Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской "оттепели". 1953-1964 гг. Ряполова Елена Леонидовна

Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской
<
Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ряполова Елена Леонидовна. Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской "оттепели". 1953-1964 гг. : 07.00.02 Ряполова, Елена Леонидовна Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской "оттепели". 1953-1964 гг. (По материалам Кубани) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Краснодар, 2003 239 с. РГБ ОД, 61:04-7/348

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Советское послевоенное общество. Необходимость поворота в развитии страны 21

1.1. Краснодарский край как административно-территориальная единица. Характеристика населения региона 21

1.2. Начало перемен в социальной жизни страны 33

1.3. Особенности провинциальной жизни в 50-е годы 49

Глава 2. Начало процесса десталинизации и особенности его осмысления на Кубани 74

2.1. Ситуация «без Сталина». Изменение общественной атмосферы 74

2.2. Документы КПСС о «культе личности»: ознакомление с ними и реакция населения края 88

Глава 3. «Оттепель» как процесс социокультурной динамики страны и ее особенности на Кубани 124

3.1. Изменение духовно-нравственного климата в стране 124

3.2. Советское общество «открывает» Запад 135

3.3. Партийно-советская политика в сфере идеологии и культуры 154

Заключение 194

Библиографические ссылки 200

Список использованных источников и литературы 220

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Время от кончины «вождя народов» до смещения Н.С. Хрущева принято называть «оттепелью». Термин, введенный с легкой руки известного писателя И.Г. Эренбурга, прижился и вошел, несмотря на свою условность, в научную литературу.

Смерть И.В. Сталина, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние на советскую политическую систему, общественную и повседневную жизнь. Прекращение массовых репрессий способствовало известной стабилизации в обществе, отходил в прошлое страх. Под воздействием внутренних и внешних обстоятельств менялись настроения, мысли, ожидания, чувства людей, передающие «дух» времени и являющиеся составляющими общественной атмосферы, которая служит надежным показателем для определения состояния общественной системы в целом.

Период хрущевской «оттепели» - период сложный, противоречивый, богат на события, которые существенно повернули развитие страны. Наши представления о том, каких высот может достигнуть человек, как низко пасть, каким находчивым стать в кризисной ситуации и какую отзывчивость способен проявить, помогая другим — все они подпитываются знанием о действиях и мыслях людей прошлого в самых различных контекстах. Именно тогда сформировался особый тип «шестидесятника», личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.

Тот факт, что оценки «оттепели» у разных людей бывают полностью противоположны — подтверждает одно: эта эпоха стала яркой страницей истории нашей страны и наложила отпечаток на ее последующее развитие.

Сегодня, для большинства не является секретом, что истоки современных процессов в постсоветском обществе нужно искать в хрущевской «оттепели», что провоцирует вполне закономерный интерес к прошедшей, переломной, реформационной эпохе, самоценность которой, очевидна непредвзятому исследователю.

Несмотря на очевидную актуальность, познания о 50-60-х годах прошлого века остаются недостаточными. Количество монографий можно пересчитать по пальцам, неизученными являются региональные особенности «оттепели».

Перечисленные факты и определили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является развитие СССР и одного из его регионов - Краснодарского края - в 1953-1964 г.г., в первую очередь, социокультурный аспект истории «оттепели».

Предмет исследования составляют общественно-политические и социокультурные процессы, происходившие в стране и Краснодарском крае в годы хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.).

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1953 по 1964 годы. Годы 1953-1964 г.г. — это не просто смена лидеров, это качественные сдвиги в развитии и функционировании государства и общества, это новая динамика социального облика страны.

Географические рамки исследования ограничены территорией Краснодарского края — региона, достаточно своеобразного в социокультурном отношении. Однако, автору нередко приходится обращаться и к материалам союзного масштаба. Управление страной в 1950-1960 г.г. было жестко централизованным и большинство мероприятий политического, экономического, культурного характера рождались в центре, а затем распространялись на местах. Отсюда, частое сочетание материала союзного и местного при анализе процессов «оттепели».

Степень изученности проблемы. Многосложный процесс развития советского общества в период 1950-х первой половины 1960-х годов получил неоднозначное, подчас противоречивое отображение в научных трудах, публицистике, литературе и искусстве. Применительно к теме нашего исследования отечественный историографический процесс оказался разделенным на два этапа: первый этап - середина 1950 — 1991 г.г.; второй этап — современный, с 1991 г. по настоящее время.

Стратегия разработок в 50-е начале 60-х годов XX столетия определялась тем, что большинство трудов создавались учеными, интересы которых составляла советская действительность. Социальный успех таких публикаций во многом зависел от того, насколько они отвечали актуальным, с точки зрения партийно-государственного руководства проблемам развития страны. Отсюда - диапазон проблематики, охватывающий наиболее «зримые» процессы тех лет («крутой подъем» сельского хозяйства, укрепление союза рабочего класса и крестьянства, оказание городом шефской помощи деревне и др.) (1).

Аналогичные тенденции просматривались и на региональном уровне. Содержание публикаций газет, отдельных сборников и трудов было посвящено описанию преобразований, происходивших в крае в годы реформ, причем приоритет отдавался успехам (2).

А, учитывая то, что Кубань являлась сельскохозяйственным регионом, преобразования в аграрной области, в быту и культуре крестьянства Кубани, сближение бытового уклада городского и сельского населения становились основными темами большинства работ, выходивших в крае в 1950-е начале 1960-х годов (3).

Таким образом, в 1950-е—1960-е годы были заложены основные направления исследований по теме. Научные поиски, направляемые целями познания, были поставлены в определенные рамки официальной идеологии, источниковой базы.

Названные тенденции характерны и для периода середины 1960-х -середины 1980-х годов, когда расширение проблематики, хронологических и региональных рубежей научных исследований сосуществовали с ограничениями на разработку темы «оттепели» как научной проблемы. До конца 80-х годов тенденции историографии определялись концепциями, схемами и доказательствами, почерпнутыми из доктрины «развитого социализма» (4). Социальные преобразования первых послевоенных десятилетий предстают в трудах историков преимущественно, как результат активной, целенаправленной деятельности партии.

Среди основных направлений проблемных историографических исследований в 60-е - 80-е годы следует отметить разработку темы истории рабочего класса, выделение основных этапов в ее исследовании, расширение границ изучения роли советского рабочего класса в классовой структуре советского общества (5). В то же время, оторванность декларируемого тезиса о рабочем классе как «ведущей силе социалистического общества» от сложнейших социальных проблем 1940-x-l 960-х годов, приверженность традиционной схеме подачи и интерпретации материала, затрудняли познание истории рабочего класса по целому ряду позиций.

