Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития Девятаев Андрей Сергеевич

Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития
<
Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Девятаев Андрей Сергеевич. Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Девятаев Андрей Сергеевич; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2010.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/12

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия российская умма (мусульманская община/мусульманское сообщество) активно восстанавливает позиции, подорванные в советский период, в условиях гонений и ограничений со стороны атеистического режима. Практически в полном объеме восстановлена культовая система, расширяются связи с миром зарубежного ислама, быстро и успешно развиваются конфессиональные школы мусульман РФ. Указанные тенденции развития современного российского ислама в полной мере проявились в умме Республики Мордовия, ядро которой составляет местное татарское население.

Актуальность диссертационного исследования в значительной степени обусловлена растущим геополитическим значением исламского фактора, как в глобальных, так и в общероссийских масштабах. Данный фактор, заключающийся в активизации общественно-политических сил, доктринально связанных с мусульманской религией, часто почти отождествляют с феноменом исламского экстремизма. В основном это вызвано повышенной активностью на международной арене многочисленных радикальных и экстремистских организаций, в той или иной степени апеллирующих к исламской традиции. Многие события последних лет (террористические атаки на США 2001 г., «расовые» беспорядки во Франции 2005 г., теракты в Англии и Испании 2005 – 2006 гг., а также
локальные военные конфликты конца 1990-х – начала 2000-х гг. на Северном Кавказе) создали в общественном сознании искаженный образ ислама как религии якобы крайне агрессивной и нетерпимой. При этом развитие традиционного
ислама суннитского толка в современных исследованиях фактически отодвигается на второй план. Данное диссертационное исследование призвано компенсировать этот пробел.

Объектом исследования выступают процессы возрождения и развития уммы Республики Мордовия постсоветского периода.

Предметом исследования является роль ислама в этноконфессиональной ситуации в Республике Мордовия 1990-х гг. – начала 2000-х гг. в контексте процессов религиозного возрождения, охвативших российское общество постсоветского периода.

Степень научной разработанности проблемы. В целом история становления и развития ислама в России характеризуется довольно обширным историографическим материалом. При этом в рамках данной работы ее условно можно разделить на два направления: общероссийские и региональные исследования.

В контексте общероссийской историографии центральное место по праву принадлежит исследованиям по истории ислама в России таких авторов, как Д. Ю. Арапов, Г. Р. Балтанова, С. М. Исхаков, Р. Г. Ланда, А. В. Малашенко, Р. А. Силантьев.В своих работах они рассматривают общие тенденции развития ислама в России, выявляют ряд особенностей и закономерностей формирования традиционных форм Российской уммы (ханафитского и шафиитского мазхабов).

В 1990-е гг. в силу новых геополитических условий большее внимание стало уделяться проблеме христианско-мусульманского диалога. Интерес в данном направлении вызывают публикации М. Елдина и Ю. Максимова. Данные авторы утверждают, что специфику православно-мусульманского межкультурного диалога обусловили социально-политические и экономические реалии России, которые резко отличаются от аналогичных процессов, происходящих за рубежом.

Исследователи не обошли вниманием и феномен исламского радикализма, который подробно рассматривается в работах А. М. Васильева, И. П. Добаева и А. В. Коровикова. Ученые обозначили основные направления и тенденции развития мусульманского фундаментализма (в том числе салафийя) зарубежном и в России, а также охарактеризовали отдельные разновидности современного салафийя, действующие сегодня в РФ. Не отрицая реальной угрозы исламского экстремизма для России, данные авторы призывают не отождествлять ислам с радикальными течениями и высказываются за необходимость государственной поддержки ислама суннитского толка как традиционной (наряду с РПЦ) конфессии России.

Большой интерес вызывают и работы по джадидизму – просветительскому и модернистскому течению мусульман Российской империи XIX – начала ХХ в. В этом ряду выделяются исследования таких специалистов, как Я. Г. Абдуллин, Ф. Н. Баишев, А. Н. Юзеев, Э. З. Байрамов, С. М. Михайлова, М. А. Абдуллаев, Р. М. Мухаметшин, А. Г. Хайрутдинов. Названные авторы оценивают джадидизм, прежде всего, как культурно-просветительское движение мусульман Российской империи, направленное на адаптацию тогдашней российской уммы к новым условиям, обусловленным буржуазными реформами 1860-х гг. При этом необходимо выделить публикации Р. М. Мухаметшина, крупного российского исламоведа, который вполне обоснованно считает движение джадидов региональной особенностью процессов модернизации ислама, охвативших мусульманский мир в XIX – XX вв., прослеживая влияние на них идей панисламизма и пантюркизма. Подчеркнем, что идеи джадидов не только получили широкое распространение в конфессиональных школах мусульман Мордовии дореволюционного периода, но и вызывают растущий интерес со стороны современной уммы РМ.

