Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Зеленская Татьяна Вячеславовна

Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
<
Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зеленская Татьяна Вячеславовна. Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Ростов н/Д, 2005 218 c. РГБ ОД, 61:05-7/426

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Учреждения культуры Ростовской области и Краснодарского края накануне и в первый период войны (1939-1942 гг.)

1.1 Культурно-массовая работа накануне войны 33 - 48

1.2. Изменение содержания культурно-просветительной деятельности в первые месяцы войны 49 - 70

Глава II. Работа культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в период обороны Кавказа

2.1. Особенности культмассовой работы в прифронтовых районах 71 - 89

2.2. Деятельность культурно-просветительных учреждений в рамках «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях 90 -107

Глава III. Ликвидация последствий немецко-фашистской оккупации в культурно-просветительной системе (1943 - 1945 гг.).

3.1. Воссоздание учреждений культуры на Дону и Кубани 108 -132

3.2. Содержание культурно-массовой деятельности на завершающем этапе войны 133 -153

Заключение 154 - 162

Примечания 163 - 191

Список использованных источников и литературы 192 - 210

Приложения 211 - 218

Введение к работе

Актуальность исследования. Великая Отечественная война -важнейшее событие в новейшей истории нашей страны, оказавшее огромное влияние на весь дальнейший ход исторического развития мировой цивилизации. Она стала составной и решающей частью общемирового противостояния с фашистской идеологией. В отечественной истории эта война оставила наиболее глубокий след. Она прошла по судьбам каждой российской семьи и, спустя шесть десятилетий, для значительной части наших соотечественников она по-прежнему остается самым трагическим периодом российской истории.

Деятельность культурно-просветительных учреждений выступала неотъемлемой частью военной действительности. Работники культуры чутко реагировали на стремительно менявшуюся ситуацию в ходе войны, обеспечив в кратчайшие сроки духовную мобилизацию общества, его готовность к выполнению сверхтрудных, но необходимых действий на всем протяжении борьбы с фашизмом. Система культурно-просветительной деятельности, являясь одним из центральных звеньев идеологической работы в советском обществе, в годы войны проявила себя как эффективный организатор и стимулятор массового сознания. Механизм воздействия на общество посредством составных элементов сферы культуры вызывает отдельный исследовательский интерес.

Созданная в предвоенные годы в СССР разветвленная сеть культпросветучреждений и система культмассовой деятельности имела серьезный потенциал влияния на общественное сознание. За военный период работники культурно-просветительной сферы не только не растеряли этот авторитет, но и приобрели колоссальный опыт реальных действий в экстремальных условиях. Анализ процессов радикальной трансформации сознания, в основе которого лежала успешно реализованная корректировка ментальности российского общества, представляет не только научную, но и практическую ценность.

В течение длительного времени Великая Отечественная война считалась одним из хорошо изученных периодов истории советского общества. Отечественными историками было исследовано огромное количество архивных материалов и документов военного времени. Накопленный документальный потенциал послужил основой для написания многотомных изданий, монографий, отдельных публикаций и статей по различным проблемам военной действительности. Однако появление в последние годы значительного числа ранее недоступных документов обусловило новый виток интереса к истории войны, сделало возможным обогащение концепции ее изучения на региональных примерах.

Южнороссийский регион всегда отличался не только многонациональной мозаикой населявших его народов, но и особой ментальностью его жителей, обусловленной и географическими, и социальными, и экономическими особенностями. В настоящее время данная специфика также проявляется в социокультурном компоненте, характеризующем общественную картину южных районов страны, в том числе Ростовской области и Краснодарского края. Вековые традиции проявления национального характера народа в трудные периоды развития российской государственности продолжают привлекать внимание историков.

Авторское стремление внести посильный вклад в разработку концепции истории советского общества в период Великой Отечественной войны имеет и историко-патриотический аспект, вызванный необходимостью воспитания современной молодежи на национально-культурных традициях и ценностях.

Нашему современному обществу нельзя забывать, что свидетели прошедшей войны, ветераны фронта и труженики тыла живут рядом с нами. Наша работа - это дань уважения к ним и признательности за все, что они сделали для спасения и российской цивилизации, и всего мира от фашизма.

Утверждение в российском социуме гуманистических идеалов в качестве цели и содержания общественного развития требует современного и

более глубокого анализа истории войны через призму социального опыта российских людей, рассмотрения военных событий в социокультурном и духовно-личностном аспекте. Модернизация военной истории, как одна из основных задач современной исторической мысли, будет неполной без изучения духовной составляющей Великой Победы.

Исследование основных форм, методов и содержания работы учреждений культуры в экстремальных условиях войны, а также особенности их функционирования в период изменения морально-этических и духовных ценностей народа, весь опыт, приобретенный в борьбе с врагом за выживание собственной нации, принципиально необходимы в современной действительности, характеризующейся идейно-политической инертностью значительной части российского общества.

В связи с тем, что современная историческая наука опирается на методологические основы формационного и цивилизационного подходов возникает необходимость более глубокого изучения традиционалистских явлений и процессов изменения ментальносте российского населения. В центр исторического исследования при этом выдвигаются социокультурные явления - нормы, ценности, идеалы, цивилизационное сознание, национальный характер и т.п.

Самобытность российской цивилизации можно определить соотношением, борьбой и противостоянием между ценностями модернизации и традиционной культурой страны. При этом особенностью российской истории является и закономерное варьирование экстремальных периодов, упорно повторяющихся в жизни нашей Родины на протяжении многих веков. Перманентная экстремалистика, ставшая традиционной для российского сознания, обусловила определенную готовность нашего общества к очередным кризисам, проблемам, революциям и даже войнам. Каждый новый экстрем порождал цивилизационный кризис, в ходе которого наблюдался традиционалистский взрыв, сопровождавшийся коренными изменениями в экономической, социальной, политической жизни, менялись

б идеалы, ценности и моральные нормы и т.д. Попадая из одного экстремального периода в другой, отличающийся от предыдущего сущностными содержательными признаками, Россия приобретала необходимый инерционный потенциал, позволявший ей преодолевать трудности постэкстремальных периодов.

Великая Отечественная война вызвала очередной традиционалистский взрыв, обладавший всеми упоминавшимися чертами. В пределах этого явления наиболее ярко проявилась оперативная и качественная способность советской системы к использованию чрезвычайных средств, форм и методов воздействия на общество для преодоления хаоса в сознании и во всех сферах жизнедеятельности. Наличие в СССР сверхцентрализованной управленческой системы, использовавшей чрезвычайные полномочия, регламентировавшей все стороны жизни общества, применявшей крайние формы принуждения, с одной стороны, и использование традиционных элементов ментальности российских людей с опорой на инициативу и творчество исполнителей, с другой, позволили реализовать трансформацию созидательно-развивающегося общества в стремительно набирающую мощь военно-мобилизационную силу.

В этом процессе если не определяющую, то во многом ведущую роль исполняла духовная сфера, конкретная деятельность учреждений культуры и их работников. Оптимизация культурно-просветительной сферы в экстремальный период предопределила оперативность и результативность морального перелома, обеспечившего корректировку российской ментальности, всегда отличавшейся толерантностью, миролюбием и гостеприимством, готовностью наших людей преодолевать перманентные трудности в направлении непримиримости, всепоглощающей ненависти к врагу и иррационального героизма.

Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — май 1945 гг.). Но для характеристики системы учреждений культуры и уровня развития культурно-

просветительной сферы Дона и Кубани накануне войны временные рамки расширяются, затрагивая предвоенные годы.

Объектом исследования является культура южнороссийского региона в экстремальных условиях военной действительности 1941-1945гг.

Предметом исследования выступает деятельность учреждений культуры Дона и Кубани, включая библиотеки, музеи, драматические и музыкальные театры, коллективы художественной самодеятельности, на различных этапах Великой Отечественной войны.

Степень изученности проблемы. За шестьдесят лет, отделяющих нас от событий войны, накопился достаточно большой массив научной литературы, посвященной этому периоду. В этом историческом наследии нашла определенное отражение и проблема деятельности учреждений культуры.

Автор разделяет точку зрения отечественных историков, выделяющих три этапа развития исторической мысли по проблемам военной истории и характеризующих их содержание, которые нашли отражение в работах В.А.Селюнина, СИ. Линца и других исследованиях .

Первый этап - 40-е - первая половина 50-х гг., отличался процессом накопления и осмысления разнообразных документальных материалов по всему спектру событий военного периода.

Содержание подавляющей части научных работ периода войны сводилось к определению места и роли граждан страны в борьбе с врагом. Среди них можно выделить исследования Е.М. Ярославского, П.Н.Поспелова, СВ. Кафтанова и других2. Деятельность представителей советской интеллигенции, в том числе и работников культуры, рассматривалась авторами как важный элемент единения общества, обеспечения прочного тыла сражавшейся армии.

В то же время массовым тиражом выпускались так называемые издания малых форм - брошюры, информационные и инструктивные письма, директивы, содержащие различны справочные материалы о работе советских, партийных органов, предприятий и организаций в годы войны, в

том числе и в системе культпросветработы. В них нашли отражение и вопросы функционирования учреждений культуры в условиях военного противостояния фашистской агрессии .

Одновременно в журналах «Большевик», «Спутник агитатора», «Партийное строительство», «Пропагандист» регулярно публиковались решения партии и правительства, статьи по идеологическим вопросам, в том числе по отдельным направлениям идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы. Повседневная деятельность культпросвет-учреждений страны освещалась в специализированном издании «Политпросветработа», а также на страницах центральных, региональных и местных газет.

Уже в годы войны были опубликованы исследования о деятельности партизанских отрядов и подпольных групп в районах Дона и Кубани, занятых врагом4, а также впервые обобщены трагические последствия гитлеровской оккупации южных районов страны5.

В течение первого десятилетия после окончания войны стали появляться работы по истории культуры военных лет. Значительная доля этих исследований была посвящена искусству. Публикации содержали информацию об ущербе, нанесенном памятникам культуры в результате агрессии фашистской Германии6. Были изданы книги об отдельных областях культурной жизни военного времени7.

За это время не было создано ни одного крупного исследования о военной эпохе. Тем не менее, вышедшая в эти годы историческая литература привлекательна тем, что написана по «горячим следам» отгремевшей войны. Она создала солидную источниковую базу для будущих серьезных исследований, монографических трудов и научных публикаций последующего времени.

Второй историографический этап, датируемый второй половиной 50-х - серединой 80-х гг., характеризовался обилием научной литературы о Великой Отечественной войне, написанной на основе привлечения большого

количества ранее неизвестных архивных документов и материалов, ставших доступными исследователям. В это время были изданы многочисленные фундаментальные обобщающие труды по истории войны и советского тыла. Однако на развитии исторической науки этого периода сказался тотальный контроль государственных партийно-идеологических структур за содержанием научных трудов. В частности, деятельность немецких оккупационных властей на временно захваченных территориях СССР, в том числе и на Юге России, в монографиях и статьях подробно не разрабатывалась8.

С середины 50-х гг. начался новый этап в научной разработке вопросов развития культмассовой деятельности в период Великой Отечественной войны. Работа учреждений сферы культуры военного времени нашла некоторое осмысление в обобщающих трудах по советской культуре и в фундаментальных изданиях истории минувшей войны.

Во второй половине 60-х гг. вышла в свет серия комплексных исследований по отдельным областям советской культуры, содержащих главы о военном периоде. Тогда же появились первые публикации, посвященные изучению основных направлений развития культуры страны вовремя войны, в том числе и деятельности коллективов культпросветучреждений.

В рамках второго этапа впервые был систематизирован и обобщен обширный фактический материал о развитии отдельных направлений культмассовой деятельности и осуществлена попытка анализа процессов, происходивших в системе культпросветработы на протяжении всего военного времени.

Третий этап, начавшийся со второй половины 80-х гг. и продолжающийся до сегодняшнего дня, обозначился новым витком в развитии исторических знаний о периоде войны. Он отличается от предыдущих плюрализмом мнений, становлением нового исторического мышления, доступом исследователей к ранее засекреченным документам,

стремлением ученых к определению своих позиций по ряду принципиальных вопросов истории войны на качественно новой методологической основе. Принципы историзма и объективности постепенно стали основополагающими при научном анализе историками малоисследованных и спорных вопросов военного времени.

Особенностью современного этапа, обусловленного социально-экономическими и политическими противоречиями переходного периода, являлось заметное уменьшение количества крупных научных публикаций по проблемам минувшей войны. Однако в последние годы наблюдается повышение активности исследовательской работы, что позволяет определить положительные перспективы модернизации военной истории.

Современный этап характеризуется оформлением и дальнейшим развитием отечественной историографии по проблемам культурного развития России, наличием новых теоретических подходов к изучению культуры XX века, переосмыслением целого ряда методологических, источниковедческих, конкретно-исторических и терминологических аспектов истории российской культуры в 1941-1945 гг.9

Степень изученности темы традиционно устанавливается путем анализа содержания опубликованной литературы. Учитывая огромное количество опубликованных исследований по военной тематике, целесообразно остановиться на анализе произведений, имеющих отношение к теме диссертации, и условно систематизировать их по трем группам.

Первую группу представляют коллективные обобщающие труды, содержащие сведения о культуре военного времени, а также монографии, затрагивающие проблемы социальной истории этого периода.

Процесс развития культмассовой деятельности нашел отражение в фундаментальных многотомных изданиях по истории Великой Отечественной войны, включающих отдельные разделы о культуре. Наиболее известным трудом, всесторонне раскрывшим многочисленные вопросы, стала шеститомная «История Великой Отечественной войны

11 Советского Союза»10, в которой авторы собрали и обобщили гигантский по объему материал, сделав при этом интересные выводы и заключения. В ряде глав и параграфов шеститомника приведены сведения о работе представителей науки, литературы и искусства, народного образования, культурно-массовой деятельности в 1941-1945 гг. Имеющиеся фактические данные отражают основные тенденции развития сферы культуры накануне и в период войны в целом, не затрагивая вопросов специфики функционирования учреждений культуры прифронтовых районов и территорий, подвергшихся оккупации. То же можно сказать и о двенадцатитомнике «История второй мировой войны»11. Аналогичный аспект освещения вопросов культуры мы находим и в таких масштабных работах, как «Советский тыл в Великой Отечественной войне», «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» и ряде других12.

Отдельные сведения по выделенной нами проблеме можно найти в коллективных обобщающих исследованиях по истории партии и советского государства. В пятом томе «Истории Коммунистической партии Советского Союза» отдельные аспекты деятельности культурно-просветительских учреждений во время войны отражены в главах, посвященных идейно-., политическому воспитанию масс и работе партийных органов на территориях, занятых врагом в период оккупации и после нее13. При этом рассмотрение вопросов культурного развития в этом издании касается только самых общих представлений о науке, литературе и искусстве этого периода.

В десятом томе «Истории СССР с древнейших времен до наших дней» имеются разделы о культуре на разных этапах военного противостояния. В них содержится богатый фактический материал о культурной жизни страны в годы войны, характеризуются особенности работы деятелей культуры в военных условиях1 , Но региональный аспект изучения проблемы в исследовании отсутствует. Общегосударственный исследовательский подход мы встречаем и в других изданиях советского времени15.

Среди современных обобщающих работ следует выделить четырехтомный труд «Великая Отечественная война 1941-1945. Военно-исторические очерки»16. В нем глубоко анализируется политика нацистов в оккупированных советских городах и селах, остро поднимаются вопросы коллаборационизма. Вместе с тем особенности оккупационного режима на Юге России и их проявление в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе с населением не нашли в этом издании должного отражения.

Попытка анализа особенностей мировых конфликтов прошлого века, выявления общего и особенного отличает коллективную работу «Мировые войны XX века»17. Авторский коллектив с учетом достижений мировой и отечественной историографии попытался выйти за пределы прежних публикаций, раздвинуть спектр исторических исследований. Новизна данного издания определяется расширением содержания разделов о состоянии общества за счет исследования новых тем, как человек на войне и культура военного времени, и их актуализации в современном научном поиске.

Крупным вкладом в историческую науку стала монография А.Д.Колесника «РСФСР в годы Великой Отечественной войны», явившаяся первым обобщающим трудом республиканского масштаба18. Не претендуя на исчерпывающее освещение всего многообразия проблем истории войны, автор сумел выявить характерные черты процесса перестройки страны на военный лад и восстановления разрушенной войной экономики, в том числе и на материалах южнороссийского региона. К сожалению, вопросы духовной составляющей всенародного сопротивления фашистской агрессии остались вне исследовательского внимания историка.

В историографию проблем военного времени значительный вклад внесли работы, посвященные анализу жизнедеятельности советского общества в годы войны. Во второй главе монографического исследования Г. Д. Комкова «На идеологическом фронте Великой Отечественной» четко определены политические цели фашистской Германии на Востоке и

проанализировано идеологическое обеспечение агрессии против СССР19. Автор отмечает наличие у немцев к началу военных действий против нашей страны гигантского пропагандистского механизма, обладавшего мощной материальной базой и разветвленной сетью специализированных частей для

~ 20

ведения «психологической воины» на захваченных территориях . Определенное внимание Г.Д. Комков уделяет и анализу тех изменений, которые произошли в годы войны в содержании, формах и методах работы советских учреждений культуры.

В публикациях Н.Д. Козлова, ГЛ. Куманева, М.С. Зинич, О.В.Дружбы, В.Ф. Зимы содержится комплексное исследование истории социальной психологии масс, стереотипов общественного поведения и идеологии в 1941-1945 гг. Научные изыскания историков характеризуются переосмыслением идеологических приоритетов, методологических подходов, устоявшихся концепций и привлечением новых источников, в том числе и материалов «устной истории». При этом учеными довольно скромно отражена проблема фашистского идеологического воздействия на общественное сознание в условиях оккупации, а также процесс идейно-воспитательной и моральной реабилитации сознания граждан со стороны советского государства в постоккупационный период. Исследователями практически не затрагивается вопрос о роли культурно-просветительной сферы в духовной составляющей Великой Победы. Однако положительной стороной этих работ является взвешенная позиция авторов в отношении попыток пересмотра некоторыми псевдоисториками роли советского народа в избавлении человечества от фашизма.

Новое направление в изучении военной истории открыли изыскания Е.С. Сенявской, основанные на применении междисциплинарных подходов к анализу традиционных (архивных и опубликованных) и устных источников22. Исследование военных реалий через симбиоз историко-психологических методологий в последнее время приобретает все больше сторонников и последователей . Однако чрезмерное увлечение этими

методами может привести историков к субъективистскому отражению военной действительности. При этом следует отметить, что положительные результаты апробированных методологических концептов этого направления успешно использованы нами в качестве дополнительных методов при воссоздании объективной социальной картины войны, в том числе и при анализе процессов, происходивших в культурно-просветительной сфере.

За послевоенный период накопилось значительное число работ, в которых рассмотрение процессов развития духовной жизни людей в военное время напрямую примыкает к изучению проблем идеологической работы коммунистической партии в годы войны. В монографиях П.Д. Тепуна, В.П.Зайцева, С.Н. Якаева, Т.П. Иванова и других историков выработан целостный научный взгляд на проявление в годы войны высоких морально-политические качества советских людей, как закономерный результат высокопродуктивного идеологического воздействия со стороны правящей партии24. Работа учреждений культуры в этой связи подается авторами как один из эффективнейших инструментов, используемых партийными структурами в идеологической работе с гражданами страны. Но особенности культурной жизни в регионах и специфику работы деятелей культуры в условиях войны авторы не рассматривают.

Скромное освещение нашла проблема культуры в годы войны в коллективных исследованиях историко-партийного направления донских и кубанских ученых «Очерки истории партийных организаций Дона 1921 -1971 гг.» и «Очерки истории Краснодарской организации КПСС»25, в которых функционирование учреждений культурно-просветительной сферы упоминается лишь при анализе влияния партии на усовершенствование массово-политической работы с гражданами накануне войны, на начальном ее этапе и в период ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации.

Вместе с тем из этого перечня работ выгодно выделяются публикации известного историка Н.И. Кондаковой, которая, начиная с изучения вопросов

идейно-политической работы партийных организаций страны в годы войны, в последнее время обратилась к исследованию проблем социальной истории военного времени, в том числе и духовной жизни общества36, В монографии «Идейно-политическая работа Коммунистической партии в освобожденных районах РСФСР (1941-1945 гг.)» профессором Н.И. Кондаковой глубоко проанализирован процесс возрождения органов управления культурой на освобожденных территориях страны, выявлены особенности восстановительного процесса в идеологической сфере в районах, подвергшихся оккупации, В ходе исследования автор использовала региональный материал, в том числе и документы южнороссийских архивов. Однако содержание работы не дает возможности последовательно проследить процесс трансформации идейно-воспитательной и культурно-просветительной деятельности учреждений культуры регионов на различных этапах борьбы с фашизмом.

Анализ публикаций, отнесенных автором к первой группе, свидетельствует о том, что большинство исследователей положительно оценивают работу культурно-просветительной сферы по идейно-воспитательной мобилизации граждан страны на борьбу с врагом. При этомй заявленная в диссертации проблема освещена в них достаточно фрагментарно.

Вторая группа историографической литературы объединяет труды, посвященные общей проблематике истории советской культуры и публикации по отдельным элементам культурно-просветительской деятельности военного времени.

Некоторые аспекты культмассовой работы в годы войны нашли незначительное отражение в обобщенных исследованиях по истории советской культуры. В монографиях МЛ. Кима, А. Савченко, К, Темирбаева, В.Украинцева период Великой Отечественной войны подается лишь как один из этапов развития культуры в СССР, хотя, безусловно, важный и исключительный27. Авторы поднимают вопрос о роли и месте

16 социалистической культуры в противостоянии фашистской агрессии, но ограничиваются лишь фактическим определением содержания, форм и методов работы деятелей культуры в период войны, допуская при этом определенные неточности. В частности, нельзя согласиться с утверждением, что «в довоенные годы читатель шел за книгой, а в условиях войны книга

пошла к читателю» , так как имеются точные сведения о реализации накануне войны библиотекарями страны государственной программы «Книга в массы», а в военное время эта форма работы нашла максимально широкое применение.

Следует отметить, что большинство исследований о культуре военного времени29, в том числе «Советская культура в годы Великой Отечественной войны», вышедшая в конце 80-х гг. , освещают функционирование культурно-просветительной сферы в рамках всей страны. В них характеризуются основные формы и методы работы, используемые деятелями культуры в процессе взаимодействия с гражданским населением и военнослужащими. При этом региональный аспект проблемы остается вне научного осмысления.

Особое место в историографии проблемы занимают работы, посвященные изучению деятельности отдельных областей культурной жизни страны, В 60-70-е гг. были опубликованы коллективные исследования о литературе и искусстве, а также монографические работы М.Р. Круглянского, С,А. Черника и других авторов, рассматривающие проблемы образования, науки, радиовещания, кинопропаганды и театра31. В этих изданиях содержится систематизированный фактический материал о функционировании учреждений культуры во время войны. Историки использовали и некоторые данные о работе сферы культуры Ростовской области и Краснодарского края, но им не удалось отразить специфику и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений южнороссийского региона в изменяющихся военных условиях.

Большая исследовательская работа по рассмотрению проблемы культурного развития советского общества в период войны была проведена Л.В. Максаковой. В ее монографии «Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны»32 обобщен и проанализирован богатый документальный материал по основным направлениям культмассовой работы, в том числе и по функционированию культурно-просветительных учреждений России. Автор использовала некоторые материалы архивов Ростовской области и Краснодарского края для определения особенностей культурной жизни регионов в период войны. Исследование отличается глубоким осмыслением роли духовного потенциала советского общества в победе над фашизмом. Научное наследие Л.В. Максаковой в деле изучения проблемы культуры военного времени значительно. В 90-е гг. прошлого века Л.В. Максакова обратилась и к изучению актуальной проблемы сохранения культурных ценностей в годы войны33. Эта тема нашла отражение в работах целой плеяды отечественных ученых, плодотворно занимающихся исследованием этого вопроса. В публикациях С.Г. Горшенина, В.Г. Качалова, М.С. Зинич проведен глубокий и скрупулезный анализ процесса формирования и деятельности органов охраны памятников, определена-степень эффективности форм и методов их деятельности в годы войны, дана оценка роли армии и советской военной администрации в процессе спасения и возвращения культурного достояния нашего народа34. В работах Н.С.Третьякова осуществлено комплексное изучение проблем охраны, эвакуации и консервации историко-художественных, архитектурных ценностей в прифронтовых районах . Отметим, что большинство публикаций основывается на материалах западных и северо-западных районов страны, где этот процесс действительно проходил наиболее интенсивно. Вместе с тем аналогичные мероприятия имели место и в южных районах страны, но данный аспект остался вне научного осмысления историков.

Одновременно отдельный исследовательский интерес вызывает изучение проблемы реализации фашистами политики разграбления и уничтожения национальных сокровищ нашей страны на захваченных территориях СССР. Работа ученых в этом направлении позволяет раскрыть античеловеческую сущность фашистского вандализма над общечеловеческими ценностями и достижениями мировой цивилизации. Часть документальных свидетельств фашистских преступлений против культуры была оглашена Международным военным трибуналом в Нюрнберге , а также содержится в документальных сборниках37 и в работах отечественных исследователей Е.В. Кончина,

А.ПОвсянова и других , Серьезный анализ данная проблематика получила в публикациях М.С. Зинич. Историком сформировано четкое представление о наличии у фашистов конкретных планов и организованной системы специальных подразделений, занимавшихся хищением ценностей на оккупированных территориях СССР, приведены малоизвестные сведения о деятельности оперативного штаба А. Розенберга по вывозу культурных ценностей из западных и северо-западных регионов страны39. Однако процесс разграбления культурных фондов Юга России и его последствия для культурного наследия нашего региона остались вне исследовательского * внимания.

Разработкой темы функционирования культурно-просветительных учреждений во время Великой Отечественной войны занимаются историки МП. и A.M. Мазурицкие40. Исследования этих авторов опираются на широкий круг архивных источников. Им удалось всесторонне осмыслить специфику работы учреждений культурно-просветительной сферы в условиях военного времени, В частности, в монографии A.M. Мазурицкого «Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны» проведена попытка выявления характерных черт профессиональной деятельности библиотекарей в годы войны и определения ее содержания на различных этапах борьбы с фашизмом. В работе глубоко анализируются немецкие планы по хищению раритетных изданий из запасников учреждений

сферы культуры, находившихся на захваченных территориях нашей страны, приводятся примеры специальных инструкций оккупационных властей для цензурных комитетов по работе с фондами библиотек4'. В исследовании даны отдельные сведения и о работе библиотечной сети Ростовской области в годы войны.

Ценный фактический материал представлен и в ряде других изданий о культурно-просветительной работе военного времени. В исследованиях А.В.Виноградова, И.М. Подобеда, Б.Г. Комского и других на конкретных примерах показан процесс перестройки работы различных учреждений культуры, определены особенности их функционирования в период военного противостояния42.

В 70-90-е гг. XX века вышло некоторое число работ по истории культуры отдельных краев, областей и городов страны, в том числе содержащие разнообразный региональный материал военного времени43. Одновременно отечественные исследователи обращались к непосредственному изучению культурного развития регионов в условиях войны. В диссертациях Н.П. Храмковой, В.Г. Бортневского, Ю.А. Широкова определена специфика функционирования сферы культуры в 1941-1945 гг. на материалах Поволжья, центральных и северо-западных районов страны44. При этом исследователям удалось определить специфические черты и особенности процесса перестройки деятельности учреждений культуры на начальном этапе военных действий. Некоторые из них проявлялись также на Дону и Кубани.

Современный период российской историографии также характеризуется большим количеством региональных исследований по изучению явлений культуры и духовной жизни общества 1941-1945гг. Наиболее интересными из них представляются работы Т.В. Подавал овой (на материалах Горьковской и Кировской областей) и А.В. Сперанского (на материалах Уральского региона)45. Авторам удалось на широком историческом и социокультурном фоне показать взаимосвязь и

взаимовлияние образовательного, художественно-образного и нравственно-религиозного уровней культуры тыловых районов страны. При этом отмечается наличие общих факторов развития сферы культуры в условиях войны тыловых и прифронтовых районов. Однако специфика функционирования системы культмассовой деятельности в регионах Юга России, на наш взгляд, совершенно иная.

Среди причисленных нами ко второй группе работ лишь незначительное число исследований напрямую посвящено истории культуры военного времени. При этом общероссийский масштаб рассмотрения проблемы не позволил историкам выявить специфику и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в 1941-1945 гт,

К третьей группе правомерно отнести труды донских и кубанских ученых, выполненные на материалах южнороссийских архивов и, так или иначе, затрагивающие культурологические проблемы.

Определенное представление о процессе развития и функционирования сферы культуры Ростовской области и Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны нашло отражение в монографиях В.П. Зайцева,^ Д.И.Дубоносова, П. Д. Тепуна, И. С. Маркусенко, В.Ф. Негодаева, Г.П.Иванова» А.С. Схакумидова, Е.М. Малышевой, В.А. Селюнина, Н.А.Чугунцовой46. Следует отметить, что хотя историки не ставили себе целью исследование культурной жизни регионов в этот период, тем не менее, отдельные страницы и даже параграфы в работах указанных авторов посвящены анализу духовной жизни общества в условиях военной действительности на региональных примерах.

В книгах В.А. Селюнина были наиболее глубоко исследованы вопросы перестройки идеологической системы на военный лад в начальный период войны, в том числе и в системы культпросветработы. Автором определены пути и средства формирования новой, отличавшейся от мирной жизни «воюющей морали»47. Введенный историком термин, наиболее полно

отражающий сущность нравственных трансформаций военного времени, использован нами в ходе исследования.

В работах Е.М, Малышевой и СИ. Линца предпринята попытка определения сущности немецкой оккупационной политики, реализованной захватчиками на территориях северокавказского региона. Исследователями выявлены и некоторые особенности ее проведения в социокультурной сфере48.

В коллективной публикации краснодарских историков «Вклад
кубанцев в победу над фашизмом» содержатся интересные сведения об
изменениях в системе идеологического воздействия и культурной жизни края
на начальном этапе войны. Авторами определяются отличительные черты
перестройки форм и методов работы деятелей культуры, показывается
расширение масштабов идейно-воспитательного воздействия на
общественное сознание, осуществлявшегося сотрудниками культурно-
просветительных учреждений региона . Однако исследователям не удалось в
полной мере проанализировать особенности культмассовой деятельности и
изменение ее содержания в прифронтовых условиях и на завершающем этапе
войны. т щ.

Особый интерес при формировании современного видения проблем региональной истории Великой Отечественной войны вызывают диссертационные исследования южнороссийских историков, посвященные экономическим, политическим и социокультурным проблемам, выполненные на местных материалах50. Отметим, что с 1999 г. на Юге России действует отделение академии военно-исторических наук, под патронажем которой проходят международные и межрегиональные конференции, посвященные актуальным проблемам истории войны. На таких форумах появляется возможность выявить современное состояние исторической науки, заявить ученым о своих интересах и идеях в научном мире51.

Заслуживают внимания кандидатские диссертации региональных ученых Ф.У. Айбазовой, Ю.А. Болдырева, А.В. Малышева, исследования

которых в некоторой степени близки по тематике к нашей работе52. Однако деятельность культурно-просветительных учреждений Ростовской области и Краснодарского края не нашла в них достаточного отражения. Так, в работе Ф.У. Айбазовой, претендующей на всестороннее осмысление проблемы развития духовной культуры народов северокавказского региона в годы войны, культмассовая деятельность учреждений культуры Ростовской области и Краснодарского края осталась вне внимания.

Диссертации З.В. Бочкаревой и Е.Ф. Кринко отражают специфику реализации немецкой политики на некоторых оккупированных территориях Юга России , однако в них отсутствуют сведения о работе учреждений культуры Дона и Кубани в рамках «нового немецкого порядка».

Таким образом, анализ опубликованных трудов свидетельствует о достаточно высокой степени изученности проблем военного времени, представляющих научный интерес. Тем не менее деятельность учреждений культуры южнороссийского региона в период Великой Отечественной войны не нашла в них необходимой разработки. За пределами внимания остались специфика культурно-просветительной деятельности на региональном уровне в годы войны, а также особенности работы учреждений культуры Дона и Кубани в прифронтовых условиях, на оккупированных территориях и в период восстановления.

В связи с тем, что на современном историографическом этапе проблема развития культуры южного региона страны является важной в теоретическом и практическом аспектах, а также по причине отсутствия специального обобщающего диссертационного исследования по проблемам функционирования культурно-просветительной сферы Ростовской области и Краснодарского края, автором данной работы делается попытка восполнить этот пробел.

В последние годы довольно популярной стала идея (и она действительно созрела) создания нового, с точки зрения современных подходов, исследования «Россия в Великой Отечественной войне».

Диссертант стремится внести свой вклад в изучение региональной истории периода войны.

Цель исследования: выявить основные черты, особенности и содержание работы культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны на различных ее этапах и определить их соответствие задачам разгрома фашистской Германии и ее сателлитов.

В рамках реализации цели были поставлены следующие задачи исследования:

проанализировать ситуацию в системе культпросветработы накануне войны на региональном уровне;

определить изменения в содержании культурно-просветительной деятельности в первые месяцы войны;

показать особенности культмассовой работы в прифронтовых условиях;

выявить характерные черты деятельности коллективов культпросветучреждений в рамках «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях Дона и Кубани;

рассмотреть процесс воссоздания учреждений культуры;

проследить трансформацию содержания культмассовой деятельности в период ликвидации последствий вражеского нашествия и на завершающем этапе войны.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. Автором впервые предпринята попытка комплексного изучения проблемы функционирования культурно-просветительной сферы Дона и Кубани в условиях Великой Отечественной войны.

  2. В диссертации выявлена региональная специфика перестроечного процесса на начальном этапе войны в культурно-просветительной системе. Она заключалась в ускоренных темпах реорганизации сети культпросветучреждений, в существенной корректировке содержания культмассовой деятельности и методах ее проведения с учетом

прифронтовой обстановки, а также в мобилизации работников культуры на реализацию военно-организаторской функции.

  1. Автором делается принципиальный вывод о том, что перестройка в духовной сфере носила целенаправленный, последовательный и системный характер. Доказано, что усилиями культпросветработников Дона и Кубани в короткие сроки были осуществлены коренные изменения в сознании местного населения соответственно военным реалиям.

  2. На основе широкого круга источников выявлены характерные черты деятельности коллективов культпросветучреждений в условиях «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях Дона и Кубани. Доказано, что продолжительность оккупационного времени обуславливала многообразие средств идеологического воздействия фашистов на местное население, в том числе и путем использования ими специфических возможностей культурно-просветительной сферы.

5) В ходе исследования определены основные направления
деятельности партийных и советских органов власти, общественных
организаций и самих работников культуры Дона и Кубани по мобилизации
внутренних ресурсов регионов на скорейшее возрождение сети
культпросветучреждений. Восстановление региональной сети учреждений
культуры, в том числе музеев, библиотек, домов культуры, клубов,
осуществлялось в основном за счет местных ресурсных возможностей,
инициативным способом. Роль централизованных инвестиций была
незначительной.

6) Доказано, что органы власти находили наиболее эффективные
методы управления сферой культмассовой деятельности. Они стали гарантом
четкого функционирования централизованной управленческой вертикали,
основанной на обязательном выполнении руководящих указаний сверху
донизу и на строгой исполнительской дисциплине.

7) В исследовании впервые на региональном уровне проанализированы
особенности содержания культурно-массовой деятельности и его изменение

на различных этапах войны. Доказано, что широкие возможности влияния на сознание жителей Дона и Кубани посредством культпросветучреждений эффективно использовались органами власти как накануне войны, так и в период борьбы с фашизмом.

8) Диссертантом введены в научный оборот ранее не использованные архивные материалы по вопросу функционирования культурно-просветительных учреждений на территориях Дона и Кубани в период войны 1941-1945 гг.

Методологической основой диссертации являются:

принцип объективности - при отборе материалов и оценке историографической базы исследования, особенно при рассмотрении проблемных вопросов, касающихся партийно-идеологического воздействия на людские умы средствами культуры и ликвидации последствий немецко-фашистской пропаганды на временно оккупированных территориях Дона и Кубани;

принцип историзма - при исследовании процессов и изменений в культурно-просветительной сфере регионов во взаимосвязи явлений, установлении хронологических рамок и причинно-следственной зависимости.

В работе применялись методы:

общенаучные (логический, метод классификации), позволившие выстроить общую структуру подачи материала и его анализа на протяжении всего исследования;

сравнительно-исторический, конкретного и комплексного анализа явлений, использовавшиеся при рассмотрении процесса трансформации общественного сознания на начальном этапе войны и при определении изменений в содержании культмассовой деятельности в течение военного времени;

проблемно-хронологического изложения - при выделении наиболее значимых аспектов проблемы, исследуемой на различных этапах войны;

- статистический - при проведении разнообразных подсчетов
количественного плана и пропорционального сравнения по ходу
исследования;

- ретроспективный и аналитический - при рассмотрении исторических
фактов и событий периода войны.

Комплексное использование этих методов позволило раскрыть особенности изменений, происходивших в сфере культуры в рассматриваемый период на региональной уровне, сопоставить отдельные процессы и явления духовной жизни Дона и Кубани в годы войны и сделать соответствующие научные выводы.

Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемой проблеме. Весь обширный массив источников можно условно разделить на несколько, связанных между собой, групп.

Основную группу источников составили архивные материалы, часть из которых впервые вводятся в научный оборот. В процессе исследования были проанализированы документы более 40 фондов семи центральных и местных архивов,

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) изучены материалы фонда 17 (ЦК ВКП(б)), которые дают представление о функционировании управленческой партийной системы в центре и на местах, в том числе в системе культмассовой деятельности. Документы сектора информации организационно-инструкторского отдела (оп. 88) и отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП (б) (оп. 125) помогли сделать вывод об имевших место в начале войны определенной неразберихе и панике среди руководителей регионального уровня, а также об изменениях в идейно-массовой работе в период 1941 -1945 гг. Из фонда М-1 были проанализированы отчеты областных и краевых комсомольских органов за период войны. Материалы Оп. 3, 32 и 53

характеризуют работу молодежных комсомольских организаций регионов Юга России в период ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации. Отдельные документы этого фонда вынесены в приложение к

диссертационному исследованию (см. Приложения 5 и 6).

к)

Широко отражена деятельность культурно-просветительных

учреждений в фондах А-262, А-374, А-534, А-628, А-2306, р-5508 и р-7901

Государственного архива Российской федерации (Г АРФ). Сведения

Центрального статистического управления РСФСР по отдельным отраслям

сферы культуры регионов, переписка местных отделов народного

образования с руководителями Наркомата просвещения РСФСР в период

восстановительных работ, а также отчеты региональных профсоюзных

комитетов работников искусств и политпросветучреждений позволили

проследить процесс изменения содержания, форм и методов работы

учреждений культуры в течение военного времени, а также определить

основной комплекс мероприятий по возрождению культуры регионов,

подвергшихся оккупации.

Множество интересных, содержательных документов отложилось в фондах местных архивов Ростовской области и Краснодарского края, где особую ценность представляют материалы начального периода войны и оккупационного времени.

В Центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО) автор изучил дела фондов 9 и 13, содержащие сведения о работе местных органов власти и творческих коллективов театрально-зрелищных предприятий, сотрудников музеев, библиотек, представителей сельской интеллигенции.

Государственный архив Ростовской области (ГАРО) также располагает подлинными документами, характеризующими ситуацию в сфере культуры в период военного времени. В фондах р-3737 и р-1817 находятся документы, содержащие информацию о деятельности местных органов власти по вопросам массово-политической работы с населением. Фонды р-4132, р-4133,

p-4138, p-4140, p-4144, р-4246 насыщены материалами о функционировании театральных коллективов и творческих кадров ростовской областной филармонии за весь период войны, в том числе и в эвакуации, В фондах р-2379, р-4045, р-4246 имеются аналогичные сведения о работе библиотек и других культпросветучреждений Дона.

Большую научную ценность представляют документы оккупационного времени, сохранившиеся в Таганрогском филиале ГАРО (ТФ ГАРО). Фонды р-513, р-519, р-526, р-531, р-547, р-604, р-619 располагают массивом материалов о деятельности немецких властей на оккупированных территориях, позволивших выявить особенности немецкой политики в культурной сфере, проследить процесс использования фашистами возможностей культурно-просветительных учреждений в реализации идейно-воспитательного воздействия на местное население.

Часть документов оккупационного времени хранятся в фонде р-498 Государственного архива Краснодарского края (ГАКК). В фондах р-687, р-988 содержатся сведения о функционировании советских органов власти края и их участии в построении массово-политической работе на местах. Материалы фондов р-1246, р-1380, р-1626, р-1674, р-1705, р-1726, р-1750 краевого архива представляют весь спектр сведений о культурной жизни Кубани в период Великой Отечественной войны.

Кубань представлена в диссертации и материалами фондов 15, 558, 652, 1072, 1298 и 1774-А Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), в архивных документах которого имеются разнообразные сведения о работе коллективов городских и сельских культпросветучреждений в прифронтовых условиях и в период восстановительных работ в городах и районах края.

На основе анализа материалов региональных архивов удалось определить уровень развития культурной жизни Дона и Кубани в предвоенные годы, проследить процесс перестройки культмассовой работы на начальном этапе войны, выявить особенности деятельности

культпросветучреждений в прифронтовых условиях и в эвакуации, выяснить ситуацию в сфере культуры на оккупированных врагом территориях, рассмотреть весь спектр восстановительных мероприятий в системе учреждений культуры после освобождения.

В ходе изучения архивных фондов были также просмотрены сохранившиеся там фотографии, театральные афиши, программки спектаклей, объявления о проведении различных представлений, смотров и конкурсов. Эти материалы не только отражают дух того времени, но и открывают для потомков лица, имена, идеи и интересы представителей ушедшей эпохи.

Важной группой источников в изучении процессов, происходивших в сфере культуры в период войны и предвоенные годы, являются уже опубликованные документы и материалы, вошедшие в сборники «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: рассекреченные документы», «Краснодарский край в 1937-1941 гг. Документы и материалы», «Наш край. Из истории Советского Дона», «На защите Родины: партийные организации Дона в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие54. Отметим, что доля документов по истории культуры периода войны в них незначительна, тем не менее, они способствовали конкретизации сферы поисков источников в архивных фондах.

Отдельную группу источников представляют статистические сборники, в том числе «Ростовская область за 50 лет» и «Кубань за 50 лет», давшие сведения об общем количестве учреждений культурно-просветительной сферы в предвоенные годы, после освобождения и накануне Победы55.

Большой информационно насыщенной базой и интересным источником для анализа деятельности учреждений культуры в годы войны является периодическая печать56. В процессе работы над диссертацией автор ознакомился с материалами центральных газет и журналов («Правда», «Политпросветработа», «Спутник агитатора» и др.), краевых, областных и местных изданий («Молот», «Большевик», «Таганрогская правда»,

зо «Новороссийский рабочий» и т.п.). Многочисленные публикации военного времени содержат разнообразные данные о функционировании культурно-просветительной сферы страны и регионов на различных этапах войны.

Наибольший интерес вызвало изучение содержания оккупационной прессы. На страницах печатного органа Таганрогского бургомистерства «Новое слово» публиковались материалы пропагандистской тематики, имевшие целью усиленное воздействие на сознание местного населения. Сфера культуры также была популярной темой оккупационной журналистики.

Значительную группу источников представляют опубликованные материалы о немецкой политике на временно оккупированных территориях СССР. Имеющиеся документы в сборниках «Совершенно секретно! Только для командования!», «Преступные цели - преступные средства», «Неизвестная Россия» и других57 позволяют судить о сущности фашистской идеологии и планах захватчиков относительно материальной базы и населения нашей страны, а также их представления о возможностях использования культурных богатств захваченных на Востоке земель.

Ценную группу источников составила мемуарная литература, воспоминания участников событий военного времени58. В процессе научных изысканий автор встречался с ветеранами войны и тружениками тыла, в том числе с бывшими сотрудниками местных учреждений культуры, оказавшими большую помощь в воссоздании общей картины военного времени. Комплекс этих источников позволил выявить интересные факты, не нашедшие отражения в документальных источниках.

Особую роль в подготовке материалов исследования сыграли уникальные экспонаты военного времени, хранящиеся в фондах Ростовского, Таганрогского, Новочеркасского и Краснодарского музеев, в том числе периода оккупации и начального этапа накопления свидетельств по истории Великой Отечественной войны.

Завершая обзор источниковой базы исследования, необходимо отметить, что не все документальные материалы равнозначны по уровню достоверности. В некоторых из них встречаются противоречивые данные, отдельные факты искажены, цифровой материал иногда дается приблизительно.

Таким образом, на основе анализа широкого круга источников и литературы автор посчитал возможным обратиться к исследованию процессов, происходивших в культурно-просветительной сфере южнороссийских регионов страны в предвоенные годы и военное время.

Практическая значимость исследования. Опыт работы российской сферы культуры во время военного противостояния фашистской агрессии будет полезен в процессе патриотического воспитания современного подрастающего поколения и формировании общенациональной идеи современной России.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке нового курса «История Юга России» для студентов исторических факультетов, а также войти составной частью в общее коллективное исследование «Юг России в войне», возможность создания которого в настоящее время уже реальна.

Апробация исследования. Основное содержание диссертации отражено в тринадцати публикациях общим объемом 2,8 п.л. Отдельные положения работы докладывались автором на Всероссийских научных конференциях, посвященных 55-летию Великой Победы в Санкт-Петербурге (2000 г.) и Ростове-на-Дону (2000 г.), на Международной научной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная война: проблемы социальной истории» (Майкоп, 2002 г.), на научно-практической конференции «Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее» (Кисловодск, 2002 г.).

Различные проблемы диссертационного исследования нашли отражение в сборниках материалов всероссийских, межрегиональных и региональных научных, научно-практических и научно-теоретических

конференций, проходивших в Санкт-Петербурге, Пушкине, Новомосковске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске,

*

$

Культурно-массовая работа накануне войны

Война имеет не только политическое, экономическое, военно-техническое, но и социальное, человеческое измерение, связанное с переходом целых социумов в режим экстремально-мобилизационного типа жизнедеятельности.

В истории развития российской государственности постоянно прослеживается перманентный процесс перехода из одного экстремального периода существования общества в другой. Сформировалась специфическая модель мобилизационного типа государственного развития. Черты мобилизационного типа присущи и предвоенному периоду, в котором особое место занимала идеология, как социальный феномен, активно участвовавший в историческом процессе.

Идеология - сложная и многогранная система. В советском государстве она пронизывала все сферы жизни общества и экономику, и политику, и производство, и науку, и искусство, и мораль. Идеологические константы своеобразно преломлялись в каждой из них. Идеология выступала и как особая форма духовной деятельности, тесно связанная с формированием общественного сознания и мировоззренческих ориентиров личности. При этом советская идеология активно использовала возможности культмассовой сферы в качестве одного из механизмов воздействия на общественное сознание.

Из всего многообразия определений термина «культура» наиболее созвучным нашей проблематике является понимание её, как определенного типа человеческой деятельности, носящей ярко выраженный социальный характер3, В этой связи культура, «как специфический способ организации и развития человека»4 и, в частности, культурно-просветительные учреждения, органически вписывались в общую систему идеологической деятельности советского времени.

В предвоенные годы функционирование культпросветучреждений регулировалось и контролировалось органами государственной власти. Работа библиотек, музеев, изб-читален, клубных учреждений находилась в ведении Наркомата просвещения РСФСР (нарком В.П. Потемкин). В его подчинении работали краевые и областные отделы народного образования, направляющие деятельность культурно-просветительных учреждений на местах. Специальные секторы политпросветработы Краснодарского краевого и Ростовского областного отделов народного образования возглавляли соответствующие структуры в городах и районах.

Деятельность театрально-зрелищных учреждений направлялась Комитетом по делам искусств, функционировавшим при СНК СССР. В его состав входили Главные управления изобразительным искусством, музейными учреждениями, театрами и другие. Управлению по делам искусств РСФСР непосредственно подчинялись аналогичные региональные структуры, в то числе Краснодарский краевой и Ростовский областной отделы искусств.

Функционирование управленческих структур культурно-просветительной системы страны находилось под контролем партийных органов. При отделе пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) действовал отдел культуры, который контролировал и направлял работу соответствующих отделов и секторов областных, краевых, городских и районных комитетов партии. Коллективы учреждений культуры неукоснительно выполняли программные установки правящей партии.

Особое место в управлении культурно-массовой и политико-просветительной деятельностью занимали профсоюзные организации работников искусств (РАБИС) и политико-просветительных учреждений, работавшие в тесном контакте, как с руководящими структурами, так и с творческими коллективами.

Особенности культмассовой работы в прифронтовых районах

Первые месяцы войны характеризовались стремительным продвижением немецко-фашистских войск в глубь советской территории. Военно-стратегическая обстановка на фронтах складывалась в пользу агрессора. Вражеская армия быстро приближалась к южным районам страны.

Непосредственная близость фронта обусловила обострение информационного противостояния противоборствующих сторон на территории региона. В прифронтовых условиях информационная война имела наиболее предметный и конкретный характер, а насыщенность идеологического противодействия отличалась наибольшей плотностью и разнообразием.

Фашистская система специализированных пропагандистских служб организовывала различные акции, воздействующие на население прифронтовых районов. Для реализации этих мероприятий применялся широкий спектр средств психологического давления на общественное сознание: сброс агитационных «бомб» (листовок, прокламаций, воззваний), усиленная радиопропаганда, формирование, перемещение и использование на советской территории групп диверсантов, способствующих распространению слухов, панических настроений, пораженческих взглядов.

Для противодействия идеологическому натиску гитлеровской военно-пропагандистской машины власти прифронтовых районов организовывали проведение соответствующих контрмер, связанных с необходимостью срочного перекрытия каналов нацистской агитации и обеспечения эффективной и аргументированной антифашистской пропаганды. В этой связи были приняты решения об изъятии у населения имевшихся в личном пользовании радиоприемников и даже телефонных аппаратов с целью максимального ограничения влияния враждебных «голосов». Одновременно эти действия подкреплялись проведением целеустремленной, убедительной и эффективной массово-политической работы с гражданами, в том числе и при активном использовании обширных возможностей сферы культуры.

В непосредственной близости к театру боевых действий существенно расширялся диапазон деятельности культурно-просветительных учреждений. Наряду с работой в тылу по обеспечению идейно-политического воздействия на гражданское население, деятели культуры активно участвовали в военно-шефских мероприятиях, регулярно выезжали на фронт.

Однако, несмотря на то, что с начала войны работа учреждений культуры по духовной мобилизации общества приобрела особое значение и оказалась реально значимой и жизненно необходимой для государства, правительство страны было вынуждено провести в этой системе существенные изменения. Одновременно с интенсификацией культурно-воспитательной и военно-патриотической работы, осуществляемой сотрудниками учреждений культуры, произошло резкое сокращение количества этих организаций и кадров культпросветработников.

В связи с увеличением расходов государства на военно-оборонные нужды, руководство СССР во второй половине 1941 г. уменьшило бюджетное финансирование непроизводственных отраслей, в том числе и социально-культурных нужд страны на 16,5 млрд. рублей или на 50 процентов1, В сентябре 1941 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о временной консервации значительной части местных культпросвет-учреждений .

Воссоздание учреждений культуры на Дону и Кубани

Контрнаступление советских войск, предпринятое под Сталинградом в конце 1942 г., положило начало массовому изгнанию врага с захваченных им территорий Юга России. Результатом успешных действий на Южном фронте стало освобождение значительной части территории Краснодарского края и Ростовской области от немецко-фашистских оккупантов.

Однако гитлеровцам удалось закрепиться на линии по р. Миус и на подступах к Тамани. Враг проводил активные действия по дестабилизации обстановки в прифронтовых районах, совершая массированные авиаудары и артобстрелы, засылая свою агентуру для ведения диверсионной деятельности. Фашисты пытались всеми средствами помешать процессу воссоздания властных структур, общественных организаций, промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Все это действовало и против воссоздания культмассовой работы в освобожденных районах Дона и Кубани. Эта ситуация обуславливала замедление темпов восстановительного процесса в регионах. По мере вытеснения захватчиков из южных районов РСФСР и их окончательного изгнания осенью 1943 г. с территории северокавказского региона у местных властей появилась возможность развернуть восстановительные работы в полном объеме во всех сферах производства и культурно-массовой деятельности.

Материальный ущерб от хозяйничанья нацистов на территории Ростовской области составил около 20 млрд. рублей1. Эта цифра включала и потери сферы культуры, которые были определены в 238,5 млн. рублей . Урон Ростовской городской сети учреждений искусств составил более 70 млн. рублей . В областном центре были разрушены два театра, серьезно пострадали фонды областного краеведческого музея, полностью погибла коллекция Ростовского музея Революции. Из 22 библиотек системы городского отдела народного образования, существовавших до войны, были уничтожены семь. Ущерб, нанесенный сети городских библиотек, оценивался в сумму более 2 млн. рублей4.

В сельских районах Дона большинство домов культуры было сожжено или разграблено, подверглись разорению все районные, станичные и колхозные библиотеки, 493 избы-читальни . В руинах лежали девять городских и 16 районных стационарных кинотеатров области. Сгорели дотла киноремонтные и киномеханические мастерские, были уничтожены склады Главкинопроката. В Новочеркасском областном музее Донского казачества немцы устроили уборную, выломали все внутренние и наружные двери, разбили большинство витрин. Из фондов музея бесследно пропали коллекции античных и серебряных монет, 215 ценных картин и около сотни различных экспонатов из бронзы, фарфора, мрамора, дерева, кости .

Большой урон был нанесен учреждениям культуры Таганрога, второго по величине города Ростовской области, где были разрушены два театра, восемь клубов, разорен городской парк культуры и отдыха им. М. Горького, частичные повреждения получили и другие культпросветучреждения. Из фондов городского краеведческого музея фашисты похитили 4,5 тыс. экспонатов на сумму более 216 тыс. рублей8. Ущерб таганрогской сферы культуры составил около 7 млн. рублей9.

Не менее значительными были потери от немецко-фашистской оккупации Краснодарского края, которые оценивались в 15 млрд. рублей10, а урон, нанесенный учреждениям культуры, составил более 263 млн. рублей11. В Павловском, Белореченском и ряде других районов Кубани не осталось ни одного очага культуры12.

Похожие диссертации на Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)