Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей" Айдаркулов, Кадыркул

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айдаркулов, Кадыркул. Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей" : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Бишкек, 1992.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Древняя и средневековая история Кыргызстана изучена мало вообще и менее в сравнении с другими республиками Средней Азии. Прежде всего это связано в недостаточной разработанностью ее источниковой базы. В связи с этим разработка письменных источников по истории средневекового Кыргызстана была и продолжает оставаться исследовательской задачей.

Изучение письменных памятников народов Востока имеет не только научное, но и важное общественно-политическое значение. Но лишь на основании данных только письменных источников нельзя объектив-но и всесторонне раскрыть общность судеб народов Средней Азии,Казахстана и Восточного Туркестана в древности и в эпоху средневековья. А также тесное переплетение их социально-экономической и духовной жизни, их совместную борьбу против гнета классовых эксплуататоров и иноземных захватчиков. А конкретно-историческое исследование сущности этих проблем, бесспорно, способствует воспитанию у наших народов чувства патриотизма, дружбы и интернационального единства.

Следует отметить, что круг источников цо истории Кыргызстана по древнему и средневековому периодам весьма узок. Русские, монгольские и китайские источники отражают более поздний период истории кыргызов, а тюркоязвчные письменные памятники немногочисленны, сведения их незначительны и фрагментарны. Что касается арабо-пер-соязычных источников, то они еще глубоко не изучены, тем более,что специалистов в этой области единицы. Бесспорно, что важнейшими источниками для изучения истории и культуры кыргызского народа в древности в средневековье остается его богатое многовековое фольклорное наследие. Из этого океаноподобного эпического богатства нами исследуется только эпос "Семетей", т.е. вторая часть героической трилогии эпоса "Ыанас" так сак исследовать все части эпо-

- 2 -са "Манас" и их варианты в одной работе - невообразимо трудная, да и непосильная задача.

Как уже неоднократно отмечалось исследователями, в эпической трилогии "Манас" бережно сохранены и запечатлены все наиболее значительные события истории кыргызского народа исследуемого времени. Эта эпопея является его монументальным творением. 3 ней посредством живых художественных образов энциклопедично отражена вся духовная и материальная жизнь кыргызов с глубокой древности и до новейшего времени. Воссоздание истории народов, не имевших значительных письменных памятников, возможно путем привлечения так называемых "косвенных" источников, в том числе из различного рода преданий, памятников героического эпоса и языковых данных. Поэтому выявление и привлечение историко-этнографической информации из эпоса "Семетей" для воссоздания историко-культурного прошлого кыргызского народа остается актуальной задачей в наше время и в будущем.

Объектом исследования является эпос "Семетей". Сегодня известно около 10 полных вариантов (состоящих из 30-270 тысяч стихотворных строк каждый) и более 18 неполных или эпизодических (состоящих из 3-30 тысяч строк) вариантов эпоса "Семетей". Таким образом всего зафиксировано более 35 вариантов эпоса "Семетей" обпрш объемом 38584 страницы или 9317256 стихотворных строк. Такой огромный массив текстов и многочисленные повторы в них, а также технические трудности,по необработанным рукописам не дают возможность исследовать все варианты эпоса в полном объеме. Поэтому в диссертационном исследовании в основном уделяется внимание ранним, етіе неисследованным и малоизученным рукописным записям, которые в большинстве своем не введены в научный оборот, особенно рукописи, написанные арабской графикой. Учитывая подобного рода пробел в изучении эпоса, ыы обратились именно к этим рукописям и к ранним записям эпоса,

осуществленных русскими исследователями и просветителями во второй " половине XIX в. Это объясняется рядом существенных причин. Во-первых, в этих рукописях без искажений передавались объективно героическое миропонимание кыргызов и их жизненные циклы, сложившиеся в течении многих веков.. Во-вторых, в этих рукописях больше сохранено в первоначальном виде названия общественных явлений, отдельных предметов и местностей, а также ряда этносов. Также более точно переданы средневековые лексико-фонетические говоры самих кыр-Тызов. В третьих, в этих рукописях мало подвергались изменению многовековые, традиционно сложившиеся сюжеты героического сказа-ния, т.е. здесь почти не заметны наслоения и добавления поздних 'времен. Словом, эти рукописи отличаются от других вариантов эпоса своей оригинальностью.

Поэтому мы старались, по силе возможности, Офчаще обращаться к текстам именно этих рукописей, чтобы выявить наиболее достоверные историко-этнографические сведения по истории кыргызского народа, отраженные в сюжетах героического эпоса.