Основные аспекты жизни уммы Республики Мордовия (региональные исследования) прежде всего анализируются в статьях экспертов Сети раннего мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН А. В. Мартыненко и Н. В. Шилова. В их работах подробно раскрываются базовые направления деятельности духовных управлений мусульман (муфтиятов) Мордовии начала 2000-х гг. – культурно-просветительное, социально ориентированное и культовое. При этом А. В. Мартыненко и Н. В. Шилов исходят из того, что позитивные и деструктивные процессы, происходящие в умме республики, необходимо анализировать в общем контексте развития современного российского ислама. Например, наличие соперничающих муфтиятов или деятельность представителей радикальных салафитских групп в Мордовии эти авторы справедливо оценивают как проявление в отдельном субъекте РФ деструктивных тенденций, характерных для российской уммы в целом.

А. В. Мартыненко и Н. В. Шилов в соавторстве с С. В. Грачевым опубликовали аналитические материалы по проблемам межкультурного диалога ислама и православного христианства на территории Мордовии. В этой работе они подчеркивают его принципиальное отличие от зарубежного аналога. По их мнению, своеобразие данного явления в современной Мордовии заключается в том, что диалог между муфтиятами республики, с одной стороны, и Саранской и Мордовской епархией РПЦ – с другой, происходит на организационной площадке вузов – Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Драматическая история преследований мусульман Мордовии советского периода анализируется в статье А. И. Белкина, в которой на основе архивных материалов раскрываются масштабы и характер политики ограничений в отношении ислама, проводимой властями МАССР во второй половине 1940-х –
начале 1950-х гг. По мнению А. И. Белкина, эта политика проявлялась, в первую очередь, в многочисленных препятствиях, которые советские и партийные власти Мордовии чинили мусульманам-татарам республики при отправлении ими обрядов религиозного культа.

Отдельные статьи по исламу в Мордовии опубликовали представители татарской уммы республики. Среди этих публикаций особый интерес представляют статьи М. Ш. Салимова, который анализирует процессы «исламского возрождения» среди татар РМ.

В 2009 г. была защищена кандидатская диссертация М. Ю. Бареева, представляющая собой социологический анализ различных аспектов конфессиональной принадлежности татар Республики Мордовия. Это исследование можно условно разделить на две части – теоретико-методологическую и эмпирическую. В рамках теоретико-методологической части М. Ю. Бареев анализирует различные теоретические и методологические подходы к изучению религиозности; предлагает свое видение характера институционального взаимодействия религии (здесь – ислама) с другими социальными институтами. Эмпирическая часть диссертационной работы включает социологическое исследование степени религиозности (М. Ю. Бареев применяет оригинальный термин «уммизация», аналогичный по значению православному «воцерквление») татар Республики Мордовия. При этом за пределами внимания автора остается ряд важных аспектов развития уммы РМ, таких, как организационное оформление духовных управлений мусульман республики, восстановление культовой системы и создание информационно-просветительной системы мусульман Мордовии, их социально ориентированная деятельность, зарождение православно-мусульманского межконфессионального диалога. Все эти аспекты и процессы анализируются нами.

Таким образом, несмотря на обширную историографическую базу по изучению ислама в России целом мы вынуждены констатировать, что история ислама на территории Мордовии изучена недостаточно и главным образом представлена небольшим количеством научных публикаций, в основном – статьями.

Цель исследования – выявление основных тенденций развития уммы (мусульманского сообщества) Республики Мордовия в 1990-е гг. – начале 2000-х гг.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– охарактеризовать основные тенденции развития ислама на территории России в период от Средних веков до настоящего времени, проанализировать этапы оформления ислама на территории мордовского края в XV – XX столетиях (до начала 1990-х гг.);

– проанализировать организационное возрождение уммы Мордовии в 1990-е гг. – начале 2000-х гг.;

– выявить характерные черты возрождения мусульманского культа в Республике Мордовия (строительство и функционирование мечетей, организация хаджа и уразы, проведение религиозных праздников), а также социально ориентированной работы мусульман республики (включая благотворительность);

– проанализировать особенности мусульманского просвещения в современной Мордовии (создание информационного пространства мусульман республики, организация курсов и конкурсов по основам ислама, попытки создания конфессиональных учебных заведений, детского исламского лагеря);

– охарактеризовать основные тенденции формирования православно-мусульманского социального партнерства и межкультурного диалога в Республике Мордовия 1990-х гг. – начала 2000-х гг.

