Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Чурина Ирина Олеговна

Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен
<
Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чурина Ирина Олеговна. Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Чурина Ирина Олеговна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 351 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/359

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Преподобный Трифон Вятский и традиции русского миссионерства в среде финно-угорских племен XI-XVII веках 17

1. Христианизация финно-угорских племен Европейской России в XI-XVII веках 17

1.1. Христианизация финно-угорских племен в XI-XIII веках 17

1.2. Святитель Стефан Пермский и его преемники 22

1.3. Христианизация поволжских финнов и учреждение Казанской епархии 26

2. Преподобный Трифон Вятский и его миссионерская деятельность в среде финно-угорского населения Пермской и Вятской земель 30

3. Исторические условия возникновения культа преп. Трифона Вятского: Хлыновский Успенский Трифонов монастырь в XVII в. и учреждение Вятской епархии 62

Глава II. Памятники культа преп. Трифона Вятского 75

1. Житие преп. Трифона Вятского 75

1.1. Первая редакция 79

1.2. Вторая редакция 87

1.3. Никодимовская редакция 98

1.4. Сокращенные редакции 101

1.5. Смешанные редакции 109

1.6. Бытование списков Жития преп. Трифона Вятского 113

2. Служба преп. Трифону Вятскому 118

3. Иконография преп. Трифона Вятского 130

3.1. Ранняя иконография преп. Трифона Вятского 130

3.2. Развитие иконографии преп. Трифона Вятского в XVIII-XX ве

ках 140

3.2.1 Образ «Явление Богоматери преп. Трифону Вятско

му» 140

3.2.2 Житийные иконы преп. Трифона Вятского 146

3.2.3 Совместное изображение преп. Трифона Вятского и других святых 155

Глава III. История культа преп. Трифона Вятского в XVII - нач. XX веках 164

1. Истоки почитания преп. Трифона Вятского: монастырская традиция XVII в 164

2. Культ преп. Трифона Вятского при первых Вятских епископах 166

3. Распространение культа преп. Трифона Вятского за пределами Хлыновского Успенского монастыря 175

4. Культ преп. Трифона Вятского в Вятском Трифоновом Успенском монастыре в XVIII - XIX веках 179

5. Культ преп. Трифона Вятского в контексте миссионерской деятельности Русской Православной Церкви 193

5.1. Активизация миссионерской деятельности в среде финно-угорского населения Вятской губернии во второй половине XIX века 193

5.2. Крестные ходы, их миссионерское значение и культ преп. Трифона Вятского 195

6. Народное почитание преп. Трифона Вятского 202

6.1 Периферийные центры почитания преп. Трифона Вятского: часовни и святые источники 202

6.2 Предания о преп. Трифоне Вятском 212

7. Празднование 300-летия преставления преп. Трифона Вятского в Вятской и Пермской епархиях 223

Заключение 233

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной отечественной историографии русской культуры культ святых все чаще становится предметом исследования. Это связано, прежде всего, с ролью этого социального института в средневековом обществе, а также с многогранностью этого историко-культурного явления. «В культах святых и в фигуре святого, - пишет М. Ю. Парамонова, -ученые увидели феномен, способный по-новому осветить важнейшие черты средневековой религиозной и социальной жизни, выявить лежащие в ее основе системы ценностей и норм поведения»1.

Это действительно так, поскольку культ святого есть его посмертное бытие в обществе, отражение личности святого в культуре. Наряду с термином «культ святых» встречается понятие «почитание», использующееся как равнозначное или более широкое, когда под «культом» святого подразумевается развитая форма его почитания. Почитаться может и «усопший подвижник», тогда как понятие «культ» относится к почитанию прославленного святого . Различение между «почитаемым подвижником благочестия» или «почитаемым усопшим» и «святым» описано Е. Е. Голубинским .

Обращение современных исследователей к изучению культа как самостоятельного явления весьма плодотворно, так как отечественной наукой накоплен значительный опыт в изучении вопросов канонизации подвижников веры, агиографии, гимнографии и иконографии святых различных чинов. При исследовании культа святого возможно выявить взаимосвязи различных аспектов явления, показать их в развитии и даже объяснить некоторые особенности иконографии, агиографии святого, которые не находят объяснения в сугубо искусствоведческих или филологических исследованиях. Исследование культа святого,

1 Парамонова М. Ю. Вацлавский и Борисоглебский культы: сравнительно-исторический анализ латинского и
древнерусского культов святых правителей. Дне. ... доктора истор. наук. М., 2003. С. 6.

2 Об этом см.: Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых в XII-XVII вв. Дис. ... канд. истор. наук.
Ярославль, 2003. С. 4-5.

3 «Кроме причтения к лику святых... у нас было еще «почитание» уерпших подвижников добродетели, состав
лявшее так сказать низшую степень их культа против причтения к лику святых». См.: Голубинский Е. Е. Исто
рия канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 42.

иконография или житие которого не изучены, способно создать основу для будущих специальных исследований. Работы М. Ю Парамоновой1, Е. В. Ухано-вой , А. Г. Мельника , И. И. Калиганова подтверждают обоснованность и эффективность комплексного подхода в изучении культов древнерусских и славянских святых в различных проявлениях.

