Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Глотова Вера Васильевна

Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии
<
Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глотова Вера Васильевна. Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Воронеж, 2005 199 c. РГБ ОД, 61:05-7/910

Содержание к диссертации

Введение

Глава І.Социально-зкономическое положение крестьян после реформы 1861 года

1.1. Экономическое положение крестьянской семьи после реформы 1861 года 26

1.2.Основные занятия крестьян 47

Глава II. Социальное положение и быт крестьянской семьи

2.1 . Состав и распределение хозяйственных функций в крестьянской семье 60

2.2. Жилищно-бытовые условия крестьянской семьи 70

2.3 .Крестьянская одежда 85

Глава III. Традиции, нравы и обычаи крестьянской семьи во второй половине XIX века

3.1. Рождение детей в семье и их социально-экономическое значение 105

3.2.Приобщение детей в крестьянской семье к труду 118

3.3.Христианское мировоззрение в крестьянской семье 133

ЗАРазвитие образования в крестьянской семье 143

Заключение 158

Источники и литература 165

Введение к работе

Актуальность темы

Одним из важнейших институтов любого общества является семья. Её развитие и функции неразрывно связаны с историей самого народа, т.к. семья - это основа его хозяйственной и производственной деятельности. Той или иной общественно-экономической формации всегда соответствовала определенная организация семьи. У народов, прошедших родовую стадию общественного развития, исторически универсальным явлением была так называемая большая семья. Она присуща всем восточным славянам и позже русскому народу, а с ее вторичным возникновением мы встречаемся в XIX -начале XX вв. С переходом от одной общественно-экономической формации к другой происходили глубокие изменения в экономической и правовой основе семьи, ее духовно-психологическом и моральном облике.

Освещение различных типов семьи, особенно на ранних этапах ее развития стало возможным лишь в XIX вв. с появлением массовых источников, полных подворных описаний крестьянских хозяйств, позволивших проследить многообразие семейных коллективов, их развитие, степень сохранности у различных категорий населения во всех регионах России.

Изучение домашнего быта предшествующих поколений приобретает важное значение при теперешнем направлении исторических работ. На хозяйственную деятельность, семейные отношения, на сознание и психологию крестьян, их борьбу за подлинное равенство с другими сословиями и группами населения большое влияние оказывали общинные порядки.

Несмотря на достаточную степень изученности отдельных сфер жизни крестьян, их экономического положения, быта, духовного облика, традиций и новаций в воспитании детей, комплексный анализ проблем крестьянской семьи, особенно на региональном уровне, еще остаются фактически

4 «исследовательской целиной». Интерес историков к ее изучению вполне объясним, так как в XIX в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной, крестьянское население преобладало, и во многом от его положения зависел уклад жизни русского народа. Семья составляла внутреннюю сущность крестьянствования и в глазах земледельца считалась первым условием благосостояния, так как именно в ней возникали узы духовного народного единения, памяти народа и его общей судьбы.

Сегодня потребность в изучении крестьянской семьи возрастает, ибо традиции прошлых поколений живы до сих пор, являются составной частью русской деревни. Сложилось понимание, что утрата прошлых семейных традиций отрицательно сказывается на нравственном и морально-психологическом климате.

До последнего времени практически отсутствовали специальные
работы, в которых бы анализировалась динамика развития крестьянской
семьи, как важнейшей составляющей общества. Региональные

исследования, в комплексе изучения проблемы крестьянской семьи пореформенного периода способствуют уточнению и конкретизации общих тенденций и закономерностей, эволюции микро- и макромира семьи, способствуют углублению и расширению общих представлений о духовном облике русской деревни. Изучение истории сельской семьи позволяет раскрыть представления крестьян о самом предназначении их бытия, трудовой деятельности, семейном укладе, социальных воззрениях и межсословных отношениях. Без всестороннего анализа широкого спектра жизнедеятельности крестьянской семьи невозможно полно представить социально-экономическую эволюцию русской деревни и возродить лучшие ее черты. Все это в совокупности и определяет актуальность предложенного исследования.

5 Научная разработанность темы

К проблеме истории крестьянской семьи, ее бытовым традициям, особенностям духовной жизни в отечественной исторической науке ученые впервые обращаются в начале XX в.

Особый вклад в изучение проблемы социальной истории крестьянства внес Н.И. Костомаров. В его исследовании «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа»1 приведено множество фактов из жизни . и повседневного быта крестьян, и, едва ли не впервые, обстоятельно описана жизнедеятельность крестьянки, прорисованы детали женского костюма и женских украшений.

Проблема развития крестьянской семьи интересовала также краеведов и ученых-этнографов. В начале XX в. появляются подробные описания обычаев и обрядов, существовавших в семье в разных губерниях России.

Среди работ историков, изучавших семейные отношения, включая вопросы воспитания детей, приобщения их к трудовой деятельности, следует отметить работу этнографа А.Б. Терещенко «Быт русского народа». Этот труд опирается на древнерусские, арабские и греческие источники и содержит богатый фактический материал.

Определенный интерес для изучения нашей темы представляет работа И.И. Игнатович «Помещичьи крестьяне накануне освобождения».3 Автор раскрывает влияние перемен, происходивших в деревне после отмены крепостного права, на экономические условия существования крестьянской семьи.

Как видим, в историографии начала XX в. речь шла лишь об экономико-бытовой стороне жизни крестьянской семьи. Проводились отдельные исследования жилища и хозяйственных построек, которые отражали социальные условия жизни деревни.

1 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н.И Костомаров.- М, 1901.

2 Терещенко А.Б. Быт русского народа / А.Б. Терещенко. - М., 1997.

3 Игнатович И.И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения / И.И. Игнатович - М., 1925.

В исследованиях советского времени проблемы жизни деревни во второй половине XIX в. освещаются более широко и многопланово. A.M. Анфимов в работе «Крупное помещичье хозяйство Европейской России» дает анализ изменения соотношения помещичьих и крестьянских земель в 50-60 годы XIX в. в Центральном Черноземье, о товарности растениеводства и найме рабочей силы.

Монография Б.Г. Литвака «Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр 1861-1895 гг.» посвящена значению реформы в капиталистической эволюции черноземного центра, ее влиянию на изменение экономического положения крестьян.5 Этот труд основан на изучении уставных грамот и выкупных актов. Автор осветил предреформенное положение в помещичьей деревне, последил ее влияние на изменение экономического положения сельских жителей.

Н.М. Дружинин в работе «Русская деревня на переломе 1861-1880 гг.»
исследовал сложные социально-экономические процессы, которые
переживала деревня в первое 20-летие после отмены крепостного права.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для
развития капиталистических отношений, но на самом деле оно привело к
тому, что большинство земельных наделов было сокращено и как следствие -
разорение и обнищание крестьянства.6
* Монография В.Н.Фурсова «Классовая борьба в деревне центрально -

черноземных губерний в пореформенной России» помогла понять влияние

4 Анфимов A.M. Крупное помещичье хозяйство Европейской России / A.M. Анфимов.- М., 1969.

5 Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр 1861-1895 гг. / Б.Г. Литвак — М,
1979.

6 Дружинин H.M. Русская деревня на переломе 1861 - 1880 гг. / Н.М. Дружинин. - М., 1978.

7 особенностей экономической жизни крестьян на их быт и традиции. Впервые исследована социальная психология сельского населения в 60-70 гг. XIX в».7

В середине 80-х гг. в трудах И.М. Милоголовой нашла отражение тема эволюции форм семьи и особенностей распределения ролей в традиционной (неразделенной) русской семье ежедневных работах в крестьянских семьях различного типа, рабочих обязанностях мужчин и женщин, труде подростков.8

Значительный вклад в исследование русской деревни внесла М.М. Громыко в работах «Мир русской деревни»9 и «Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в».10 Мария Михайловна изучала русскую деревню XIX в. по достоверным историческим материалам: архивным данным, описаниям современников, решениям общинных сходок, прошениям, письмам. Ею во взаимосвязи рассмотрены правовые, бытовые, хозяйственные, нравственно-религиозные особенности жизнедеятельности русского крестьянства. Исследования отличаются тщательным анализом обширнейшего фактического материала о материальной культуре и быте.

Описание обрядов, текстов молитв, писем святых отцов, именных календарей, словарей родства и других полезных советов содержится в книге из серии «Русский дух» - «Круг жизни», составителями которой являются Н. Будур и И. Панкеев. Авторы попытались по возможности полно раскрыть и показать наиболее важные обряды жизни русского народа. Мы можем найти здесь интересную информацию о том, как надо выбирать имя для ребенка, с чем этот выбор связан, как верно искать крестных отца и мать, каковы их обязанности, как подобает себя вести во время церковного таинства.11

В исследованиях советского времени проблемы жизни деревни во второй половине XIX в. освещаются более широко и многопланово. Авторы

7 Фурсов В.Н. Классовая борьба в деревне центрально - черноземных губерний пореформенной России /
B.H. Фурсов. - Воронеж, 1991.

8 Малоголова И.Н. Распределение хозяйственных функций в пореформенной крестьянской семье / И.Н.
Малоголова. // Советская этнография. - 1991. - №2. - С. 93-102.

9 Громыко М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. - M., 1991.

10 Она же. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

11 Панкеев И.А. Круг жизни / И.А. Панкеев. - М., 1999.

8 обращаются к проблеме крестьянства центральночерноземных губерний. Здесь встречаются отдельные сведения о материальном положении и составе семьи. Их интересует не только экономическое положение, но и духовная, бытовая сторона жизни сельских жителей. К этому времени относятся исследования о крестьянском костюме, фольклоре, праздниках и обрядах.

На современном этапе большое значение приобретают работы Т.А. Листовой. Главной источниковедческой базой ее исследований являются сообщения корреспондентов Русского географического общества, Общества любителей естествознания, археологии и этнографии, Этнографического бюро В.Н. Тенищева, а также ответы с мест на анкету В.Н. Тенищева. Материалы собирались и самой Т. Листовой во время экспедиций в 1980 -1987 гг. в Смоленскую, Псковскую, Вологодскую, Пермскую (и что особенно важно для нас) в Белгородскую и Курскую области. Здесь раскрыт широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов изучения семьи, быта, планировки построек, своеобразия крестьянских поселений.Она основываясь на анализе широкого фактического материала различных губерний России, показала общее и особенное в эволюции крестьянской семьи. Особое внимание уделено обрядам создания семьи, народным представлениям о ее предназначении, как основе благосостояния. Все поднимаемые ею проблемы правомерно увязаны с крестьянским традиционализмом и православием. В работе «Трудовое воспитание в крестьянской семье» Т.А. Листова останавливается на характеристике половозрастного разделения труда детей и подростков, обращает внимание на специфику обучения в разных возрастных группах отдельным видам работ. При этом она подчеркивает раннее участие детей в общем труде.13

Эволюция мужской и женской одежды была представлена в разделах монографий Ф.М. Пармона «Композиция костюма»14 и «Русский народный

12 Листова Т.А. Народный православный обряд создания семьи / Т.А. Листова. // Православная жизнь
русских крестьян ХІХ-ХХ веков. - М., 2001. - С. 230-275.

13 Она же. Трудовое воспитание в крестьянской среде // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX
веков.-М., 2001.-С.182-199.

14 Пармон Ф.М. Композиция костюма / Ф.М. Пармон. - М., 1994.

9 костюм как художественно-конструкторский источник творчества»,15 в которых прослеживается развитие крестьянской одежды. Для костюма, по мнению автора, характерна взаимосвязь наслаиваемых друг на друга элементов, обеспечивавшая согласованность, удобство и комфортность, т.е. ансамблевое решение. Структурный анализ костюмов-образов исследованных регионов выявил его специфические черты. Крестьянский наряд отразил исторически сложившиеся представления народа о красоте и целесообразности.

Значимый материал по исследуемой теме содержится в энциклопедии коллектива авторов «Русская изба. Внутреннее пространство, мебель и убранство»,16 в которой основное внимание уделяется описанию интерьера жилого помещения, то есть интерьера теплого помещения дома и горницы. В энциклопедию включены сведения о традиционных способах организации жилого пространства, его планировке, значимых элементах жилища.

В работе использованы материалы архива Русского географического общества и архива Российского этнографического музея. Много ценных сведений содержится в газетных и журнальных публикациях XIX первой половины XX в., малодоступных широкому читателю.

Но в обобщенном виде проблема крестьянской семьи второй половины XIX в. не нашла отражение в современных исследованиях. Авторы фрагментарно обращаются к этой теме, при изучении различных сторон жизни крестьянства.

Историография исследуемой проблемы на региональном уровне специальными научными исследованиями также не представлена.

15 Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М.
Пармон-М., 1994.

16 Русская изба: внутреннее пространство, мебель и убранство. - СПб., 1999.

10 Из этнографических работ следует выделить «Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда»17 А.С. Машкина и «Землевладение и

і о

земледелие в Курской губернии» И.А. Вернера. Анализ социально-бытовой стороны позволил нам проследить возникающие различия в крестьянских семьях, порожденные имущественной дифференциацией сельского населения. Авторы особое внимание уделили жизни и быту обоянских крестьянок, детально описали праздничную и повседневную жизнь сельских жителей в целом.

Указанные труды сохраняют свою значимость для исследуемой проблемы по накопленному материалу до сегодняшнего дня. Они особенно ценны тем, что авторы жили в рассматриваемый период, следовательно, они описывали то, что им было близко, понятно, являлось частью жизни, которая их окружала.

П.Н Курындин в работе «Бюджеты крестьянских хозяйств» в достаточной степени изучил экономическое состояние крестьянского хозяйства, показал зависимость его состоятельности от размера земельного надела и числа мужских душ в семье, а также числа всех членов семьи.19

При изучении материальной, бытовой стороны семьи для нас очень важны статистические сведения о количественном ее составе, величине земельного надела, количестве скота, приходящегося на семью. Но по данному вопросу отсутствуют монографические исследования, в вышеуказанной работе только косвенно содержатся сведения о тяжелом материальном положении крестьянства.

В 1927 г. Курским губернским обществом краеведения была предпринята проездка по северным уездам губернии (Дмитриевский, Льговский, Фатежский, Курский) с целью изучения быта жителей, называемых саянами. В работе Баранова С.Ф. «По саянским деревням. (Из

17 Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда / А.С.Машкин. // Этнографический
сборник. - 1862.- Вып.5.

18 Вернер И.А. Землевладение и земледелие в Курской губернии / И.А. Вернер. //Русская мысль. Kh.IV- М.,
1887.

19 Курындин П.Н. Бюджеты крестьянских хозяйств / П.Н. Курындин. Курск, 1927.

воспоминаний о поездке)» автор анализирует их быт, традиции и особенности одежды.20 В «Известиях Курского губернского общества краеведения» №1 за 1927 г. опубликован материал по изучению саянов и других групп населения губернии в отношении одежды, фольклора и говоров.21 Интерес для исследования представляет праздничное в деревнях время - «святки» и другие церковные праздники, а также глубокая осень и ранняя весна, «когда после тяжелой работы, одевшись в свои праздничные наряды многие «песельницы» с охотой пели свои песни.

При работе над данной темой в первую очередь интерес для нас представлял материал о социально-экономическом положении крестьян Курской губернии после реформы 1861 г. В сборнике «Прошлое Курской области» сделана попытка оценить результаты «освобождения» крестьян: «Курская губерния, которая вместе с губерниями Тамбовской, Орловской, вместе со Сванетией, Грузией и Средней Азией была тем районом, где освобождение крестьян приняло откровенно циничные формы грабежа. Отмечено что, ужасающая техническая и культурная отсталость становилась типичной для края в конце XIX в. Здесь дается анализ причин уменьшения крестьянских наделов, «вследствие роста населения, а также процесса развития капиталистических отношений, который приводил к обезземеливанию сельских жителей и сосредоточению земли у небольшой группы зажиточных владельцев». В качестве основного источника авторами использовались уставные грамоты.22

Вышедший в 1965 г. сборник документов и материалов «Из истории Курского края» содержит богатый фактический материал о «мучительном освобождении курских крестьян от крепостной зависимости», об основных занятиях крестьян, о «нравах и обычаях местного населения».23

Е.В. Еремина дает описание деталей костюма сел Великомихайловка,

Баранов С.Ф. По саянским деревням / С.Ф.Баранов. (Из воспоминаний поездки). Известия Курского губернского общества краеведения. - Курск, 1927. №1. - С.80. 21Тамже.-С83.

22 Прошлое Курской области. - Сб. Курск. Курское областное издательство.- 1940. - С. 68-73. 3 Из истории Курского края. Разд. Р/.Курский край в период развития капитализма в России. - Воронеж, 1965.-С. 262-294.

12 Тростенец, Киселевка и Подвислое Новооскольского уезда, который является свидетельством художественного вкуса, высокого мастерства и изобретательности умельцев края, создавших из домашних материалов бесконечное разнообразие орнаментов, цветовых и фактурных сочетаний, композиционных решений. Здесь же мы встречаем описание деталей костюма, которые отличали его от «наряда» девушек и женщин северных районов губернии. Примечательно то, что во многих исследованиях содержится подробное описание только женского костюма, совершенно нет упоминания о мужском.2

В июле 1961 г. Курским областным краеведческим музеем была организована историко-бытовая экспедиция по районам области с целью сбора фактического, вещевого и иллюстративного материала, отражающего хозяйственный и домашний быт крестьян Курской губернии середины XIX начала XX вв. Сотрудники музея побывали в 18 селах 4 районов: Щигровского, Солнцевского, Обоянского и Суджанского. Здесь приобретены костюмы женские и мужские, предметы народного искусства, земледельческие орудия, различная утварь хозяйственная и домашняя.

В Курской губернии практически до конца XIX в. крестьяне и крестьянки носили наряды, отличавшиеся неповторимым многообразием, отразившим этническую и сословную неоднородность населения. В этом плане интерес представляет работа Т.Н. Арцыбашевой «Очерки культуры Курского края». Автор собрал, изучил и подверг анализу и систематизации сведения об истории Курского края, народном костюме, народных промыслах и религиозных традициях. В селах, где вместе жили потомки украинских и русских крестьян центральных, южных и западных губернией России, соединились привнесенные и местные традиции, переплелись и широко применялись многие компоненты одежды. В работе использованы

24 Еремина Е.В. Народный костюм Новооскольского района / Е.В. Еремина. - Белгородская область вчера,
сегодня, завтра. Материалы региональной научно-практической конференции (По материалам
Белгородского уезда). - Белгород, 1999. - С. 100-101.

25 Арцыбашева Т.Н. Очерки культуры Курского края. Краеведческие материалы. / Т.Н. Арцыбашева.
Вып.2. - Курск, 2000. - С.77-90.

13 ставшие библиографической ценностью публицистические статьи и научные работы курских ученых и краеведов.

Из работ, посвященных рассматриваемой проблеме, необходимо выделить исследование М.С. Жирова, которое касается женского народного костюма. Автор показывает отношение самих крестьян к одежде, «в народе старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплексом и даже одеждой, а любовно скажут «наряд» или «обряд».

В монографической литературе и периодических изданиях содержались сведения о материальной культуре крестьянской семьи: жилище, надворных постройках, их общих чертах и особенностях строительства в разных территориях. Интерес представляет общее описание, детали и особые дополнения к традиционному повседневному и праздничному крестьянскому костюму.

Материалы, собранные П.В. Еремеевым наполнены простым очарованием народной речи и трогательными воспоминаниями, рассказанными душевно, с любовью к людям.

Культура Курского края рождалась во взаимодействии великорусской, украинской и белорусской этнических культур. Л.М. Чижикова в работе «Русско-украинское пограничье» отмечает, что этому «способствовало его «порубежное» положение и миграции, связанные с поиском плодородных земель и религиозными мотивами».28 В силу этих причин сложилась самобытная региональная культура, объединяющая многие культурные формы. В описаниях курских сел второй половины XIX в. сравниваются украинские и русские крестьянские дома.

Самостоятельная хозяйственная деятельность объективно требовала
определенных знаний, поэтому в русской деревне после реформы 1861 г.
наметилась тенденция к росту уровня грамотности в крестьянской среде.
Интересный анализ данной проблемы содержится в материалах

26 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.

27 Еремеев П.В. Обиход: Былинки / П.В. Еремеев. - М., 1990.

28 Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьба традиционно-бытовой культуры (XIX-
XX вв.) /Л.Н. Чижикова - М., 1998.

14 региональных научно-практических конференций: в 1998 г. в. г.Белгороде доклад Т.В. Масалитиной «Уровень грамотности крестьянства Курской губернии в конце пореформенного периода», в 2000 г. в. г.Воронеже доклад М.П. Шумаковой «Развитие образовательного уровня курского населения во второй половине XIX в».

Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.

В «Белгородском краеведческом вестнике» опубликована статья Н.Е Масловой «Развитие народного образования в Шебекинском крае», где дается анализ уровня грамотности народа и сведения о первых специализированных сельскохозяйственных учебных заведениях.31

Культурно-бытовая сторона жизни крестьянской семьи охарактеризована мимоходом в явлениях наиболее тесно соприкасающихся с санитарией. Мы можем предположить, что «главная причина этого — безземелье и сопутствующая ему материальная необеспеченность населения, плохое питание».32

Нельзя не выделить особый вклад краеведов в изучение народной художественной культуры губернии. Наиболее полно представлен материал в книге Жирова М.С. «Народная художественная культура Белгородчины». В ней много глав посвящено семейно-бытовым обрядам и культурно-воспитательной традиции края, опирается на опыт жизни наших земляков.33 Однотипный материал изучается в двухтомнике «Рукотворная краса земли

Масалитина Т.В. Уровень грамотности крестьянства Курской губернии в конце пореформенного периода / Т.В. Масалитина. (По материалам Белгородского уезда). - Белгородская область вчера, сегодня, завтра. //Материалы региональной научно-практической конференции. - Белгород, 1999. - С. 92-93. 30Шумакова М.П. Развитие образовательного уровня населения Курской губернии во второй половине XIX в / М.П. Шумакова. // Материалы VII региональной конференции по исторической демографии и исторической географии. - Воронеж, 2000. - С. 50-51 .

31 Маслова Н.Е. Развитие народного образования в Шебекинском крае / Н.Е. Маслова. // Белгородский
краеведческий вестник. Вып.1. - Белгород, 2001. - С. 70-76.

32 Ученые записки Курского государственного педагогического института. Т.47. - Ч.П. -Курск, 1968. - С. 57.

33 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие / М.С. Жиров-
Белгород, 2000.

15 Белгородской», составленного СИ. Ботовой 34 и книге В.П. Кичигина «Народная культура юга России: Белгородская область».35

В сборнике «История Белгородчины» В.В. Овчинников и Ф.П. Тройно отразили основные моменты пореформенного развития края, условия освобождения крестьян в губернии, пути эволюции сельского хозяйства, которые наиболее полно отразили содержание и развитие общественных отношений в сельскохозяйственном производстве после отмены крепостного права.36

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о недостаточной разработке темы, поскольку обобщающих работ, в которых отражена социально - экономическая, бытовая, духовная жизнь крестьянской семьи до сих пор нет.

Цель данной работы заключается в том, чтобы воссоздать объективную историю жизни крестьянской семьи Курской губернии во второй половине XIX в., проследить тесную взаимосвязь экономики и быта, влияние различных факторов, накладывавших отпечаток на весь семейный уклад с решением следующих конкретно - исторических задач:

исследовать социально - экономическое, правовое положение крестьянской семьи после отмены крепостного права;

изучить представления крестьян о предназначении семьи и показать социальный статус мужчины и женщины в семейной экономике' и хозяйственной сфере;

определить функциональную значимость, традиции и особенности в строительстве крестьянского жилья;

> раскрыть роль раннего приобщения сельских детей к труду, как
наиболее важной основы деревенского быта, подготовке их к
самостоятельной взрослой жизни;

34 Ботова СИ. Рукотворная краса земли Белгородской / СИ. Ботова. Учебно-методическое пособие. Часть 1.
-Белгород, 2000.

35 Кичигин В.П Народная культура Юга России: Белгородская область /В.П. Кичигин. // Опыт
систематизации этнофольклорного материала. - Белгород, 2000.

36 Овчинников В.В., Тройно Ф.П. История Белгородчины. Краеведение / В.В. Овчинников, Ф.П. Тройно. -
Белгород, 2003.

определить место и роль религии в крестьянской семье, ее влияние на духовную жизнь;

показать необходимость обучения грамоте, как составной элемент подготовки молодого поколения деревни к жизни, определить отношение к обучению самих крестьян;

рассмотреть традиционные черты, многообразие и разноплановость крестьянского костюма в сельской семье Курской губернии.

Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период с 1861 по 1900 гг., то есть время правового и духовного раскрепощения крестьян. В указанные годы произошла сословная либерализация отношений и наметилась тенденция одновременного противоборства и синтеза традиционализма и новаций в крестьянской семье.

Географические границы предлагаемого исследования охватывают территорию Курской губернии, наиболее типичной для Центрально-Черноземного региона, отличавшуюся аграрной специализацией, с преимущественно сельским населением и слабо развитыми городами.

Источниковую базу исследования составляют архивные и печатные материалы. Архивные материалы представлены документами, хранящимися в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), фондах Государственного архива Курской области (ГАКО) и Государственного архива Белгородской области (ГАБО).

В фонде 1284 РГИА находятся сведения о хозяйственной деятельности крестьян, их взаимоотношениях со своими бывшими помещиками, с учетом внутрисословной стратификации дворян-помещиков. Здесь же имеются отчеты губернатора разных лет о положении в губернии: об итогах проведения реформы 1861 г., об урожае хлебов и других сельскохозяйственных культур, о причинах часто повторяющихся неурожаев в губернии. В ф. 1088 содержатся данные о положении крестьян края после

"РГИА.Ф. 1284. Оп. 223. Д. 163. Лл.3-4; Д. 191. Л.12; Д. 195. Л.6.