Пель и задачи диссертации. Главной целью настоящего исследования является выявление и изучение сведений по истории и культуре кыргызского народа из эпоса "Семетей". 3 первую очередь из

ранее неизвестных и малоизученных редких рукописей этого эпоса

і для более полного введения их в науный оборот. Для достижения указанной цели ставились следующие основные задачи

I. Таковыми являются рукописи эпоса "Кысса Семетей бу турур" и "Сеиетейдин дастаны", а также рукописные материалы эпоса из ЦГА Республики Казахстан (Алма-Ата) и ІІГА Республики Кыргызстан. Все эти рукописи написаны арабской графикой в середине XIX в. К такого же рода памятникам можно отнести фонозапись отрывков из эпоса "Семетей", записанных художником Б.В.Смирновым в 1903 г.

Критический проанализировать основной текст эпоса по всем имеющимся его вариантам и выяснить степень его изученности в историографии;

Определить особенности и различия каждого варианта эпоса;

Выявить и перевести на русский язык сведения по истории и культуре кыргызов, содержащиеся в исследуемом эпосе;

Изучить и сопоставить вводимые в научный оборот сведения с ранее известными данными из истории, этнографии и археологии;

Определить место и значение данного эпоса как источника по изучению истории кыргызского народа.

3 соответствии с целью работы основное внимание уделялось разностороннему анализу историко-этнографической информации, выявленной в эпосе "Семетей". При этом мы ограничивались рассмотрением только тех аспектов, которые вытекали из поставленных выше задач.

Методологической основой исследования являются общие принципы диалектико-материалистического метода исследований, способствующих раскрытию основных тенденций развития человеческого общества и исторических процессов. При написании диссертационной работы соискатель руководствовался общеметодологическими принципами исторического исследования: научность, объективность, историзм и творческий подход. Важным теоретическим подспорьем в написании данной работы нам посулжили труды обществоведов по проблемам научного поз-нания теории этноса и фольклористики. Объективное изучение как каждого отдельного источника, так. и части его информации может быть достигнуто при целостном и всестороннем их рассмотрении в их объективной связи и взаимозависимости. Руководствуясь этими принципами и придерживаясь исторической закономерности возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации, мы стремились раскрыть сущность взаимоотношений между оседлыми и кочевы-мы народами, причины феодальных войн, миграций и другие проблемы, нашедшие отражение в эпосе "Семетей".

Основные источники. Для изучения поставленной проблемы главнейшими источниками послужили для нас многочисленные варианты эпоса "Семетей", хранящиеся в Рукописном фонде отделения общественных наук АН РК. 3 их числе: "Семетей"вариант Байымбета Абдырахманова (Тоголок Молдо), Рукописный фонд АН РК. Инв.» 038-841; инв.» 1074-1078. (в дальнейшем указаны только инвентарные номера). Записан арабской графикой в 1923 г.в объеме ИЗО с, или 45200 стих.строк; "Семетей", вариант Ибрая Абдрахманова, инв.* 991-997, записан на 'латинском алфавите в 1946-47 гг., объем 1300 с. ила 39000 стих. строк; "Семетей", вариант Мамбетаасы Ашымбаева, инв.» 5165, записан в 1967 г., объем'393 сили 18678 стих.строк; "Семетей",вариант Токтосуна Байбуураева, инв.# 5172, записан в 1966 г., объем 95 с. или 2850 стих.строк; "Семетей",вариант Тыныбека Жапиева ,инв.№ 1289, записан в 1902 г.,объем 182 с. или 5460 стих.строк; "Семетей",вариант Иса Жумабаева, инв.» 433, 459, 4065, 5168, записан в 1959 г., объем 1205 сили 32870 стих.строк; "Семетей",вариант Саяя-бая Каралаева , инв.» 928-983; инв.» 544-561, записан в 1936,1939, 1946 гг. в объеме 9000 сили 234000 стих.строк; "Семетей",вариант Сапарбека Касманбетова, инв.> 2032, 1037, 4012, записан в 1958 г. в объеме 90 с. или 2610 стих.строк; "Семетей", вариант Жаныбая Кожекова, инв.* 842-851; инв.» 1116-1117, записан в 1936-1937 гг. 1941 гг. в объеме 4000 с. или 126000 стих.строк; "Семетей".вариант Дункана Кочукеева, инв.» 4059, 2064, 5064, 5167, записан в 1959, 1965, 1967 гг. в объеме 300 с или 8700 стих.строк; "Кысса Семетей" бу турур"(старинная руколас»),эяписаяа арабской графикой ,ина.Я>

  1. Сооронов 0. Эпические мотивы в трилогии "Ианас" (По варианту Тоголока Молдо5. "Илим", Фрунзе, 1981, 120 с.

  2. Жапиев Т. Сеііетейден бир болум. М. ,1925, 182!_с.

3. Керимканова Б. Семетей и Сейтек,- Фрунзе.-1961.-58с. ; йамыров М.
"Семетей" эпосу - "Манас" трилогиясынын экинчи болугу.-Фрунзе:
Илии.-1963.-165с. : Жайнакова А. "Семетей эпосунун тарыхый-гннеа-
логиялык негизи.-Фрунзе:Илим.-1982.-17Ьс. ; Кндырбаева Р.,Кырба-
аев К.,1айнакова А. Варианты эпоса "Манас".-Фрунзв:Илим.-1УВ8.-

- б -

5188, в объеме 117 с. или 10079 стих.строк; "Семетей",вариант Сей^ дене Молдокеевой, инв.№ 5079, 5176, 5186, 5196, записан в 1961, 1970-73 гг. в объеме 750 с. или 242000 стих.строк; "Семетей", вариант Молдобасана Мусулманкулова, инв.№ 898-910, 1065-1068, Ш4-Ш5, записан в 1935, 1986 гг. в объеме 1300 с. или 49580 стих.строк; "Семетей".вариант Акмата Рысмендиева, инв.№ 970-973, 1003,1004, записан в 1939,1945,1946 гг. в объеме 1700 сили 51000 стих.строк; "Семетей", вариант Шапака Рысмендиева, hhb.F 865-873, 1086-1089, Ш8-Ш9, записан в 1936 г. в обхеме 3570с. или 65780 стих.строк; "Семетей",вариант Алмабека Тойчубекова, инв.№ 994, 995, 5152, 5155, 5166, 5170, 5171, записан в 1960-е годы, в объеме 1000 с. или 30000 стих.строк; "Семетей",вариант Актана Тыныбекова, инв.№ 987-990, записан в 1939 г.арабской графикой, в объеме ІІЗІ сили 33930 стих.строк; "Семетей".вариант Мам-бета Чокморова^инв.» 5І79-5І85, 5189,5190, записан в І970-І97І гг в объеме 2200 с. или 66000 стих.строк; "Семетей"(старинная рукопись, записана арабской графикой), объем 417 с или 12504 стих, строк; "Семетей", вариант Багыша Сазанова, инв.» 979- 985,1005-1083, записан в 1940-е годы, в 4500 с. или 157500 стих.строк; "Семетей", вариант Жакшылыка Сарыкова, инв.№ 874-882, записан в 1925, 1926, 1938 гг. в объеме 4500 с. или 135000 стих.строк.

Научная новизна диссертационной работы прежде всего определяется постановкой темы. Это специальное исследование, посвященное изучению эпоса, как источника по истории и культуре кыргызского народа. Впервые в полном объеме и комплексе вводятся в научный обо> рот все имеющиеся варианты и редкие руиописи эпоса "Семетей", а также показывается их место и'значение в исследовании различных аспектов исторического прошлого кыргызского народа. Такие рукописи, как "Кысса Семетей бу турур","Семетейдин дастаны",стихотворные

I. Кырбашев К. М.Чокморовдун айтусундагы "Семетей" эпосунун озго-чолугу.//Варианты эпоса"Манас". "Илим",Фрунзе,1988,С.35-82.

- 7 -тексты из фонозаписи 1903 г. эпоса впервые привлекаются для исследования задачи, поставленной в диссертации. Введение в научный оборот и проведение историко-сопоставительного анализа нововоди-мых сведений с уже известными в науке данными позволили: существенно пополнить и расширить источниковую базу истории и этнографии кыргыэов рассматриваемого периода; критически проанализировать и оценить эпические данные в аспекте истории, этнографии и археолог гни; проследить по исследованным источникам ряд вопросов и перес-о "мотреть отдельные устоявшиеся положения об эпосе как дополнительном источнике по проблемам истории и культуры Кыргызстана, а так-

*

же поставить новые вопросы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке источников по истории и этнографии кыргызов и Кыргызстана и соседних с ними народов и регионов. Приведенные материалы в диссертации окажутся полезными при написании обобщающих работ по истории и фольклористике кыргызского народа, при подготовке обобщающих тематических сборников и трудов по фольклористике, а\>также при разработке учебно-методических пособий и лекционных курсов по истории и культуре кыргызов и других .народов Средней и Центральной Азии.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела общих проблем Института истории СССР АН СССР (М.,1988) и на объединенном заседании отделов истории Кыргызстана нового времени и этнографии Института истории Кыргызстана АН РК (1992). Основные положения и выводы работы были изложены в докладах и выступлениях на межреспубликанских научно-теоретических конференциях по археологии, этнографии, ономастике, тюркологии и истории в гг.Москва, Ленинград, Кемерово,Улан-Удэ, Бишкек, а также на трех международных научных конференциях ЭНЕСКО в гг.Алма-Ата (1985), Хива (1991), Алма-Ата (1991). По исследуемой проблеме диссертантом опубликовано более 70 научных статей и монографии

- 8 -"Кылымдар жанырыгы" (Эхо из глубины веков),"Илим",Фрунзе,1989,187с, "Кысса Семетей бу турур"(в печати).

Структура диссертации соответствует ее цели и задачам,состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение - списка цитированной литературы и источников.

Похожие диссертации на Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей"