Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Шевцова Анна Александровна

Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.)
<
Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевцова Анна Александровна. Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.00, 07.00.07 : Москва, 2004 237 c. РГБ ОД, 61:05-7/433

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Орнамент войлочных изделий .

Глава II. Орнамент без ворсовых и полуворсовых тканых изделий .

Глава Ш. Орнамент ворсового ковроделия

Глава IV. Орнамент чаевых циновок

Глава V. Орнамент вышивки .

Глава VI. Орнамент тиснения и инкрустации по коже .

Глава VII. Орнамент ювелирных изделий

Глава VIII. Орнамент резьбы и росписи по дереву

Глава IX. Орнамент резьбы по кости и костяной инкрустации

Глава X. Орнамент резьбы и росписи по камню .

Глава XI. Казахский орнамент в среднеазиатской орнаментальной

Глава XII. Цветовая гамма казахского орнамента

Заключение

Приложение. Краткий словарь казахских терминов

Список литературы

Введение к работе

Интерес к орнаменту различных этносов вполне традиционен для этнографов и искусствоведов.

Автором данной работы орнамент понимается как универсальная взаимосвязанная со всем мифологическим комплексом символическая форма изобразительного искусства, характеризующаяся особым условным способом отражения как чувственных, так и воображаемых данных", непосредственно зависящая от жизненного уклада и хозяйства и одновременно как "самостоятельная система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира"1.

Ключевыми идеями орнамента являются не только такие понятия, как ритм, упорядоченность (путь или способ "выхода из хаоса"2, когда под хаосом понимается однородная материя), симметрия, заряд красоты, а также скрытый смысл, символизм, знаковость, "обогащение цветом и формой украшаемого объекта"3, но и потенциальные возможности выступить в качестве этнографического источника.

Орнаментом, художественно-эстетическим средством оформления жизненной среды, решена одна из сложнейших задач искусства - "проблема своеобразного художественного синтеза, выражавшего отношение к миру"4. Каждая эпоха, стиль или национальная культура вырабатывает свою систему орнамента или по-новому осмысляет то, что досталось от предков, причем наибольшее значение орнамент приобретает в тех культурах, где в искусстве преобладают условные формы: на Древнем Востоке, в средневековой Европе, в классическом искусстве ислама и т.д.

Отдельные исследователи полагают, что роль и значение узора в жизни казаха "можно сравнить только с песней и словом"; как и песня, многообразный по форме народный орнамент, "был постоянным аккомпанементом всей жизни казахов"5, "казахи как бы живут в мире орнамента"6.

1 Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. - Алма-Ата, КазГУ, диссертация на соискание
степени К.И.Н., 1984. С. 6.

2 Керлот Х.Э. Словарь символов. / Пер. с исп. - М.: "REFL-book", 1994. С. 366-367.

3 Ward J. Elementary principles of ornament.- London: Chapman & Hall, Ltd., 1890. P.l.

4 См. Нурланова К. Символика мира в традиционном казахском искусстве. // Кочевники. Эстетика. Познание
мира традиционным казахским искусством. - Алматы: Тылым", 1993. С.225 - 226.

5 Там же. С.225.

6 Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. - Алма-Ата: "внер", 1986. С. 8.

Орнамент служил последним штрихом, который наносится мастером при
создании того или иного предмета, подчеркивая красоту вещи и мастерство ее
создателя. Неорнаментированный предмет считался незавершенным, непрестижным.
Значимость орнамента в этнической идентификации казахов подтверждается и
фактом размещения орнаментальной полосы на государственном флаге Казахстана1,
и использованием традиционного узора в элементах военной формы, и
орнаментальные вставки на банкнотах. Названия самых распространенных мотивов
казахского орнамента одновременно являются названиями позиций народного танца2.
Таблица 0-1 .

А - флаг Республики Казахстан (РК); Б - погоны прапорщика пограничной службы РК; В-Г: банкноты
достоинством в 10 и 50 тенге; Д-Ж: фигуры народного танца: Д - киік муйіз (рога марала), Е — цошцар муйіз
(рога барана), Ж - ирек (зигзаг)

Объектом нашего исследования стал казахский народный орнамент XIX -первой трети XX вв. Хронологические рамки обусловлены тем, что, с одной стороны, в это время традиционная система жизнеобеспечения в регионе еще не претерпела значительных изменений, с другой - к этому времени относится большинство документированных источников. Предметом исследования явились границы и условия бытования известных в регионе техник орнаментации, влияние

1 Наряду с Республикой Казахстан, орнаментальная вставка имеется на флаге Республики Беларусь, Республики
Мордовии; на флаге и гербе Туркменистана помещены знаменитые ковровые гели и т.п.

2 См. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, "Энер", 1980. С.28.

3 Илл. даны по: Б: полевые материалы автора, Зайсанский погранотряд, 2002 г.; Д-Ж: Жиенкулова Ш. Тайна
танца. С.34, ф. 26; С.35, ф. 27; С.ЗЗ, ф.23.

технологических приемов на орнамент, культурные связи казахов и их соседей, обусловленность выбора орнаментальных сюжетов, цветовой гаммы и орнаментальной системы в целом типом хозяйственной деятельности и традиционным мировоззрением. Цель работы - систематизация и анализ накопленного материала о казахском орнаменте, выявление орнаментальных комплексов, определение места казахского орнамента в среднеазиатской орнаментальной семье. Для достижения указанной цели были поставлены и решены ряд взаимосвязанных исследовательских задач:

- выявление соотношения предмета-"носителя" и техники орнаментации;

- определение характерных черт, цветовой гаммы и особых орнаментальных
сюжетов для каждой из техник;

группировка предметов в зависимости от используемого орнамента;

сопоставление орнамента казахов и их соседей;

- соотношение орнамента и племенных групп; территориальное размежевание
орнаментальных комплексов. (Казахский народ и до настоящего времени осознает
свое деление на три крупных племенных союза племен - Жуза, имевших свою
территорию, четкое представление о своем внутреннем делении на племена, рода,
родовые подразделения, генеалогию, героев).

- динамика казахского орнаментального искусства в рамках изучаемого периода.
Несмотря на многообразие форм, пластичность, богатую цветовую гамму и

своеобразную завораживающую красоту, для широкой публики за пределами Казахстана традиционный казахский орнамент остался практически неизвестным. Об этом ярко свидетельствует отсутствие разделов по казахскому, киргизскому и, более того, среднеазиатскому орнаменту в целом ряде вышедших в последние годы в нашей стране и за рубежом популярных иллюстрированных изданий, в том числе мультимедийных, претендующих на освещение орнамента всех времен и народов1. Данная работа призвана по возможности восполнить этот пробел.

Более частной целью стало введение в научный оборот данных, собранных о казахском орнаменте в его восточно-казахстанском варианте в ходе полевых

1 См. напр., Орнамент всех времен и стилей. В 4-х кн. (Альбомы, составленные на основе издания А.Ш.А. Расине 1873-1876 гг.). Кн.1 - М.: "Арт-Родник", 1995., Орнамент (Серия "Электронная библиотека", на CD-ROM). - Москва, ДиректМедиа Паблишинг, .

исследований автора. К сожалению, культура Восточного Казахстана остается своего рода лакуной даже в специальных изданиях.

Материалы диссертации могут послужить базой для создания мультимедийной энциклопедии, посвященной казахскому орнаменту. Схема работы и собственно эмпирические данные могут быть полезны при анализе малоисследованных орнаментальных систем других народов региона: дунган, уйгуров и т.д. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурса по материальной культуре Средней Азии.

Несколько слов о терминах, употребляемых в работе. Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент - как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив - устойчивое сочетание нескольких элементов вместе.

Казахские термины даны курсивом кириллицей. Размещение в конце работы краткого словаря встречающихся в тексте казахских терминов, продиктовано пониманием того, что "чем более изучены, понятны и стабильны термины и выражения, используемые в каждом виде искусства, тем более плодотворной будет исследовательская работа"1.

Основными источниками по данной теме явились иллюстративные материалы, приведенные в различных изданиях. Данный корпус источников распадается на две группы: во-первых, это рисунки и прорисовки с предметов (цветные и черно-белые) самих орнаментов с более или менее развернутым комментарием2, во-вторых - это издания, содержащие цветные и черно-белые фотографии орнаментированных предметов, как правило, из музейных коллекций3 или зарисовки этих

1 Керимов Л.Г. Азербайджанский ковер. Т. 2. - Баку: Тянджлик", 1983. С.60.

2 См. напр., Казахский народный орнамент. Альбом. А-Ата, 1984., Казахский народный орнамент. /Отв.
ред. Т.КБасенов. Альбом. А-Ата, КазГос Изд-во художественной литературы, 1958., Киргизский национальный
узор/Материалы собраны и обработаны М.В. Рындиным/ Вст. ст. А.Н. Бернштама. Л.-Фрунзе, 1948,
Гаврилов Н.Ф. Орнамент киргиз Сусанира. Ташкент, Типолитография изд-ва "Правда Востока", 1929.,
Захарова ИВ., Ходжаева Р. Д Казахская национальная одежда А-Ата: Наука, 1964; Андреев М.С.
Киргизский орнамент. // Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000, № 2 и др.

3 Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. - Алма-Ата: Казахское государственное издательство
художественной литературы, 1958., Вереснева Л.Г. Ковровые изделия каракалпаков, (по заказу ГМИНВ). - М.:
"Арабески", 1994., Джанибеков У. Д Культура казахского ремесла. - Алма-Ата. "Онер", 1982., Казахи,
историко-этнографическое исследование. - Алматы: "Казахстан", 1995., Киргизский узор/Фотоальбом. -
Фрунзе: "Кыргызстан", 1986., Кыргыздын элдик кенчи. Народные сокровища Киргизии. Сост.
Т.М.Балтабаева, автор предисловия К.Антипина. - Фрунзе: "Кыргызстан", 1974., Маргулан А.Х. Казахское
народное прикладное искусство. В 2 т. - А.-Ата: "Онер", 1986 -1987., Муканов М.С, Казахская юрта. - Алма-
Ата: "Кайнар", 1981, Народное декоративно-прикладное искусство казахов/Альбом. Авт. Оразбаева НА.-Л:
"Аврора", 1970., Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана ХГХ-ХХ вв. (Из
собрания ГМИНВ). - М: "Советский художник", 1984. и др.

предметов . Вторая группа, в связи с задачами данного исследования, представляется более предпочтительной, поскольку:

  1. всегда ясно, об орнаментации какого именно предмета идет речь;

  2. если фотография цветная, можно сопоставить колористическое решение орнамента и украшаемого "носителя";

  3. ясны размеры и пропорции орнамента относительно "носителя";

  4. в хорошем комментарии указывается не только название и место хранения предмета, но и приблизительное место и время изготовления;

  5. и, наконец, на мой взгляд, плодотворнее изучать орнамент не как идею, мыслительный конструкт, оторванный от реальной жизни, а именно в связи с предметами-"носителями" и техникой нанесения2. Орнамент органически связан с несущей поверхностью, он украшает и организует ее, часто выявляя конструктивную логику предмета. В реальной жизни, изучаемой этнологами, орнамент как абстрагированный мыслительный конструкт не существует, или существует только в головах ученых, но это совершенно другая тема.

Изучать и систематизировать народный орнамент в отрыве от предметов, на которых он традиционно наносился, и для которых он во многом создавался и перерабатывался, нам представляется в корне неверным подходом. Действительно, особенность типологизации этнографического материала состоит в том, что ее объекты не существуют сами по себе, а живут во плоти народной культуры, и "без обращения к народной среде как к главному условию жизни этнографических явлений, любой типологический подход будет оставаться формальным, а не содержательным"3.

Заметим здесь, что подавляющее большинство предметов-"носителей" орнамента, о которых пойдет речь в этой работе, относятся к XIX - н.ХХ вв., именно в силу того, что они являются наиболее сохранившейся и хорошо представленной группой в музейных коллекциях (к примеру, в коллекции Государственного музея

1 Казахская национальная одежда. - Алма-Ата: "Жалын", 1976; Муканов М.С. Казахские домашние
художественные ремесла. - Алма-Ата: "Кайнар", 1983.

2 Иванов СВ. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // Советская
этнография. 1958, Jfe2. С.23.

3 Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционной бытовой культуры. // Проблемы типологии в этнографии.
-М:Наука, 1979. С. 189.

ш ш ш

искусств Казахстана), а, следовательно, наиболее полно отразившихся в упомянутых изданиях.

Автор настоящей работы отдает себе отчет в том, что нельзя игнорировать те изменения, которые привносятся в искусство орнамента со временем. Но, учитывая все же значительную консервативность орнаментальных систем (орнамент сохраняется неизменным на протяжении многих столетий и даже тысячелетий)1 и неравномерную представленность материала, автор сознательно пошел на сужение рассматриваемых в работе вопросов, все же дающих отчетливое представление об орнаменте казахов как неотъемлемом элементе их культуры.

Необходимо помнить, что еще в 20-х гг. XX в. орнамент казахов и киргизов исследователями зачастую не разделялся (как будет видно в дальнейшем, не без оснований), также как и сами эти народы. Напротив, во второй половине XX в. и особенно - в его конце различия между этими народами подчеркивались (к примеру, в этногенезе, антропологии, материальной и духовной культуре). В этой связи, сведения по материальной культуре киргизов были рассмотрены в данной работе с особым вниманием.

Кроме источников по казахскому и киргизскому орнаменту, с целью ознакомления с принципами построения орнамента вообще, были выборочно привлечены материалы по орнаментам других народов, в частности, туркмен, узбеков, каракалпаков, азербайджанцев, алтай-кижи, теленгитов, бурят, тувинцев, монголов, якутов, русских и др.

При подготовке работы также были использованы полевые материалы автора, собранные во время поездок в Восточный Казахстан, в города Зайсан (1997 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.), Акжар (2002 г.) и Алматы (1998 г.). Например, в качестве иллюстративных материалов к исследованию привлечены фотографии бытующих на современном этапе в Восточном Казахстане орнаментированных предметов, а также бытовавших во второй половине ХГХ - начале XX вв. (из фондов Зайсанского краеведческого музея) и личной коллекции автора.

Отдельная группа источников - иллюстрации, полученные из сети Интеренет, в том числе специализированных сайтов, популяризующих казахскую культуру2.

1 Иванов СВ. Народный орнамент как этнографический источник. Сб.

2 Например, ресурс с сервером в Москве у/>уУіЦл#1 ГЦ

Ш Ш №

Очевидным недостатком данной категории источников является их фрагментарность и недокументированность.

Некоторую помощь в написании работы оказала постоянная экспозиция Государственного Музея искусств народов Востока, но исследованию подвергся лишь количественно незначительный материал.

Следующий важный источниковый блок - сведения, содержащиеся в обширной литературе о хозяйстве, культуре и декоративно-прикладном искусстве среднеазиатских народов (в первую очередь, автора интересовали казахи и киргизы), начиная с воспоминаний X. Берданеса, участника академической экспедиции И.П. Фалька (1768-1774),1 Ю. Шуйлера (поездки по Туркестану, 1870-е)2, М.С. Андреева (в составе миссии полковника Маннергейма на Алае, 1890-е)3, СМ. Дудина (экспедиции 10-20-х гг. XX в.)4, Е.Р. Шнейдер (полевая работа в Актюбинской области, 1920-е)5 и заканчивая научными изысканиями современных ученых6. Последняя группа источников является также и историографией вопроса.

В настоящий момент можно признать, что материальная культура Средней Азии и Казахстана, и казахский орнамент в частности, в научной и популярной литературе представлены достаточно основательно. Кроме того, имеется значительная литература по вопросам теоретическим, а именно: принципам построения орнамента, его происхождению и эволюции. Таким образом, историографический интерес сосредотачивался, как правило, на одной из проблем — либо теория орнамента вообще, либо практическое его применение.

1 Введено в научный оборот в дис: Мансурова Ж.Ю. Хозяйство казахов Малого и Среднего Жузов во
второй половине ХУШ - н. ХТХ вв. М., МГУ, диссертация на соискание степени к.и.н., 1989.

2 Schuyler Е. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja. (in 2 vol.). V. I. -
London: Sampson Low, Marstron, Searle & Rivington, 1876.

3 Андреев M.C. Киргизский орнамент. II Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000, № 2

4 Дудин СМ. Киргизский орнамент. // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн.5. - М. - Л.: Гос.
издательство, 1925; его же: Ковровые изделия Средней Азии. / Сборник МАЭ. УЛ. - Л.: Изд-во АН СССР, 1928.

5 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика. // Материалы особого комитета по исследованию союзных и
автономных республик. Вып. 11. Серия казахстанская. // Казаки. Антропологические очерки (Под ред. СИ.
Руденко). - Л., 1927.

6 См. напр., Аргынбаев X. Казак халкьшьщ кол енері. (Казахское декоративно-прикладное искусство). -
Алматы, "внер", 1987; Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных
киргизов. (По материалам, собранным в южной части Ошской области Киргизской ССР). - Фрунзе, Изд-во АН
Киргизской ССР, 1962; Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркмен ХГХ - начала XX вв. //
Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. - М.: "Наука", 1979; Кочевое жилище
народов Средней Азии и Казахстана. -М.: "Наука", 2000, Сычева Н Ювелирные украшения народов Средней
Азии и Казахстана ХГХ-ХХ вв. - М., 1984., Кармышева Б.Х. К вопросу об украшениях из птичьих перьев

у народов Средней Азии и Казахстана //Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. -Нукус: "Каракалпакстан", 1989., ЛобачеваН.П. О некоторых чертах региональной

В историографическом разделе данной работы, в свою очередь, за счет этнорегионального сужения темы, охвачены две группы исследований: ряд работ, не имеющих отношения к казахскому орнаменту, но содержащие важные теоретические выкладки1 и, в большей степени, изыскания, посвященные материальной культуре казахов и, собственно, орнаментике. Рассмотрим несколько подробнее первый блок исследований.

Поскольку круг работ подобного плана, затронутых в данном исследовании, ограничен, можно вкратце обозначить следующие темы, разрабатывавшиеся в разное время их авторами:

Происхождение орнамента. На этот счет существуют различные теории: "биологическая" (понимаемая, как (1) имманентное стремление человека к красоте, "инстинкта украшения" (как средство привлечения партнеров) и (2) биологическую природу самого орнамента, как явления, живущего столетиями, размножающегося и оставляющего потомство с чистыми и метисированными формами2), "имитационная" (подражание природе), "магическая" (защита от недобрых сил), "игровая" (искусство как незаинтересованная игра), "плектогенная" (основа орнамента - технические приемы ремесел) и т.п.3

Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов, сходный орнамент как "указатель родства" или общности происхождения этносов. Подобные сюжеты охотно исследовались (иногда в политических целях4) и продолжают плодотворно разрабатываться в настоящее время. Хотелось бы подчеркнуть, что в свете этой проблемы народный орнамент рассматривается уже не просто как этнографический факт, бытующее или бытовавшее явление, а как историко-этнограФический источник, зачастую этнический идентификатор, своего рода ключ к пониманию этногенеза. Приведем несколько примеров:

общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана. // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. -М.: "Наука", 1989., Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981, и др.

1 Ward J. Elementary principles of ornament. - London: Chapman & Hall, Ltd., 1890., Тараян 3. Семантические
качества армянского орнамента. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1978., Рындина О.М. Эндогенные
процессы в орнаментике: к вопросу о методике археолого-этнографических реконструкций. // Этнографо-
археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Т.4. - Новосибирск, "Наука", 1999., Иванов СВ.
Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // Советская этнография. 1958,
№2 и др.

2 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика. // Казаки. Антропологические очерки. - Я, 1927. С. 13S.

3 Подробнее см. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С. 12-15.

4 Brown W. Norman. The swastika. A study of the nazi claims of its Aryan origin.-NY: Emerson books, 1933.

Одной из первых отечественных теоретических работ по орнаменту стало исследование гр. А.А. Бобринского1, блестящего собирателя, археолога, увлеченного Шлиманом и успехами компаративной лингвистики. Ключевая мысль его штудии такова: "Строго говоря, не существует орнамента такого-то народа или племени, нет орнамента такого-то столетия до и после Р.Х.", поскольку в основе любого орнамента лежат "простые принципиальные иероглифы", общие для всех и впоследствии "развитые". Это - "соломонова печать, свастика, трицикл, меандр, спирали", кресты и пр.2 Новое прочтение этой мысли можно найти и у испанского исследователя символов Хуана Керлота3, и у казахского искусствоведа Карлыгаш Ибраевой, когда она пишет о "ностратической семье орнаментов", сопоставляя ее с языковой ностратической семьей4, а также о том, что "практически каждый орнаментальный мотив, рассмотренный изолированно, имеет прямой прототип в более ранних художественных традициях"5.

Успешно изучается орнамент как исторический источник в исследованиях Л.Р. Кызласова и Г.Г. Король6, причем авторы на основании археологических материалов по декоративному искусству убедительно обосновывают общность происхождения отдельных народов.

Несомненную ценность представляют ставшие классическими работы СВ. Иванова,7 предлагавшего применять историко-сравнительный метод изучения орнамента для выявления распространения тех или иных узоров, родства или близости одного орнамента к другому, соотношения современного орнамента к древнему. Сравнению подлежат не только формальные признаки орнамента, определяемые исследователем визуально, но и колорит, характер композиции, размещение орнамента на предметах, стиль, семантика, технические приемы (типы ковров, профили резьбы, способы нанесения узоров на металле), т.к. они не менее

1 Бобринской А.А. О некоторых символических знаках общей первобытной орнаментики всех народов
Европы и Азии. - М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1902.

2 Бобринской А.А. О некоторых символических знаках... С.3-5.

3 Керлот Х.Э. Словарь символов. / Пер. с исп. -М: "REFL-book", 1994. С. 366-367.

4 Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С.82.

5 Там же. С.76.

6 Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. -
М: "Наука", Гл. ред. восточной литературы, 1990.

7 См. Иванов СВ. Киргизский орнамент как этногенетический источник. / Труды киргизской археолого-
этнографической экспедиции. Т. Ш. - Фрунзе: Изд-во "Наука", 1959., Иванов СВ. Народный орнамент как
этнографический источник. (К методике изучения). // Советская этнография. 1958, №2., Иванов СВ.
Орнамент народов Сибири. (Глава 5 "Орнамент") / Историко-зтнографический атлас Сибири. (Под ред.
М.Г.Левина и Л.П.Потапова). - М.-Л.: Издательство АН СССР [Ленинградское отделение], 1961.

отчетливо, чем орнаментальные мотивы, говорят о культурном родстве и культурных взаимоотношениях народов1.

Весьма перспективными можно считать количественные методы исследования орнамента, примененные Г.Г. Громовым и В.И. Плющевым2 в отношении узоров вышивки крестьян Архангельской области, причем при сопоставлении различных параметров узора учитывались такие признаки, как пропорции соотношения элементов друг к другу; частота встречаемости элементов в композиции; вид шва, которым выполнена та или иная фигура; место фигуры в композиции и т.п. В этой же работе дан солидный анализ сравнительного метода изучения орнамента разных этносов и его результатов3.

Статистические методы изучения орнамента были использованы Е.И. Лариной при анализе ворсового ковроткачества народов Российской империи. Эта работа примечательна не только ценными практическими выводами, но и методологическими разработками, показанными в действии (типологизация ковров на основе сочетания признаков орнамента центрального поля; метод двойной матрицы, предложенный СП. Поляковым)4.

Принципы построения, проблемы симметрии. Идея ритма и симметрии считается большинством исследователей ключевой в понимании построения орнамента, "одним из важных факторов красоты форм"5, и именно повторяемость, симметричность отличает орнамент от простого украшения (decoration) объекта6.

Исследование симметрии орнамента дали основание отдельным исследователям для новых способов изучения - структурного анализа отдельных форм при помощи математических методов7.

Основополагающим признаком при изучении строения отдельными исследователями полагается композиционный строй орнамента, как наиболее

1 См. Иванов СВ. Народный орнамент как этнографический источник.. .С. 17-23.

2 Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. / Математические методы в
исторических исследованиях. - М.: "Наука", 1972.

3 См. Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента... С. 167-168.

4 Тагиета ЕЖ Ворсовые ковры народов России (к. ХГХ-н. XX в.). Статистические методы изучения. // Этнографическое
обозрение, 1998, №2.

5 Шубников А_В.,Копцик В А Симметрия в науке и искусстве.-Изд. 2-е, перераб. и доп.- М: "Наука", 1972. С. 12-13.

6 Ward J. Elementary principles of ornament - London: Chapman & Hall, Ltd., 1890., p.l.

7 РындидаОМ, Леонов В Л Опьп-струиурного анализа орнамешов 1992 №1.

Ш ШШ 10

консервативная его часть , в отличие, к примеру, от технических приемов исполнения или материалов.

> Классификация.

В настоящее время в большинстве работ, так или иначе затрагивающих интересующие нас сюжеты, присутствует следующее однотипное деление орнамента по используемым мотивам:

- геометрический (состоящий из абстрактных форм);

- астральный (в том числе лунно-солярные символы);

растительный (стилизующий листья, цветы, плоды и т.д.);

зооморфный или животный, (стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных).

В качестве орнаментальных мотивов могут также использоваться человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы. Особый род орнамента (например, гирих) представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях или в книгах.

Даже если отдельный исследователь не вполне согласен с подобной классификацией, он, как правило, все же пользуется ею, оговариваясь, правда, всякий раз, что подобное деление условно. Не будем нарушать традицию, хотя, конечно, существует множество переходных орнаментальных форм, а при известной степени стилизации вообще любое изображение превращается в геометрическую фигуру. (Здесь уместно вспомнить, что "стилизованные формы орнамента составляют едва ли не 70% всех ... данных по орнаменту"2).

Упомянем классификацию А. Хеддона3, претендующую, по мнению ее создателя, на универсальность и конкретность: орнаменты делятся им на физикоморфные (неорганические) и биоморфные (органические), но, как мне кажется, подобное деление малопродуктивно.

По характеру композиции орнамент обычно делится на ленточный, центрический, окаймляющий, геральдический, заполняющий поверхность.

'Рындина О.М. Эндогенные процессы в орнаментике: к вопросу о методике археолого-этнографических реконструкций. / Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Т.4. - Новосибирск, "Наука", Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С.42.

2 Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента... С. 188.

3 Цит. по: Ибраева КТ. Орнамент мемориальных памятников казахов... С. 12-13.

Очень важным для теоретического осмысления, в частности, типологизации орнамента стали, на мой взгляд, работы СВ. Иванова, предложившего соотносить орнаментальные комплексы с определенными группами бытовых предметов1. Этот принцип положен в основу фундаментального исследования орнамента народов Сибири2.

Семантика. Разумеется, данная проблема тесно связана с предыдущей, т.к. чтобы классифицировать, надо для начала "опознать", идентифицировать.

Некоторые исследователи предлагают комплексное постижение смысла орнамента на эмоциональном уровне: армянская исследовательница Зетор Тараян разработала теорию "семантических качеств орнамента", под которыми понимаются "те его признаки, которые вызывают определенные настроения", а именно размер, цвет, энтропия, ритм, симметрия, плавность/изломанность линий и т.п.3

Относительно проблемы "дешифровки" есть две крайние точки зрения - от полного отрицания смыслового содержания орнамента, видения только его эстетической стороны (А. Брейль, Г. Спенсер, В. Гаузенштейн4) и до поисков конкретного, раз и навсегда заданного и понятного смысла буквально в каждом завитке или точке (А. Бернштам, А. Кажгали улы5). Промежуточное положение между этими радикалами занимает множество их более осторожных коллег (к примеру, патриарх казахских историков и археологов акад. А.Х. Маргулан), также пытающихся расшифровать смысловые значения орнамента, но допускающих, что в отдельных элементах их может не быть, или что они могут быть безвозвратно утрачены со временем.

Все эти сюжеты в той или иной мере рассматриваются и в работах, освещающих непосредственно орнамент интересующего нас региона. Первой специальной работой, посвященной целиком казахскому орнаменту, явилось исследование СМ. Дудина6. Он выделил некоторые основополагающие особенности

1 Иванов СВ. Киргизский орнамент как этногенетический источник. // Труды киргизской археолого-
этнографической экспедиции. Т. Ш. - Фрунзе: "Наука", 1959. С.61-64.

2 Иванов СВ. Орнамент народов Сибири. (Глава 5 "Орнамент") // Историко-этнографический атлас Сибири.
(Под ред. МГ.Левина и Л.ГШотапова). - М.-Л.: Изд-во АН СССР [Ленинградское отделение], 1961.

Тараян 3. Семантические качества армянского орнамента. -Ереван, 1978. C.1-S. 4См. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов... С. 12-13.

5 Киргизский национальный узор. (Материалы собраны и обработаны М.В. Рындиным), Вст. ст. А.Н.
Бернштама. - Л. - Фрунзе, 1948; Кажгали улы А. Органон орнамента. - Алматы, 2003.

6 Дудин СМ. Киргизский орнамент.// Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн.5. - М.-Л.: Гос.
издательство, 1925. Долгое время, практически до 20-х гг. XX в, в литературе казахи и киргизы не различались,

казахской орнаментики (равенство фона и узора, ограниченность цветовой гаммы, наличие верха и низа)1, уделил должное внимание не только поискам семантических значений орнамента, но описанию различных техник орнаментации. Увлеченные поиски семантических значений отражены в работах Н.Ф. Гаврилова2, но, к сожалению, в своих изысканиях автор отталкивается исключительно от названий орнамента, не принимая во внимание, что именно название - наименее устойчивая часть любого узора3.

Блистательно остроумна, но, к сожалению, также недоказуема, "пиктографическая теория" А.Н. Бернштама4, где решительно все узоры объявлены повествовательными с одним раз и навсегда заданным смыслом. В подтверждение того, что любой орнамент в свое время "читался" совершенно определенным образом, обычно приводят нехитрую сказку о незадачливом, но находчивом падишахе, который умел ткать ковры: "Однажды падишах поехал на охоту, где был захвачен разбойниками и заточен в темницу. Там, вспомнив о своем ремесле, падишах попросил дать ему шерсти и принялся за дело. Разбойники оценили ковер и приказали пленнику продолжать ткать. Продавая ковры, разбойники выручали неплохие деньги, но однажды всему пришел конец — ковер попал в руки к жене падишаха. Едва увидев его, она приказала снарядить войско и вызволила падишаха. Оказывается, он с помощью узоров известил жену о произошедшем с ним несчастье и местоположении логова разбойников".

Современная попытка окончательно и бесповоротно дешифровать казахский узор - многостраничный труд литератора Алибека Кажгали улы "Органон орнамента", над которым автор работал около семи лет5. Автор этого увлекательного повествования утверждает, что орнамент - это особый язык (причем появившийся в доречевой период), с помощью которого древний человек переносил на плоскость свои представления о времени и пространстве, о жизни и смерти. Причем язык этот обладает содержанием, синтаксисом, грамматикой, лексико-семантическим уровнем и даже фонетикой. Исследователь заявляет, что им расшифрованы практически все орнаменты Евразии, гербы Англии, Венгрии и т.д. В своей книге автор пытается

что приводило к подобным названиям. У СМ. Дудина в данной работе речь действительно идет о казахах, по крайней мере, о населении территории, в данный момент являющейся Казахстаном.

1 См. Дудин СМ. Киргизский орнамент... С.181-182.

2 Гаврилов Н.Ф. Орнамент киргиз Сусанира. - Ташкент: Типолитография изд-ва "Правда Востока", 1929.

3 См. Иванов СВ. Народный орнамент как этнографический источник... С. 10-12.

4 См. Киргизский национальный узор. (Материалы собраны и обработаны MB. РындинымХ Вст.ст. АН. Бернштама. -

Л.-Фрунзе, 1948.

' Кажгали улы А. Органон орнамента. - Алматы, 2003. - 456 с.

с:

заменить традиционное представление об орнаменте как о декоративном украшении пониманием узора как древнего кода с жесткой структурирующей логикой.

Фундаментальным трудом в своей области можно считать работу Тлеу Басенова1, содержащую множество таблиц и схем. Но эта книга, как и некоторые другие2, имеет все же скорее прикладное, а не научное назначение, служит руководством для художников-прикладников и архитекторов, стремившихся сделать материальную культуру "национальной по форме, но социалистической по содержанию". Узкоспециальным по заявленной теме, но весьма интересным и в теоретическом плане можно считать исследование К. Т. Ибраевой3, содержащее также солидную историографическую справку.

Ряд исследователей (Н.А. Оразбаева, М.С. Муканов, А.Х. Маргулан, У. Джанибеков4) пошли по другому пути: они давали подробное и развернутое описание (и прекрасные фотографии!) произведений казахских ремесленников, попутно предлагая читателю свою точку зрения на проблемы взаимовлияний культур и объяснение значений орнамента. Примерно по тому же принципу построена коллективная монография "Казахи: историко-этнографическое исследование"5, вышедшая в 1995 г. в Алматы. В качестве недостатка подобных работ казахских исследователей можно отметить стремление "удревнить" собственную историю, изучать ее в отрыве от истории других народов региона, рассматривая ее при этом в границах, установленных уже Советской властью.

Очень важными для понимания места казахских изделий в системе среднеазиатского ковроткачества являются работы А. Фелькерзама, ВТ. Мошковой, СМ. Дудина, Т.А. Жданко, Е.И. Тагиевой (Лариной)6.

1 Басенов Т.К. Орнамент Казахстана в архитектуре. - Алма-Ата, 1957.

2 См. напр., Аскерова Н.С. Архитектурный орнамент Азербайджана. - Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР,
1961., Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. - Алма-Ата: Каз.гос. издательство художественной
литературы, 1958, Казахский народный орнамент. (Отв. ред. Т.КБасенов.) Альбом. - Алма-Ата, КазГос Изд-во
художественной литературы, 1958., Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Альбом. - М.:
"Искусство", 1957.

3 Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. - Алма-Ата, КазГУ, диссертация на соискание
степени К.И.Н., 1984.

4 См. соответственно: Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Альбом. Авт. Оразбаева Н. А -
Л: "Аврора", 1970., Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата: "Кайнар", 1981, его же: Казахские домашние
художественные ремесла. - Алма-Ата: "Кайнар", 1983, Маргулан АХ. Казахское народное прикладное
искусство. В 2 т. - Алма-Ата: "внер", 1986 -1987., Джанибеков У.Д Культура казахского ремесла. - Алма-
Ата: "внер", 1982.

5 Казахи: историко-этнографическое исследование. - Алматы: "Казахстан", 1995.

6 Фелькерзам А Старинные ковры Средней Азии. // Старые годы. Октябрь - декабрь, 1914; Мошкова В.Г.
Ковры народов Средней Азии к. ХГХ - н.ХХ в. - Ташкент: "Фан", 1970; Дудин СМ. Ковровые изделия Средней
Азии. // Сборник МАЭ. VII. - Л.: Изд-во АН СССР, 1928; Жданко Т.А Изучение народного орнаментального

Основным спорным моментом, обсуждаемым в отдельных вышеперечисленных трудах, является семантическое значение некоторых элементов казахского орнамента, к примеру, известных в литературе под термином кошкар мюйиз (бараньи рога), а также степень "автохтонности" основных традиционных мотивов казахского орнамента. Большинство казахских исследователей высказывается за несомненное местное происхождение указанного мотива, а также за глубокую древность орнаментальных сюжетов, дошедших до наших дней.

Остановимся на этом несколько подробнее. Как выяснилось, семантика казахского народного орнамента - наиболее интригующий вопрос в историографии данной проблемы. Автор настоящей работы не претендует на разрешение этого спора (да и не считает это возможным), но полагает необходимым предложить для обсуждения основные сюжеты этой темы. Хотелось бы подчеркнуть, что для данной работы вопрос семантики не является ключевым именно в силу гипотетичности и недоказуемости практически любых точек зрения на этот счет.

Действительно, посредством ограниченного визуального ряда (к примеру, того или иного орнаментального мотива) можно выразить несколько различных, не связанных друг с другом идей, т.е. речь идет о полисемии, многозначности орнамента. Следовательно, ошибочно при поисках смысла картинки опираться только на ее название или на комментарий мастериц, поскольку:

Названий узоров всегда больше, чем орнаментальных сюжетов1 (к примеру, волнистая линия обозначается словами су (вода), жыпан (змея), ирек (зигзаг) и т.д.).

Названия появляются гораздо позже того или иного сюжета, основываясь зачастую на поверхностной внешней аналогии. Вообще, каждый мастер или "толкователь", включая автора настоящей работы, творит свой собственный миф, главное - отдавать себе в этом отчет.

Существует определенная заданность видения. Например, там, где СМ. Дудин склонен был видеть "растительный орнамент, киргиз видел лошадей" . Подобные же результаты обнаруживали информаторы (соответственно - казахи и не казахи)

искусства каракалпаков. // Советская этнография, I9SS, J64; Тагиева ЕЛ Ворсовые ковры народов России (кХГХ-

№ XX в.). Статистические методы изучения. // Этнографическое обозрение, 1998, №2.