Другим ведущим направлением историографического анализа являлась аграрная тематика. Появившиеся в 70-е начале 80-х годов капитальные исследования закрепили тенденции предшествующих лет (изучение истории 4-й пятилетки, проработка проблем МТС, организационно-хозяйственного укрепления колхозов и др.), позволили обратиться к изучению новых аспектов аграрных преобразований (6).

Что касается культурных процессов рассматриваемого периода, то большинство работ было посвящено истории советской интеллигенции и культуры, а также идеологической деятельности КПСС (7). Взаимоотношения художественной интеллигенции и власти интерпретировались с позиций правящей партии и в духе партийных документов. Отдельные проявления интеллигентского свободомыслия квалифицировались как проявления чуждой идеологии, с которыми партия настойчиво и успешно боролась (8).

Необходимо также отметить создание большого массива литературы, в основном политологической и экономической направленности, посвященной 1950-M-1960-м годам советской истории, выходившей в 1970-е и в первой половине 1980-х годов за рубежом (9). Вклад зарубежных исследователей в изучение хрущевского периода весьма ценен. Многие наработки явились серьезным подспорьем для отечественных ученых во второй половине 80-х годов.

Перемены второй половины 80-х годов породили огромный интерес к послевоенной истории, особенно к «эпохе Хрущева». «Перестройка» поставила преобразования 50-х годов в центр дискуссий об альтернативности, демократическом потенциале социализма, путях реформирования коммунистической системы.

Существенную часть историографии второй половины 1980-х годов составили работы, посвященные исследованию феномена И.В. Сталина (10).

Центральное место занимали публикации о XX съезде КПСС (11). В исследованиях воспроизводилась атмосфера накануне и в период работы съезда, характеризовалось содержание докладов, анализировались конкретные поступки политических лидеров.

Новым явлением в развитии исторической мысли стало появление большого количества переводной литературы по советской истории (12).

Большинство работ, выходивших в 1960-е—1980-е годы на территории края, было посвящено проблемам социально-экономического развития региона (13). Развитие промышленного производства в 50-60-е годы сопровождалось усиленным ростом городов и городского населения и, одновременно, обострением проблем, связанных с нехваткой жилья, слабым развитием социальной инфраструктуры, входящих в нее служб быта и т.д. Особенности функционирования и развития городских служб быта стали предметом изучения ряда диссертационных исследований, нашли свое отражение в публикациях и монографиях, представлявших передовой опыт,

конкретные методологические разработки и рекомендации, ориентированные на повышение эффективности сферы услуг (14).

Начиная со второй половины 60-х годов, популярной темой исследований стало повышение благосостояния трудящихся. К одной из таких работ относится брошюра А.А. Горчакова (15), содержащая данные краевой статистики о развитии промышленного производства, увеличении общественных фондов, о расширении жилищного строительства и различных видов социально-бытовых услуг, доказательства роста жизненного уровня городского населения Кубани.

Немало работ было посвящено теме преодоления социально-экономических различий между городом и деревней (16). На взгляд автора, интересный материал об этнических и культурно-бытовых процессах на Кубани содержится в монографии под редакцией Чистова К.Б. (17). В ней, обращаясь к истории, подчеркивая сохранение ряда традиционных черт сельским населением Кубани, автор рассматривает социокультурные перемены, произошедшие в Кубанских станицах за годы установления советской власти, уделяя значительное внимание периоду хрущевской «оттепели».

Таким образом, в советский период историографии были заложены основные направления исследования темы. Переменам 50-х начала 60-х годов была посвящена обширная литература, в целом, изображавшая период хрущевских реформ как время успешного продвижения страны по пути коммунистического строительства. Такой подход господствовал в советской историографии вплоть до второй половины 1980-х годов. Поворот в историографическом процессе на рубеже 1980-x-l 990-х годов - результат перемен в организации науки в целом. Появление новых периодических изданий, изменение режимов архивохранилищ, открытие доступа к зарубежным исследованиям, появление новой генерации отечественных историков, преодоление цензуры — все это качественно отличало историографическую ситуацию от ее предшествующего состояния.

Коренные изменения общественной обстановки в стране после 1991 г. открыли новый этап в изучении истории СССР в целом и 50-х-60-х годов в частности. Расширение источниковой базы, научные достижения историографии инициировали публикации, посвященные советским лидерам и проблеме политического лидерства (18). Направленность подобного рода изданий становилась тем очевиднее, чем больший размах приобретала «волна» мемуаристики, содержащей воспоминания политических,

партийных, государственных и хозяйственных деятелей советского государства, представителей творческой интеллигенции (19).

Среди новых тенденций постсоветского периода следует отметить интерес к изучению общественного мнения, общественной и частной жизни советских людей. В этом плане разительно отличается от потока публицистических и научных работ историческое исследование Е.Ю. Зубковой (20), основанное на недоступных ранее архивных документах и материалах «устной истории».

В рамках социологической науки в 60-е годы проводились опросы общественного мнения. В 1960 г. Б.А. Грушин, доктор философских наук, попав по случаю в «Комсомольскую правду», основал там первый в истории страны институт общественного мнения. Материал опросов населения, реализованных ИОМ в 1960-1964 г.г., лег в основу одной из четырех книг Б.А. Грушина, посвященной эпохе Хрущева (21).

В самостоятельную группу следует отнести научные и общественно-политические работы, где исследуется хрущевская «оттепель» в сфере художественной культуры, личная позиция Н.С. Хрущева по отношению к художественной интеллигенции и ее восприятие в обществе (22). Первой обобщающей работой, в которой была сделана попытка рассмотреть «оттепель» как самостоятельное, исторически закономерное, стилистически оформленное явление культуры принадлежит публицистам-эмигрантам П. Вайлю и А. Генису (23).

Названные выше тенденции характерны и для кубанской литературы. Отметим исследования В.Криводеда, В.И. Лях, И.И. Горловой, А.Н. Еремевой, В.В. Латкина и др. (24), посвященные вопросам истории кубанского крестьянства, рассмотрению общественно-политических и культурных процессов на Кубани в период 50-х-60-х годов.

Таким образом, анализ советской и современной литературы периода хрущевской «оттепели» позволяет сделать следующие выводы. На сегодняшний день собран большой фактический материал по вопросам общественно-политического и социально-экономического развития страны в 1953-1964 гг. Однако, по-прежнему, в числе актуальных и малоизученных остаются проблемы социокультурного развития страны. Остро ощущается отсутствие исследований по социальной истории «оттепели», формирующих представление о проблемах повседневной жизни, запросах и ожиданиях основных социальных групп 50-х-60-х годов. Кроме того, имеющиеся публикации не дают полной картины изучения общественно-политических и

социокультурных процессов на Кубани в 50-е - 60-е годы, проблема остается практически не изученной на региональном уровне. Попыткой преодолеть существующий пробел является настоящее диссертационное исследование.

Цели и задачи исследования. Исходя из состояния разработанности проблемы, учитывая ее актуальность и перспективы дальнейшего изучения, автор диссертации поставил цель исследовать особенности развития Краснодарского края сквозь призму социокультурных аспектов в период «оттепели». Из общей цели вытекают задачи исследования:

рассмотреть, как менялась ситуация в стране после смерти И.В. Сталина, дать оценку влияния решений о «культе личности» на общество (на примерах Кубани и страны в целом);

выявить степень влияния западной культуры на советское общество, проследить, какие изменения происходили в общественном сознании масс, воссоздать ход событий, атмосферу и менталитет прошлого через судьбы обычных людей, реальные жизненные ситуации, где есть место человеческим характерам, личным пристрастиям и эмоциям, которые нередко выступают в качестве значимых исторических фактов;

- показать, как происходило движение к открытому обществу,
менялась духовно-нравственная атмосфера в стране;

- раскрыть динамику официальной политики, в частности, в сфере
художественного творчества, где цензура сочеталась с усилением
самоконтроля внутри творческих союзов;

сквозь призму послесталинских перемен рассмотреть
административно-территориальные преобразования, особенности

демографической структуры населения, основные социальные программы и перемены, происходившие в аграрной области, а также основные тенденции культурного и социального развития кубанских крестьянских хозяйств.

Базовыми в методологическом отношении являются принципы исторического познания — историзм и объективность.

Применительно к избранному предмету исследования это означает изучение событий и явлений в процессе становления и развития, с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке и хронологической последовательности. Для достижения этого использовались историко-ситуационный метод, предполагающий изучение исторических фактов в контексте изучаемой эпохи, в совокупности с «соседствующими» событиями и фактами.

Мы постарались использовать социально-исторический подход для реконструирования исторического процесса, что позволяет, по мнению автора, взглянуть на события прошлого - «снизу», глазами и словами рядового человека.

Следуя принципу объективности, мы отстаиваем право исследователя на проявление своей личности, сформировавшейся в определенную историческую эпоху, в своем творчестве.

В числе применяемых в исследовании методов отметим сравнительно-исторический, позволяющий сопоставлять региональные особенности рассматриваемых в работе событий с общероссийскими тенденциями.

В работе используются также историко-антропологический подход, необходимый при изучении истории общества и результаты конкретно-социологических исследований.

Творческая интеллигенция в работе рассматривается с одной стороны,
как респондентная группа, отражавшая общественные настроения и мнения,
с другой, как группа, влияния, идеи и взгляды которой воспринимались
широкой общественной средой. '

В поиске, сборе и интерпретации фактического материала автор опирался на традиционные методы работы с историческими источниками, а также некоторые приемы эмпирических социологических исследований.

Изложенное, как мы надеемся, дает исследователю прочные методологические основания для оценки и анализа имеющегося фактологического материала.

Источниковая база исследования. Существующая источниковая база, которая может быть использована для изучения общественно-политических, социально-психологических, культурных процессов, характеризующих жизнь советского общества периода правления Н.С. Хрущева, обладает рядом особенностей, определяющих характер исследования в целом.

Источники, которые легли в основу настоящей работы, неравнозначны по своему содержанию и значению.

Документальной основой настоящей работы, учитывая регионоведческий характер исследования, являлись, большей частью, материалы архивов Краснодарского края: Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) и Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Кроме того, источниковую базу диссертации существенно дополнили столичные архивы: Государственный

архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), бывший Центр хранения документации молодежных организаций (ЦХДМО), ныне отделение РГАСПИ.

Несомненно, важное значение для данного исследования имели материалы краевого архива ЦЦНИКК, предоставившие информацию об общественно-политических и культурных процессах Кубани в исследуемый период.

Всего автором были привлечены к изучению материалы 12 фондов ЦЦНИКК, что, как нам представляется, позволяет составить достаточно полное и, главное, фактологически аргументированное представление о характере и основных проблемах, выносимых на рассмотрение в диссертационном исследовании.

Так, в частности, для характеристики восстановительного периода жизни Кубани, большой интерес представили материалы фонда 1072 «Краснодарский городской комитет партии», в частности, опись 11, дела 2368, 1712, опись 1, дело 1.

В диссертации были использованы материалы Управления пропаганды и агитации Краснодарского крайкома КПСС, хранящиеся в ЦЦНИКК.

Среди документов УГЛА следует, прежде всего, выделить материалы Фонда 1774, в частности, отчеты и обзоры о работе печати, Фонда 1774-А Краснодарский крайком КПСС, в частности, опись 8, дело 2434 предоставившие интересный материал об идеологической борьбе с поклонниками западного образа жизни, материалы об антипартийной группе Маленкова, Кагановича и др., отчеты и справки о работе редакций газет, издательств и о работе союза писателей (Опись 8, дело 2435), отчеты и справки партийных органов о выполнении партийных решений и о состоянии работы по вопросам партпросвещения, пропаганды, печати и другим вопросам (Опись 10, дело 2105). Идеологическая заданность подобных документов, призванных продемонстрировать «всенародную поддержку» мероприятий, проводимых партийными органами, безусловно, влияла на характер отраженных в них мнений. Однако, наряду с положительными высказываниями, сводки под оговоркой «нездоровые настроения» содержали информацию о критических мнениях людей, о негативных реакциях и эмоциях.

Информацию о реакции участников краевого партактива, посвященного итогам XX съезда КПСС на доклад Н.С. Хрущева, о разъяснительной работе, проводимой среди населения Кубани по вопросу о «культе личности», причинах его возникновения и развития содержат материалы фонда 1774-А Краснодарский крайком КПСС опись 4а дело 96а, опись 10 дело 2105; фонда 652 Туапсинский ПС КПСС опись 10 дело 17, фонда 15 Армавирский ПС КПСС опись 11 дело 1.

Интересный материал, касающийся воспитательной работы, проводимой с населением, массово-политической и пропагандистской работе школ и учебных заведений предоставили опись 11 дела 1, 24, опись 12 дела 1 и 21 и др. фонда 15 «Армавирский городской комитет партии».

Кроме того, важную информацию об общественно-политических и культурных процессах на Кубани в рассматриваемый период предоставили материалы фондов крайкома, горкома, райкома ВЛКСМ, в частности, фонд 2013 Краснодарский ПС ВЛКСМ опись 3 дело 41; фонд 2006 Краснодарский крайком ВЛКСМ опись 3 дело 359, опись 3 дело 414; фонд 2035 Туапсинский ПС ВЛКСМ опись 6 дело 11; фонд 2472 Приморско-Ахтарский РК ВЛКСМ.

В диссертации автором впервые вводятся в научный оборот в качестве источника по предлагаемой тематике материалы фондов 1076 Приморско-Ахтарский райком КПСС, 59 Сталинский РК КПСС г. Краснодара, касающиеся обсуждения выступления Н.С. Хрущева на XX съезде с докладом «О культе личности и его последствиях» на собраниях районных активов и совещании секретарей РК КПСС.

Другой комплекс архивных документов, использованных в настоящей работе, предоставили фонды ГАККа. Поскольку в первой главе диссертационного исследования значительное место отведено восстановительному периоду жизни Кубани, то наиболее ценными для нас оказались следующие фонды: фонд Р-687 Краснодарский краевой совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет (крайисполком) опись 3 дело 97, опись 2 дело 1259; фонд Р-988 Краснодарский городской совет народных депутатов и его исполнительный комитет (горисполком); фонд 1480 Управление сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома опись 2 дело 151, содержащие сведения о послевоенном состоянии городов Кубани и их реконструкции, переименовании районов, улиц, культурной, религиозной жизни края, особенностях провинциальной жизни.

Материалы фондов 1380 Отдел культуры Краснодарского горисполкома, 1381 Краснодарское укрупненное книжное издательство, 1403

Управление кинофикации Краснодарского крайисполкома, 1530 Краснодарский краевой комитет по телевидению и радиовещанию, 1626 Управление культуры Краснодарского крайисполкома, 1722 Краснодарское краевое отделение художников союза художников РСФСР, 1735 Краснодарская краевая писательская организация СП РСФСР, 1750 Краснодарское краевое отделение ВТО, представляют важную информацию

0 культурных процессах хрущевской «оттепели» на Кубани.

В частности, фонд Р-1381 опись 1 Дела 51, 54, 128, фонд Р-1380 опись

1 дело 171, фонд Р-1626 опись 1 дела 237, 393 содержат письма читателей,
поступившие в краевые газеты, рецензии на рукописи известных кубанских
писателей и отзывы на их произведения в читательской среде, выступления
на съездах работников культуры Кубани. Информацию по обсуждению
спектаклей, произведений искусств, встреч с читателями представителей
краевой писательской организации предоставили материалы фондов: Р-1722
Краснодарский краевой отдел художников союза художников РСФСР опись
1 дело 34; Р-1750 Краснодарский краевой отдел ВТО опись 1 дело 80, 86; Р-
1735 Краснодарская краевая писательская организация союза писателей
РСФСР опись 1 дело 24.

В диссертации автором были использованы также материалы фонда Р-68 Краснодарский Государственный педагогический институт имени 15-летия ВЛКСМ, предоставившие интересную информацию о жизни студенчества и института в целом, являвшегося, по словам одного из респондентов, «кузницей творческих кадров Кубани». Всего автором были использованы документы 12 фондов Государственного архива Краснодарского края.

В течение всего послевоенного времени ЦК КПСС получал большое количество писем с предложениями и замечаниями граждан по самым различным вопросам внутренней и внешней политики. Оригиналы этих писем в большинстве своем не сохранились, но иногда они представлены в виде сводок и другой обобщающей информации. Большой комплекс писем представлен материалами фонда «Редакция журнала «Коммунист» (Ф.599.0п.1.) Российского государственного архива социально-политической истории. Материалы редакции журнала «Коммунист» содержат информацию о реакции населения на важнейшие события политической и культурной жизни страны, например, смерть Сталина, выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, июньский пленум ЦК 1957 г., влияние западной культуры и Др.

Информацию о влиянии западной культуры, западных настроений и образа жизни в целом дополняют материалы фонда «Министерство культуры РСФСР» (Ф.501.Оп.1.) Государственного архива Российской Федерации.

Важным документальным подспорьем проводимой работы стали материалы бывшего архива ЦК ВЛКСМ, ныне отделения документации молодежных организаций РГАСПИ.

К исследованию были привлечены фонды Центрального Комитета ВЛКСМ (ФЛ.Оп.2, 5) и подразделений его аппарата — отдела пропаганды и агитации. (Ф.1. Оп.32) и отдела студенческих организаций (Ф.1. Оп.46). Формирование политического самосознания молодого поколения, вступающего в жизнь после смерти Сталина, имело особенно важное значение для будущего советского общества. Документы ЦК ВЛКСМ интересны еще и потому, что из этой организации вышел ряд руководителей партии и государства, в частности, А. Шелепин и В. Семичастный, принимавшие активное участие во внутрипартийной борьбе. Свидетельства архива позволяют лучше понять и определить эволюцию их общественных взглядов.

В настоящем исследовании используются статистические материалы, опубликованные в соответствующих сборниках регионального значения и в некоторых центральных изданиях. Одним из самых значительных источников, дающих представление о национальном составе, уровне образования и структуре занятости населения края являются материалы всесоюзной переписи населения 1959 г.

Самостоятельную группу источников образует мемуарная литература. В работе были использованы воспоминания Н.С. Хрущева (25), мемуары «семейного круга», т.е. членов семей советских руководителей, в частности, воспоминания С.Н. Хрущева, представляющие своеобразный взгляд на историю, попытку соединить личные впечатления со взглядом постороннего наблюдателя, а также воспоминания А.Т. Твардовского, К.М, Симонова, К.И. Чуковского, И.Г. Эренбурга, Ю. Буртина, кубанских писателей и поэтов Кронида Обойщикова, Виктора Логинова, Виталия Бакалдина, Леонида Пасенюка, Виктора Лихоносова, Юрия Сальникова и др. Много интересного об общественных настроениях можно почерпнуть из материалов дневникового и мемуарного характера. Однако, оставаясь по своей сути сугубо субъективными, они свидетельствуют лишь о том, что какое-то мнение было, высказывалось, даже обсуждалось, но не о том, насколько было распространено и разделялось другими людьми. Восполняет

этот недостаток источников базы другая группа, особенно дорогая исследователю - это материалы устной истории, воспоминания ныне живущих людей, материалы интервью с теми, кто пережил то время и предложил свой взгляд на события прошедших лет. Среди собеседников исследователя: Бондарев А.Л., декан физико-математического факультета КГУ, пенсионер; Лихоносов В.И., студент КГПИ, писатель; Пасенюк Л.М., писатель; Солодкий Б.С., студент КГПИ, заведующий отделением философии; Ждан-Пушкин И.М., журналист; Гостищев А.К., студент КГПИ, партийный работник, профессор кафедры философии; Мартыненко К.М. — профессор, доктор исторических наук, а также люди, пожелавшие остаться неизвестными, но чьи воспоминания о своей жизни помогли исследователю понять то весьма непростое время. Необходимо еще раз отметить, что материалы «устной истории» внесли существенный вклад в исследование.

Среди источников следует также назвать произведения художественной литературы. Уникальность этого вида исторического источника определяется особой ролью литературы в жизни общества. Ведь литература всегда была чем - то большим, чем областью художественного творчества. Среди произведений художественной литературы, использованной в исследовании, хотелось бы, в первую очередь, отметить те, которые вызвали наибольший резонанс в обществе — «Районные будни» В. Овечкина, «Оттепель» И. Эренбурга, «Не хлебом единым» В. Дудинцева, «Один день Ивана Денисова» А. Солженицына и др. Эти книги находятся в ряду общественных явлений в силу определяющей реакции на формирование и развитие общественного мнения в стране. В систематизированном виде литературные памятники 50-60-х годов представлены серией книг «Оттепель», подготовленной СИ. Чуприным (26), включающей помимо литературных произведений, хронику важнейших событий с комментариями и оценками современников. В работе были использованы также произведения кубанских писателей В.А. Монастырева, Н. Винникова, Л. Пасенюка, П. Игнатова, А. Кирия, А. Первенцева, А. Степанова и др., позволяющие проникнуть в интеллектуальную и социальную среду, в которой жили авторы, и увидеть наиболее актуальные проблемы исследуемого периода.

Неотъемлемую часть документальной базы настоящей диссертации составили опубликованные документы КПСС и правительства, стенографические отчеты XX, XXI, XXII съездов ЦК КПСС, пленумов ЦК партии, передающие атмосферу общественной жизни.

Необходимо отметить, что пресса отражала политические и социальные идеи, имевшие в свое время наибольшее влияние, ежедневно фиксируя происходящие события, публикуя результаты тщательных расследований, выходящих за рамки ежедневных новостей и данные, полученные журналистами зачастую неофициальным путем, вследствие чего, являющиеся единственными письменными свидетельствами о том, что решение имело место.

Поэтому материалы периодической печати представляют очень важный источник. В исследовании были использованы материалы центрального печатного органа ЦК КПСС — газеты "Правда". На ее страницах помещалось огромное количество разнообразных материалов, относящихся к различным аспектам политических преобразований.

Кроме центрального печатного органа ЦК КПСС в работе были использованы другие центральные издания: газета «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Московский литератор», краевые издания — газета «Советская Кубань», «Комсомолец Кубани», «Литературная Кубань», «Кубань сегодня», «Краснодарские известия».

Помимо газет, интересный материал был почерпнут из различных журналов того периода. Это, прежде всего, центральный научно-теоретический орган ЦК КПСС журнал "Коммунист", а также "Партийная жизнь", "Огонек", "Новый мир", "Юность". Знакомство с научным осмыслением реформ, господствовавшим в рассматриваемые годы, сделало необходимым использование материалов, публиковавшихся в сугубо академических изданиях — "Вопросы истории" и "Вопросы философии", являвшихся органами соответствующих исследовательских институтов АН СССР.

Анализ источниковой базы диссертации позволяет выделить следующие, характерные для нее особенности.

Прежде всего, это идеализация действительности. Газеты, официальные публикации содержали то, что считалось подходящим для всеобщего внимания, то, что правительство готово было обнародовать, журналисты почерпнуть от скрытых информаторов, то, что, по мнению редакторов, должно было понравиться читателям.

Историк, стремящийся показать, как все происходило на самом деле, не может ограничиться опубликованными источниками, большую ценность представляют исторические документы, хранящиеся в архивах, а также материалы дневникового и мемуарного характера.

Однако, автобиографии могут полно раскрывать менталитет и взгляды автора, но как рассказ о происшедшем они часто изобилуют неточностями, оставаясь по своей сути сугубо субъективными. Восполнить этот недостаток источниковой базы помогают материалы «устной истории». Рассказы людей, высказанное ими личное отношение к тому или иному событию, политическому лидеру дали возможность и некоторые основания для того, чтобы попробовать выявить оценки различных секторов спектра политических настроений и предпочтений времен «оттепели». Конечно, как и любые воспоминания о прошлом, устные свидетельства носят не совсем надежный характер. Они часто не точны в силу ограниченных возможностей человеческой памяти и, в значительной мере, окрашены сегодняшним отношением к прошлому. Но ведь и официальные документы можно считать объективными с большой натяжкой.

Между тем, устные воспоминания помогают дать слово тем слоям и категориям бывшего советского общества, о пристрастиях и настроениях которых трудно получить полное и объективное представление из всех прочих источников.

При написании диссертации автор столкнулся с рядом трудностей. Это количественное обилие статей, брошюр, монографий, опубликованных по различных аспектам рассматриваемой темы. Был выбран путь выделения наиболее значимых, с точки зрения использования источников, методов, работ, которые подвергались историографическому анализу.

Другая проблема - закрытость ряда документов в архивах края и недоступность некоторых исследований, в силу их отсутствия в библиотеке. Аналогичная ситуация наблюдается с рядом работ, опубликованных во второй половине 50-х начале 60-х годов, и списанных за ненадобностью и неактуальностью.

Таким образом, диссертационное исследование создано на основе привлечения ряда опубликованных и неопубликованных материалов.

Полагаем, что имеющаяся источниковая база содержит достаточный фактологический материал для анализа интересующих нас событий и явлений и последующего построения самостоятельных выводов.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней, впервые в отечественной историографии, на диссертационном уровне проведено комплексное исследование общественно-политических и социокультурных процессов эпохи хрущевской «оттепели» как на территории страны в целом, так и на территории Кубани в частности.

В научный оборот введены ранее неопубликованные данные, содержащиеся в фондах Государственного Архива Краснодарского Края и Центра Хранения Документации Новейшей Истории Краснодарского Края.

Научная новизна наиболее существенных результатов исследования и личный вклад диссертанта в разработку темы состоят в следующем:

1. На основе введенных в научный оборот архивных материалов, по данным «устной истории» выявлена неоднозначность реакции кубанского населения на решения XX съезда о «культе личности». Показано, что одни ни под каким предлогом не хотели верить в сказанное на съезде Н.С.Хрущевым. Другим, XX съезд на многое открыл глаза, резко изменив отношение к Сталину. Но, несомненно одно, факты, изложенные в докладе Н.С.Хрущевым, стали для современников потрясением, произвели огромное впечатление. Население Кубани не было исключением.

2.Автором проанализированы перемены в культурной жизни региона. Выяснено, что «проблема человека», личная жизнь, темы «великой силы коллектива», труда и многие другие, ставшие актуальными в сфере художественного творчества в столичных городах, нашли отражение в среде кубанских писателей (Н. Винникова , П.Иншакова, В.Логинова и др.) и художников (Г.Булгакова, А.Глуховцева, Н.Миронова и др.).

Исследовано социокультурное развитие станиц Кубани. Автором выяснено, что сложный этнический состав населения края, казачий, военный и станичный быт со времен заселения Кубани оставили свой след и в 50-е годы.

3. На широкой источниковой базе исследовано одно из новых
социальных явлений в жизни общества эпохи хрущевской «оттепели» -
«стиляжничество». Установлено, что в отличие от столичных городов, где
первые «стиляги» появились в 1948 году, на Кубани «стиляжничество»
получило развитие к концу 50-х годов и отношение к нему, в основном, было
негативное и даже агрессивное. Ношение модной одежды, прически,
увлечения джазовой музыкой рассматривались как «преклонение перед
Западом», подвергались жесткой критике. Автором выявлено, что поведение
«стильной» молодежи являлось предметом обсуждения на комсомольском
бюро. В адрес «стиляг» краевая пресса публиковала ряд критических
заметок. Имелись случаи, за аморальный облик, исключения из рядов
ВЛКСМ и учебных заведений.

4. Рассматривая партийно-советскую политику в сфере идеологии и
культуры, основываясь на материалах «устной истории», автор выяснил, что

идеологический диктат, имевший место в области художественного творчества, проявлялся особенно сильно на периферии. Осуществляя контроль над деятельностью творческих коллективов, партийные идеологи определяли так называемую репертуарную линию, делая акцент на произведения, правдиво, по их мнению, отражающие современную жизнь.

5. Диссертантом исследована студенческая жизнь, в частности, развитие студенческого самиздата, художественной самодеятельности на примере историко-филологического факультета Краснодарского Государственного Педагогического института. Выяснено, что по мере того, как студенческая инициатива набирала силу, усиливалось давление сверху -со стороны администрации и партийных инстанций.

б.Проанализированы административно — территориальные преобразования и демографическая структура населения края. Установлено, что административно-территориальные преобразования в крае в 50-е — 60-е годы, не только отражали рост численности городов, но и оказывали определенное влияние на процесс урбанизации. Миграция сельского населения Кубани стала представлять собой один из каналов социального продвижения человека, позволявшего ему повысить уровень образования, квалификации, реализовать свои жизненные планы.

7. Рассмотрены основные социальные программы исследуемого периода - развитие жилищного строительства, здравоохранения, образования, транспорта, связи, бытового обслуживания населения. Выяснено, что положительные изменения в социальной сфере, а именно -улучшение в транспортном обслуживании населения, расширение сети дошкольных, общеобразовательных и медицинских учреждений, пунктов общепита и других видов бытового обслуживания, ограничились, в основном, городской частью населения и не очень существенно затронули селян.

В целом, полученные диссертантом результаты, позволили выявить общие и особенные для Кубани черты развития в исследуемый период, проанализировать, почему процесс раскрепощения общества в регионе протекал медленнее, чем в столичных городах.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что изложенные в ней фактологические материалы и теоретические выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий и научных исследований по истории России и Кубанского региона, в лекционных курсах, в краеведческой работе, при разработке отдельных

аспектов в области социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Кубани в указанный период.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования рассмотрены на заседаниях кафедры новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского военного авиационного института. Изложенные в работе фактический материал и теоретические выводы апробированы в курсах лекций по «Отечественной истории», прочитанных на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского военного авиационного института. Основные положения и результаты исследования отражены в пяти статьях общим объемом три печатных листа: «Проявление «оттепели» в культурной и общественной жизни Кубани» // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2001; «Стиляжничество как социальное явление эпохи «оттепели» // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2002; «Некоторые особенности историографии периода 1950-1960 гг. на Кубани // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: Материалы международной научной конференции. Сочи, 2003; «Партийно-правовая политика в сфере художественного творчества периода хрущевской «оттепели» (по материалам Кубани) // Грани. Ежегодник факультета истории, социологии и международных отношений. Краснодар, 2003; «Начало процесса десталинизации и особенности его осмысления на Кубани». М., 2003. Депонировано в ИНИОН РАН № 58205 от 18.08.2003. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В основу структуры диссертации положен проблемно-хронологический принцип.

Краснодарский край как административно-территориальная единица. Характеристика населения региона

Эпоха Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) постоянно находится в поле зрения исследователей новейшей истории. Внимание к ней во многом определяется многообразием перемен, происходивших в различных сферах жизни советского общества. Особый интерес для исследователей, на взгляд автора, должна представлять история края в рассматриваемый реформационный период.

Характеристике послевоенного восстановительного периода в истории края, а также выявлению степени влияния социальных перемен на городское и сельское население Кубани посвящена первая глава диссертационного исследования.

13 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. В состав Краснодарского края вошли 13 городов, 71 район и Адыгейская автономная область. Краснодар становился краевым центром, столицей большого по территории и населению края. Статус краевого центра (вместо прежнего районного) выводил Краснодар на качественно новый уровень (1). С тех пор внешние границы края изменялись весьма незначительно, а внутреннее деление края (укрупнение и разукрупнение районов) носило локальный характер и проводилось вследствие менявшихся задач общесоюзной экономической политики государства.

Экономические преобразования, связанные с восстановлением разрушенного войной хозяйства края, привели к изменению в статусе отдельных населенных пунктов. Статус городов был присвоен ряду поселков городского типа - Апшеронску, Лабинску, Приморско-Ахтарску и Хадыженску. В первые послевоенные годы Абрау-Дюрсо, Ильский, Каменомостский, Кутаис, Черноморский и Красная Поляна пополнили список рабочих поселков.

С целью укрепления курортной зоны Черноморского побережья Указом от 27 августа 1948 г. Сочи был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Указом от 12 июля 1949 г. было преобразовано в курортный поселок село Лазаревское. Наряду с количественным увеличением городов края существенно разрасталась территория ранее существовавших городов, особенно, краевого административного центра, являвшегося одновременно и крупным промышленным центром. Указом от 15 апреля 1954 г. «О расширении городской черты г. Краснодара», в черту города были переданы земельные территории Пластуновского и Новотитаровского районов, отведенным промышленным предприятиям (ХБК, КСК, ТЭЦ и др., всего 683 га) (2).

К началу 50-х годов были восстановлены наиболее крупные промышленные объекты, что позволило уделить внимание реконструкции жилого фонда.

Восстановление жилого фонда в условиях маломощности строительных станций и нехватки средств, проводилось силами всего населения в ходе массовых субботников и воскресников.

