Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Емельянова Мария Ивановна

Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в.
<
Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Емельянова Мария Ивановна. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Емельянова Мария Ивановна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2007.- 321 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/882

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-культурные и экономические факторы становле ния русского народного костюма 21

1.1. Заселение и формирование социально-этнического состава населения Оскольского края в XVI-XVIII веках как фактор появления и развития локальных специфических особенностей народной одежды 21

1.2. Русский народный костюм и формирование традиционного костюма Оскольского края 38

Глава II. Изменения русской народной одежды Оскольского края в пореформенной России 68

2.1. Специфика детской одежды 68

2.2. Комплексы традиционной женской одежды 70

2.3. Особенности мужского народного костюма 181

Глава III. Культура производства народной одежды Оскольского края во второй половине XIX - начале XX века 191

3.1. Технология изготовления народной одежды 191

3.2. Ментальность оскольчан и характер украшений их одежды 201

Заключение 236

Примечания 240

Источники и литература 274

Приложения 290

Список использованных сокращений 321

Введение к работе

Актуальность исследования. Каждый народ проходит свой путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни, в социальном строе нашли отражение и в народной культуре, выработали свои традиции, в том числе и в одежде.

Одежда - это важнейшая составная часть культурно-бытового комплекса народа. Она является знаком (символом) полового, возрастного, функционального, регионального, ментального и других различий. Русская народная одежда несёт в себе определённый вид информации о человеке и обществе, в котором он живёт. Поэтому она может рассматриваться как важный историко-этнографический источник.

Исследование традиционной одежды всех народов, населяющих Россию, вообще имеет важное значение. Вместе с тем наиболее трудным является изучение народной одежды русских - очень крупного и сложного в структурном отношении этноса. Формирование и расселение русского народа сопровождалось обретением локальных различий в культурно-бытовой сфере. Кроме того, во многих районах проживания русские контактировали с другими национальностями. Поэтому исследования русской традиционной культуры должны выполняться также и на уровне отдельных регионов.

Главным аспектом исследования в данной работе выбран Осколь-ский край. Характерной чертой этнической истории населения края является сложная многоплановость этнокультурного развития, которая обусловлена в значительной мере длительными (в течение XVI - XVIII вв.) миграционными движениями в эти районы главным образом из центральных и юго-западных регионов Русского государства. Переселенцы были неоднородны по своему этническому и социально-сословному происхождению. Они несли с собой на новое место жительства свои традиции, обы-

чаи, обряды, свой говор, песни, верования, наконец, свой костюм. В новых условиях под воздействием природных, социально-бытовых факторов и хозяйственной деятельности наших предков постепенно складывалась местная традиционно-бытовая культура, вырабатывались специфические локальные черты русской народной одежды.

В изучении традиционной одежды края значение этих местных особенностей трудно переоценить. Они позволяют на материале сплошного обследования сравнительно компактной территории охарактеризовать местную русскую одежду во всей широте её локальных традиций.

Однако из всех уездов бывшей Курской губернии Старооскольский уезд в этнографическом плане изучен сравнительно слабо. Во многих научных исследованиях южнорусской культуры XIX - начала XX века, в том числе одежды, имеются только единичные сведения о костюме или его ч элементах некоторых селений Оскольского края.

Мы не имеем ни одного полного описания народного костюма старинных оскольских населённых пунктов, сделанного компетентным этнографом на основе глубокого исторического изучения первоисточника. Есть лишь беглые упоминания, краткие зарисовки, касающиеся отдельных элементов костюма.

Необходимость настоящего исследования вытекает также из областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997-1999 гг.», ряда постановлений губернатора области, направленных на развитие региональных традиций народной художественной культуры1.

Всё вышеизложенное определяет в большой мере актуальность и значимость избранной соискателем темы исследования.

Объектом исследования является русская традиционная одежда Оскольского края второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - специфические региональные и локальные особенности и факторы эволюции традиционной одежды Оскольского края.

Географические рамки исследования заключают обширную территорию Старооскольского уезда второй половины XIX - начала XX века. Уезд являлся юго-восточной частью бывшей Курской губернии, на севере граничил с Тимским уездом, к востоку - с Землянским и Нижнедевицким Воронежской губернии, к югу - с Новооскольским и Тимским уездами . В него входили полностью современные Старооскольский и Губкинский районы, некоторые поселения Чернянского, Корочанского районов Белгородской области и отдельные пограничные поселения Горшеченского района Курской области.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - 30-е годы XX века. Именно в этот период на исследуемой территории бытовали все типы и виды традиционной мужской и женской одежды, в ней происходили сложные эволюционные процессы, приводившие к исчезновению из бытования одних элементов и комплексов и появлению новых.

Разумеется, данные временные границы не могут быть абсолютными, поскольку, во-первых, многие формы и виды традиционного костюма, распространённые в Оскольском крае в исследуемый период, имели очень древнее происхождение и сохраняли архаичные черты на протяжении столетий; во-вторых, отдельные из них бытовали ещё и в первой половине XX века.

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы историзма, объективности и системности. Основными методами обобщения и анализа источников по русской традиционной одежде региона стали сравнительно-исторический и типологический методы. Они использовались при анализе комплексов русского костюма и элементов, входящих в них, при выявлении и анализе локальных специфических

черт местной народной одежды, а также при рассмотрении вопросов её эволюции во второй половине XIX - начале XX века.

В определённой мере использовалась историко-этнографическое картографирование. Этот метод позволил суммировать собранный материал, сделать обобщения и выводы о местах (населённых пунктах) бытования основных комплексов традиционного русского костюма на исследуемой территории, дал возможность проследить основные процессы эволюции приоскольского русского народного костюма в общем русле традиционной одежды Курской и Воронежской губерний, русского национального костюма в целом.

В процессе работы над диссертацией в целях конкретизации, уточнения и углубления уже имеющихся сведений и материалов частично использовался маршрутный метод полевых исследований.

Историография проблемы исследования. Соискателем проведено междисциплинарное исследование историографии изучаемой проблемы, которую можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. В рамках дореволюционной историографии выделяются работы русских и иностранных историков, путешественников. Сравнение их взглядов позволяет более объективно выявить особенности русского традиционного костюма.

Начало изучения традиционной русской одежды восходит ко второй половине XVIII века, когда впервые русская общественная мысль стала проявлять научный интерес к традиционной культуре как историческому источнику. Так, основатель русской исторической науки В.Н.Татищев при создании своего обобщающего труда «История Российская с самых древнейших времён» пользовался как географическими, так и этнографическими и фольклорными материалами .

Уже в течение XIX столетия традиционная одежда русских, украинцев и белорусов становится объектом специального изучения. Благодаря широко развернувшейся деятельности Русского географического общест-

ва, учреждённого в 1846 г., накапливался фактический материал (музейные коллекции, архивные материалы, статьи), создавались сводные работы по одежде. Например, в 1890 г. Любор Нидерле в книге «Быт и культура древних славян» впервые обобщил сведения о культуре, в частности об одежде древних славян4.

Обширный фактический материал по восточнославянской одежде содержится в книге В.Ф. Миллера «Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея»5.

Весьма полезной в аспекте исследуемой проблемы является статья Д. Святского «Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний»6. Статья помогает вычленить украинские элементы в народной одежде Приосколья.

Из крупных русских исследований дореволюционного периода фундаментальным является труд Д.К. Зеленина7, в котором автор тщательно прослеживает процессы заселения отдельных губерний и уездов, историю формирования областных типов великорусского населения. Ценность данной работы заключается в том, что автор характеризует основные комплексы и типы русской народной одежды, выделяет их специфические черты, а также указывает на связь одежды народа с его историей.

Важные сведения о специфике народной одежды получены из материалов по этнографии восточных славян, содержащихся в работе Д.К. Зеленина «Описание рукописей Учёного архива РГО»8.

Обилием материала и стройностью его систематизации отличается труд белорусского этнографа П.В. Шейна9, в котором, наряду с другими, собраны ценнейшие фольклорные материалы, имеющие сведения о народной одежде.

Несомненно, интересной является работа В.В. Богданова10. Для соискателя ценен представленный автором опыт анализа южнорусской одежды.

Вопросы повседневной жизни крестьян, традиционной культуры, в том числе одежды, затрагивались в дореволюционной региональной историографии. Следует отметить работы А.С. Машкина11, А.И. Дмитрюкова12, М. Бойкова13, В.И. Резанова14, Н.А. Добротворского15, которые непосредственно занимались сбором фактического материала в Курской губернии и его первичной обработкой. Их опытом работы в полевых условиях в определённой мере пользовалась соискатель во время своих многочисленных этнографических экспедиций.

Существенное внимание вопросам изучения народной одежды уделялось в советский период. В 1920-е годы опубликованы работы, имеющие большую научную ценность: Д.К. Зеленина16, в которых исследователь обобщил собственный обширный этнографический материал, подвёл итоги русской дореволюционной этнографии и создал основу для её дальнейшего развития. В трудах Б.А. Куфтина17, А.А. Лебедевой18, Н.И. Лебедевой19,

ч—w 00

Н.П. Гринковой даётся подробный анализ севернорусского и южнорусского народного костюма как историко-этнографического источника, наряду с этим исследуется одежда ранее не изученных групп русского народа (Поволжье, Урал, Сибирь). Ценность всех вышеуказанных исследований заключается ещё и в разработке типологии русской и восточнославянской одежды в целом. Кроме того, авторы на основании сведений об одежде сделали ряд выводов, важных для изучения этногенеза славян. Так, Н.И. Лебедева, Г.С. Маслова отмечают, что «русская крестьянская одежда XIX - начала XX века была сложной: претерпевая изменения, связанные с развитием капитализма в этот период, она продолжала в той или иной степени сохранять традиционные черты, уходящие своими корнями в глубь веков. Поэтому изучение одежды даёт особенно ценный и обильный мате-риал для проблемы этногенеза» .

Данный аспект исследования одежды в последующие годы стал основным в работах российских этнографов.

Необходимо отметить опубликованное в эти годы исследование курского историка-краеведа Г.И. Булгакова «Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении»22, в котором даётся характеристика населению, уделяет внимание истории заселения края, описывается быт, жилище и одежда курских крестьян.

В 1950-1960-е годы научными сотрудниками Курского краеведческого музея было предпринято несколько этнографических экспедиций по области для изучения традиционной одежды, жилища, семейно-бытовых обрядов русского населения края. Их результаты обобщены в обстоятель-ных статьях Л.Д. Нижник, Р.Н. Петровой , В.А. Стоюшкиной, Л.Д. Нижник24.

В 1950-1990-е годы появились новые, важные для рассматриваемой темы исследования одежды русских. Так, традиционную культуру русских и украинцев в Курской губернии в конце XIX - начале XX века исследовала

Л.Н. Чижикова. Результаты всех её исследований достаточно полно представлены в монографии «Русско-украинское пограничье: история и судьбы» и в других работах23. Автор на основе анализа собранного фактического материала, имеющихся источников и литературы всесторонне характеризует типы крестьянской одежды и жилища данного региона, приводит многочисленные примеры, описывает одежду различных социальных групп русского населения, уделяет достаточно много внимания однодворцам. Однако в работе имеются лишь единичные упоминания о Староос-кольском уезде.

Использование работы М.Г. Рабиновича позволило получить важные сведения по истории развития русской одежды с древнейших времён.

Большую ценность представляет «Восточнославянский этнографи-ческий сборник» , созданный на основе работ Е.Э. Бломквист (жилище), Г.С. Масловой (одежда), Н.И. Лебедевой (прядение и ткачество). Много интересного фактического материала об одежде собрано в трудах «Народы

Европейской части СССР» (1964 г., т. I), вышедшем в серии «Народы мира. Этнографические очерки»; «Народы России: энциклопедия» (1994 г.).

Из крупных работ по истории южнорусского костюма необходимо отметить книгу «Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - нач. XX века). Определитель» . Использование данной работы позволило соискателю сравнить и уточнить свои полевые материалы, составленные характеристики и описания особенностей и специфических черт всех типов и видов мужской и женской одежды, головных уборов и обуви Оскольского края.

Значительным вкладом в отечественную этнографию являются два

выпуска сборников «Русские. Историко-этнографический атлас» . В них представлены капитальные обобщённые материалы и выводы по земледелию, крестьянскому жилищу и крестьянской одежде.

В вышеуказанных работах российских исследователей подробно разработана классификация одежды. Изучение её проводилось в историческом плане в связи с социальной средой. Важной стороной исследований является изучение не только сельской, но и городской одежды. Большое внимание уделялось ареальным исследованиям. Так, М.Н. Шмелёва, используя уникальные материалы экспедиционных обследований, архивные изыскания, даёт описание русской одежды всех регионов страны в истори-

ческом развитии .

Учёные рассматривают народную одежду прежде всего как историко-этнографический источник. Г.С. Маслова отмечает, что он, « наряду с другими источниками, помогает осветить вопросы этнокультурной исто-

"X1

рии восточнославянских народов» . Г.С. Маслова уделяла большое внимание русской народной вышивке, сюжетам и мотивам орнамента. Результаты своего исследования и выводы о роли орнаментированных предметов в быту она изложила в труде «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» .

Следующую группу источников составляют работы искусствоведов, художников, музыкантов. Они рассматривали народную одежду как художественное явление, как часть народного бытового искусства. Это прежде всего работы М.Н. Мерцаловой33, И.Я. Богуславской34, Н.Т. Климовой35 и др. Особую значимость в аспекте изучаемой темы имеет работа М.Н. Шмелёвой, Л.В. Тазихиной36, в которой характеризуются виды украшений народной одежды, способы их изготовления и расположения на предметах народной одежды, орнаментальные мотивы вышитых и тканых украшений.

Орнаментальные композиции и мотивы белгородской региональной вышивки нашли отражение в работе белгородских авторов СИ. Ботовой, Т.А. Приставкиной, А.В. Рябчикова37.

Следует также отметить книгу воронежского художника П.Д. Поно-марева в которой даны зарисовки, сделанные с традиционной крестьянской одежды Воронежской губернии конца XIX - начала XX века, сохранившейся у жителей сёл.

Привлечение всех этих работ дало возможность глубже и точнее осветить культуру производства народной одежды Оскольского края исследуемого периода, охарактеризовать основные мотивы и семантику тканых и вышитых украшений, раскрыть их связь с ментальностью, представлениями и эстетическими вкусами приоскольцев.

Народный костюм отдельных районов южнорусских областей, в том числе Курской и Белгородской, кратко описывается искусствоведами-фольклористами А.В. Рудневой39 и В.М. Щуровым40, изучавшими южнорусские народные танцевальные и песенные традиции. Ценность их работ для исследуемой проблемы состоит в том, что они указывали на неразрывную внутреннюю связь народного праздничного костюма с традиционными обычаями и обрядами, танцем, хороводом, песней, игрой на музыкальных инструментах. Эту связь прослеживает в своей работе и Г.С. Масло-ва41.

Определённый интерес представляет монография Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»42. Учёный считает, что русский народный костюм «является творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви»43. Ценность данного труда заключается в том, что в нём имеется много фактического материала по Курской и Белгородской областям. Однако материалы по Оскольскому краю в его работе единичны.

Вопросы истории русского костюма частично рассматриваются в трудах В.А. Городцова44, Б.А. Рыбакова45, СП. Толстова46, С.А. Токарева47, посвященных проблемам более общим - происхождению восточнославянских народов, их взаимосвязи, древним религиям. Так, в книге Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» в связи с исследуемой темой особенно важными представляются суждения и выводы автора по верованиям древних славян, по вопросу о происхождении ромбо-точечного орнамента русской вышивки и его семантике, поскольку этот тип вышивки был ведущим в Оскольском крае. В книге С.А. Токарева «Этнография народов СССР» характеризуются одежда, головные уборы, обувь северных и южных великорусов, отмечаются их общие черты и специфические различия, проводятся параллели с украинской и белорусской одеждой.

В новых условиях постсоветского периода интерес к традиционной культуре, в том числе к одежде, значительно усилился. Идея духовного возрождения России на основе традиционной культуры народа рассматривается как единственно правильный и основополагающий фактор. Данная проблема нашла отражение в ряде государственных документов, таких, как: Закон Российской федерации «Основные законодательства Российской федерации о культуре»48, «Указ Президента Российской федерации по сохранению, развитию и государственной поддержке культуры и искусства»49. Отсюда вопросы изучения, сохранения и развития народной культуры, одежды в частности, как её неотъемлемой составной части, выходят на

новый уровень, требуют глубокого научного подхода. Появилось много исследовательских материалов, основанных на опубликованных исторических и этнографических источниках и использовании архивных фондов.

Из крупных работ следует отметить обобщающие фундаментальные труды: энциклопедию «Русский традиционный костюм»5 и энциклопедический словарь «Русский традиционный быт»51, включающий специальный раздел по народному костюму.

Чаще стали появляться публикации и статьи о традиционной культуре и народной одежде на региональном уровне. Например, книги белгородских авторов М.С. Жирова «Народная художественная культура Белго-родчины»52, И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм»53. Однако следует отметить, что в обеих работах практически отсутствуют материалы по традиционному костюму исконно оскольских селений.

Важное значение для изучаемой темы имеет книга «Живые родники Староосколья: народная, традиционная культура» двух авторов: Т.П. Беликовой, М.И. Емельяновой54. Традиционной одежде края, её региональной специфике и локальным особенностям в книге посвящена отдельная глава.

Весьма ценными являются статьи курских исследователей и краеведов: И.Б. Гуторовой55, Т.Н. Арцыбашевой56, И.С. Паньковой57, Ю. Шишкиной и Л.Н. Немцевой58. Материалы статей позволили в определённой мере проследить общие тенденции в эволюции традиционной одежды Осколь-ского края и южнорусского народного костюма в целом.

Некоторые исследователи занимались изучением отдельных сословных групп населения южных регионов России. В этом плане заслуживают внимания работы по саянам Н.А. Добротворского59 и И.С. Абрамова . Специфику саянского костюма изучали курский историк-краевед Г.И. Булгаков61, научные сотрудники Курского областного краеведческого музея Л.Д. Нижник и Р.Н. Петрова62.

Особенности традиционного костюма локальной этнической группы цуканов Воронежской губернии (середина XIX - начало XX века) нашли

отражение в статье СП. Толкачёвой . Привлечение этих работ важно, поскольку население Оскольского края в этническом отношении не было однородным; здесь проживали и саяны, и цуканы, отличающиеся от других групп населения, в первую очередь однодворцев, своим говором, костюмом, семейно-бытовым укладом.

Традиционная русская одежда разрабатывалась и в диссертационных исследованиях. Так, из региональных исследований можно отметить диссертации СВ. Бережной «Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVII - XIX вв.»64, СП. Шаповаловой «Крестьянская женщина Центрального Черноземья в 60-90-е годы XIX века (исторический портрет)»65; Л.Н. Пивоваровой «Повседневная семейная жизнь крестьян Российской провинции во второй половине XIX века (на материалах Курской губернии)»66, В.В. Глотовой «Крестьянская семья во второй половине XIX века (на материалах Курской губернии)» .

Изучение традиционной одежды Оскольского края невозможно без рассмотрения работ по истории заселения края и формирования этнического и социального состава населения южных окраин Русского государства в XVI - XVIII вв., хозяйственной и семейно-бытовой жизни населения.

С этой целью соискателем были привлечены работы Д.И. Багалея , М.Т. Белявского69, В.П. Загоровского70, В.М.Важинского71, Я.Е. Водарско-го , М.Н. Тихомирова , Н.И. Костомарова , И.Е. Забелина , М. Забыли-на76, П.И. Лященко77, В.П. Данилова78, А.А. Зимина79, Н.И. Златоверхов-никова80 и др. Определённое значение в этом аспекте имели работы старо-оскольского историка-краеведа А.П. Никулова: историческое исследование Оскольского края81, а также переведённые и опубликованные им письмен-ные источники XVII века «Оскольские древности» .

Историографический анализ показал, что учёными разных направлений проводились всесторонние исследования эволюционных процессов в русской традиционной одежде, накоплен серьёзный опыт, обширный фак-

тический материал в масштабах всей страны. В современной историографии усилилось внимание к народной одежде на региональном уровне. Изучение локальных особенностей и специфических черт одежды отдельного региона позволяет понять специфику русского национального костюма в целом. Вместе с тем, проведённый историографический анализ позволил сделать вывод о том, что специальное изучение эволюции традиционной одежды Оскольского края второй половины XIX - начала XX века до настоящего времени не проводилось.

Целью исследования является всестороннее изучение эволюции традиционной одежды Оскольского края (вторая половина XIX - начало XX века), выявление её наиболее характерных региональных элементов и специфических черт; определение локальных особенностей костюма отдельных населённых пунктов региона.

Исходя из поставленной цели исследования, предусматривается решение следующих задач:

  1. Вскрыть социально-культурные и экономические факторы, обусловившие изменения в традиционной русской одежде в исследуемый период.

  2. Систематизировать этнографические материалы о народной одежде Оскольского края второй половины XIX - начала XX века, собранные из первых рук - от коренных жителей.

  3. При проведении сравнительного анализа сохранившихся подлинных образцов одежды выявить наиболее характерные региональные элементы и специфические черты народного костюма в целом, а также локальные особенности одежды отдельных населённых пунктов; рассмотреть покрой, материал, технику изготовления, цвет, орнаментику, способ ношения элементов, составляющих народный женский и мужской костюм, как важные и наиболее значимые критерии.

  4. Провести подбор и комплектование отдельных элементов мужского и женского костюма в целостные комплексы, сделать их классификацию, описание, фотофиксацию, прорисовки и замеры.

5. Охарактеризовать культуру производства народной одежды края, виды её украшений и показать их связь с ментальностью, представлениями и эстетическими вкусами приоскольцев.

Источниковая база работы включает в себя несколько групп материалов. Основным источником являются фонды народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа, учреждённого по инициативе соискателя в 1987 году и открытого в 1990 году. Его руководителем соискатель является и в настоящее время. Основу фондов музея составила коллекция одежды и других предметов традиционно-бытовой культуры Оскольского края, Белгородчины, переданная соискателем из личного собрания (670 единиц хранения). Привлечение студентов к активной поисково-собирательской деятельности значительно пополнило основной фонд, который сегодня насчитывает свыше 3 тысяч единиц хранения, все предметы подлинные. Музей имеет статус «народного» (с 1992 г.), является обладателем Гранта «Николай Ватутин» в областном конкурсе по поддержке молодёжных социально-значимых проектов Белгородской области (2003 г.).

Фонды музея делятся на две группы: 1) основной фонд ; 2) Архив автора (материалы фольклорно-этнографических исследований М.И. Емельяновой, 1960-1990-е годы). В диссертации использовалось не-

сколько фондов .

Во время этнографических экспедиций обследовались в первую очередь самые ранние поселения Старооскольского уезда, основанные в конце XVI - первой половине XVII столетий, в которых жили потомки первых поселенцев - военно-служилых людей.

Информация о народной одежде собиралась и в селениях, основанных во второй половине XVII - XVIII вв.

Всего обследовано 127 населённых пунктов85.

Большинство фотографий в приложении к диссертационному исследованию сделано самим автором с подлинных образцов народной одежды

второй половины XIX - начала XX века, хранящихся в народном Русском музее Старооскольского педагогического колледжа, у частных лиц и в его личной коллекции.

Документальные фотографии конца XIX - середины XX века взяты из личной коллекции автора (приложения: 27, 41, 46, 49-56, 95, 99-101, 67, 87); а также из фондов народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (приложения: 39, 35, 73).

Использованы также иллюстрации из различных печатных изданий: из историко-этнографического атласа «Русские» (1967) (приложение: 32); из книги Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (приложение: 62); из альбома «Русский народный костюм: из собрания Российского этнографического музея (авт.

Л.Н. Молотова, Н.Н. Соснина)» (приложение: 33); из книги И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм» (приложение: 37); из книги И.И. Шан-гиной «Русский традиционный быт» (приложения: 58, 60, 91); из книги «Крестьянская одежда...» (приложение: 61); из книги Д.К. Зеленина «Восточнославянская этнография» (приложение: 63, 85); из книги Н.Н. Сосни-ной, И.И. Шангиной «Русский традиционный костюм» (приложение: 916).

Рисунки, схемы выполнены с подлинных образцов одежды, некоторые взяты из научных трудов: из книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР» (приложение: 1); из книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (приложение: 2); из историко-этнографического атласа «Русские» (1967) (приложения: 14, 15, 103, 57); из книги Ф.М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (приложение: 31). Карта Старооскольского уезда XIX в. взята из книги А.П. Никулова «Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края)»

К исследованию привлечены также предметы народной одежды, хранящиеся в фондах Старооскольского, Губкинского, Новооскольского,

Чернянского, Корочанского, Горшеченского, Нижнедевицкого краеведческих музеев, Старооскольского Центра культуры и искусства, Белгородского областного историко-краеведческого музея; Курского и Воронежского областных краеведческих музеев; в общественных музеях некоторых сельских Домов культуры и общеобразовательных школ (Монаково, Федо-сеевка, Шаталовка, Котово, Роговатое, Осколец, Присынки, Истобное и др.); старооскольской городской общеобразовательной школе № 28, гимназии № 3. Привлечение всех этих материалов дало возможность сравнить эволюционные процессы, происходившие в русской народной одежде края, с подобными процессами в сопредельных территориях: Тимском, Щигровском, Нижнедевицком, Корочанском, Новооскольском и других уездах Курской и Воронежской губерний; позволило сделать вывод об общности этих процессов, их непосредственной связи с новыми социально-экономическими условиями жизни села в пореформенной России.

Следующую группу источников составили архивные материалы: АРГО86, АРЭМ87, РГАДА88, ГАКО89. Они позволили расширить общие представления о предмете исследования, дополнить характеристики отдельных деталей одежды, не сохранившихся в местных комплексах тради- у ционного костюма второй половины XIX - начала XX века.

Для выявления региональных и локальных особенностей народного костюма Оскольского края в сравнительном плане привлекались многочисленные описания традиционной русской одежды в различных уездах и губерниях Европейской части страны, а также использовались публикации, непосредственно отражающие специфику народной одежды многих уездов Курской губернии.

Привлечение разнообразных печатных материалов, статистической и справочной литературы (статистические отчёты, энциклопедии, словари, справочники и др.); карт Курской и Воронежской губерний и уездов XIX века, современной Белгородской области, Старооскольского и других районов позволило уточнить некоторые данные полевых исследований со-

искателя. Например, статистические сведения по кустарным и отхожим промыслам Н.И. Златоверховникова90.

В общем, использование различной по форме, степени обобщённости и достоверности, содержанию, происхождению источниковой базы дало возможность воссоздать целостную картину эволюции русской народной одежды Оскольского края второй половины XIX - начала XX века, решить поставленную соискателем проблему; позволило сделать вывод о необходимости комплексных региональных и локальных исследований русской народной одежды.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является первым комплексным опытом анализа эволюции традиционной одежды Оскольского края во второй половине XIX - начале XX века. Автору удалось на основе собранного и зафиксированного им в течение нескольких десятков лет материала показать основные направления и формы изготовления одежды в повседневных условиях российских модернизаций. Новизна состоит ещё и в том, что многочисленные, ранее не известные подлинные образцы народной одежды региона, разносторонние исследовательские материалы впервые в обобщённом и систематизированном виде вводятся в научный оборот. Проблемы развития местного традиционного костюма, его региональная специфика и локальные особенности освещаются на широком историко-этнографическом и социально-экономическом фоне.

Соискатель представил полную классификацию провинциальной русской одежды, показал её различие по: 1) половозрастному признаку (мужская, женская, детская, девичья, молодой женщины, старушечья, вдовья); 2) сословной и этнической принадлежности (однодворцы, владельческие крестьяне, саяны, цуканы); 3) функциональному назначению (сезонная, повседневная, праздничная, обрядовая).

Исследователь показал, что в условиях социально-экономических преобразований в конце пореформенного периода и начале XX века в рос-

сийской глубинке происходили существенные эволюционные процессы в традиционной одежде. Она унифицировалась, уходила от традиционализма, сложных и многообразных форм к более простым, демократичным, удобным в пользовании. Демократизация одежды, особенно до революционных событий 1917 года, способствовала стиранию граней между сословными группами, их сближению и, в конечном счёте, зарождению элементов гражданского общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и фактические данные могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории и культуре Белгородчины, могут быть включены в учебные пособия по историческому краеведению Белгородской, Курской и Воронежской областей.

Материалы диссертации представляют также интерес для специалистов в области традиционной художественной культуры и народного творчества, для работников культуры и образовательных учреждений. Кроме того, работа может служить популяризации русского традиционного костюма Оскольского края.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования рассматривались на заседаниях кафедры гуманитарных наук СТИ МИСиС, отражены в 6 публикациях общим объёмом 39 п.л., а также докладывались на всероссийских, международных и региональных научных конференциях (г. Белгород, 1997, 2000, 2007; г. Старый Оскол, 2000, 2002, 2005, 2006, 2007), на Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Саранск, июль 2007).

Структура диссертационного исследования. Исходя из поставленных задач, определена структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, литературы, приложений и списка сокращений.

Заселение и формирование социально-этнического состава населения Оскольского края в XVI-XVIII веках как фактор появления и развития локальных специфических особенностей народной одежды

Освоение и заселение Оскольского края (как и всех южнорусских губерний) в XVI-XVIII столетиях происходит в результате вольной и правительственной колонизации, а позднее - путем ввоза феодалами из разных регионов России и Украины зависимого населения.

Народная, вольная колонизация южных полевых окраин Русского государства предшествовала всем другим видам колонизации.

По свидетельству различных источников, архивных документов, почти вся территория южной лесостепной зоны (Орловская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Пензенская губернии) уже была заселена русскими во времена Киевской Руси. Однако татаро-монгольское нашествие и господство Золотой Орды опустошили этот край, превратили его в «дикое поле».

Но исследователи предполагают, что опустошение данной обширной территории, видимо, не было абсолютным.

Прежнее население Курской и соседних с нею губерний после монгольского нашествия не исчезло совсем: оно значительно поредело, подвинулось к северу, попряталось из степных мест в лесные, но далеко не исчезло окончательно .

Только после освобождения Руси от татаро-монгольского ига и распада Золотой Орды появилась возможность для нового заселения русскими её южных степных окраин. Освоение русским народом черноземной лесостепной полосы южнее Оки было одним из важнейших этапов образования его историко-этнической территории.

Однако в отличие от других регионов, на которые распространялось русское заселение, хозяйственное освоение «дикого поля» было сопряжено с очень серьезными трудностями. После падения Казанского ханства очагом постоянной опасности для образовавшегося Русского государства на южных и юго-восточных границах оставалось Крымское ханство и ногайские орды.

По научным сведениям, в XIV-XV столетиях степь начиналась за рекой Быстрая Сосна, то есть в северной части Воронежской губернии на границе её с Орловской губернией и около древней Рязани, в области реки Оки. Но первые татарские кочевья располагались только за рекой Медведицей - в будущих землях Войска Донского. Вот это пространство реки Дон от Быстрой Сосны до Медведицы и было «диким полем», где хозяйничали татары92.

О времени заселения Староосколья, Белгородчины более точно можно судить только на основе документов, связанных с возникновением первых городов: Белгорода, Оскола (Старый Оскол) и Валуек.

Впервые о всех трёх городах упоминается в летописи под 1593 г.93.

Строительство городов положило начало заселению и хозяйственному освоению Белгородчины как нового русского края.

Однако опустошительные набеги татар, разорение и массовый угон населения в плен сдерживали экономическое развитие региона, в первую очередь, не позволяли заниматься земледелием на незащищённых землях.

Поэтому Оскольский уезд в начале XVII в. был ещё мало населённым. Он располагался по течению рек Оскол, Убля, Котёл, Осколец, Чу-фичка, Геросим, Дубенка, Орлик, Олешенка, Халань и Холок. Самой населённой частью уезда был правый берег Оскола в лесостепной местности.

В степных верховьях Оскола, Оскольца и Чуфички поселений не было. Не заселена была и левая степная сторона Оскола к югу от реки Котёл.

В «Оскольской дозорной книге 1615 г.» это левобережье числится как «ногайская» или «крымская» сторона, а правобережье называется «русской стороной» .

Специфика детской одежды

Детская одежда в крестьянских семьях в Оскольском крае, как и повсеместно на Белгородчине, была одинаковой для мальчиков и девочек -длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ожерёлок, низ рукавов и подол орнаментировались скромной вышивкой. Поясок был узкий, чаще всего плетёный.

Нередко в бедных многодетных крестьянских семьях на всех детей был один вид одежды (зипун, армяк, а то и порты), которые дети надевали по очереди. Такие факты зафиксированы в деревнях Воротникове, Боча-ровка, Шмарное и др.184. Об этой крайней бедности говорит и ироническая пословица «Паны - на троих одни штаны», записанная в селе Готовье .

Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду, в том числе и верхнюю, своих старших братьев и сестёр. Нередко им перешивали старую отцовскую и материнскую. Первую «взрослую» одежду (юноша - штаны, девушка - понёву, сарафан или юбку) дети получали, достигнув возраста, когда могли жениться и выходить замуж.

Шили рубахи из конопляного холста, реже - из льняного, так как в крае конопля была распространена в крестьянском хозяйстве значительно шире, чем лён. Качество холщовой ткани зависело напрямую от того, насколько тщательно обработано волокно и отбито от кострики. Рубахи, сшитые из плохо обработанного холста, дети называли «колючками» . Шерсть употреблялась для детских рубах очень редко, почти только для вышивки.

Уже в конце XIX - начале XX в. праздничные детские рубахи, как и для взрослых женщин стали шить из полубумажного холста, в котором основа оставалась конопляной, а уток был из бумажной покупной пряжи. Такой холст называли селяне бумажным, а если он соткан полностью из бумажнои пряжи, то - нитковым .

Девочки волосы перевязывали ленточкой, носили простые нередко самодельные украшения: бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, крашеного гороха; в ушах - дешёвые серьги .

Исследования показали, что в начале 1920-х годов в Приосколье, прежде всего в зажиточных крестьянских семьях, появляется уже специальная детская одежда, сшитая из фабричных тканей: рубахи, а для мальчиков - и штаны. Покрой рубахи мальчика был такой же, как и у взрослых мужчин, - косоворотка с левосторонним нагрудным разрезом, прикрытым планкой. Рубашку мальчики носили тоже навыпуск, поверх штанов, подпоясавшись узким пояском.

Примерно в этот период в старооскольских сёлах стали шить для детей и верхнюю одежду из фабричных тканей, но шили экономно - «на вырост». Так, например, по словам информанта Г.Н. Титова (1915 г. рожд.) из села Змеёвка, отец справил ему первый пиджак из фабричной ткани (молескина) в 1923 году, когда мальчику исполнилось восемь лет. Пиджак был широкий, длинный, по щиколотки. Когда Г.Н. Титову исполнилось пятнадцать лет, пиджак стал ему «впору», но износился совсем и младшим «в носку» уже не годился .

В конце 1920 - начале 1930-х годов одежду для детей полностью стали шить из фабричных тканей, рубахи - главным образом из ситца, штаны мальчикам - из более грубых тканей. Однако кое-где в бедных крестьянских семьях холщовые детские рубахи бытовали вплоть до начала 1940-х годов (сёла: Завалишино, Незнамово, Малявинка, Осколец, Залесье и др.)191. В сёлах Городище, Терехово, Воротниково, Незнамово и некоторых других девочкам шили холщовые рубахи ещё и в первые годы после Великой Отечественной войны192, что объясняется дефицитом промышленных товаров и бедностью сельского населения.

Технология изготовления народной одежды

В исследуемый период в Оскольском крае изготовляли одежду главным образом из тканей домашнего производства - шерсти, льняного и конопляного холста, преимущественно замашного, так как конопля была преобладающей технической культурой, посевы льна были значительно меньше .

Коноплю возделывали не только для своих нужд, но и на продажу на протяжении всего XIX в. Следует заметить, что растения конопли были двух видов и использовались по-разному: дерганцы (мужские растения) и стланцы (женские растения).

В начале лета дерганцы выдёргивали из земли по одному растению, отсюда их название «дерганцы». В народе об этом процессе говорили «выбирать по былочке», что было очень трудным делом. Затем дерганцы сушили, обрабатывали, мяли, трепали, чесали. Из полученной кудели («на-мыки») пряли нитки тонкие, мягкие, эластичные. Из них ткали тонкий холст, идущий на рубахи, полотенца, скатерти и другие предметы быта.

Стланцы убирали ближе к осени, когда в них созревали семена. В некоторых сёлах (Незнамово, Котово, Средние Апочки и др.) их ещё называли «материнскими» растениями. Стланцы обмолачивали вручную цепами; из семян «толкли» масло, которое употребляли в пищу и на хозяйственные нужды. Для просушки растения расстилали на земле, отсюда их название «стланцы».

Технология обработки стланцев и выделки кудели из них такая же длительная и трудоёмкая, как и дерганцов. Следует отметить, что все сельскохозяйственные работы в селе проводились в сроки, соответствующие земледельческому календарю. Так Г.И. Булгаков пишет: «Осенью бабы мнут замашки и лён, прядут замашки, лён, шерсть... Осенью и зимой бабы прядут и ткут холсты и шерсть... После святой бабы мнут пеньку. Холсты белят у Петровки...». Из намыки стланцев пряли дратву - «суровые» нитки, толстые, грубые. Из них вили верёвки, плели рыболовные сети460, оборки, ткали попоны, рядно, дерюжки, ложники и другие грубые изделия. Следует отметить, что пряжа и орудия прядения широко использовались в семейно-бытовых обрядах. Так, при рождении девочки пуповину ей перерезали на гребне и завязывали суровой ниткой461. По представлениям крестьян, это делалось для того, чтобы из девочки выросла хорошая пряха. Намыка - это разбитая, расчёсанная гребнем и щёткой на волокно лутошка (древесина) стеблей конопли, перевитая (намотанная) на руке в виде восьмёрки, что удобно для хранения и прядения.

Окрашивание тканей и пряжи. Как известно, с древнейших времён излюбленным цветом для многих видов народной одежды, особенно праздничной, был белый естественный цвет462. В середине XIX - начале XX в. из белого замашного или льняного холста в Приосколье продолжали изготовлять женские и мужские рубахи, женские передники, платки, девичьи летние юбки, иногда мужские порты. В некоторых местах встречались белые шубы, полушубки и тулупы.

Следует заметить, что натуральная окраска льняных и конопляных нитей называется суровой. Холст такого цвета обычно не использовали ни на бельё, ни на одежду, поэтому его сначала отбеливали. Процесс беления холстов сложный и трудоёмкий, в общих чертах одинаков у всех восточных славян. Он достаточно подробно описан Д.К. Зелениным463.

Похожие диссертации на Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в.