Хронологические рамки исследования – 1990-е гг. – начало 2000-х гг., т. е. период возрождения и быстрого развития мусульманского сообщества Республики Мордовия. Нижняя временная граница определяется началом возрождения мусульманских общин Мордовии, восстановлением старых и возведением новых мечетей, организацией хаджа в Мекку и т. п. Верхняя временная граница связана с развитием уммы в Мордовии в начале XXI в. Кроме того, в рамках диссертационного исследования затрагиваются основные тенденции развития ислама на территории мордовского края в дореволюционный и советский период, без краткой характеристики которых невозможно адекватное понимание современного состояния ислама в республике.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Республики Мордовия как отдельного субъекта Российской Федерации, входящего в состав Приволжского федерального округа.

Источниковая база исследования. Источники, на которые опирается данное диссертационное исследование, можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу образуют различные документальные и публицистические материалы уммы (мусульманского сообщества) Республики Мордовия 1990-х – начала 2000-х гг. К этой группе относится, прежде всего, делопроизводственная документация Духовного управления мусульман (ДУМ) РМ: Устав ДУМ РМ, подробно объясняющий особенности устройства и функционирования, а также базовые направления деятельности указанного муфтията; официальные письма и обращения ДУМ РМ и его председателя, муфтия Р. Халикова в различные
государственные учреждения Мордовии (в частности, в Государственный
комитет по национальной политике при Правительстве Республики Мордовия, а также обращения к Главе Республики Мордовия Н. И. Меркушкину). К этой же группе источников примыкает мусульманская периодика Мордовии, представленная газетой ДУМ РМ «Ислам в Мордовии» и газетой Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) РМ «Молитва Дога».

Наибольшую значимость для исследования современного состояния ислама в РМ представляет периодическое издание «Ислам в Мордовии», которое издается ДУМ РМ с ноября 2000 г. «Ислам в Мордовии» является своеобразным архивом Духовного управления мусульман Республики Мордовия, поскольку на ее страницах публикуются важные документы данного муфтията – от устава до открытых писем и обращений к государственным структурам и общественности республики. В то же время при анализе материалов «Ислама в Мордовии» мы учитывали, что газета отражает точку зрения ДУМ РМ (негативное отношение к образованному в 2008 г. Центральному духовному управлению мусульман РМ и т. д.), поэтому ряд ее материалов носит субъективный характер.

Другое периодическое издание – «Молитва Дога», наоборот, характеризуется культурно-просветительной подачей материалов; при этом авторы статей (в отличие от «Ислама в Мордовии») избегают каких-либо комментариев о ситуации организационного раскола уммы республики.

Поскольку мы анализируем состояние уммы в Мордовии начиная с 1990-х гг., необходимо пояснить, что документальные материалы, отражающие деятельность муфтиятов ДУМ РМ, РДУМ РМ и ЦДУМ РМ находятся вне государственных архивохранилищ республики. Тем не менее мы привлекли документальные материалы фондов Мордовского обкома КПСС (ф. 69); Президиума Верховного Совета Мордовской АССР (ф. Р-234), Мордовского областного
исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ф. Р-238) Центрального государственного архива Республики Мордовия, в
которых отображена политика преследований в отношении мусульман Мордовии, проводимая местными советскими и партийными властями в 1920 – 1930-е гг. Эти документы образуют вторую группу источников. В основном данные
документы представляют собой отчеты партийных и советских работников Мордовии (уездных и затем районных исполнительных комитетов Мордовского автономного округа и затем Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики) о закрытии и ликвидации мечетей в отдельных татарских селах республики.

Третью группу источников образует текущая документация отдельных государственных структур Республики Мордовия (Государственного комитета по национальной политике при Правительстве Республики Мордовия, Аппарата Главного федерального инспектора по Республике Мордовия, Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Общественной палаты при Правительстве Республики Мордовия). Данная документация включает в себя статистические данные по количественному составу духовных управлений мусульман (муфтиятов) республики, аналитические отчеты, справки и таблицы, стенограммы отдельных мероприятий, непосредственно связанных с проблематикой диссертационного исследования (например, заседания Общественной палаты при Правительстве РМ «Роль и место религиозных организаций в формировании гражданского общества», июль 2009 г.). Названные материалы в значительной степени отражают политику и в целом отношение властей РМ к мусульманскому сообществу этого субъекта РФ.

