Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Благотворительные учреждения Самарской и Симбирской губерний в годы первой мировой войны .
1.1.Управление благотворительностью и принципы бла готворительной деятельности 28-51
1.2 Экономическая база благотворительности 51-75
1.3. Развитие бліаготворительности и отношение к ней средне -волжского общества в годы первой мировой войны. 75-111
Глава II. Цххветительские учреждения и органы печати .
21. Культурно-гфосветительские и назлшые существа 112- 133
22 Периодическая печать 133-145
23. Библиотеки и народные чтения 145-158
Глава III. Художественные учреждения .
3.1. Кинематограф 159-168
3.2 Театры, концерты, цирки 168-181
3.3. IVfy3eH и выстагжи изобразительной) искусства 181 — 190
Заключение 191-196
Список использованных источников и литературы.
- Экономическая база благотворительности
- Развитие бліаготворительности и отношение к ней средне -волжского общества в годы первой мировой войны.
- Периодическая печать
- Театры, концерты, цирки
Экономическая база благотворительности
С началом войны увеличилось число госзадарственных, муниципальных и общественных учреждений, занимавшихся благотворительностью. Появились новые сферы благотворительной деятельности: помощь раненым, беженцам, малоимущим семьям, семьям призванных на службу солдат и офицеров.
11 августа 1914 года указом Николая II были образованы Верховный Совет по призрению семей воинов и Комитет по призрению семей воинов с отделениями в губерниях, уездах, волостях, приходскими и участковыми комитетами. Верховный Совет объединял деятельность учреждений по призрению семей воинов, а Комитет - деятельность отделений.2
С 14 сентября 1914 года начал работу Комитет ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий. В его обязанности входило оказание единовременной финансовой помощи, содействие в отправлении на родину, поиск работы, помещение в богадельни, приюты и другие благотворительные заведения нетрудоспособных, выдача пособий богадельням и приютам, создание собственных благотворительных учреждений для нетрудоспособных, сбор пожертвований. Средства Татьянинского комитета складывались из казенных субсидий и . пожертвований. Комитет имел губернские и уездные отделения. 10 января 1915 года учреждается Комитет великой княгини Марии Павловны по снабжению одеждой нижних чинов, уволенных на родину из всех лечебных заведений империи, объединивший работу всех учреждений данного направления деятельности. Комитет состоял в подчинении Верховного Совета и получал средства от Военного министерства и Министерства финансов.2
10 мая начало работу Всероссийское Общество здравия в память войны 1914 - 1915 годов под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны, целью которого являлось содействие в полном выздоровлении «участников войны 1914 - 1915 годов и членов их семей через лечение в здравницах».3
Управление этими сферами благотворительной деятельности было более организованным и четким
Всероссийский земский союз, представленный на местах губернскими земскими комитетами, губернскими земскими управами, уездными управами, являлся главным государственньм органом по оказанию помощи беженцам. Комитет ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны, созданный для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий, имевший отделения в губерниях, уездах, волостях, основное внимание уделял призрению сирот, калек и увечных4
В Самарской губернии в период войны действовали 75 отделений Татьянинского комитета, в том числе 1 губернское отделение, 1 городское в Самаре, 4 уездныхи 69 волостных В Симбирской губернии работали 14 отделений комитета, в том числе 1 губернское отделение, 3 уездных и 10 волостных отделений. В Пензенской губернии, например, было создано лишь одно губернское отделение Татьянинского комитета1
Комитет Всероссийского Союза городов должен был оказывать помощь россиянам, оказавшимся в связи с войной на оккупированных врагом территориях.
Мунгалшальные, уездные, общественные, частные учреждения благотворительности, занимавшиеся решением тех же вопросов, что и гхх ударсггвенные, координировали с ними свою деятельность в связи с повышенным вниманием к новым сферам благотворительности губернских, городских, уездных властей, на плечи которых легли основные тяготы управления помощью раненым, беженцам, семьям призванных на фронт.
Бгаготворительные заведения, действовавшие в период с начала первой мировой войны и до реформ Временного правительства, в том числе и в Самарской и Симбирской губерниях, можно разделить на находившиеся под управлением: государственных светских ведомств, духовного ведомства, губернских, уездных и городских местных органов власти, общественных организаций.
Под контрюлем государственных учреждений в средне - волжских губерниях действовали: местные отделения Татьянинского комитета, местные комитеты Российского Общества Красного Креста, находившиеся в Самаре, Бугуруслане, Бугупьме, Новоузенске, Сызрани, Сеягилее, Симбирске, местные отделения комитета ее императорского величества великой княгини Елизаветы Федоровны, заведения ведомства учреждений
Личный состав комитета ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий и его местных отделений. (Составлен к 1 мая 1916 года). Пг., 1916. С. 25. императрицы Марии Федоровны, Алексеевский губернский комитет, заведения местных отделений Ольгинского комитета, отделения Комитета Всерсюсийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам.1
Под управлением церкви состояли Самарский епархиальный комитет помощи беженцам, Епархиальный комитет помопщ беженцам духовного звания, созданные местным епархиальным ведомством по постановлению Священного Синода, а так же благотворительное общество при Самарской римскс-католической церкви2
Развитие бліаготворительности и отношение к ней средне -волжского общества в годы первой мировой войны.
Детей воинов, которые не достигли школьного возраста, органы городского и уездного местного самоуправления старались устроить в ясли, где они получали питание, а у матерей оставалось свободное время для работы Дети-сиротынаходили в яслях приют. Например, в Самарском уезде к июлю 1915 года Епархиальным комитетом было открыто 7 ітриютов на 414 детей запасных чинов, ушедших на войну.3
За период января-февраля 1917 года в Самаре Елизаветинским комитетом было открыто 3 приюта для детей-сирот фронтовиков первой мировой войны4
Для семей нижних чинов, которые с уходом кормильца на фронт перешли в состояние неимущих, в годы войны открывались бесплатные столовые, где они могли получить горячие обеды Например, в Самаре уже в июле 1914 года работали две таких столовых, обеспечивавших в день, в среднем, по 100 и по 280 человек бесплатными, горячими обедами.5
Городские и губернские адчшнистрации заботились о том, чтобы способные дети из неимущих семей могли получить образование. Для этой цели были учреждены городские стипендии и пособия, дающие возможность получать образование в средних и высших учебных. заведениях Самары и других городов. К числу таких стипендий относились свободная городская стипендия в честь 300 - летая дома Романовых (400 руб. в год), стипендия имени Субботиных (300 руб.), стипендия имени ЛН Толстого (300 руб.), стипендия имени И С Тургенева (300 руб.), стипендия в честь 200 - летая Пэлгавской битвы (400 руб.). В 1915 году за счет средств города было выдано стипендий и выплачено пособий на сумму 12236 руб. 86коп.ї
В 1916 году при Самарском учительском институте была учреждена стипендия имени бывшего городского головы СЕ Пермякова из начального капиталаВІ200 руб.2
Кроме местных стипендий учащиеся средне - волжских губерний получали казенные стипендии Так, например, 2 сентября 1916 года был издан циркуляр попечителя Казанского учебного округа за № 16175, согласно которому учреждались по пять бесплатных "Георгиевских императора Николая II вакансий" в каждом учебном заведении Министерства Народного Просвещения для детей и воспитанников георгиевских кавалеров.3
На протяжении 1914 - 1917 годов стипендии обесценивались в связи с ростом инфляции. Поэтому в 1917 году Министерство №родного Просвещения увеличило размер стипендий. Например, до 1 июля 1917 года 52 стипендиата Министерства Народного Просвещения при Самарском учительском институте получали стипендию в размере 166 руб.66 коп. на человека в год, асі июля 1917 года сумма стипендии
Помощь неимущим учащимся оказывалась и за счет общественных средств, а также благотворительными ортвнизациями. Например, за январь 1916 года Самарским обществом поощрения образования было уцовлетворено свыше 50 ходатайств о пособиях для обучения в высших учебных заведениях,2
За 1914 - 1915 учебный год Обществом вспомоществования беднейшим учащимся города Бугуруслана было выделено на сттендии трем школам 250 рублей. В Николаевском уезде получили материальную помощь из общественных средств 10 шкод, в Самарском уезде - 4 церковно - приходских школы, в Ставропольском - 6 школ3
Общество вспомоществования учащимся детям служащих на Самарою - Златоустовской железной дороге в 1914 году оказало помощь 355 учащимся на сумму в 12127 руб. 30 коп4
Еще в феврале 1914 года в губернское по делам об обществах и союзах присутствие было подано от педагогов Самарского Учительского института заявление с просьбой об учреждении общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Самарского Учительского института Однако прошение было отклонено и Общество смогло открыться лишь 18 марта 1916 года В его состав вошли директор Самарского учительского института НП Кильдюшевский и преподаватели ПИ Иванов, ПВ ІІ нов, О. Пзрмякова и другие.