Научная разработанность проблемы. В современной отечественной литературе встречаются отдельные работы, посвященные почитанию того или иного святого. Некоторые из них носят описательный характер: таковы статьи Т. С. Макашиной , Т. В. Петровой6, др. В других работах внимание уделяется тому или иному аспекту культа. Например, среди дореволюционных исследований выделяются работы, посвященные вопросам канонизации русских свя-тых . Почитание святых в связи с их канонизацией рассматривается в статьях Т. Т. Е. Самойловой8 и Р. И. Клевцовой9.

Культ как явление целостное довольно редко становится предметом специ-яльного историко-культурного исследования. Чаще всего к вопросу почитания святого обращаются исследователи других проблем, когда обращение к истории культа является вспомогательным. Например, А. Е. Смирнова в своей статье о службах Макарию Калязинскому пишет: «с помощью комплексного исследования всей традиции почитания Макария Калязинского... мы рассмотрим историю формирования богослужебной традиции празднования этому святому,

Парамонова М. Ю Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. 405 с.

2 Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы Римского как отражение политической концепции Византии и Руси IX-XI вв.: опыт комплексного источниковедческого анализа. Автореф. диссерт. на соискание уч. степени к. и. н. М., 2000. 27 с. Обретение мощей святого Климента, папы Римского в контексте внешней и внутренней политики Византии сер. IX в. // Византийский временник. Т. 59. М., 1999. Служба святому Клименту, папе Римскому//Историческому музею-125 лет. Труды ГИМ. Вып. 100. М., 1998. С. 143-153.

Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых... 260 с.

4 Калнганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. 800 с.

5 Макашнна Т. С. Святые Козьма и Дамиан в русском фольклоре //Живая старина. 1994. № 3. С. 18-21.

6 Петрова Т. В. О почитании святого апостола Андрея в России // Живая старина. 1994. № 3. С. 23-25.

7 Голубинский Е. ^.История канонизации святых в Русской Церкви / Репринт изд. 2-е, испр. и доп. М., 1903. -
М., 1998. 593 с. Васильев В. Очерки по истории канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.256 с.

8 Самойлова Т. Е. Святой князь Георгин Владимирский. История почитания // Макарьевские чтения. Канониза
ция святых на Руси. М., 1999. С. 145-154.

9 Клевцова Р. И. Почитание прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких// Макарьевские чтения. Канониза
ция святых на Руси. М., 1999. С. 155-167.

7 проанализируем текстологические связи разных служб с другими агиографическими и гимнографическими памятниками.. V.

Отметим также, что для большинства исследований характерно то, что культ рассматривается в период его наибольшей социальной значимости и не уделяется внимания эволюции культа и некоторым его аспектам (например, культ правителей-мучеников (Вацлавский и Борисоглебский) в исследованиях М. Ю. Парамоновой и Н. И. Милютенко и др2. Как отметил Г. Г. Литаврин, «за пределами внимания исследователей, как правило, остаются произведения, связанные с утверждением и распространением культа божьих угодников: службы, йотированные песнопения, вопросы о мощах святых и др.3 Если такие разыскания и проводятся, то они осуществляются учеными дифференцированно, с учетом собственных профессиональных интересов»4. Такой подход обоснован и только подтверждает многогранность культа святых как историко-культурного феномена.

Редким исследованием, выходящим за рамки такого подхода, стала монография И. И. Калиганова «Георгий Новый у восточных славян»5. Кроме необходимого для такой работы текстологического анализа Жития и Службы святому, автор привел подробные археографические описания привлеченных к изучению рукописей. В числе основных исследователь осветил вопрос бытования списков этих памятников. В ряду важнейших проявлений культа Георгия Нового И. И. Калиганов рассмотрел иконографию и традицию почитания мощей. Высказываясь о работе И. И. Калиганова, Г. Г. Литаврин отметил, что им «впервые для отечественной и зарубежной славистики применяется комплекс-

Смирнова А. Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции // Русская агиография. СПб., 2005. С. 332-333.

2 Святые князья-мученики Борис и Глеб / Исслед. и подгот. текстов Н. И. Милютенко. СПб., 2006. 432 с, илл.
Ранний А. М. Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации // Почитание святых на
Руси. Можайск, 1996. Ч. 2. С. 53-59.

3 Среди памятников почитания святых, редко привлекаемых к изучению культа, иконы и миниатюры, месяце
словы, храмы и часовни в честь святых, святые источники и колодцы, связанные с почитанием Божиих угодни
ков.

4 Литаврин Г. Г. От редактора // Калиганов И. И. Георгий Новый... С. 8.

5 Калиганов И. И. Георгий Новый... 800 с.

8 ный метод привлечения всей совокупности данных об одном из древнерусских святых»1.

Комплексный подход отличает также исследование по истории почитания ростовских святых в XII-XVII вв. А. Г. Мельника2.

Т. Б. Карбасова в статье, посвященной истории почитания преп. Кирилла Новоезерского, в качестве источников рассматривает Житие, Слово на обретение мощей, Службу святому, иконографию преп. Кирилла Новоезерского, указания месяцесловов и свидетельства документальных материалов о культе пре-подобного . Записи о чудесах используются в этом исследовании как источник, характеризующий географию культа святого.