1 Иванов СВ. Киргизский орнамент как этногенетический источник. С.61

1 Дудин СМ Киргизский орнамент.// Восток. Кн.5. М.-Л: Гос. издательство, 192S. С. 177.

при мини-опросе автора: там, где первые определенно видели "рога", вторые

видели "растительные завитки"). К примеру, Г.В. Кан1 предложил следующую классификацию казахского орнамента, также основанную на однозначном прочтении им смысла отдельных элементов:

Учитывая, что значение отдельных элементов является весьма спорным, а элементы из разных групп зачастую комбинируются безотносительно их значения (снова выведенного из названия), возникает вопрос о смысле подобных классификаций, не подкрепленных формальной типологией (по крайней мере, не проиллюстрированных).

Рассмотрим подробнее семантику нескольких элементов казахского орнамента.

1. Кошкар мюйиз и его производные

Кошкар мюйиз (кучкурук - у киргизов) - один из самых популярных мотивов в войлочном и кожевенном ремесле, в вышивке по войлоку, кроме того, это - одна из самых популярных тем в историографии, посвященной казахской орнаментике. Этот мотив, легко комбинирующийся с другими элементами и являющийся настоящим символом декоративно-прикладного искусства казахов, известен со времен

1) зооморфные мотивы

кошкар мюйиз - бараний рог

марал мюйиз - олений рог

кос мюйиз - двойной рог

сынык мюйиз — сломанные рога

кынык мюйиз - кривой рог

табан - ступня

туйе мойын - верблюжья шея

каз мойын - гусиная шея

кус канат - крылья птицы

оркеш - (верблюжий) горб

ормекши - паук

2) растительные мотивы

агаш - дерево

жапырак - листок

уш жапырак - трилистник

гюль - цветок

откізбе - вьющийся стебель

шиыршык - завиток

3) космогонические мотивы

донгелек - солнечный круг торт кулак - крестовина из четырех лучей шимай — спираль шенбер - окружность, обруч жулдыз - звезда айшык - полумесяц шугыла — луч солнца, зарево бітпес - нескончаемый

4) геометрический орнамент

суйір — остроконечник

ирек — зигзаг

тортушкіл - 4 треугольника

кармак - крючок

тумор — амулет

шынжыра - цепь

1 Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы, "Аркаим", 2002. С.85.

андроновской культуры . Традиционно большое значение "рогообразному завитку" в различных его вариантах уделяли Рихард Карутц, СМ. Дудин, М.С. Муканов, Н.А. Оразбаева, А.Х. Маргулан, бесспорно считая его семантическое значение совпадающим с его названием2.

Если вспомнить о том, что понятие кошкар (круторогий баран - самец) у казахов было тождественно понятию кут (жизненная сила, активность, энергия), а кроме того, часто, соотносилось с кун (солнце, вообще часта связка - баран-солнце)3, и огромное значение, которое придавалось и придается скоту, данное допущение кажется вполне правдоподобным.

А: кошкар мюйиз, Б: кос мюйиз или торт кулак, В: сынар мюйиз

(соответственно: бараньи рога, соединенные рога - крестовина, один рог).

Г: подобный вариант мюйиз (рогового узора) более напоминает растительный мотив.

Бараны — богатство, эквивалент стоимости в степи, благопожелательный символ4. И в настоящее время казахский вопрос, задаваемый при встрече "Как дела?" дословно означает - "Как ваш скот?". На мысль о том, что кошкар мюйиз имеет зооморфный характер, наводит еще и то, на каких материалах данный орнамент изображался - в основном, это войлок, кожа, замша, камень, в меньшей степени кость, и еще в меньшей - дерево и ткань.

Но есть и иная точка зрения на семантику узоров мюйиз. Ее сторонники -Е.Р. Шнейдер и К.Т. Ибраева, соотносящие кошкар мюйиз с "древом жизни" с

1 НурмухаммедовН.-Б. Искусство Казахстана. -М.: "Искусство", 1970. С.27.

2 См. напр., Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т. 1. - А.-Ата. "Онер", 1986. С.83- 84.

3 Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. С.84.

4 См. Аргынбаев X. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. // Хозяйственно-
культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М.: "Наука", Главная редакция восточной
литературы, 1975. С. 195-196.

предстоящими птицами, причем первый считает данный мотив заимствованным иранским1, а вторая настаивает на "автохтонности", но, тем не менее, его растительном значении2. Вообще же, точку зрения Е.Р. Шнейдер практически все исследователи казахского орнамента считали своим долгом опровергнуть, полагая ее "вредной и нелепой"3.

Автор настоящего исследования воздерживается от однозначной трактовки данного орнаментального мотива, поскольку не может не учитывать огромное множество вариантов мюйиз, в том числе с вьющимися побегами, цветочками и листочками (например, Табл. 0-2 Г), с одной осью симметрии, и "предстоящими" более мелкими элементами (к примеру, жулдыз - звездами), а также многочисленные аналогии этого мотива в орнаментальном искусстве широкого круга народов. Вероятнее всего, именно в связи с широким распространением вышивки, старый традиционный орнаментальный мотив мюйиз, получил новое прочтение, "расцвел", и, скорее всего, "не без помощи" соседнего сартского влияния.

В любом случае автор настоящей работы уверен в том, что сводить все многообразие орнамента казахов к роговому узору означает насильственно и неправомерно обеднять его.

  1. Все кажется более простым и ясным с гюль ою - цветочным орнаментом, заполняющим вышитые одежды, бурно расцветающим по полям вышивных ковров тускийизов или резных стенок сундуков сандык. Все эти вьющиеся стебельки с бутонами и листьями, иногда плодами, выполнялись в очень реалистичной манере, без сильной стилизации, вплоть до того, что иногда можно было определить вид цветка. Подобные же простые реалистичные изображения птиц, собак, верблюдов, людей, лошадей, бытовых предметов также фактически не оставляют сомнений в их прямой интерпретации. Замечу здесь же, что запрет изображать живые существа, налагаемый исламом, соблюдался нестрого.

  2. Но и здесь есть интересная особенность - наличие сильно стилизованных "цветов", скорее напоминающих круги, поделенные на сектора - розеток, остроконечных звезд, так называемых "вихревых розеток" {Табл. 0-3, V-14 Г) - айшик (право- или левосторонних, не всегда имеющих свое симметричное отражение в той

1 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментикаС. 153-157.

3 См. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С.21.

3 См. напр., Чепелев В. Об искусстве казахского народа.// Искусство, 1936 №4. С.156-157.

шшш 18

же вещи). Характерна и композиция орнамента - часты крупные круги, похожие на щиты, "защищающие" спину, грудь, бедра - табак. Замечу, что именно розетки и круги - универсальные мотивы, встречающиеся во всех орнаментальных комплексах, т.е. на всех орнаментируемых группах предметов, во всех материалах. Исследователи склонны видеть в подобных круговых композициях, а также вихревых розетках и кругах солярные символы, в "звездах" - астральные мотивы. На эту же мысль наводит и характерное расположение, к примеру, "звезд" - как правило, это верхний ярус жилища (Табл. 0-4), ковра или кумбеза.

Таблица 0-4. Аппликация по войлоку в верхнем ярусе юрты .

Таблица 0-3. Варианты розеток табак

Волнистая линия определялась, как уже говорилось, по-разному (варианты: лошадиная кишка, зубы пилы, змея, вода). Возможно, кстати, в каждом конкретном случае это именно так, как говорит мастер или мастерица. Но может быть, подобный мотив, так же как и узор бітпес, балдак, спирали, алабас, вихревые розетки, символизируют движение, мобильность, неумолимый ход времени, всегдашнюю готовность к перекочевкам. Недаром же казахская поговорка гласит: "Счастье - в движении". По мнению У. Джанибекова2, подобную же идею символизирует такой мотив, как "вьющийся стебель", построенный на чередовании S-образных элементов. Иначе трактуется S-образный символ А. Кажгали улы. Памятуя о том, что подобный элемент встречался в убранстве Золотого воина из Иссыкского кургана, и справедливо относя его бытование к евразийскому звериному стилю, исследователь

1 Илл. по: КлодтЕ. А Казахский народный орнамент. - М: Гос. издательство, 1939. (б/с).

2 Джанибеков У. Д. Культура казахского ремесла. - А.-Ата: "внер", 1982. С. 25-26.

ШШ Ш

считает, что, этот элемент может пониматься как хищный зверь (обобщающая структура), или как терзаемое копытное животное (лань, олень) в момент агонии -развернутым на 180, т.е. S-образно, что характерно для изображения перехода из мира реального в мир иной1.

В целом, такой вопрос, как семантика того или иного орнаментального мотива, для современных исследователей является и сложным, и желанным одновременно. Сложным потому, что большинство истинных значений (если допустить, что они существовали) утрачены уже давно, и исследователям в большинстве случаев не остается ничего, кроме как проявить свою фантазию и обогатить этнологическую науку еще одной красивой, но практически бесполезной теорией.

Несколько вводных замечаний относительно структуры работы. Текст диссертации разбит на 12 глав. Главы 1-10 посвящены обсуждению различных групп предметов-"носителей" орнамента в зависимости от техники его нанесения. Необходимость более внимательного изучения технологии нанесения орнамента (типов ткачества, профилей резьбы, способов нанесения узоров на металле, приемами кошмоделия и т.п.) продиктована тем, что они не менее отчетливо, чем орнаментальные мотивы, говорят о родстве и культурных взаимоотношениях народов2, а также позволяют довольно четко зонировать изучаемую территорию в зависимости от степени знакомства и бытования тех или иных технических приемов (результаты можно видеть на специальных картах, которыми снабжена работа). Важным представляется вопрос, насколько связан тот или иной орнаментальный комплекс с техникой исполнения, иными словами, какова величина "коэффициента искажения образа материалом"3. В десяти главах этого раздела предложена характеристика орнамента и особенностей техники орнаментации следующих групп предметов:

I. войлочные изделия (покровы юрты, постилочные и настенные кошмы, предметы интерьера, утварь);

Кажгали улы А. Органон орнамента. С. 11-15.

2 См. Иванов СВ. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // СЭ №2, 1958.
С.23.

3 Термин предложен в книге: Громов ГГ., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. /
Математические методы в исторических исследованиях... С. 188.

II. тканые изделия (в том числе комбинированного или полуворсового ткачества -ленты для крепления юрты, паласы, сумки и т.п.);

  1. ворсовые ковры;

  2. плетеные чиевые циновки;

V. вышитые изделия (одежда, настенные панно, предметы домашнего обихода,

здесь же говорится также об узорном шитье шнуром); VI. кожаные изделия, орнаментированные тиснением и аппликацией (посуда,

мебель, обувь, пояса, упряжь, настенные кожаные панно); VII. ювелирные изделия (украшения, накладки);

VIII. деревянные изделия, орнаментированные резьбой и росписью (мебель, посуда, части каркаса юрты); IX. резные изделия из кости; X. орнамент резьбы и росписи по камню на надмогильных памятниках.

Одиннадцатая и двенадцатая главы посвящены, соответственно, обсуждению аналогий казахскому орнаментальному искусству у других народов Средней Азии, а также не исследовавшейся ранее цветовой гамме казахского орнамента.

В заключении подводятся итоги работы, приводятся основные характеристики казахского орнамента и основные выводы. Диссертацию завершают упоминавшийся выше краткий словарь казахских терминов и список литературы.

Последнее замечание касается сопровождающих текст иллюстраций. Разумеется, ни одно исследование по орнаменту немыслимо без "картинок", так как орнамент, подобно любому другому искусству, основанному на ритме (музыка, танец) и эмоциональных зрительных образах, практически невозможно адекватно описать словами. Но автор настоящей работы не считает возможным и необходимым соревноваться в качестве, количестве и полиграфической тщательности приводимых иллюстративных материалов (рисунков, цветных фотографий) со специальными изданиями (монографиями и альбомами).

Поэтому привлечены лишь необходимые рисунки и фотографии, зачастую фрагментированные, причем нашли свое отражение полевые материалы (фотографии и прориси) автора. Для удобства использования иллюстративных материалов, они размещены в таблицах непосредственно в тех главах, где это необходимо. Римская цифра в номере таблицы соответствует номеру главы: например, указание на Табл.

Ш-2 отсылает нас ко второй таблице в главе III о ворсовом ковроделии. Автору пришлось отказаться от сплошной нумерации таблиц (их чуть меньше 100) в силу того, что общее число используемых иллюстраций в работе превысило 1250. То же относится и к постраничным примечаниям. Сквозная нумерация таблиц введена только во введении и заключении - первая цифра в этом случае 0, например Табл. 0-5. Для установления границ применения отдельных техник была использована следующая карта Казахской ССР 1958 г., административное деление на которой находится в наибольшем соответствии с встречающимися в литературе наименованиями. Современная карта Республики Казахстан для этого менее пригодна, поскольку границы областей и районов в современном государстве претерпели значительные изменения.

1 Кунаев Д. А. Казахская ССР. Краткий историко-экономический очерк. - М.: Государственное издательство
политической литературы, 1958. Вклейка.

ш ш \т

Орнамент войлочных изделий

Хотелось бы вновь отметить, что позволить себе украшение жилища изнутри и снаружи, как и орнаментацию любых других предметов, могли далеко не все, а лишь те, кто имели на это время, свободные рабочие руки (дочери, невестки, прочие родственницы и т.п.) и материалы или деньги на приобретение готовых вещей. Богатые аулы всегда узнавались сразу и издалека по характерным белым юртам (ак уй4), украшенным узорными полосами. Всегда можно было отличить Большую юрту (старейшего и знатнейшего в ауле) и Молодую юрту (молодого женившегося сына или замужней дочери уважаемого богатого человека) от почерневших от старости, латанных маленьких юрт бедцяков-жатаков5, которым было не до орнаментов. Кроме того, особенно парадное убранство юрты полагалось при важных событиях в жизни аула и семьи: свадьбе, скачках (байга), поминальном пире (ас той), обряде обрезания (сюннет той), которые предполагали приезд почетных гостей.

Значение войлока в быту киргизов и казахов еще в к. XIX в. подчеркивает А. Шиле в красочном описании киргизского быта: "Большую часть года киргизы (казахи - А.Ш.) живут в юртах или кибитках - войлочных палатках. Такая кибитка состоит из деревянного решетчатого разборного остова, образующего стену в виде низкого цилиндра; этот последний обтягивается со всех сторон войлоками и покрывается сверху крышей конусообразной формы, с круглым отверстием для прохода дыма наверху, которое по желанию может быть заткнуто куском войлока. Свет проникает в юрту только через отверстие вверху и дверь. Пола нет, вместо него на землю настилают кошмы. Место посредине занимает котел на треноге - домашний очаг, а около стен бывает разложена домашняя утварь, деревянные седла, постели, а в зажиточных семьях сундуки, погребцы, самовары и т.д.

Юрты расположены как попало; издали их можно принять за стога сена; около них ржут кони, лают собаки, трубят верблюды, играют полуголые ребятишки"1.

Итак, войлочная часть юрты состоит из трех видов покрытия:

? основания (туырлык) (Табл.1-1,Б),

? купола (узік) (Табл.1-1,В),

? кругового навершия юрты - гианырака (тундік)2 (Табл.І-l, Г). Остановимся на них подробнее.

После установки деревянного каркаса юрты (Табл.1-1, А), причем первым ставится дверной косяк, разворачивается самая большая по площади часть войлочного покрова - трапециевидный туырлык. Он покрывает решетчатую основу юрты (кереге) и примерно Уз купольных жердей (Табл. 1-1, А). Отметим здесь, что на территории Казахстана в ХЗХ - н. XX вв. преобладала юрта тюркского типа (причем кипчакского подтипа, со сферическим верхом, хотя достаточно часто встречался и найманский подтип, с коническим верхом)3.

Поскольку сверху туырлыка в купольной части юрты ляжет еще один слой войлока - узік, у преуспевающих хозяев орнаментировалась его внутренняя сторона, видная изнутри юрты через ромбические просветы деревянной решетки кереге. Верх внутренней стороны туырлыка украшался широким рядом роговидных завитков в различных вариантах, (например, сынар мюйиз, кошкар мюйиз), выполненных, как правило, аппликацией.

Орнамент без ворсовых и полуворсовых тканых изделий .

Казахские мастерицы издавна знали ткачество. Существует точка зрения, что истоки ворсового ткачества, ведут к искусству "аборигенных народов Средней Азии" (парфянских племен, сарматов, аланов и др.)2 И, хотя, казахские ковры не стяжали себе такую славу, как, скажем, туркменские, почти каждая хозяйка имела навыки ткачества на горизонтальном ткацком станке ормек,3 а без различных бытовых предметов, изготовленных на нем, трудно представить себе казахский дом или юрту. В 1881 г. Г.Н. Потанин писал о киргизках, умеющих ткать, в отличие от монгольских женщин, которые хоть и были "мастерицами шить, вышивать и вязать", вынуждены были всю одежду, исключая меховую, изготавливать из импортных (китайских) тканей4. В домашних условиях изготавливались шерстяные ткани для одежды, головных уборов, рукавиц, кисетов, кушаков и т.п. Но уже в к.ХІХ и н.ХХ вв. ткани, использовавшиеся казахами при изготовлении одежды, были преимущественно покупными (среднеазиатскими кустарными, разнообразными по фактуре и расцветке китайскими, русскими фабричными). Большая часть тканей, изготавливавшихся для внутреннего потребления, невысокого качества, большой плотности, преимущественно использовалась для пошива рабочей одежды. Тканый орнамент (в том случае, если он присутствовал), как правило, ограничивался продольными полосами.

Важно отметить, что ворсовое и безворсовое ковроделие бытовало не на всей территории Казахстана; многочисленны регионы, не знавшие ворсового ткачества- Регион безворсового ковроделия включал в себя Сыр-Дарышскую, Уральскую и Тургайскую обл., а также северную часть Закаспийской обл. (современные Кзыл-Ординская и Южно-Казахстанская, западные районы Жамбыльской обл., Мангыстауская, Атырауская, Торгайская, Жезказганская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Актюбинская) (Табл. 11-9).

Ареал распространения ворсового ковроделия значительно более узок -это Южный Казахстан (Сыр-Дарьинская обл.) и Мангышлак (современные Мангыстауская, Кзыл-Ординская и Южно-Казахстанская обл., а также западные районы Жамбыльской области)1 (Табл. Ш-б). Т.о., ворсовым ковроделием занимались отдельные группы племен Старшего и Младшего Жузов, в то время как безворсовым - всех трех Жузов.

Основным сырьем служила шерсть овец, верблюдов, пух и шерсть коз, специальным образом подготовленные и окрашенные в разные цвета. В отличие от войлочных изделий, где в основном применялась шерсть осенней стрижки (кузем жун), для ткачества более пригодна весенняя, так называемая живая шерсть {жабага жун), мягкая, хорошо поддающаяся кручению нитей.

Прядение шерсти и все последующие весьма трудоемкие операции с ней, как, впрочем и предыдущие (промывание, расчесывание)2 у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и узбеков - исключительно женское дело, в отличие от таджиков3.

Тип ручного веретена для прядения шерсти является общим для казахов, киргизов и ряда узбекских племен4 (палочка с заостренным нижним концом и прорезью в верхнем конце, ближе к которому насажено пряслице преимущественно юртообразной формы; нить проходит под пряслицем).

Орнамент ворсового ковроделия

Причина того, что ворсовое ковроделие обсуждается в отдельной главе, кроется в том, что его техника имеет ряд серьезных отличий от техники безворсового и комбинированного ткачества и приближается скорее к плетению чиевых циновок2. В свою очередь, эти две техники используют различный материал и, что не менее важно, по-разному локализуются.

Распространена точка зрения, что ворсовое ковроткачество у казахов - в принципе, довольно позднее явление. Остановимся на этом важном вопросе несколько подробнее.

Напомним, ареал бытования ворсового ковроделия на территории Казахстана невелик и включает в себя Южный Казахстан и Мангышлак (современные Мангыстауская, Сыр-Дарьинская, ІСзьіл-Ординская и Южно-Казахстанская области, а также западные районы Жамбыльской области)3 (Табл. Ш-6). Нами зафиксировано изготовление ворсовых сумок в Восточно-Казахстанской области (Табл. ІІІ-1 3).

Узкое распространение этой техники не случайно - ворсовое ковроделие служит своего рода индикатором оседлости, потому что подразумевает совершенно определенный вид хозяйственной деятельности.

Можно выделить две "волны", два основных направления заимствования -южно-казахстанское и западноказахстанское, т.е. "узбекское" и "туркменское" соответственно. Об узбекском влиянии здесь говорится в некоторой степени условно, т.к. речь идет, прежде всего, об узбеках - туркмаиах, большую роль в формировании которых сыграли огузы и средневековые туркмены4. "Казахи Кызылкума Присырдарьинских районов и Южного Казахстана издавна поддерживали тесные экономические и культурные связи с населением Нуратинского района, в том числе с узбеками-туркманами"1. Почти неотличимы от туркменских ковровых изделий западноказахстанские ковры (племя адай, иначе туркмеиы-нураты (!)), что вполне объясняется особенностями этнической истории туркменского населения Мангышлака, "оказашенного" в XVHI-XIX вв.

Факт заимствования подтверждается еще и тем, что казахские ворсовые ковры не имеют такого композиционного и орнаментального разнообразия, как туркменские. В принципе, они не достигли высокого совершенства туркменского ворсового ковроткачества, "поражающего тонкой гармонией узоров и красок" при высочайшей плотности вязки (до 7000 узлов на 1 кв.дм.)2. Но меньшая изощренность орнамента, меньшая плотность и тщательность исполнения, некое упрощение форм связаны не с меньшим мастерством, а с подвижным скотоводством как определенным типом хозяйственной деятельности, при котором у мастерицы не было возможности долго оставаться на одном месте (напомним, что самая опытная мастерица, ткавшая весь световой день целый месяц, способна изготовить 1 кв.м ворсового ковра).

Похожие диссертации на Казахский народный орнамент как этнографический источник (На материалах XIX-начала XX вв.)