17 отмены крепостного права и их выступлении в ответ на реформу. Для анализа состояния семьи мы использовали материалы ф.68 Государственного архива Курской области, а также жалобы крестьян в губернское по крестьянским делам присутствиям.39 Из ф.184 в исследование включены сведения об экономическом положении крестьян Суджанского уезда, из ф.1 о состоянии крестьянских хозяйств в Обоянском уезде.40

Хозяйственная деятельность крестьян отражена в «Материалах губернского статистического комитета», где содержатся сведения- о распределении земель сельскохозяйственных угодий (с учетом пара), о количестве сдаваемой в аренду земли, площади посевов под различными культурами. Анализ указанных источников позволяет определить направленность хозяйственной деятельности местных крестьян и характер их семейной экономики, а также внутренний уклад семьи и ее имущественное положение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «благополучие крестьянского населения Курской губернии зависит от климата и почвы, а также от размера крестьянского землевладения, характера землепользования и средств для ведения сельского хозяйства, а также арендных отношений».

Важное значение для исследования представляют документы ф.66, где содержатся обращения крестьян в Курское губернское присутствие по вопросам размежевания земель, о восстановлении границ арендованных участков.42

Материалы государственного архива Белгородской области применялись для изучения состояния крестьянского хозяйства (по материалам Старооскольского уезда (ф.25) и содержат сведения о функциональных обязанностях учителей (ф.80).43

38 РГИА. Ф. 1088. Оп. 6. Д. 1706. Л. 7-8.

39 ГАКО. Ф. 68. Оп.1. Д.190. Л. 14;Оп. 2,. Д. 15. Л.6; Д. 151. Лл. 3-4; Д.655. Л.1; Оп. 3. Д. 560. Лл. 5-6; Оп. 4.
Д.68;Л.47;Оп.11.Д.44.Л.66.

40 ГАКО. Ф.1. Оп. 1. Д. 5248. Лл. 34-36; Ф. 184. Оп. 1. Д. 6422. Лл. 4-7.

41 ГАКО. ф.4. Оп.1. Д.55. Лл. 1-16.

42 ГАКО.Ф. 66. Оп.8. Д.9. Л. 13; Д. 20. Л.41; Оп. 10. Д. 316. Л. 202; Оп. 13. Д. 729. Л.68.

43 ГАБО. Ф.25. Оп. 1.Д.1.Л.4;Ф.80.Оп. 1. Д. 171. Лл. 10-14.

18 Кроме архивных источников в работе использован «Домосторой» как свод правил поведения, которым должна была руководствоваться семья. В тексте источника, составленного Сильвестром, интерес для нас представляет духовно-нравственная основа воспитания детей в крестьянской семье, а также предлагаемые родителям советы о том, как правильно их растить. «Домострой», как исторический источник передает не только конкретные предписания, советы, рецепты для правильного ведения хозяйства, но и позволяет понять дух времени, почувствовать, чем жили и даже представить, о чем думали люди, живущие по предписанию рассматриваемого

источника.

Основным опубликованным источником по хозяйственной деятельности помещичьих крестьян является «Извлечение из описаний помещичьих имений в 100 душ и свыше»,45 о числе крестьян в поместьях, количестве земель в господской и крестьянской запашках, площади сельскохозяйственных угодий. В отдельно вынесенных примечаниях в ряде имений отмечено число наемных рабочих, количество сданной в аренду земли и условия её найма. Анализ данного источника позволяет определить характер и направленность крестьянского хозяйства.

В «Курских губернских ведомостях за 1863 год» публикуются обращения крестьян в Курское губернское по крестьянским делам присутствие о рассмотрении выкупных договоров, о приобретении в собственность полевой земли крестьянами различных сел губернии, которые

содержат сведения о денежной повинности за землю.

Рост числа выданных крестьянам свидетельств на жительство отражен в «Материалах высочайше учрежденной 16 ноября 1901 г. Комиссии по исследованию вопроса о движении с 1861 г. по 1900 г. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний сравнительно с

Домострой по списку императорского общества истории и древностей российских.- М., 1882.

45 Извлечение из описаний помещичьих имений в 100 душ и свыше. - Т.1.- СПб., 1860.

46 Курские губернские ведомости, 1863 г.

19 другими местностями Европейской России».47

«Материалы по крестьянскому и частному землевладению в Курской губернии» содержат сведения по численному составу крестьянских семей, изменениям состава семей в зависимости от промысла и разряда крестьян, об обеспечении крестьянских семей землей после реформы 1861г..

Для изучения экономического положения крестьянской семьи особое значение имеют итоги статистических исследований по Курской губернии с 1862 г..49 Целью земских статистов являлось определение доходности земель и выработка норм обложения земскими налогами, а также изучение общих экономических условий жизни населения. Земские статистики применяли, главным образом, экспедиционный метод, при котором первичные данные добывались посредством разъездов специальных агентов и осмотра ими исследуемого объекта. Широко использовались при этом планы имений, документы земских управ, волостных правлений, хозяйственные книги и арендные договоры, межевые планы, раздельные акты. Статистические данные характеризовались полнотою сведений и высокой степенью достоверности и представительности. В большинстве случаев привлекаемые данные были сопоставимы. Нас интересовали материалы по численному составу крестьянской семьи по различным уездам губернии, о распределении семей по числу рабочей силы, сведения о внутрисемейных отношениях в различных хозяйствах, которые резко отличались различными степенями экономической силы, благодаря различному обеспечению надельной землей. Эти данные дали возможность шире проследить зависимость между разными экономическими явлениями и обеспечением крестьянских семей землею и рабочим скотом.

Материалы «Статистического временника Российской империи» за 1881 г. показывают распределение фонда пахотных земель по отдельным

47 Материалы высочайше учрежденной 16 ноября 1901 г. Комиссии по исследованию вопроса о движении с
1861 по 1900 гг. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний сравнительно с
другими местностями Европейской России. - Ч.1.- СПб., 1903.

48 Материалы по крестьянскому и частному землевладению Курской губернии.-Курск, 1908-1909.

49 Курская губерния. Итоги статистических исследований. (Материалы подворной переписи 1882-1885 гг.)-
Курск, 1887.

20 видам сельскохозяйственных культур. Этот документ позволил выявить приоритеты крестьянской семьи при посевах отдельных культур, что в итоге подчеркивало предпочтение тех или иных злаков или технических культур, естественно с учетом товарности крестьянского хозяйства.50

В «Сборнике статистических сведений за 1885 г.» предоставлены данные о подворной переписи в Белгородском уезде, которая послужила главным основанием для составления сведений о хозяйственном положении крестьянской семьи, о соотношении мужского и женского населения, о среднем составе крестьянских семей, о переписи земель, скота, птицы в крестьянских хозяйствах, а также об уровне грамотности в крестьянских семьях и колебание по отдельным уездам, местностям и группам крестьян в связи с характеристикой тех условий, которые управляют этими колебаниями, способствуя или задерживая развитие грамотности.51

Достоверный фактический материал о жизни крестьянской семьи содержится в «Журнале курского помещика И.П. Анненкова». Здесь мы находим многочисленные факты семейной жизни крестьян: работы, которые выполняли крестьяне в имении помещика, крестины, именины. Автор не заносит на бумагу свое отношение к фактам, о нем можно догадываться по косвенным данным. Дневник Анненкова - источник, проливающий свет на многие явления в жизни России и Курской губернии.

В «Трудах императорского Московского общества сельского хозяйства» интерес представляет отчет Чуйкова о командировке в 1893 г. в Курскую губернию. Материал составлен по поручению Императорского Московского общества, которое на своем заседании 19 ноября 1892 г. приняло решение исследовать в сельскохозяйственном отношении Воронежскую и Курскую губернии. В отчете анализируются почвенно-климатические условия в крае, развитие земледелия и скотоводства,

Статистический временник Российской империи. Сер.З.- Вып.4. Распределение земель по угодьям в Европейской России за 1881 год.-СПб., 1884.

51 Сборник статистических сведений по Курской губернии. Вып. 10, - Курск, 1885.

52 Журнал Курского помещика Анненкова. // Материалы по истории СССР. Вып. V. - М., 1975.

21 обеспеченность крестьянских хозяйств рабочей силой.53

Сведения о грамотности крестьян и их детей даны в материалах «Первой всеобщей переписи населения Российской империи» за 1897 г. 54 Структура источника позволяет изучить уровень образованности крестьян в различных возрастных категориях, в каком возрасте это образование получалось, кто выступал в роли учителей, и каково было численное соотношение грамотных и неграмотных крестьян в рассматриваемое время.

Санитарные условия крестьянского жилья, исследования питьевой воды в деревнях губернии, пищевого режима крестьянина, анализ высокой детской смертности особенно в зимнее время, обычаи и нравы сельского населения отражены в «Обзоре важнейших острозаразных болезней в Курском крае в 1886-1890 гг.»55 и обсуждались на VII съезде земских врачей и представителей земств Курской губернии 28 мая - 4 июня 1899 г.56

В «Материалах по этнографии Курской губернии» мы встречаем описание крестьянских поселений, одежды, особенностей говора. Народный быт села рисуется в целостной картине с его историческим прошлым, нравами, обычаями, представлениями и народной поэзией. С бытовым описанием идет рядом усердное собирание устных памятников народной словесности.57

Ценными дополнениями к имеющимся материалам являются и воспоминания пожилых жительниц сел Щиголек, Н.-Махове Суджанского района, записанные в 70-90 гг. XX в. Большинство из них выросли в многодетных семьях, сохранивших, в основном, традиционный семейный

53 Курская губерния в сельскохозяйственном отношении. Отчет о командировке в 1893 году, от
императорского Московского общества сельского хозяйства Чуйкова. (Труды Московского общества
сельского хозяйства). - M., 1897.

54 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. - Т. XX. Курская губерния. - СПб.,
1904.

55 Обзор важнейших острозаразных болезней в Курском крае в 1886-1890 гг. - Курск, 1893.

56 Труды VII съезда земских врачей и представителей земств Курской губернии 28 мая-4 июня 1899 г.
Курск, 1900.

57 Материалы по этнографии Курской губернии. Издание Курского губернского статистического комитета. -
Курск, 1902.- С. 484-487.

22 быт. Их рассказы содержат не только впечатления детских лет, но и услышанные от мам и бабушек рассказы о жизни предыдущих поколений.58 Здесь же встречаются сведения об основных занятиях крестьян губернии.

Обширная группа источников опубликована в сборнике «Курский край в период развития капитализма в России»: рапорты уездных исправников губернатору о состоянии крестьянских хозяйств, о занятиях и нравах местных жителей, в которых подчеркивается что «большинство крестьянских семей занимаются земледелием, пашут землю плугом и сохой. Нравы жители имеют кроткие, сложения непроворного, любопытства весьма ограниченного».59 Здесь встречаются донесения Курскому губернатору о крестьянских волнениях в ответ на реформу 1861 г., сотрудников Жандармского управления о пьянках, драках, воровстве среди крестьян, которые позволяют сделать вывод о нравственности сельских жителей.

В работе мы использовали материалы по Грайворонскому, Корочанскому, Старооскольскому, Белгородскому уездам за 1860-е гг. Для нас значимы исторические сведения о домашнем быте, религиозном и нравственном состоянии крестьян. В подробностях характеризовались физические свойства великороссов и малороссов. Внешний вид позволяют проследить изменения в крестьянской одежде в связи с проникновением капиталистических отношений в сельское хозяйство. Вместе с тем, следует отметить, что низкий жизненный уровень, явное доминирование полупатриархального способа ведения хозяйства, консерватизм общественных отношений и другие факторы в вышеперечисленных уездах объективно сдерживали духовный рост крестьянского населения.60

В «Восточнославянском этнографическом сборнике АН СССР» публикуются сведения об отдельных элементах мужской и женской праздничной одежды жителей Центрального Черноземья, однако описание

58 Краеведческие записки. Вып.2.-Курск, 1963. - С. 179-185.

59 Из истории Курского края. Рразд. IV. // Курский край в период развития капитализма в России. - Воронеж,
1965.- С. 262-264.

60 Крестьянское землевладение Белгородского, Грайворонского, Корочанского, Старооскольского уездов. -
Курск, 1908.

23 было скудным, без наглядного представления. 61

Важный для нас материал — жалобы и прошения крестьян. Их ценность определяется тем, что они непосредственно исходят из среды крестьянства, выражая его внутренний мир, донося «в меньшем искажении, чем любые другие источники XIX в. голоса самых забитых и эксплуатируемых слоев населения России».62

Представленный в периодике материал разносторонен и позволяет воссоздать наиболее объемную и живую картину прошлого нашего народа, осветить незатронутые в фундаментальных трудах аспекты жизни. Интересны статьи, опубликованные в журналах «Родина» и «Этнографическое обозрение».

Большой информативностью отличаются фольклорные источники, где в песенном наследии крестьян отражены их представления о добре и зле, нормах взаимоотношений между крестьянином и помещиком, семейном благополучии. Тексты курских народных песен однозначно указывают на проникновение в крестьянскую духовную культуру поэзии русских классиков XIX в. В частности, это переделанные на песенный лад, отдельные произведения А.С. Пушкина и В.В. Крестовского, в которых воспевается свобода и собственное достоинство.

Пословицы и поговорки в качестве источника передают народную мудрость, накапливаемую веками, поэтому использование их в тексте создает неповторимый колорит и образность речи. Их богатый потенциал необходим при рассмотрении вопросов о деторождении в крестьянской семье, о трудовом воспитании, и, несомненно, при изучении процесса обучения и воспитания детей средствами народного фольклора.63

Перечисленные группы источников позволили при всестороннем и глубоком их изучении с достаточной полнотой, точностью и достоверностью показать отношение к семье как важнейшему и непременному условию

61 Восточнославянский этнографический сборник АН СССР. - М., 1956.

62 Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации ХГХ-начала XX вв. / Б.Г. Литвак - М.,
1979.-С. 238.

63 Пословицы. Поговорки. Загадки. // Составитель Мартынова A.H. - М., 1986.

24 жизни каждого крестьянина. При работе над диссертацией мы стремились выявить документы, которые наиболее обстоятельно отражают исторический процесс исследуемого периода.

Многие источники впервые вводятся в научный оборот.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологическую основу нашего исследования составили принципы историзма и научной объективности. Мы стремились рассмотреть конкретные явления как взаимосвязанные и изменяющиеся во времени, раскрыть объективные закономерности исторического развития крестьянской семьи. Автором выявлялась взаимосвязь единичного, особенного и общего. В ходе работы использовались следующие группы методов: общенаучные и специальные исторические. К общенаучным относятся такие, как последовательность и закономерность изложения фактов, их достоверность. Специальные исторические методы: это рассмотрение процесса в его динамике, развитие на протяжении определенного периода времени изучаемого процесса, выявление логических связей между составными частями. Нами также были исследованы конкретные явления внутренних процессов рассматриваемого периода. При этом применялся анализ текстов, документов, статистических данных и на их основе были сформулированы главные выводы и обобщения.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: Впервые предпринята попытка собрать, проанализировать и обобщить весь экономический, краеведческий, этнографический материал и создать объективную историю жизни крестьянской семьи Курской губернии во второй половине XIX в., проследить тесную взаимосвязь экономики и быта, влияние различных факторов, накладывающих отпечаток на весь семейный уклад; исследованы представления крестьян о предназначении семьи, социальный статус мужчины и женщины в семейной экономике и хозяйственной сфере, уделяется особое внимание изучению традиций и

*

25 обычаев, роли церкви и ее влиянии на духовную жизнь крестьянской семьи; раскрыта роль раннего приобщения сельских детей к труду, как наиболее важной основы деревенского быта, подготовке их к самостоятельной взрослой жизни, показана необходимость обучения грамоте, как составному элементу подготовки молодого поколения деревни к жизни и отношение к обучению самих крестьян; рассмотрены традиционные черты, многообразие и разноплановость крестьянского костюма в сельской семье Курской губернии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут быть использованы в преподавании курса истории Отечества в средних и высших учебных заведениях, для разработки спецкурсов, методических пособий по проблемам истории Центрального Черноземья, а также в историко-краеведческой работе.

Экономическое положение крестьянской семьи после реформы 1861 года

Условия освобождения крестьян от крепостной зависимости в Курской губернии, как и черноземной полосы в целом, были самыми тяжелыми в Европейской России. Помещики за счет отрезков расширили свои угодья, оставив за собой лучшие земли, опутали крестьян сетью дополнительных повинностей, лишили их лесов, водопоев.

Развитие экономических процессов в деревне после реформы 1861 года оказало влияние на семейный уклад крестьянской семьи, домашний быт, социальное положение и в целом на повседневный образ жизни крестьян Курской губернии во второй половине XIX века.

Все эти вопросы мы рассмотрим в данной главе. Центрально-Черноземный район с полным основанием считался житницей Европейской России: он кормил не только местное население, но и более северные потребляющие районы. Немалая роль отводилась и Курской губернии.

Крестьянское население накануне реформы 1861 года делилось на три основные группы - крестьян помещичьих, государственных и удельных. Эти разряды отличались друг от друга и в правовом и в экономическом отношении.

Помещичьи крестьяне были крепостными, т.е. прикреплены к дворянским имениям и считались собственностью помещиков. Хотя по закону помещик не имел права убивать и истязать крестьян, он мог дарить, продавать и закладывать их в кредитные учреждения, облагать их пользование земельным наделом феодальной рентой в форме барщины и оброка, регулировать их браки и ведение их хозяйства, распоряжаться приобретенным ими имуществом. Власть помещика была практически не ограничена законом. Значительную часть составляли дворовые, которые выполняли различные работы в имении и доме помещика или сдавались в наем посторонним лицам.

Особый разряд крестьян составляли удельные крепостные, которые были прикреплены к имениям царской фамилии. Они тоже не пользовались гражданскими правами, но их положение было легче, чем у крестьян частновладельческих: они не отбывали барщину, а платили дворцовому ведомству денежный оброк.

Государственные, или казенные, крестьяне по закону считались «свободными сельскими обывателями». Они жили и вели собственное сельское хозяйство на землях казны и подчинялись Министерству государственных имуществ, платили в казну феодальную ренту в форме денежного оброка.1

Отмена крепостного права резко изменила социальный характер и условия жизнедеятельности черноземной деревни. В Курской губернии в 1860 году крестьянская запашка в дворянских хозяйствах составляла 545 593 дес, а в 1863 году уменьшилась до 427 698 дес, то есть сократилась на 33,8%.2

Так, в с. Баево помещица Скобельцына отрезала 183 десятины 90 кв. сажен земель лучших из всей распашной земли оставив временнообязанным овраги, непригодные к возделыванию. Скобельцына отняла у крестьян с. Никольского и д. Мешковой 114 десятин из 188. В Якунине Стремоухова отняла 135 десятин из 335. В мелких имениях отрезки пропорционально были не менее значительны. В с. Успенском помещики Ордынские взяли в отрезки 15!/2 десятин из 32.3 При наличии большого количества оврагов создавалась безотрадная картина: крестьянский надел нависал над оврагами, спадал к намывным землям или обвевался суховеями.

Состав и распределение хозяйственных функций в крестьянской семье

Будучи основной экономической ячейкой общества, крестьянская семья пореформенного периода в хозяйственном отношении представляла собой слаженный механизм с четко фиксированными обязанностями каждого из ее членов. В решении многих социальных вопросов для крестьянина решающим фактором являлся обычай. В деловых бумагах разного типа встречаются ссылки крестьян на действия или права своих предков, дедов и отцов, обоснование собственных поступков или прав. Это относилось как к общине, так и к отдельным лицам.

Большие семьи у малороссов встречались редко. В неразделенной семье не только глава семейства пользовался большим уважением, но в почете была и мать - свекровь. Старший в доме считался полноправным хозяином. Известны факты, когда «часто даже съестные припасы он охранял в своей клети и выдавал их по нужде».1 Жена и невестки не имели права пользоваться этими припасами, а довольствовались суровой пищей. Если хозяин ехал на ярмарку или базар, то - на лошади, а кто-либо другой из семейства добирался пешком.

В большом уважении у малороссов были замужние женщины, однако встречались и неблагополучные семьи, где мужчина отличался крайним деспотизмом по отношению к домочадцам.

В пореформенный период крестьянская семья находилась в рамках патриархального традиционализма. Предпочтение отдавалось мужчине и старшему по возрасту. Примечательно, что в официальной статистике в начале пореформенного периода, население считалось в «ревизских душах» - мужчинах. Женщина оказывалась вне рамок статистики. Быт и нравы второй половины XIX в. дают картину устойчивой сферы этнического своеобразия. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались из поколения в поколение, сохраняли многие традиции, обряды и пережитки.

В представлениях крестьянина присутствовала цепь предшествующих поколений, осознаваемая как опора в нелегкой жизни труженика: «Как они, прадеды и деды наши, так и мы, рабы ваши, в той деревне...», или «в прошлых давних годах прадеды, деды и отцы наши...», или «предки наши, деды, отцы, имели...»2 Возглавлял крестьянскую семью хозяин, его главенствующее положение в нравственном, хозяйственном, административном отношениях признавали все члены семьи. Как правило, главой становились по праву старшинства отец или старший из братьев. Во второй половине XIX в. во главе семьи стоял «молодой мужчина, выдающийся своим уживчивым нравом и способностями, самый расторопный, тот, кто при жизни хозяина был первым по нем полномочным работником и пользовался доверием семейства, несмотря на то, брат ли он или сын хозяину, или тот, кому при жизни доверял, более других приспособил к управлению хозяйством. Иногда старшие сыновья при главенстве отцов пользовались большими правами по сравнению с остальными детьми, так как потенциально являлись будущими главами семьи. Если в семье все члены мужского пола равны, то главой становится тот, кто более распорядительный и не пьяница, хорошего характера и большей частью знающий грамоту».3 Глава сохранял свой статус до тех пор, пока мог работать, т.е. до 60 лет, в крайних случаях до 65 лет. Полномочия хозяина двора предусматривали его ответственность за семейное благосостояние, способность умело и толково распоряжаться на всех участках хозяйства.

Рождение детей в семье и их социально-экономическое значение

Тайна зарождения и появления на свет нового существа не переставала удивлять человечество, и у каждого народа было свое объяснение происходящего. В представлениях об окружающем мире рождение собственного ребенка органично вписывалось в естественный процесс жизни на земле. Это особенно характерно, конечно, для сельских жителей, постоянно наблюдавших процесс рождения и обновления вокруг себя.

«Важность деторождения в каждой социальной среде, а в крестьянской особенно, определялась необходимостью постоянного воспроизводства населения. Но не меньшую роль играло и христианское учение о нравственности, одним из основных положений которого было утверждение греховности интимных отношений и взгляд на рождение детей (естественно, «законных», т.е. рожденных у обвенчанных родителей) как оправдание и очищение этой греховности, и признание благочестивости брака. Несмотря на трудности содержания многодетной семьи, крестьяне если не всегда с радостью, то, во всяком случае, без ропота встречали рождение многочисленного потомства и надеялись с Божьей помощью вырастить всех. «Бог дает детей. Бог на детей и прибыль пошлет», - говорили в народе».1

Дети, по слову народной мудрости, - «благодать Божия»; ими благословляет Бог семейное счастие. «У кого детей много, тот не забыт.от Бога!» - говорит посельский деревенский люд, говоря - приговаривал: «У кого детей нет - во грехе живет!» таким образом и на Руси бездетность считалась карою господней за грехи, как у древнего Израиля. Богомолы - добрый совет: взять приемыша, чужого ребенка-сироту, «в дети», чтобы -«Бог простил, своих деток зародил». Благочестивая старина, крепко-накрепко державшаяся за прадедовские заветы, сберегла до наших забывчивых дней и такие изречения о детях как, например: «Дай-то Бог деток народить, дай-то Бог деток вскормить!», «Кому детей родить - тому и кормить!», «На деток Господь подаст!», «Первый сын - Богу, второй -царю, третий - себе на пропитание!», «Сын да дочь - красныя детки!», «Сын да дочь - день да ночь, и сутки полны!», «Дочерьми люди красуются, сыновьями - в почете живут!», «Кто красен дочерьми да сынами в почете -тот и в благодати!» и т.д. «Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях!» -молвит крылатое народное слово.

Родятся дети по образному меткому народному слову - как грибы («от сырости»), растут - как «пшеничное тесто на опаре». Хоть и беден-беден иной отец, а все на тесноту от ребят редкий жаловался - словно памятуя заветное словцо дедов - прадедов, сказавших, что «много» детей бывает, а «лишних никому Бог не пошлет». Худы ли, хороши ли - все свои дети. «Который палец ни укуси - все больно!» - применялся к этому понятию наш детолюбивый народ. «Свое дитя - и горбато, да мило!», «Свой дурак дороже чужого умника!» - продолжали развивать эту основную мысль деревенские краснословы.2

Бесплодие воспринималось людьми того времени как несчастье для семьи и позор для женщины. Религиозное мышление средневековья причину всех бед человеческих усматривало в Божьем наказании и соответственно возможность избавления от них видело в снискании Божьей милости. Поэтому для обретения «чадородия» женщины, прежде всего, прибегали к средствам, рекомендованным церковью.3

Похожие диссертации на Крестьянская семья во второй половине XIX века :На материалах Курской губернии