Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Третьякова Ирина Анатольевна

Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития
<
Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Третьякова Ирина Анатольевна. Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития : история создания, становления и развития : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Москва, 2007 261 с. РГБ ОД, 61:07-7/614

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Военно-морские музеи российской империи в XIX в.

1.1. Создание Морского музея в Санкт-Петербурге в первой половине XIX в 14

1.2. Возрождение и деятельность Санкт-Петербургского Морского музея во второй половине XIX в 37

1.3. От Севастопольского музея к музею Севастопольской обороны: история создания и развития 52

Глава II. Развитие военно-морских музеев в первой половине XX в.

2.1. От Морского музея им. Петра Великого до ЦВММ: деятельность в новых исторических условиях 74

2.2. Развитие Военно-исторического музея Черноморского флота в первой половине XX в 95

2.3. Особенности работы ЦВММ и Военно-исторического музея Черноморского флота в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы 118

Глава III. Совершенствование музейной деятельности в ВМФ СССР/России во второй половине XX в .

3.1. Развитие и совершенствование сети военно-морских музеев во второй половине XX в 145

3.2. Новые тенденции в музейной деятельности старейших флотских учреждений культуры 175

3.3. Создание филиальной сети военно-морских музеев 192

Заключение 211

Список использованных источников и литературы... 220

Приложения 248

Введение к работе

В современном мире музей стал одним из основных факторов духовной жизни общества, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Сегодня музеи России по праву занимают особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры нашей страны, координируя при этом свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением.

Политические, экономические и социальные перемены, произошедшие в 90-х гг. XX в. в России, выявили не только огромные потенциальные возможности музеев, но и показали их способность реагировать на быстрые изменения, не нарушая при этом присущую им духовную целостность и сложившиеся традиции.

Важное место в отечественной музейной сети занимают военно-морские музеи, которые стали основными центрами исторической памяти военно-морского прошлого и нравственно-патриотического воспитания, важным звеном в системе работы не только с военнослужащими, но и другими категориями населения. Поэтому при их изучении представляется целесообразным учитывать поэтапность складывания целостной картины военно-музейной истории, позволяющей не только проследить социодинамику морских коллекций, но и проанализировать феномен военно-морских музеев на сравнительно большом временном промежутке.

В течение XIX - XX вв. военно-морские музеи развивались не только посредством преобразования универсальных собраний в специализированные культурные учреждения, но и коренным образом меняли содержание и

4 формы культуросозидающей деятельности. И в этом, в первую очередь, проявилось естественное стремление музеев преодолеть сложившиеся противоречия и недостатки, соответствовать требованиям времени.

Сегодня значение военно-морских музеев и их разносторонней деятельности неуклонно возрастает, что связано в первую очередь, с новыми целевыми установками современной России. Трансформация государственной идеологии, когда музеи из инструментов государственной политики превратились в один из источников информационного, эмоционально-психологического, духовно-идейного влияния на формирование этой политики, создали предпосылки для объективного анализа сложившейся музейной сети в структуре Военно-Морского Флота РФ и комплексному осмыслению всех аспектов музейной деятельности.

Как органическая часть локального культурного пространства военно-морские музеи давно и прочно заняли достойное место в духовной жизни нашего Отечества, бережно сохраняя то богатейшее военное наследие, без которого невозможно дальнейшее развитие страны.

Актуальность темы исследования обусловлена: недостаточной изученностью вопроса и отсутствием в отечественной историографии комплексных исследований истории создания и становления военно-морских музеев; потребностью с исторических позиций проанализировать роль и место военно-морских музеев как подразделений Военно-Морского Флота России и выявить основные тенденции становления музейных коллекций, фондов и памятников морской славы; необходимостью пристального внимания к разработке теоретических и методологических вопросов для плодотворного решения целого ряда музееведческих задач; значимостью музеев как ведущих интегральных центров исторической памяти, призванных участвовать в нравственно-патриотическом воспитании граждан России.

Данное исследование, по мнению автора, позволит рассматривать военно-морские музеи как комплексный системный источниковый центр первичной информации в сфере военной истории, как институт социальной адаптации и самоидентификации граждан России.

Степень изученности и краткая историография темы. Проведенный историографический анализ темы показал, что история создания и развития музеев, находящихся в системе Военно-Морского Флота России не являлась предметом отдельного комплексного научного исследования. Вместе с тем в стране были разработаны фундаментальные вопросы музееведения, на основании которых представляется плодотворным изучение различных аспектов истории военно-морских музеев. В этой связи следует отметить труды известных музееведов 1960-х гг. А.Б. Закс, А.И. Михайловской, О.В. Ионовой1. Впоследствии существенный вклад в разработку теории и практики музейного дела внесли работы Н.В. Фатигаровой, А.И. Фролова, Г.А. Равиковича, Г.А. Кузиной, С.А. Каспаринской, Г.П. Бутикова, Н.В. Нагорского2.

Однако нельзя не отметить, что в работах по истории музейного строительства в России все упоминания о военных музеях носят достаточно лаконичный характер. Длительное время изучение военно-морских музеев осуществлялось лишь в контексте общей истории военно-исторических музеев страны. Первой работой в этом направлении стала статья СВ. Полухина, 1 Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР (1917-1941 гг.) // Очерки истории музейного де ла в СССР: Сб. науч тр. / НИИ музееведения. Вып. 6. - М., 1968; Закс А.Б. Организация музейного дела в годы становления народного хозяйства (1921 - 1925 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР: Сб. на уч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 6. - М., 1968; Михайловская А.И. Из истории промышленных выставок в России первой половины XIX века: Первые всероссийские промышленные выставки // Очерки истории му зейного дела в России: Сб. науч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 3. - М, 1961; Михайловская А.И. Из истории промышленных музеев и выставок капиталистической России: // Очерки истории музейного дела в СССР: Сб. науч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 6. - М., 1968; Ионова О.В. Музейное строительство в годы довоен ных пятилеток // Очерки истории музейного дела в СССР: Сб. науч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 9. - М., 1963. 2 Фатигарова Н.В., Фролов А.И. История музейного дела в РСФСР. Публикации 1970 - 1986 гг. // Музееве дение: Из истории охраны и использования культурного наследия РСФСР: Сб. науч. тр. - M., 1987; Фролов А.И. Из истории становления музееведческих центров России // Музей и власть. Сб. науч. тр. Ч. 2. - М., 1991; Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети: 1917 - 1-я пол. 60-х гг. Научно- методические рекомендации. - М., 1988; Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917 - 1941 гг. // Музей и власть. Сб. науч. тр. Ч. 1. - М., 1991; Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - нач. XX в.) // Музей и власть. Сб. науч. тр. Ч. 1. - M., 1991. дающая оценку развития военных музеев в 1918 - 1928 гг.1 Значительный фактологический материал по истории военных музеев содержится в трудах Е.И. Востокова, A.M. Разгона и Н.В. Александровой2.

Особо необходимо отметить фундаментальную работу по совершенствованию музейного дела «Методические рекомендации по выявлению, сбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. Ко-рабли и суда Русского и Советского флота» .

Целая серия работ подробно освещала историю отдельных музеев, среди которых наиболее полно была исследована история крупнейшего и старейшего отечественного музея - Центрального военно-морского (С.Ф. Огородников, Е.Г. Кушнарев, А.Л. Ларионов, А.А. Шаповалов, Г.М. Рогачев, И.П. Суханов, И.П. Пшеничный, СЮ. Курносов и др.)4. Интересную и со- 1 Полухин СВ. Военно-музейное строительство//Советский музей. 1932. №6. 2 Востоков Е.И. Из истории советских военных музеев // Вопросы истории музейного дела в СССР: Сб. на уч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 4. - М., 1962; Разгон A.M. Очерк истории военных музеев в России (1861 - 1917) // Вопросы истории музейного дела в СССР: Сб. науч. тр. / НИИ музееведения. Вып. 4. - М., 1962; Александрова Н.В. Российские военные музеи на рубеже XIX - XX вв. // Центральный музей Вооруженных Сил. Информационно-методический сборник. Вып. 2. - М.: ЦМВС, 1998. 3 Методические рекомендации по выявлению, сбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. Корабли и суда Русского и Советского флота (Общие вопросы классификации, отбора и методики паспортизации памятников) / Сост. Л.А. Яковенко; Под общ. ред. П.В. Боярского, A.M. Разгона. - М.: НИИК, 1986. 4 Огородников С.Ф. 200-летие Морского музея имени императора Петра Великого. Исторический очерк (1709 - 1909) // Морской сборник. 1909. №5; Огородников С.Ф. Модель-камера, впоследствии Морской му зей имени императора Петра Великого: Исторический очерк 1709 - 1909 с иллюстрациями. - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909; Огородников С.Ф. Морской музей в С.-Петербурге. Сборник кратких сведений по морскому ведомству. Вып. 13. - СПб.: Тип. Мор. Министерства, 1908; Кушнарев Е.Г. Центральный воен но-морской музей: Краткий исторический очерк // Центральный военно-морской музей. 2 -е изд., испр. и доп. - M.: Воениздат, 1959; Ларионов А.Л. Ботик Петра I // Судостроение. 1976. №7; Ларионов А.Л. Об ав торе // Глотов А. Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля. 2-е изд. - СПб.: «Браск», МИО, ТОО «ПАКО», 1994; Ларионов А.Л. Центральный военно-морской музей в годы Великой Отечественной войны // Труды Центрального военно-морского музея: Сб. науч. ст. Вып. 1. - СПб.: ООО «Галея Принт», 1999; Ша повалов А.А., Ларионов А.Л. Музей у Ростральных колонн // Человек, море, техника' 84 - Л.: Судостроение, 1984; Шаповалов А.А., Ларионов А.Л. Центральный военно-морской музей // Военно-исторический журнал. 1985. №7; Рогачев Г.М. Центральный военно-морской музей: страницы истории // Труды Центрального во енно-морского музея: Сб. науч. ст. Вып.1. - СПб.: ООО «Галея Принт», 1999; Суханов И.П. Из истории ору жейного фонда ЦВММ // Труды Центрального военно-морского музея: Сб. науч. ст. Вып.1. - СПб.: ООО «Галея Принт», 1999; Пшеничный И.П. Петровская судостроительная система и модель-камора. - СПб.: Тип. ВВМУ им. М.В. Фрунзе, 1997; Курносов СЮ. Расформирование «Морского музеума»: причины и последст вия. Из истории Центрального военно-морского музея // Судьбы музейных коллекций. Материалы VI Цар скосельской научной конференции / Государственный музей-заповедник «Царское Село». - СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2000; Курносов СЮ. Выставочная деятельность Морского музея (из истории Центрального во енно-морского музея) // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: МП РИЦ «Культ-Информ-Пресс», 1999.

7 держательную работу по основным биографическим вехам военно-морского музея Северного флота подготовил его коллектив .

История же других военно-морских музеев освещена крайне недостаточно в работах, большинство которых носит научно-популярный характер. Вместе с тем, еще в 20-е гг. XX в. отечественным исследователем Л.А. Моисеевым2 ставился вопрос о написании истории создания другого старейшего музея - Севастопольского, но практического воплощения подобного пожелания так и не произошло. Объективности ради отметим, что попытка воссоздать историю музея Черноморского флота была предпринята сотрудником музея И.К. Макаровым, но его работа, перегруженная идеологическими штампами и схемами, так и не вышла в свет, навсегда оставшись в музейных фондах3. Публикации же других сотрудников музея, как правило, носят общий информационный характер4.

В конце XX в. увеличилось число исследований, посвященных мемориальным судам. Обращают на себя внимание работы следующих авторов: P.M. Мельникова, который проанализировал и обобщил мировой опыт сохранения мемориальных судов, Е.Д. Синицина, сделавшего подробный обзор всех иностранных субмарин, В. Меньшикова о создании в нашей стране реплик - воспроизведений - «новоделов» исторических судов5.

В отдельную группу необходимо выделить диссертационные исследования, в которых нашли отражение различные аспекты музейной деятельности. Среди них работы Н.В. Ратозия, освещавшего боевой путь крейсера «Авроры» и его деятельность как филиала Центрального военно-морского 1 История военно-морского музея Северного флота. 1946 - 1999 гг. / Сост. В.Г. Чушенков. - Мурманск, 1999. 2 Моисеев Л.А. Севастопольский Военно-исторический музей и памятники обороны 1854 - 1855 гг. // Крае ведение. 1927. №1. 3 Макаров И.К. Сокровищница воинской доблести. - Севастополь: Библиотека музея КЧФ, 1979. (на правах рукописи). 4 Зарубин С. Подвигам жить в веках! // Морской сборник. 1974. №5; Лебедев Н. Сокровищница морских ре ликвий // Морской сборник. 2000. №6; Богоявленская З.П. Из истории создания музея Севастопольской обо роны (к 125-летию музея КЧФ) // Краеведческие записки. Выпуск VIII, посвященный 110-летию музея. - Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 1996; Алексушина Т. «Му- зеумы» Петра Алабина // Мир музея. 2005. №7 (215). 5 Мельников P.M. Корабли-памятники // Человек, море, техника '87: Сб. статей. - Л.: Судостроение, 1987; Синицын Е.Д. Подводные лодки-мемориалы за рубежом // Судостроение. 1996. №8 - 9; Меньшиков В. Рос сийские суда-копии // Морской флот. 1997. №8.

8 музея и СЮ. Курносова, обобщившего историю морских музеев не только в нашей стране, но и за рубежом1.

В целом историография изучаемой проблемы, представленная, главным образом, отдельными брошюрами и публикациями в периодических изданиях носит больше постановочный характер и зачастую грешит разного рода неточностями .

Таким образом, признавая заслуги ряда авторов в обобщении отдельных аспектов темы, необходимо подчеркнуть, что вопрос всестороннего освещения деятельности флотских военно-морских музеев пока не нашел своего полного разрешения в военно-исторических и военно-научных трудах. В связи с этим проведение такого исследования целесообразно и имеет теоретическую и практическую значимость для истории музейного дела не только на флоте, но и музееведения в целом.

Источниковую базу исследования составляют следующие группы:

1. Документальные источники - законодательные документы, акты, делопроизводственные и статистические материалы, среди которых: - законодательные акты, содержащиеся в «Полном собрании законов Российской империи», приказы и положения Министерства просвещения и Министерства культуры СССР, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», приказы, уставы, положения Морского министерства Российской империи, Министерства обороны СССР и Российской Федерации, ставшие законодательной базой для развития военно-морских музеев нашей страны3; 1 Ратозий Н.В. Революционный крейсер «Аврора» и воспитание трудящихся на его героических традициях: Дис.канд. ист. наук. М., 1974; Курносое СЮ. Становление и развитие морских музеев России: Дис.канд. культур, наук. СПб., 2003. 2 Жичкин Н.Г. Самый восточный в стране // Морской сборник. 1970. №8; Воробьев В. Из опыта работы музея // Морской сборник. 1981. №5; Егоров М. Хранитель флотской истории // Морской сборник. 1982. №4; Его ров М. Причал памяти // Морской сборник. 1983. №9; Пропагандисты подвига. Войсковые музеи. / Сост. А.А. Крупенников. - М.: Воениздат, 1972; Потемкин А. Стоит подлодка // Юность. 1982. №7; Гринкевич В.И. Музей дважды Краснознаменного Балтийского флота// Судостроение. 1983. №2. 3 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. В 45 т. СПб: Тип. Е.и.в.канцелярии. 1649 - 1825; Собр. 2. В. 55 т. 1825 - 1881; О судовых реликвиях и исторических предметах // Свод морских постановле ний. Кн.Ю: Морской устав. - Петроград: Тип. Мор.министерства, 1914; О повышении роли музеев в комму нистическом воспитании трудящихся: Постановление ЦК КПСС, 12 мая 1964 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. и испр. Т. опубликованные документы, раскрывающие историю зарождения отечественных морских музеев и их последующее развитие ; материалы Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива г. Севастополя (ГАС); делопроизводственные материалы из архива и фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), военно-морских музеев Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов, а также текущего архива Политического управления (Управления воспитательной работы) ВМФ.

2. Справочные материалы, опубликованные в нашей стране2 и за рубежом3. Среди них немаловажное значение имеют музейные энциклопедии4, а также каталоги, путеводители и буклеты самих музеев.