Уже было отмечено, что большинству работ, посвященных почитанию святых, свойственно рассматривать культ как явление однажды возникшее и неизменное. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что почитанию святых, заключенному в рамки канона, освященному традицией a priori свойственна некоторая статичность. С другой стороны, необходимо обладать весьма обширным материалом, характеризующим культ в различные исторические периоды, чтобы проследить возможную эволюцию. И. И. Калиганову и А. Г. Мельнику удалось показать культ святых в развитии: И. И. Калиганов рассмотрел новые явления в культе Георгия Нового с переносом его на русскую почву4. «Как и всякое историческое явление, культы святых не оставались неизменными, они эволюционировали во времени. Эта эволюция затрагивала как отдельные черты культа, так и все их вместе»5, - отметил А. Г. Мельник, описывая культ ростовских святых в периоды его расцвета и упадка. Исследователи вплотную подошли к вопросу о том, изменяется ли культ содержательно - появляются ли новые формы культа, изменяется ли восприятие типа святости и личности святого.

Литаврии Г. Г. От редактора... С. 8.

2 Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых... 260 с.

3 Карбасова Т. Б. История почитания прп. Кирилла Новоезерского // Русская агиография. СПб., 2005. С. 504-
526.

4 Об эволюции культа, «изменении семантического наполнения образа святого» в русском цикле памятников о
балканском мученике Георгии и в иконографии см.: Калиганов И. И. Георгий Новый... С. 684-687.

5 Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых... С. 6.

Необходимость комплексного подхода обусловила тенденцию к локализации наблюдаемых явлений и исследуемого материала при изучении культа святых (святынь): почитание местных святых (святынь) выделилось как отдельное направление в области изучения религиозного сознания и народной культуры. «Если еще не так давно исследователи решали проблемы на общерусских материалах, то теперь все большее значение приобретают региональные исследования. За счет ограничения территории авторы ставят задачу не только выявить структуру православного устроения жизни вцелом, но и возможно более полно и обоснновано, с учетом местных особенностей, рассмотреть конкретные стороны функционирования православия у русских»1, - пишет Г. Н. Мелехова о современных тенденциях в изучении религиозной жизни. Этот подход проявляется в изучении местных культов - истории местночтимых икон2 и соборов местных святых.

А. Г. Мельник, отмечая актуальность изучения соборов святых отдельных регионов, обратил внимание на то, что такой подход основан, в частности, на особенности мировоззрения человека Древней Руси: «Местный взгляд древнерусского человека на святых угодников, - писал Ив. Яхонтов3, - всего лучше и яснее подтверждается в этом отношении классическим указанием из рукописного жития св. Прокопия Устюжского: «Великий Новград блажит архиепископов Иоанна и Евфимия, Никиту и Иону, и преподобнаго Варлаама, и Савву, и Михаила Клопскаго; Псков же град блажит блаженных, благоверных и великих князей Всеволода и Домонта. Московское же русское царство... преосвященных митрополитов Петра и Алексея, и Иону, и блаженных Христа ради Максима и Василия, и иных святых. Ростов... епископов Леонтия и Исайю, и Игнатия, и Якова, Васиана и Ефрема, и Аврамия, и Сидора блаженнаго. Смоленский же град и Ярославль... великаго князя Феодора и чад его Давида и Константина. Град же Вологда... преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, и иныя же тамо окре-

1 Мелехова Г. Н. Современные проблемы и направления изучения русской православной религиозности // Хри
стианство и Север. М., 2002. С. 15.

2 Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в Российском православии XIX-XX вв. (на примере почитания
чудотворных икон в Московской епархии). Дне.... канд. истор. наук. М., 2005. 256 с, ил.

3 Яхонтов Не Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Ка
зань, 1881. С. 264. См.: Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых... С. 7-8.

10 стныя веси славят преподобных отец Корнилия Комельскаго, Павла Обнорска-го и Сергия Нурменьскаго, и Дионисия, и Амфилогия Глушицких... И каяждо убо страна и град блажит и славит, и похваляет своих чудотворцев».

Современные тенденции в изучении религиозной культуры общества обусловили выбор темы нашей работы и ее формулировку. Культ преп. Трифона Вятского весьма удобен для комплексного исследования явления в развитии. Во-первых, он локален - и это значительно сужает объем изучаемого материала, позволяя расширить хронологические рамки исследования. Во-вторых, этот культ возник и развивался в Вятских землях, полиэтническом регионе, населенном финно-уграми, русскими и тюрками, что не могло не сказаться на содержании культа. В-третьих, культ возник в XVII веке, в XVII же веке было создано Житие святого. Известно, что житиям святых XVII в. свойственно выходить за рамки литературного этикета, канона. М. Д. Каган, обращаясь к Житию преп. Трифона Вятского, отметила, что в житийном образе святого воплотились различные типы святости: преподобного, просветителя, юродивого . Наблюдения Т. Р. Руди, таюке, показывают, что Житию преп. Трифона свойственны топосы, характерные как для литературного образа преподобного, так и для жития «просветителя народов»2.

Возможно, что эта неустойчивость типа святости в Житии заложила основу эволюции образа святого в религиозном сознании.

Историография вопроса. Наиболее значимыми работами для изучения культа преп. Трифона Вятского являются статья И. М. Осокина «Исторический очерк почитания преп. Трифона, Вятского Чудотворца»3 и диссертационное исследование Н. В. Кривошеиной «Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX вв.»4.

1 Каган-Тарковская М. Д. Развитие житийного жанра в XVII веке: Жития Адриана и Ферапонта Монзенских,
Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псков
ского // ТОДРЛ. Т. XLIX. СПб., 1996. С. 127-128.

2 Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: исследования, публикации, по
лемика / Редкол. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 78-94.

