Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Условия формирования и развития филантропической деятельности в России на рубеже XIX —XX вв 23
1. Развитие филантропии в России к 60-м гг. XIX в 23
2. Государственная политика и общественная поддержка российских меценатов и благотворителей 37
Глава II. Меценаты Центрально-Черноземного региона 57
1. Частная и общественная провинциальная инициатива в развитии меценатства 57
2. Деятельность губернских ученых архивных комиссий в культурной
и научной сферах 75
Глава III. Развитие благотворительности в Центральном Черноземье...90
1. Особенности государственной благотворительности 90
2. Общественная благотворительность в губерниях Центрального Черноземья 107
3. Благотворительная деятельность русской православной церкви 128
4. Частная благотворительность как основа филантропии в России 138
Заключение 157
Примечания 167
Список источников и литературы 186
- Развитие филантропии в России к 60-м гг. XIX в
- Частная и общественная провинциальная инициатива в развитии меценатства
- Особенности государственной благотворительности
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение социальных процессов, протекающих в государстве в их динамике или в конкретный исторический момент является одним из приоритетных направлений исторической науки. Сравнение условий, сформировавшихся в различные периоды времени и оказывающих определенное влияние на общество, может способствовать решению сходных проблем в современности.
В конце 1980-х гг. экономический кризис, в котором уже достаточно долгое время находилось наше государство, стал проявляться более четко, и его воздействие на уровень развития промышленной базы государства привел в итоге к краху советской модели хозяйствования. Вслед за усилением разрушительных тенденций кризис затронул социальную сферу жизни России. Уменьшились ассигнования на развитие культуры, увеличение пенсий и заработной платы перестало соответствовать росту цен, государство оказалось не в состоянии оказывать помощь тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии в силу разного рода причин, это престарелые, оказавшихся один на один с тяготами жизни, брошенные дети, бедные слои населения, которые нуждаются в помощи государства. Таким образом, государственные структуры, взявшие в свое время на себя полную ответственность за развитие социокультурного компонента жизни страны, оказались не в состоянии решить возникшие перед ними проблемы.
С другой стороны образовалась пока достаточно небольшая группа граждан, которые обладают солидными финансовыми средствами, имеют большой вес в политической, социально-экономической и культурной сферах жизни России в целом и в ее субъектах в частности. Поэтому справедливо будет сказать, что в нашем современном обществе налицо образование большого разрыва между вышеупомянутыми слоями населения, а также велика потребность в благотворительности, поскольку государство пока не в силах обеспечивать достойное содержание малоимущим и слабозащищен-ным в социальном плане слоям населения. В поддержке меценатов нуждает ся и культура России, также оставшаяся без средств не только к развитию, но и к достойному сохранению традиций.
Подобная ситуация наблюдалась в Российской империи конца XIX — начала XX столетий, когда обеспеченные слои населения в силу христианской морали, собственной совести и сочувствия к обездоленному ближнему, а порой просто из-за желания прославиться и получить награду от правительства отчисляли свои средства на сохранение культурных ценностей. А также содержали целые благотворительные заведения, участвовали в формировании долевого капитала в обществах рассматриваемой направленности, наконец, просто отдавали небольшие суммы.
Современной нам России, как и в период рубежа XIX - XX вв., требуется разветвленная сеть общественных благотворительных учреждений, поскольку государственные институты социальной защиты не справляются со своими обязанностями в силу недостаточной финансовой поддержки. А дореволюционная российская благотворительность имела уже наработанные направления и успешно действовала по ним, и задача современных меценатов и благотворителей не утратить тот богатый опыт, который предоставила история, и действовать на благо культуры России и благосостояния ее народа. Из сказанного следует, что проблема, которой посвящена диссертация во все времена была актуальной для России. Особенно в переломные периоды конца XIX - начала XX вв. и рубежа XIX и XX вв. Благотворительность и меценатство не только говорят о материальной дифференциации в стране, но и показывают степень социальной зрелости населения в государстве.
Большую часть XX в. данная тема почти не разрабатывалась в отечественной историографии, что крайне затрудняет исследование и вместе с тем делает его более интересным. Были известны лишь те моменты, которые невозможно было скрыть: создание Третьяковской галереи, помощь великим русским художникам и деятелям искусств, основание и финансирование богаделен и больниц и т.д. А все то, что не соответствовало партийно государственной политике, например, личное участие того или иного государственного деятеля или размер финансовой помощи крупных купцов и рядовых граждан «богоугодным» заведениям не только не исследовалось, но всевозможными способами замалчивалось.
Прежде чем обратиться к предмету нашего исследования, следует разобраться в основных терминах, связанных с нашей темой и дать им определения.
Одним из важнейших понятий является «благотворительность» и одно-коренные с ним слова. Различные толковые словари дают этому термину свои определения. Т.Ф. Ефремова: благотворение - оказание помощи нуждающимся; благотворитель - тот, кто занимается благотворительностью; благотворительность - оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся1. В знаменитом словаре Ожегова дано сходное по смыслу, но совершенно иное по причинам определение: благотворительность - в условиях буржуазного общества: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости . Владимир Иванович Даль, изучая истоки интересующего нас вопроса, напротив, делает акцент, прежде всего на добрых побуждениях человека оказать помощь нуждающемуся: благотворить - благодетельствовать, делать добро; благотворительный: о человеке, готовом делать добро и об организациях для призрения неимущих, хворых, увечных3. Если обратить более пристальное внимание на само слово, то его можно разделить на две части: благо и творить, значит, благотворитель — это тот, кто благо творит, благо — это то, что имеет ценность и одновременно является предпосылкой нравственных ценностей4. Однако наиболее полное и, по нашему мнению, точное определение дается в энциклопедическом словаре под редакцией A.M. Прохорова: благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями, может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности5. Наряду с конкретизацией совокупности действий, подходящих под определение благотво
рительности (основным признаком является ценность для общества), данная трактовка говорит об участии не только отдельных лиц, но и целых организаций, что, как показывает наше исследование, является совершенно самостоятельной формой помощи со своими специфическими чертами.
