Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ Постнов, Алексей Викторович

Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ
<
Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Постнов, Алексей Викторович. Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Постнов Алексей Викторович; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2011.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/197

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Во второй половине 1980-х – начале 2000-х гг. российский социум пережил своеобразный «религиозный ренессанс»: в условиях либерализации общественно-политической и культурной жизни, сначала в СССР, а затем в Российской Федерации начались процессы интенсивного и масштабного развития широкого спектра конфессий и религиозных общин – от традиционных (прежде всего, православного христианства и ислама суннитского толка) до самых экзотических. В полной мере «религиозный ренессанс» затронул российскую умму – мусульманскую общину, которая в последние годы существования Советского Союза и в постсоветский период значительно окрепла в организационном, экономическом и культурно-просветительском плане.

Переживая организационное и культурное возрождение в условиях постсоветской России, мусульманское сообщество страны столкнулось с деструктивной тенденцией радикализации части уммы – развития внутри уммы разнообразных общин, организационных структур и направлений, нетрадиционных для российского ислама.

На протяжении веков большинство мусульманских народов России исповедует ислам суннитского толка, придерживаясь при этом двух мазхабов (религиозно-правовых толков) – ханифитского (татары, башкиры, часть народов Северного Кавказа) и шафиитского (часть народов Северного Кавказа). Однако в условиях внутриполитической дестабилизации 1990-х гг., в российскую умму стали активно проникать идеи салафийя – направления, которое, как правило, обозначается в современной русскоязычной публицистике терминами «ваххабизм», «исламизм», «радикальный ислам», «исламский экстремизм».

Салафийя – религиозно-политическое направление суннитского ислама, сформировавшееся в Аравии в XVIII веке на доктринальной основе ханбалитского мазхаба – религиозно-правовой школы, отличающейся от ханифитской и шафиитской гораздо более жестким и ригористическим характером.

Таким образом, актуальность темы диссертационной работы обусловлена ее очевидной остротой для российского общества, в целом, и для российской мусульманской уммы, в частности, поскольку салафитские (обозначаемые нами как нетрадиционные) течения в настоящее время продолжают оставаться серьезным дестабилизирующим фактором политической и этноконфессиональной жизни страны. Опасность этого явления для современной России трудно преувеличить, поскольку салафитское «подполье» начала 2000-х гг. проявляет диверсионно-террористическую активность, стремясь распространить ее не только в Северокавказском регионе, но и в Центрально-Европейской части России (наглядным подтверждением стали теракты в Московском метро 2010 г. и в международном аэропорту «Домодедово» 2011 г.).

Более того, деятельность салафитов ведет к росту конфликтного потенциала внутри мусульманского сообщества России в форме противостояния между сторонниками традиционного для российских мусульман и нетрадиционного, салафитского ислама. Именно это, на наш взгляд, обуславливает злободневность проблематики данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-политический и социокультурный феномен нетрадиционного (салафитского) ислама в контексте истории его распространения на территории Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является деятельность
отдельных салафитских организаций, групп и общин в Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. В конце XX – начале XXI вв. феномен исламского радикализма вызвал повышенный интерес со стороны исследователей – прежде всего, исламоведов и политологов, как отечественных, так и зарубежных. Кроме того, в последние десятилетия возникла обширная публицистическая литература по данной проблеме, которая, впрочем, зачастую отличается откровенным дилетантизмом и склонностью ставить знак равенства между воинствующими салафитами и исламской умой (общиной), в целом.

Такой интерес, конечно, не случаен, поскольку исламский экстремизм стал одним из глобальных вызовов современности – вызовом, брошенным не только системе международных отношений, но и национальной безопасности многих государств мира, в том числе – Российской Федерации.

На Западе ведущими специалистами по исламскому радикализму являются П. Антес (Германия), М. Боннер (Великобритания), Ф. Джерджес (США), Ж. Кепель (Франция), Тарик Али (Великобритания), Д. Хироу (США), Й. Чоуири (США). Содержание работ указанных западных авторов по исламскому радикализму сводится к признанию растущей опасности со стороны этого явления, причем не только в отношении мирового сообщества, но также в отношении самой мусульманской уммы. С другой стороны, названные авторы, так или иначе, признают, что мощный всплеск исламского экстремизма последних десятилетий стал своеобразной ответной реакцией мусульманской цивилизации на американский экспансионизм, неприкрытое желание США играть роль некоего «мирового полицейского».

В 1990-е – начале 2000-х гг., прежде всего, в связи с событиями на Северном Кавказе, в российском исламоведении также весьма активно стала изучаться проблема религиозно-политического радикализма в исламе. Вопросы, связанные с генезисом, эволюцией и практикой салафийя в России, исследуются в работах И. П. Добаева, Г. В. Зарубекова, А. А. Игнатенко, А. В. Малашенко, В. В. Наумкина, В. Н. Пластуна, К. И. Полякова.

Кроме того, во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. был опубликован ряд научных статей об особенностях распространения салафийя в отдельных субъектах Приволжского федерального округа – Республике Мордовия (А. В. Мартыненко, М. Ш. Салимов, Н. В. Шилов), Республике Башкортостан (А. Б. Юнусова), Пензенской (А. Тузов) и Ульяновской областях (С. Паховский). В данных работах отмечается тенденция к распространению (своеобразному «расползанию»)
салафитских общин, групп и отдельных эмиссаров за пределами Северокавказского региона; подчеркивается опасный характер этой тенденции; но в то же время делается справедливый, на наш взгляд, вывод о маргинальном характере данного явления, в том числе о неприятии идей и проповедей салафийя большинством поволжской уммы.

Несмотря на определенное различие мнений и подходов, все указанные отечественные исследователи радикальных направлений ислама трактуют салафитские группы на территории современной России как реальную и серьезную угрозу этноконфессиональной и, шире, политической стабильности в нашем обществе и государстве.

В целом, при наличии достаточно обширной научно-исследовательской литературы по салафийя в России, приходится констатировать недостаток фундаментальных, обобщающих работ в этой области.

Для лучшего понимания феномена салафийя важное значение имеют фундаментальные труды по истории и культуре мусульманской цивилизации отечественных и зарубежных исламоведов.

Этнополитические и социокультурные особенности классической исламской цивилизации – Арабского Халифата – анализируются в трудах В. В. Бартольда, В. Вейсса, Г. фон Грюнебаума, Х. Кеннеди, А. Массэ, А. Меца, А. Мюллера, И. М. Фильштинского, Э. Шредера. Указанные авторы отмечают мощный социокультурный потенциал данной цивилизации, но в то же время признают, что экстремистские общины возникли в рамках ислама уже в первые десятилетия его истории.

Средневековому мусульманскому сектантству (суннитскому, шиитскому, хариджитскому), в рамках которого зародились идеи религиозного радикализма, посвящены работы Е. А. Беляева, Фархада Дафтари, Л. В. Строевой. К ним примыкают исследования по мусульманскому мистицизму – тасаввуф, суфизму, который стал главным оппонентом салафийя в богословской и культовой полемике, в том числе – на российском Кавказе (И. Гольдциэр, А. Д. Кныш).

Феномен салафийя исторически развивался в общекультурном контексте полемики и взаимодействия между мусульманским Востоком и христианским Западом. Проблематика диалога исламской и европейской культур исследовалась Ф. Кардини, Б. Левисом, З. И. Левиным, М. Т. Степанянц, У. Уоттом.

В догматическом и правовом плане салафийя опирается на мазхаб (юридическую школу) ханбалитов. Особенности этого и других мазхабов, а также мусульманского общесоциального права (шариата) и классической мусульманской юриспруденции (аль-фикха) освещаются в работах Абу Амина Биляль Филипса и Г. М. Керимова.

В целом, при наличии достаточно обширной литературы по салафийя, историческое развитие данного течения на территории России изучено недостаточно.

Целью данного исследования является системный, комплексный анализ процессов формирования и распространения нетрадиционных (салафитских) организационных структур в умме (мусульманском сообществе) Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать особенности зарождения, организационной и доктринальной эволюции радикальных течений в исламе суннитского толка;

  2. Выявить основные тенденции «исламского возрождения» (организационного, культурного) в постсоветской России;

  3. Проанализировать процесс проникновения нетрадиционных (салафитских) исламских течений на территорию РФ, их взаимосвязь с аналогичными зарубежными движениями и отличительные черты;

  4. Охарактеризовать особенности деятельности радикальных салафитских групп в Российской Федерации, включая сравнительный анализ их северокавказской и поволжской разновидностей;

  5. Проанализировать этапы проникновения, потенциал и особенности салафийя на территории Республики Мордовия;

  6. Оценить потенциал и степень опасности салафитских структур как сильного дестабилизирующего фактора во внутриполитической и этноконфессиональной ситуации в РФ.

Хронологические рамки исследования – 1990-е – начало 2000-х гг., то есть период активного проникновения идеологии и организационных структур салафийя в мусульманское сообщество Российской Федерации.

Нижний хронологический рубеж определяется 1991 г., когда распад Советского Союза и дальнейшее формирование современной российской государственности создали условия не только для так называемого «религиозного ренессанса», но и для радикализации части мусульманского сообщества (уммы) РФ.

Верхней границей хронологических рамок избран 2010 г. – год завершения первого десятилетия XXI в., отмеченного ростом активности салафитов в Российской Федерации.

Территориальные рамки исследования охватывают Поволжье и Северный Кавказ, то есть регионы, в которых нетрадиционные течения российского ислама проявляют наибольшую активность.

Источниковая база исследования.

Основу диссертационного исследования составляют как архивные данные, так и опубликованные материалы.

Автор диссертации опирался на ряд документальных источников, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) и связанных с деятельностью полиции Российской империи на территории мордовского края начала ХХ в. Фонды канцелярии Инсарского уездного исправника (ф. 88) и уездного полицейского управления г. Ардатов (ф. 49) содержат документы, свидетельствующие о распространении (или угрозе распространения) радикальных, экстремистских настроений среди мусульман в указанный период: 1) предписание инсарского уездного исправника (1907 г.), содержащее информацию об экстремистских (судя по тексту – шиитских) организациях Южного Кавказа и возможности распространения их деятельности в Поволжье; 2) предписание ардатовского уездного исправника (1912 г.) по поводу пропаганды среди местных мусульман в пользу Турции, ведшей в тот период Триполитанскую войну с Италией за Ливию; 3) циркуляр симбирского губернатора (1915 г.) о распространении среди мусульман Поволжья салафитских текстов из Медины, призывавших к «священной войне» против российских властей.
Несмотря на то, что обозначенные документы не имеют прямого отношения к периоду, изучаемому в диссертации, они являются ценными свидетельствами наличия сторонников экстремистских и нетрадиционных, в том числе салафитских, идей в мусульманском сообществе Российской империи, преемниками которых стали салафиты Российской Федерации.

Значительный интерес для нас представляют материалы уголовных дел № 119468 и № 606008, извлеченные из Архива Верховного суда Республики Татарстан. Материалы уголовного дела № 119468 содержат подробную информацию о деятельности салафитской организации «Исламский джамаат» на территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Оренбургской, Ульяновской и Кировской областей. В указанных материалах также четко прослеживаются организационные связи «Исламского джамаата» с салафитами Северного Кавказа. Материалы уголовного дела № 606008 содержат информацию о создании на территории Республики Татарстан отделений международной радикальной политической партии салафитского толка «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (ХТИ). Полученная из документальных материалов Архива Верховного суда Республики Татарстан информация позволила выявить характерные тенденции и особенности деятельности салафитских групп в Поволжье.

Важную группу источников составляет достаточно обширная печатная продукция на русском языке, издававшаяся и распространявшаяся салафитами в России (в том числе и на территории Мордовии) в 1990-е и в начале 2000-х гг. Это периодические издания (например, журнал «аль-Ва’й», издаваемый партией «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»), а также многочисленные брошюры экстремистского содержания, дающие упрощенную трактовку джихаду только как «вооруженной борьбе с неверными-немусульманами». Анализ этой печатной продукции позволяет составить комплексное и объективное представление о доктринальных особенностях, стратегических целях, тактических задачах и, наконец, методах салафитов на территории Российской Федерации.

