Введение к работе
Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что функционирование системы духовного образования было одной из главных задач деятельности Русской православной церкви (РГЩ), активно влиявшей на общественную и политическую жизнь страны. Разветвленная сеть сословных и всесословных учебных заведений, находившихся в ведении Св. Синода представляла серьезный сегмент системы образования дореволюционной России.
Сегодня, в процессе современного возрождения духовных школ очень важно учитывать опыт прошлого, как позитивный, так и негативный. Что даст возможность не повторить ошибок прошлого. Современное духовное образование нельзя сводить только к системе православного обучения будущих священнослужителей. Одной из важнейших задач духовных школ является формирование у учащихся патриотизма и гражданственности. И в этом в первую очередь должно быть заинтересовано государство. В наши дни на территории Тобольской епархии формируется позитивная модель сотрудничества Церкви и государства в деле развития духовного образования в контексте обеспечения духовной безопасности российского общества. В связи, с чем особый интерес представляет исследование исторического опыта духовного образования и выявление его роли и места в социокультурном пространстве страны и региона.
Степень изученности проблемы. Литература по истории образовательной политики РГЩ в Западной Сибири XVIII - начала XX вв. не слишком обширна. Историко-культурные исследования, рассматривающие проблемы российской системы духовного образования, традиционно делятся на три группы в соответствии со временем проведения: дореволюционные (до 1917 г.), советские (1917-1991 гг.) и современные (с 1991 гг.).
Различные аспекты духовного образования в Западной Сибири в дореволюционную эпоху разрабатывались в трудах: НА. Абрамова, А.Н. Судницина, Н.А. Бирюкова, И.О. Ксенофонтова, Г.Я. Маляревского, А. Недосекова, И.М. Покровского, А.И. Сулоцкого и др.1.
Вопросам духовного образования значительное внимание уделял в своих публикациях Н.А. Абрамов2, который сам являлся выпускником Тобольской духовной семинарии. В научных исследованиях он основывался не только на собственных наблюдениях, но и подтверждал их архивными документами из губернского управления, фондов Тобольской консистории и семинарского архива.
1 Абрамов, Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. - Тюмень, 1998; Судницын, А.Н.
Тобольская архиерейская славяно-русская школа // TEB. - 1893. - № 21-22; Бирюков, Н.А. Очерки из истории
Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. - 1904. - № 9, 15, 16; Ксенофонтов, И. О заказных латинских и
славяно-латинских школах в Тобольской епархии // ТЕВ. - 1885. - №20; Маляревский, ГЛ. Церкви-школы и
часовни-школы в Тобольской епархии // ТЕВ. - 1896. - № 8, 23, 24; Недосеков, А. Антоний 11 Нарожницкий,
митрополит Тобольский и Сибирский // ТЕВ. - 1892. - № 15-16; Сулоцкий, А.И. Сочинения в трех томах // О
церковных древностях Сибири. - Т. 2. - Тюмень, 2000; Покровский, И.М. Русские епархии в XV1-X1X вв., их
открытие, состав и пределы. - Казань, 1897.
2 Абрамов, Н.А. Указ. соч.
і!"'
А.И. Сулоцкий3 был преподавателем Тобольской семинарии. Будучи знаком с Н.А. Абрамовым, он продолжил изучение архивных документов консистории и семинарии, на основе чего опубликовал ряд материалов об образовательной деятельности православной церкви в Сибири. Культурно-исторический подход к духовному образованию отражен в работах А.Н. Судницина. В своих трудах автор показывает, что проблема низкого уровня священства стала компенсироваться при помощи более длительного и интенсивного образовательного процесса.
Период второй половины XIX в. был достаточно богат фундаментальными трудами по истории русской церкви. Среди таких работ были труды петербургского митрополита Макария (Булгакова), П.В. Знаменского, Н.Н. Дурново и др.. Достоинство вышеуказанных работ церковных историков состоит в обобщении большого исторического и фактографического материала. Критическая оценка деятельности РПЦ, анализ трудностей и недостатков в постановке духовно-учебного дела, сравнительный анализ реформ духовной школы присущи исследованиям П.В. Знаменского6. XIX в. знаменателен появлением первого монументального обобщающего труда по истории Русской Церкви архимандрита Макария (Булгакова), где он уделил особое место описанию реформ, в том числе и реформе духовного образования.
Однако во всех вышеназванных трудах практически не рассматривается исторический ракурс образовательной политики РПЦ в Западной Сибири. В большинстве своем приводятся даты открытия Сибирской епархии, монастырей, строительства храмов и соборов, сообщаются биографии сибирских архиепископов и митрополитов.
В конце XIX - начале XX вв. продолжается публикация работ по данной теме. Знаковым событием явилось опубликование статьи обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева7. Им обосновывается необходимость сочетания образования с религиозно-нравственным воспитанием. Наиболее близко к обобщающему труду по исследуемой нами тематике подошел Н.А. Бирюков. Его работы в значительном количестве публиковались в «Тобольских епархиальных ведомостях»8. Чрезвычайно интересной и достаточно актуальной является работа И.М. Покровского о русских епархиях в XVI-XIX вв. . Автор сделал первые попытки в изучении церковной истории
Сулоцкий, А.И. Тобольская архиерейская школа - предшественница Тобольской семинарии // ПЕВ. -1875. — № 3.
Судницин, А. Указ. соч.; Судницын А. Речь на праздновании 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии...//ТЕВ.-1894.-J6 із.
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. - СПб., 1883; Дурново, Н.Н. Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России до настоящего времени / Девятисотлетие русской иерархии. 988-1888. -Т.1-3.-М., 1888; Знаменский, П.В. Духовная школа в России до реформы 1808 г.-Казань, 1881.
Знаменский, П.В. История русской церкви. - М., 1996.
Победоносцев, К.П. Народное просвещение // Московский сборник. - М: Синодальная типография,
Бирюков, Н.А. Тобольская семинария при ректоре архимандрите Илии Шумилевиче (1773-1784 г.) // TEB. - 1914. - № 20.; Преобразование Тобольской семинарии в 1818 году и первые годы ее существования после реформы, при ректорах Серафиме (1818-1819 гг.) и Евгении (1819-1824 гг.) //ТЕВ. - 1918. -№ 4. и др
Покровский, И.М. Указ. соч.
через анализ развития различных епархий православной церкви. Непосредственно реформе системы духовного образования посвятил часть своей обширной работы «Духовная школа в России в XIX столетии» Б.В. Титлинов10. Уделяя серьезное внимание причинам реформы, он в значительной мере увязывал их с плохим материальным обеспечением училищ, семинарий и академий, отсталостью методик обучения и архаичностью административного устройства.
Отметим, что в трудах авторов дореволюционного периода, среди которых были бывшие учащиеся духовных школ и преподаватели, присутствует в основном фактический материал и статистические данные, касающиеся отдельных типов учебных заведений. Исследователи не давали оценку Тобольской епархиальной системе образования в целом.
В советский период тема духовного образования либо отсутствовала в исследованиях по дореволюционному народному просвещению, либо освещалась с негативных пропагандистко-атеистических позиций. Связано это с тем, что духовное образование на данном этапе не относилось к числу актуальных исследовательских тем. Именно поэтому круг светских лиц, занимавшихся в этот период времени различными аспектами церковной истории, существенно ограничен. Среди авторов можно выделить работы Н.Д. Кузнецова, Л.Л. Тихомирова, К.З. Троицкого, В.О. Василенко, А.Д. Дмитрева, Ф. Ковалёва и В.И. Писарева". Но никто из них, рассматривая проблемы церковной истории дореволюционного периода, не касается в своих исследованиях вопроса политики и реформирования интересующей нас системы духовного образования. Так, например, Н.М. Никольский издал первую работу в советской исторической науке, освещающую историю русской церкви с позиций марксизма-ленинизма.
Первым исследованием советского периода непосредственно по истории образования Сибири явилась работа Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири»13. На основе широкого круга опубликованных источников автор делает обзор развития школьной сети в Сибири, показывает динамику численности школ различного типа и учащихся в них. Н.С. Юрцовский в своих исследованиях пришел к вполне обоснованному выводу, что за период своего существования духовные школы Сибири прошли определенную эволюцию, выразившуюся в увеличении числа двухклассных школ, сокращении школ грамот, улучшении педагогического персонала, расширении учебного курса.
С 40-х гг. XX в. и до 1989 г., вследствие ослабления ранее проводимой по отношению к РПЦ политики, в советском государстве периодически выходили
10 Титлинов, Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. - Вып. 1. - Вильна, 1908.
11 Кузнецов, Н.Д. Церковь, народ и государство в России. - М., 1918.; Тихомиров, Л.А. Личность,
общество и церковь. - М., 1923; Троицкий, К. Церковь и государство в России. - М., 1923; Василенко, В.О.
Офицеры в рясах. Духовенство в русской армии. - М., 1932; Дмитрев, А.Д. Церковь и идея самодержавия в
России. - Рязань, 1930;.Ковалёв, Ф. Православие на службе самодержавия в России. - М., 1930; Писарев, В.И.
Церковь и крепостное право в России. - М., 1930.
12 Никольский, Н.М. История русской церкви. - М, 1930.
13 Юрцовский, Н.С. Очерки из истории просвещения в Сибири. - Новониколаевск, 1923.
отдельные индивидуальные или коллективные обобщающие работы, однако они подвергались жесткой цензуре и поэтому не отражали реальной картины деятельности духовного института14. Так, например, в наиболее известном и в настоящее время труде П.Н. Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.»15 автором была показана контрреволюционная деятельность церкви в союзе с самодержавием в период Первой Российской революции. Таким образом, в указанный период времени из-за целого ряда сложностей многие архивные материалы, раскрывающие историю РПЦ XVIII-XX вв. не бьши использованы. Для изучения указанной темы немногочисленные исследователи привлекали узкий круг опубликованных материалов и периодическую печать того времени.
Для современной историографии характерно обращение к теме истории духовного образования и культуры в различных регионах Сибири, изучаются также традиции благотворительной деятельности. Об особом интересе к этой теме говорит значительное число публицистических статей. В конце XX в. возрастает интерес в обществе к научной и научно-популярной литературе по истории православия в Сибири. Активно изучается проблематика православно-религиозного и духовного образования. В этом направлении вопросы влияния РПЦ на стабильное внутреннее положение в Сибири рассматривали О.Е. Наумова, В.Ю. Софронов16.
Проблеме духовного образования посвящены работы В.М. Кружинова, Е.Б. Макарчевой, Н.С. Половинкина17. Так, исследователи Е.Б. Макарчева и Н.С. Половиниш видят в бурном появлении и развитии духовных школ консолидацию духовенства в закрытое сословие. К тому же, данные авторы, не отрицая значимости духовного образования в Сибири, усматривают в этом процессе, скорее, социальную составляющую, способствующую в конечном счете развитию светского образования.
Вполне можно согласиться с точкой зрения И.В. Скипиной, которая утверждает: «Несмотря на ограниченность церковного образования, оно во многом способствовало распространению грамотности и культуры,
Бессонов, M.H. Буржуазно-клерикальные измышления по поводу 1000-летия «крещения Руси» и вопросы котрпропаганды. - M., 1986; Зырянов, П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М., 1984; Грекулов, Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало XX в.). - M., 1969; Копылов, А.Н. Очерки по культурной жизни Сибири XV11 - начала XIX в. - Новосибирск, 1974; Клочков, В.В. Религия, государство и право. - М., 1978; Красников, Н.П. Русское православие, государство и культура (мировоззренческий аспект). - М., 1989; Церковь в истории России (1Х-1917 г.). Критические очерки / Отв. ред. H.A. Смирнов. - М., 1967; Православие в истории России / Отв. ред. В.И. Гараджа. - М., 1988.
1 Зырянов, П. H. Указ. соч. Наумова, О.Е. Иркутская епархия. XV111 - первая половина XIX века. - Иркутск, 1996; Софронов, В.Ю. Светочи земли сибирской (биографии архипастырей Тобольских и Сибирских 1620-1918 гг.). -Екатеринбург, 1998; Софронов, В.Ю. Отсылать ко учению (Становление духовной школы Сибири) // Югра. -2003. - № 8; Софронов, В JO. Становление духовной школы Сибири // Вестник Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003. - № 2.
17 Кружинов, В.М. Учащиеся духовных школ Тобольской епархии в 1905-1907 гг. // Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. ст. - Вып. 6. - Тюмень, 1993; Макарчева, Е.Б. Духовные школы Тобольской епархии накануне реформы 1808-1818 гг. // Традиции православной педагогики и гуманизация образования. Сб. док. Всеросс. науч.-пр. конф. - 4.1. - Новокузнецк, 1999; Половинкин, Н.С. Культурно-исторические предпосылки учреждения в Сибири духовной семинарии // Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. ст. - Вып.6. - Тюмень 1993.
нравственности и христианских начал среди населения, повышало воспитанность и духовность не только служителей культа, но и среди самого прихода, положило начало распространению знаний среди коренных народов Севера»18.