Общество собиралось оказывать попечительство малообешеченным семьям военных, а именно: платить за обучение их детей, за книги и пособия, обеспечивать им жилье, медицинское обслуживание, снабжать продовольствием, назначать им пособия, искать работу. Деятельность общества охватывала территорию Самары В начале 1917 года обществом была открыта столовая, в которой учащихся кормили завтраком и обедом, в том числе 10 учащихся института получали бесплатное питание за счет средств общества
Хэтя деятельность общества носила локальный характер, она стала ценным вкладом в дело помощи нуждающимся Самары С ростом инфляции среди детей малообеспеченных категорий населения участились случаи недоедания. Для того, чтобы попытаться решить эту проблему, например, Городская продовольственная управа Самары и организационное собрание представителей всех школ города Самары 29 октября 1917 года приняли постановление о начале работы с 1 ноября Еяоро представителей родительских Комитетов высшей и средней школы Самары, которое занималось распространением булок, сахара, чая для завтраков учащихся. В ноябре продукты выдавались по норме 1/2 булки в день и 40 золотников сахара в месяц на человека и фунт чая в месяц на 100 учащихся.2
Периодическая печать
К сожалению, в источниках и монографиях по истории художественных учреждений в России отсутствуют сведения о точном числе посетителей театров, поэтому супить о популярности этого вида искусства можно на основе исследования театрального и концертного репертуара, доходам, которые получали антрепренеры, критического сопоставления отзывов современников.
От большого числа российских театров, основным содержанием репертуара в годы войны выбравших легкие пьесы, водевили, фарсы, мало с бращавшихся к классике, выгодно отличался самарский городской театр, на протяжении всей войны представлявший зрителям разнообразный репертуар, основным содержанием которого являлись постановки по произведениям классиков, в том числе и современных Например, даже рождественский репертуар 1914 - 1915 годов в самарском городском театре был представлен 24 спектаклями, из которых 50 % являлись постановками классических произведений, таких, как «Снегурочка» и «Живой товар» АН Островского, «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Яма» И Куприна, «Пршщесса Греза» и «Орленок» Э. Ростана, «Укрощение строптивой» У. Шжошра, «На - На» Э. Золя.2
Интерес к классическому театральному репертуару в годы войны у самарской публики не ослабевал, чему способствовало закрытие питейных заведений и приток в губернию беженцев. О популярности театра у самарской публики свидетельствуют доходы антрепренера городского театра Самары Н Д Лебедева, составившие за сезон 1914 - 1915 годов 25 тысяч рублей, а за сезон 1915 - 1916 годов - 42 тысячи.1
Наибольшей популярностью в труппе Лебедева в эти сезоны пользовались такие актеры и актрисы, как А Г. Кремов, В Г. Крюковской, С.Х Жеков, Э.Э. Берже, АН Охтина, Т.М Максимова, З.И Зорин, ЕМ Бортновская, 3.R Дюбарри. Сезон 1916 - 1917 годов в театре был представлен гастрольными труппами. В сезоне 1917 - 1918 годов труппу городского театра Самары составляли новые актеры, среди которых выделялись АП Морозова, P.R Жданова, RK Долева, В А Демерт, И К Самарин - Эльский, АГ. Георгиевский. Антрепренером являлся НД Лебедев.
Во время последнего сезона, кроме летних месяцев, наблюдалась массовая посещаемость театра Представления часто давались бесплатно.4 О спросе на театральное зрелище свидетельствует число театральных показов и объем репертуара городского театра Так, если в сентябре 1917 года театром было представлено 7 отектаклей и всего 10 постановок, то в октябре репертуар театра расширился до 19 спектаклей, а количество представлений составило 32 В ноябре объем репертуара и число демонстраций не изменилось, зато в декабре репертуар театра включал 26 спектаклей, а число показов возросло до 38. В январе 1918 года из 27 спектаклей было дано спектакля было представлено 35 постановок, а в марте из 33 спектаклей 38 постановок
Среди репертуара театра выделялись популярные спектакли, которые показывали наибольшее количество раз. В сентябре 1917 года к числу таких шектаклей относились: «Анфиса» Я Андреева, «Осенние скрипки» Сургучева и «Касатка» А Толстого, в октябре - «Роман» и «Павел I», в ноябре - «Павел I», «Идиот» и «Роман», в декабре - «Павел I» и «Дом Кочергиных», в январе 1918 года - «Дом Кочергиных» и «Вольница» С. Скитальца, в феврале - «Царь 1фдейский и «Флавия Тессини».2
Репертуар театра постоянно менялся и пополнялся новыми спектаклями. Так, например, в октябре 1917 года репертуар театра был расширен за счет 11 спектаклей в сравнении с предшествующим месяцем, в ноябре появилось 10 новых спектаклей, в декабре - 14, в январе 1918 года- 10, в феврале - 9, в марте - 18.3
Наибольшей популярностью у зрителей в репертуаре самарского городского театра пользовались пьесы Л Андреева, А Островского и М Горького. Іфоме них шли постановки по произведениям АП Чехова, Л.Н Толстого, АС. Грибоедова, ЕН Чирикова, Тэффи, О. Дымова, RR Барятинского, Т.Л. Щлкиной - Куперник, АК Толстого, М Арцыбашева, ИФ. Богдановича, и других авторов, что свидетельствует о разносторонности репертуара театра Жанры спектаклей были разнообразны, включали драму, комедию, сказки, произведения современных авторов и классиков. (См. Приложение № 23). репертуар, ярким представителем которых на территории средне -волжских губерний являлся самарский городской театр, находящийся на территории губернского города, в губернских и уеэдньк городах действовали театры, репертуар которых отличался легкостью жанров. Например, в театре Общественного Собрания и театре - саде «Эрмитаж», расположенных на территории уездного города Сызрани, большую часть репертуара составляли фарсы, комедии, спектакли по пьесам классиков и постановки серьезных произведений современных авторов были редкостью.1 (См. Приложение № 24).
К числу театров, которые специализировались на постановках пьес -миниатюр, на территории средне - волжских губерний относились, например, самарский современный театр миниатюр «Олимп», сызранский «Нэвый театр миниатюр». Программа включала в себя три - четыре пьесы - миниатюры, среди которых были фарс, оперетта, комедия, драма, танцевальный номер, исполнение песен Данные театры стремились представить публике, уставшей от тягот военного времени, незатейливые мини - спектакли, лгхэбуждающие радостные эмоции и не утомляющие зрителя. Репертуар подобных театров был ориентирован на самые широкие круги населения, не претендовал на эстетику и серьезность представляемых шектаклей. Программа, представленная короткими пьесами - миниатюрами, которые сменяли друг друга так, чтобы не чередовались жанры, не должна была утомлять зрителя или заставлять его задумываться над представленным сюжетом постановки. Содержание программы этих театров было всецело направлено на развлечение зрителей, их эмоциональную разгрузку. (См. Приложение № 25 и Е иложение № 26).
Театры, концерты, цирки
В период первой мировой войны сформировалось специфическое, массовое, интеллектуальное и хзэдожественное сознание средне -волжского общества Дли него были характерны осознание единения национальной общности в рамках одного или нескольких государств, нации в рамках одного государства, нескольких народов в рамках военной лиги,стойкая эмпатия, которая уживалась с настроениями шовинизма и ненависти, привычка к трагизму, тяга к развлечениям, позволяющим забыть о реальности происходящего.