Достаточно важную четвертую группу источников образуют периодические издания Республики Мордовия, носящие характер светской публицистики: «Аргументы и факты – Мордовия», «Вечерний Саранск», «Известия Мордовии», «Мордовия – Семь дней», «Столица С», «Татарская газета», «Юлдаш». Указанные печатные СМИ РМ содержат отдельные статьи и информационные материалы, в которых раскрываются те или иные аспекты развития мусульманского сообщества современной Мордовии. Однако стремление некоторых журналистов к поиску сенсаций и эпатажной подаче материалов обусловливает несколько тенденциозный, необъективный и, как правило, дилетантский характер многих публикаций по исламу в Мордовии.

В ходе диссертационного исследования большую помощь оказали российские Интернет-ресурсы, связанные с исламской тематикой: , (сайт ДУМ РМ), , . Из этих Интернет-сайтов, объединенных в пятую группу источников, особо следует выделить указанный официальный портал ДУМ РМ. Первая версия данного портала появилась в 2002 г. на одном из бесплатных серверов. В 2004 г. была создана новая версия сайта, которая поддерживала новости на четырех языках: русском, английском, арабском и татарском. С 2007 г. обновление новостей на сайте осуществляется по мере их поступления. Основная функция сайта – информирование общественности Республики Мордовия и в целом России о деятельности ДУМ РМ.

Шестую группу источников образует широкий корпус богословских, исторических, правовых и религиозно-философских трудов мусульманских авторов различных стран и эпох – от представителей средневекового калама до современных мусульманских модернистов. Опора на эти работы позволила автору диссертации анализировать историю исламской уммы в Республике Мордовия в общем контексте истории и культуры мировой уммы – мирового мусульманского сообщества. Важное место в этом ряду занимают труды лидеров татарской интеллектуальной элиты России конца XVIII – начала ХХ в. И. Гаспринского, А. Курсави, Ш. Марджани, Г. Расули, Р. Фахретдинова. Значимость указанных работ для исследования в немалой степени обусловлена тем, что в конце XIX – начале ХХ в. идеи джадидов активно проникали и на территорию Мордовии.

Кроме того, мы опирались на базовые источники ислама, без знания которых в принципе невозможно адекватное представление об этой религии, – Коран (в переводе и под редакцией крупнейшего отечественного исламоведа и арабиста ХХ в. И. Ю. Крачковского) и Сахих аль-Бухари (один из наиболее авторитетных сводов Сунны).

В целом, использованная нами источниковая база позволяет в полном объеме решить поставленные задачи.

Методологическая база исследования опирается на цивилизационный подход, теоретические основы которого были изложены в философско-исторических трудах Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера.

В центре нашего внимания лежит исламская цивилизация как некая культурно-историческая общность, неотъемлемой частью которой является умма России в целом и умма Мордовии, в частности. Цивилизационный подход делает возможным видение темы исследования, при котором социокультурные, духовные факторы и связи становятся определяющими в их характеристике. Кроме того, исследование опирается на системно-комплексный подход, включая такие его базовые элементы, как диалектический, герменевтический, сравнительно-исторический методы. Данный подход позволяет выявить различные сущностные черты уммы Республики Мордовия в их диалектической взаимосвязи, а также преодолеть ограничения, неизбежно возникающие при монопольном применении отдельных методологических направлений.

При решении исследовательских задач применялись общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза.

Научная новизна работы обусловлена тем, что, изучив архивные, документальные и публицистические материалы в комплексе, мы впервые попытались структурировать историческое и социокультурное развитие ислама в Республике Мордовия. В частности, проанализировали основные этапы организационного оформления и возрождения ислама на территории мордовского края, выявили характерные черты возрождения мусульманского культа в Республике Мордовия – строительство и функционирование мечетей, организация хаджа и уразы, проведение религиозных праздников и благотворительных акций.

В работе отражены особенности мусульманского просвещения в современной Мордовии, в том числе формирование информационного пространства мусульман республики (организация периодических изданий, Интернет-сайта), открытие курсов и проведение конкурсов по основам ислама, попытки создания конфессиональных учебных заведений (медресе) и детского исламского лагеря, а также охарактеризованы основные тенденции православно-мусульманского партнерства и межкультурного диалога.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Диссертационное исследование имеет теоретико-методологический и прикладной характер. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в опыте системного обобщения основных признаков и тенденций развития рассматриваемого феномена – уммы Республики Мордовия 1990-х гг. и начала 2000-х гг. – в контексте возрождения ислама в постсоветской России и, шире, на постсоветском пространстве.

Прикладная значимость проведенного исследования во многом обусловлена его темой, неразрывно связанной с целым рядом актуальных проблем новейшей отечественной истории и исламоведения. Результаты и материалы исследования могут использоваться при разработке учебных курсов по истории Отечества, истории религий, политологии, этнологии и ряда других дисциплин.

Похожие диссертации на Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг. : социокультурный и этнополитический аспекты развития