Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научные основы изучения темы 16
Глава II. Моральный потенциал советского народа накануне войны 61
Глава III. Особенности общественного сознания и условия его формирования в годы войны.. 107
Глава IV. Государственно-политическое регулирование общественного сознания, изучение
и воздействие на мнения и настроения народа 162
Глава V. Подъем патриотизма и особенности поли тики его усиления 222
Глава VI. Нравственное неприятие народным сознанием политики и практики оккупантов
и деятельность партийно-государственных органов по его усилению 282
Глава VII. Усиление общечеловеческих начал в сознании народа . 344
3 а к л ю ч е н и е 397
Источники и литература 411
- Научные основы изучения темы
- Моральный потенциал советского народа накануне войны
- Особенности общественного сознания и условия его формирования в годы войны..
Введение к работе
Пятьдесят один год отделяет нас от того дня, когда закончилась самая кровопролитная война в истории человечества и был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. В многовековой истории нашего Отечества события Великой Отечественной войны стали одним из наиболее суровых испытаний для страны и народа.
От исхода войны зависели судьбы многих народов и стран. В ходе борьбы решался вопрос, смогут ли народы развиваться по пути демократии и социального прогресса или будут на долгое время порабощены, отброшены назад. Перед народами нашей страны реально встала угроза не только лишения государственности, превращения в рабов, но и полного физического уничтожения.
Война стала жесточайшей проверкой нашего государства, физических и духовных сил, моральных качеств всего советского народа. Победа, за которую пришлось заплатить миллионами человеческих жизней, завоевана благодаря союзу всех наций и народностей страны, стойкости силы духа и единению всего народа, находившегося на фронте, в тылу и на территории, временно занятой захватчиками.
Врагу не удалось внести раскол в советское общество из-за событий предвоенных лет, сломить дух нашего народа, поколебать его волю. Сплотившись не по приказу, не в силу призыва и принуждения, а по зову совести и долга перед общей бедой, забыв о собственных обидах, трудностях и лишениях, на защиту Родины поднялись все народы страны. Победа
над фашистскими захватчиками - выдающийся подвиг воинов, партизан и подпольщиков, рабочих и крестьян, интеллигенции, всех народов, входивших в состав СССР. Она достигнута общими усилиями стран - участниц антигитлеровской коалиции. Разгром фашизма был и остается выдающимся событием мировой истории, которое оказало влияние на судьбы целых поколений, открыло перед спасенным человечеством новые пути социального прогресса, перспективу мира на планете.
Память о минувшей войне неподвластна времени. Причины и ход войны, сражения и полководцы, факторы ее победоносного исхода, ратные и трудовые свершения советских людей, подвиги героев, бойцов и командиров, вопросы противоборства антифашистского и фашистского блоков - эти и другие проблемы вызывали и продолжают вызывать пристальное внимание историков, экономистов, военных специалистов и политических деятелей, политологов и представителей других наук как в нашей стране, так и за рубежом.
Интерес исследователей и общественности к различным этапам и событиям Великой Отечественной войны обусловлен тем, что она оказала огромное влияние на послевоенный мир и судьбы народов, стала частью жизни поколения победителей, воздействовала на мировоззрение и систему ценностей послевоенного времени. Оно сформировало личностное отношение к долгу, чувство ответственности, жизнедеятельности и трудолюбия, дисциплинированности и раскованности, уважения к старшим и армии-спасительнице, любви к Родине. Интерес к прошедшей войне связан и с тем, что в изучении народного подвига сохраняются нераскрытые вопросы и главы, встреча-
ются ошибки и неточности, а нередко и откровенные искажения. Историческая литература еще не дала ответа на многие вопросы.
Актуальность постановки проблемы, избранной для исследования, обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, характерной чертой российского общества на протяжении веков является социокультурное разъединение -раскол, разрыв между обществом и государством, между народом и властью, раскол культурно-идеологический и нравственный, национального характера и психического склада.1 В настоящее время страна переживает глубокий общекультурный кризис, сопровождающийся переосмыслением основ бытия, утверждением забытых этических установок, общечеловеческих норм нравственности. В таких условиях одним из определяющих факторов развития России, ее дальнейшего демократического обновления и поступательного прогрессивного развития является единение народа. Поэтому изучение духовных сил и сознания народа в переломные периоды развития страны, социально-психологической платформы, на которой происходило его единение, иерархии и последовательности побудительных мотивов, механизма их мобилизации и регулирования представляет большой научный интерес и имеет существенное политическое и практическое значение.
*. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема.// Отечественная история. - 1994.- N11-12.- С.3-24; Бердяев Н.А. Судьба России.- М.,1990.- С.3-68; Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. Под ред. Ю.М. Осипова.- М., Изд-во МГУ, 1994.- С. 155-172.
Во-вторых, в истории общественно=политической мысли России проблемы Отечества и патриотизма всегда занимали особое место и являлись определяющими, приобретая особый смысл и остроту в переломные моменты. Патриотизм был и остается сплачивающим народ чувством, принижение или отрицание которого неизбежно ведет к кризису национального самосознания, всеобщему безверию, утрате общей и личной ответственности за судьбу Родины. Результаты социологического исследования, осуществленного в 1995 году на Северо-Западе России, Урале и Северо-Кавказском регионе показали, что каждый второй из опрошенных там молодых людей всерьез считает, что такие понятия как долг, честь, патриотизм ушли в прошлое и лишены смысла.1
Актуальность этих проблем возрастает в силу того, что в современном обществе политическое объединение или размежевание людей определяется не их социально-классовой принадлежностью, а преимущественно отношением к Отечеству, его социальным и духовным ценностям общедемократического содержания. Отрицание исторического прошлого страны, ее национального и геополитического своеобразия, духовной обусловленности не способствует успешному продвижению страны по пути преобразований. В самые критические периоды истории россиян спасали мощные запасы духовной силы народа.
В-третьих, коренные сдвиги, происходящие в обществе, сопровождаются существенными изменениями в историческом сознании народа. В связи с развитием плюрализма мнений и
1. Санкт-Петербургские ведомости.- 1995.- 13 января.
концепций, большей доступностью источниковой базы изменяются методологические подходы, идет переосмысление опыта и уроков войны. В исторической науке идет процесс преодоления идеологической заданности, односторонности, освобождения ее от схематизма и наслоений. Исследователи стали больше уделять внимания ранее мало изученным и вообще не выдвигавшимся проблемам Великой Отечественной войны. Выявлено много нового и познавательного.В то же время в последние годы появились новые искажения героического прошлого народа и откровенные спекуляции "обновителей" истории, пытающихся нажить политический капитал бесчестными и безнравственными приемами. Их публикации страдают субъективизмом, отражают идеи и социально-политический заказ, опираются на ограниченную, часто сомнительную источниковую базу и домыслы. Как и в недалеком прошлом наблюдается одномерность, проявление исторического нигилизма, отрицания и политизации прошлого. Ниспровергатели отечественной истории принижают народный подвиг, подвиг солдата страдальца и победителя, а наметившаяся тенденция затрудняет историческое познание, дезориентирует сознание народа. Объективное познание исторического прошлого несовместимо с заданностью и предвзятостью и не должно быть полем идеологической битвы. В нем переплетаются самоотверженный труд и подвиг народа с огромными трудностями и бедствиями, зло и ошибки, мужество и жестокость. Все это надо видеть и рассматривать минувшие события во всей противоречивой сложности, со всеми их позитивными и негативными проявлениями.
В-четвертых, в годы самой страшной и кровопролитной
войны от свободного и сознательного выбора миллионов советских людей непосредственно зависело не только само существование нашей страны, но и судьбы мировой цивилизации. Война воспринималась народом как защита Отечества, общегуманистических ценностей - свободы и независимости, чести и достоинства, сохранения человечества и мировой культуры, что объективно сближало его с народами мира, служило основой для укрепления союза с ними. В сознании народа и политике советского руководства происходило смещение идеологизированных приоритетов к общегуманистическим ценностям. В условиях войны крепло чувство принадлежности к единому роду человеческому. Изучение и использование опыта формирования общественного сознания в духе взаимопонимания и международного сотрудничества, понимание единства человечества имеет принципиальное значение в современных условиях.
В постперестроечной России ликвидация прежней системы ценностей сопровождается путаницей в определении приоритетов. Одни настаивают на необходимости воспитания "гражданина России", другие - гражданина мира. Важность этих двух задач очевидна. Необходимо их сочетание и объединение, а не противопоставление. Для современного человечества, которое на рубеже веков столкнулось с глобальными проблемами, несущими угрозу основам его существования, объективно характерен объединительный процесс. Нынешняя российская реформация связана с ним, идет под его влиянием. В то же время громадный духовный потенциал и опыт народов нашей страны носит общечеловеческий характер и представляет интерес не только для России. Это настоятельно требует его
глубокого изучения, сохранения и приумножения. Социологические опросы конца 80-х годов, проведенные в 32 странах мира,выявили, что в среднем 60-70 процентов опрошенных там людей волновали события минувшей войны. Результаты же опроса в нашей стране показали низкий интерес /3.8 процента опрошенных/ и недопустимо низкий уровень знаний событий полувековой давности.1
В-пятых, научное изучение такой масштабной и многоплановой темы позволяет глубже познать роль народа, которая постоянно декларировалась, но многообразие ее проявлений, как правило, не раскрывалось. Необходим объективный научный анализ объективных и субъективных мотивов и направленности поведения людей, характера и содержания, всех форм и методов регулирования и партийно-государственного воздействия на мнения и настроения народа в чрезвычайных условиях. Изучение опыта формирования общественного сознания, его позитивных и негативных уроков является важным для восстановления исторической истины и для общественно-политической практики современной России, в которой формируется многопартийная система и возрастает роль общественного сознания.
В-шестых, изучение и обобщение реального опыта мобилизации духовных сил и формирования массового сознания в интересах защиты Отечества имеет непреходящее значение для патриотического воспитания молодежи, необходимость усиле-
*. Новое время.- 1989.- N39.- С. 2; Вопросы истории.-1989. - N6.- С. 118, 120.
ния которого все больше осознается российским обществом.
Предметом исследования является моральный потенциал, его мобилизация и формирование массового сознания советского народа в годы Великой Отечественной войны, соотношение объективного и субъективного, стихийного и сознательного в этом процессе.
В процессе изучения проблемы соискатель исходил из того, что в духовной жизни народа в период войны выделяется несколько уровней: официальная идеология и культура, массовое сознание и личное восприятие. Интегральный анализ индивидуального, социального и общечеловеческого в общественном сознании позволяет выявить их особенности и неразрывную взаимосвязь, составить общую многомерную картину духовной атмосферы. Центр тяжести исследования смещен на выявление истоков духовного потенциала, трудностей и недостатков его мобилизации, многообразие идеологических и социально-психологических явлений, особенностей личностного восприятия - индивидуальных настроений, оценок и точек зрения, ожиданий и переживаний, мотивации человеческого поведения, их противоречивости в чрезвычайных условиях.
Цели исследования. В диссертации предпринимается попытка с позиций современных требований, на основе использования разнообразных документов, научной литературы и периодических изданий изучить общественное сознание, реконструировать морально-психологическую атмосферу военного времени и обобщить деятельность государственных и партийных органов по их формированию и мобилизации духовного потенциала народа.
- и -
Исходя из предмета и обозначенных целей, автор ставит перед собой следующие задачи:
изучить и проанализировать состояние научной разработки проблемы в исторической литературе, дать характеристику источников ее изучения;
дать характеристику народного сознания и условий его формирования в период войны;
раскрыть подъем патриотизма и особенности его усиления; эволюцию подходов партийных и государственных органов в этом вопросе на разных этапах войны;
показать усиление гуманистических ценностей и ориентации в общественном сознании;
охарактеризовать неприятие народным сознанием политики и морали оккупантов;
рассмотреть тенденции в формировании общественного сознания, исходившие от народа и то, что привносилось в этот процесс партийно-политическими и государственными органами, характер и взаимодействие этих начал;
проанализировать социальные, исторические и морально-психологические ценности на основе которых происходило единение и определялись побудительные мотивы действия людей;
изучить и систематизировать формы и методы изучения и государственно-политического контроля и регулирования за мнениями и настроениями народа;
показать трудности и противоречия объективного и субъективного характера в мобилизации и укреплении духовных сил народа, их многомерность и неоднозначность;
- определить взаимодействие и взаимосвязь "русского" и "советского" патриотизма.
Хронологические и территориальные рамки диссертации охватывают весь период Великой Отечественной войны /1941 -1945 гг./, когда весь советский народ вел борьбу с немецко-фашистскими захватчиками за свою независимость и свободу, спасал мир от порабощения и убедительно доказывал свое морально-психологическое превосходство над противником. В связи с тем, что все основные базисные элементы морального потенциала формировались еще в мирных условиях, характеристика этой проблемы включает ретроспективный обзор довоенного периода. Исследование мобилизации морального потенциала, формирования общественного сознания и его особенностей на разных этапах войны на территории Российской Федерации с многочисленными региональными, социальными, национальными и другими особенностями - важная и трудная задача.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней, по существу, впервые предпринята попытка на широкой источ-никовой базе в прямой постановке комплексно исследовать практически не изученную и представляющую одно из самых важных направлений изучение истории Великой Отечественной войны проблему мобилизации морального потенциала и формирования общественного сознания, духовных сил советского народа. В имеющихся книгах и диссертациях она не рассматривалась в качестве самостоятельного целостного предмета изучения. Выполненная работа носит черты междисциплинарного исследования. В ходе ее подготовки использовались поло-
жения философии, этики, социологии, социальной психологии, адаптированные к решению конкретно-исторических задач.
Среди задач, впервые поставленных и решенных автором полностью или частично, можно назвать следующие: реконструирована противоречивая морально-психологическая атмосфера и дана характеристика массового и индивидуального сознания и условия его формирования в период войны; проанализировано усиление гуманистических ценностей и ориентации в общественном сознании и раскрыт процесс подъема патриотизма и особенности политики государственных и партийно-политических органов в этих вопросах на разных этапах борьбы; изучены проявления стихийной десталинизации народного сознания, средства, формы и методы изучения и государственно-политического контроля и регулирования массового и индивидуального сознания. В значительной степени восполняется пробел в историографии, критически анализируется весь комплекс литературы по указанной и смежной с ней проблематике и определяется круг вопросов, которые нуждаются в дальнейшем изучении. В источниковедческом плане научная новизна определяется расширением круга источников, использованием нетрадиционных, привлечением ранее не использовавшихся документов и материалов, попытки их анализа и классификации. В отличие от работ, попутно затрагивающих сюжеты данной диссертации, в ней события рассматриваются в сквозном плане, проводится системное комплексное исследование, изучаются все слои населения, преодолеваются односторонность и схематичность в освещении и оценках исследуемых событий и явлений, показывается их противоречивость.
Здесь нашли отражение и другие недостаточно освещенные или еще не ставшие предметом внимания историков аспекты духовного облика советского народа в период войны.
Практическая значимость исследования состоит в постановке новых теоретико-методологических проблем изучения войны, показе многомерности и общности восприятия народом военной действительности, его морального облика, динамики общественного сознания. Исследование является первым обобщающим трудом, в котором ставятся и раскрываются вопросы формирования массового сознания со всеми классами, социальными и профессиональными группами населения, изучается воздействие объективных и субъективных факторов. В научный оборот вводятся новые документы и информация, обобщаются выявленные сведения о духовном облике народа. Основные положения, материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании истории России и других гуманитарных наук в школе, средних и высших учебных заведениях. Положения диссертационного исследования полезно включить в учебные пособия, использовать для чтения специальных курсов. Обобщенный исторический опыт и уроки укрепления духовных сил, единения народа в переломные периоды Отечества целесообразно использовать в практической деятельности государственных и общественно-политических организаций, средств массовой информации, воспитательной работе с молодежью.
Апробация работы. Тема диссертации утверждена Советом по направлению социально-гуманитарных наук "Человек, среда, общество" Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Основные положения и результаты исследования апробированы в докладах и выступлениях на конференциях: Всесоюзных в 1984 и 1985 гг. в Ленинграде, в 1990 г. - Кемерово; Всероссийских: в 1990 г. - Петрозаводск, в 1995 г. - Уфа; Международных: в Петрозаводске /1994 г./. Санкт-Петербурге и Костроме /1995 г./. шести научно-практических конференциях, организованных Проблемным советом Государственного комитета по высшему образованию "Российская Федерация в годы второй мировой войны". Материалы работы были использованы в публичных лекциях, которые автор читал в 1985 -1995 гг. в Российской Федерации, в 1985 г. в Социалистической Республике Вьетнам, в 1986 - 1987 гг. для учителей и преподавателей Польской Республики, а также в процессе преподавания курса истории в РГПУ им. А.И.Герцена, ЛОИУУ, ЛОПИ. спецкурсе "Народ и система в годы Великой Отечественной войны".
Содержание, основные положения и результаты исследования нашли отражение в монографии "Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны" /СПБ.. 1995/, пособии "Великая Отечественная война. Актуальные вопросы и ответы" /СПБ., 1995/, коллективной монографии "Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941 - 1944" /СПБ., 1994/, коллективной учебной книге "Ради жизни на земле. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в документах и свидетельствах" /Екатеринбург, 1995/, в брошюрах "Морально-политический фактор Великой Победы" /Л., 1985/ и "С волей к победе" /Куляб, 1990; в соавторстве/ и 24 научных статьях.
Научные основы изучения темы
Методологические принципы и понятийный аппарат. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных мыслителей, чьи взгляды и суждения по вопросам исторического процесса стали заметным явлением в мировой науке.1
В процессе исследования проблемы автор руководствовался диалектическим пониманием процесса исторического развития, признания причинно-следственной обусловленности, закономерностей событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории. Диалектический подход в анализе и оценке соотношения общего и особенного в историческом развитии позволяет выявить сложную и противоречивую картину условий и процесса формирования массового и индивидуального сознания в годы войны, структуру и динамику его морально-психологической доминанты и установок, эволюцию подходов партийно-советской системы и ведущие области проявления.
Важнейшим методологическим принципом исследования явился принцип историзма, который, во-первых, требует изучения общественного сознания с учетом конкретно-исторических условий того времени, не пытаясь определять сознание людей 40-х годов с позиций ценностей середины 90-х годов. Во-вторых, постичь массовое и индивидуальное сознание невозможно без учета многомерного и противоречивого воздействия на него войны и милитаризации общества, пробуждающих глубокое чувство патриотизма, способствующих преодолению внутренних разногласий и раздора, формирующих твердую волю и в тоже время прививающих людям новые нормы поведения, противоположные поступкам мирного времени: подавление инициативы, беспрекословное подчинение власти, исполнительность, дисциплинированность и другие.1 В-третьих, исследование и понимание происходивших духовных процессов, черт и особенностей массового сознания невозможно вне контекста российской истории, национальных традиций и менталитета. Цивилизационная неоднозначность России, присущий ей социокультурный раскол вызывали на протяжении веков необычайную сложность общественных процессов и пестроту общественного сознания, формировали антиномичность России и народного характера.2
Моральный потенциал советского народа накануне войны
Великая Отечественная война была величайшей трагедией и величайшим испытанием сил всего народа, страны и каждого человека. Она потребовала напряжения всех ресурсов страны - экономических, политических, военных и духовных, подвергла жесточайшей проверке сознание народа, оказала влияние на его судьбу и морально-психологический облик.
Состояние духовных сил народа зависело от воздействия различных условий и обстоятельств, многие их базисные элементы были сформированы задолго до испытаний. Относительно стабильной основой духовных сил народа является моральный потенциал, который представляет собой совокупность наличных и возможных духовных сил страны.
Величие духа советского народа, его коренная противоположность духу армии захватчиков имело объективную основу и было обусловлено коренным различием источников их морального потенциала.
В сознании советского народа отразились как противоречивое общественное бытие и общественные отношения, результаты воздействия сталинской системы и Коммунистической партии, повседневной практики общества 30-40-х годов, так и особенности исторического развития страны, которые складывались на протяжении столетий, черты его национального характера.
Народы нашей страны и их далекие предки многократно подвергались нашествиям, с древних времен отстаивали свою свободу и независимость родины от внешних врагов. Внешняя опасность, борьба за свое существование сформировали сознание мобилизационной готовности к отражению противника, умение объединиться в критический момент. У них выработались сила и стойкость национального характера, такие черты морально-психологического склада, как патриотизм, мужество и героизм, товарищеская взаимопомощь, верность долгу и стремление к свободе и единству, готовность к самопожертвованию ради них.
Русский народ, борясь против чужеземного гнета, оказывал помощь и поддержку другим народам, выступал против их угнетения. И.Г.Эренбург, отмечая эту сторону национального характера, писал: "Гостеприимен, общителен и чистосердечен наш народ, не пытался он отсидеться за стеной, за океаном, за горами, и душа его такова, что спасает он и чужих детей, чужое счастье. Смеется это народ над себялюбивыми слепцами, которые говорят: "Моя хата с краю", - русская хата никогда не бывает с краю, и если она на околице, она всегда становится сердцем - не от самоутверждения, а от самопожертвования".1
Особенности общественного сознания и условия его формирования в годы
Нападение фашистской Германии на СССР качественно изменило положение страны и морально-психологическую атмосферу в обществе. Война поставила перед страной и народом новые, трудные и сложные задачи. Их приходилось решать в экстремальных, быстро меняющихся условиях, в обстановке постоянного физического и морально-психологического напряжения, опасности и риска. Состояние и направленность морально-психологических сил, факторы воздействия и условия их поддержания и укрепления коренным образом изменились.
Смертельная опасность, которую представлял сильный и жестокий враг, угроза полного государственного и социального крушения и национального уничтожения и истребления, объединили народ, превратили его в единое целое.
Понимание угрозы двигало делами и помыслами людей. Они забывали свои обиды, причиненные властью в социально-политических коллизиях 20-30-х годов, мирились с неудовлетворительностью своего материального положения. Общие цели и устремления, жгучая личная ответственность каждого за судьбу страны и свое будущее стали определять направленность духовных сил народа.
Надругательством над прошлым и памятью миллионов защитников Родины, принижением величайшего подвига, который они совершили, являются попытки объяснять поражения 1941 года нежеланием большинства народа защищать страну. Отдельные публицисты "объясняют" это памятью о коллективизации и большом терроре, отсутствием единства, которое, по их мнению, появилось лишь после Сталинграда и было вызвано только немецкими зверствами.1
У подавляющего большинства советских людей в действительности не было сомнений в необходимости борьбы с гитлеровскими захватчиками, им были свойственны высокие патриотические чувства и устремления. Всего, по неполным данным, за годы войны поступило свыше 20 млн. заявлений с просьбой о добровольном зачислении в ряды сражающейся армии.2 Изъявили желание вступить в народное ополчение свыше 4 млн. человек, около 2 млн. из них влились в дальнейшем в действующую армию.3