Интеллектуальные силы средне - волжских губерний в период первой мировой войны остро ощущали потребность в общественно -полезной деятельности, которая была бы направлена на просвещение общества, культурную организацию досуга, научный поиск Интеллектуальным силам, представленным в Самарской губернии выходцами из дворянства, купечества, буржуазии, мещанства, необходимо было в период военных потрясений заниматься какой - либо деятельностью, которая бы приносила пользу обществу в настоящее время, или могла принести ее в исторической перспективе, требовала от самих «интеллектуалов» умственных усилий, творческих и научных исканий, которые являлись для них такой же разрядкой, какой были для остального общества кино, театр и прочие зрелища Именно в годы первой мировой войны на территории средне - волжских губерний, преимущественно на территории Самарской губернии, возникает более десятка обществ и кружков научной и культурно - прс светительской направленности, деятельность которых была нацелена как на самих членов объединений, так и на широкие слои местного общества
Ряд механизмов традиционной культуры в период первой мировой войны оказались способны мобилизовать общество в новых исторических условиях К числу таких механизмов следует отнести: издания периодической печати (которых на территории Самарской и Симбирской губернии было в 1913 году - 44, в 1914 - 43, в 1915 - 35, в 1916 - 30, в 1917 - 74, в начале 1918 года - 112), театры (которых на территории средне - волжских губерний работало только в губернских и уездных городах около десятка, не считая многочисленных городских и сельских самодеятельных и гастролирующих театров), кинематограф (ггреясгавлявпгий кино - продукцию в трех десятках кинотеатрах губерний), культурно - пгххжештельские общества (которых к началу войны насчитывалось 32, а на территории только Самарской губернии за годы войны было создано 12), благотворительные учреждения (численность которых до войны составляла около 120 заведений, а в годы войны увеличилась на несколько десятков). Данные механизмы культуры приспособили свой репертуар и свою деятельность к условиям военного времени, согласовывали их со стремлениями общества в условиях военного времени.
Благодаря традиционным механизмам культуры в период первой мировой войны средне - волжское общество приспособилось к экстремальным условиям жизни. Издания периодической печати и кино -хроника информировали население о событиях на фронте, формировали чувство решителіжюги, спокойствия, уверенности в победных действиях российских и союзнических войск, патриотический настрой. Деятельность благотворительных обществ и организаций обостряла чувство солидарности, единения, общности перед бедами, вызванными войной. Кинематографическое и театральное искусства, концертные вьютулления, выставки изобразительного искусства доказывали, что жизнь продолжается и в период войны, создавали духовный настрой общества средне - волжских губерний посредством эмоциональной разрядки.
Под влиянием институтов культуры в условиях военного времени сформировалась массовая культура, охватывавшая большую часть общества Бе составными частями были кино - репертуар, включавший разнообразные жанры, среди которых выделялись военная хроника, драма и трагедия, театральный репертуар, представленный классическими и современными пьесами, водевилямя, фарсами, концертные и цирковые выступления, культура социального поведения, для которой были характерны восприятие и распространение прскжетжельства, участие общества в благотворительной деятельности. Роль интеллигенции в формировании массовой культуры не всегда была определяющей, поскольку институт социальной культуры и традиции благотворительности имели истоки в довоенной эпохе, были связаны с политико - экономическими условиями периода первой мировой войны Наибольшее влияние в период первой мировой войны интеллигенция средне — волжских губерний оказала на формирование театрального и просветительского направлений культуры, определяя содержание и являясь активным проводником этих направлений культуры
Интеллигенция средне - волжских губерний стремилась поддерживать культурные традиции на достаточно высоком уровне. Доказательством подобного заключения служит высокохудожественный репертуар самарского городского театра, литературно - музыкально -образовательно - просветительская направленность обществ, действовавших на территории средне - волжских губерний в годы первой мировой войны, периодическая организация выставок произведений изобразительного искусства, активная организаторская деятельность участников музейного кружка при самарском городском публичном музее, тематика и динамика лекторских чтений, культурно - просветительская деятельность сельской интеллигенции.
В годы первой мировой войны более динамично культура развивалась на территории Самарской губернии. Данное явление было связано с рядом факторов. К их числу относились деятельность земства, выделявшего значительные средства на развитие лгюсвещения в губернии, благоприятные условия для экономического развития, содействовавшие процветанию торговли, ряда отраслей щюмьяпленности, благосостоянию занятых в этих сферах деятельности групп населения. Это давало возможность использовать финансы и в целях развития культуры Следует учесть и роль ряда представителей интеллигенции в деле развития культурных начал на территории края.
В эволюции культуры средне - волжского региона периода первой мировой войны можно проследить ряд этапов, которые ограничиваются, по - мнению автора настоящего исследования, определенными хронологическими рамками и могут быть охарактеризованы следующими особенностями: -1914-1915 годы подъем патриотического настроя общества, окрашенного в национал - шовинистические оттенки, всплеск благотворительности, рост интереса к кинематографу, популярность политической сатиры, начало формирования массовой культуры военного времени, высокий уровень политизации культуры; -1916- начало 1917 года расцвет научной и культурно -щххветительской деятельности на территории средне - волжских губерний, пик драматизма в киноискусстве, деформация представлений о патриотизме, рост интереса к театральному искусству,