Газета «Апшеронский рабочий» в 1950 году писала: «Силами общественности построено 340 мостов, сделано несколько десятков тысяч погонных метров сплошной и штакетной изгороди, на многих улицах гравийные и булыжные тротуары. С каждым годом увеличивается жилищное строительство. В течение последних 4-х лет, 1200 семей рабочих и служащих вселилось в собственные дома. Большая часть застройщиков получила денежную помощь от государства. В городе и станицах построено свыше 1500 новых жилых домов» (3).

Весной этого же года в городе прошел воскресник, лозунгом которого стал призыв: «Превратим наш молодой Апшеронск в цветущий социалистический город!» С целью систематического воплощения этого лозунга, превращения благоустройства города в общенародное дело, 6 апреля Бюро райкома ВКП (б) приняло специальное постановление, которым обязывало каждое предприятие оказывать помощь населению города в благоустройстве. Субботний, общественно-полезный труд, направленный на восстановление хозяйства городов, становился все более массовым и результативным. В нем принимали участие не только организованное население (учащиеся, коллективы предприятий и учреждений), но и домохозяйки.

В 1950 году в Краснодаре было проведено 16 воскресников, в которых приняли участие 188 тыс. человек. Они работали на восстановлении и строительстве трамвайных путей, ремонтировали водопроводную сеть на улицах Гоголя, Горького, Пашковской, прокладывали коллектор на улице Октябрьской и т.д. (4). Воскресники проводились в праздничной обстановке: вывешивались яркие транспоранты, играли духовые оркестры, работали киоски и лотки, не смолкали репродукторы, а вечером, в скверах и парке города устраивались народные гулянья. Город постепенно восстанавливал свой архитектурный облик.

«Неузнаваемой называли современники главную улицу города Краснодара, которая всегда была лучшей, а теперь, после переименования (16 декабря 1949 года) в честь вождя и великого учителя, просто обязана была стать таковой, - писала «Советская Кубань». — Исчез булыжник, перенесена трамвайная линия, мостовая и тротуар заасфальтированы. Из конца в конец, по обе стороны улицы стоят красивые, выкрашенные серебристой краской чугунные столбы, на них — большие матовые плафоны. Вечером сотни плафонов вспыхивают яркими огнями, заливая улицу электрическим светом. В праздники...до глубокой ночи проходят народные торжества» (5).

К началу 1953 года в Краснодаре проживало 256,7 тыс. человек. Интересно, что в Краснодаре проживало около 70 долгожителей в возрасте от 92 до 105 лет, большинство — женщины.

Обеспеченность жилплощадью на одного краснодарца составляла 5,22 квадратного метра. В городе имелось 5798 строений (из них каменных и кирпичных — 2366, деревянных и каркасных — 3246, турлучных, саманных и прочих — 3246); в очереди на получение жилья стояло 1980 семей (6).

Такое, относительно умеренное количество, стоящих в очереди на получение жилья, объяснялось тем, что в 1948 году индивидуальное жилищное строительство в Краснодаре приняло большой размах и даже опережало ведомственное. За 1948 год в индивидуальном секторе было построено 234 жилых дома с площадью 7100 квадратных метров, а в государственном — восстановлено и сдано в эксплуатацию 29 жилых домов (7).

Эти дома с большой натяжкой можно было назвать домами. Они строились на окраине города, где раньше была свалка, пруд, покрытый зеленой тиной, служивший рассадником малярии.

Ситуация «без Сталина». Изменение общественной атмосферы

В советской истории особый интерес представляют годы хрущевской «оттепели». Приход к власти Н.С. Хрущева открыл новую эпоху в жизни советского общества, поэтому время 1953-64 гг. постоянно находится в поле зрения исследователей новейшей истории.

Анализу подвергаются преобразования, начавшиеся тогда в различных сферах - промышленности, сельском хозяйстве, духовной жизни. Но не будет ошибкой сказать, что центральной темой происходивших перемен стало развенчание «культа личности» И.В. Сталина. Именно демонтаж и осуждение созданной «великим кормчим» системы, является «красной нитью», отличительным знаком хрущевской эпохи.

Существование системы, где главной скрепляющей силой являлся сам Сталин, не могло оставаться неизменным без него. Поэтому тема «культа личности» возникла сразу же после смерти «вождя всех времен и народов».

Основная задача 2-й главы диссертационного исследования -показать как менялась ситуация в стране после смерти Сталина И.В., какое влияние оказали решения о «культе личности» на советское общество в целом и кубанское в частности. Глава состоит из двух параграфов, содержание которых, на наш взгляд, выполняет поставленную перед главой задачу. Хотелось бы также отметить одну особенность данной главы диссертационного исследования — недостаточное количество информации, предоставленной краевыми архивами в выполнении поставленной в главе задачи. На взгляд автора, этот пробел удачно заполнили материалы местной прессы и интервью, взятые исследователем у очевидцев событий тех лет.

В течение трех лет, с 1953 по 1956 гг., многомиллионное население Советского Союза испытало два психологических потрясения: смерть И.В. Сталина и низвержение его с пьедестала. Смерть советского лидера имела самые серьезные последствия. Народ лишился высшего авторитета, к которому можно было апеллировать, на чью мудрость и справедливость можно было надеяться. Конечно, при жизни Сталина пропаганда преувеличивала масштабы народной любви и преданности вождю. Однако, несомненно, что для миллионов, его имя символизировало строительство самого справедливого общественного строя.

Взяв псевдоним «Сталин», этот человек определил собственным именем всю новую стальную эпоху. Военных летчиков стали называть «сталинскими соколами», что одновременно обозначало «стальные соколы». Название романа Николая Островского «Как закалялась сталь» резонировало на имя: Сталин. От одного имени все звучало в стране по-новому, по -сталински.

Когда вождь умер, многие думали, что все погибнет. Причем так думали даже люди, политически совсем не приверженные режиму и не обожавшие Сталина (1).

Просто его личность превратилась в синоним всего государства и самой жизни на земле. «Нас имя Сталина ведет, а Сталин — это жизнь» — писал А. Твардовский. Солдаты во время войны шли в атаку и воевали под девизом: «За Родину! За Сталина!» Сталин был адекватен Родине. В быту его почтительно называли - хозяин. И все знали, что хозяин — это Сталин. Глубокая тайна, которой он обставлял свою власть и собственную личность, показала, какой магической властью обладал Сталин над умами советских людей не только при жизни, но и после смерти. Он импонировал народу, своим величием, своей недоступностью, своей загадочностью. До сих пор многие люди старшего поколения считают, что при Сталине был порядок, ибо он все знал и все мог. Общепризнанно, что тоталитарный режим в СССР опирался не только на репрессивный аппарат, но и имел социальную базу и глубокие корни в общественном сознании. Ни один из политических лидеров в XX веке не обладал такой властью над страной, над умами и сердцами ее граждан как Иосиф Сталин. Русский интеллигент Корней Чуковский в своем дневнике вспоминал встречу со Сталиным: «Вчера на съезде сидел в 6-м или 7-м ряду. Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов и Сталин. Что делалось с залом! А Сталин стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и, в то же время, что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его -просто видеть - для всех для нас было счастьем... Каждый его жест воспринимали с благоговением — никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова... Домой мы шли вместе с Пастернаком и оба упивались нашей радостью» (2).