Не менее важно дать определение и другому термину - меценатству. В отличие от благотворительности, слово меценат пришло из латинского языка. Меценат - (Maecenas) (между 74 и 64 — 8 до н.э.) - в Древнем Риме приближенный императора Августа, выполнявший его поручения6. Покровительство поэтам сделало его имя нарицательным, поэтому всех, кто помогает развитию культуры и искусства, называют меценатами. Общепринято считать, что такого рода деятельность требует больших финансовых затрат, чем благотворительность. Об этом свидетельствует одно из определений, данное меценатству Т.Ф. Ефремовой: меценат — богатый покровитель наук и искусств, а меценатство - деятельность мецената, покровительство, оказываемое кому-либо, чему-либо7. Традиционное восприятие покровительства культурным традициям и начинаниям со стороны частных лиц можно увидеть у СИ. Ожегова, трактующего меценатство в традиционном понимании, однако с обязательным упоминанием, что это часть буржуазно-дворянского общест о
ва . Таким образом, меценатство - это поддержка науки и искусства, оказываемая как правило состоятельными и имеющими высокий общественный статус людьми.
Делая анализ приведенных выше определений меценатства и благотворительности, можно найти общие и различные черты между этими понятиями. Объединяющим является готовность и возможность жертвовать определенные финансовые средства на достаточно далекие от личной выгоды и амбиций цели, а различия можно выделить.в объектах, которым оказывается содействие. Принимая во внимание обозначенную выше общность исследуемых вопросов, следует рассмотреть еще один, по нашему мнению объединяющий, термин — филантропию. Несмотря на достаточно понятное значение данного слова (любовь к человеку), существует целый ряд определений.
Одни объясняют ее как благотворительность, покровительство нуждающимся , т.е. эта группа исследователей не видит особых различий между филантропией и благотворительностью. К их числу относится и Ожегов, выделяющий в определении и реальную, по его мнению, цель филантропических действий — отвлечение масс от организованной классовой борьбы . Издание словаря иностранных слов от 1951 г. трактует филантропию как средство буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, и унизительной помощи11.
Однако эти определения представляются достаточно однобокими и крайне узкими. Другие исследователи пишут о более широком понимании данного термина. Например, по мнению В.И. Даля филантропия — это чело-веколюбие, забота об улучшении участи человечества . Обращаясь к философскому восприятию следует сказать, что термин «филантропизм» определяется как система воспитания дружественных отношений между людьми, применявшаяся Базедовым в институте «Филантропин» (Дессау, с. 1774 г.)13. Таким образом, филантропию следует считать термином, объединяющим и меценатство и благотворительность, которую можно определить как финансовую или какую-либо другую поддержку социальной и культурной сфер жизни общества, имеющей в качестве основ добровольность, бескорыстие и человеколюбие жертвователей. Это, отнюдь, не означает, что жертвование средств ради достижения каких-либо наград или привилегий не относится к рассматриваемой нами теме, т.к., во-первых, оказывается поддержка нуждающимся, а во-вторых - корыстные цели, прикрываемые филантропической деятельностью, всегда тщательно скрываются.
Историография меценатства и благотворительности достаточно обширна, что, однако, не дает права говорить об изученности этих процессов. Работы, посвященные исследуемому вопросу можно условно разделить на три части, границами которых, являются 1917 г. и вторая половина 80-х гг. XX в., т.е. на дореволюционный, советский и постсоветский или современный периоды. Началом последнего этапа, по нашему мнению, следует счи тать не 1992 г,, а конец 80-х гг. XX в., поскольку именно в это время выходят в свет работы, посвященные ранее нетрадиционным для советской научной исторической мысли темам, в том числе и филантропии.
Как уже было сказано, к первой части историографии исследуемых вопросов относятся публикации, вышедшие до 1917 г. Это были первые попытки обобщить и систематизировать в основном современный авторам материал по деятельности в области меценатства и благотворительности. Общие вопросы были освещены в работах таких авторов как Н.Я, Воскобойников, В.И. Ильинский, Н.А. Никольский, их труды носят достаточно фрагментарный характер и более походят на очерки, чем на публикации, серьезно рассматривающие проблемы меценатства и благотворительности. Однако их значение крайне велико, т.к. они изобилуют фактами и дают определенные представления о рассматриваемом нами предмете. .
Среди работ того времени центральное место занимают статьи Е.Д. Максимова. В одной из них, «Очерке истории развития и современного положения общественного призрения», автор выдвигает тезис о появлении государственного призрения в России с эпохи Петра I14. Весь сборник, составляющей частью которого и является эта статья, представляет собой ценность для исследователя истории меценатства и благотворительности. Однако именно в части, написанной Е.Д. Максимовым, кроме тезиса о времени появления благотворительности, внимания заслуживает и введение термина «государственная благотворительность», о важности которого будет сказано позже.