10. - М.: Политиздат, 1986; О музейном фонде Союза ССР: Постановление Совета Министров СССР, 2 июня 1965 г. // Справочник партийного работника. Вып. 6. - М.: Политиздат, 1966; Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев: Постановление ЦК КПСС, 19 августа 1982 г. // Правда. 1982. 20 августа; Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры: Постановление Совета Министров СССР, 16 сентября 1982 г. // Справочник партийного работника. Вып. 23. - М.: Политиздат, 1983; Корабельный устав Военно-морских сил Союза ССР. 1951. Обязанности должностных лиц, повседневная служба и служба корабельных нарядов. - М.: Военмориздат, 1951; Корабельный устав Военно-Морского Флота Союза ССР. 1955. Обязанности должностных лиц, повседневная служба и служба корабельных нарядов. - М.: Воениздат, 1955; Корабельный устав Военно-Морского Флота Союза ССР. - М.: Воениздат, 1959; Корабельный устав Военно-Морского Флота Союза ССР. - М.: Воениздат, 1967; Корабельный устав Военно-Морского Флота Союза ССР. - M.: Воениздат, 1978; Положение о войсковом музее Советской Армии и Военно-Морского Флота: Приказ Министра обороны СССР №260,21 июля 1976 г. - M.: Воениздат, 1976; Инструкция о порядке подготовки и открытия экспозиций музеев и выставок: Приказ Министра обороны СССР №82, 31 марта 1977 г. - М.: Воениздат, 1977; О введении в действие положения о военно-исторических музеях Советской Армии и Военно-Морского Флота: Приказ Министра обороны СССР №122, 25 апреля 1980 г. - М.: Воениздат, 1980; О введении в действие положения о Центральном музее Вооруженных Сил СССР и положения о Центральном военно-морском музее: Приказ Министра обороны СССР №105, 20 апреля 1981 г. - М.: Воениздат; 1981; О введении в действие инструкции о порядке подготовки и открытия экспозиций военных музеев и выставок: Приказ Министра обороны СССР №170, 24 июня 1982 г. - М.: Воениздат, 1982; О мерах по дальнейшему улучшению идейно-воспитательной работы военно-исторических музеев Советской Армии и Военно-Морского Флота: Директива начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, 15 января 1983 г. №1. - М.: Воениздат, 1983; Об утверждении Положения о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ №343 от 11 сентября 1997 г. - М.: 1997; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 // Красная Звезда. 2001.2 марта. 1 Материалы для истории русского флота: В 17 ч. - СПб.: Тип. Мор. Министерства, 1865 - 1904; Письма и бумаги Петра Великого Т. IX. Вып. 1. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1950; Письма и бумаги Петра Великого Т. XII. Вып.1. - М.: Наука, 1975; Серия выпусков «Работа политико-просветительских учреждений». М.: НИИ музееведения. 1943; Нормативные документы по музейному делу. - М.: НИИК, 2000. 2 Доценко В.Д., Миронов В.Ф. Морские музеи Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. - СПб.: Судо строение, 2001; Арутюнов Г.Б. Корабли-памятники. Энциклопедический справочник. - Владивосток: Дальп- ресс, 2003. 3 Repertoire des Musees et Collections de Marine / Compile par J. Van Beylen / Belgisch National Comite van de ICOM. - Antwerpen, Natinaal Scheepvaartmuseum, 1966 - 1969; Brouwer NJ. The International Register of His-

10 3. Периодические издания. В первую очередь журналы «Морской сборник» ВМФ СССР/России, «Museum» и флотские газеты.

Немаловажное значение для выбора темы исследования, ее осмысления и изложения имели материалы, собранные диссертантом в период работы в музее Тихоокеанского флота и последующих изысканиях, проведенных им во всех крупных флотских музеях.

Объектом исследования выступают военно-морские музеи России и их филиалы.

Предметом исследования являются особенности создания, развития отечественных военно-морских музеев и их роль в общественной жизни.

Цель диссертационной работы - на основе комплексного анализа источников и научной литературоведческой базы дать общую картину зарождения, становления и совершенствования музейной деятельности по сохранению военно-морского наследия в интересах последующего развития флота и патриотического воспитания граждан России.

Научная задача заключается в выявлении основных направлений и роли музейной деятельности в отечественном ВМФ на различных этапах исторического развития и определении значения этой деятельности для Российского государства.

Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:

1. Выявить политические, экономические и социально-культурные предпосылки, способствовавшие созданию и дальнейшей эволюции военно-морских музеев, определить основные этапы их исторического развития и раскрыть вклад музейных работников в сохранение и пропаганду историко-культурного наследия страны. Historic Ships. - London: Chatham Publishing, 1999; EUerstrom H. All Varldens Museiubatar // Aktuellt Marinmuseum. - Karlskrona: Foreningen Marinmusei Vanner, 1985. 4 Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Проанализировать особенности организации всех направлений музейной работы (экспозиционную, научную, фондовую и т.д.) отечественных военно-морских музеев.

Дать характеристику основных видов деятельности военно-морских музеев на различных исторических этапах, выявить их объективные возможности как социально-культурных институтов историко-патриотического воспитания.

Обобщить конструктивный опыт работы военно-морских музеев и сформулировать необходимые рекомендации по наиболее перспективным направлениям их развития с учетом деидеологизации научных подходов последних десятилетий.