Изменение духовно-нравственного климата в стране

XX съезд партии стал не только важнейшим рубежом в общественно-политической жизни советского общества, но и явился импульсом для развития культуры. Социально-политические и культурные процессы периода хрущевской «оттепели» привели к качественным изменениям в жизни всего населения и, особенно, интеллигенции. Дело в том, что именно критика «культа личности» стала основанием социокультурных перемен, непосредственно коснувшихся этой прослойки общества.

История отечественной творческой интеллигенции в советском обществе полна противоречий и парадоксов, которые в период «оттепели» проявились в полной мере. Не стоя формально на службе, писатели, художники, композиторы находились не в меньшей, а, возможно, и в большей зависимости от государственно-распределительной системы. Проследить динамику официальной политики, проанализировать механизмы действия зависимости творческой интеллигенции от советского режима и является основной задачей третьей главы диссертации.

Глава состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен рассмотрению тех изменений, которые произошли в духовно-нравственной атмосфере страны после смерти И.В. Сталина.

«Оттепель», начавшаяся в марте 1953 года, продолжалась целое десятилетие и закончилась вместе с эпохой Н.С. Хрущева. Известно, что понятие «оттепель» как историографическая категория идет от названия повести И. Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» до XX съезда весной 1954 года. С легкой руки Ильи Эренбурга «оттепелью» стали называть наступившее после смерти Сталина время, когда наметились первые признаки смягчения общего политического климата в стране. Это слово как «спутник» вошло в политический словарь и стало обозначать историческую веху.

Период «оттепели» в сознании многих людей ассоциируется, прежде всего, с изменением политической жизни страны в 1950-1960-х гг. Однако, не стоит забывать о тех высотах духовности, которые дали обществу люди «оттепели».

Именно в период правления Н.С. Хрущева в художественную культуру вошло целое поколение интеллигенции, основательно заявившее о себе на рубеже 50-60-х годов. Вплоть до середины 80-х годов в культуре ощущалось их влияние, несмотря на цензуру, они определяли климат художественного творчества нашей страны до начала перестройки. Какой бы критерий ни брать за основу подсчета численности художественной интеллигенции, общий вывод не меняется. Эта социально-профессиональная группа, даже по явно завышенным данным переписи, занимала одно из последних мест по численности и составе работников умственного труда. Профессии писателя, художника, режиссера, композитора, которые принято относить к художественной интеллигенции, никогда не были массовыми. Однако, общественная роль, влияние, социальная значимость функций, выполняемых художественной интеллигенцией, не сопоставимы с относительно скромными цифрами, которые характеризуют ее численность. «Оттепель» явилась первым шагом в деле раскрепощения советского общества. Нравственно-идеологические принципы «шестидесятничества» (это само название, не слишком благозвучное и не очень глубокомысленное, но полное исторических аналогий с легкой руки литературного критика Станислава Рассадина взяло себе поколение 60-х) - личная независимость, творческая свобода, любовь и дружба - оказали значительное влияние на последующее поколение советских людей и образ жизни в целом.

Меры по прекращению сфабрикованных в последние годы жизни Сталина дел, изменения общего тона газет не могли не оказать определенного влияния на мыслящую часть общества, которая почувствовала некоторую свободу для самовыражения. Это проявилось, в первую очередь, в литературе.

Литература оказывала громадное влияние на общественные настроения. В 50-е годы обсуждение литературных произведений, поступков и характеров героев значило для людей больше, чем просто проведение досуга. Не случайно, что первые признаки потепления появились именно в литературе. И это выразилось в публикации ряда острых для своего времени статей.

В последних номерах «Нового мира» за 1953 год были опубликованы роман В. Пановой «Времена года» и статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», в течение 1954 года журнал предоставил свои страницы критическим статьям Ф. Абрамова, М. Щеглова и др. (1) На разговор об искренности предложенный В. Померанцевым откликнулась значительная часть читательской аудитории. «Я считаю, что величайшая заслуга тов. Померанцева состоит в том, - говорил В. Дудинцев на одной из читательских конференций, - что он первый раз громко крикнул о необходимости искренности, воззвал к нашей совести» (2). «Прочитав статью «Об искренности в литературе», я по-иному намерен относиться к своей работе, вернее, смелее намерен относиться» (3), - подобные суждения в читательских откликах встречались довольно часто. «Я выступал с лекцией в рабочем коллективе по поводу статьи В. Померанцева «Об искренности в литературе», вспоминал в интервью журналист И.М. Ждан-Пушкин. Горком дал добро, и вот тогда, наступил момент, когда стало очень ясно, что климат изменился» (4).

Твардовский сделал девизом возглавляемого им журнала бескомпромиссный реализм - «правда о жизни» (5). Писатель должен был писать только правду, во всей ее полноте, включая и неприятные оттенки этой полноты, но самое главное - это раскрыть правду об отрицательных сторонах жизни. Так считал редактор «Нового мира» и по этому пути шли писатели печатавшиеся здесь.

Как отмечает Е. Зубкова «это были первые проблески нового общественного сознания, которое формировалось на основе преодоления прежнего «установочного» мышления, когда казалось, что все, что спускается сверху или делается по указанию оттуда, изначально правильно и непогрешимо» (6).

Из ценностного восприятия искусства в 50-60-х гг. медленно уходили однозначные оценки происходящих событий, характеров, поступков и переживаний. В литературу, кинематограф, музыку, живопись постепенно стала проникать реальная жизнь, где люди были такими, какие они есть, а не такими, какими им надо было быть. Общество стало открывать для себя новую ценность - человека. И естественно, что в первую очередь это отразилось в духовной области: литературе, музыке, театре, кино. Тему «личной жизни» приходилось буквально отвоевывать: так была сильна власть стереотипов, расставившей приоритеты между «общественным» и «личным». И хотя время революционной романтики, готовность посвятить свою жизнь ради полной победы мировой революции, когда «личное» оставалось на потом, уходило, эти понятия еще прочно сидели в умах. Личная жизнь считалась делом общественным. Парткомы и профкомы занимались разбором семейных конфликтов, бдительно следя за «моральным обликом», как членов партии, так и беспартийных.

Похожие диссертации на Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской "оттепели". 1953-1964 гг.