3 Осокин И. М. Исторический очерк почитания преп. Трифона, Вятского Чудотворца // ТВУАК. 1912. Вып. І-ІІ.
Рефераты и сообщения. Вятка, 1912. С. 1-64.

4 Кривошеина Н. В. Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII -
XX вв. Дис. ... канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2004. С. 73. Она же. Иконография храмовых образов

Вопросу прославления преп. Трифона Вятского посвящены статьи А. К. Одоева, В. Я. Струминского и VII глава монографии Л. В. Зубарева . Вопрос о канонизации преп. Трифона рассматривал и Е. Е. Голубинский. Исследователь называет преп. Трифона Вятского в числе святых XVII века, время канонизации которых неизвестно. Он отмечает, что «о начале местного празднования (ему -И. Ч.) ничего не может быть сказано» . Вместе с тем, по недоразумению, преп. Трифон Вятский под именем Трифона Пермского указан Е. Е. Голубинским в «Дополнениях и поправках» как почитаемый усопший4.

Историографию вопроса дополняют исследования Жития преп. Трифона Вятского. Начало изучению этого памятника, списков и редакций Жития святого, было положено его издателями.

Впервые Житие преп. Трифона Вятского было издано П. Д. Шестаковым, попечителем Казанского учебного округа, в 1868 г. Это издание было подготовлено им на основе пяти списков. П. Д. Шестаков привел некоторые археографические характеристики списков и указал встречающиеся в них разночтения5.

В 1905 году в Трудах Пермской Ученой Комиссии В. Я. Струминский опубликовал краткую редакцию Жития по списку Пермской Духовной семина-

«Явление Божьей Матери преподобному Трифону» // Святой преподобный Трифон, Вятский Чудотворец в иконографии XVII-XX вв. Киров, 2006. С. 77-90.

1 Одоев А. К канонизации пр. Трифона и блаж. Прокопия, Вятских чудотворцев // ВЕВ. 1903. № 10. Отд. неоф.,
С. 422-434; Струминский В. Я. Был ли канонизирован преп. Трифон Вятский? (К вопросу о времени написания
жития преп. Трифона, изд. Шестакова, Казань, 1868 г.) // ПЕВ. 1904. Отд. неоф. № 22. С. 261-267; № 49. С. 546-
552; 1905. № 5. Отд. неоф. С. 30-39; Его оке. Предварительные сведения о житии прп. Трифона (время, место и
цель написания) и сравнительная историческая ценность его повествований // ПЕВ. 1904. Отд. неоф. .№ 26. С.
305-312; № 29. С. 331-342; № 31. С. 357-362; № 33. С. 379-391.

2 Решение вопроса о канонизации преп. Трифона //Зубарев Л. В. Преподобный Трифон, Вятский Чудотворец.
Вятка, 1912. С. 109-133.

3 Голубинский Е. Е. История канонизации святых... С. 158.

4 «В Пермской губернии и уезде есть село Чусовской городок, иначе Успенское, в котором находился упразд
ненный в 1764 г. Успенский монастырь, основанный во второй половине XVI в. преп. Трифоном... В воззвании
церковно-приходского попечительства села к благотворителям о помощи, напечатанном в № 184 за 1900-й год
газеты Курьер, говорится, что обоснователем села был «прославленный чудесами и исцелениями преподобный
отец Трифон, род. 1543 г., ум. 1613 г., 70 лет», т. е. дается... знать, что Трифон принадлежит к числу почитае
мых усопших (хотя, впрочем, все воззвание написано с такой риторикой, что не возбуждает полной веры к се
бе)». См.: Голубинский Е. Е. История канонизации... С. 577-578.

5 Шестаков П. Д. Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского Чудотворца как памятник русской ду
ховной письменности. Казань, 1868. 160 с.

12 рий 1838 г.1 Эту редакцию он назвал Никодимовской по имени архимандрита Вятского Успенского монастыря Никодима, которому принадлежал список.

В 1912 году в Трудах Вятской Ученой Комиссии2 протоиерей И. М. Осо-кин опубликовал Житие преп. Трифона Вятского неизвестной ранее редакции по двум спискам.

Кроме того, в 1991 г. кировским исследователем В. В. Низовым описан и опубликован еще один список Жития преп. Трифона Вятского XVIII в., принадлежащий библиотеке Кировского педагогического института3. Исследователь выделил его в отдельную редакцию.

До настоящего времени полное текстологическое исследование Жития преп. Трифона Вятского не проводилось, поэтому весьма ценными для нашего исследования являются наблюдения за текстом Жития преп. Трифона Вятского в работах Л. В. Зубарева4, В. О. Ключевского5, М. Д. Каган6, архиепископа Филарета Черниговского7 и других.

Цель работы. Целью нашего исследования является изучение культа как многогранного, но целостного и развивающегося явления. Этим обусловлены хронологические рамки исследования - с начала XVII века, со времени возникновения почитания святого, до XX века.

Задачи. В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:

1) показать взаимовлияние таких аспектов культа как агиография, гимно-графия и иконография святого;

«Житие и жительство и отчасти чудеса преподобнаго и богоноснаго отца нашего Трифона, просиявшаго въ постнвхъ подвизехъ во странахъ Вятскихъ во обители Успения Пресвятыя Богородицы во граде Хлынове. Благослови, отче, почести» / Предисл. и подгот. текста Струминского В. Я. // ТПУАК. 1905. Вып. IX. С. 55-75.

