Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Музеи Чеченской Республики в конце ХХ в.
1.1 История становления и развития музейного дела в Чеченской Республике
1.2 Государственная политика в области музейного дела РФ в 1990-е гг. - начале XXI в. и ее региональный аспект
1.3 Музеи Чечни в условиях кризиса 1990-х гг.
Глава II. Новые тенденции и практики музейного дела в Чеченской Республике на рубеже XX-XXI веков
2.1 Восстановление музейной сети Чеченской Республики в начале XXI в.
2.2 Музейные поступления и формирование коллекций
2.3 Основные направления музейной деятельности в Чеченской Республике: состояние и перспективы
Заключение
Библиография
Приложение
- Государственная политика в области музейного дела РФ в 1990-е гг. - начале XXI в. и ее региональный аспект
- Музеи Чечни в условиях кризиса 1990-х гг.
- Музейные поступления и формирование коллекций
- Основные направления музейной деятельности в Чеченской Республике: состояние и перспективы
Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в потребности научного обобщения истории музейной деятельности в Чеченской Республике в конце ХХ – начале ХХI века.
Особую актуальность приобретает изучение региональной музейной сети (на примере Чеченской Республики) как составной части музейной сети Российской Федерации, взаимодействия музеев с другими институтами культуры.
Изучение деятельности музеев Чечни позволит определить их роль в формировании исторического сознания современного чеченского общества, патриотическом воспитании населения, особенно молодежи, а также преодолении поствоенного синдрома через многообразие музейной деятельности.
Актуальность темы вызвана необходимостью анализа политики государства в области музейного дела и поиска оптимальных методов ее реализации на конкретно-историческом материале Чеченской Республики.
Военные действия 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг., проходившие на территории Чеченской Республики, привели к катастрофическим последствиям для музейного дела. Всего было утрачено до 90% предметов музейного фонда.
Aктуальнoсть диccертaциoнногo иccледoвания oпределяетcя недoстaтoчной рaзрабoтaннoстью ее в oтечеcтвенной истoриoгрaфии, неoбхoдимoстью дaльнейшегo нaучнoгo изyчения исторического опыта становления музейной сети в Чеченской Республике в конце ХХ – начале ХХI в. Ocобеннocтью дaннoй рaбoты являeтcя тo, чтo oнa нaпиcана на cтыке отечественной иcтории и мyзeeведeния.
Выбор темы исследования cвязан с нeобхoдимостью позиционирования музея как cоциoкультурногo инcтитутa, кoтoрый в условиях, cвязанных с вoенными дeйcтвиями, cохрaнил кyльтурнoе нacледие чеченcкoго нaрoда.
Мyзейная сеть Чеченской Республики способствует cтановлению грaждaнскогo oбщества чeрез фoрмирoвание у грaждан cоциaльно-знaчимых чyвств: любви к Родине, итернационализма, взаимообогащение национальных культур, цeнноcтногo oтношeния к иcтории и кyльтуре предков и т.д.
Территориально-географические границы диссертации охватывают Чеченскую Республику, имеющую различные типы музеев, однако, базовым для исследования определен Национальный музей ЧР и его филиалы, расположенные в г. Грозном, Шелковском, Надтеречном, Веденском, Ножай-Юртовском районах республики.
Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с конца 1980-х гг. по настоящее время.
Конец 1980-х - 1990-е гг. характеризуется кардинальными изменениями государственной идеологии, началом экономических реформ, распадом СССР в 1991 г., войнами в Чечне в 1994-1996 и 1999-2001 гг. Все это не могло не отразиться негативно на музейной деятельности. Можно утверждать, что региональные музеи еще не адаптировались в современных условиях, а музеи Чеченской Республики переживают второе рождение.
В связи с незавершенностью исследуемых процессов в регионе и необходимости научного анализа проблемы, автор доводит исследование до 2013 г.
Отступление от указанной хронологии предпринято в первом параграфе первой главы диссертации. Для более полного сравнительного анализа допущен выход за рамки периода в виде экскурса в историю создания Национального музея Чеченской Республики.
Методология и источники исследования Реализация исследовательского замысла и решение поставленных задач потребовали применения теоретических концепций исторической, культурологической и других гуманитарных наук.
В диссертации были использованы методы: сравнительно-исторический, реконструктивный. Методы структурно-функционального, системного и сравнительного анализа, статистики, индукции и дедукции позволили автору выделить частное из общего, характерного для всей страны, а впоследствии, на основе местного материала выявить общие закономерности музейного дела.
В работе также получили широкое применение специальные исторические методы: классификации, периодизации, проблемно-хронологического изложения. Их реализация опиралась на общенаучные принципы логического подхода, историзма, объективизма, многофакторности и т.д.
Музееведческие задачи диктуют определенную форму описательности в работе. Автор использует этот прием для того, чтобы показать различные аспекты практической музейной работы.
Междисциплинарные связи с другими гуманитарными дисциплинами – музееведением, этнографией, социологией и др. - способствовали комплексному анализу предмета исследования.
Историография проблемы. Несмотря на целый ряд публикаций по проблемам музейного дела в Российской Федерации, заявленная тема до сих пор, несмотря на актуальность не стала предметом специального научного исследования.
Диссертационное исследование является первой попыткой комплексной разработки проблемы музейной сети не только в Чеченской Республики, но и на всем Северном Кавказе. Вместе с тем, отдельные ее аспекты нашли отражение в ряде историко-культурных исследований.
Литературу по музейной проблематике можно условно разделить на несколько категорий. К первой отноcятся труды роccийских aвторов, которые cпоcобствовaли рaзрaботке отдельных теоретических положений, каcaющихся оcнов деятельноcти мyзеев, a именно музейной терминологии, определения зaдaч музея на cовременном этапе, cоотношения музея и обществa.
Теоретическим проблемам музейного дела посвящены работы А.М. Разгона, С.А. Каспаринской, А.И. Михайловской, Д.И. Тверской и др.
Разработки указанных авторитетных ученых использовались автором диссертации при формировании методологических принципов исследования.
Анализ и переосмысление работ по широкому кругу вопросов с учетом oбщеисторических и филocофских подходов к музею, предстaвленных в oтечественной и зaрyбежной литературе, способствовали обоснованию авторской концепции.
В 20-е гг. ХХ в. появляются новации в деле сохранения культурного наследия. Основная ставка в деле просвещения масс делается на местные музеи: областные и республиканские. В работах авторов прослеживается вывод о том, что музейные экспозиции должны выполнять образовательные функции и нести идейную нагрузку.
Существенную лепту в музейное развитие Советской России внесли И.К. Луппол, Ф. Кон, А. Бубнов, Н.К. Крупская.
В 1930-е гг. окончательно утвердилось видение советского музея как «инструмента культурной революции» и «борца за социалистическое строительство».
В послевоенный период деятельность музеев определялась в основном воспитанием трудящихся и мoбилизации их на рeшение задaч партии и правительства.
Со второй половины ХХ в. в бывшем Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте вопросы сохранения культурного наследия чеченцев, ингушей, других народов республики стали предметом целенаправленных научных исследований.
В конце ХХ в. активизируется изучение музеев и их истории, оживились дискуссии о роли, концепции и функциях музея, о чем свидетельствует целый ряд научно-практических конференций музееведов.
Известные отечественные специалисты музееведения посвятили свои работы проблемам социальных функций музея. В этой связи следует выделить работы A.M. Разгона, одного из основных разработчиков российского музееведения как научной дисциплины.
Современные тенденции развития музейного дела нашли отражение в трудах Ю.М. Лотмана, Т.Ю. Юренева, Ю.В. Зиновьева, М.А. Коник и др.
С одной стороны, ими предприняты попытки осмыслить опыт перестройки музейного дела в постсоветских условиях, с другой – в их трудах отразились моменты поиска музеями новых отношений с властью, общественными организациями, меценатами, т.е. новые формы жизнедеятельности музеев в условиях рынка. Это работы М.Б. Гнедовского, А.С. Балакирева, Г.К. Ольшевской, И.В. Чувилова, А.И. Мартынова, Г.П. Полякова, Л.И. Скрипкиной и др.
Специалисты рассматривают проблемы взаимодействия музея с другими социальными институтами, с различными социально-культурными явлениями, а также вопросы государственной и частной поддержки музеев, их финансирования и музейного маркетинга. В то же время, можно отметить отсутствие научных наработок по музейному маркетингу на региональном уровне.
Возросший в последнее время интерес многих специалистов к региональной истории музейного дела объясняется тем, что изучение этой проблемы позволяет выявить специфику формирования музеев в различных регионах Российской Федерации. В этой связи возникает необходимость выделения в отдельную группу диссертационных исследований, в которых нашли отражение различные частные аспекты региональной музейной деятельности в исследуемый период. В диссертациях нашли отражение вопросы экономического и управленческого характера, нормативно-правовое регулирование музейной деятельности, использование новых технологий, появление новых направлений в деятельности музеев, например, музейная педагогика.
Большой вклад в изучение проблем музейного дела Юга России вносят материалы научных конференций. К названной категории непосредственно примыкают материалы региональных научных конференций: «Фелицинские чтения», «Прозрителевские чтения», где находят отражение новые веяния музейной жизни северокавказского региона.
В современной историографии поднимаются проблемы, связанные с необходимостью разработки новой концепции культурного наследия народов Российской Федерации. Исследователи приходят к выводу, что интенсивные изменения в обществе приводят к новым проблемам с сохранением культурного наследия. Они выражаются в распаде единого культурного пространства страны, информационной изоляции регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы, сохранности музейных экспонатов, архивных фондов, оттока кадров музейных работников из-за низкой заработной платы.
Актуальной темой становится взаимоотношение музеев и власти.
Вопросам культурной политики государства, осмыслению его роли в сохранении и развитии культурного наследия уделяется особое внимание.
В условиях кризиса необходимость в культуре как стабилизирующем факторе возрастает.
Существенную роль в развитии музейного дела, как и культуры в целом, играют вопросы финансирования. Актуально, в этой связи, звучит тема благотворительности и меценатства, которая освящается в ряде работ.
Изучение истории музейной сети Чеченской Республики до настоящего исследования рассматривалось частично, в основном, в работах, посвященных культурному развитию. Вышло сравнительно небольшое количество научно-популярных статей, опубликованных в сборниках и отраслевых журналах.
Таким образом, историографии рассматриваемой проблемы присущ серьезный недостаток – отсутствие солидных концептуальных и аналитических исследований по истории формирования и развития музейной сети в Чеченской Республике, в других республиках Северного Кавказа в конце ХХ – начале ХХI вв., в том числе реализации государственной политики федеральных и региональных органов власти по охране историко-культурного наследия.
В ходе историографического анализа было установлено, что в региональной историографии сделаны лишь первые шаги в изучении этой актуальной проблемы.
Источниковую базу исследования составили письменные и изобразительные источники. К первым относятся: законодательные акты, делопроизводственная документация, материалы периодической печати и т.д.
Автором были исследованы законодательные акты, а именно Постановления Правительства Российской Федерации (1995 г.), определившего статус, основы хозяйственной деятельности и финансирования таких некоммерческих организаций как музеи, выставочные залы и картинные галереи.
Постановления федерального и регионального уровня определяют каналы финансирования музеев, материальное обеспечение музейных сотрудников, регулируют правовые отношения музеев с властью, решают другие важные вопросы.
В диссертационной работе основательно проанализированы материалы сборников документов по вопросам музейного дела в РСФСР, охране памятников истории и культуры в России.
Автор анализирует все программы культурного развития, принятые в последние годы. В частности, целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)»; Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)»; Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)».
Особый исследовательский интерес вызывают нормативные документы Министерства культуры Российской Федерации и Управлений культуры, регулирующие работу музеев, а также постановления, решения и приказы, относящиеся к текущей деятельности. Эти документы позволяют выявить параметры развития музейной сети Чеченской Республики в сравнении с темпами социально-экономической модернизации.
В результате многолетнего анализа проблемыможно констатировать, что местная законодательная база в области культуры, в особенности в музейной сфере довольно ограничена.
Большая часть документов делопроизводства по текущим вопросам интересующего нас периода отложилась в музеях республики и в Министерстве культуры Чеченской Республики.
Нами исследованы отчеты по основной деятельности музеев, протоколы заседаний Ученых советов музеев Чеченской Республики за 2000-2013 гг., состояние основных и вспомогательных фондов, статистические отчеты, а также сценарии мероприятий и презентаций, подготовленных к памятным событиям в жизни музеев.
Документы, касающиеся финансирования музеев, материальной поддержки музейных работников, приказы, которые относятся к текущей деятельности, позволили автору выявить основные тенденции развития музейной сети Чеченской Республики.
Фондовую работу музеев Чечни позволяют изучить инвентарные книги. Из них извлечена информация, позволившая определить характер комплектования фондов, подлинников и копий документов, проследить динамику пополнения музейного собрания.
Особый блок представляют тематико-экспозиционные планы (ТЭПы), сценарные разработки мероприятий, концепции развития музеев и т.д.
Проблемы музеев, которые возникли в связи с реформированием музейной сферы в стране, преодолением поствоенной разрухи в Чеченской Республике, можно выделить при анализе тематико-экспозиционных планов последнего десятилетия.
Изобразительные источники представлены фотодокументами и артпринтом.
Определенный пласт информации извлечен из материалов электронных газет и журналов, а также сайтов музеев и выставочных залов. То обстоятельство, что на сайтах, помимо авторских текстов, размещаются источники по интересующей теме, придает определенную ценность интернет-ресурсов.
Важным источником для диссертационного исследования является также периодическая печать. Определенное место в этом комплексе источников занимает специализированное издание по музейному делу «Мир музея», на страницах которого широко обсуждаются проблемы музеев. Представленные в издании отраслевые статьи, обозрения дали возможность выявить основные тенденции развития музейного дела в стране и регионах.
В диссертации использовались региональные издания: журналы «Культура Чеченской Республики», «Вайнах» а также газеты: «Вести Республики», «Молодежная смена», «Грозненский рабочий» и т.д.
Таким образом, источниковый комплекс дает объективную картину по проблеме диссертационного исследования, что позволил решить поставленные нами задачи.
Объектом исследования выступает положение музейного дела в Чеченской Республике в условиях военных политических и социокультурных катаклизмов 1990-х гг., а также процесс восстановления и развития музейной сети на современном этапе.
Предметом исследования является музейная сеть Чеченской Республики в конце ХХ - начале ХХI века, ее состояние и перспективы развития.
Гипотеза исследования. Деятельность музеев Чеченской Республики ориентирована на развитие и удовлетворение интеллектуальных, информационных и эстетических потребностей граждан. Управление музейной деятельностью должно быть направлено на нахождение компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями культурной политики государства. В условиях Чеченской Республики сложность нахождения подобного компромисса заключается в отсутствии музейной культуры, связанной с военными действиями на территории ЧР в 90-е годы ХХ века.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования — дать комплексный анализ деятельности музеев Чеченской Республики конца ХХ - начала ХХI века в условиях трансформации Российской Федерации, рассмотреть проблемы становления музейной сети в посконфликтный период и установить перспективы развития музея как социокультурного института.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
Проанализировать историю развития Национального музея Чеченской Республики как базового учреждения по сохранению культурного наследия чеченского народа.
Исследовать федеральную и региональную законодательную базу развития музеев Российской Федерации, в частности, в Чеченской Республике с конца 1980-х гг. по настоящее время.
Показать состояние музеев республики в условиях этнополитического кризиса и военных действий 1990-х гг.
Исследовать новые аспекты и тенденции в практике музейного дела в Чеченской Республике на рубеже XX-XXI веков.
Показать сложный процесс восстановления музейной сети Чеченской Республики.
Проанализировать кадровый состав штатов музеев, уровень образования и профессионализма музейных сотрудников.
Исследовать музейные поступления и формирование коллекций.
Рассмотреть основные направления музейной деятельности в Чеченской Республике на современном этапе.
Проследить тенденции отношения общества к состоянию и развитию музеев в Чеченской Республике.
Разработать концептуальные предложения по внедрению в практику региональных музеев маркетинга и туристического бизнеса.
Научная новизна диссертации:
на примере Национального музея Чеченской Республики исследованы взаимоотношения музеев и власти в переходный период;
впервые на материале Национального музея Чеченской Республики и его филиалов рассмотрена сложная перестройка музейного дела в условиях трансформации Российской Федерации в постсоветский период;
Исследование является первой на Северном Кавказе попыткой рассмотреть процесс воссоздания музеев Чеченской Республики в постконфликтный период. Диссертация базируется на широком круге источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
впервые исследованы нормативно-правовые основы развития музеев Чеченской Республики, основные направления работы музеев различного профиля в сфере хранения, комплектования экспонатов и документов, состояние материально-технической базы музеев, проблемы кадров, их профессиональная подготовка.
впервые акцентируется личностный аспект исследования: выделен круг лиц, являвшихся непосредственными участниками исследуемых событий, определены их роль и значение в создании и функционировании музеев Чечни.
исследованы формы жизнедеятельности музеев Чеченской Республики в условиях рыночной экономики.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка источников и литературы.
Апробация работы. Фактический материал и теоретические положения диссертационного исследования использовались в работе Национального музея Чеченской Республики. Автор подготовил ряд выступлений на Всероссийских, региональных научно-практических конференциях и «круглых столах». Материалы исследования нашли отражение в трех статьях в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в лекциях, читаемых на историческом факультете Чеченского государственного университета.
Диссертация обсуждена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении музейного дела в Чеченской Республике, других республик Северного Кавказа при разработке научных концепций, как для региональных музеев, так и центральных российских городов.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть востребованы в деле повышения квалификации музейных работников, в преподавании спецкурсов по истории России второй половины ХХ - нач. ХХI в., краеведению, культурологи и, музееведению на историческом факультете Чеченского государственного университета по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Результат исследований могут быть использованы при написании фундаментальных трудов по истории культуре чеченских и ингушских народов, в целом народов Северного Кавказа второй половины ХХ - нач. ХХI в., при анализе этнополитических процессов в регионе в постсоветский период, а также в работе краеведческих и туристических организаций. Материалы исследования могут привлекаться для разработки тематических выставок и экспозиций.
Положения и выводы диссертации могут использоваться в научных разработках музейного дела, способствовать совершенствованию управлению музейным делом в северокавказском регионе, а также развитию многопланового сотрудничества музеев Чечни с другими музеями Российской Федерации.
С учетом результатов проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
Формирование музейной сети в Чеченской Республике было обусловлено государственной политикой в области музейного строительства в Российской Федерации. В 1920-х гг. в ходе национализации конфискованное имущество направлялось в музей, что позволило спасти значительную часть памятников от уничтожения и разграбления. Большую помощь в пополнении коллекций оказали ведущие музеи страны.
Основным вектором процесса модернизации музейной деятельности в условиях трансформирования Российской Федерации был поиск новой модели музея. Эта работа шла по нескольким направлениям:
— определение места музеев в условиях структурной перестройки культурной сферы;
— цели и задачи музейной деятельности в контексте национальной и федеративной политики;
— позиционирование музея как учреждения культуры с просветительными и развлекательными функциями;
— новая методология в музейной теории и практике экспозиционной работы.
Процесс создания музейной сети был осложнен рядом факторов, прежде всего, военными действиями на территории Чеченской Республики 1994-1996 и 1999-2001 гг., а также остаточным принципом финансирования из центрального и республиканского бюджетов.
Кадровая политика комплектования музеев в течение всего рассматриваемого периода была актуальной. Профессиональная подготовка многих сотрудников оставляет желать лучшего. Квалифицированные специалисты либо уходят, из-за низкой заработной платы, либо вынуждены совмещать работу в других учреждениях, что негативно сказывается на результатах труда.
Музеи Чечни вносят весомый вклад в гармонизацию общества, способствуют выработке исторической памяти населения, становятся центрами возрождения национальной духовной жизни.
Музей XXI века – это многофункциональный культурный и научный комплекс, который в определенных историко-социальных условиях выполняет роль социокультурного центра и решает задачи по охране и использованию историко-культурного наследия через изучение, популяризацию музейных ценностей; разрабатывает научно-образовательные программы; восстанавливает систему традиционного хозяйства и промыслов на территории музея; осуществляет музейный маркетинг, сервисные и туристические услуги.
Появление новых информационных технологий, развертывание сети интернета стало оказывать усиливающее влияние на музейную деятельность. Музеи Чеченской Республики получили возможность расширить аудиторию, обеспечить доступ к своим фондам.
Государственная политика в области музейного дела РФ в 1990-е гг. - начале XXI в. и ее региональный аспект
Со второй половины 1980- х гг. исчезает тотальный государственный контроль в сфере культуры. На различных государственных и общественных уровнях стала утверждаться идея отказа от регулятивной функции государства и его органов управления по отношению к культуре. Реорганизация системы управления музейным делом и перестройка музейной работы проходили в условиях становления новой российской государственности, радикальных экономических реформ, ломки идеологических основ общественной жизни.
Децентрализация управления, на наш взгляд, наряду с положительными тенденциями (отказ от идеологизированной культуры), имела и негативные последствия, выразившиеся в потере стратегических приоритетов и усилении дестабилизирующих факторов в культурном развитии общества. Были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре в рамках Федерального закона, в котором были воплощены нормы международного права, касающиеся культурной сферы. Стали разрабатываться и внедряться культурные программы, развивалось предпринимательство в сфере культуры, вводились платные услуги.
Началом формирования новой государственной политики в сфере культуры РФ стало принятие Верховным Советом 9 октября 1992 г. Закона «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре», в котором нашли отражения основные приоритеты государственной культурной политики. В этом документе впервые формулируется понятие государственной культурной политики, как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Согласно «Основам законодательства», государство берет на себя обязательства по регулированию культурной деятельности в области выявления, изучения, охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры, музейной деятельности и коллекционировании, а так же «иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». На законодательном уровне, впервые в России, была ограничена степень вмешательства государства в сферу культуры.
Было установлено разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти при сохранении общей задачи – обеспечения доступа к культуре и участия в ней каждого гражданина страны.
В ведении федеральных органов власти находятся функции определения государственной политики в области культуры; принятие федеральных законов и программ; правовое регулирование отношений собственности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот; бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры, находящихся в федеральном подчинении, а так же определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот; создание единой системы информационного обеспечения культурной деятельности в РФ, создание Свода памятников истории и культуры РФ. Координация вопросов внешней политики в области культурного сотрудничества, регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей так же являются прерогативой федеральных органов власти.
В «Основах законодательства РФ о культуре» определялись обязанности государства в обеспечении свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, устранением монополии в сфере культуры, в том числе по отношению национальной культуре и искусству.
В третьем разделе «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры», ст. 20 «Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей», ст. 21 «Право на культурно-национальную автономию», ст. 22 «Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей» и др. Немаловажным условием реализации государственной культурной политики является финансирование. В «Основах законодательства по культуре» обосновывался перевод сферы культуры на многоканальную систему финансирования. Источники поступления доходов включали в себя: федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства от спонсоров, организаций, фондов развития, а также доходы от собственной предпринимательской деятельности. Несмотря на многоканальную систему финансирования культуры, основой по-прежнему является государственное финансирование и поступление внебюджетных средств. Слабое финансирование свидетельствует об отношении государства к культурной сфере. Поступления из бюджетов различных уровней на культурное развитие выглядят следующим образом: из федерального бюджета – 2 %, из местного - не менее 6 %. Таким образом, значительный перенос тяжести на региональные и местные бюджеты не может обеспечить необходимое финансирование культурной сферы.
В Федеральном законе«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»говорится, что музеи могут осуществлять деятельность, в соответствии со своими учредительными документами, не запрещенную законодательством РФ и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации. «Основы законодательства РФ о культуре» определив основные принципы государственной культурной политики, заложили основу для дальнейшего законотворчества.
Музеи Чечни в условиях кризиса 1990-х гг.
В Чеченской Республике до начала военных действий функционировали Чеченский государственный объединенный музей с филиалами (Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района; Махкетинский историко-краеведческий музей в с. Махкеты Веденского района; Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаевав с. Лаха-Нерве Надтеречного района; Историко-мемориальный музей Асланбека Шериповавс. Шатой Шатойского района) и Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. Академика П.З. Захарова, в структуре которого имелись филиалы (Выставочный зал и студия-школа изобразительных искусств).
По распоряжению Управления делами ЦК КПСС о передаче прежнего обкомовского здания Чеченскому государственному объединенному музею сначала в 1992 г. Чеченский государственный объединенный музей, а затем в мае-июне 1994 г. и Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. Академика П.З. Захарова разместились в здании бывшего Чечено-Ингушского обкома КПСС (бывший Азово-Донской банк), в котором музеи приобрели хорошую материально-техническую базу. К 1994 г. музеи Чеченской Республики достигли наивысшего расцвета, в новом здании они приобрели дополнительные площади, которые позволили экспонировать многие артефакты из фондов. За Чеченским республиканским музеем изобразительных искусств им. П.З. Захарова сохранялись старые здания, где экспонировались произведения дореволюционного периода.
Чеченский государственный объединенный музей и Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З. Захарова являлись крупнейшими на Северном Кавказе. В музее экспонировались уникальные образцы холодного и огнестрельного оружия ХVIII-ХIХ вв. с декоративной отделкой, в том числе, кинжал Хаджи-Мурата, ружье и кинжал Зелимхана, штандарт и шашка Шамиля, награды и знаки отличия имамата Шамиля, рукописи известного чеченского богослова Автахаджи, денежные знаки и матрицы для печатания бумажных денег эмирата Узун-хаджи, денежные знаки Терской области, ритуальная курильница – водолей «Эрзи», произведения известных российских и западноевропейских художников ХVIII-ХIХ вв., предметы интерьера дома Тапы Чермоева – известного чеченского нефтепромышленника, Председателя правительства Горской Республики, мемориальные вещи всемирно известного танцовщика Махмуда Эсамбаева, коллекция чеченских истангов – орнаментированных войлочных ковров ХIХ - начала ХХ в., и многое другое. Большую ценность представляла археологическая, нумизматическая, естественнонаучная коллекции, богатая научная библиотека с фондом редких книг. В музее хранилось множество образцов ювелирного искусства народов Северного Кавказа. В 1996 г. оба региональных музея были объединены в единый Национальный музей Чеченской Республики, с целью консолидации сохранившихся после военных действий фондов и проведения единой музейной политики .
C приходом к власти генерала Дудаева резко обострилась криминогенная обстановка в Республике. В этот период происходили кражи в Чеченском государственном объединенном музее и в Чеченском республиканском музее изобразительных искусств им. П. Захарова. Летом 1992 г. из Чеченского объединенного музея было похищено 1657 предметов фонда. В числе похищенных предметов были 28 орденов Ленина, 32 кинжала в серебряной оправе – ХIХ – нач. ХХ вв. (в их числе кинжалы абрека Зелимхана и Хаджи-Мурата - известного деятеля периода Кавказской войны), 6 кремневых пистолетов ХVIII-ХIХ вв., 7 кремневых ружей ХVIII–ХIХ вв., декорированных драгметаллом и перламутром, столовый набор, принадлежавший семье имама Шамиля в период пребывания в ссылке в г. Калуге, часть богатейшей нумизматической коллекции ХVII – ХIХ вв.
К числу навсегда утраченных памятников истории и культуры можно отнести минералогическую и энтомологические коллекции. Во время штурма города российскими войсками зимой 1994/95 г. музей постигла самая большая катастрофа за время его существования. Здание Объединенного музея подверглось артиллерийским и ракетно-бомбовым ударам, вокруг музея не один месяц шли жаркие уличные бои, в результате чего, оно превратилось в развалины. Бои продолжались в январе – феврале 1995 г. Все это время уцелевшие предметы в подвалах и запасниках гнили и разрушались.
Музейные ценности не были эвакуированы из Грозного. Почему так случилось – отдельный вопрос, требующий специального расследования. Главная задача состояла в том, чтобы спасти остатки музейного собрания. Научные сотрудники, не дожидаясь прекращения боев, с риском для жизни спасали уцелевшие сокровища. Проникнуть в подвалы было невозможно, и они организовали охрану музея от грабителей и незаконного вывоза. В конце января 1995 г. у здания начались постоянные дежурства работников музея. Они, как могли, препятствовали расхищению, часто шли на риск и конфликты с мародерами и грабителями. По словам очевидцев, к музею несколько раз подъезжали грузовые машины с офицерами федеральных войск, которые пытались проникнуть в подвалы музея. Музейные работники подвергались угрозам, избиениям, но не оставляли своего поста. В период военных действий музей понес и людские потери. Смерть унесла двух его сотрудников – Л. Бабахяна и Х. Чапанову. В марте 1995 г. в условиях ограничения передвижения и комендантского часа, обстрелов и зачисток, оставшиеся музейные сотрудники приступили к извлечению коллекций из-под завалов. Здание музея представляло собой страшную картину: разрушенные перекрытия, прогнившие полы, уничтоженные лестницы, непроходимые завалы, груды мусора. Подвалы музея с частью коллекций оказались залитыми водой. Эпопея по спасению остатков музейного собрания продолжалось три месяца. Спасенные из-под завалов предметы сосредотачивались в двух местах: в уцелевших залах музея изобразительных искусств им. П. Захарова и в гараже министерства культуры Чеченской Республики. Здание музея изобразительных искусств также значительно пострадало, но в нем остались целыми несущие конструкции и внутренние помещения. Среди утраченных ценностей такие раритеты, как картины «Смерть генерал-майора Слепцова в гехинском лесу» Ф. Рубо, «Портрет мальчика с книгой» В. Тропинина, «Пейзаж», «Кавказ» Верещагина, «Лунный пейзаж», «Алхан-Юрт» И. Айвазовского, «Изголодавшиеся» И. Репина. Утрачены были произведения первого профессионального чеченского художника П.З. Захарова, удостоенного звания академика живописи Российской академии художеств. Среди них «Портрет Л.А. Волкова», «Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского», «Портрет неизвестного с тростью и шляпой», «Портрет Александры Петровны Постниковой», «Мужской портрет», «Портрет Петра Петровича Булахова», «Портрет молодого человека», «Портрет неизвестной на смертном одре». Пропали этнокультурные, краеведческие экспонаты; вся этнографическая коллекция, в том числе 68 истангов; редкая коллекция холодного и огнестрельного оружия ХVIII-ХIХ вв.; печать и шашка Шамиля, подаренная им У. Дуеву, одному из лидеров национально-освободительного движения в Чечне ХIХ в.; мемориальные предметы А. Шерипова, выдающегося политического и военного деятеля Чечни и Северного Кавказа; предметы археологии; редкостная, оригинальная трехъярусная деревянная посуда «шун» для национального блюда «жижаг-галнаш», которой пользовался Г. Орджоникидзе, будучи в гостях у друзей в с. Мужичи (РИ); мемориальные вещи Н.Ф. Гикало, видного революционера, политического, государственного деятеля Чечни, Северного Кавказа, СССР; весь научный рукописный архив; фонд письменных источников и многое другое.
Музейные поступления и формирование коллекций
До событий 1990-х гг. Чеченский государственный объединенный музей и Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З. Захарова являлись крупнейшими на Северном Кавказе. Первый имел в своих фондах 230 тысяч единиц хранения, из которых 86 тысяч, являлись предметами основного фонда, т.е. предметами, имевшими историческую и культурную ценность. Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. Академика П.З. Захарова имел в своих фондах около 3,5 тыс. ед. хранения: 950 произведений живописи, 1200 графических работ, 170 скульптурных произведений, более 100 произведений декоративно-прикладного искусства. В их числе были работы известных мастеров живописи ХVIII- начала ХХ вв. Книжный фонд составлял около 3 тыс. ед. хр. В фонде имелись редкие книги и издания ХIХ –нач. ХХ в., научная литература разного профиля, подшивки газет, издававшихся с 30 гг. ХХ в. В 1996 г. оба региональных музея были объединены в единый Национальный музей Чеченской Республики, с целью консолидации сохранившихся после военных действий фондов и проведения единой музейной политики .
Военные действия, имевшие место на территории республики в 1994-1996 и 1999 – 2000 гг. повлекли за собой губительные последствия для музейной сети и музейного дела в целом. Ущерб, нанесенный войной историко-культурному наследию, и бесконтрольная торговля культурными ценностями стали национальным бедствием. Количество музейных фондов за время конфликта резко сократилось, что видно из таблицы.
В Головном музее создалась внештатная ситуация с фондохранением: не было стационарных, запирающихся на замок фондохранилищ, отсутствовали условия для сохранения, классификации, систематизации, научного исследования и пропагандирования фондов. Отсутствовали также специальные формулярные книги и бланки (книги поступлений, инвентарные книги, книги регистрации посетителей, книги регистрации актов поступления предметов в фонды на временное хранение, бланки научных инвентарных карточек и др.). Документацию пришлось восстанавливать заново. С апреля по декабрь 2001 г. производилась комиссионная инвентаризация фондов, в том числе, впервые, за многие годы, и в филиалах Национального музея. Несмотря на отсутствие элементарных условий (отсутствие хранилищ, специальных помещений, освещенности, утрата на многих предметах учетных обозначений) инвентаризация фондов (за исключением фонда археологических коллекций) была завершена. Инвентаризация фонда археологических коллекций была невозможна без отчетов археологических экспедиций, осуществленных на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Хранившиеся в Национальном музее отчеты археологических экспедиций уничтожены в ходе боев в Грозном в августе 1996 г. По итогам инвентаризации 2001 г. музейные фонды НМ ЧР представляли следующую картину: По Национальному музею – 30025 ед. хранения (из них предметов основного фонда 28247 ед.; предметов научно-вспомогательного фонда – 1779 ед.) В Головном музее насчитывалось 25634 ед. основного фонда и 251 ед. научно-вспомогательного. В разрезе фондов - это естественно-исторические коллекции, изобразительные источники, этнографические коллекции, нумизматические коллекции, археологические коллекции, изделия из металла, дерева, керамики, ткани.
В следствие разъяснительной работы среди населения, а также по инициативе граждан, небезразличных к истории и культуре Чечни, в музей поступали дарственные предметы: кинжалы, серебряные женские украшения, предметы археологии, этнографии, картины. В 2003 г. Министерством культуры ЧР были приобретены для Национального музея 29 предметов, представляющих традиционную материальную культуру и декоративно-прикладное искусство чеченцев и 4 картины художника Х. Исаева. За этот год музейные фонды пополнились на 171 единицу предметов. В 2004 г. в фонды Национального музея поступило 399 ед. Это предметы этнографии, изобразительного искусства, нумизматики, археологии, прикладного искусства. К удаче можно отнести приобретение музеем мемориальных вещей известного в республике и далеко за ее пределами члена бывшей сборной команды СССР по баскетболу УвайсаАхтаева. Министерство культуры РФ, Управление Росохранкультуры в ЧР совместно со спецорганами проводили работу по поиску и возвращению Национальному музею похищенных ценностей. В 2007 г. руководству музея, совместно с Управлением Росохранкультуры удалось вернуть две пушки начала 19 в., которые были похищены еще в начале 1996 г. Они были обнаружены военнослужащими объединенной группировки федеральных войск в ходе второй военной кампании в одном из частных домов Грозного и вывезены в Ханты-мансийскую Автономную область. В октябре 2007 г. были возвращены 9 предметов декоративно-прикладного искусства (чеканка и резьба по дереву), переданных Моздокскому краеведческому музею военнослужащими, находившимися на территории ЧР в 1995 году. В 1995 г. на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Грабаря были переданы 94 картины из фондов Национального музея ЧР.
С 1999 по 2002 гг. к ним добавились: «Портрет графа Н.И. Зубова» и «Портрет графини Н.А. Зубовой» (XVIII в.), которые были выставлены на Лондонский аукцион СОТБИС; «Портрет барона Рокасовского» художника К.Е. Маковского (XIX в.), обнаруженный в Приморском крае, «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» Ф. Рубо, найденная в ходе военных действий на территории ЧР в 1999 году. Сейчас все 98 картин находятся в московском Российском музейном фонде (РОСИЗО). 76 картин отреставрированы.
Основные направления музейной деятельности в Чеченской Республике: состояние и перспективы
Современная музейная сеть Чеченской Республики состоит из: Государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Чеченской Республики» с филиалами, Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный музей А.А. Кадырова», Государственного бюджетного учреждения культуры «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова», Государственного бюджетного учреждения культуры «Краеведческий музей им. Х.А. Исаева», Государственного бюджетного учреждения культуры «Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник», Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственная галерея им. А.А. Кадырова».
Основными направлениями музейной деятельности продолжает оставаться осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, а именно: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций. Отвыкшие в годы лихолетья от развлечений граждане Чечни с признательностью воспринимают каждое проявление мирной жизни. В этой связи, формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории, прежде всего, за счет молодежи, выступает приоритетной задачей для музейного сообщества республики. Сегодня культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за «культурный досуг» люди готовы платить. Многих родителей не устраивает, что их дети смотрят боевики и играют в компьютер, они хотят приобщить детей к культуре. Совпали культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства. В настоящее время в научно-просветительной и образовательной работе сотрудники музеев Чеченской Республики используют разнообразные формы и методы: экскурсии, лекции, музейные уроки и викторины, научные конференции, передвижные выставки, студенческие практики и т.д. Обширная тематика лекций и экскурсий по истории и культуре чеченского народа соответствует запросам посетителей, с учетом их возраста и различных категорий. В Мемориальном комплексе славы им. А.А. Кадырова проводятся экскурсии, персональные выставки, круглые столы реализуется образовательный проект-конкурс «Вдохновение», созданного в рамках Указа Президента РФ «О проведении в РФ Года российской истории». Проект реализован совместно с гимназией №1 им. Первого Президента ЧР, Героя России А.А. Кадырова. Проект «Музей и школа» разработанный совместно с Министерством образования ЧР, предполагает охват музейной деятельностью школы республики. Филиалы Национального музея проводят ту же работу в своих районах. Диапазон лекций, экскурсий, музейных уроков позволяет учащимся лучше узнать историю, материальную культуру и природу края, познакомится с жизнью и творчеством писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых, общественных и политических деятелей.
Так отдел культуры и этнографии НМ ЧР разработал лекции по теме: «Традиционная материальная культура чеченцев»; «Национальная чеченская женская одежда конец ХIХ – нач. ХХ вв.», «Национальные чеченские женские и мужские головные уборы ХIХ – нач. ХХ вв.», «Национальная чеченская мужская одежда ХIХ – нач. ХХ вв.», «Чеченский войлочный ковер (истанг) и места изготовления», «Внутреннее убранство и утварь жилых, боевых и полубоевых башен чеченцев», «Чеченские музыкальные инструменты», «Конь в жизни чеченца», «Бурка», «Женские украшения», «Мужские и женские серебряные пояса», «Холодное и огнестрельное оружие чеченцев» и др.
Сотрудники отдела древней, средневековой и новой истории проводят экскурсии и читают лекции по темам: «Бронзовый век в Чечне», «Археологические культуры на территории Чечни», « Е.М. Крупнов и его роль в развитии археологии в Чечено-Ингушетии», «Палеонтологические коллекции Национального музея ЧР», «Вооружение и боевые доспехи средневекового воина» и т.д.
Отдел новейшей истории проводит экскурсии и лекции по темам: «Вклад народов Чечено-Ингушетии в победу над фашистской Германией», «Чеченцы - защитники Брестской крепости», «Оружие времен гражданской и ВОВ», «Чеченцы - герои Советского союза», «Чеченская интеллигенция в 20-30-е годы ХХ в.», «Вклад экономики ЧИАССР в победу над фашизмом», «Знаменитый командир кавалерии МовлидВисаитов», «Герой Советского Союза НурадиловХампашаНурадилович», «Ордена и медали ВОВ», «Депортация чеченского народа 1944 г., «Основание г. Грозного», «История республики в фалеристике», «История нефтедобычи на территории ЧР», «Выдающиеся писатели и поэты, посетившие Чечню» и др. Подобная работа ведется в филиалах Национального музея. В Литературно – этнографическом музее Л. Н. Толстого читаются лекции по темам: «История создания музея Л.Н. Толстого», «Православие и старообрядчество в терско-гребенских станицах», «Л.Н. Толстой и Кавказская война», «Куначество Л.Н. Толстого с СадоМисербиевым», «Старинная деревянная посуда чеченцев и казаков», «Иконы, церковно-славянская литература, церковная утварь», «Традиционные орудия труда и предметы казачьего быта ХIХ – нач. ХХ вв.», «История гребенских казаков», и др.
В Литературном музее М.Ю. Лермонтова перед посетителями музея читаются лекции и проводятся экскурсии по темам: «История дома-усадьбы Хастатовых», «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова», «История хутора Парабоч», «Чеченский национальные мотивы и фольклор в кавказских произведениях М.Ю. Лермонтова», «Исторические места на территории Шелковского района», «Быт крестьян в имении Хастатовых на хуторе Парабоч», «Описание быта горцев и казаков в произведениях М.Ю. Лермонтова», «Предметы утвари и быта в музее М.Ю. Лермонтова», «Старинная мебель в музее М.Ю. Лермонтова», «Одежда казаков ХIХ – нач. ХХ вв.», «Посуда ХIХ – нач. ХХ вв.», «Орудия сельскохозяйственного производства ХIХ – нач. ХХ вв. и др. В Махкетинском краеведческом музее читаются лекции и проводятся экскурсии по истории, природе, материальной культуре Веденского района и села Мехкеты. Литературно - мемориальные музеи А. Айдамирова и А. Ш. Мамакаева проводят свою лекционно-экскурсионную работу по темам, связанным с жизнью и творчеством меморируемой личности и историей района. В Галерее ИлесаТатаева читаются лекции и проводятся экскурсии по истории создания каждого экспоната, технологии мастерства по капу, а так же показывают фильмы И. Татаева, рассказывающие об обычаях и традициях чеченского народа.