Адекватное понимание салафийя невозможно без анализа базовых богословских и религиозно-политических трудов его крупнейших идеологов: «отца-основателя» салафия, аравийского проповедника XVIII в. Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба; египетского салафита, одного из лидеров организации «Ихван аль-Муслимин» («Братья-мусульмане») Сайида Кутба; пакистанского мыслителя Абу-ль аль-Аля аль-Маудуди. Корпус их работ образует отельную группу источников данного диссертационного исследования.

Определенный источниковый интерес представляет изданная в 1989 г. в Королевстве Саудовская Аравия «Историческая энциклопедия по исламским школам» («аль-Мавсуа аль-Мисара фи ад-Дийан ва-ль-Мазхаб аль-Маасара»). Данное издание с салафитских позиций трактует учение и деятельность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, а также партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», разделы по которым были переведены автором диссертации и вводятся в научный оборот в РФ впервые.

Кроме того, в качестве самостоятельной группы источников в диссертационном исследовании привлечены материалы российских СМИ, прежде всего периодических изданий, а также интернет-ресурсов, в многочисленных статьях которых также достаточно подробно отражена проблема распространения салафийя в России. Однако при этом необходимо учитывать зачастую тенденциозный или даже откровенно дилетантский характер многих публицистических материалов по рассматриваемой теме, и относится к соответствующим материалам с известной долей критичности.

Методологическая база исследования опирается на цивилизационный подход, теоретические основы которого были изложены в философско-исторических трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

В центре внимания данного исследования лежит, конечно, цивилизация исламская как некая культурно-историческая общность, неотъемлемой частью которой является умма России. На наш взгляд, цивилизационный подход делает возможным такое видение рассматриваемой темы исследования, при котором социокультурные, духовные факторы и связи становятся определяющими в их характеристике.

Кроме того, методологическая основа диссертации строится на принципе историзма, базовой характеристикой которого является подход к действительности как меняющейся во времени и изменяющейся. Применение указанного принципа проявилось в анализе феномена исламского радикализма в его историческом развитии с учетом его специфики в различных регионах исламского мира (зарубежных и российских).

В соответствии с принципом историзма, исламский радикализм (салафийя) рассматривается автором диссертационного исследования в динамике его эволюции, становления во времени, в контексте закономерного исторического развития. При этом объект данного исследования анализируется в связи с конкретно-историческими условиями его существования (здесь в основном речь идет о посткоммунистической России).

Кроме того, опираясь на принцип историзма, автор диссертации исследует феномен российского салафийя с точки зрения его внутренней структуры; причем не как механическое множество отдельных элементов (например, салафитских общин и организаций), их связей, зависимостей, а как органичная совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое. С другой стороны, салафийя в данном исследовании анализируется и с точки зрения процесса, то есть выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом, а также с точки зрения закономерностей его развития.

При решении исследовательских задач применялись общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза.

Опираясь на метод сравнения, автор диссертации исследовал сходства и различия, во-первых, между салафийя и традиционным российским исламом; во-вторых, между различными разновидностями (региональными, организационными) внутри течения салафийя.

Кроме того, в диссертационном исследовании проводится сравнительно-исторический анализ зарубежных и отечественных течений салафитской направленности, а также анализ региональной специфики салафийя в РФ на примере Северокавказского и Поволжского регионов России.

Метод анализа, как известно, сводится к мысленному расчленению объекта исследования на составные части; в данном случае – структурные особенности, идеологические доктрины, стратегию и тактику деятельности салафийя в РФ.

Неразрывно связанный с анализом метод синтеза в данном исследовании представляет собой целенаправленный процесс соединения названных выше элементов салафийя в единое целое. Это позволило автору диссертационной работы составить представление о нетрадиционных (радикальных, экстремистских) течениях в российской умме как о целостном историко-политическом и социокультурном феномене.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что данная работа представляет собой первую попытку структурного исторического и социокультурного анализа развития феномена салафийя в РФ в общем контексте радикализации части российской и, шире, мировой мусульманской уммы.

Кроме того, в данном диссертационном исследовании впервые дается сравнительный анализ региональных особенностей салафийя в Российской Федерации, на примере Северокавказского и Поволжского регионов.

Автором диссертационного исследования также впервые введены в научный оборот ряд документальных материалов о деятельности салафитских групп в Поволжье, в том числе на территории Республики Татарстан и Республики Мордовия.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы.