В период с начала 1990-х гг. стали проводиться диссертационные исследования по истории духовного образования. Так, в научных работах Ю.Ю. Гизей, Е.М. Червяковой, Т.А. Красницкой, А.В. Сушко, А.И. Конюченко, Н.Н. Богемской19 исследуются проблемы генезиса церковного образования в масштабах всего государства или отдельно взятой епархии. Однако данные проблемы на территории Западной Сибири и в частности в Тобольской епархии в них даже косвенно не затрагиваются. Тем не менее, эти труды передают отчетливую картину процесса становления, развития и функционирования духовного образования Российского государства на протяжении всего изучаемого нами периода.
На сегодняшний день нет обобщающего труда по истории образовательной политики РПЦ в Западной Сибири. Никем из вышеуказанных авторов духовное образование не рассматривалось в комплексе, то есть одновременно по всем направлениям деятельности РПЦ в области образования в отдельно взятом регионе. Также недостаточно полно освещена роль православной церкви в становлении сибирской культуры, не даны оценки ее общекультурного и просветительского вклада в историю края, что и заставило нас заняться исследованием по данному вопросу.
Источниковедческую базу исследования составили: агиографическая, историческая, философская, богословская литература; делопроизводственные материалы; периодическая печать; законодательные и нормативные акты, помогающие составить представление о государственной и церковной политике тех лет в отношении духовной школы; архивные материалы и документы. Неопубликованные материалы, использованные в диссертации, хранятся в центральных и региональных архивах: Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГУТО ГАТО), Тобольский филиал государственного учреждения Тюменского областного государственного архива (ГУТО ГА в г. Тобольске), научный архив государственного автономного учреждения культуры Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (НА ГАУК ТИАМЗ).
18 Скипина, И.В. Церковное образование в Тобольской губернии в первой половине XIX в. // Религия и
церковь в Сибири. Сб. науч. ст. - Выл. 1. - Тюмень, 1990.
19 Гизей, Ю.Ю. Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. (По
материалам Томской Епархии): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Кемерово, 2004; Червякова, Е.М. Источники
по истории профессионального образования Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв.:
Автореф. дис... канд. ист. наук. - Тюмень, 2005; Красницкая, T.A. Начальное духовное образование в
провинциальной России. XIX - начало XX вв. (На материалах Владимирской и Костромской губерний):
Автореф. дис... канд. ист. наук. - Иваново, 2003; Богемская, Н.Н. Реформа системы образования Русской
православной церкви и ее влияние на последующую деятельность духовенства (1860-1880 гг.): Автореф. дис...
канд. ист. наук. - СПб., 2004; Конюченко, А.И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй
половине XIX - начале XX вв.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Челябинск, 1996; Сушко, А.В. Духовные
семинарии в пореформенной России, 1861-1884 гг.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - СПб., 1998.
В ГУТО ГА в г. Тобольске нами были использованы фонды Тобольского уездного духовного училища за 1830-1898 гг. (Ф. 461.), Тобольской духовной семинарии за 1743-1911 гг. (Ф. 530.), Тобольского губернского епархиального училищного совета за 1884-1918 гг. (Ф. 61.).
Распоряжения Тобольского епархиального начальства, так же как и делопроизводство Тобольской духовной консистории, сосредоточены в архиве консистории (Ф. 156) и канцелярии епископа Тобольского и Сибирского (Ф. 57). Основную массу материалов содержит консисторский фонд. Другие фонды имеют лишь вспомогательное значение. Консисторский фонд является богатейшим фондом, отражающим деятельность православной церкви в Сибири. Одной из трудностей выявления источников является фрагментарность сведений, которая наблюдается абсолютно во всех фондах. Консисторский фонд не является исключением из правил. Нужно иметь в виду, что по этим документам нельзя судить о деятельности округов епархии.
В фондах ГУТО ГАТО достаточного материала по интересующей автора теме найдено не было. В фондах Тюменской воеводской канцелярии (Ф. 47) и Тюменской комендантской канцелярии (Ф. 6) Тюменского архива также содержатся сведения о светских и православных духовных школах. Важнейшим источником сведений являются различные школьные и семинарские ведомости об учителях и учениках, ведомости духовных правлений о сыновьях духовенства и их обучении, формулярные списки учебников и учебных пособий, купленных для духовных школ, отчёты учителей, рапорты духовных правлений и т.п. Самый богатый материал в этом плане, как было уже выше сказано, был представлен в ГУТО ГА в г. Тобольске.
В настоящей работе большое внимание уделяется сравнительному и системно-сравнительному анализу нормативно-правовых документов, поскольку нельзя существующий закон рассматривать изолированно, без учета нормативных актов, регламентирующих деятельность других учебных заведений: духовных семинарий, мужских и женских гимназий. Обязательным условием для анализа законодательных источников является привлечение нормативно-правовых актов, исходящих от Высшей Императорской власти -«Полное собрание законов: Т. VIII, XIII, XX, XXIV», и от Высшего церковного органа - «Консисторский сборник указов Св. Синода с 1770 по 1776 гг.». В «Деле семинарского архива» и «Постановлениях Тобольского епархиального училищного совета» представлены указы, анализ действия которых проводился с учетом местных особенностей и исторического процесса. После чего была дана оценка возможности реализации этих положений в жизнь.
Делопроизводство учебных заведений Тобольской епархии представляет сведения практически по всем сторонам жизни духовных школ: ход учебного процесса, введение преподавания новых учебных предметов, открытие новых классов, строительство зданий.
Систему управления епархиальными училищами и политику местной епархиальной власти по отношению к образованию духовного сословия позволили проследить отчеты ежегодного съезда уполномоченных духовенства и церковных старост, а также Справочные книги Тобольской епархии. Большой
пласт фактического материала представляет отчетная документация как отдельных учебных заведений, которая составлялась ежегодно, так и самого Св. Синода (отчеты обер-прокурора). Это такие отчеты, как: «Отчет о состоянии церковно-приходских школ Тобольской епархии в 1887-1888 учебном году»; «Отчет Тобольского епархиального женского училища за 1893-1894 учебный год»; «Отчет Тобольского епархиально-училищного совета о церковно-приходских школах и школах грамоты за 1894-1895 учебный год» и т.п. Опираясь только на эти документы, удалось проследить основные этапы развития, как отдельных учебных заведений, так и всей системы в целом.
В работе использовался большой объем информации, взятой из периодических официальных изданий Тобольской епархии и Тобольской губернии в частности. Особую ценность в периодических изданиях представляет газетная хроника, дающая возможность воссоздать по небольшим фактам довольно полную картину вопросов, стоящих в центре внимания разных типов духовных учебных заведений в различные периоды развития. Поэтому особенно ценными источниками явились газеты «Тобольские епархиальные ведомости», «Иркутские епархиальные ведомости» и «Тобольские губернские ведомости».
Большое значение в исследовании данной темы представляют воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ. Эти воспоминания вводят читателя в атмосферу внутренней жизни закрытого учебного учреждения, представляют ценную информацию о людях, служивших в системе учебных заведений для дочерей духовенства.
Так, воспоминания воспитанницы Тобольского епархиального училища X. И. [Харитина Игнатова], опубликованные в Тобольских епархиальных ведомостях, позволили почувствовать настроение различных социальных слоев, атмосферу времени на рубеже XIX-XX вв. и выделить общие и частные черты в быте и нравах учащейся молодежи. При работе с воспоминаниями как с историческим источником учитывался субъективный характер информации, которая в целях установления объективной картины подвергалась тщательной проверке.
Анализ источниковой базы показал, что использованные источники в значительной степени отличаются друг от друга происхождением, репрезентативностью, сохранностью, степенью объективности отражения исторического процесса. Таким образом, только комплексный и критический подход в их использовании позволяет объективно показать процесс развития системы духовного образования в культурном пространстве Западной Сибири.
Хронологические границы исследования - XVIII - начало XX вв.
Столь обширные временные рамки взяты с целью отражения единой динамики развития Западной Сибири в плане воздействия образовательной политики РПЦ в крае. Определяется же этот временной отрезок существованием системы духовных учебных заведений на территории Тобольской епархии. Нижняя граница исследования обусловлена 1703 г. -годом открытия первой в Сибири славяно-русской школы для детей священнослужителей, учрежденной при архиерейском доме в Тобольске.
Верхняя же граница совпадает с периодом начала правления Российской коммунистической партии (большевиков) и в связи с этим закрытием в 1919 г. Тобольской духовной семинарии.
Территориальные границы исследования - Западная Сибирь в рамках управления Тобольской епархии.
До второй половины XVIII в. Тобольская епархия, совпадавшая с административными границами Сибирской губернии, включала в себя территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока. Вскоре, по мере расширения церковной жизни Сибири и Дальнего Востока России, из огромной митрополии стали выделяться новые кафедры для более тщательной заботы о пастве. Поэтому к завершающему данное исследование периоду, а именно к началу 1917 г., в состав Тобольской епархии входило семь уездов Тобольской губернии -, Тобольский, Тюменский, Туринский, Ялуторовский, Курганский, Ишимский, Тарский.
Объект исследования - духовное образование Западной Сибири в дореволюционный период.
Предмет исследования - образовательная политика РПЦ в Тобольской епархии.
Исходя из настоящего уровня разработки данной проблемы, в диссертации ставится следующая цель исследования: охарактеризовать и проанализировать особенности реализации образовательной политики РПЦ в Западной Сибири на протяжении XVIII - начала XX вв., выявив при этом ее образовательный и воспитательный потенциал, который применялся раньше и может использоваться в настоящее время для человекосозидательной работы в обустройстве российского общества.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования поставлены следующие задачи:
-
изучить процесс становления, функционирования и развития системы духовного образования в Тобольской епархии;
-
рассмотреть изменения образовательного уровня в Тобольской духовной семинарии в процессе ее реформирования и реорганизации;
-
определить значение Тобольской духовной семинарии в организации единой образовательной системы Западной Сибири в контексте общероссийских образовательных проектов;
-
проследить процесс определения начальных форм обучения и динамики их развития в системе духовного образования;
-
проанализировать этапы развития и особенности управления Тобольской духовной семинарией на протяжении XIX столетия;
-
охарактеризовать образовательную деятельность РПЦ по отношению к религиозно-нравственному развитию и просвещению сельских жителей Западной Сибири;
-
установить причины зарождения системы женского духовного образования в Тобольской епархии и выявить основные этапы ее формирования в контексте развития всей системы образования России;
8. охарактеризовать содержание и формы кризисных явлений в системе духовного образования Западной Сибири в начале XX в., раскрыть их причины.
Методологические основы исследования составляют принципы историзма, объективности, системности, которые предполагают рассмотрение изучаемой проблемы в развитии и в контексте общих исторических процессов, анализа выявленных фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. В работе были использованы такие методы, как проблемно-хронологический, системно-структурный и сравнительный. Все это в совокупности позволило осуществить всесторонний целостно-системный и конкретно-исторический анализ сети духовных учебных заведений Тобольской епархии как особой структуры в системе образования Западной Сибири во взаимосвязи с влиявшими на них объективно-историческими условиями и субъективными факторами. В диссертации был использован и комплекс методов историко-педагогического исследования: классификация, сравнение, анализ и систематизация архивных материалов, периодики, исторической литературы; оценка существовавшей в тот период времени взаимосвязи между политикой государства в области образования и состоянием духовного образования на территории Тобольской епархии; обобщение полученных результатов и выводов.
Наиболее существенные результаты, полученные при завершении работы, их научная новизна заключаются в комплексном анализе духовного образования Западной Сибири на примере практической деятельности духовных школ Тобольской епархии в XVIII - начале XX вв. и выражаются в следующем:
на основе документальных источников и научной литературы впервые представлен целостный опыт организации и развития системы духовного образования Западной Сибири в дореволюционный период;
осуществлен комплексный анализ становления и развития среднего и низшего звеньев тобольских епархиальных учебных заведений, обращено внимание на идентичные черты, но при этом отмечены и особенности;
выявлена и проанализирована взаимосвязь между общегосударственной политикой в области духовного образования и состоянием образования на территории епархии;
охарактеризована деятельность духовенства Тобольской епархии как последовательного просветителя жителей губернии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что заключенные в нем выводы и обобщения, относящиеся к процессу становления и развития духовного образования Западной Сибири в изучаемый период, содействуют углублению и обогащению понимания теоретических обоснований цели, содержания, методов деятельности духовных учебных заведений Тобольской епархии, их места и значения в системе отечественного просвещения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дают возможность более полно представить процесс становления и развития тобольской епархиальной системы духовного образования. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении лекций по истории педагогики и образования.
Апробация полученных теоретических и практических результатов
осуществлена на научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2010); Международная научно-практическая конференция «Молодежь Сибири - науке России» (Красноярск, 2010); Всероссийские Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2010); Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, студентов и молодых ученых «Учитель Российского общества XXI века» (Тобольск, 2010); X Международная научная конференция «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2011).