерживается особого взгляда на проблему периодизации истории Русской

1 Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 1-2. - М., 1901-1911.

2 Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви (репринт). - М., 1991.

8 Православной церкви и считает, что фактически церковная историографическая периодизация русского православия связана именно с особенностями политической истории Российского государства. Стоит также выделить обстоятельный труд А.П. Доброклонского «Руководство по истории

Русской церкви» , где имеется материал о состоянии духовного просвещения, о церковно-приходских школах, православном духовенстве. Синодальный период здесь рассматривается до 1890 года.

Культурно-просветительский аспект деятельности РПЦ не являлся приоритетным направлением в изучении ее истории, но в некоторых изданиях имеется ценный материал по интересующей нас проблеме, как в контексте общероссийских тенденций развития конфессиональной сферы, так и на региональном уровне. Так, в книге «История Православной церкви в XIX веке. Славянские церкви»4 содержится богатый материал комплексного характера, затрагивающий положение РПЦ в конце XIX века, ее многогранную деятельность, духовно-нравственное состояние общества, церковно-приходские школы и систему духовного образования, православно-церковные братства и религиозные общества, миссионерскую деятельность церкви и т.д. Это издание содержит официальную информацию, для которой характерны промонархические симпатии и идеи о неразрывности церковно-государственного союза.

Влияние русского православия на развитие народного образования, просветительская деятельность духовенства рассматриваются в работах Ф.В. Благовидова, Н.В. Чехова, И.Г. Кулжинского и т.д.5

Православные монастыри дореволюционной России, являлись важным фактором в жизни общества, представляя из себя мощные духовно-

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви (репринт). - М., 1999.

4 История Православной церкви в XIX веке. Славянские церкви. Книга II (репринт). - М.,
1998.

5 Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образо
ванию в царствование императора Александра III. - Казань, 1896; Чехов Н.В. Начальное
образование в России с 60* гг. XIX в. - М., 1912; Кулжинский И.Г. Из истории церковно
приходских школ в России. - Киев. 1895; Обзор деятельности ведомства православного
исповедания за время царствования императора Александра III. - СПб., 1903.

9 просветительские, культурные центры, многие из них активно занимались благотворительностью.

Самые разнообразные сведения о монастырях, включая и курские, имеются в ряде дореволюционных изданий, где дается описание всех православных обителей. Это труды А.А. Ратишина, В.В. Зверинского, Л.И. Денисова и др.6 В подобных изданиях обычно имеется определенная структура изложения материала, где указывается место расположения обители, время ее основания, дается описание находящихся на ее территории храмов; если имеется больница, школа, богадельня, то дается информация и о них. Наиболее полная и информационно-насыщенная книга Л. Денисова о монастырях содержит краткое, но достаточно емкое описание православных обителей Курской губернии, историко-статистического, топографического и археологического плана.

Ценные сведения содержатся в книге «Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне». Следует отметить ее особую значимость, т.к. здесь имеется наиболее полное описание русских монастырей, причем довольно подробное. Сведения, представленные здесь, отличаются разнообразием фактического изложения, здесь имеется так же иллюстративный материал.

В целом, для дореволюционной историографии характерен преимущественно описательно-повествовательный характер изложения материла, отсутствие критического и аналитического начала. В основном авторы акцентировали внимание на отдельных фактах, событиях. Практически не встречаются оценочные суждения и авторские концепции.

6 Ратишин А.А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. - М., 1852; Зве-ринский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: В 3 т. - СПб., 1890-1897; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М, 1908; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне (репринт). - СПб., 1994; Православные монастыри и архиерейские дома в России, ныне существующие. - СПб., 1889.

Региональная дореволюционная историография представлена значительным числом изданий. Среди них следует особенно следует отметить труды, посвященные истории курских православных обителей. Внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования о Белогорской Николаевской пустыни, книга игуменьи Емилии о Троицком женском монастыре, иеромонаха Леонида о Коренной пустыни и т.д.7

Курские краеведы в своих работах рассматривали проблемы церковной жизни региона. Так, Н.И. Златоверховников в книге «Памятники старины и нового времени Курской губернии» касается вопроса участия курских монастырей в развитии народного просвещения. А.А. Танков, известный краевед и педагог, так же в своих многочисленных публикациях затрагивал историю монастырей, исследовал различные аспекты религиозной жизни Курской губернии.9

Переходя к историографическому анализу проблемы диссертационного исследования в советский период, следует иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что изучение истории РПЦ, ее деятельности, в том числе культурно-просветительской, на различных исторических этапах, происходило и развивалось в неблагоприятных и достаточно сложных условиях атеистического государства, где религиозная идеология, и церковь как социальный институт не считались позитивными явлениями. Более того, православие считалось пережитком прошлого, сама церковь воспринималась силой, в определенной степени противостоящей социалистическому обществу и его ценно-

7 Белогорско-Николаевская пустынь и ее святыни. - Курск, 1912; Емилия. Курский Свято-
Троицкий женский монастырь. - Курск 1912; Иеромонах Леонид. Историческое описание
Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. - СПб., 1876; Чертыкин Ф.В. Курская свя
тыня Курско-Коренная чудотворная икона Богоматери и местопребывание святой Иконы.
Знаменский монастырь и Коренная пустынь. - СПб., 1899; Истомин И. Историческое опи
сание Курского Знаменского первоклассного монастыря. - Курск, 1857; Историческое
описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни. - М., 1872; Троицкий Н.И. Памят
ники Знаменского монастыря в Курске. - Курск, 1884.

8 Златоверхников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечатель
ности Курской губернии. - Курск, 1902.

9 См.: Танков А.А. Материалы для истории Курской Епархии. Об историческом описании
Курской Епархии // КЕВ. - 1900. - № 39.; Он же. - Курский Знаменский собор, из истории

стям, поэтому исследования, связанные с РПЦ, в этот период имеют значительный налет идеологической заданности, им присущ приоритет классового подхода в ущерб объективному анализу.

В 20-30-е годы, когда советское государство вело особенно активную борьбу с религией, появился ряд работ по истории церкви дооктябрьского периода таких авторов, как К. Троицкий, М. Телекин, Н. Писарев, Б. Кандидов. Так, К. Троицкий в своей работе «Церковь и государство в России» давая оценку просветительской деятельности церкви, отмечал, что церковноприходские школы являлись «отвратительным суррогатом народной школы, рассчитанной не на освобождение народных масс, а на их закабаление». Он называл церковь «самым искусным эксплуататором народных масс»."

Анализируя положение и роль Русской Православной церкви в обществе в начале XX в., Б. Кандидов в книге «Церковь и 1905 год», приходит к выводу, что церковь была охранительной силой, и этому во многом способствовало преподавание Закона Божьего во всех учебных заведениях и сами церковно-приходские школы, которые «являлись мощным оружием реакции».12 Изучение Закона Божьего в дореволюционной России рассматривалось автором как «растлевающая работа».13

Среди исследований советского периода по истории Русской Православной церкви большую ценность представляет труд Н.М. Никольского «История русской церкви», где автор с позиций марксистской методологии последовательно и обстоятельно рассматривает историю русского православия со времени принятия Русью христианской религии до начала XX в.,

его сооружения. - КЕВ. - 1893. - № 13, 35. - 1894. - № 8.; Он же. - Историческая заметка

0 монастырях Курской Епархии // КЕВ. - 1897. -№ 13, 36. и т.д.

1 Троицкий К. Церковь и государство в России. - М., 1923; Телекин М. Церковь, крепост
ное право и революция. - М, 1929; Писарев Н. Церковь и крепостное государство в Рос
сии. - М, 1930; Кандидов Б. Церковь и самодержавие. - М., 1937; Он же. Церковь и 1905
год. - Б г.

1' Троицкий К. Указ. соч. - С. 50.

12 Кандидов Б. Церковь и 1905 год. - Б г. - С. 9.

13 Там же.-С. 10.

12 включая период трех российских революций.14 Данная работа отличается широким диапазоном рассматриваемых проблем: это и эволюция взаимоотношений церкви и государства, влияние церкви на культуру и общество, ее материальное благосостояние в разные исторические периоды. На различных исторических этапах церковь играла неодинаковую роль, при этом оставаясь консервативной силой в обществе, и ее позиция не всегда была адекватной политической и социальной реальности.

В целом для историографии 20-30-х гг. характерна весьма жесткая идеологизированность, стремление стандартизировать оценки в деятельности РПЦ, а также концептуальная односторонность во взглядах на сущность религии и негативное отношение к церкви как социальному институту.

В дальнейшем в советской историографии принципиальных изменений в методологических концепциях исследователей не произошло, и эта проблема по-прежнему рассматривалась под сильным давлением официальной идеологии. Церковь продолжала оцениваться как враждебная всему передовому социальная и политическая сила, как орудие самодержавия в эксплуатации народных масс. Так, Е.Ф. Грекулов в своей работе «Православная церковь - враг просвещения», придерживаясь крайних атеистических позиций и тезиса о непримиримости интересов народа и церкви, пишет, что «церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции».15 Акцент на негативное влияние русского православия на общество сделан и в книге «Церковь в истории России. IX в. - 1917 г. Критические очерки».16 Подобные категоричные оценки роли и места православной церкви в дореволюционной России, стремление исключить даже возможность ее конструктивного взаимодействия с социумом, безусловно, снижают

14 Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.

15 Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. - М., 1962. - С. 3.

16 Церковь в истории России IX в. - 1917 г. Критические очерки. - М., 1967.

13 научную ценность этих работ, поэтому при изучении проблемы к ним надо подходить критически.

Несмотря на идеологическую заданность, во многих работах содержатся ценные сведения о РПЦ, о влиянии православия на процесс становления и развития русской духовности и культуры. Это исследования U.K. Курочкина, В.Е. Титова, М.И. Чудновцева, Г.А.Носовой и др.17

С конца 80-х годов XX века, когда в Советском Союзе набирали силу процессы демократизации, наблюдается трансформация общей концепции политической истории страны и меняется отношение государства и общества к церкви. «Первой ласточкой», отражающей эти позитивные изменения, ста-ла коллективная монография «Русское православие: вехи истории» . В этой книге видные историки и философы предприняли попытку осветить наиболее сложные проблемы истории Русской Православной церкви, в том числе и ее положение в конце XIX - начале XX вв. Хотя здесь преобладают устоявшиеся стереотипы относительно деятельности и роли РПЦ в обществе, вместе с тем в книге имеются сведения, касающиеся положения и деятельности церкви, в том числе в сфере культуры и просвещения (80-90-е годы XIX в.), а также материалы о церковно-приходских школах, православных братствах, кризисном состоянии Русской Православной церкви в период трех российских революций. Достоинством монографии является то, что в ней преобладают теоретически обоснованные выводы, наблюдается стремление авторов отказаться от однозначно-категоричных оценок и выводов по отношению к церкви. Исследователи в целом более объективно и взвешенно освещают различные аспекты деятельности РПЦ, в том числе в сфере культуры и просвещения.

I 7

Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. - М., 1969; Титов В.Е. Православие. - М., 1974; Чудновцев М.И. Церковь и театр конца XIX - начала XX вв. - М., 1977; Носова Г.А. Язычество в православии. - М., 1975; Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. - М., 1982; Ипатов А. Православие и русская культура. - М., 1985; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - М., 1987. 1 Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

Особенным явлением в историографии по различным аспектам истории Русской Православной церкви стал интерес зарубежных исследователей. Среди них, по-нашему мнению, заслуживает внимания работа А. Шмемана.19 Автор - церковный деятель, богослов, анализируя непростое прошлое православно-христианской религии, затрагивает в своем труде и Русскую Православную церковь, включая синодальный период. А. Шмеман считает, что хотя церковь и стала по сути государственным учреждением, это не совсем благоприятное для нее обстоятельство как религиозной конфессии не привело к упадку православия, а синодальный период - это «и время возрождения меценатства и незабываемый расцвет святости».

Различные аспекты деятельности РПЦ, в том числе в культурно-просветительской сфере, рассматриваются в фундаментальном труде И.К. Смолича «История русской церкви».20 Автор, опираясь на широкий круг источников, обстоятельно анализирует особенности приходской жизни, духовно-нравственное состояние общества, конфессиональную политику властей. Касаясь проблемы культурно-просветительской деятельности РПЦ, И.К. Смолич отмечает весомый вклад православного духовенства в повышение общей культуры народа, чему во многом, по мнению автора, способствовало открытие церковно-приходских школ. Автор в целом критически и неоднозначно оценивает церковные школы, но не смотря на их существенные недостатки, он считает эти школы «важным фактором в жизни народа», поскольку они имели под собой православную основу.

Канадский историк Д.В. Поспеловский в своей работе «Русская Православная церковь в XX веке»21, характеризуя ее положение в начале XX столетия, справедливо пишет о синодальном периоде в ее развитии как о неоднозначном времени, наполненном своими сложностями, поскольку РПЦ имела неканоническое устройство и, подчиненная государству, не могла вести

19 Шмеман А. Исторический путь православия. - Париж, 1989.

20 Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917: В 2 Т. - Т. 1. - М, 1996; Т.2.- М,
1997.

Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М., 1995.

15 самостоятельную деятельность, что, по мнению автора, негативно сказывалось на авторитете самой церкви и духовенства.

Российская историография современного периода, начиная с 90-х годов, представлена многими исследованиями, где кардинально пересмотрены ранее господствовавшие взгляды на русское православие и его влияние в обществе. Этому во многом способствует то обстоятельство, что в современной исторической науке отсутствуют идеологические шаблоны, есть многообразие мнений и концепций по данной проблеме. Исследователями затрагиваются вопросы, связанные с церковно-государственными отношениями, рассматриваются российские монастыри и их многогранная деятельность, православная духовность и т.д. Среди них наибольшую ценность представляют работы С.Л. Фирсова, А.Ю. Полунова, Ю.Ф. Козлова, П.Н. Зырянова и других.22 Так, П.Н. Зырянов, исследуя различные аспекты деятельности монастырей в XIX-XX вв., рассматривает православные обители как духовно-культурные центры и приводит сведения по истории курских монастырей, правда, они немногочисленны. По мнению П.Н. Зырянова, в начале XX в. помимо благотворительности, многие русские монастыри активизируют и свою просветительскую деятельность, что оказывало положительное влияние на общество. Книга ценна тем, что позволяет проследить и выявить роль православных обителей в трансформации социального бытия народа.

В 1994 году в свет вышла уникальная книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX вв.». Анализируя феномен глин-ского старчества, автор приходит к выводу, что это было особенным явлением в духовной жизни России в конце XIX - начале XX вв. По мнению автора,

Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последние 10-летие существования самодержавия в России. - СПб., 1996; Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора Синода. Православная церковь в царствование Александра III. - М., 1996; Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. - Саратов, 1995; Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. - М., 1999; Бычков С. Русская церковь и императорская власть (очерки по истории русской православной церкви. 1900-1917). Т.1. -М., 1998. 23 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI - XX вв. - М., 1994

пустынь благодаря поистине подвижнической деятельности своих иноков внесла большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания народа в духе христианских ценностей и развитие народного просвещения в Курской губернии.

В ряде диссертационных работ многими авторами исследуются такие проблемы, как идеологическая и благотворительная деятельность церкви, ее роль в духовной жизни российского общества, государственно-церковные отношения, и это свидетельствует о том большом влиянии, которое оказывала РПЦ на все процессы, происходящие в дореволюционной России.24 Так, И.В. Симонов, анализируя роль и место русского православия в обществе в начале XX в., а также различные аспекты социальной и идеологической деятельности церкви, в своем исследовании справедливо отмечает, что главная проблема заключалась в том, что существовало противоречие между консервативно-охранительным курсом самодержавного государства и стремлением рядовых мирян и части клира к улучшению своего положения. Автор приходит к выводу, что в деятельности церкви переплетались негативные и позитивные моменты, выполнение ею своих социальных функций носило противоречивый характер, а идеологическая деятельность была многомерной.

С.Г. Зубанова предприняла попытку обобщить и проанализировать опыт социальной, культурной и духовной деятельности Русской Православ-

24 Симонов И.В. Анализ особенностей социально-идеологической деятельности Русской Православной церкви в нач. XX в.: Дис. ... канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 1993; Джораева СВ. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа): Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1997; Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1995; Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской Православной церкви во второй половине XIX — начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1995; Никулин М.Ф. Православная церковь в общественной жизни России (кон. 1850-х - кон. 1880-х). Дис. ... канд. ист. наук. — М., 1996; Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: опыт духовного воспитания. Дис. ... канд. ист. наук. - СПб, 1994; Дорофеев Ф.А. Эволюция православных братств Руси/России. Опыт конкретно-исторического исследования: Дис. ... канд. ист. наук. — Нижний Новгород, 1998; Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук. — Елец, 2001; Липчанский A.M. Становление в России массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг.: опыт, уроки: Дис.... д-ра ист. наук. — М., 2001.

17 ной церкви, где на многочисленных примерах показывает эффективность взаимодействия церковных и светских структур в решении социальных вопросов, но культурно-просветительской деятельности уделяет незначительное внимание.

К весьма малоисследованной проблеме - эволюционного развития православных братств, включая их деятельность в исследуемый период, обратился в своей диссертации Ф.А. Дорофеев. Православные братства в конце XIX - начале XX вв. внесли, по мнению автора, существенный вклад в развитие народного просвещения и дело социального служения обществу.

В последнее время на волне повышенного интереса общества к РПЦ появилось немало научных работ, посвященных ее многогранной деятельности, на примере конкретных регионов. Эта, безусловно, положительная тенденция позволяет глубже изучить и объективно оценить культурное и духовно-нравственное влияние православной церкви на социальную реальность и

у с

выявить региональную специфику в этом процессе. Так, О.И. Радченко, рассматривая вопрос о возникновении и функционировании монастырей в Самарском крае, отмечает, что они были носителями духовных традиций православия, служили очагами просвещения и воспитания, высоконравственной жизни, где особое место занимало старчество. По мнению автора, монастырь оказывал большое влияние на формирование социокультурной среды в регионе.

Раскрывая специфику регионального культурного процесса и освещая основные этапы просветительской деятельности Русской Православной церкви на Крайнем Северо-Востоке, А.И. Ткалич обоснованно отводит рус-

Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. — Челябинск, 1996; Ма-няхина М.Р. Православная церковь в культуре Алтая XVIII - начале XX вв.: Дис. ... канд. культурологии. — СПб, 1997; Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. — Самара, 1998; Ткалич А.И. Просветительская деятельность Русской Православной церкви на Крайнем Северо-Востоке в досоветский период: Дис. ...канд. пед. наук. — М., 1999; Козлов К.В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884-1914 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Белгород, 2004.

18 скому православию роль культурообразующего фактора и показывает его огромный духовно-нравственный потенциал, способность аккумулировать позитивные социальные и культурные ценности.

М.Р. Маняхина, исследуя влияние церкви на примере Алтайского региона, подчеркивает, что она «создавала основы единого культурного пространства, в том числе и образовательного». Автор рассматривает церковь как «универсальную социокультурную силу», которая способствовала успешному развитию системы народного просвещения в регионе.

Проблема образовательной деятельности Русской Православной церкви и ее реализация на примере Центрально-Черноземного региона в период с 1884 по 1914 гг. рассматривается в работе К.В. Козлова. В диссертации делается акцент на развитие системы церковных школ и реализацию православного компонента в системе светской школы. По мнению автора, образовательная политика церкви формировалась под влиянием общественных процессов и оценена им, как успешная, поскольку отвечала интересам российского общества.

В 2001 г. вышел коллективный труд «Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв.». Книга ценна тем, что здесь на примере различных регионов рассматриваются особенности жизненного уклада русского крестьянства, влияние на него православной религии, которая и на бытовом уровне выступает в качестве мощной ценностной доминанты, своеобразным регулятором всех сфер жизнедеятельности общества. 26

В последнее время появились издания, которые носят справочный и энциклопедический характер. Особенно много книг, где освещается история православных обителей, в том числе и известных курских монастырей.27

Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв. Итоги этнографических исследований. -М, 2001.

27 Монастыри: энциклопедический справочник (Русская Православная церковь) /Сост. А.В.Никольский. — М., 2000; Православные обители России: путеводитель /Сост. И.Гарькавый и др. — М., 2001; Монастыри (300 исторических мест). — М., 2002 и др.

Курская губерния издревле была краем христианским, и Русская Православная церковь была и остается одним из мощных факторов, оказывающих влияние на формирование социокультурной среды региона, его духовного облика. Начиная с 90-х годов, курские ученые и краеведы активно разрабатывают вопросы, связанные с различными аспектами истории РПЦ, ее многогранной деятельности, в том числе на ниве просветительства. В региональной прессе стали появляться многочисленные публикации, где освещалась история курских монастырей, храмов, затрагивались вопросы возрождения духовно-православных традиций, религиозной жизни региона.28

Православные обители всегда оказывали огромное влияние на жизнедеятельность социума в дореволюционной России, и Курская губерния здесь не была исключением. Роль монастырей в культурной и духовной жизни региона рассматривается в работах Т.Н. Арцыбашевой, А.А. Плотникова, А.Ю. Друговскои и др.

Значительный вклад в развитие региональной культуры внесла Т.Н. Арцыбашева. В своих работах она рассматривает не только особенности формирования монастырской культуры в регионе, но и различные аспекты ее становления. По мнению автора, монастырская культура являлась важным

Пискарев С. Из истории Курского Свято-Троицкого женского монастыря // Курские епархиальные ведомости. - 1993г. - №5-6; Бугров Ю. Была, была такая церковь в нашем городе Покровская // Городские известия. - 1991. - 6.07; Он же. Воспитанники Курской семинарии // Курские епархиальные ведомости. — 1993. - №1-2; Штукина Л. Молитва согреет храм (о первой божественной литургии в возрожденном Воскресенско-Ильинском храме // Курская правда. - 1995. - 7.05; Она же. Ключи от неба (о первом выпуске в Курской духовной семинарии) // Курская правда. - 1994. - 1.07; Степанов В. Церковь Нижней Троицы в Курске //Класс. - 1997. -№10.

29 Арцыбашева Т.Н. Монастыри Курской Губернии // Курск. Документы. Воспоминания. Статьи. Курск, 1997; Она же. - Монастырь на стыке культур (на примере монастырей Курского края Московской Руси XVII века): Автореф... канд. культурологии. - СПб., 1997. Она же. — Из истории курских монастырей //Из истории монастырей и храмов Курского края /Под ред. А.Ю. Друговскои. - Курск, 1998. - С. 7-20; Она же. - Курский край и монастырская культура. - Курск, 1998; Она же. — Очерки культуры Курского края. Краеведческие материалы. - Выпуск И. - Курск, 2000; Она же. - Православный Курский край. - Курск, 2002; Плотников А.А. Монастыри. Крестный ход в Курской губерний. // Из истории монастырей и храмов Курского края /Под ред.А.Ю. Друговскои. - Курск, 1998. - С. 20-28; Друговская А.Ю., Гатилова Л.С. Благотворительность курских монастырей (вторая половина XIX - начало XX вв.) //Там же. - С. 56-76; Кулагин В.В. Крестный ход, возвышающий душу // Там же. - С. 28-36.

20 компонентом социального и духовного доминирования православия на всем пространстве региона и сыграла позитивную роль в становлении его социального облика. Так, исследователь рассматривает функционирование монастырей не только как духовных и просветительских центров, но и в качестве сильных экономических структур и справедливо замечает, что они являлись сложным полифункциональным организмом, сочетающим в себе несколько направлений деятельности.

Проблемы, связанные с различными аспектами истории РПЦ, нашли свое отражение в коллективном труде «Из истории монастырей и храмов Курского края». Для нашего диссертационного исследования книга имеет большое значение, поскольку в ней освещаются некоторые аспекты культурно-просветительской деятельности церкви в конце XIX - начале XX вв.30 Большой интерес представляют и работы Н.Н. Чалых, А.Г. Шпилева, В.Л. Юрковецкого и др.31

Образовательный и благотворительный аспекты социального служения РПЦ нашли свое отражение в книге «Деятельность Русской Православной церкви» из серии «Курский край. Антология социальной работы».32 Достоинством этого издания является то, что здесь рассматривается возникновение и функционирование церковно-приходских школ, духовно-учебных заведений, православных монастырей, и что особенно важно, их значение в развитии народного просвещения.

История Русской Православной церкви, а так же различные аспекты ее деятельности нашли свое отражение в диссертационных исследованиях кур-

Из истории монастырей и храмов Курского края /Под ред. А.Ю. Друговской. - Курск, 1998.

Чалых Н.Н. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь: история и современность. - Курск, 2001; Шпилев А.Г. Знаменский монастырь. - Курск, 2000; Юрковецкий В.Л. Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений. - Курск, 2001; Реутов В, История Курской Коренной иконы Знамение Божьей Матери: прошлое и современность. -Курск, 2001.

Курский край: антология социальной работы. Научно-популярная серия в 10 томах. Т 1: Деятельность Русской Православной церкви. - Курск, 2002.

21 ских ученых - С.Н. Емельянова, Л.В. Тюриной, М.С. Стародубцевой, С.С. Жирова.33

На страницах научно-исторического журнала «Курский край» и в краеведческих сборниках некоторые исследователи затрагивают различные вопросы, связанные с православной церковью, ее влиянием на жизнь общества, деятельностью духовенства и т.д.34

Известный краевед и ученый Ю.А. Бугров в своей книге «История Курской епархии» касается таких вопросов, как состояние православия в регионе в конце XIX — начале XX вв., научная и просветительская деятельность духовенства и др.35 На наш взгляд, автору удалось создать целостную картину церковной жизни региона, начиная с древнейших времен и заканчивая концом XX столетия. В книге воедино связаны моменты общерусской и церковной истории Курского края, что делает ее концептуально стройной и завершенной.

В целом историографический обзор свидетельствует о том, что проблема требует дальнейшего исследования.

Емельянов С.Н. Взаимоотношения государственной власти и Русской Православной церкви в Центральном Черноземье в 1917-1912гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2000; Тюрина Л.В. Государство и Русская Православная церковь: эволюция отношений 1917-2000 гг.: Автореф. ... канд. ист. наук. - Курск, 2000; Стародубцева М.С. Влияние Русской Православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2001; Жиров С.С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2003.

34 Пономарева В.Ю. Учреждение Белгородской епархии //Курский край: научно-
исторический журнал. - №4. - 2001. - С. 29-31; Гатилова Л.С. Благотворительность кур
ских монастырей в конце XIX - начале XX вв. // Курский край. - №1-2 (33-34). - 2003. -
С. 10-12; Черных В.Д. Некоторые аспекты благотворительной деятельности Глинской
пустыни во 2-ой половине XIX - начале XX вв. // Там же. - С. 60-63; Переверзева Е.Н.
Роль духовных учреждений Курской губернии в развитии женского образования во вто
рой половите XIX - начале XX вв. // Там же. - №5-6. (25-26). - 2002. - С.46-49.; Бунин
А.Ю. Общественная деятельность православного духовенства Курской губернии в годы
Первой русской Революции: // Правда истории: Сборн. научных статей /Под ред. Ю.Ф.
Мелихова. - Курск, 2003. - С. 113-119; Жиров С.С. Политика светских и духовных вла
стей в отношении монастырей на рубеже XVII-XIX веков (на примере Курской епархии) //
Курский край: научно-исторический журнал. - №4(18). - 2001; Он же. Благотворительная
деятельность монастырей Курской епархии в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. //
Там же. № 1-2 (33-34). - 2003. - С. 17-20.

35 Бугров Ю. История Курской епархии. - Курск, 2003.

Источниковую базу исследования составили архивные и опубликованные источники, имеющиеся в Государственном архиве Курской области (далее - ГАКО). Выявленный научно-информационный потенциал такого вида источников, как делопроизводственная документация, содержит ценные материалы, касающиеся темы диссертации.

Важная информация о различных аспектах сторонах жизнедеятельности курских православных обителей содержится в ф. 186 (Знаменский монастырь) и ф. 187 (Коренная пустынь). В документах ф. 792 сконцентрированы ценные сведения о функционировавших в регионе церковно-приходских школах, а так же духовных учебных заведений Курской губернии периода с 1834 по 1918 гг., деятельность курского духовенства по открытию и благоустройству церковно-приходских школ и т.д.

Самые разнообразные материалы, представляющие ценность для нашего исследования, сосредоточены в ф. 20 (Курская духовная консистория). Здесь отложился пласт документов, отражающих особенности духовной жизни региона, различные аспекты просветительской деятельности церкви; так, в фонде есть ведомости о курских монастырях, журналы съездов духовенства и т.д. Ф. 25 содержит в себе материал о курском епархиальном женском училище - это и классные журналы, журналы педагогических собраний и др.

Ф. 217 (объединенный) включает информацию о церквях Курской губернии, - имеющиеся здесь многочисленные клировые ведомости дают исследователю сведения не только о конкретном храме, основные биографические данные о его служителях, но и о прихожанах каждой церкви, что позволяет определить социальный состав православных верующих данного церковного прихода.

Диссертационную работу дополнили имеющиеся в ГАКО Журналы комиссии Курского губернского земства по народному образованию, а так же материалы, содержащиеся в таком издании, как «Текущая школьная статистика», где есть данные о церковных школах губернии в исследуемый пери-

23 од, их количественном соотношении с земскими школами, которые конкурировали с церковно-приходскими в сфере народного начального образования.

Периодическая печать (дореволюционного периода) рассматривалась на двух уровнях: центральном и региональном. В России до революции 1917 г. выходило много разнообразных церковных периодических изданий, освещающих в том числе и культурно-просветительскую деятельность Русской Православной церкви. Мы обращались к материалам таких изданий, как «Церковный Вестник», «Церковные ведомости», «Церковно-приходская школа». Из светской дореволюционной периодики были изучены материалы таких изданий, как «Журнал Министерства Народного Просвещения», «Народное образование».

Из церковных дореволюционных изданий в основном использованы материалы официального органа епархиальной печати - газеты «Курские Епархиальные Ведомости» (далее - КЕВ), которая издавалась на территории губернии согласно Указу Св. Синода № 2637 от 1.12.1870 г. Газета стала выходить с 1 января 1871 года, и здесь печатались самые разнообразные материалы - официальные сообщения, заметки о церковных событиях в стране и в регионе, богословские сочинения, информация исторического характера, отчеты о деятельности церковно-приходских школ и др. Именно материалы «КЕВ» во многом помогли воссоздать картину сложившейся в конце XIX -начале XX вв. социальной реальности, исследовать различные аспекты культурно-просветительской деятельности РПЦ, а также особенности духовного компонента жизни народа. Так, по теме нашего диссертационного исследования в «КЕВ» имеется специальная статья «Участие монастырей Курской Епархии в деле народного образования и благотворительности» , где очень подробно на примере конкретных обителей освещается их деятельность, направленная на развитие народного просвещения.

Участие монастырей Курской Епархии в деле народного образования и благотворительности //КЕВ. - 1891. -№ 16. - С. 227-233.

Выявленный нами комплекс источников, в первую очередь регионального уровня, позволил в процессе научного исследования изучить культурное влияние церкви в регионе и просветительский аспект ее деятельности в конце XIX - начале XX вв. Конечно, степень информативности использованных источников неодинакова и разнохарактерна, но на каждом этапе проведенного исследования они имели определенную ценность и обогатили диссертационную работу разнообразными материалами.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы объективности и историзма. В процессе работы так же использованы аналитический, сравнительный, хронологический и др. методы.

Научная новизна определяется тем, что автором на основании архивных и опубликованных материалов исследуется влияние Русской Православной церкви на социокультурную ситуацию на всем региональном пространстве в конце XIX - начале XX вв., комплексно рассматриваются различные аспекты ее культурно-просветительской, духовно-нравственной деятельности, ее разнообразные формы и методы.

Автором анализируется специфика церковно-государственных отношений в России, роль и значение православных обителей как духовно-просветительских центров, а также становление и развитие в регионе духовно-учебных заведений и школьной сети РПЦ. Новым является обращение автора к одной из малоисследованных проблем на региональном уровне — культурной и духовной деятельности православных церковных обществ, которые в Курской губернии в исследуемый период были представлены Епархиальным братством Феодосия Печерского, Курским отделом Императорского Православного Палестинского общества и церковными попечительствами, действующими на уровне прихода. Автор приходит к выводу, что церковные общества внесли значительный вклад в развитие культуры и духовно-нравственного воспитания народа, что способствовало консолидации курян и активизации социальной и культурной жизни на уровне прихода.

Учитывая то обстоятельство, что в условиях атеистического государства различные аспекты деятельности РПЦ оценивались негативно, автором пересмотрены господствовавшие ранее стереотипы относительно влияния церкви на культуру и просвещение. На многочисленных примерах и фактах автор доказывает, что культурно-просветительская деятельность РПЦ была в целом успешной и оказала позитивное влияние на социокультурную ситуацию в Курской губернии и реально способствовала консолидации народа на основе православно-христианских гуманистических ценностей.

В научный оборот впервые вводятся ранее не опубликованные архивные документы и материалы периодической печати.

Научная и практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

результаты исследования могут способствовать углублению и расширению краеведческих исследований, связанных с историей православия, стимулировать процесс изучения и осмысления исторического и культурного наследия РПЦ в современных условиях, использованию образовательного и духовно-нравственного опыта православия;

материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как история отечественной культуры, основы православия, история Отечества, история религии, культурология и т.д. как в высших учебных заведениях, так и в гимназиях, лицеях, школах, при организации элективных курсов в вузах, на факультативных занятиях, возможна так же организация спецкурсов (с включением регионального компонента);

- диссертация представляет интерес для подготовки разнообразных
учебных пособий по истории Курского края, региональной культуре, по
скольку сегодня необходимо знание исторического опыта и его осмысление в
принципиально новых условиях и его учет в практической деятельности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры истории и экономической теории Курского государственного медицинского университета. По теме

26 диссертации имеется 11 научных публикаций как на центральном (г. Москва, г. Санкт-Петербург,), так и на региональном уровне (г. Курск, г. Владимир).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.

Церковно-государственные отношения в Российской империи.

На рубеже XIX - XX вв. Русская Православная церковь функционировала и развивалась в рамках государственно-правового законодательства, регламентирующего ее статус еще с XVIII века, когда, в результате церковной реформы Петра I, церковь вступила в синодальный период. Специфической чертой данного периода является то, что церковь, лишенная внутреннего канонического самоуправления, оказалась в сложных условиях подчинения государственным структурам и сама стала неотъемлемой частью бюрократического аппарата, хотя и обладала определенной степенью автономии.

Вышестоящим церковным органом управления был Святейший Синод - административное и судебное учреждение по делам церкви, включающее в себя представителей элитных епархий и нескольких епархиальных архиереев, вызываемых в него для работы. Но практически всю полноту власти в структурах Синода имел обер-прокурор, назначаемый российским императором из светских лиц. Он имел статус министра и его значение приобрело особую важность и влияние на процесс принятия церковных решений в период с 1880 по 1905 гг., когда на этом посту находился К.П. Победоносцев -выдающийся государственный деятель, представитель консервативного кры-ла политической элиты. Являясь сторонником традиционных ценностей,

Победоносцев сделал все возможное для максимального усиления церкви, прежде всего, ее идеологического влияния на различные процессы в обществе, но он был сторонником клерикализации социальной и политической сферы и православное духовенство, находясь в жестких рамках синодальной системы, было вынуждено действовать в соответствии с интересами самодержавного государства.

Церковь, хотя и зависела от государственной машины, все же о ее полном подчинении говорить, на наш взгляд, нельзя. Она представляла собой довольно мощный полифункциональный организм, имеющий сложную структуру и свои собственные интересы, реализация которых во многом зависела от позиции официальных властей. Высокая степень интеграции РПЦ в бюрократический аппарат мешали ей играть самостоятельную роль в обществе, что делало церковь неравноправной союзницей самодержавия.

Территория Российской Империи была разделена на церковные округа - епархии, по статусу приближенные к митрополиям. Поскольку в синодальной системе России император являлся главой Русской Православной церко-ви, то священник в соответствии с установленным регламентом приносил присягу на верность императору, и главу епархиальной власти назначал сам император из представленных Синодом кандидатур архиереев.

Установив свои взаимоотношения с церковью в рамках синодальной системы и тем самым завершив процесс ее огосударствления, самодержавное государство подчинило ее собственным интересам и целям, рассматривая как духовный и идеологический рычаг влияния на социум. Кстати, православных верующих в России по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г. было 87,3 млн. или 69,3% всего населения.

РПЦ была не просто под мощным бюрократическим прессом самодержавной власти, она была вынуждена стать ее союзницей. Традиция нераз рывного церковно-государственного альянса пришла из Византии, но получила в России свою специфику. Так, И. Экономцев отмечает: «Нарушение принципа соборности не могло не привести к определенной стагнации церковной жизни. Разверзлась брешь между центральной церковной властью, назначаемой и действующей по указу государя, и поставленной в полную зависимость от нее епархиальными архиереями. Возник раскол между обществом и духовенством».4

Концепция церковно-государственной симфонии затрагивалась в трудах некоторых историков. Так, исследователь церковно-государственных отношений досоветского периода С.Л. Фирсов справедливо замечает, что «в России существовала симфония власти - светской и духовной. Эта симфония заранее предопределила для церкви «пределы возможного» и делала Русскую Православную церковь «заложницей монархии».41

Сложность Русской Православной церкви была еще и в том, что она как институт духовной власти сама переживала кризисное время, и при этом не могла самостоятельно решать внутрицерковные вопросы и быть особой независимой, влиятельной силой в обществе.

На наш взгляд, само существование РПЦ в рамках синодальной системы лишало ее возможности реализации самостоятельных инициатив и действий. В глазах образованного общества и в среде простого народа церковь воспринималась как отросток бюрократического аппарата, некое казенное ведомство.

Духовно-учебные заведения и их роль в развитии народного просвещения

На территории Курской епархии в конце XIX - начале XX века имелась сеть духовных учебных заведений, который готовили кадры священников, церковнослужителей, и церковные школы, которые внесли определенный

вклад в дело народного просвещения и повышение общего культурного и об разовательного уровня православных курян, особенно это касалось сельского населения.

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы образовательного аспекта деятельности Русской Православной церкви на региональном уровне, сделаем краткий обзор учебных заведений, где шел процесс обучения и воспитания будущих духовных пастырей.

В России регулярно проводились реформы духовно-учебных заведений, и, как следствие, изменялся содержательный аспект в системе духовного образования. На территории Курской епархии действовали такие образова тельные учреждения, как духовная семинария и духовные училища, а также женское духовное учебное заведение - Курское епархиальное женское училище (далее — КЕЖУ), готовившее представительниц духовного сословия к просветительской деятельности на благо народного образования. В 1885-1886 гг. были введены новые уставы и программы в семинариях и училищах.135 Господство консервативных тенденций во внутренней политике самодержавия, особенно в период конртреформистского курса императора Александра III, активно одобрявшего и поддерживавшего победоносцевскую церковную и религиозную политику, не обошло стороной и духовые учебные заведения.

Новые уставы, разработанные и утвержденные для этого типа учреждений, способствовали усилению власти и контролирующих функций епархиальных архиереев, а так же повысили значимость административных структур. Духовные семинарии частично лишились внутренней автономии: там был отменен принцип выборности, а так же значительно ограничены и урезаны в объеме своей компетенции члены семинарских правлений. Для усиления воспитательного аспекта в семинарии была введена особая должность духовника. Корректировке в значительной степени были подвергнуты и семинарские учебные программы; курс преподаваемых дисциплин расширен: так, были введены такие дисциплины, как сравнительное богословие, библейская история, история и обличение раскола; в обязательном порядке семинаристы должны были посещать уроки церковного пения, причем, это касалось даже тех, кто обладал весьма посредственными вокальными данными. Увеличение количества часов по предметам богословского характера, несомненно, было связано с усилением духа церковности во всех сферах общественной жизни, и как следствие снижена доля небогословских предметов (классических и новых языков, философии, математики и др.).

Подверглась изменениям и структура семинарского курса; было отменено деление на общеобразовательные и богословские курсы, а богословские предметы стали преподаваться с младших курсов семинарии.

Духовные училища так же не остались в стороне от изменений: в них было увеличено количество часов на преподавание русского и церковнославянского языков, а так же церковного пения, снижен объем преподавания классических языков. Для улучшения материального положения духовенства в 1894 г. были повышены размеры жалованья учителям семинарии и духовных училищ.

Вклад церковных обществ в развитие культуры и духовно-нравственное воспитание курян

В конце XIX - начале XX вв. как во всероссийском масштабе, так и на региональном уровне, в частности, в Курской губернии, русское православие, опираясь на собственный многовековой опыт, выработало и в целом успешно реализовывало на практике самые разнообразные формы культурно-просветительской деятельности.

На территории Курской губернии на рубеже XIX-XX вв. сложилась стройная и целостная просветительская система РПЦ. Органической ее частью были православные церковные общества, - Курское Епархиальное Братство Феодосия Печерского, Курский отдел Императорского Православного Палестинского общества, городские и сельские церковно-приходские попечительства, которые наряду с благотворительной активно включались и в просветительскую деятельность в регионе.

Значительный вклад в развитие культуры и народного просвещения в регионе внесло Курское Епархиальное Братство Феодосия Печерского, и его активная деятельность в этом направлении во многом способствовала становлению и успешному функционированию религиозно-просветительской системы РПЦ в крае в конце XIX — начале XX вв.

Заметим, православные церковные братства были одной из наиболее интересных и плодотворных форм культурно-просветительской деятельности РПЦ, и именно они продолжали священное дело и славные традиции своих предков - иноческих обителей, служивших на ранних этапах русской исто-рии «светильниками веры и благочестия».

Православные братства, образованные в конце XIX века, приоритетным направлением своего социального служения считали культурно-просветительскую деятельностью. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев во «Всеподданнейшем отчете по ведомству православного исповедания за 1900 год» отмечал, что социальное служение церковных братств обществу «заключается в распространении и утверждении религиозно-нравственного просвещения среди населения, в духовном ограждении церкви от пропаганды иноверцев и раскольников, и в деле христианской благотворительности, во всевозможных ее видах».239

Всего в России к 1893 г. в Российской империи было создано 160 православных братств, а к 1914 г. их число достигло уже 700, из них самым крупным по численности было братство св. Михаила в Твери, куда входило 1000 членов.

Прежде чем перейти к освещению многосторонней деятельности Курского Епархиального Братства Феодосия Печерского, уточним, что же представляет собою этот тип церковного общества. Своими корнями православные церковные братства восходят еще к древнерусским братствам, которые особенно активно создавались на территории Юго-Западной Руси в XV-XVI вв. преимущественно для борьбы с усилившимся влиянием католицизма, то есть это были сообщества, ставившие своей приоритетной задачей сохранение чистоты православной веры и ограждение ее от влияния римско-католической церкви. Но в XIX столетии понятие «церковное братство» несколько изменилось. В соответствии с законодательством, а именно вышедшими в 1864 г. Правилах о церковных братствах, оно стало пониматься как общество, состоящее из православных лиц разного звания и состояния, для служения «нуждам и пользам» православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев, для развития благотво 144 рительности, создания и укрепления православных храмов, для распространения и утверждения духа просвещения».240

Исследователь православных церковных братств Ф.А. Дорофеев в общем виде понимает их как самоуправляющиеся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданные вокруг своего храма с религиозными и социально-бытовыми целями, закрепленных в уставе или традиции, имеющие четыре направления деятельности: благотворительность, миссионерство, образование и церковно-устроительную деятельность. На наш взгляд, наиболее приемлемым является такое понимание церковного братства, применительно к исследуемому нами периоду - концу XIX - началу XX веков: это социально-экономическая организация, создающаяся из лиц разного звания и состояния, представляющие различные классы и сословия. Братства были довольно демократичны по своему характеру и поэтому получили большое распространение на территории России во второй половине XIX - начале XX столетий.

Похожие диссертации на Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX вв.