Диссертационное исследование имеет теоретико-методологический и прикладной характер.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в опыте системного обобщения основных признаков и тенденций развития рассматриваемого феномена – нетрадиционных (салафитских) течений российского ислама 1990-х и начала 2000-х гг. – в контексте возрождения ислама в постсоветской России и, шире, на постсоветском пространстве.

Прикладная значимость проведенного исследования во многом обусловлена его темой, неразрывно связанной с целым рядом актуальных проблем новейшей отечественной истории и исламоведения.

Результаты и материалы диссертационного исследования могут использоваться при разработке учебных курсов по истории Отечества, истории религий, политологии, этнологии и ряда других дисциплин.

Положения исследования, выносимые на защиту.

Феномен религиозно-политического радикализма зародился в мусульманской умме уже в первые века ее истории (в немалой степени это было связано с событиями гражданской войны в Арабском Халифате 656 – 661 гг., когда стали возникать первые радикальные общины — хариджитские, шиитские и т. п.). В основе современных радикальных и экстремистских организаций мусульман-суннитов, действующих в различных странах, лежит салафийя – религиозно-политическое учение, созданное аравийским проповедником XVIII века Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом на религиозно-правовой основе ханбалитского мазхаба (правового толка). Базовые идеи классического салафийя сводятся к категорическому запрету на какие-либо нововведения в исламе как «недозволенные» (араб. «бида») и к проповеди джихада-войны против «неверных», к которым салафиты относят не только немусульман, но также мусульман, не разделяющих их взглядов (фактически — большинство мировой уммы).

В 1990-е – начале 2000-х гг., в условиях организационного и культурного возрождения российской уммы, началось активное проникновение на территорию Российской Федерации идеологии радикального салафийя (обычно обозначаемой в современной отечественной литературе некорректным термином «ваххабизм»). Основными каналами ее распространения стали отдельные периодические издания, интернет-ресурсы и, конечно, зарубежные и отечественные проповедники.

Первоначально радикальные салафитские группы формировались и развили свою деятельность в республиках и областях Российского Кавказа и Юга России (в Дагестане первые попытки создания подобных структур были предприняты еще в 1970-е гг.). В 1990-е гг. салафиты Северного Кавказа создали целую сеть общин-джамаатов, как правило, военизированных, и активно вмешались в военно-политические конфликты, за которыми в российской и зарубежной историографии уже закрепились названия «первой и второй чеченских войн». До настоящего времени в данном регионе существует салафитское вооруженное подполье, остающееся серьезным дестабилизирующим фактором не только на юге страны, но и, в целом, в России.

С середины 1990-х гг. наметилась деструктивная тенденция к проникновению и быстрому распространению идеологии и структур салафитов в Поволжье. Здесь стали действовать отдельные салафитские группы, ведущие проповедническую деятельность, распространяющие литературу, видео- и аудио-продукцию экстремистского содержания. Данными группами и отдельными их активистами был совершен ряд преступных деяний, включая террористические акты.

Деятельность представителей экстремистских салафитских групп в Поволжском регионе РФ не приобрела больших масштабов и достаточно эффективно пресекается и локализуется, как традиционалистски настроенным большинством мусульман, так и правоохранительными структурами. Это позволяет сделать вывод о маргинальном характере салафитских структур по отношению к российской умме. Это подтверждает ситуация на территории Республики Мордовия, где, несмотря на активную деятельность салафитских проповедников и боевиков во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг., попытка создания салафитского джамаата потерпела неудачу, встретив сильное противодействие со стороны абсолютного большинства местных мусульман.

Апробация результатов исследования.

Полученные в диссертационном исследовании результаты апробированы на всероссийских и международных научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (г. Саранск, 2008 г.); XXXXV, XXXXVI и XXXXVII Всероссийской научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 2009, 2010, 2011 гг.).

Положения диссертации нашли отражение в четырех статьях автора, опубликованных в научных сборниках и научных периодических изданиях. Одна из статей вышла в научном издании, рекомендованном ВАК РФ.

Диссертационное исследование выполнено в рамках проекта НИР № 3.1.2/11877 «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.

Похожие диссертации на Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х гг. : историко-политический анализ