Хронологические рамки исследования обусловлены созданием в начале XIX в. первого в России Морского музея и формированием в последнее десятилетие XX в. новых концепций развития военно-морских музеев. Для более полного рассмотрения объективных предпосылок создания Санкт-Петербургского Морского музея диссертант счел необходимым кратко раскрыть историю его предшественника - «Модель-каморы».

Методы исследования. В процессе работы диссертант руководствовался основными положениями теории познания, принципами объективности, конкретности и общенаучными методами проведения исследования (анализа и синтеза, индукции и дедукции), что позволяет выявлять сущность и причинно-следственные связи событий в их историческом развитии. С помощью системно-структурного и исторического подхода предпринята попытка в хронологической последовательности воспроизвести генезис музеев как центров духовной культуры российского флота, определить внутренние механизмы деятельности и инфраструктуру, детерминированную функциями поиска, отбора, хранения и экспонирования музейных ценностей военно-морского прошлого.

Структура диссертации подчинена цели исследования и обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована историография и источниковая база, определены цель, научная и исследовательские задачи, объект, предмет, хронологические рамки, методы исследования проблемы.

Первая глава - «Военно-морские музеи Российской империи в XIX в.» - состоит из трех разделов и посвящена истории создания в России первых морских музеев в Санкт-Петербурге и Севастополе. Раскрыта роль общественности в формировании первых исторических коллекций, исследована роль разного рода выставок в пополнении фондов и разработке экспозиционных приемов.

Во второй главе - «Развитие военно-морских музеев в первой половине XX в.» - состоящей из трех разделов, дан анализ деятельности музеев в 1900 - конце 1950-х гг., выявлена специфика их развития в контексте новых исторических условий, показана трансформация из храмов науки и просвещения в политико-просветительные учреждения.

Третья глава - «Совершенствование музейной деятельности в ВМФ СССР/России во второй половине XX в.», - состоит из трех разделов и посвящена созданию сети военно-морских музеев в разных регионах страны. Показана деятельность командования по сохранению военно-морского наследия, новые формы работы музеев и их филиалов по военно-патриотическому воспитанию, обобщен опыт работы старейших флотских учреждений культуры и анализируются негативные последствия политических и экономических реформ для работы музеев и пути их преодоления.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны общие выводы, определена научная новизна и практическая значимость работы, даны научно-практические и предложения, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Приложения содержат справочный материал, схемы и документы, оказавшие влияние на развитие военно-морских музеев страны и дополняющие аргументированность исследования.

Научно-справочный аппарат приводится по тексту диссертации постранично и отражен в списке источников и литературы, использованных при написании работы.

Возрождение и деятельность Санкт-Петербургского Морского музея во второй половине XIX в

Вторая половина XIX в. характеризуется целым рядом преобразований в российском обществе, имевших своей целью политическую и социально-экономическую модернизацию страны. Выбранный путь реформаторства, рост национального самосознания, особенно после Крымской войны 1853 -1856 гг., не могли не отразиться и на военной, в частности, военно-морской составляющей общества. Наиболее значительными показателями прогресса в этой области служат: крупные реформы в армии, включая реорганизацию управления ею, быстро развивающийся флот, осуществивший переход от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, расширение перечня наук, обслуживающего все возрастающие потребности военно-морского флота, изменения методов обучения и воспитания военнослужащих. Совокупность данных обстоятельств создала объективную основу для смены атмосферы в обществе, зримо ощутившим необходимость как в сохранении морских исторических памятников, так и в демонстрации новейших технических достижений.

Общественный интерес к военно-морскому прошлому страны нашел свое отражение на страницах флотских газет и журналов. В 1863 г., в газете «Кронштадтский вестник» была опубликована статья капитана 2 ранга СИ. Елагина, в которой автор не без горечи задал целый ряд вопросов, горячо поддержанных редакцией журнала «Морской сборник»: «Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением? Где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в кронштадском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот все, что более или менее известно; остальные же рассованы по столь различным и теперь уже забытым местам, что разыскание этих дорогих для истории флота документов будет стоить больших трудов».

Подобного рода высказывания являлись свидетельством зрелости, актуальности идеи сохранения прошлого страны, сформировали общественное мировоззрение и послужили отправной точкой для воссоздания раскассированного Николаем I Морского музея. В связи с этим высшее морское начальство в 1864 г. в лице Управляющего Морским министерством Н.К. Краббе приняло, наконец, решение о возрождении Морского музея на основе коллекции Модель-камеры. Краббе поручил директору своей канцелярии К.А. Манну «составить соображения о мерах для собрания предметов, имеющих историческое значение для морского дела, .чтобы положить таким образом в Санкт-Петербурге начатки Морскому музею» Была разработана четкая и обширная программа комплектования фондов будущего музея. Помня о печальной судьбе своего предшественника, авторы программы (К.А. Манн, СИ. Елагин и Л.А. Ухтомский) строго ограничили перечень предметов, которые должен был собирать музей, рамками «морской специальности» Анализ исторических материалов показывает, что одним из главных условий должно было быть требование создания учреждения, сохраняющего памятники военно-морской истории и отражающим вместе с тем его современное состояние. Для практической реализации всего комплекса намеченных мероприятий и организационных вопросов требовался деятельный и знающий человек. Выбор пал на талантливого изобретателя-оружейника лейтенанта Н.М. Баранова .

Его первыми конкретными шагами на этом пути стали энергичные меры по приведению в порядок Модель-камеры, которая в это время представляла собой «лишь склад моделей, расположенных без всякой системы»2. Баранов в короткие сроки систематизировал ее коллекции и в 1866 г. опубликовал в журнале «Морской сборник» «Каталог Санкт-Петербургской Модель-камеры» - первый в истории музея и Модель-камеры печатный каталог .

Заручившись поддержкой Морского министерства на изъятие из учреждений морского ведомства предметов, которые представляют интерес для музея, новый директор развернул широкую собирательскую работу. Осмотрев портовые склады, другие хранилища, принадлежавшие морскому ведомству, Баранов извлек на свет множество предметов, интересных в историческом и техническом отношениях. Ему удалось найти и вернуть в Модель-камеру многие предметы, ранее принадлежавшие расформированному «Морскому музеуму». В каком состоянии находились реликвии музея спустя сорок лет после его закрытия можно увидеть на примере вещей, переданных в свое время в Адмиралтейств-совет. Музейные раритеты хранились там самым безобразным образом. Так, модель фрегата, сделанная Петром I, размешалась на подоконнике без футляра, императорский штандарт Петра I находился в углу за шкафом и т.д. Кроме того, Баранов добился непременного поступления в музей всех образцов новейших изобретений в военно-морской сфере.

От Севастопольского музея к музею Севастопольской обороны: история создания и развития

Во второй половине XIX в. в Российской империи наблюдается интенсивный рост числа музеев, в том числе и связанных с военно-морской историей. Этому способствовал ряд объективных причин. Прежде всего, это новые социально-экономические отношения. Формирование и развитие музеев военно-исторического профиля происходило на фоне качественно новых в истории российского государства социально-экономических и политических процессов. Следующей, но не менее важной причиной было патриотическое стремление прогрессивной общественности продемонстрировать героическое морское прошлое своей Отчизны. Проигранная Крымская война 1853 -1856 гг., обнажившая реальное положение дел в крепостной России и излечившая власть от иллюзий национальной исключительности, в то же самое время стала одним из важнейших слагаемых непростой задачи нравственного и патриотического обновления общества. Это привело к значительному росту числа обществ любителей морской истории, организующих выставки и помогающих создавать военно-морские музеи. Показательным в этом отношении является история Музея обороны Севастополя 1854 - 1855 гг.

История его возникновения напрямую связана с плодотворной и многообразной деятельностью ветеранов Крымской войны, а также созидающей энергией истинных почитателей военной истории России, к которым позже присоединилось и военно-морское ведомство. Обращает на себя внимание тот факт, что в момент своего создания музей нельзя было в полной мере отнести к категории военно-морских музеев. Скорее, он занимал промежуточное положение в системе «военная история» - «военно-морская история». Черноморский флот сыграл огромную роль в героической защите Севастополя - своей главной морской базы, однако в обороне города-порта участвовали и сухопутные войска, роль которых также необходимо было отразить в новом музее. Инициатива создания музея в память событий Крымской войны 1853 -1856 гг., принадлежала самим участникам тех героических событий, среди которых выделялся Петр Владимирович Алабин (1824 - 1896 гг.). Участник обороны города на страницах газеты «Русский инвалид» резонно заметил: «Не мы ли должны потрудиться, чтобы Севастополь сделался памятной книгой, в которой каждый мог бы прочесть его историю его величия и славы, чтобы на месте Севастополя создался достойный ему памятник». Таким памятником, по мнению Алабина, будет создание музея, который «предстоит произвести самим севастопольцам, но при содействии неравнодушных к истории и славе людей...» . Идея вызвала большой общественный резонанс. Редакция популярного флотского печатного органа «Морской сборник» горячо поддержала предложение ветерана: «Время для увековечения памяти геройской эпохи и славных защитников Севастополя теперь уже наступило, потому что число последних с каждым годом делается меньше и меньше. В настоящее время офицеров, принимавших участие в обороне Севастополя по спискам морского ведомства, осталось только 512»1. Следует отметить, что за плечами П.В. Алабина уже был опыт создания Публичного музея в г. Вятке, открытого для широкой публики 22 января 1866 г.

По сути, предложения, высказанные Алабиным в прессе, представляли собой подробную и систематизированную программу по реализации проекта создания севастопольского музея. Так, по замыслу Алабина «музей должен быть так устроен, чтобы каждый посетитель Севастополя нашел в этом учреждении, по возможности, самые точные и подробные ответы на все вопросы. В него должны быть помещены: 1) все сочинения на каком бы то ни было языке написанные, касающиеся кампании 1853 - 1856 гг., и об Севастополе; 2) все периодические издания 1853 - 1857 гг., в которых говорилось бы о Восточной войне; 3) подлинные записки, дневники, воспоминания участников Восточной войны; 4) письма защитников Севастополя из стен его; 5) рукописи напечатанные и не напечатанные сочинения; 6) подробные биографические сведения, по возможности, о каждом защитнике Севастополя; 7) все лито-фотографии, гравюры, планы, карты, чертежи; 8) портреты лиц, участвовавших в защите; 9) картины, изображающие те замечательные события; 10) модели, рисунки, чертежи кораблей и различных судов, погибших во время войны; 11) модели, рисунки, чертежи укреплений Севастополя; 12) модели, рисунки, чертежи неприятельских кораблей; 13) рисунки, чертежи оборонительных работ; 14) рисунки, чертежи подземных осадных и оборонительных работ; 15) образцы, модели и рисунки всех родов оружия и снарядов; 16) рисунки, образцы одежд; 17) модели, образцы медицинского оборудования и транспорта; 18) рисунки знаков отличия; 19) оружие и другие трофеи; 20) различные предметы» .

Как видно из данного проекта был разработан достаточно четкий и подробный план комплектования музея. В то же время следует отметить, что перечень собираемых предметов не был ограничен рамками морской тематики и предполагал сбор экспонатов широкого военного профиля.

На первом этапе для реализации проекта Алабин предложил подключить участников знаменитых «Севастопольских обедов», ежегодно проводимых в Петербурге бывшими защитниками Севастополя, и на которых советовал избрать особую комиссию и определить план дальнейших действий по устройству музея. По истечению определенного времени рекомендовалось устроить в Петербурге собрание севастопольцев, а также пригласить через газеты всех ветеранов, проживавших вблизи Петербурга, Москвы и Варшавы, чтобы заслушать доклад комиссии о результатах ее работы. Следующим практическим шагом должно было быть получение разрешения от вышестоящих инстанций на устройство музея, избрание комитета и его председателя, определение круга действий комитета, время, на которое он избирался, а также порядок замены выбывающих членов новыми.

Развитие Военно-исторического музея Черноморского флота в первой половине XX в

На рубеже XIX - XX вв. музей Севастопольской обороны превратился в общедоступное культурно-просветительское учреждение, успешно выполнявшее весь спектр музейных задач и имевшее свою аудиторию, круг которой постоянно расширялся. Этому в немалой степени способствовала популяризация музея всеми доступными средствами, среди которых особую группу составляли такие общедоступные и популярные издания, как путеводители и записки путешественников тех лет. Показательны в этом плане отзывы современников, помещенные на страницах этих печатных изданий, утверждавших, что в музее собрано «много интересных вещей прошедшей эпохи защиты Севастополя». Г.Г. Москвич — автор известного путеводителя по Крыму — не только знакомил гостей и жителей города с главными достопримечательностям Черноморского побережья, среди которых немаловажное место занимал музей Севастопольской обороны, но и предпринял попытку систематизировать имеющиеся в наличии музея экспонаты по их значимости. Сохранились и другие любопытные описания музея, оставленные современниками. Не меньший интерес вызывало и само здание музея, неоднократно украшавшее многочисленные альбомные издания с видами основных достопримечательностей Севастополя.

Обращает на себя внимание тот факт, что музей являлся не только объектом для его популяризации, но и сам активно выступал с издательской деятельностью. Так, при его непосредственном участии был издан альбом «Виды полей сражений Крымской кампании 1854 - 1855 годов», в котором были представлены памятные места Крыма и Севастополя, связанные с обороной города. Кроме издательской деятельности музей продолжал заниматься дальнейшей экспозиционной собирательской работой. Ценным источником по истории формирования фондов музея служат его инвентарные книги: дела Комиссии по организации Музея Севастопольской обороны «О присылке от разных лиц и мест экспонатов» за 1895 - 1903 гг.5 Не меньшую ценность представляют выпущенные в 1897 - 1914 гг. пять изданий каталогов музея. В этих материалах дан подробный перечень всех имевшихся в наличии в фондах и размещенных в экспозиции на тот период экспонатов. Так, каталоги составлены в хронологическом порядке в строгом соответствии с расположением предметов в залах музея, начиная с первых сражений и вплоть до оставления Севастополя русскими войсками. Подробное описание каждого размещенного в экспозиции предмета часто дополнялось кратким изложением событий, имеющих непосредственное отношение к экспонату. В некоторых случаях рядом с описанием предметов были пометки о том, когда и от кого они были получены. В строгой хронологической последовательности был изложен ход Крымской войны с указанием экспонатов музея, характеризующих то или иное событие. Совокупность указанных методов регистрации и описания экспонатов позволяет высказать предположение, что перед нами практически первые путеводители по музею.

Первый каталог был издан еще в 1897 г. членом Комиссии по организации музея Севастопольской обороны, командиром 23-й Артиллерийской бригады генерал-майором А.П. Литвиновым. В нем нет общей цифры количества предметов в фондах музея. Это скорее подробное описание имеющихся в наличии экспонатов1. В 1903 - 1914 гг. вышли еще четыре издания каталога, подготовленные дирекцией музея. Произведя сравнительную оценку первых и последних каталогов можно составить представление о том, как росла коллекция музея, менялась и совершенствовалась экспозиция. Согласно каталога 1903 г. в левом зале числилось 190 экспонатов, в правом - 230, в большом - 371. Отдельно были даны экспонаты в отделах военно-полевой хирургии, оружейном, библиотеке. Особо выделялся рукописный фонд, в котором хранились письма Николая I к А.С. Меншикову, а также специальные папки, содержащие всю историческую информацию о Крымской войне. Таким образом, в начале XX в. музей располагал общей сложности 894 экспонатами. Кроме того, на балансе библиотеки числилось книг на русском языке и 5 на французском . Но уже к 1914 г. в результате активной собирательской работы коллекция музея значительно расширилась и составила 2153 экспонатов. Отличительной особенностью последнего каталога было более подробное описание имеющихся в наличии предметов. Обращает на себя внимание детальное описание витрины с вещами адмирала Корнилова, к тому времени насчитывающая 17 предметов, среди которых были: «а) икона, бывшая на груди в минуту смерти; б) золотой медальон с волосами Корнилова; в) его окровавленное платье; е) кусок кости, вынутый у Корнилова при операции» . Но следует отметить, что все дореволюционные каталоги грешили одним весьма существенным недостатком: при описании экспонатов внимание акцентировалось лишь на тех из них, что поступали от членов императорской семьи, хотя подавляющая часть вещей была получена от рядовых участников войны. Так, например, помещенная в Большом зале икона, пожертвованная Николаем II, сопровождалась следующей надписью: «Повелено поместить в музей Севастопольской Обороны сию икону, взятую квартирмейстером флота Доринье, 8-9 сентября 1855 г., увезенную им во Францию и возвращенную Его Императорскому Величеству 8 октября 1900 г. Анною Латапи из Сен-Жан де-Люсь» , в то время как большинство экспонатов в описательной части изобиловали лакунами и пробелами.

Новые тенденции в музейной деятельности старейших флотских учреждений культуры

Создание во второй половине XX в. целого ряда морских музеев послужило отправной точкой для формирования отечественной сети военно-морских музеев, которая включала в себя не только флотские, но и музеи военно-учебных заведений (например, музеи в высших военно-морских училищах им. М.В. Фрунзе и им. Ф.Э. Дзержинского). Стремление сохранить исторические реликвии, характеризующие прошлое и настоящее части (корабля), привело к возрождению забытой практики организации войсковых музеев. Это явилось одной из самых характерных особенностей советского военно-музейного строительства второй половины XX в.

Министерством обороны и Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского флота за период с 1960-х по 1980-е гг. был принят целый ряд документов по развитию музейного дела в Вооруженных Силах.

Вместе с тем следует отметить, что доминирующим центром военно-морского музееведения по-прежнему оставался ЦВММ. Его история, накопленный годами опыт музейной работы, создали объективные предпосылки для координации действий флотских музеев через Ленинград. Командование ВМФ, рассматривая музей с одной стороны, как главный инструмент военно-патриотического воспитания, с другой - как основного популяризатора достижений военно-морского флота, активно содействовало реализации профессиональных задач старейшим флотским учреждением. Этому в немалой степени способствовал приказ адмирала флота С.Г. Горшкова «О пополнении ЦВММ экспонатами» и приложенную к нему «Инструкцию по отбору экспонатов и материалов для ЦВММ» .

10 сентября 1952 г. для пропаганды средствами изобразительного искусства военно-морского флота при ЦВММ была создана студия военных художников-маринистов, руководил которой известный художник-баталист, академик живописи М.И. Авилов. Поскольку студия создавалась как военная структура, всем зачисленным художникам, среди которых были Л.П. Байков, С.Ф. Бабков, Л.С. Бантиков, были присвоены звания офицеров ВМФ, а руково-дство было возложено на Главное Политическое Управление ВМФ .С 1957 г. ЦВММ стал участником Международного Конгресса музеев оружия и военной истории.

В организационном плане музей состоял из пяти крупных отделов: отдела пропаганды и массовой работы (в его составе работал выставочный сектор); отдела истории Военно-Морского Флота, состоявшего из трех секторов (истории русского флота (с древнейших времен до 1917 г.), советского ВМФ (1917 - 1941 гг.) и советского ВМФ на современном этапе)); отдела фондов, разбитого на сектора хранения (знаменный, оружейный, корабельный, изо-фонд, спецфонд, рукописный, фотофонд); производственно-оформительного отдела и отдела материально-технического обслуживания. Кроме того, на правах совещательных органов функционировали: Ученый совет, художественный совет, фондовая комиссия. Под руководством начальника музея работало добровольное военно-научное общество, объединявшее в своих рядах 24 секции, в составе которых насчитывалось свыше 730 ветеранов флота1. По штату в музее числилось 299 сотрудников, из них 58 научных.

Музей продолжал активно пополняться экспонатами, многие из которых поступали от организаций, других музеев, частных лиц. Так, после расформирования Музея торгового мореплавания часть его коллекции пополнила фонды ЦВММ. В 1956 г. из собрания Государственного Русского музея было передано значительное количество плакатов. В 1969 г. эта же коллекция обогатилась 17 плакатами на тему «Война глазами неприятеля», исполненными японскими художниками. Комплектуя фонды, научные сотрудники одновременно проводили работу по их научному изучению. Результатом этой работы стало издание восьми каталогов моделей кораблей, флагов и знамен картин и портретов, закладных досок и оружия, медалей и эмблем. Только с 1980 по 1983 гг. на основе научного изучения архивных материалов было подготовлено свыше 40 рефератов о деятельности ВМФ в разные исторические периоды; написано свыше 70 научных сообщений о моряках русского и советского флотов.

Активная массовая работа с использованием всех форм пропагандистской, просветительской и научной деятельности стимулировала интерес к музею, что находило прямое подтверждение в непрерывном росте количества посетителей. Если в 1947 г. музей посетило 100 тыс. человек, то в 1983 г. число экскурсантов превысило 900 тыс.

Произошедшие в стране в 90-е гг. XX в. изменения поставили перед главной морской сокровищницей новые задачи, требовавшие корректировки многих устоявшихся форм музейной деятельности. К числу позитивных новых веяний следовало отнести активную работу по реэкспозиции практически всех разделов. Коллектив музея с 1991 г. взял курс на деидеологизацию экспозиции, значительно сократив непомерно раздутые площади, посвященные революционному движению. В результате проделанной работы в экспозиции нашли отражение ранее запретные темы по истории флота в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Значительные изменения произошли в двух крупнейших разделах: «История русского флота с древнейших времен до 1917 г.» и «История Советского ВМФ периода 1917 — 1941 гг.». Появились экспонаты, представляющие деятельность ряда незаслуженно забытых дореволюционных флотоводцев, моряков - представителей Белого движения и русского зарубежья. В этой связи стоит обратить внимание на тот факт, что огромный массив уникальнейших исторических материалов поступил в ЦВММ от зарубежного общества «Родина».

Похожие диссертации на Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития