Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Численность, расселение и социально-экономическое положение уммы
1 . Этно-демографические процессы среди мусульман 33
2. Социально-экономическое положение сельских махаллей 47
Глава II. Сельские мусульманские общины как социокультурное явление
1. Религиозно-обрядовый центр прихода 69
2. Духовные лица в религиозной и социальной жизни общины 92
3. Учебные заведения в приходах 121
4. Проблема сохранения этноконфессиональной идентичности 143
Глава III. Городские мусульманские общины
1. Умма в поликультурной среде уездных городов: социально-экономический аспект 167
2. Повседневная религиозно-обрядовая жизнь в уездных городах: организация и практика 182
3. Мусульманская община г. Самары 207
Заключение 230
Список использованной литературы и источников 235
Приложение
Список сокращений
- . Этно-демографические процессы среди мусульман
- Религиозно-обрядовый центр прихода
- Умма в поликультурной среде уездных городов: социально-экономический аспект
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Приметой последнего десятилетия является возвращение религии в общественную и повседневную жизнь людей, превращение ее в один из важнейших факторов формирования мироощущения и мировоззрения верующих. Символично, что за короткий период своей истории Российская Федерация из многонациональной страны превратилась в полиэтноконфессиональное государственное образование. Благодаря трансформации атеистического общества в светское, сегодня преодолен барьер между верующими и государством.
Мусульманские приходы во внутренних губерниях Российской империи во II половине XIX - начале XX вв. представляли собой основную форму институционализации ислама на территории России. Их системное изучение как фактора этноконфессиональной идентичности в поликультурном пространстве представляется актуальным с точки зрения становления поликонфессионального государства. Основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях Российской империи являлась религиозная община — махалля1, обеспечивавшая реализацию мусульманского образа жизни, включавшего в себя как повседневные нормы поведения, так и оформление наиболее важных моментов в жизни людей (рождение, обучение, вступление в брак, похороны и др.).
Изучение различных аспектов функционирования махаллей позволяет получить представление о внутренних механизмах организации социокультурной жизни в самой массовой и системообразующей ячейке, которая в условиях отсутствия или малочисленности иных социальных организаций, являлась инструментарием сохранения этноконфессиональной идентичности, развития материальной и духовной культуры, образования, закрепления менталитета, формирования традиций в межконфессиональных, межгрупповых, межличностных, семейных, имущественных отношениях в городах и селениях.
Данная тема представляет научный интерес в связи с изучением существования самодостаточного, жизнеспособного социокультурного сообщества в одной из средневолжских губерий — Самарской. Оно способствует формированию комплексного и объективного взгляда на развитие российской уммы в целом, позволяет выявить региональные особенности процесса социокультурного развития мусульман, изменению сложившейся в течение нескольких столетий тенденциозной оценки мусульманского населения России.
Объектом исследования являются мусульманские приходы в Самарской губернии.
Предметом исследования выступают формы и способы самоорганизации социокультурной жизни в махаллях.
Целью исследования является комплексное изучение мусульманских приходов Самарской губернии во II половине XIX - начале XX в. как социокультурное явление. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— изучить этнодемографические и социально-экономические процессы в умме, оказавшие влияние на ее развитие;
— определить место и роль мечети, конфессиональной школы в духовной жизни местных жителей;
— рассмотреть функции духовенства в приходах;
— выявить формы и методы сохранения мусульманами конфессиональной идентичности;
— рассмотреть формы организации религиозно-обрядовой жизни мусульман в малых городах;
— выделить особенности организации религиозного быта мусульман в условиях губернского города.
Хронологические рамки исследования относятся к новому времени и ограничиваются серединой XIX в. с одной стороны и 1917 г. (падение самодержавия) — с другой. В этот период зримо обозначились и получили дальнейшее развитие процессы модернизации и урбанизации российского общества, которые самым непосредственным образом затронули и российскую умму.
Территориальные рамки работы определяются границами Самарской губернии2, образованной в 1850 г., подчинявшейся до 1865 г. оренбургскому и самарскому генерал-губернатору. В предреформенный период в силу ряда факторов регион оставался «внутренней окраиной» Российской империи. В конце XIX в. здесь расселялось 280 тыс. мусульман обоего пола (10,3 % жителей). Среди губерний Поволжско-Приуральского региона по численности татарского населения Самарская губерния (259820 душ обоего пола) занимала третье место после Уфимской (699038) и Казанской (675419) губерний3.
Методологическую основу исследования составили диалектический подход и научная объективность к рассмотрению и оценке исторических фактов, явлений и событий. Среди методов исследования — описательный, являющийся логическим началом анализа, сравнительный, позволяющий выявить особенности социально-экономического, правового положения прихожан в городской и сельской махаллях, системный, дающий возможность вести исследование различных аспектов жизни мусульман комплексно и во взаимосвязи, метод обобщений, применяющийся при формулировке выводов, дедуктивный метод, используемый при рассмотрении явлений от общего к частному.
Терминологический аппарат. Под словом «махалля» мы подразумеваем традиционную мусульманскую общину с мечетью и духовенством, официально признанную властью в качестве прихода. Термин «умма» нами применяется к отдельным религиозным общинам; к мусульманам Самарской губернии и округа Оренбургского магометанского духовного собрания. Слово «моноконфессиональный» в тексте означает проживание в деревне лиц одного вероисповедания, а термин «поликонфессиональный» указывает на расселение в поселении мусульман и представителей другого вероисповедания.
Научная значимость диссертации состоит в комплексном изучении социкультурной жизни в мусульманских общинах Самарской губернии. В научный оборот впервые вводится широкий круг архивных, а также опубликованных источников, определяется научная значимость исследований в этой области исторических знаний. В работе выявляется расселение мусульман, их удельный вес, изменение численности, этнический, социально-сословный состав в городах, сельской местности, в целом в губернии, уездах, выделяются основные черты социально-экономического положения сельских махаллей, определяются место и роль мечети, мектебе, медресе и мусульманского духовенства в социокультурной жизни в сельских и городских махаллях, определяются особенности устройства религиозного быта, формы и методы сохранение этноконфессиональной идентичности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов и выводов при написании трудов по истории мусульманских народов Среднего Поволжья и истории ислама в России, а также при подготовке и проведении специальных курсов по социокультурной жизни мусульманских приходов в Среднем Поволжье, истории Самарской губернии и юго-востока Республики Татарстан в вузах.
Апробация результатов и отдельных положений диссертации осуществлялась на VIII Межрегиональной научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья «Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении» (Чебоксары, 2005 г.), XI Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения» (Самара, 2005 г.), всероссийских научно-практических конференциях в г.Казани «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (2005 г.), «Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в.—1917 г.)» (2006 г.), «Источники существования исламских институтов в Российской империи» (2007 г.), конференции молодых ученых и аспирантов Института истории им. Ш.Марджани (2007 г.).
Степень изученности проблемы. Историография проблемы, обусловленная уровнем развития исторических знаний и особенностями идеологических установок различных политических систем, делится на дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
Учреждение в 1850 г. Самарской губернии дало импульс изучению региона в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы. Первый редактор газеты «Самарские губернские ведомости» А.Ф.Леопольдов составил небольшие этюды о народах, проживавших в губернии. В его этнографическом очерке «Татары»4 говорится об основных занятиях, описываются жилища, одежда, религиозные обряды мусульман.
В 1850-е гг. МВД вело планомерную работу по составлению описаний губерний Европейской части России, где имелись разделы об истории края, народах, его населяющих, а также статистические сведения об этноконфессиональном составе населения. Самарская палата государственных имуществ, в лице советника оброчно-межевого отделения Б.Э.Лясковского издала «Материалы для статистического описания Самарской губернии»5, содержащие сведения о татарах, тептярах и башкирах Бугульминского и Бугурусланского уездов. Примечательно, что автор считал тептярей «обашкирившимися» татарами, а отсутствие в книге описания быта татар указанных уездов объяснил тем, что он ничем не отличался от быта казанских и нижегородских татар6.
Основательностью обобщений и систематизировавнностью излагаемого материала выделяется работа городского головы Самары, видного краеведа П.В.Алабина7. Здесь анализируется процесс хозяйственного освоения края и формирования его поликонфессионального населения, указываются места выхода переселенцев, представлены статистические сведения о численности мусульман в городах и уездах в статике и динамике с 1851 по 1875 гг.
Значительный интерес для изучения повседневного быта прихожан представляет исследование Л.Ф.Змеева, служившего после окончания Московского университета земским врачем в Бугульминском уезде. В его диссертации на соискание ученой степени доктора медицины8, анализируются особенности быта мусульман с медицинской точки зрения. Наиболее ценными для нас представляются описания зданий мектебе и медресе, их внутреннего устройства, приходского духовенства, преподававшего в религиозных школах, организации обучения детей разных возрастов, религиозных книг, используемых в школах.
Хозяйство башкир, которые в середине XIX в. вели полукочевой образ жизни в Бузулукском уезде и башкир — оседлых земледельцев в Бугульминском уезде описаны П. Небольсиным9; В.Флоринский в 1874 г. сообщает о достаточно широком распространении среди башкирского населения Самарской губернии мусульманского образования10. Любопытные сведения о социально-экономическом положении и повседневной жизни башкир Юмуран-Табынской волости Бузулукского уезда можно почерпнуть из публикации заведующего губернским статистическим бюро И.М.Красноперова1 .
В 1865 г. в Самарской губернии было организовано первое в России земство, издававшее в 1883-1890 гг. по каждому уезду сборники, в которых имеются материалы о природно-климатических условиях региона, истории его колонизации и хозяйственного освоения, экономического положения крестьянских хозяйств и обеспеченности земельными угодьями, конфессиональном составе населения и др.12
В «Описании рукописией архива императорского Русского географического общества»13 Д.К.Зеленина (1916 г.), в разделе, посвященном Самарской губернии, перечислены главные мусульманские праздники, выделены особенности свадебного и похоронного обрядов татар.
В работах татарского историка Г.Ахмарова приводятся сведения о наиболее распространенных среди мишарей видах хозяйственной деятельности, в том числе в уездах Самарской губернии, интересны его наблюдения о зависимости времени заключения браков среди мусульман от цикла проведения сельскохозяйственных работ, условиях выплаты или возврата калыма, правилах поведения молодоженов, родственников, свидетелей во время свадебных торжеств, содержащиеся в исследовании «Свадебные обряды казанских татар»14.
В работе мы обращаемся к исследованиям различного типа. Первый тип - это краеведческие и иные работы, которые непосредственно освещают повседневную культуру и условия жизни мусульман. К этому типу можно отнести труды татарских историков, просветителей, богословов Ш.Марджани и Р.Фахретдинова15, знавших умму «изнутри». Оценка Ш.Марджани уровня религиозных познаний и образовательной деятельности имамов Бугульминского уезда имеет важное научное значение для формирования представления об обучении и организации повседневного религиозного быта в сельских махаллях. В 1 и 2 томах историко-библиографического свода «Асар» Р.Фахретдинова содержатся уникальные сведения об известных представителях мусульманского духовенства, в том числе о суфиях и ишанах, проживавших в Самарском крае16.
Другой тип исследований освещает социкультурную жизнь татарского и башкирского этносов, или один из аспектов жизнедеятельности мусульман в России, рассматривает социально-экономическое развитие средневолжского региона (одной из российских губерний). В дальнейшем изложении историографии проблемы мы специально каждый раз не будем уточнять этот момент. Ко второму типу исследований относятся наблюдения К.Насыри, который при жизни стал признанным знатоком обычаев и быта татар Казанской губернии17.
Изучение башкир в указанный период носило преимущественно описательный характер, и главным образом, концентрировалось на анализе их социально-экономического положения18.
Большую информативную ценность имеет наследие представителей казанской миссионерской школы ЕА.Малова, М. Машанова, Я.Д. Коблова, С.Багина, П.В.Знаменского19. Эти работы являются «взглядом со стороны» на жизнь махалли главным образом, Казанской губернии. В изысканиях авторы постарались досконально осветить все аспекты жизнедеятельности приходов с целью ознакомления будущих миссионеров с особенностями религиозного уклада татарской деревне.
В монографии С.В.Чичериной «О приволжских инородцах и современном значении системы Н.И. Ильминекого»20 начала XX в. приведена динамика численности русско-татарских школ в Поволжье, в том числе в Самарской губернии, отмечены случаи перехода чувашей края в ислам.
Таким образом, главным итогом дореволюционного этапа историографии явилась собирательная и описательная деятельность татарских историков, этнографов, просветителей и богословов, краеведов, русских миссионеров, происходило накопление значительного фактического материала, дающего возможность получить общее представление о повседневном быте и обычаях мусульманских народов в Самарском крае.
Особенностью исторических исследований в советский период является активная атеистическая политика, проводимая в СССР, наложение «вето» на изучение ряда проблем, в том числе, роли исламских институтов в духовной жизни мусульман.
Исключение составляет работа Дж.Валиди (1923 г.)21, в которой автор выделяет наиболее важные моменты в модернизации уммы, развитии народного просвещения и литературы. В последующих исследованиях религиозный аспект социальной жизни уходил на задний план, а порой стал игнорироваться.
С 1923 по 1929 гг. в ТАССР действовало «Научное общество татароведения», с 1929 г. включенное в состав секции культуры и быта «Общества изучения Татарстана» (1928-1931 гг.). Названия обществ наглядно свидетельствуют об изменении концепции исторических изысканий и их локализации территорией национальной республики. Деятельность данных обществ ограничилась, главным образом, изучением природных ресурсов, особенностей развития экономики, ремесел в близлежащих к Казани районов, Заказанья, имеются лишь несколько статей по истории22.
Отсутсвие исследований о духовной повседневной культуре мусульманских народов частично восполняли этнографические издания. В 1925 г. появилась работа С.И.Руденко «Башкиры. Опыт этнологической монографии» , где содержится описание народных свадебных обрядов и других обычаев, изменений в быте башкир после принятия ислама.
Событием в научной жизни ТАССР стал фундаментальный труд Н.И.Воробьева «Материальная культура казанских татар» (1930 г.)24, его наблюдения и выводы о хозяйственном укладе титульного населения республики, в целом, можно проецировать на социально-экономическое положение их единоверцев в Самарской губернии.
С конца 20-х гг. XX в. исторические изыскания носили откровенный антирелигиозный характер25, хотя они имеют познавательное значение благодаря имеющемуся фактологическлому материалу. В этой связи следует выделить труды Л.Климовича об основах вероучения и культа, мусульманских праздниках, образе жизни, роли духовенства в приходе и степени его влияния на прихожан26.
В 40-е гг. XX в. в книгах А.Ф.Эфирова , посвященных изучению истории развития нерусских школ в Поволжье и Приуралье, нашла отражение численность мусульманских учебных заведений региона, в том числе в Самарской губернии. В монографии В.М.Горохова в контексте школьной политики царизма в отношении татар освещается система обучения в мектебе и медресе.
Во второй половине XX в. активизируются этнографические исследования. В 1955 г. СИ. Руденко издал фундаментальную историко-этнографическую работу о занятиях, общественных отношениях, праздниках башкир, где значительный материал относится к началу XX в.29
В коллективной монографии «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» (1967 г.)30, несмотря на бесспорные достижения — в исследовании впервые разработана этническая структура волго-уральских татар, дано описание поселений и жилищ, одежды, имеются разделы о праздничной культуре и т.п., татары Самарской губернии представлены фрагментарно. В последующих историко-этнографических изданиях татары Самарского региона также не становились объектом изучения, составляя лишь общий фон в изысканиях. В работе Р.Г. Мухамедовой31 мишари Самарской губернии только упоминаются как исторический факт. Эта черта присуща и монографии Мухаметшина Ю.Г. «Татары-кряшены»32. Такой подход, с одной стороны, объясняется схожестью хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры этнических групп татар, в котором административные границы не имели принципиального значения. С другой стороны, это свидетельствует о приоритетном изучении повседневной культуры и традиций титульного населения на территории национальных республик.
Для изучения общественных и семейных праздников татар, являвшихся составной частью их повседневной жизни, представляет значительный интерес кандидатская диссертация Р.Г.Кашафутдинова , фактический материал о татарских народных праздниках и обрядах содержится в трудах Р.К.Уразмановой34. Атеистические идеологические установки советского времени не могли не отразиться на данных исследованиях, в которых отсутствует оценка роли ислама в формировании и развитии повседневной культуры. Исключение составляет кандидатская диссертация А.А.Загидуллина35, где раскрывается регулятивная роль шариата в семейных, имущественных отношениях мусульман.
Символично, что в исследованиях данного периода, посвященных историко-культурным памятникам Самарской области, не содержатся каких-либо сведений о мечетях .
Труды о происхождении башкирского народа, истории расселения башкир, численности, хозяйстве, проведенные работе Р.Г.Кузеева, содержат упоминания о наличии башкирских деревень в Куйбышевской области , в то же время они позволяют получить представление об основных тенденциях социально-экономических, этнических и демографических процессов среди башкир.
Проблема политико-правового положения башкир в составе царской России и вопросы формирования башкирской нации исследовались Б.Х.Юлдашбаевым , в монографии С.Н.Шитовой самарские башкиры отнесены к оренбургской и иргизо-камеликской группам, дано краткое описание застройки их улиц и планировки дворовых построек; наличием фактического материала о расселении и численности башкир, в том числе, в Бугульминском, Бугурусланском и Бузулукском уездах в конце XVIII-XIX вв., наиболее распространенных видах хозяйственной деятельности, в том числе в уездных городах, отличаются исследования Р.З.Янгузина4 , относившего вышеуказанные уезды к скотоводческому району полукочевого типа.
Вклад в изучение татар региона внесли и самарские этнографы. Публикация В.А.Никонова 1960 г. стала одной из первых попыток реконструкции на основе расшифровки топонимов переселений татар и образования татарских деревень в крае41. Определение этапов формирования мусульманского населения непосредственно в Степном Заволжье, а также мест выхода переселенцев, их этнический и социальный состав, времени основания некоторых татарских сел, процесса ассимиляции башкир татарами было предпринято самарским этнографом Т.Н. Ведерниковой (1980 г.)42.
С точки зрения выявления социальных функций махалли в Средней Азии важное значение имеют труды О.А.Сухаревой, а мусульманского духовенства, его влияния на прихожан в Среднем Поволжье — работа З.А.Ишмухаметова43.
Эволюцию педагогической мысли татарского народа можно проследить в монографии Я.И.Ханбикова44. Подробным анализом исторических условий возникновения татарского просветительства, прогрессивной роли в нем передового духовенства отличается исследование Я.Г.Абдуллина45. Освещению особенностей становления светского образования у татар посвящена монография А.Х.Махмутовой46.
Развитие капиталистических отношений и аграрное развитие Среднего Поволжья, внутренние механизмы функционирования сельской поземельной общины, землевладение и землепользование, крестьянское хозяйство, социально-экономическое положение крестьян, отношение сельских жителей к столыпинской аграрной реформе освещаются в трудах историков-аграрников Н.П.Гриценко, В.А.Александрова, Г.А.Герасимова, Р.Р.Исхаковой, самарских ученых П.С.Кабытова, Н.Л.Клейн и др.47
Антиправительственные выступления татар и башкир Самарской губернии пореформенного перода на религиозной почве освещаются в работах К.Л.Байрамова и Ю.И.Смыкова48.
Глубоким анализом этнических и демографических процессов среди татар и башкир на основе материалов переписей, в том числе, в уездах и городах Самарской губернии, отличается исследование Д.М.Исхакова49, который обратил внимание на необходимость четкого разграничения таких понятий, как этнические башкиры и сословие башкир, являвшемся, подобно тептярам, полиэтничным социальным образованием.
Проблемы, связанные с мусульманским культовым зодчеством, рассматриваются в трудах уфимского архитектора Б.Г.Калимуллина50, история становления и развития мусульманского культового зодчества, его архитектурных и художественных особенностей в Волго-Камском регионе освещается в докторской диссертации Н.Х.Халитова51.
Таким образом, несмотря на то, что советская идеология во многом игнорировала роль ислама в развитии материальной и духовной культуры мусульманских народов, в советский период были созданы исследования, дающие представление о миграционно-демографических, социально-экономических, правовых, культурных и бытовых аспектах жизнедеятельности татар и башкир.
В постсоветский период происходит возрождение интереса к изучению роли ислама в культуре тюркских народов. Появились исследования о системе государственного регулирования ислама в Российской империи52, научные труды о содержании текстов Корана, хадисов, изучения особенностей культа, догматики, мусульманского права53.
Новые демократические условия развития отечественной науки способствовали появлению научных исследований, подробно и объективно освещающих формы и способы организации повседневной религиозно-обрядовой жизни уммы.
Начало изучению мусульманского культового здания, как важнейшей составляющей махалли было положено Р.Р.Салиховым и Р.Р.Хайрутдиновым. В их монографии54 содержатся сведения о 9 сохранившихся мечетях в деревнях, ранее входивших в состав Самарской губернии и комплексе зданий медресе «Гибадия». указывается время и дается краткая история их строительства, меценаты, финансировавшие строительство культовых зданий, духовные лица, численность прихожан.
Важность и необходимость изучения истории махаллей, их роли в формировании уклада жизни, системы образования, мировоззрения и духовных ценностей мусульман была обозначена P.P. Хайрутдиновым в 1996 г.55
Учеными казанской исторической школы исследуются важнейшие составляющие функционирования мусульманской общины. Р.М.Мухаметшиным сделан вывод о консолидирующей и охранительной функциях махалли в качестве единственной сохранившейся общественной структуры среди татар56. Глубиной анализа роли религиозных институтов и духовенства в процессе формирования татарской нации отличаются труды А.Ю.Хабутдинова57. И.К.Загидуллиным дан подробный анализ эволюции российского законодательства по отношению к исламу, строительству мечетей и организации мусульманских приходов, особенностей совершения исламских ритуалов в казенных, общественных и частных со учреждениях . Особенности татарской приходской организации выявлены Р.Р.Салиховым5 ; основные черты традиционализма как социального явления освещаются в книге Р.М.Мухаметшина60; влияние джадидизма на развитие национального образования представлено в трудах Р.У.Амирханова, А.Х.Махмутовой, Д.М.Исхакова и др.61
Вакуфам у татар и татарским махаллям в Российской исперии период были С/У посвящаны всероссийские научные форумы в Казани .
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. получили освещение организации социокультурной жизни мусульманских общин Нижегородчины63, в бывшей Симбирской губернии64. Появились работы по истории мусульманских общин в городах Поволжья, Приуралья и Сибири65, что имеет важное значение для определения общих тенденций и региональных особенностей их жизнедеятельности в поликультурной среде в условиях конфессионального меньшинства.
Особенности религиозной жизни казахов, длительного процесса утверждения среди них ислама, испытавшего сильное влияние местных традиций, переосмысленных в исламском духе исследованы В.И.Басиловым и Д.Х.Кармышевой66.
История распространения, политические, экономические и идеологические особенности функционирования ислама среди этнических башкир проанализированы А.Б.Юнусовой . Уфимским историком Д.Д.Азаматовым изучены функции ОМДС по организации и контролю деятельности приходского духовенства, положение вакуфов в Европейской части России и Сибири68, М.Фархшатовым — отношение царского самодержавия к конфессиональной системе образования мусульманских народов Поволжья и Приуралья .
При характеристике этнодемографических, экономических, правовых аспектов функционирования мусульманских приходов, по-прежнему актуальны исследования о миграционных процессах среди татар , формировании городского населения , социальном и политическом развитии уммы72, эволюции российского законодательства по отношению к мусульманам73.
Важное значение для понимания особенностей экономического, общественно-политического развития края, проведения либеральных реформ второй половины XIX в., столыпинской аграрной реформы имеет многотомная «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней» 74, история национальных общин в Самаре представлена в статьях А.Е.Житкова , ЮАРогач .
Важную роль в организации религиозного быта населения играло духовенство. В этой связи отметим издания об уроженцах Самарского края — оренбургских муфтиях Г.Габдерахимове и Р.Фахретдинове, о видных общественных и религиозных деятелях, служивших в приходах губернии Г.Утыз-Имяни, Х.Атласи, а также о журнале «Икътисад», издававшемся в 1908-1913 гг. в Самаре77.
Организация религиозного уклада, соблюдение норм шариата при рассмотрении и вынесении решений по семейным спорам прихожан, время строительства культовых зданий, открытие конфессиональных школ среди башкирского населения в Николаевском уезде Самарской губернии подробно изучены А.З.Асфандияровым .
Истории деревень местными краеведами исследуются, как правило, по традиционной схеме: исторические условия возникновения поселения и формирования населения, его этнический и социальный состав, основные занятия, констатируется время строительства мечети и организации конфессионального обучения, деятельность общественных и указных мулл . Результатом кропотливой деятельности краеведов стало воссоздание истории ряда татарских деревень бывшего Новоузенского уезда Самарской губернии80. Благодаря краеведческим публикациям М.Сафина сегодня во многом оказалось возможным восстановление истории трех мусульманских общин г. Самары, строительства третьей мечети, деятельности Я1 благотворительного общества «Хайрия» и др.
Научная значимость краеведческих исследований заключается в привлечении неопубликованных письменных источников из местных, в том числе личных архивов жителей, планов местности с указанием места расположения культового здания, фотографии местных духовных лиц, мечетей, школ и др.
Комплексное изучение юго-востока РТ, в том числе, жизнедеятельности исламских институтов было проведено «Альметьевской энциклопедией», объединившей казанских ученых и краеведов .
Зарубежные исследователи также проявляют интерес к исламской проблематике: изучению причин отпадения крещеных татар в ислам посвящена статья У.ГТола , социальная структура татар в период формирования нации по материалам Первой всероссийской переписи 1897 г. изучена К.Ноак84, эволюции развития отношений между мусульманами и православным русским государством посвящены исследования А.Каппелера и Р.Джераси , проблемы функционирования исламских институтов в России, направленных на формирование и сохранение религиозного сознания, в том числе, махаллей, роли мечетей и духовенства в них, особенностей взаимоотношений прихожан в приходах рассматриваются в монографии Р.Круза .
Таким образом, отличительной особенностью постсоветского периода стало заметное оживление исследовательской деятельности по изучению роли ислама в развитии материальной и духовной культуры мусульман в регионах Поволжья и Сибири. Изучение мусульманских приходов ведется по самым различным направлениям и методикам, которые требуют выработки единых подходов и критериев исследования.
В ряде исследований рассматриваются отдельные аспекты жизнедеятельности мусульманских приходов в Самарской губернии, в других случаях освещаются лишь некоторые фрагменты данной научной проблемы. Изучение мусульманских приходов Самарской губернии как целостного социокультурного явления еще не становилось самостоятельным предметом изучения, темой монографического исследования.
Источниковая база. Источники, привлеченные для данного исследования, можно разделить на два типа: вещественные и письменные, преимущественно документального и нарративного характера.
Письменные источники состоят из следующих групп: 1) законодательные и подзаконные акты; 2) делопроизводственные материалы центральных и местных властей; 3) статистика; 4) периодическая печать; 5) сочинения общественных и религиозных деятелей; 6) источники личного происхождения; 7) иллюстративный материал; 8) справочные издания; 9) источники по исламу; 10) фольклор.
Среди опубликованных источников определяющее значение имеют законодательные акты в «Полном собрании законов Российской империи»88; позволяющие проследить внутриполитический курс правительства по отношению к умме. «Свод законов Российской империи» представляет собой систематизированное изложение действовавших законов, регулировавших систему управления духовными делами мусульман, прав и обязанностей духовных лиц, приходов, строительства мечетей, религиозных прав российских подданных89, правового статуса различных сословных групп населения90 и др.
Изучение действующего законодательства было облегчено за счет специализированных сборников, в которых представлены занодательные акты, имеющих отношение к мусульманам91, башкирам, тептярям и мишарям92, организации и управления сельских обществ и правовому положению крестьян93.
В составленном членом ОМДС Р.Фахретдиновым сборниках циркуляров религиозного управления за 1836-1903 гг. сосредоточены нормативные документы, распоряжения религиозного управления и центральных органов власти по регулированию обязанностей духовенства, религиозно-обрядовой жизни, взамоотношений в приходах и др.94
Делопроизводственные документы центральных, местных светских и духовных властей являются наиболее важным массовым и содержательным источником по данной теме.
Значительный делопроизводственный материал имеется в опубликованных источниках. В фундаментальном сборнике документов «Аграрный вопрос и крестьянское движение в Татарии 50-70-х годов XIX в. Материалы по истории Татарии второй половины XIX в.» 1936 г.95 сосредоточены материалы о социально-экономическом положении пореформенной национальной деревни, выступлениях татарских крестьян Среднего Поволжья против нововведений и непопулярных мер правительства и их причинах, внутриполитическом курсе правительства в целом и сфере школьной политике в частности, и др.
Постановка религиозного и политико-правовых вопросов в выступлениях депутатов-мусульман, в том числе из Самарской губернии, их записок в комиссии Государственной Думы и стенографических отчетах Думы наглядно освещается в сборнике документов и материалов, составленном ЛАЯмаевой96.
Интересны журнальные постановления уездных земских собраний по ходатайствам мулл и мусульман об оказании материальной помощи некоторым мнктебе и медресе, выражавшейся в выделении средств на ремонт и отопление, закупку учебников и школьных принадлежностей97.
Подробная информация по различным аспектам жизнедеятельности махаллей отложилась также в фонде ДДДИИ (ф.821 РГИА). Это, главным образом, переписка МВД с самарским губернатором и ОМДС по поводу поступивших в Сенат на имя императора и министра внутренних дел жалоб и ходатайств от прихожан и духовных лиц на журнальные постановления губернского правленияи и ОМДС за отказ положительного решения вопросов исламского культового строительства, регистрации религиозных общин, увольнения или неназначения на духовные должности, на конфликты между прихожанами и духовными лицами, между членами причта и др.
Губернская администрация выступала головным учреждением при назначении, перемещении или увольнении от духовных должностей, строительстве, переносе или реконструкции мечетей, регистрации приходов, курировало деятельность сельских общественных управлений. Эти полномочия проявляются в журнальных постановлениях, переписке с местными полицейскими управлениями по уточнению численности прихожан, политической благонадежности кандидатов на духовные должности, экономическом благосостоянии сельских жителей, решивших построить новую мечеть, проверки легитимности приговоров, пересылки метрических книг, расследованию жалоб и др. Вся делопроизводственная документация по этим вопросам хранится в фонде Самарского губернского правления (ф. 1 ГАСО) Переписка между ДДДИИ, ОМДС и самарским губернским правлением и губернатором по аналогичным жалобам мусульман и духовенства широко представлена в фонде Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ф. И-295 ЦГИА РБ). Помимо них, здесь представляют интерес постановления религиозного управления об увольнении имамов за различные правонарушения при исполнении духовных должностей, разборы жалоб по проблемам исполнения релиозных обрядов. Здесь же хранятся метрические книги приходов Самарской губернии.
Материалы фонда Канцелярии самарского гражданского губернатора (ф.З ГАСО) представляют научный интерес при изучении степени реализации социально-экономического и правового положения мусульман.
Переписка между МВД и местной администрацией по поводу антиправительственных выступлений мусульманского населения губернии зафиксированы в фонде Самарского губернского жандармского управления (ф.468 ГАСО); важное значение для анализа отношения мусульман Бугульминского и Бугурусланского уездов к правительственным мероприятиям, определения уровня социальной и политической активности, влияния мулл на прихожан в начале XX в. имеют документы фонда Помощника начальника Самарского жандармского управления Бугульминского и Бугурусланского уездов (ф.343 ГАОО).
Получить представление об экономическом положении мусульман в Самаре позволяют сведения из фонда Самарский купеческий староста (ф. 146 ГАСО).
Материальное положение мусульман в Бугульме позволяют оценить документы, отложившиеся в фонде Податного инспектора 1-го участка Бугульминского уезда (ф. 779 НА РТ), участие в столыпинской аграрной реформе мусульман в Бугульминском уезде, отличавшемся их самой высокой численностью позволяют проследить материалы фонда Бугульминская землеустроительная комиссия (ф. 979 НА РТ), сведения о преподавателях мектебе и медресе, уровень их «политической благонадежности» и лояльности к власти отражены в делопроизводственной переписке между местными, губернскими и центральными органами власти, сконцентрированные в фонде Полицейское управление Бугульминского уезда (ф.1156 НА РТ).
Из переписки между центральным жандармским управлением и местными органами власти Самарской губернии можно получить представление об общественно-политической ситуации, развитии новометодного образования в губернии, численности инородческих учебных заведений и учащихся в них, новометодных татарских школ в уездах и городах. Подобная информация отложилась в фонде Департамента полиции (ф.102 ГА РФ), фонде Дирекция народных училищ Самарской губернии (ф.360 ГАСО). Ежегодные отчеты директора народных училищ Самарской губернии и другая делопроизводственная документация, статистические данные о численности конфессиональных школ, русско-татарских школ и численности учащихся в них отложились в фонде Попечителя Казанского учебного округа (ф. 92 НА РТ).
Межконфессиональные отношения в Самарской губернии, причины перехода мусульман в православие и возвращения крещеных татар в ислам, отражены в отчетах православных благочинных округов, приходских священников в их переписке с духовной властью (фонды Самарской духовной консистории (ф.32 ГАСО), Самарского Епархиального Совета (ф.208 ГАСО) и Канцелярии епископа самарского и ставропольского (ф.356 ГАСО).
В вышеназванных фондах (ф.И-295 ЦГИА РБ, ф.821 РГИА, ф.1, ф.З ГАСО) отложились многочисленные документы, исходящие от махаллей, духовных лиц и отдельных прихожан: это, прежде всего, приговоры мусульман о выборах и удалении приходского духовенства, строительства, ремонта и переустройства молитвенных зданий, жалобы отдельных представителей духовенства и прихожан на халатное отношение к своим служебным обязанностям имамов, несправедливый раздел имущества по шариату, ведение метрических книг, незаконное заключение и расторжение браков, безнравственное, по мнению прихожан, поведение духовных лиц; ходатайства отдельных лиц о переходе в другой приход и др. Часть документов представляют жалобы на чиновников и должностных лиц сельского самоуправления, прошения об оказании материальной помощи в годы неурожая хлебов, засухи, после пожаров, о переходе крещеных татар и язычников в ислам, ходатайства, провоцированные действиями властей по реализации курса в сфере школьного образования, введением русского образовательного ценза для мусульманского духовенства на основании закона 16 июля 1888 г. и др.
Они позволяют отслеживать чаяния прихожан, их запросы и волновавшие проблемы, ответную реакцию на нововведения властей и земских учреждений в отношении мусульман и сельского населения, почувствовать общественную атмосферу в махаллях, оценить роль имама в социокультурной жизни прихода.
Большое значение при определении конфессионального состава населения Самарской губернии, динамики численности мусульман, выявлении наиболее распространенных занятий, сословных групп, уровня грамотности, численности конфессиональных учебных заведениях имеют данные статистики.
В 1869 г. Самарским статистический комитетом были опубликованы «Статистические таблицы Самарской губернии», где представлен состав населения по этническим группам и вероисповеданиям .
Неоценимым историческим источником, в котором представлено наличное население на январь 1897 г., позволяющим получить представление об основных сословиях, занятиях, уровне грамотности среди мусульман губернии, их семейном положении, этническом составе уммы являются материалы Первой всеобщей переписи Российской империи".
В «Обзорах Самарской губернии» за 1898-1912 гг.100, являющихся приложениями к ежегодным «всеподданнейшим» отчетам самарского губернатора, содержатся данные о численности населения в уездах и городах по вероисповеданиям, уровне рождаемости, численности конфессиональных учебных заведений.
В качестве источника использована и статистика православного духовного ведомства. Сведения о численности перешедших в православие мусульман содержатся в «Извлечениях из отчетов по ведомству духовных дел православного исповедания» за 1854-1901 гг.101, работы Е.Малова и И.В.Никольского102 позволяют получить представление о численности отпавших в ислам крещеных татар в статике и динамике, а также узнать о проживавших вместе с ними христианах, мусульманах, язычниках.
Использование фактического материала из «Ведомостей земских исправников о числе тептярей и бобылей Оренбургской, Пермской и Вятской губерний, количестве принадлежавших им земель с указанием актов и прав на эти земли, спорных и общих с другими лицами владений 1840 г.»103 позволяет иметь представление о сословных группах мусульман в деревнях Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского уездов.
Важное значение для выявления изменения численности махаллей, прихожан, мечетей и их статуса, духовенства по званиям, наличия мектебе или медресе имеют ведомости, отложившиеся в фондах ДЦДИИ (ф.821 РГИА), фонде ОМДС (ф. И-295 ЦГИА РБ), Самарского губернского правления (ф.1 ГАСО).
В фонде Самарской губернской земской управы (ф.5 ГАСО), содержатся ведомости о национальном составе учащихся начальных народных училищ за 1871, 1880, 1890, 1900 гг., которые позволяют проследить численность мусульман, получавших светское образование.
Статистические сведения о численности мусульман в Самарской губернии в целом и по уездам, конфессиональных школ и учащихся в них хранятся в документах фонда Губернский статистический комитет (ф.171 ГАСО).
Материалы периодической печати имеют важное значение в связи с тем, что в них отражены мнения очевидцев явлений и участников событий в жизни уммы, они отличаются наличием богатого фактического материала, отражают настроения среди различных слоев общества.
Некоторые аспекты традиционной культуры, повседневного быта мусульман освещены в местных газетах - «Самарских губернских ведомостях» (1854 г.), «Самарской газете» (1904 г.), «Голосе Самары» (1906 г.)
В 1867-1918 гг. в г. Самаре издавался журнал «Самарские Епархиальные ведомости» — печатный орган местной консистории с периодичностью 2 раза в месяц, ас 1891 г. — еженедельно. Его неофициальная часть содержала речи, проекты, статьи духовного содержания, а также о миссионерской деятельности, в том числе среди возвратившихся в ислам крещеных татар. Издание позволяет уточнить даты основания некоторых мусульманских селений, организации приходов, анализировать особенности межконфессиональных отношений в губернии.
Неофициальными татарскими энциклопедиями, ставшими своеобразными флагманами в национальной общественной жизни, оставившими яркий след в татарской духовной культуре104 по праву являются газета «Вакыт» и журнал «Шура», на страницах которых активно обсуждался широкий спектр проблем жизнедеятельности уммы. Так, например, в газете «Вакыт» анализировались причины неурожаев и голода и пропагандировались передовые методы ведения хозяйства, деятельность земств и необходимость участия мусульман в их работе по организации помощи голодающим. Среди политических проблем, волновавших передовую часть уммы — пассивное участие мусульман Самарской губернии в выборах в Государственную Думу и местные органы власти. Подробнейшему анализу подвергались вопросы организации повседневной религиозно-обрядовой жизни: финансирование строительства мечетей, конфессиональных школ, содержание и качество обучения в них, соответствие знаний учеников требованиям времени, создание попечительств. На страницах газеты происходил активный обмен мнениями в вопросах о материальном положении приходского духовенства, читателей знакомили с примерами многолетнего и добросовестного служения мулл в приходах, открытой и беспощадной критике подвергались те служители культа, которые так или иначе нарушали мусльманский образ жизни, пассивно реагировали на отступление прихожан от шариата105, обсуждались мероприятия центральных и местных властей, вызывавшие подозрение в покушении на этноконфессиональную идентичность мусульман106. Благодаря «Вакыту» (1906, 1912. 1914 гг.) во многом оказалось возможным изучение социокультурной жизни мусульман в городах, различные ньюансы организации которой остававались вне фокуса внимания чиновников.
На страницах журнала «Шура» содержатся материалы о съезде преподавателей-джадидистов, проведенного Бугуруслане в 1912 г..
Публикации журнала «Дин ва магишат» (1911,1912, 1913 гг.) содержат подробные материалы о решении внутриприходских вопросов: борьбе между кадимистами и джадидистами и вовлечении в нее прихожан, общественной пассивности приходского духовенства среди этнических башкир Николаевского уезда и деятельности старшины уездов с башкирским населением Габбаса Юлтыева по организации бесплатного питания шакирдов за счет земства, неоднократных и безрезультатных попытках татар Бугульмы добиться у местной власти переноса базарного дня с пятницы на четверг, чтобы не пропускать пятничное богомоление и др.
В 1908-1913 гг. в Самаре располагалась редакция первого профессионального экономического журнала на татарском языке «Икътисад», в котором освещались различные экономические вопросы, пути получения выгод и прибыли, ликвидации бедности в татарском обществе. Материалы журнала использованы при характеристике мусульманской общины Самары, общественной деятельности его редактора, имама первого прихода Самары Ф.Муртазина107.
Сочинения общественных и религиозных деятелей в нашем исследовании представлены публицистическими сочинениями И.Гаспринского о религиозных проблемах махалли, духовных лицах и мечетях. В трудах татарских богословов Г.Курсави и М.Бигиева мы обращались к разделам об обязанностях мусульман по исполнению религиозных обрядов и др.
Источники личного происхождения представлены перепиской общественных деятелей и имамов Бугульминского уезда с ахуном Гильманом Карими (д. Миннебаево указанного уезда), а также письмами X.Атласи 09.
Иллюстративные материалы (карта губернии и уездов, планы городов и ряда селений Самарской губернии, рисунки и фотографии мечетей, мусульманских приходских духовных лиц), хранящиеся в архиве отдела этнологии Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, в фондах Национального музея РТ (г.Казань) и историко-краеведческих музеев г. Самары, г.Бугульмы и г.Бугулу слана, позволяют увидеть местоположении мусульманских селений, мечетей в поселениях.
Получить представление о мечетях и духовенстве ряда селений и г.Самары позволяют фотографии из личных архивов 10.
В Строительном отделении Самарского губернского правления (ф.1, оп.12 ГАСО) сохранились утвержденные к возведению проекты мечетей в селениях и некоторых городах губернии.
С 1896 г. на свидетельстве об успешном прохождении испытания в знании русского языка и грамоты прикладывалась фото кандидата на занятие духовной должности (ф. З ГАСО).
Данные о численности мусульман в уездах и городах, сведения о мусульманском культурно-просветительском обществе Самары, численности мечетей и конфессиональных школ в поселениях содержатся в источниках справочного характера. Это, прежде всего, «Адрес-календари», издававшиеся с 1864 по 1916 гг. губернским статистическим комитетом111 и «Списки населённых мест Самарской губернии» за 1859, 1876,1889, 1900 и 1910 гг."2
С целью определения поликонфессиональных по составу селений привлекались «Списки инородческих селений Казанского учебного округа»113.
Для анализа экономического положения мусульман Самарской губернии, их участия в торговле, промышленном развитии края, важное значение имеют справочные издания о торгово-промышленном равитии России"4. При выявлении природно-климатических особенностей Самарской губернии, занятий населения использовались статьи из «Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона»115.
Энциклопедические словари по исламу дают представление об основополагающих положениях истории ислама, мусульманской догматики, культа и др.116, этому способствует и словарь мусульманской терминологии"7.
Для понимания места религиозной догматики и культа в формировании общественного сознания мусульман, значении шариата в регулировании межличностных и межгрупповых отношений важную роль играют энциклопедические і і о словари «Ислам на территории бывшей Российской империи» и «Ислам на европейском Востоке» , где имеются сведения по истории мечетей, известных медресе, об общественных деятелях и ученых, праздниках, благотворителях, представителях религиозно-философских школ и др.
Наши знания о выдающихся религиозных деятелях края расширяет Татарский 120 энциклопедический словарь , получить сведения о мусульманах среди первых жителей г. Самары, татарском и мишарском населении Мочинской слободы оказалось возможным благодаря «Историко-культурной энциклопедии Самарского края»121.
Источники по исламскому вероучению и шариату были востребованы для изучения мусульманской догматики и культа.
Первоисточниками в исламском вероучении выступают Коран и Сунна — собственные изречения Мухаммада и его деяния, зафиксированные в преданиях — хадисах. В качестве источника справочного характера нами использовался перевод Корана и сборник хадисов «Сахих» («Надежный») ал-Бухари, считающийся самым авторитетным среди сборников хадисов123.
Шариат — это комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай124. С целью изучения основ мусульманского права нами использованы труды Н.Торноу, И. Нофаль, а также «Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии» Л.В.С. Ван ден Берга125, где содержится подробный анализ норм шариата и их роли в регулировании семеиньк, имущественных, межличностных отношений среди мусульман.
Устное народное творчество, пословицы и поговорки позволяют выявить, насколько глубоко религиозные представления проникли в сознание народа, оказывали влияние на поведение и обычаи мусульман126.
К вещественным источникам относятся, прежде всего, музейные экспонаты, связанные с религиозно-обрядовой жизнью мусульман, представленные в Национальном музее РТ, историко-краеведческих музеях Альметьевска, Бугульмы, Бугуруслана, Бузулука и Самары, в Доме-музее Р.Фахретдинова в дер. Кичучат (Альметьевский р-он РТ). Посещение бывшего здания мечети второго прихода и жилого дома ахуна Ш.Минюшева в г. Самаре, жилого и торгового домов купца Ш. Хакимова в г. Бугульме, действующих исторических мечетей в д.Старое Шугурово (Лениногорский р-он РТ), д. Карабаш (Бугульминский р-он РТ) позволило оценить архитектурные особенности зданий.
. Этно-демографические процессы среди мусульман
В ранее средневековье Самарское Поволжье было территорией расселения различных племен, в том числе, тюрко-язычных этносов.
В X - первой трети XIII вв. северные районы Самарского Поволжья — Самарская Лука и бассейн р. Черемшан представляли собой южную окраину Волжской Болгарии, жители поселений которой в основном состояли из мусульман . В Золотой Орде с 1313 г. ислам довольно быстро распространился среди различных этнических групп .
В период Казанского ханства земли, находившиеся под его контролем, включали крайние северо-западные районы Самарского Поволжья129. Основная часть огромной территории принадлежала Ногайской Орде130. Однако, до середины XVI в. закрепления оседлого мусульманского населения в крае не наблюдалось131.
С падением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1554 г.) ханств кардинальным образом изменилась геополитическая ситуация. В новых условиях ключевое значение приобрели военно-стратегические мероприятия российского правительства, направленные на укрепление границ посредством строительства крепостей и засечных черт для противостояния ногайцам и башкирам
Следствием расширения политического влияния Московского государства на юго-восточные окраины стало переселенческое движение, начавшееся во второй половине XVI в. на земли, находившиеся под защитой оборонительных линий. В этом движении участвовали также служилые, ясачные, торговые татары, тептяре, поселявшиеся на территории Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Ставропольского и Самарского уездов. В это же время происходил процесс оформления вотчинных владений самарских и саратовских башкир, а также вольные переселения татар в Новоузенский уезд Саратовской губернии, с образованием Самарской губернии вошедший в ее состав, ставшие результатом ухудшения социально-экономического положения народов Поволжья, усиления национального гнета властей.
Строительство Ново-Закамской (1731-1736 гг.) и Самарско-Оренбургской (1736-1742 гг.) оборонительных линий позволило приступить к освоению природных богатств Башкирии. Превращение Самарского Поволжья во «внутреннюю окраину» государства, наличие большого количества свободных земель, слабый административный контроль вызвали новую волну переселений в край, в которых также участвовали мусульмане.
В последней четверти XVIII в. происходил процесс возвращения в Степное Заволжье башкир, бывшие вотчинные владения которых были заняты калмыками вплоть до их откочевания в 1771 г.
Специфические условия многопланового хозяйственного освоения региона мусульманами привели к формированию здесь различных социальных групп: казаков, служилых, ясачных, торговых и чемоданных татар, башкир, тептярей, мещеряков, лашман, часть которых не вписывалась в традиционную социальную градацию сельского населения России.
Особенностью расселения мусульман в Самарском крае являлось проживание их подавляющего большинства в моноконфессиональных селениях. В результате реализации законов от 22 июня 1744 г. и 23 августа 1756 г. о раздельном расселении представителей различных конфессий, согласно которым, если новокрещенные составляли менее 1/10 части жителей иноконфессионального села, они должны были переселяться в другое селение, на окраинах Российской империи стало правилом расселение не только русских, но и новокрещенных изолированно от мусульман.
Во второй половине XVIII в. 142 селения из 165 или 86%, где проживали мусульмане, являлись моноконфессиональными. Существовали и смешанные селения, в которых татары проживали совместно с представителями других этнических групп, но их количество было незначительным: татарско - чувашских деревень было 12 (7,3%), мордово-татарскими являлись 4 селения (2,4%), русско-татарских селений было 3 (1,9%), 2 мордовско-русско-татарско-чувашских селения (1,2%) и 2 мордовско-русско-татарско-чувашских селения (1,2%)133. Не произошло кардинальных изменений в особенностях расселения мусульман и ко второй половине Х1Х-началу XX вв.
В первой половине XIX в. изменился вектор миграции мусульман. Освоившие новую местность мигранты, по мере укрепления хозяйства и естественного прироста, начали хозяйственное освоение близлежащих территорий, в том числе городских поселений. Этому способствовала и либерализация российского законодательства в отношении казённого сельского податного сословия — главного источника формирования мещанского и купеческого сословий в городах.
Во второй половине XIX - начале XX вв. демографические процессы в Самарской губернии приобрели новую динамику в связи с усилением переселенческого движения из малоземельных центральных губерний на юго-восток и восток страны. После отмены крепостничества, реформ 1863 и 1866 гг. в удельной и государственной деревнях, по итогам прирезки земли в условиях естественного прироста населения и усиления земельного голода в центральных губерниях, активизировалось вольное переселенческое движение, главный вектор которого был направлен на юго-восток и восток, где имелись значительные запасы плодородных целинных земель.
Религиозно-обрядовый центр прихода
Мусульмане Среднего Поволжья являлись суннитами ханафитского мазхаба, подобно последователям других богословско-правовых школ, выполнявшими 5 религиозных обязанностей — столпов ислама, предписанных по мусульманскому вероучению Богом для спасения души: 1) аш-шахада — исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата: исповедание единобожия (ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва); 2) ас-салат (молитва); 3) ас-саум (пост); 4) аз-закат (налог в пользу бедных); 5) ал-хадж (паломничество)
Исходя из основных принципов ислама, мусульмане стремились организовывать повседневную религиозно-обрядовую жизнь, которая могла полноценно развиваться только в пределах прихода, локализованного, как правило, в отдельно взятом селении и проходила в строгих правилах, даже ритуалах этого замкнутого мирка, в котором был очень силен контроль за нравами, за нормами взаимоотношений, к которому причастны все жители, а также влияние имама, поддерживающего традиционный авторитет «отца семейства» . Если по каким-либо причинам прихожане не находили удовлетворительным свое пребывание в приходе, то они могли перейти в другой271.
Мусульманская община представляла собой «миниатюрное государство с прочной связью частей с целым, имевшей свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма, имевшей свои власти в лице старейшин и всего прихода, не нуждавшиеся в высшем признании. Ибо авторитет этой власти — авторитет религиозно-нравственный, ее источник — Коран» . Данное определение известного просветителя мусульманских народов России И.Гаспринского относительно махаллей крымских татар в значительной степени можно распространить на приходы Среднего Поволжья.
В повседневной жизни прихожан важное место принадлежало пятикратной молитве . Слова Всевышнего: «Воистину, я — Бог, нет божества, кроме Меня! Поклоняйся же Мне и совершай молитву в мое воспоминание!» (14:20) придавали верующим уверенность в собственных силах в их противостоянии грехам, готовность перенести любое испытание. Помимо пяти ежедневных обязательных молитв, есть рекомендуемые, дополнительные, праздничные274. Примечательно, что в Среднем Поволжье в конце XVIII в. некоторые мусульмане, ссылаясь на ошибочную фетву, данную неким Баккалем, не исполняли ночную и витр молитвы, аргументируя тем, что условием молитвы является наступление темноты, поскольку в короткие летние ночи зарево не исчезает, значит, время молитвы не наступает, следовательно, и сама молитва не исполняется275. Так, например, известный суфий, имам-хатиб д. Тимяшево Бугульминского уезда Габдрахим Утыз-Имяни (1754-1835 гг.) отмечал, что некоторые мусульмане не совершали ночную молитву в короткие летние ночи и не считал их поступок ошибочным, поскольку в этом регионе «не завершается вечернее зарево» .
Молитва совершается индивидуально и коллективно в любом подходящем месте277, однако, по мусульманским канонам, предпочтение отдается общественной молитве278. Местом проведения общественной молитвы была мечеть. В рассматриваемый период в Европейской части России и Сибири она служила местом богослужения исключительно прихожан мужского пола.
Мечеть — это молитвенное и одновременно общественное здание у мусульман, которое само по себе не имеет сакрального характера, никак не освящается . Мадсжит (мечеть) в переводе с арабского языка «место, где она совершаются земные поклоны», или молитвенное здание ислама . В мечети нет никаких изображений людей или живой природы. Мечеть украшается лишь специальными надписями (как правило, кораническими айатами) и 0% 1 разнообразными орнаментами .
Именно мечеть является главным объединяющим институтом для прихожан. Появление новых махаллей, выделение их из состава старых обычно обуславливалось строительством мечетей, что указывает на нее как на особую конфессиональную организацию горожан и селян. Именно эта организация, оформлявшая общинный уклад, способствовала учреждению особого самоуправления, призванного обеспечивать стабильное течение жизни, его соответствие обычаям и шариату282. Пять раз в день призыв к молитве произносился с минарета, в случае его отсутствия муэдзин или мулла выкрикивал азан с крыши мечети или посередине улицы .
Умма в поликультурной среде уездных городов: социально-экономический аспект
Если первыми поселенцами в крепостях и слободах Самарского Поволжья, создаваемых в ходе освоения юго-восточных окраин Российской империи, были регулярные и иррегулярные войска, то по мере хозяйственного освоения близлежащих земель появляется мирное население. С первой трети XVIII в. в крепостях и слободах, ставших впоследствие уездными городами Самарской губернии, а так же на находившихся под их защитой территориях, происходил процесс формирования поликонфессионального населения, которое было представлено как выходцами из Среднего Поволжья, пожелавшими обосноваться на новых землях, так и из других регионов страны.
В начале XIX в. произошла либерализация российского законодательства в отношении казённого сельского податного сословия, главного источника формирования мещанского и купеческого сословий, начинается процесс переселения татар в городскую местность и промышленные центры679. Во второй половине XIX в. особых трудностей, кроме обычной бюрократической волокиты, при перечислениях крестьян в городские сословия не существовало680.
Самая крупная городская мусульманская община в предреформенный период существовала в г.Николаевске: Мечетная слобода мусульман была в 1836 г. переименована в уездный город Николаевск, из ходатайства мусульман в Городскую думу в 1848 г. об отводе нового места для кладбища, затопляемого во время весеннего половодья р. Иргиз, видно, что на старом кладбище находилось около 200 могил . Мечетная слобода мусульман была в 1836 г. переименована в уездный город Николаевск.
В предреформенный период мусульмане в уездных городах были малочисленными, увеличение их численности происходило медленно. Исключение составляли лишь Николаевск и Бугуруслан. Согласно сведениям полиции 1851 г. в Николаевске было зафиксировано — 1419 мусульман (731 муж. и 688 жен.) Бугуруслане — 271 мусульманин (120 муж. и 151 жен.) , в остальных уездных городах они были представлены лишь несколькими семьями: в Бугульме — 46, в Ставрополе — 22, в Новоузенске — 13, Бузулуке — 6 душ об.п.684 По имеющимся в нашем распоряжении метрическим данным 1857 г., в Николаевске проживало 1438 мусульман (713 муж. и 725 жен.), в Бугуруслане — 329 чел., в остальных городах сохранялась прежняя картина: в Бугульме проживало 56, в Ставрополе — 20, в Новоузенске —14, в Бузулуке — 8 душ об.п.685
Демографическая ситуация в городах Самарского Поволжья в пореформенный период была следствием развития капиталистических отношений, социально-экономических процессов в регионе, железнодорожного строительства, вызвавшего усиление урбанизации.
Строительство железных дорог в России в 1870-х гг. имело целью соединение центра империи с хлебными районами страны. В 1868 г. Александр II утвердил список предполагаемых к постройке рельсовых путей, пересмотренный и дополненный в 1870 г. В этом списке был путь от Самары до Бузулука как первый участок линии до Оренбурга, построенный в 1877 г. Самаро-Уфимская линия в 1888 г. пролегла вдоль левого берега р. Кинель, вследствие чего в 2,2 верстах от Бугуруслана была построена железнодорожная станция. Через Самарскую губернию в 1892-1893 гг. прошла Рязано-Уральская железная дорога от Покровской слободы на Уральск с ветвями на Николаевск и Новоузенск; строительство Волго-Бугульминской железнодорожной ветки (1911-1914 гг.) привело к соединению Бугульмы с всероссийской железнодорожной сетью. К 1911 г. в среднем по стране на 1 тыс.кв. верст приходилось 3,3 версты железных дорог, в Самарской губернии — 10,7 версты; в Симбирской — 14,5 версты, в Саратовской — 17,8 версты686.
Железнодорожные станции, появившиеся практически у каждого уездного города Самарской губернии, выросли в хлеботорговые пункты. Оживление экономической активности в связи со строительством железных дорог, в свою очередь, вызвало активизацию переселенческого движения и повлияло на рост населения городов в 80-90-е годы XIX в.