Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) Гусейнова Татьяна Николаевна

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.)
<
Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусейнова Татьяна Николаевна. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Улан-Удэ, 2004 249 c. РГБ ОД, 61:05-7/393

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Раскол церкви и государственная политика в отношении старообрядцев (XVII - XVIII вв.) 28

1.1 .Раскол православной церкви в России (XVII - XVIII вв.)... 28

1.2. Высылка и переселение старообрядцев в Забайкалье. Начало миссионерской деятельности Иркутской епархии (И пол. XVIII в.)... 56

Глава 2. Миссионерская деятельность православной церкви в Забайкалье в отношении старообрядчества в 1-ой половине XIX в 76

2.1. Государственная политика в отношении старообрядцев в 1-ой половине XIX в 76

2.2. Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в 1-ой половине XIX в 98

Глава 3. Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в пореформенный период (И-ая половина XIX в.) 119

3.1. Государственная политика в отношении старообрядцев во второй половине XIX в. Православное миссионерское общество 119

3.2. Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в пореформенный период (вторая половина XIX.) 139

3.3. Создание Забайкальской епархии и ее миссионерская деятельность среди старообрядцев Забайкалья (1894-1917 гг.) 171

Заключение 189

Примечания 196

Список источников и литературы 213

Приложения 234

Словарь терминов 235

Хронология этапов миссионерской деятельности Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья 245

Список сокращений

Высылка и переселение старообрядцев в Забайкалье. Начало миссионерской деятельности Иркутской епархии (И пол. XVIII в.)...

В отличие от советских историков, освещающих историю старообрядчества в России в целом и в Забайкалье в частности с позиций марксистско-ленинской методологии, русский историк-эмигрант И.К. Смолич продолжил традиции дореволюционной исторической науки в оценке раскола и старообрядчества . В его монографии дана подробная характеристика истории русской церкви в период 1700-1917 гг. Он рассматривает в ней такие вопросы как становление государственной церковности, взаимоотношения церкви и государства, епархиальное управление, положение приходского духовенства и духовное образование. С особой тщательностью И.К. Смолич исследует вопросы, связанные с расколом, мерами церкви и правительства, направленными на его пресечение и на борьбу с сектантством. По его мнению, именно государственное, полицейское начало в борьбе с расколом зачастую мешало церкви исполнять свой долг внутренней миссии, сдерживало единоверческое движение.

В 1970 г. в Мюнхене вышло фундаментальное исследование С.А. Зеньковского33 "Русское старообрядчество: духовное движение XVII в." Автор подходит к теме с достаточной объективностью, прослеживает основные вехи освоения русским научным и общественным сознанием великой национально-религиозной трагедии и дает достаточно полную характеристику историографии данного вопроса.

На протяжении I пол. XX в. были опубликованы работы самих старообрядцев. Среди них можно выделить работы такого автора как, например, Владимир Рябушинский , представитель знаменитой российской, купеческой династии промышленников. Будучи старообрядцем, он изучил это явление изнутри и дал ему свою характеристику, отличную от точек зрения официальных дореволюционных и советских историков. К объяснению старообрядчества он подходил с позиции религиозной философии и при ее помощи пытался объяснить причины раскола русской церкви. Он отмечает, что "обвинение старообрядцев в обрядоверии, в непонимании сути христианства продолжается" . Вера и религиозность, по его мнению, поддерживается благодаря тесной связи духа и обряда.

После Октябрьской революции 1917 г. наметился новый этап в изучении быта старообрядцев. В 20-30-е гг. к теме истории старообрядчества в Забайкалье проявили интерес A.M. Селищев, В.П. Гирченко, A.M. Попов, А. Долотов и др.36 Их работы носили в основном описательный характер без глубокого анализа сути исследуемой темы. Среди перечисленных авторов следует выделить работу В. П. Гирченко, забайкальского историка, посвященную истории переселения старообрядцев в Забайкалье и их бытоустройству. А.С. Долотов описал внедрение нового, социалистического быта в жизнь забайкальских старообрядцев. Вопросы старообрядческой веры и религиозности изучались им с позиций антирелигиозной борьбы и пропаганды атеизма. В частности, он отмечал, что борьба со старообрядчеством имеет свои особенности и по шаблону ее вести нельзя .

В советский период тема истории церкви рассматривалась с точки зрения марксистско-ленинской методологии, то есть с атеистических позиций. Это труды Н.М. Никольского, Е.Ф. Грекулова, и др . Видный исследователь церковно-исторических проблем Н.М. Никольский еще в дореволюционное время заявил о себе как автор работ, посвященных проблемам "никоновой" реформы и первоистокам старообрядчества. Труды ученого дореволюционного и советского времени показывают неизменность его взглядов и мировоззренческих оценок событий раскола. Марксистская идеология, неукоснительно отражаемая в "Истории русской церкви" (как и во всех печатных источниках советской эпохи), обусловила лишь углубленный подход к расколу как оппозиционному движению религиозно-общественного характера.

Вопросы истории русской православной церкви и старообрядчества в Сибири нашли свое отражение и в трудах региональных советских историков, например, Т.М. Михайлова, В.Ф.Миловидова, А.Е. Катунского и др39. Интересная работа по изучению семейских была проведена учеными забайкальского отряда комплексной экспедиции института этнографии А. Н. СССР в 1957-1961 гг. Г. С. Масловой40, А. А. Лебедевой41, И. В. Маковецким42. Они собрали сведения о материальной культуре, народном зодчестве и семейном быте русского населения Забайкалья, в том числе и старообрядцев. Народную поэзию семейских в это же время изучал профессор Л. Е. Элиасов43. Итогом его более 30-ти летней собирательской деятельности был сборник "Фольклор семейских", а также статьи, книги, где затрагиваются вопросы, имеющие отношение к этнографии семейских.

В 70-е гг. появляются работы В.П. Мотицкого, Н.Н. Покровского и др.44 Авторы раскрывают специфику религиозных верований старообрядцев и их влияние на общественную и семейную жизнь в дореволюционный период. Н.Н. Покровский изучал старообрядчество как форму общественного протеста. Он отмечал расхождение взглядов на старобрядчество между самодержавием и некоторыми сибирскими церковными иерархами.

В. П. Мотицкий в своем очерке "Современное старообрядчество Забайкалья"45 попытался осветить процессы, происходящие в религиозном сознании забайкальского старообрядчества. Его работы в этом контексте считаются серьезными исследованиями конца 60-х - начала 70-х гг.

В 1972 г. в результате обработки предметов материальной культуры быта старообрядцев, собранных во время этнографических экспедиции, была издана работа Г. И. Ильиной-Охрименко "Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX вв.: Резьба и роспись"46. В своей работе автор исследует архитектуру жилищ семейских Забайкалья, структуру резьбы по дереву, рассказывает о мебели, предметах труда и посуде. Г.И. Ильина-Охрименко дала также достаточно подробное описание традиционного костюма семейских Забайкалья.

Государственная политика в отношении старообрядцев в 1-ой половине XIX в

По сенатскому указу от 30 октября 1722 г. с раскольников снимался двойной оклад, если они "в вере исправяться"5 . Сбор окладов и податей с раскольников был под постоянным контролем и Сената, и Синода56. Но если происходило "совращение" в раскол, люди подвергались наказанию и преследованию. У них в пользу казны изымалось все "движимое и недвижимое имение" . Вопросами обращения старообрядцев в православие, естественно, занимались священнослужители приходских церквей и монастырей. Петровские указы, сокращая их численность, одновременно регламентировали их просветительскую и миссионерскую деятельность.

В 1723 г., в подтверждение указа 1701 г., была проведена перепись монахов и было запрещено постригать новых. Согласно указу 1724 г. число постригов резко сокращалось, но в 1725 г. исключение было сделано только для вдовых священнослужителей. По мысли Петра I монастыри должны были превратиться в богадельни для увечных и престарелых солдат или в работные дома. Монахинь планировалось обучать грамоте, прядению, шитью, плетению кружев с тем, чтобы была польза для общества . Петр I сдерживал своими указами увеличение числа монашествующих и ставил их в зависимое от светской власти положение. Несмотря на то, что Сенат и Синод были равны, в некоторых случаях государственная власть в лице Петра I и Сената выступали репрессивным органом в отношении церковнослужителей. Подтверждением тому являются выше приведенные документы. Царские указы были не только репрессивными. В ряде случаев они были и снисходительны по отношению к старообрядцам, которые освобождались от наказания в случае их добровольного обращения из раскола в православие59.

Анализ указов, изданных в периоды правлений Екатерины I (январь 1725- май 1727), Петра II (май 1727-январь 1730) и Анны Иоановны (январь 1730-октябрь 1740) показывает, что они повторяют и подтверждают петровские указы относительно раскольников. Государство при помощи Синода контролировало церковь и через нее следило за умонастроениями населения. Важно было укрепить веру народа в бога. Между церковью и государством довольно четко распределяются обязанности. Государство наказывает и карает, а церковь увещает и уговаривает. Государство оставляет за Русской православной церкви статус господствующей, главной. Так, Анна Иоановна 22 февраля 1735 г. издает Манифест "О дозволении свободного Богослужения всем христианским вероисповеданиям в России и о возбранении духовным особам иностранных христианских вер обращать в оные русских подданных, какого бы закона они не были, под опасением суда и наказания по законам"60. За отказ от православной веры в раскольническую и за распространение раскола определяется строгое наказание, вплоть до смертной казни61. Самодержавные правители в качестве кнута и пряника в отношении старообрядцев используют систему налогов (как уже выше говорилось — двойное обложение). За отказ от староверия можно было получить некоторое налоговое послабление. Так, например, в правление Анны Иоановны 18 июня 1733 г. вышел сенатский указ "О невзыскании недоимок впредь до указа с обратившихся раскольников к православию" , который помогал бывшим старообрядцам укрепить свое хозяйство экономически. Если раскольники отказывались от обращения в православие, их тут же подвергали экономическому притеснению. Тому подтверждением может служить резолюция кабинет-министров на докладе Сената от 27 апреля 1840 г. "О поступлении во взыскание подушных денег с не обратившихся раскольников по указам 18 февраля 1716 г. и 24 марта 1719 г."63. Как видим, императрица Анна Иоановна этот вопрос постоянно держала на контроле, поэтому указы периодически издаются повторно, дублируются.

В 60-е гг. XVIII в. Россия проходила через этап либерализации законов в отношении старообрядцев. Начало ему было положено еще в правление Елизаветы Петровны (ноябрь 1741- декабрь 1761 гг.). Подтверждая главенствующее положение Русской православной церкви, 23 марта 1750 г. дочь Петра Великого, царица Елизавета подписала сенатский указ "О запрещении всем разных исповеданий иноверцам, в России находящимся, превращать в свой закон русских подданных, какого бы народа и звания оные не были"64. Чтобы пресечь деятельность беглых попов и оставить поповцев без священства, был издан синодский указ от 21 августа 1755 г. "О недержании обывателями в домах своих бродяг из духовного звания"65. Этот закон помогал бороться с беглыми попами, которые могли распространять идеи старообрядчества и прочие ереси, порочащие как православие, так и систему государственного управления.

Среди законов Елизаветы Петровны, касающихся старообрядцев, выделяются распоряжения о самосжигательствах староверов. Интересен сенатский указ от 4 октября 1753 г. "Об искоренении существующего в Сибирской губернии суеверия о добровольном самосжигании" . 18 июня 1756 г. был издан сенатский указ "О недопускании раскольников строиться в особливых отдаленных местах и производить там самосожжения" , а 18 октября того же года появился сенатский же указ "О недопущении жителей сибирских губерний до самосжигательства" . 19 июня 1761 г. был издан сенатский указ "О воздержании духовных лиц от неприличных сану их поступков, при следствиях по делам раскола и об употреблении ими для обращения заблудших меча духовного, а не гражданского"69.

Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в 1-ой половине XIX в

В том же 1827 г. состоялось высочайшее определение о священниках Рогожского кладбища, чтобы "новых отнюдь не принимать", которое распространилось потом на все приходы России. В 1836 г. это указание было особенно подтверждено относительно иргизских старообрядческих монастырей, где преимущественно укрывались старообрядческие священники. Немногим ранее еще одно высочайшее повеление относительно Рогожского кладбища указывало: "Не дозволять ни по какому случаю в Москве оставаться приезжающим из других мест так называемым раскольничьим или беглым попам, а еще менее допускать исправления ими треб и временное пребывание на Рогожском кладбище". Затем последовали указы, ущемлявшие религиозные права старообрядцев всех "согласий", как поповцев, так и беспоповцев, во исполнение которых "многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего достояния прадедов, были отобраны, огромную библиотеку можно составить из богослужебных и иных книг, взятых в часовнях и домах старообрядцев". Эти факты были отмечены в записке чиновника особых поручений по делам старообрядцев П.И. Мельникова, поданной на имя великого князя Константина Николаевича168.

В последующие годы гонения усилились: старообрядческие храмы стали отбирать и передавать единоверцам, усилились и репрессии против старообрядческого духовенства и видных мирян. "Обращение в единоверие", хотя и шло вяло, стало излюбленным способом борьбы властей со старообрядческими центрами. Не все официально считавшиеся единоверцами порывали со старообрядчеством. К тому же, в 1846 г. в с. Белая Криница на Буковине (ныне в Черновицкой области на Украине, тогда - Австрийская империя) наиболее последовательной части старообрядчества удалось восстановить полноту трехчинной иерархии, получившей название Белокриницкой, и оно больше не имело зависимости от бегствующего священства .

В районах страны отдаленных от центра, в том числе и в Забайкалье, отмечалось неправильное понимание единоверия. По этому поводу ко всем причтам церквей 10 февраля 1839 г. было отправлено разъяснение следующего содержания: "... некоторые даже из священников Забайкальского края называют единоверческого священника раскольником. Его преосвященство Нил, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский приказывает запечатлеть, что нельзя смешивать раскол со светом веры, утвержденной правилами святыя церкви и законом царственным",70.

В 1842 г. Святейший Синод распределил все раскольнические и другие секты на 3 разряда, с учетом которых и издавались потом против них все гражданские законы: 1) секты вреднейшие: иудействующие, молокане, духоборцы, хлысты, скопцы и беспоповцы, отвергавшие молитву за царя и брак; 2) вредные - те из беспоповщинских, которые допускают брак и молитву за царя: 3) менее вредные — поповщинские .

В период николаевского царствования меры в отношении старообрядцев отличались суровостью. На них снова усиливаются гонения. Восстановлено было в официальных документах слово "раскольник". Наличным раскольникам, правда, не запрещалось ни содержать свою веру, ни отправлять свои обряды, но этим обрядам не придавалось юридического значения. Раскольнические общества не признавались законными и, поэтому им не предоставлялись права на получение наследства, орденов и медалей. Раскольники были лишены права делать пожертвования, записываться в купеческие гильдии, а торговать могли только на временном праве. Для них было ограничено право получения паспортов на отлучки, было вновь запрещено строить новые молитвенные здания и даже ремонтировать их. В 1832 г. было запрещено содержание беглых попов, дозволенное ранее указом 1822 г., и всякое публичное "оказательство" раскола172.

Особо в период правления Николая I решался вопрос об избрании раскольников на общественные должности. Нельзя сказать, что раскольникам запрещалось занимать общественные должности, но ряд законов, указов и повелений правительства ограничивали их общественную деятельность. Среди таких законов можно назвать "Высочайшие правила" от 27 мая 1820 г. и от 8 октября 1835 г., а также секретный циркуляр бывшего министра внутренних дел, действительного тайного советника Д.Н. Блудова от 26 октября того же 1835 г. Все они легли в основу нового циркулярного предписания господина Управляющего министерством внутренних дел от 29 апреля 1840 г. за № 2229. В первом дополнении к циркуляру от 29 апреля 1840 г. говорится, что "раскольники, как члены общества, не лишаются права участвовать в самих выборах и вообще в делах общественных". В присяжные, "которые составляют голос общества", могут быть избраны только раскольники, приемлющие священство и то в количестве не более "четвертой доли против числа присяжных поверенных из православных". Правительство боялось, что умножение присяжных поверенных из числа раскольников таким образом "сделало бы голос общества голосом раскольников и подвергло бы православных распоряжению раскольников". Раскольники могли избираться в следующие должности: ратманы магистрата, ратуши и сиротского суда; в старосты для составления городской обывательской книги; в депутаты для составления раскладки земских повинностей; в депутаты городских квартирных комиссий; в члены

Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в пореформенный период (вторая половина XIX.)

В основе миссионерской деятельности в Сибири и на Дальнем Востоке лежали выработанные Святителем Иннокентием Вениаминовым универсальные принципы и методы православного миссионерства, такие как любовь к ближнему, терпимость, отказ от всех форм национализма и насилия. Эти принципы и методы были заложены и в идеологию деятельности созданного в 1870 г. Православного миссионерского общества в Москве. С этим обществом активно сотрудничали как представители деловых кругов в лице известных московских купцов-миллионеров - В.Д. Аксенова, В.М. Бостанжогло, И.А. Лямина, А.Н. Ферапонтова, П.Г. Цурикова, И.И. Четверикова, так и цвет духовной и светской московской интеллигенции. Среди членов Совета ПМО были лидеры родового губернского дворянства А.В. Бобринский, А.В. Мещеряков, Д.М. Голицын, публицист-славянофил И.С. Аксаков, историк-западник СМ. Соловьев, государственные деятели П.Н. Батюшков и князь В.А. Черкасский, лучшие православные проповедники России отец Алексей Ключарев (епископ Амвросий) и отец Александр Иванцов-Платонов. Люди разных убеждений, знаний и состояний, они работали под началом митрополита Иннокентия, как дружная команда, объединенная общей высокой целью 5.

В 1883 г. Синодом было разрешено совершать для инородцев-язычников и магометан, принявших православие, богослужения на их родном языке. Вся миссионерская деятельность сосредоточивалась в ведении Православного миссионерского общества, которое, имея своим неизменным председателем московского митрополита, стало официальным учреждением для заведывания одной из отраслей высшего церковного управления. В Сибири продолжали действовать миссии алтайская, киргизская, енисейская, обдорская, камчатская, иркутская306. Эти миссии работали среди инородцев. Неравенство раскольников с другими конфессиями проявлялось даже в том факте, что татарским муллам и еврейским раввинам выплачивали казенное жалованье, а раскольникам было запрещено даже отправлять богослужение.

Нетерпимость правительства по отношению к раскольникам в царствование императора Александра II была несколько ослаблена. 16 августа 1864 г. им были одобрены заключения особого Комитета по раскольничьим делам, по которому все сектанты были разделены на две категории: более вредных и менее вредных. Менее вредная категория получила, за некоторыми исключениями, общегражданские права. А 19 апреля 1874 г. были высочайше утверждены рассмотренные в Государственном Совете предложения Комитета о гражданской метрической записи браков, рождения и смерти раскольников. Затем, в 1875 г. при Министерстве внутренних дел была образована комиссия для выработки подробного законоположения о раскольниках. В основу облегчительных в отношении к раскольникам постановлений была положена мысль, что "мероприятия правительства по отношению к расколу, хотя и не должны носить на себе характера преследования его, но в то же время не могут быть направлены к послаблению, а тем менее к покровительству раскола". Государственный совет, через который проходили изменения законодательства по отношению к раскольникам, считал, что "как бы ни было желательно для правительства, всегда отличавшегося веротерпимостью, даже по отношению к иноверцам", дать еще большие гражданские облегчения раскольникам, однако, это представляется не возможным, так как последователи раскола стремятся к пропаганде своего учения. "Верховная власть, являющаяся защитником догматов господствующей веры, не может, не порождая явнаго соблазна, поставить в равные условия свободы как православную Церковь, так и учения, прямо ей враждебные". Мероприятия в отношении к расколу, во всяком случае, не должны "давать в

руки последователей толков нового орудия для борьбы с господствующею

131

Церковью" .

Как отмечает протоиерей Виктор Петлюченко, "фундаментом русского православного миссионерства всегда служили не насильственные, но увещевательные, просветительские, можно даже сказать, "состязательные" принципы борьбы" и с язычеством, и со староверием308.

В таком положении раскол оставался до постановлений 3 мая 1883 г., предоставивших раскольникам полные гражданские права и свободу веры только с небольшими необходимейшими ограничениями. Православной церкви была предоставлена возможность действовать против него только духовными средствами - полемикой, развитием противораскольнического миссионерства, и публичными собеседованиями, открывшимися еще с 1870-х годов .

Особый комитет по раскольничьим делам (1864 г.) разработал "Положения", которые были рассмотрены и приняты в Государственном Совете и 3 мая 1883 г. высочайше одобрены Александром III. По своей сути это был новый закон о раскольниках, по которому им было разрешено творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам в частных домах, а также на кладбищах при погребении, с пением, но без употребления церковнаго облачения. Предписывалось не преследовать уставщиков, наставников и других лиц, исполнявших требы у раскольников, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. Но, было подтверждено, что за такими лицами не признается духовного звания и они считаются принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.

Похожие диссертации на Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII-начало XX вв.)