Достаточно большое внимание в историографии исследуемой проблемы уделено важнейшему аспекту - развитию законодательной базы филантропии и деятельности государственных и земских учреждений. В одном из номеров «Русского богатства» за 1896 г. дана оценка достижений земством благотворительных целей и решению поставленных задач. В своей статье «Практическая и законодательная подготовка мер общественного призрения» Е.Д. Максимов делает вывод о том, что имеющиеся законы не в состоянии
обеспечить развитие благотворительных действий. Приводя обширные статистические данные, автор говорит необходимости сопоставления размеров нищенства и преступности и взаимосвязи этих двух социальных явлений15.
Продолжая в журнале «Жизнь для всех» тему, начатую в 1913 г., Максимов приводит данные о деятельности различных губернских земств в области медицины, образования, призрения, особое внимание уделяется Курской, Воронежской и Тамбовской губерниям, выделяются специфические черты филантропической деятельности на территории Центрального Черноземья.
Значение и отличие работ Е.Д. Максимова от других исследователей благотворительности заключается еще и в том, что это не просто статьи о развитии филантропической деятельности в конце XIX - начале XX вв., но и попытка научного исследования данной деятельности. Еще в 1895 г. этим автором был поставлен вопрос о необходимости государственного внимания и систематизации благотворительности (в советский период истории именно с применением такого подхода были фактически решены социальные проблемы). Было отмечено и то, что каждый человек имеет право на заботу и опеку, а также, что наиболее важно, необходимость отстаивать данное право через суд, при условии создании нормативно-правовой базы16.
Необходимость учета иностранного опыта и возможность его применения в России рассматривал другой исследователь благотворительной деятельности В.Ф. Дерюжинский. Делая акцент на недостатки, которые мешали развитию филантропии в России в «Заметках об общественном призрении»,
I 7
он выделяет, прежде всего, проблему несовершенства юридической базы , которая не способна создать необходимые условия для деятельности благотворителей в России. В своеобразную полемику с Дерюжинским вступает К.К. Победоносцев, видящий выход из создавшегося на рубеже XIX и XX вв. положения в совершенствовании управлении благотворительными обществами18. Построив свои заметки как комментарий к деятельности комиссии по пересмотру законодательства об общественном призрении. Победоносцев го ворит о необходимости отстаивания монархического устройства государства и его идеологии. Это один из примеров, когда общественная мысль по благоустройству государства и социальным преобразованиям в нем наталкивалась на противодействие слишком консервативных кругов, что мешало развитию не только теоретической, но и практической филантропии в России.
В начале XX в. в Санкт-Петербурге в 1901 г. вышел первый том сборника статей под редакцией ПИ. Лыкошина «Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности». Его значение заключается уже в названии, которое выделяет несколько видов благотворительности, используя критерий источника поступления помощи. Среди теорий, нашедших отражение в книге, особенно следует отметить выделение реформ Александра II 1860 - 70-х гг, как поворотного момента не только в развитии всей России, но и благотворительной деятельности в частности.
Большую роль в развитии меценатства и благотворительности сыграла деятельность членов императорской фамилии, которая распространялась на всю территорию империи прежде всего через деятельность отделений обществ, учрежденных русскими царями или их родственниками. Освещению их деятельности посвящались отдельные публикации и очерки, а также целые сборники, в которых обобщался опыт всех российских губерний, в том числе и Курской, Тамбовской и Воронежской19.
Рассматривая историографию исследуемой проблемы, надлежит выделить издания, посвященные конкретным направлениям в филантропической деятельности. Так, отдельная часть историографии благотворительности посвящена трудовой помощи нуждающимся20. Такие исследователи как В.В. Гаген, В.И. Герье, ГТ. Швиттау, рассматривая «трудовспоможение» как особую форму решения социальных задач, стоящих перед обществом, писали о необходимости создания государственной системы. Вместе с тем данными авторами отмечалась необходимость использования и частных средств в организации трудовой помощи.
В качестве еще одного примера тематических публикаций следует сказать о блоке работ, посвященных помощи нуждающимся детям. В списке литературы, освещающей данную проблематику, особое место занимает книга «Призрение детства. Сведения об общественной и частной благотворительности в России и заграницей», состоящая из трех томов. Каждый том посвящен отдельному аспекту детского призрения: малолетних, больных и нарушивших закон. Несмотря на пристальное внимание к проблеме и упоминание зарубежного опыта, книга содержит, в основном, справочные сведения и российский опыт в ней освещен недостаточно.
Совершенно иными являются работы М.Д. Путерена, С.Э. Термена, Н. Жердева и других, в которых дается полный анализ истории развития детского призрения, проблем, остро стоящих на рубеже XIX и XX столетий, а также совокупности путей их решения21. Так, в «Историческом обзоре призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и других странах» Путерена дается анализ решения задач помощи нуждающимся детям через призму помощи государственных органов (приказов, земств), а также участие организаций и частных лиц. Особое место занимают работы Г.Я. Щербинина, посвященные детскому призрению в сельской местности22. В одной из них автор рассматривает историю развития сельских приютов с 1892 г., уделяя особое внимание фактической части, например, обучению детей и трудовому воспитанию.
Особое место в развитии благотворительности в России принадлежит Русской православной церкви, поэтому представляется важным выделить в историографическом обзоре публикации, посвященные такому вопросу как участие церкви в целом и священнослужителей в частности в филантропических процессах. Прежде всего, по нашему мнению, следует сказать о работах В.М Бензина. Рассматривая благотворительность при приходах как важнейшую в филантропической деятельности церкви, автор приводит достаточно богатый фактический материал, снабдив его очень хорошим для начала XX в. и по сравнению с другими авторами научным аппаратом. Основным объ ектом его исследований стала благотворительная деятельность братств, приходских попечительств и богаделен при церквах. Также приводятся примеры и подробно рассматриваются источники финансовых и иных средств, задействованных в церковной филантропии. В двух своих основных публикациях Бензин выделяет 1864 г. как рубежный между историей и современностью церковной благотворительности , что подтверждают и исследования П.И. Лыкошина.
Среди других работ, посвященных участию церкви и священнослужителей в благотворительности, следует упомянуть такие как «Приходская благотворительность обществ в Санкт-Петербурге» А.В. Забелина, «Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства» А. Кудрявцева, а также работу Н.А. Никольского «Об общественной благотворительности и ее органах — приходских попечительствах». В последней особое место отведено личному участию различных священников и церковных иерархов в деле развития церковной благотворительности. При изучении историографии церковной благотворительности особое внимание следует уделить справочной литературе по православным монастырям, в которой дается краткое описание деятельности, в том числе и филантропической, их деятельности24.
Важнейшими для изучения развития благотворительности в Центрально-Черноземном регионе являются местные работы, вышедшие в конце XIX - начале XX вв. Их авторами были те, кто по зову сердца или в порядке выполнения должностных обязанностей касались сведений о меценатстве и благотворительности. Одним из примеров являются заметки о развитии филантропии, приведенные в Курских сборниках различных лет25. В них секретарь Курского губернского статистического комитета Николай Иванович Златоверховников дал первый, хотя и крайне краткий анализ рассматриваемой проблеме и ее решению в Центральном Черноземье. Кроме того, в заключительных статьях содержатся его ценные выводы о несовершенном развитии благотворительности в губернии. Они приобретают еще более значимый смысл, если учесть, что их делал современник событий. В данных рабо тах присутствуют начало систематизации и здоровая критика, однако, на наш взгляд, не совсем справедливо отдается предпочтение значению государст-венной благотворительности в ущерб другим видам . К минусам можно отнести и то, что приведенные в сборниках данные далеко не полностью освещают рассматриваемую проблему, используя лишь часть материалов, не позволяющих полностью оценить масштабы и виды оказываемой помощи. Сюда же следует отнести статьи А. Танкова, в частности о деятельности Курского общественного клуба27, содержащие краткий анализ по рассматриваемой проблеме. Несмотря на то, что эта работа не может служить одним из основных источников по развитию благотворительности, тем не менее, в ней содержится разнообразный фактический материал по исследуемой проблеме.
Таким образом, можно сделать вывод, что первый, дореволюционный, период историографии имеет достаточно большое значение. Особенно важны фактические данные, приведенные в изданиях, а также предложения авторов по развитию отдельных аспектов филантропии в современное им время. Но почти всем работам присуще отсутствие глобального подхода к проблемам благотворительности и меценатства.
Историография исследуемого вопроса в советское время находилась под влиянием официальной политической идеологии. Главной особенностью стало обращение по всем вопросам к классикам марксизма-ленинизма, чьи труды и определяли отношение к тому или иному процессу российской истории. По мнению В.И. Ленина, благотворительность - это ни что иное, как помощь неограниченного правительства, которая не нужна народу28. Подобного рода отношение основателя социалистической державы к филантропии во многом и определило степень внимания к данному вопросу. И хотя негативный подход к толкованию некоторых исторических процессов и возможность их исследования не являются тождественными, тема меценатства и благотворительности стала непопулярной. Поскольку официальная государственная трактовка говорила, что это проявление воли господствующего класса, направленное не на улучшение обстановки в социальной и культур ной сферах жизни общества, а действия, отвлекающие от борьбы с существующим гнетом, то внимание к филантропии дореволюционного периода стало восприниматься достаточно многими людьми как прославление порядков, разрушенных во второе десятилетие XX в. Тем более, что проблемы, для решения которых и возникла благотворительная деятельность, теперь целиком решались государством, взявшим на себя ответственность за них.
Тем не менее, было бы неправильным говорить, что на протяжении примерно 70 лет XX в. исследуемой нами теме не уделялось никакого внимания. Главной особенностью материалов, в которых затрагивалось развитие филантропии в Центральном Черноземье, было рассмотрение ее как одной из составляющих социо-культурной жизни России. К числу таких относится, например, книга «Из истории Центрально-Черноземного края» и ряд других29. Также представляется важным выделить издания по истории городов и губерний данного региона России, в частности Курска, в свете исследуемой нами темы интересна книга «Курск. Очерки истории города», изданная в Воронеже30. Одна из классификаций делит благотворительность по направлен и- ям деятельности, выделяя в числе прочих помощь медицине. В советский период историографии филантропии вышла работа М.А. Язвина, которая была посвящена теме развития здравоохранения в целом. Поскольку автор рассматривал историю данных процессов, а вклад благотворителей в их развитие достаточно велик, то в данном издании можно найти отдельные упоминания, проливающие свет на один из аспектов нашего исследования31.
Подводя итог, историографическому обзору периода 1917 - середины 1980-х гг. следует сказать, что говорить о полном отсутствии изданий по исследованию филантропии нельзя. Однако данный отрезок времени дает исторической науке крайне скудные фактические материалы по благотворительности, а количество изданий, вышедших в указанные годы несоизмеримо меньше дореволюционного и современного периодов.
Третью часть историографического обзора развития меценатства и благотворительности составляют работы, вышедшие со второй половины 80-х
гг. XX в. Для начала данного периода характерно увеличение публикаций, посвященных запретным или малоупоминавшимся ранее темам, в том числе и российской филантропии, считавшейся официальной идеологией инструментом для отвлечения масс от классовой борьбы32. Однако рост количества изданий не означал повышения их качественного уровня. Поэтому к данному периоду в историографии следует, по нашему мнению, относится с большей долей критики, чем к предыдущим двум (до 1917 г. и с 1917 по 1980-е гг.).
Среди работ, вышедших в последние 15 лет, особого внимания заслу- живают публикации П.В. Власова . В частности в книге «Благотворительность и милосердие в России» автор значительное внимание уделяет таким вопросам как причины возникновения благотворительности, подробно рассматривает историю развития филантропии в России, деятельность отдельных личностей и государственных деятелей и всероссийских обществ и их губернских отделений. Большое внимание уделено сословной и монастырской видам благотворительности. П.В. Власов как и ряд других авторов считает, что реформы Александра II дали толчок дальнейшему развитию рос-; сийской филантропии и позволили привлечь к ней новые общественные силы . Особого внимания заслуживает книга А.Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России». Помимо обширного фактического материала, дающего представление о развитии меценатства в России, автор обращается к мотивам, побуждавшим жертвовать свои личные финансовые средства на развитие филантропии. В качестве одной из таких причин рассматривается то, что буржуазия в России была в массе своей чрезвычайно молодой, и деды крупных и средних капиталистов часто были "простыми смертными", и занятие предпринимательством редко распространялось более чем на два поколения в роду. Нужды и чаяния народа были этим людям куда ближе, чем дворянам, поэтому буржуазию характеризовал другой подход к благотворительности и меценатству35.
Важное место в современном этапе историографии развития меценатства и благотворительности занимают исследования и публикации ученых-историков, в том числе и написанных на базе материалов по Центральному Черноземью. В частности большой вклад в исследование филантропии внесли работы Л.С. Гатиловой36. Данный исследователь дает две достаточно обширные классификации благотворительным учреждениям в Курской губернии: одну по направлениям деятельности (призрение, дешевое и бесплатное обучение, дешевое и бесплатное проживание, дешевого и бесплатного пропитания, трудовой помощи и лечебной помощи), а другую — по учредителям самих обществ (церковная, государственная, частная, мещанская, дворянская). Несомненно верная систематизация благотворительных учреждений сочетается с достаточно спорными выводами о преобладании в Курской губернии церковной благотворительности, приведенными в одной из работ37. В своем диссертационном исследовании особое внимание Л.С. Гатилова уделила такому виду благотворительности как трудовая помощь, всесторонне рассмотрев данный вопрос .
Следует упомянуть и других исследователей. Е. В. Алехина выделила в своих работах значительное место благотворительной деятельности тамбовского земства39. В.Н. Плаксин, рассматривая историю создания Воронежского сельскохозяйственного института упоминает важнейшей роли филантропии в создании данного и других учебных заведений40. Заслуживают пристального внимания публикации, посвященные прогрессивным представителям общественности, бывших меценатами и благотворителями. Так Ласун-ский О.Г., рассматривая историю семьи Успенских, приводит интересные факты о развитии филантропии в Воронежской губернии41.
Предметами исследования В.В. Захарова и Ю.Н. Маслова стали достаточно далекие от филантропии исторические темы. Однако рассматриваемая ими купеческая деятельность и образовательные процессы в России при более пристальном внимании имеют точки соприкосновения с исследуемыми нами проблемами. Поэтому в их работах нашли отражение меценатство и
благотворительность купцов и помощь общественных организаций и частных лиц развитию образования в России в целом и в Центральном Черноземье в частности42. Здесь же хотелось бы упомянуть диссертацию А.Д. Афанасьева «Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в. по 1917 г. (На примере Курской губернии)», в которой отдельное место отводится такому важному виду благотворительной деятельности как содействие образованию, в частности начальному43.
Отдельно стоит сказать о специальных диссертационных исследованиях. Развитию филантропической деятельности на Тамбовщине посвящена работа А.С. Тумановой44, которая на местном материале рассматривает благотворительность в медицине, культуре и социальной сфере. Особенно важны выводы, которые справедливы не только для Тамбовской губернии, но и для ее черноземных соседей, в частности о том, что ведущая роль в развитии филантропии принадлежала интеллигенции45.
Помимо диссертационных работ, частично освещающих выбранную нами тему, представляется важным отметить отдельные публикации А.В. Третьякова, А.Ю. Друговской, Л.С. Гатиловой, С.С. Жирова, И.Г. Косихи-ной, СЮ. Истоминой, Н.В. Юриной, А.Н. Акиньшина и ряда других исследователей, посвятивших не одну свою публикацию проблемам развития филантропии в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX — начале XX вв.46 Несмотря на важность выводов, которые можно найти в опубликованных работах, а также рост интереса историков и общества, который можно проследить в публикациях известного научно-исторического журнала «Курский край», следует сказать, что данная проблема еще не получила полного и должного освещения.
Заканчивая обзор историографии развития меценатства и благотворительности, можно сделать ряд выводов, среди которых: почти полное отсутствие комплексных исследований по меценатству, изложение материалов по благотворительности без должного внимания к типологии и систематизации,
а также рассмотрение этих процессов вне взаимосвязи или же отсутствие их разделения и понимание как синонимов.
Историографический обзор позволил сформулировать цель нашего диссертационного исследования: на основе анализа совокупности источников и литературы показать динамику процессов развития меценатства и благотворительности в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX — начале XX вв. и участие в них государства, общественных, церковных организаций и частных лиц. Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение меценатства для культуры Центрально-Черноземного региона;
2) дать системный анализ благотворительным учреждениям Курской, Тамбовском и Воронежской губерний;
3) осветить динамику благотворительности в регионе в конце XIX - начале XX в.;
4) показать влияние меценатства и благотворительности на изменение со-цио-культурной ситуации в центрально-черноземных губерниях на рубеже веков;
5) рассмотреть возможные типологии благотворительной деятельности;
6) показать механизм работы провинциального благотворительного общества;
7) выявить степень возможности применения накопленного опыта в современный исторический период.
Основой источниковой базы исследования стали, прежде всего, архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), в частности фонды 796, 798 и 1287, позволившие, в частности, полнее рассмотреть вклад Русской православной церкви в развитие благотворительности. Важную часть всех использованных источников составляют документы государственных архивов Курской (ГАКО), Тамбовской (ГАТО) и Воронежской (ГАВО) областей. Это фонды канцелярий губернаторов, гу бернских по делам об обществах присутствий, губернских ученых архивных комиссий и другие. В процессе анализа документальных материалов, содержащихся в них, были изучены важнейшие факты по исследуемому вопросу: количественный и качественный состав благотворительных обществ, деятельность провинциальных меценатов, личное участие отдельных филантропов в оказании помощи нуждающимся, выявление смешанных форм меценатства и благотворительности и многое другое.
Важное значение имеют и различного рода печатные материалы дореволюционного периода. Условно их можно разделить на «столичные» (напечатанные в Санкт-Петербурге и Москве) и провинциальные. Первые еще можно именовать как «общероссийские», поскольку в них содержатся данные по всей империи, включая и интересуемый нас центрально-черноземный регион. Среди них следует отметить «Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.Петербурге и Москве», «Благотворительные учреждения Российской империи» и ряд других47. Сюда же, по нашему мнению, следует отнести и такой важный источник как Свод законов Российской империи, в частности т. XIII, содержащий важнейшие материалы по юридическим основам существования российской филантропии.
Особое место среди источников, использованных в данном диссертационном исследовании, принадлежит материалам, вышедшим в Курске, Тамбове и Воронеже. К ним, в частности, относятся отчеты различных благотворительных обществ, например купеческих.приказчиков в г. Курске за 1905 г.
до
и ряд других . Среди печатных источников следует отметить «Памятные книжки» Воронежской, Тамбовской и Курской губерний49. Важные сведения для исследователя истории благотворительности содержатся в «Обзорах» губерний, входящих в состав Центрального Черноземья50.
При создании нашего диссертационного исследования активно использовалась периодическая печать до 1917 г. Для периодики также справедливо деление на столичную и провинциальную, которое мы применяли ранее.
Среди общероссийских журналов, содержащих сведения по благотворительности следует отметить как специальные, так и содержащие отрывочные данные: «Русское богатство», Трудовая помощь», «Вестник благотворительности» и ряд других. Достаточно большое количество фактов по теме работы содержится в «Курских епархиальных вестях», несмотря на то, что большинство из них относится только к одному виду благотворительности - церковной51. Повседневность провинциальной жизни, а следовательно и рядовые, и уникальные факты, по истории благотворительности можно найти в «Воронежских губернских ведомостях» и «Курских губернских ведомостях».
Вся совокупность документов и архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, или упоминание уже известных для обоснования новых научных выводов позволила в целом достаточно пристально обратить внимание на задачи, поставленные диссертантом. Источники, использованные в работе, стали стержневой основой создания данного научного исследования.
Методологическая основой работы стали принципы историзма и научной объективности, использование которых позволило дать беспристрастный анализ реального положения дел в провинциальной российской филантропии. Вместе с тем важное значение имеет применение системного и диалектического подходов, т.к. изучаемые нами процессы развивались на протяжении выбранного для исследования периода истории. Включение проблемно-хронологического и сравнительно-исторического методов было обусловлено необходимостью поисков современного применения опыта, накопленного столетие назад. Диссертационное исследование выполнено также с применением статистического и информационного подходов, которые позволили собрать ряд ранее неизвестных фактов, что в свою очередь стало основой для конкретизации отдельных задач работы и формирования выводов.
Объектом и предметом исследования является деятельность частных лиц, общественных организаций, церкви, земств и государственных органов по оказанию финансовой и иной поддержки как нуждающимся группам лиц,
так отдельным представителям российского общества на рубеже XIX — XX вв. Кроме того, пристально рассматривается система благотворительности, черты которой стали проявляться в начале XX в., а также структура обществ, чьи уставные цели преследовали оказание «вспомоществование недостаточных».
Хронологические рамки исследования определены диссертантом как период с середины 1870-х гг. до 1917 гг.
Великие реформы 60 - 70-х гг. XIX в. являются не только временем, изменившим внутреннее существование Российской империи, но ставшим отправной точкой для многих новых социальных, политических и экономических процессов. В частности, одним из итогов фактически коренных преобразований общества стало проникновение и упрочение во всех сферах буржуазных отношений. Последнее позволило новой формации, вышедшей из народа и получившей лучшее на то время образование, влиять на социальную и культурную сферы если не всей страны, то хотя бы своей губернии или региона, например, Центрально-Черноземном.
Сочетание возможностей, личных нравственных ценностей и желания изменить окружающую действительность, поддержка государственных органов и православной церкви стало той базой, на основе которой меценатство и благотворительность получили второе дыхание и достигли пика своего развития в первом десятилетии XX в. Данный период следует считать поворотным моментом в истории благотворительности, поскольку факты, найденные нами среди документов, свидетельствуют о новых подходах в решении социальных проблем. Некоторые из которых в дальнейшем в числе прочих легли в основу советской социальной политики.
Территориальные рамки исследования. Географические границы исследования включают в себя территорию центрально-черноземного региона, т.е. Воронежскую, Тамбовскую и Курскую губернии. Материалы по последней из перечисленных являются наиболее интересными, поскольку в ее состав входили территории, ныне принадлежащие Украине, таким образом
появляется возможность подробно рассмотреть национальный аспект филантропии.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению процессов меценатства и благотворительности и одновременном разделении этих явлений. На основе диалектического подхода автором показано развитие и решение рассматриваемых проблем в Центральном Черноземье. Диссертантом подробно рассмотрены не только частная инициатива как основа филантропии, но и структура, система деятельности конкретное участие каждого члена в благотворительных обществах. На основе анализа архивных материалов и литературы даны несколько возможных классификаций жертвования капитала и оказания иной помощи на социальные и культурные потребности. Использовано сравнение аналогичных процессов с другими регионами Российской империи и государством в целом.
Практическая значимость. На основе данного диссертационного исследования возможно чтение специального курса по истории развития меценатства и благотворительности в России, Центрально-Черноземном районе и России в целом. Также целесообразно использовать отдельные положения для включения в состав комплексных работ по истории Курского края для обогащения учебного процесса школ и вузов региона.
Апробация работы» Результаты и отдельные выводы исследования были доложены на четырех научно-практических конференциях, в том числе одной международной (г. Луганск, Украина, 2002 г.). По материалам диссертации опубликованы 11 статей общим объемом более 4 пл., работа прошла обсуждение на кафедре истории Отечества Курского государственного университета.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из трех глав, разделенных на параграфы, заключения, справочного аппарата, состоящего из примечания и списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Развитие филантропии в России к 60-м гг. XIX
Основными критериями состоятельности любого государства являются его способность преодолевать кризисы на основе динамичного и постоянного развития а также материальный достаток и духовное развитие общества. Но государство — это еще и система взаимоотношений людей между собой, сочетание позиций сильных и слабых, решительных и занимающих выжидательную позицию граждан. Дифференциация, подчеркивающая данные особенности людей, различия в их стремлениях и целях, способах, которыми они их достигают, разные условия для развития личности в каждом конкретном случае, приводят к невозможности построения идеальной модели государственного устройства, рождают социальное неравенство, бедность и благотворительность. Филантропия (любовь к человеку), основанная на морально-этических принципах, - это один из путей решения социальных проблем общества. Однако это и возможность для государства оказывать меньшее содействие нуждающимся, что также недопустимо, поскольку в период кризисов частная и общественная инициатива резко сокращают ассигнования на меценатство и благотворительность и слабозащищенные категории остаются вообще без поддержки.
Прежде чем говорить о развитии благотворительности в конце XIX — начале XX вв., по нашему мнению, следует кратко рассмотреть ее истоки. Ведь филантропия как любой другой социальный процесс проходит долгий период становления и развития, прежде чем можно говорить о нем как о существующей модели человеческих отношений.
Несмотря на некоторые сведения о благотворительности отдельных князей в языческий период, большинство современных исследователей отмечают, что благотворительность как систематической явление возникла на Руси с принятием христианства1. Монахи, пришедшие из Византии, несли с собой развитую богатую культуру, обогащенную современными на то время медицинскими знаниями. Поскольку их главной целью было распространение христианства, то селились они на максимально возможной по площади территории в укрепленных местах (монастырях). Поэтому со временем на большей части земель Киевской Руси возникла своеобразная сеть культурных центров, контактировавших с местным населением и оказывающих им практическую медицинскую помощь. Со временем и князья поняли, какую важную миссию (помимо основной) выполняют монахи. С пониманием этого пришло и осознание другого — не нужно заниматься развитием медицины, достаточно это поручить церкви, назначив ей вместо единовременных скудных пожертвований десятую часть дохода со своих земель.
Одним из преимуществ был бесплатный характер предоставляемых услуг простому люду. Поэтому выигрывали все: князья опирались на церковь, и им не нужно было дополнительно заботиться о данных проблемах, церковь получала постоянную поддержку от десятины и могла активнее влиять на народ, простые люди знали, что в случае увечья к ним придут на помощь. Важным также является влияние православия и на менталитет русского народа. Выражение «В рай входят святой милостыней; нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается»2 стало определяющим в духовном развитии русского народа. Кроме того, страх перед тем, что ждет после смерти, мог быть побежден именно благодаря такому принципу: я помогаю нищему, а он за меня помолится, значит, простят и я попаду в рай. Поэтому меркантильный стимул у слабых духовно или неверующих изначально ставился на службу благотворительности.
Внутренняя политика Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича, прозванных Красно Солнышко и Мудрый, отличалась поистине государственным подходом к решению проблем, связанных с благотворительностью. В частности Владимир учредил всесословные училища, а Ярослав на собственные средства сиротское училище для 300 юношей
Частная и общественная провинциальная инициатива в развитии меценатства
На протяжении всей истории России отличительной чертой нашего государства являлась его богатейшая культура. Ее формирование происходило в течение всего периода существования страны, а началось еще до оформления ее суверенитета. Прогрессивные мыслители, философы и писатели различных стран, отмечая высокий вклад нашей Родины во всемирную культуру, все же особый акцент делают на духовном богатстве последних двух столетий, конце XIX — начале XX вв. в частности. С их мнением следует согласиться и рассмотреть истоки формирования русской духовности рубежа веков.
Несомненно, что писатели, поэты, художники, другие деятели искусств являются теми, кто приумножил культурное достояние нашей Родины. Но для того, чтобы произведение искусства радовало не только автора и прожило долгую жизнь, требуется кроме таланта гения, еще и талант собирателя. Поэтому следует сказать, что особое место в сохранении духовного наследия принадлежит коллекционерам и меценатам, усилиями которых концентрировались обширные собрания книг и произведений искусства, учреждались театры, музеи, библиотеки, другие центры духовной жизни. Чей живой пример подвиг других следовать ему — заботиться о культурном наследии России, преумножать духовное богатство, помогать ближнему. Имена братьев Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Сабашниковых, СИ. Мамонтова, И.Д. Сытина, других меценатов и благотворителей неразрывно связаны с развитием нашей культуры. Не имея каких-либо особых дарований в определенной области художественного искусства, но, ощущая нравственную потребность помогать развитию духовности, обладая высоким эстетическим чувством, являясь носителями высокой христианской морали, они занимались изданием книг, коллекционированием полотен, покровительствовали художникам, поэтам, писателям, музыкантам, наконец, просто помогали обездоленным и нуждающимся. Будучи по роду деятельности, либо по наследству богатыми людьми, они направляли свои средства на увеличение культурного потенциала, и в том, что Россия всегда являлась образцом высокой культуры немалая заслуга этих людей — меценатов и благотворителей.
Благотворительность и меценатство служили не только достижению общественно важных целей, здесь были и другие устремления и тайные желания. Правительство и император старались стимулировать развитие общественных институтов социальной поддержки, а также одиночных жертвователей, т.к. важность подробного рода деятельности не отрицалась, а организация требовала от государства средств, в коих всегда ощущался недостаток. Зато правительство регулярно поощряло все формы благотворительности раздачей наград, чинов, привилегий и т.п. Такого рода отношение к жертвователям создавало возможность использования благородного дела для развития собственного производства, а сама идея благотворительности и филантропии дискредитировалась. Конечно, не все пожертвования делались для получения собственной выгоды, подчас они были не очень велики и благотворитель не мог рассчитывать на какие-либо привилегии.
Исторически сложилось, что слово «меценат» является синонимом человека, совершающего какое-либо полезное для общественной культуры действие. Соответственно «меценатство» означает совокупность подобных проявлений разных людей, либо многократных у одного человека. У данного рода деятельности должны быть исконно два корня: наличие возможности — финансовых ресурсов и духовного чувствования культурных требований, а также осознание своей неотделимости от них. Почему же именно конец XIX — начало XX вв. стали расцветом меценатства в России в целом и в Центральном Черноземье в частности? Почему ранее этого времени не происходит подобных процессов? Вероятно, ответ в следующем. Во второй половине XIX столетия происходит расслоение купеческого сословия, из его среды выделяются люди новой формации — крупная буржуазия, промышленники, фабриканты, банкиры, часть переходит из купеческого сословия в разряд государственных служащих, занимается другой деятельностью: образованием, наукой и т.д. Некоторые получают дворянство.
Особенности государственной благотворительности
Благотворительность занимала особое место в филантропической деятельности. Если меценатство, возникшее для поддержки культуры и науки, находилось в плане решаемых им задач в отдалении от насущных проблем общества, то благотворительная деятельность была направлена на решение социальных проблем: борьба с голодом, нищетой, поддержка просвещения и развитие медицины. Следовательно социальные проблемы в государстве порождали причину возникновения и развития благотворительности.
Сфера распространения благотворительной деятельности достаточно широка. В финансовой и иной помощи нуждается прежде всего человек и практически все сферы человеческой деятельности: образование, медицина, просвещение, быт и т.д.
В имеющейся по проблеме литературе выделяются две классификации благотворительной деятельности. В основу классификаций авторы положили субъект и объект приложения усилий, финансовых и материальных средств. Если базовым компонентом считать объект приложения благотворительных усилий, то благотворительная помощь различным категориям населения будет распределяться по следующим направлениям:
1) помощь в получении образования (частичная и полная);
2) организация более дешевого или бесплатного питания;
3) финансирование постоянного бесплатного проживания для детей, престарелых и инвалидов на «полном пансионе» или призрение (приюты и богадельни);
4) содержание временных заведений дешевого или бесплатного проживания и питания;
5) трудовая помощь (например, содержание домов трудолюбия);
6) лечебная помощь (как отдельным конкретным лицам, так и лечебным учреждениям в целом);
7) финансовая помощь (выдача постоянных и единовременных пособий нуждающимся).
Из сказанного видно, что все эти направления адресной социальной помощи объединяются одним понятием - призрение. Поэтому не случайно многие исследователи, например Л.С. Гатилова, отмечают, что более половины всех благотворительных средств в Российской империи было задействовано именно в данном виде «вспомоществования»1.
В основе второй классификации находится субъект - благотворитель, т.е. разделение исследуемой деятельности осуществляется по источникам поступления финансовых и иных средств. Исходя из этого следует, на наш взгляд, выделить следующие источники благотворительности:
1. государственную (деятельность высших сановников, правительства, министерств, органов местного управления);
2. общественную (труд обществ филантропической и другой направленности на ниве благотворительности);
3. церковную (рассмотрение всей совокупности усилий Русской православной церкви в развитии благотворительности);
4. частную (вклад отдельных лиц в частности и в составе обществ в улучшение социального климата в России в целом и в Центральном Черноземье в частности).
Более пристальное сопоставление различных подходов к классификации благотворительной деятельности приводит нас к двум выводам. Во-первых, данная классификация может существовать. Во-вторых, ее слабость состоит в том, что авторы искуственно разрывают субъект и объект приложения сил филантропов.