2 «Месяца октомбрия въ восьмый день житие и подвизи и отчасти чюдеса преподобнаго отца нашего Трифона
Вятцкаго чюдотворца...» / Предисл. и подгот. текста И. М. Осокина // ТВУАК. 1912. Вып. 1-Й. Вятка, 1912.
Отд. П. С. 1-110.

3 «Житие и подвиги и отчасти чудеса преподобного отца нашего архимандрита Трифона, Вятского чудотворца
и начальника обители Успения Пресвятой Богородицы, что в Хлынове» / Публ., предисл. В. В. Низова; Пер. со
старослав. В. В. Низова, Л. М. Коковихина //Выбор. Киров, 1991. №39. С. 8; № 40. С. 8; № 42. С. 8; № 43. С. 8;
1992. № 8. С. 10; № 10. СП. Палеографическое описание см. Низов В. В. // Выбор. Киров, 1991. № 39. С. 8.

4 Зубарев Л. В. Святой преподобный Трифон, Вятский Чудотворец. Вятка, 1912. 169 с.

5 Осокин И. М. Предисловие / Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского Чудотворца // ТВУАК.
1912. Вып. 1-Й. Вятка, 1912. Отд. И. С. I-IX.

6 Каган М.Д. Житие Трифона Вятского // CKK. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 386-391. -

7 Филарет (Гумилееский), архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковию и местно. Опыт опи
сания жизни их. Отд. 3. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. СПб., 1882. С. 204-216.

2) рассмотреть взаимодействие агиографической, гимнографической и
иконографической традиций и почитания мощей, крестных ходов, почитания
святых источников в честь святого;

  1. выявить закономерности развития местного культа, факторы и основные этапы этого развития;

  2. показать включенность культа святого в церковную и, шире, культурную, социальную жизнь региона.

Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования является историко-культурное явление - культ святого. Предметом исследования избрана традиция почитания преп. Трифона Вятского.

В формулировке темы заявлено рассмотрение культа «просветителя финно-угорских племен». Этим мы стремились отметить определенную сторону личности преп. Трифона Вятского, важную для восприятия образа святого в религиозном сознании (с конца XIX века).

Структура работы. Основной текст диссертации состоит из трех глав. Первая глава является вводной и посвящена личности и деятельности Вятского архимандрита Трифона в контексте христианизации финно-угорского населения европейской России, оценке его роли как миссионера. В первой главе также рассматриваются исторические условия возникновения культа святого, сложившиеся в ходе христианизации Вятского края и формирования здесь церковной организации.

Во второй главе рассматриваются различные памятники культа святого -агиографические, гимнографические и иконографические - как неотъемлемая часть традиции почитания и, вместе с тем, основные источники по истории культа святого.

Предметом исследования в третьей главе является история культа преп. Трифона Вятского. Особое внимание при этом уделено анализу новых явлений в традиции почитания святого, основным тенденциям развития культа.

Источники, привлекаемые к исследованию, весьма разнообразны.

  1. Документальные источники: опубликованные грамоты и акты Вятского Трифонова Успенского монастыря1 и другие документы, характеризующие церковную жизнь края2, Дозорная книга Хлыновского Успенского монастыря Ф. Резанцева 1601 г., изданная А. Верещагиным3, Ведомости о церквях и часовнях, ведомости о церковном имуществе, о крестных ходах и проч. Государственного архива Кировской области и Центрального государственного архива Удмуртской республики.

  2. Агиографические источники. Важным источником по истории почитания преп. Трифона Вятского является его Житие. К исследованию привлечены как опубликованные редакции Жития, так и неизданные и впервые вводимые в научный оборот списки памятника. В работе приведены данные о 23 известных нам списках и приведен анализ 17-ти сохранившихся и доступных для изучения списков Жития преп. Трифона Вятского.

К этой же группе источников относятся тексты, вошедшие в агиографическую традицию и составляющее зачастую литературный «конвой» Жития: Духовная грамота вятского архимандрита Трифона, письмо священника Ижевского завода Покрышкина в Вятский архиерейский дом о крестном ходе 1839 г., статья «Достопримечательные вещи и происшествия в Вятском Успенском Трифоновом монастыре». Ряд списков Жития преп. Трифона Вятского Второй редакции содержит известие об обретении и перенесении мощей святого.

К исследованию привлечено также Житие блаж. Прокопия Вятского, которое содержит сведения о преп. Трифоне и истории его почитания.

Особую группу агиографических источников составляют популярные переложения Жития преп. Трифона Вятского, издававшиеся в конце XIX — начале

1 Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. / Собр. и изд. А. С. Верещагин // Исторические материалы // ТВУАК. 1906. Вып. 1-Й. Вятка, 1906. С. 1-178.

2Акты по делу о присоединении к Вятской епархии Усть-Вымской десятины / Сообщ. А. С. Верещагин // ТВУАК. 1908. Вып. 2. Отд. II. Вятка, 1909. С. 61-78; Ведомость о доме преосвященного епископа Вятского и Великопермского Алексия, составленная согласно указу Св. Правительствующего Синода от 22 июня 1725 г. / Сообщ. В. Шабалин // ТВУАК. 1912. Вып. 1-Й. Отд. II. Вятка, 1912. С. 111-196; Роспись келейным церковным предметам и вещам архиепископа Ионы Вятского и Великопермского (1674 - 1700 гг.) // Там же. С. 205-212; «Росписка в принятии о церковнаго имущества Сретенской церкви села Березина, Вятскаго уезда вновь вы-браннаго церковнаго старосты Мирона Петрова Кулебина...» 2 мая 1710 г. // Там же. Отд. III. С. 94; др. 3 Дозорная книга Хлыновского Успенского монастыря городового приказчика Федора Резанцева 1601 г. / Пре-дисл. и подгот. текста А. С. Верещагина II Вятский Успенский монастырь при преподобном Трифоне (по подлинному документу 1601г.). Вятка, 1902. С. 1-35.

15 XX вв., как правило, на средства Трифонова Успенского монастыря, и оказавшие значительное влияние на распространение почитания святого среди паломников монастыря и населения Вятской епархии в целом.

  1. Гимнографические тексты: списки Службы преп. Трифону Вятскому, сборники, содержащие тропари и кондаки святому, тексты молитв и акафист преп. Трифону, тексты молитв и тропарей на иконах преп. Трифона Вятского.

  2. Иконографические источники: иконы преп. Трифона Вятского XVII- начала XX вв., изображения преп. Трифона в храмовой стенописи и в рукописных Житиях его, а также опубликованные Г. В. Маркеловым тексты иконописных подлинников1 и каталог икон преп. Трифона Вятского в храмах Кировской области Г. Г. Киселевой2.

  3. Летописные тексты: Вятский временник, составленный около 1700 г. хлыновцем С. Ф. Поповым, содержащий статьи об успении, обретении и перенесении мощей преп. Трифона Вятского3, Летописец старых лет в издании Д. К. Уо и летописные статьи, изданные А. А. Спицыным5, характеризующие, в частности, церковную жизнь Вятки в XVII в.

  4. Этнографические и фольклорные источники: предания о преп. Трифоне Вятском, описания святых источников, молебнов у раки преп. Трифона Вятского, зафиксированные в литературе о святом.

  5. Материалы периодической печати, преимущественно дореволюционной: статьи, посвященные преп. Трифону Вятскому, публиковавшиеся, прежде всего, в Вятских Епархиальных Ведомостях и Вятских Губернских Ведомостях.

Методика исследования. Основой исследования является междисциплинарный подход и комплексный анализ источников.

1 Маркелов Г. В. Святые древней Руси: Материалы по иконографии (прориси и переводы, иконописные подлин
ники). ^Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII-XIX вв. Свод описаний. СПб., 1998. С.
226-227.

2 Каталог икон преп. Трифона Вятского в храмах Кировской области. КХМ. Фонд Г. Г. Киселевой. Д. 41.

3 «Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады
утвердишася» / Изд. А. С. Верещагин. Послесловие А. С. Верещагина // ТВУАК. 1905. Вып. II. Отд. II. Вятка,
1905. С. 1-96. О Вятском временнике см. также у Д. Уо: Уо Д. К. История одной книги. Вятка и «не
современность» в русской культуре петровского времени. СПб., 2003. С. 140-144, 156-188 и др.

4 Летописец старых лет // Уо Д. К. История одной книги. Вятка и «не-современность» в русской культуре пет
ровского времени. СПб., 2003. С. 320-331.

5 Спицын А. А. Летописные известия о Вятке // Календарь Вятской губернии на 1884 год. Вятка, 1884. С. 145 -
186.

При проведении исследования применены историко-сравнительный и ретроспективный методы.

В работе над списками Жития и Службы преп. Трифону Вятскому проводился палеографический анализ рукописей. При исследовании истории текстов этих памятников, а также текстов икон преп. Трифона Вятского, использованы элементы текстологического анализа. При изучении изобразительной традиции применен иконографический анализ. В меньшей степени в работе использован метод этнографического наблюдения.

Христианизация финно-угорских племен Европейской России в XI-XVII веках

Ко времени формирования древнерусской государственности ареал расселения финно-угорских племен на территории Восточной Европы был весьма обширен. Прежде всего, «в него входили... Озерный край (Новгородская, Ленинградская, Псковская области), Русский Север (Вологодская, Архангельская области), Верхнее Поволжье, Поочье и исторический великорусский Центр в междуречье Оки и Волги (Владимирская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Рязанская и, частично, Тверская и Московская области)»1.

В Новгородских пределах проживали корелы (Приладожье), водь (Ижор-ская возвышенность, прибрежная полоса Финского залива), ижора (к востоку от води, бассейн pp. Невы, Ижоры, южная часть Карельского перешейка). Эти племена активно участвовали в военно-политических акциях Новгорода и постепенно переходили в вассальную зависимость от него.

К востоку от ижоры находилась Лопская земля, здесь, на Кольском полуострове проживали саамы. Восточное Прионежье населяла весь. В Межозерье (пространстве между Ладожским, Онежским и Белым озерами) были расселены весь, вепсы и чудь. Древнерусская колонизация этих пространств привела к постепенной ассимиляции местного населения и включению его в состав русского народа. Этническую самобытность сохранила лишь вепсская народность.

В Подвинье, в бассейне pp. Сухоны, Ваги проживала чудь заволочская. Территория ее расселения стала объектом активной крестьянской колонизации со второй половины XIII в., вызванной оттоком владимиро-московского населения после татаро-монгольского вторжения. Местное финно-угорское население было в значительной степени ассимилировано в XVI-XVII вв.

В Волго-Окском междуречье, на землях которого возникло Ростово-Суздальское княжество, проживали племена мери (Волго-Клязьминское междуречье, Ростовское и Плещеево оз.), муромы и мещеры (между средним и нижним течением р. Оки и Клязьмой). Эти финно-угорские племена были ассимилированы в ходе заселения региона славянами-кривичами и смешанным славяно-финским населением Новгорода.

Наряду с чудью, мерей, весыо и муромой среди данников Руси «Повесть временных лет» называет финно-угоров черемис, мордву, пермь, ямь, либь. Поволжские финны, мордва и черемисы (марийцы) населяли земли Среднего Поволжья и Средней Оки. Мордва населяла долины рек Волго-Окского бассейна, черемисы селились восточнее мордвы, в Вятско-Ветлужском междуречье. Эти земли, в XI-XII в. находившиеся под влиянием Волжской Булгарии, затем Золотой Орды и подчененные Казанскому ханству (1438 г.), к началу XVI в. входят в состав Московского государства. Духовной грамотой 1504 г. Иван III завещает «да сыну же своему Василию даю... Новгород Нижний... с Мордвами и с Черемисою, что к Новгороду потягло. Да ему ж даю город Муром». В 1523 г. в марийских землях на берегу р. Суры основана крепость Новгород Васильев (Василь город)1.

Пермь и печора (зыряне, предки народа коми) населяла земли к северо-востоку от поволжских финнов. Источники этот регион, земли по pp. Вычегде, Выми, Сысоле, называют Пермью Вычегодской, центром которой была Усть-Вымь. Земли к юго-востоку от нее по верхней Каме, pp. Колве, Вишерке, Ви-шере, Усолке, Чусовой — Пермью Великой. Центром этих земель был г. Чер-дынь, возникший в X-XII вв.

Житие преп. Трифона Вятского

Житие преп. Трифона Вятского - памятник агиографии XVII века с присущими ему характерными чертами: обилием достоверного биографического материала, описанием бытовых деталей, сложной нетрадиционной композицией1. Произведение повествует о богатой на события жизни архимандрита Хлыновского (Вятского) Успенского монастыря Трифона и является одним из интереснейших источников по истории Пермских и Вятских земель второй пол. XVI -нач. XVII вв.

К этому агиографическому произведению, прежде всего как к историческому источнику, исследователи обращались неоднократно. Среди них издатели Жития в различных редакциях - П. Д. Шестаков (1868 г.)2, В. Я. Струмин-ский (1905 г.)3, протоиерей И. М. Осокин (1912 г.)4, местные историки и краеведы А. А. Дмитриев5 и Л. В. Зубарев6.

В. О. Ключевский был знаком с Житием преп. Трифона Вятского в редакции, изданной П. Д. Шестаковым. Он впервые предпринял попытку датировать памятник и отнес его создание ко времени не ранее 1662 г. (к этому году исследователь относил смерть инока Досифея, о которой упоминает Житие). В. О. Ключевскому также принадлежит замечание о том, что автор Жития «старался подражать Епифаниеву житию Сергия, но в дальнейшем изложении это не помешало ему рассказывать простодушно и откровенно, не заботясь, по-видимому, о том, в каком свете изображает Трифона его рассказ»1.

Пик научного интереса к личности преп. Трифона Вятского и его Житию пришелся на 1912 г. - год празднования 300-летия памяти Вятского архимандрита. Л. В. Зубарев, которого интересовала биография преп. Трифона, рассматривал Житие как основной исторический источник и отмечал в 1912 г., что оно «требует критического к себе отношения»2.

Обобщив материал, изученный к 1990-м гг., М. Д. Каган указала 4 известных ей списка Жития преп. Трифона Вятского и отметила, что имеющиеся исследования «не все объясняют в истории памятника».

Материалы обобщающей статьи М. Д. Каган несколько дополняют работы вятских ученых А. А. Макарова4, Г. А. Охотиной5 и В. В. Низова6, опубликовавшего в 1991 г. неизвестный ранее7 список Жития преп. Трифона Вятского сер. XVIII в. библиотеки Кировского педагогического института.

Несмотря на то, что Житие преп. Трифона Вятского продолжает привлекать внимание ученых8, и в 1996 г., в период празднования 450-летия преставления преп. Трифона Вятского, было издано немало работ, посвященных святому, в основе которых лежит обращение к тексту Жития9), в них по-прежнему отмечается, что привлечение к исследованию этого памятника осложняется «отсутствием критического исследования... жития в различных редакциях» .

В ходе нашего исследования были изучены 17 списков Жития преп. Трифона Вятского и привлечены данные еще о 6 списках, известных исследователям кон. XIX - нач. XX вв.1

Среди изученных рукописей выделяется сборник БАЛ, Архангельское собр., Д. 406, содержащий Житие преп. Трифона Вятского в двух редакциях. Согласно одной из записей, сборник был составлен (переплетен) в 1727 г.: «1727 года апреля 3 (дня) ....(церковной) приказщикъ Дмитр(...) ...гбевъ даль за работу ме.. .у Кузнецовой слоботки сщ.. .ку Никиты двЪ гривны что перепле-талъ книгу сию, а платы із церковной казны сщ...икъ Никита ... взялъ, руку приложилъ» (л. 238). Часть его (Служба преп. Трифону Вятскому (л. 1-46), его Житие Второй редакции (неполное, л. 187-207) и молитва святому (л. 217-219) была выполнена в 1716 г. в Хлыновском Успенском монастыре. Текст этот писан крупным полууставом иеродьяконом Пафнутием. Между Службой и Житием Второй редакции в этом сборнике помещен единственный сохранившийся полный список Жития преп. Трифона Вятского Первой редакции (л. 49-179). Текст написан мелким полууставом, записей не имеет. Возможно, это список был выполнен одновременно со списком (неполным) Жития Второй редакции в 1716-1717 гг., когда одновременно с Пафнутием работал кто-то из братии Хлыновского Успенского монастыря. Это бы объяснило тот факт, что сам Пафну-тий, не желая дублировать близкий к Первой редакции текст, переписал только половину Жития Второй редакции (не противоречат этому предположению и филиграни бумаги). Но достоверно это установить невозможно. Очевидно лишь, что список Первой редакции был выполнен до 1727 г., когда все тетради были собраны под один переплет.

Истоки почитания преп. Трифона Вятского: монастырская традиция XVII

Незаурядная личность деятельного Вятского архимандрита Трифона оставила долгую память о нем, прежде всего, как основателе Хлыновского Успенского монастыря. Благоговейное отношение к имени первого архимандрита сказалось в том, что в официальных документах Успенской обители последняя именуется «Успения Пречистыя Богородицы Трифонов монастырь» (в 1650 г.) , «Вятцкий Успенской и Трифоновский монастырь» (в 1659 г.)2, «Хлыновский Успенский Трифонов монастырь» (в 1662 г.)3.

Примечательно, что с 1682 года архимандрит Трифон в официальных документах Хлыновского Успенского монастыря именуется «тое Вятцкие обители первоначалным чудотворцем Вятцким архимандритом Трифоном», «преподобным и чудотворцем архимандритом»4.

Очевидно, помнили об архимандрите Трифоне и в Москве. Об этом свидетельствует запись в старопечатном Октоихе 1594 г., согласно которой книга в 1662 г. из Москвы была передана в Вятский Успенский монастырь Иваном Ам-вросиевым на помин души своего брата: «7170 (1662) мая в первый день сию книгу Охтай на 4 гласа: 1, 2, 3, 4 московской... (Ники)цкие улицы Иванец Ам-бросиев сын дал на Мос(кве)... Вяцкие земли Хлынова города архимандриту Трифону еже о Христе и з братею, в монастырь Успения Присвятой Владычицы нашей Богородицы присно Девы Мария, вкладу по братнє душе поминовати великому архимандриту Трифону и з братею его поминать, написав в литею дупло убиеннаго раба Божия Агафонника, елико вам моим и дал Бог известит, а сию книгу чести в монастыре Пречистыя Пресвятыя Богородицы в честь и в славу Христу Богу нашему»1.

В Успенском Трифоновом монастыре хранилось краткое жизнеописание архимандрита Трифона и его Духовная грамота. Текст Духовной грамоты представляет собой завещание основателя монастыря своему приемнику архимандриту Ионе Мамину2.

Духовное завещание Трифона завершается просьбой: «и Бога ради по мо-емъ животв мене грешнаго не забудите, но поминаніе творите, в литияхъ і в па-нахидахъ болших и меншихъ поминайте всегда, и сами от Бога помяновени бу-дете...» . Просьба была исполнена, и в основанном им монастыре «погребоша его... со псалмы и п-всими, И ПЪНМИ духовными, и по заповЪди его память по

немъ творяще, и ко гробу приходяще с понахидою по вся субботы даже и доднесь (II пол. XVII в.-

Место погребения первого архимандрита рано стало почитаемым в обители, автор Второй редакции Жития указывает, что еще до 1684 г., года обретения мощей Трифона, у гроба его находились иконы и лампады4.

Действительно, это вероятно: согласно Первой редакции Жития преп. Трифона, над могилой была устроена Владимирская церковь: «Поставлена же церковь над гробомъ его во имя Пречистые Богородицы, честнаго ея срізтенія чюдотворныя іконьї Владимірскія, тоже самь преподобный имяше на томъ мгьсте (и при животе своем молящеся всегда)5 и молитвами его нынт над гробомъ его в той Богородичной церкви вся церковная божественная служба совершается»1. Из этих слов агиографа можно заключить, что в XVII в. в монастыре было живо предание об основателе монастыря.

Отметим, что Владимирская церковь была действующей во время написания Первой редакции Жития («ныне... вся церковная божественная служба совершается»). Из челобитной архимандрита Сергия 1662 г. также известно, что в этой церкви были устроены два новых престола - великомученика Трифона и Трех Святителей, которые вскоре были освящены .

Очевидно, к этому периоду, к началу 1660-х гг. относится известие Жития Первой редакции об образе преп. Трифона: «...архимаритъ Іоакимь имЪ в! ру велію ко преподобному Трифону и образ его написати повелЪ (1651-1653 гг.), яже и донынгь на гробгъ его всгъмъ вгърующымъ па поклоненіе зримъ есть» .

В 1664 г. над местом погребения архимандрита Трифона выстроена новая двухярусная церковь с престолами Успения и Благовещения Богородицы. Этот храм сгорел в 1671 г. Но церковное место не пустовало - летописное известие говорит о том, что к 1684 г., к началу строительства на старом церковном месте каменного Успенского собора, «бе часовня надъ гробом преподобнаго» .

Похожие диссертации на Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен