Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ВО ВТОРОЙ ПО Л ОВИНЕ 195 0-Х-1991 ГГ 27
1 . География расселения, условия жизни и численность малочисленных народов 27
2. Изменения хозяйственной деятельности и экономическое положение 47
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ И СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В 84
1. Изменение в социальной жизни коренных малочисленных народов в условиях советской системы 84
2. Особенности взаимодействия традиционного и нового в материальной культуре и быте 108
3. Сохранение и развитие духовной культуры в условиях межкультурного взаимодействия 128
Заключение 164
Источники и литература 173
Список использованных сокращений 197
Приложение 198
- География расселения, условия жизни и численность малочисленных народов
- Изменения хозяйственной деятельности и экономическое положение
- Изменение в социальной жизни коренных малочисленных народов в условиях советской системы
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях переходного периода, когда радикальные изменения российского общества знаменуют переход на другую модель его развития, в силу множества накопившихся проблем возрастает значимость вопросов развития коренных малочисленных народов Сибири. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки мер, способствующих адаптации коренных народов Сибири к новым социально-экономическим и культурным условиям, сложившимся в России в 90-е гг. XX в. Свидетельством актуальности темы исследования является тот факт, что в течение последних трех десятилетий проблемы коренных малочисленных народов обсуждались на различных уровнях власти и научно - практических конференциях. Подтверждением этому стало также проведение по решению ООН в 1994-2004-х гг. Международного десятилетия коренных народов мира.
Реальная жизнь выдвигает требование поиска путей сближения народов, их взаимопонимания и разумных компромиссов в той степени, в какой это возможно без утраты собственной культурной идентичности.
В России социально-экономические и культурные проблемы совпали с переходом к рыночной экономике, реформированием социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Эти процессы носят характер коренного переустройства. В создавшихся условиях неизбежны были сложные коллизии в культуре, в образовании, в области социальной защиты людей, в положении различных слоев населения и этнических групп. Последние в силу реструктуризации сфер хозяйственной жизни часто оказывались в условиях отсутствия внимания со стороны государства.
Именно это явление наблюдается в районах расселения малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края с конца 80-х гг. XX в. : в поселках закрывались мастерские, господствовала безработица, была нарушена система медицинского обслуживания, не функционировали учреждения
4 культуры, не преподавались отдельные предметы в школах, бездействовала сеть внешкольных учреждений для детей.
Корни всего этого следует искать в прежней государственной политике в сфере межнациональных отношений, не всегда адекватно воспринимавшей многонациональное своеобразие, присущее России. Сюда относятся проблемы социально-экономического и культурного развития коренных народов Сибири в структуре Российского государства в Советский период.
В процессе исторического развития коренные народы утвердили своеобразные формы жизнеобеспечения. У большинства из них схожи хозяйственная деятельность, жилища, пища, ценности, нормы, обычаи. Они имеют многовековой опыт проживания в ныне интенсивно осваиваемых районах. За годы советской власти произошли положительные изменения в развитии коренных малочисленных народов. Они связаны с пробуждением персонифицированного самосознания народов, с пониманием необходимости экономической поддержки, сохранения и возрождения ценностей, образцов материальной и духовной культур. Эти народы отчасти сохранили ментальность детей природы, в результате оказались уязвимыми в условиях строившегося в СССР социализма. Удар пришелся, прежде всего, по малочисленным народам, представляющим собой по численности слабый демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов и создать свои государственные структуры.
Для малочисленных этносов характерны: малая демографическая плотность, дисперсность расселения, пространственная дискретность, этнокультурная и диалектная мозаичность, слабая внутриэтническая коммуникабельность, слабо выраженное или вообще отсутствующее самосознание.
Социально-экономическое и культурное развитие общества определяют его дальнейшее будущее. Особенно это характерно для малочисленных народов, специфика уклада жизни которых сохранялась на протяжении
5 длительного периода, как сохраняются и их традиционные ценности, пусть и в современном, измененном виде.
Вопреки провозглашённому в 1970-е гг. лозунгу о сложившейся в нашей стране новой исторической общности - «советский народ», к концу XX в. в России на передний план общественной жизни вышел этнический фактор. Время потребовало существенного переосмысления национального вопроса и анализа современных этнических процессов. В результате интернационализации, урбанизации, увеличения социальной мобильности в наибольшей степени пострадали этнокультурные бытовые традиции коренных малочисленных народов.
Современное российское общество нуждается в конкретной информации об этнокультурных изменениях и уровне социокультурного развития в отдельных регионах и у отдельных народов для обоснованности научных данных о тенденциях культурно-исторических процессов. Ученые - археологи, этнографы, языковеды, антропологи исследовали историю северных народов, которые не потеряли своей самобытности и индивидуальности, традиции, обычаи, фольклор, образ жизни, язык, что, по сути, составляет душу народа, его культуру. О народах Севера и Сибири написано много. В информационном массиве история и реальность малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края не столь заметна и требуется более глубокая работа по изучению их этнокультурных процессов.
Необходимость реализации новых принципов государственной политики в отношении малочисленных народов, в том числе проживающих на территории Иркутской области и Красноярского края на современном этапе делает анализ исторического опыта более актуальным. На время существования Советского государства приходились попытки вовлечения коренных этносов в единое социально-экономическое и культурное пространство. Нельзя игнорировать и тот факт, что за годы советской власти для них было сделано немало. Одновременно следует отметить, что комплексное исследование проблем
развития этих народов в советский период позволит во многом избежать ошибок, сделанных советским правительством в отношении развития коренных этносов, поможет понять механизмы взаимодействия различных культур и методов хозяйствования и выявить пути дальнейшего взаимодействия и развития малочисленных народов в системе нового российского общества.
Степень изученности темы. На сегодняшний день существуют исследования, посвященные отдельным аспектам истории малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в советский период. Однако проблемы социально-экономической политики и культурного развития самостоятельно в исторической литературе фактически не рассматривалась.
Историография. Весь массив исследований можно разделить на три периода.
1) 1950-1970-е гг. С середины 50-х гг. прошлого века стали выходить обобщающие труды. Значительным сдвигом в изучении истории этнической культуры коренных народов Севера и Сибири стала коллективная монография, «Народы Сибири». Несмотря на многие недостатки, работа внесла определенный вклад в историческую науку. Пятитомник «История Сибири» вышедший в 1968 г. стал первым научным трудом создав общее представление по этнической культуре коренных малочисленных народов.
Для большинства советских исторических исследований, вышедших с 50 -х - до середины 60-х гг. XX в., характерна идеологическая установка, предполагающая некритический анализ развития малочисленных народов, абсолютизацию положительных аспектов мероприятий советских и партийных органов, направленных на коренные этносы.
Наиболее весомые этнографические труды были представлены тремя этнографами - М.А. Сергеевым, Г.М. Валсилевич и А.А. Поповым. М.А. Сергеев в книге «Некапиталистический путь развития малых народов Севера»3
1 Народы Сибири. М., - Л., 1956.
2 История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 2. / Под ред. А.П. Окладникова. - Л.: Наука, 1969.
3 Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. - М. - 1955.
7 на большом экономическом и историческом материале исследовал проблему перехода на социалистический путь развития отсталых народов, не прошедших стадии промышленного капитализма. Показав состояние материальной и Духовной культуры народов Эвенкии, автор проанализировал процесс их перехода на социалистический путь развития. Предметом исследования М. А. Сергеева явилась история всех 26 народностей Севера, но им не были рассмотрены народы Таймыра.
Особое место в истории изучения эвенков и эвенов занимает Г.М. Василевич. Ее труды, охватывающие практически все стороны жизни эвенков, включая их язык, культуру и историю, вносят огромный вклад не только в широкую область историко-этнографического и историко-лингвистического изучения народов Сибири, но и в отечественную этнографию в целом. Также наиболее значительными исследованиями жизни народов севера Красноярского края являются труды советского этнографа А. А. Попова4.
В 1968 году вышла книга М. Е. Бударина «Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму»5. Автор прослеживает ход социалистического строительства у ряда малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края. Он показывает организаторскую роль партии в социалистическом преобразовании национальных районов Севера Западной Сибири. Книга В. А. Зибарева «Советское строительство у малых народностей Севера»6 посвящена проблеме возникновения у народностей Севера национальной социалистической государственности. Ему удалось показать особенности строительства Советов, как органов диктатуры пролетариата, в своеобразной социальной среде.
Из всего многообразия литературы, вышедшей в советский период, следует выделить исследования Б.Л. Борисова7, В.А. Демидова8, в которых
4 Попов А.А. Строительство социализма на Таймыре. - Красноярск, 1969.
5 Бударин М.Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. -Омск, - 1968.
6 Зибарев В.А. Советское строительство у малых народностей Севера. - Томск, - 1968.
7 Борисов Б.Л. Социально-политические проблемы развития народов Сибири// Известия СО АН СССР. №11. -
Издательство «Наука», Новосибирск., 1972-С. 155-160.
8 поднимаются вопросы особенностей политического, социально -экономического развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края. Также в этих исследованиях частично прослеживается этническая карта рассматриваемого региона в период 60-70-х годов XX века.
Крупным исследованием проблем строительства социализма у малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, является докторская диссертация В. Н. Увачана «Социализм и народы Севера»9. В отличие от других авторов, он акцентирует внимание на отдельных районах и народах Енисейского Севера, отличавшихся друг от друга как уровнем экономического и культурного развития, так и национально-бытовыми особенностями. В исследовании им освещается процесс перехода малых народов Крайнего Севера к социализму. Перу В. Н. Увачана принадлежат и такие работы, как «Переход к социализму малых народов Севера», «В. И. Ленин и малые народности Севера», «Октябрь и судьбы малых народов Севера», «Великое братство народов» и др. В них проанализировано социально-экономическое положение народов Енисейского Севера до Октябрьской революции, на большом фактическом материале из жизни Эвенкийского и Таймырского национальных округов анализируется процесс советского, хозяйственного и культурного строительства в этом районе, начиная с первых лет Советской власти до 70-х гг. XX в.
История, изменение быта и культура малочисленных народов, проживающих на территории Иркутской области и Красноярского края, в данный период была рассмотрена в работах: Б.О. Долгих10, В.И. Рассадина", Т.С. Еремина12 и Ю.Б. Симченко13.
Демидов В.А. Национальный вопрос в Сибири// Известия Сибирского отделения АН СССР - №11-Издательство «Наука», Новосибирск., 1972. - .С. 12-21.
9 Увачан. B.H. Социализм и народы Севера. Автореф. дис.... док. ист. наук. - Новосибирск., 1974.
10 Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. - М.: Наука, 1970.
" Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым данным// Мат. Конференции «Этногенез народов
Северной Азии». Новосибирск, 1969. Вып.1. С.224-226; Фонетика и лексика тофаларского языка, Улан-Удэ,
1971.
12 Еремина Т.С. Солнце над Таймыром. - Красноярск, 1975.
Таким образом, в историографии 1950-х - 1970-х гг. отражена лишь положительная роль советского государства в развитии малочисленных народов и переходе их на социалистический путь развития с начала 30-х гг. XX в.
2) Характерный для советской исторической науки исследовательский подход прослеживается и в коллективной работе «Народы Советского Севера (1960-е — 1980-е гг.)»14, в которой освещаются политические, социально-экономические и культурные процессы у коренных народов Иркутской области и Красноярского края в указанный период. Изначально поставленная задача «рассмотрения в общих чертах» комплекса составляющих жизни малочисленных народов повлекла за собой и общий подход к рассмотрению вопросов, связанных с экономическим, социальным развитием. Приводимые фактические материалы и статистические данные имеют описательный характер изложения с опорой на обоснование правильности и целесообразности законотворческой деятельности партийных и государственных органов по развитию малочисленных народов. Возможно, подобная исследовательская позиция объясняется источниковой базой, которую авторы использовали при освещении данного аспекта. Ее основное содержание представлено работами советского периода, концептуальный стержень которых был достаточно политизирован.
В 80-е гг. XX в. изучением истории эвенков и эвенов занимались В.В. Карлов15, Г.Н. Грачев16 и В. А. Туголуков17. В данных работах основное внимание уделено описанию условий быта и хозяйственной деятельности этих народов с древнейших времен до второй половины 1970-х гг.
и Симченко Ю.Б. Основные черты современных этнических процессов у коренного населения Авамской тундры Таймырского национального округа//Преобразование в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М., 1970.
14 Народы Советского Севера (1960-е— 1980-е годы). М., 1991.
15 Карлов В.В. Эвенки. Хозяйство и социальная структура, М., МГУ., 1982.
6 Грачева Г. H. Таймырский поселок Усть-Авам. // Этнографические аспекты изучения современности. -Л.,
1980.-С. 136—137.
17 Туголуков В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.
В период перестройки в средствах массовой информации появилось большое количество материалов, критикующих проводимую ранее национальную политику в отношении коренных малочисленных народов Сибири. Как совершенно справедливо отмечал М.Н.Борисов, в нашей стране в освещении истории малочисленных этносов Сибири XX века существовали две основные противоположные точки зрения. Это заявление об огромных успехах исторического развития малочисленных этносов Сибири в советское время и отрицание значительных позитивных изменений, произошедших в XX веке в быту этих этносов
В советской историографии было принято рассматривать коренные малочисленные народы как единое целое. Анализ научных публикаций советского периода позволяет отметить, что их теоретическая разработка была тесно связана с устоявшимися идеологическими установками решения национального вопроса в СССР. В последние годы советской власти внимание уделялось преимущественно вопросам социально-экономического развития северных территорий в целом, административному устройству, формированию «социалистического образа жизни» коренных народов.
Во второй половине 80-х гг. XX в. появляется ряд публикаций, в которых представлены различные типологии народов Сибири. Во взглядах учёных, политических деятелей, представителей органов власти на состояние коренных малочисленных народов Сибири в России отсутствует единое мнение, при этом разброс оценок очень широк.
В работе Е.Б. Артемьевой18 рассматривается проблема библиотечного обслуживания коренных малочисленных народностей, с помощью которой можно проследить такой фактор, как влияние русского населения на некоторые стороны жизни коренного населения Иркутской области и Красноярского края.
Артемьева Е.Б. Библиотечное обслуживание народностей Дальневосточного Севера // Сов. библиотековедение. 1990.№ 3. С. 64—71.
12 последствия советских преобразований в сфере социокультурного развития малочисленных народов.
Новые моменты в историографии обусловлены двумя факторами. Первым из них является радикальная трансформация всех сторон общественной жизни России, которая вызвала и трансформацию гуманитарного знания. В науке появляется новая методологическая ориентация на приоритет не материальных составляющих жизни людей, а личностно-значимых ценностей, что становится определяющим фактором в эпоху развития капитализма в России.
Другой фактор связан с тем, что в 1990-е гг. с наибольшей остротой стали проявляться негативные последствия переустройства жизни малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в связи с развитием во всей стране рыночных отношений. Разрушение традиционных основ хозяйствования и национальной культуры, с одной стороны, и многолетний патернализм государства в отношении этих народов — с другой, привели к тому, что местные жители оказались неприспособленными к новым экономическим условиям. О тревожном их положении в связи с потерей национальной самобытности и ухудшением их социально-экономического и культурного положения в период рыночных отношений было открыто заявлено на состоявшемся 6-7 мая 1991 г. в Москве I съезде Народных депутатов, представлявших малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Изменение идеологических представлений в постсоветском обществе обусловило отказ отечественных ученых от укоренившихся схем в изучении общественно-исторических процессов, основанных на единственно возможном марксистско-ленинском методологическом подходе. Об этом свидетельствует монография М. Н. Борисова, в которой приоритет в исследовании отдается не материальным составляющим жизни людей, а личным, «органически-индивидуальным» потребностям человека в «познании, общении и особенно в самоутверждении и самовыражении»26. В связи с этим, проводя анализ
Борисов М. Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра. Рыбинск, 1995.
12 последствия советских преобразований в сфере социокультурного развития малочисленных народов.
Новые моменты в историографии обусловлены двумя факторами. Первым из них является радикальная трансформация всех сторон общественной жизни России, которая вызвала и трансформацию гуманитарного знания. В науке появляется новая методологическая ориентация на приоритет не материальных составляющих жизни людей, а личностно-значимых ценностей, что становится определяющим фактором в эпоху развития капитализма в России.
Другой фактор связан с тем, что в 1990-е гг. с наибольшей остротой стали проявляться негативные последствия переустройства жизни малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в связи с развитием во всей стране рыночных отношений. Разрушение традиционных основ хозяйствования и национальной культуры, с одной стороны, и многолетний патернализм государства в отношении этих народов — с другой, привели к тому, что местные жители оказались неприспособленными к новым экономическим условиям. О тревожном их положении в связи с потерей национальной самобытности и ухудшением их социально-экономического и культурного положения в период рыночных отношений было открыто заявлено на состоявшемся 6-7 мая 1991 г. в Москве I съезде Народных депутатов, представлявших малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Изменение идеологических представлений в постсоветском обществе обусловило отказ отечественных ученых от укоренившихся схем в изучении общественно-исторических процессов, основанных на единственно возможном марксистско-ленинском методологическом подходе. Об этом свидетельствует монография М. Н. Борисова, в которой приоритет в исследовании отдается не материальным составляющим жизни людей, а личным, «органически-индивидуальным» потребностям человека в «познании, общении и особенно в самоутверждении и самовыражении»26. В связи с этим, проводя анализ
Борисов М. Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра. Рыбинск, 1995.
13 мероприятий Советского государства по развитию национального образования на Севере, М. Н. Борисов отказывается от однозначных оценок. По мнению автора, 1940-е — 1950-е гг. являются «этапом застоя», а 1960-е — 1980-е гг. — «этапом деградации».
Неоднозначная оценка мероприятий советского государства, например, в сфере национального образования, имеет место в работе Л. Я. Иващенко27.
Исследуя развитие образования автохтонного населения Иркутской области и Красноярского края в 1940-е— 1950-е гг., Л. Я. Иващенко, как и М.Н.Борисов, указывает на перелом в советской национальной политике: «В подходах к просвещению и другим проблемам духовной жизни северных народностей господствовавшая в стране административная система исходила не из заботы о сохранении этноса и необходимости бережного отношения к его культуре, а из всеохватных, «масштабных» задач самоутверждения». Вместе с тем ученый отмечает, что научно-просветительские учреждения, занимавшиеся североведческой проблематикой, учителя, работники издательств, переводчики «как и прежде, работали с полной отдачей»28.
Используя материалы региональных архивов, исследователь указывает на продолжающуюся з послевоенные годы работу по подготовке «специалистов-северян» и педагогов с высшим образованием для национальных районов. Подобное утверждение расходится с позицией М.Н.Борисова, который характеризует период 1950-х — 1960-х годов как «этап застоя» в сфере образования малочисленных народов Севера. Кроме того, Л.Я. Иващенко справедливо указывает на то, что в 1950-х — 1960-х гг. преподаватели и сотрудники факультета народов Севера Ленинградского государственного университета активно участвовали в работе Ленинградского отделения Учпедгиза, на долю которого приходился значительный объем выпускавшейся учебно-методической литературы для школ народов севера Красноярского
Иващенко Л. Я. Современные российские просветители и исследователи народностей Севера: Док.' биогр. очерки. Владивосток, 1996. 28 Там же. С. 19-20.
14 края, а ведущие специалисты-североведы привлекались к переводу и лицензированию художественных произведений, сказок для малочисленных народностей. По мнению ученого, большую роль в становлении национальной интеллигенции и в просвещении народностей Северо-Востока Азии сыграло создание в 1954 г. Магаданского книжного издательства, которое выпускало литературу не только на русском, но и на чукотском, эскимосском и эвенском языках29.
В оценке состояния образования коренных малочисленных народов Севера в 1960-е — 1970-е гг. исследовательские позиции М.Н. Борисова и Л. Я. Иващенко также расходятся. Если М. Н. Борисов считает указанный период «этапом деградации», то Л. Я. Иващенко аргументированно утверждает, что в 1960-х— 1970-х гг. в научно-исследовательских учреждениях страны «по-прежнему велась многогранная работа» по созданию методических пособий для учителей школ Крайнего Севера, «велось углубленное исследование» фольклора народов Севера, проводилось фонетическое, грамматическое и диалектическое изучение чукотско - эскимосских языков, были созданы и опубликованы русско - чукотский и русско - нивхский словари, расширилась сеть педагогических училищ и вузов, готовивших национальные педагогические кадры для дальневосточных школ. Кроме того, исследователь отмечает в 1960-е— 1970-е гг. большую и плодотворную работу Хабаровского и Дальневосточного книжных издательств, выпускавших книги авторов из числа коренного малочисленного населения, а также издательства «Современник», в котором с 1971 года произведения национальных писателей начали выходить массовыми тиражами.
Таким образом, сравнительный анализ исследований М. Н. Борисова и Л. Я. Иващенко показывает, что одни и те же этапы развития коренных народов Иркутской области и Красноярского края в советский период учеными оцениваются по-разному. Несовпадение позиций авторов объясняется разницей
29 Иващенко Л. Я. Современные российские просветители и исследователи народностей Севера: Док.-биогр. очерки. Владивосток, 1996. С. 22.
15 в их исследовательских подходах. В монографии М. Н. Борисова деятельность советского государства в социальной и культурной сфере в Сибири не персонифицируется, а рассматривается в целом. В работе же Л. Я. Иващенко государственная национальная политика СССР размежевывается с деятельностью русской интеллигенции — учителей, педагогов, ученых, работников издательств, которые своей просветительской и научной деятельностью помогали малочисленным северным народам «преодолевать пренебрежение административно-командной системы к их вековым традициям и облегчали тяжелые условия северного быта»30.
В 1991 г. выходит в свет коллективная монография «Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития» , в ней были затронуты вопросы становления советской власти, сохранения фольклора, народного творчества, религии, изменения в материальной и духовной культурах.
В монографии Н. Б. Бахтина «Коренное население Крайнего Севера РФ»32 дается исключительно негативная оценка социалистических преобразований в области просвещения коренных северных народов, в том числе автохтонного населения, проживающего в Ангаро - Енисейском регионе. Особое внимание автор обращает на школьное образование в 1950-е гг., когда, по его мнению, целое поколение утратило язык, культуру и национальное самосознание, ничего не приобретя взамен.
Других взглядов придерживаются ученые, занимающиеся исследованиями в данном направлении, такие как В. А. Козьмин33, О.Г. Жинийдаров , А.С.
Иващенко Л. Я. Современные российские просветители и исследователи народностей Севера: Док.-биогр. очерки. Владивосток, 1996. С. 23.
31 Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития. - Новосибирск:
Наука. Сиб. отд., - 1989.
32 Бахтин Н. Б. Коренное население Крайнего Севера РФ. СПб.; «Париж», 1993
3'Козьмин В. А. Оленеводство народов Западной Сибири в конце XIX—начале XX в.: (Проблемы происхождения и типология). Автореф. дис.... канд. ист. наук. -Л., 1991.
34 Жинийдаров О.Г. Нормативная практика тундровых ненцев: тенденции изменения изменении.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - M. 2002. - 18.с.
Сафронов35. В диссертациях было немало не только теоретических положений, но и практических исследований. Однако внимание ученых распространялось неравномерно по отношению к актуальным вопросам, связанным с социально-экономическими и культурными проблемами у малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края. Исследователи не смогли подняться до обобщения тех негативных явлений, которые накопились за 50 - 80-е гг. XX в. Основным недостатком их работ являлось отсутствие критического анализа политики партии и государства. Первыми работами «критического толка» можно назвать исследования В.И. Сверчкова36, М.А. Жигуновой37, В.Н. Качанова38, М.Г. Турова39, В.П. Кривоногова40, В.А. Тишкова41, А.А. Сириной Л.В. Мельниковой43, М.В. Рагулина44, З.Е. Цыреновой45 и B.C. Куклиной46.
Так же история развития малочисленных народов, проживающих на территории Сибири, была рассмотрена в работах: К.А. Алехина , А.А. Алексеева48, В. И. Дьяченко49, Л.М. Даиловой50, В.А. Исупова51. Однако эти
35 Сафронов А. С. Этносоциальное и политическое развитие малочисленных народов Севера в современных
условиях: Автореф. дис.... канд. полит, наук.-М., 1994.
36 В.И. Сверчков. Межнациональные отношения в Сибири: опыт и проблемы (60-80 - е гг.): Авторев.
дис.докт. истор. наук.- Иркутск,- 1993.; Актуальные проблемы межнациональных отношений. - Братск, 1993.
л Жигунова М.А. Современные этнокультурные процессы у русских Среднего Прииртышья: Автореф. дис....
канд. ист. наук. - Омск, -2002.
л В.Н. Качанов. Социально-экономическое развитие автохтонного этноса (Тофалария)// Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.
Туров М.Г. Хозяйство эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце - начале 20в. (принципы освоения
угодий), Иркутск, 1990.
40 Кривоногое В. П. Этнические процессы у малочисленны народов Средней Сибири, Издательство КГПУ,
Красноярск, 1998.; Западные эвенки на рубеже тысячелетий. Издательство КГПУ, Красноярск; 2001.; Народы
Таймыра. - Красноярск, 2001.
4|Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по политической антропологии. Ин-т этнологии и
антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М.: 2003.
4" Сирина А.А. Катангские эвенки в XX веке: расселение, организация среды жизнедеятельности. -2-е изд-е,
испр и доп. - М-Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2002.
43 Л.В. Мельниковой. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1994.
44 Рагулина М.В. коренные этносы сибирской тайги: мотивация и структура природопользования (на примере
тофалар и эвенков Иркутской области). - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. - С 127.
43 Цыренова З.Е. Традиционная культура коренных народов Восточной Сибири (1920- конце 80-х гг.): опыт сохранения развития. Автореф. дис. ... докт. ист. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 53 с; Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири в годы советской власти (1920- конец 80- гг.)/ З.Е. Цыренова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. Ун-та, 2004. - 155.
46 Куклина B.C. Катанга. Вне зоны доступа. Байкальская Сибирь. Предисловие 21-го века. Альманах-
исследование/Под. ред. М.Я. Рожанского. - Иркутск, 2007. С. 267-275.
47 Алехин К.А. К вопросу о традиционной медицине таежных эвенков // Гуманитарные науки в Сибири. Серия:
Археология и этнография. №3. 1993.
48 Алексеев А.А. Забытый мир предков. (Очерки традиционного мировоззрения эвенков Сев - Зап. Верхоянья),
Якутск, 1993.
17 авторы, в большинстве случаев, раскрывая своеобразие быта и нравов малочисленных народов и помогая глубже понять специфические особенности их психического склада, специально не рассматривали процесс социалистического строительства и деятельность партийных и культурных организаций.
В исследованиях последнего десятилетия ряда авторов уделено внимание определению содержания отдельного понятия «коренные малочисленные народы Сибири» и выработке критериев отнесения к данной этнической общности, определению состава коренных малочисленных народов. В советской историографии было принято рассматривать коренные малочисленные народы как единое целое. В постсоветский период появляется ряд публикаций, в которых представлены различные типологии народов Сибири. Во взглядах учёных, политических деятелей, представителей органов власти на состояние коренных малочисленных народов Сибири в России отсутствует единое мнение, при этом разброс оценок очень широк. В.А Тишков подчёркивает, что в «оценке ситуации с коренными малочисленными народами Сибири до сих пор преобладают политизированные и эмоциональные конструкции, которые неоправданно драматизируют положение малочисленных народов» . В русле данной проблемы интересна работа З.И. Рабецкой и В.И. Сверчкова53, которая кроме исследовательского вклада является ценным учебным пособием.
В диссертации широко использованы материалы иностранной литературы: книги, статьи, репортажи, отзывы государственных и партийных деятелей зарубежных стран, ученых, писателей, журналистов, специалистов различных
49 Дьяченко В. И. Формирование долган в процессе исторических связей тунгусов, якутов и русских // Народы
Сибири в составе государства Российского. СПб., 1999.
50 Даилова Л.М. Общинное самоуправление народов Крайнего Севера: сущность, проблемы возрождения.
Автореф. дис. ... канд. ист. наук.-М., 1994-28.с.
51 Исупов В. Л. Демографическая катастрофа малочисленных народов Сибирского Севера в 1930-е годы (на
материалах Эвенкийского национального округа Красноярского края) // Этносоциальные процессы в Сибири.
Вып. 2. Новосибирск, 1998.
52 Тишков В.А. - Реквием по этносу : Исследования по политической антропологии. Ин-т этнологии и
антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: 2003.
53 Рабецкая З.И. Сверчков В.И. Этнология. - Братск, 2000.
18 отраслей хозяйства по вопросам сохранения самобытности, культуры и национальной политики в отношении малочисленных народов СССР. Особый интерес в этом отношении вызывают работы таких авторов, как Collaz Walter54, Paul Charet55, Paula G. Rubel56 и др.
В целом, оценивая степень изученности темы, можно сделать вывод, что исследования, касающиеся социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Сибири во второй половине 1950-х - 1991 гг. практически отсутствуют.
Исходя из этого, целью диссертационного исследования является обобщение опыта социально-экономического и культурного развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края со второй половины 1950 гг., достижения, трудности и нерешенные проблемы; выявление закономерностей процесса социального, экономического и культурного развития по 1991 г.; исходя из сравнения с опытом достижений и проблем других территорий, где решались подобные проблемы, конкретные задачи исследования сводятся к следующему:
- рассмотреть особенности географического расселения и численность
долган, нганасан, кетов, тофаларов и эвенков, условия их жизни;
изучить изменение в хозяйственной деятельности;
осветить особенности экономического положения в изучаемый период;
- показать изменения в социальной жизни коренных малочисленных
народов в условиях, советской системы;
проанализировать процесс сохранения и развития духовной культуры в условиях межкультурного взаимодействия;
выявить особенности традиционного и нового в материальной культуре и быту.
Collaz Walter. Communism and colonialism. -London - Macmillan.-N.Y. -1964. — p.37-38.
5 Paul Charet. Tribal people of the North and the territorial problem. Toronto, 1988.
6 Paula G. Rubel. Ethnic identity among the Soviet Nationalities. In Soviet National problems. - N.Y. - 1971.
Объект исследования - социально-экономическое и культурное развитие долган, нганасан, кетов, тофаларов и эвенков.
Предмет исследования - коренные малочисленные народы, проживающие на территории Иркутской области и Красноярского края во второй половине 1950-х- 1991 гг.
Территориальные рамки работы охватывают Иркутскую область и Красноярский край. Выбор этих административных единиц обусловлен наличием между ними географических, политических, экономических, социальных, культурных связей и проживанием на этой территории большого количества коренных малочисленных народов.
Хронологические рамки исследования определяются второй половиной 1950-х -1991 гг. Выбор нижней границы соответствует изменению в основных параметрах, характеризующих социально-экономическую и культурную среды: ведется активная работа по освоению районов Иркутской области и Красноярского края, происходит новый этап индустриализации. В 1957 г. было принято Постановление «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера». В связи с этим территории вовлекаются в хозяйственную деятельность, а население - в политическую, экономическую и культурную жизнь страны. В эти годы в политике главенствующим становится принцип интернационализации образа жизни, растёт престиж знаний, требующих высшего образования, вводится всеобщее обязательное среднее образование.
Значительно возросли масштабы, а вместе с ними и проблемы индустриального освоения Сибири, сформировались сотни крупных многонациональных трудовых коллективов, сложился механизм торможения , возникли застойные явления в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни советского общества. Эта политика отрицательно сказалась на жизни коренных малочисленных народах, привела к существенным сдвигам в традиционно-бытовой культуре, к деформации их
20 самобытности, возникновению острых социальных проблем. Выбор 1991 г. в качестве верхней временной границы связан с распадом СССР и образованием Российского государства.
Методология и методика исследования. В основу исследования положены основные принципы исторической науки: историзм, объективность, которые позволяют рассматривать исторические процессы в развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку фактов. Принцип объективности требует при рассмотрении социокультурного развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края избежать политических пристрастий.
Историко-антропологический подход позволил нам увидеть жизнь людей в естественном окружении, в природной и социальной среде. Данный подход помог взглянуть на изучаемый предмет изнутри, понять его внутреннюю логику.
Для обеспечения комплексного подхода к изучению предмета исследования и решения поставленных задач были использованы специальные научные методы:
- статистический метод позволил выяснить количественные и качественные изменения, происходившие в повседневной жизни малочисленных народов Иркутской области и Красноярском крае в 50-80-е гг. XX в.;
- историко-типологический метод помог упорядочить исторические
объекты и явления по присущим им общим признакам;
метод сравнительно-исторического анализа был использован при сопоставлении фактического материала, что позволило выявить общие тенденции в развитии общественных явлений;
аналитический метод позволил избежать описательного характера работы, провести теоретические обобщения. Он был использован не только при постановке проблем и их рассмотрении, но и при выявлении, отборе,
21 структуризации и систематизации новых, ранее не использовавшихся фактических материалов.
Наряду с вышеназванными методами были использованы и общенаучные: абстрагирования, индукции и дедукции, анализ и синтез, сравнения и системного подхода. Системный подход позволил рассмотреть изучаемый предмет в его целостности, определить линию преемственности и развития. Использование этого метода в рамках исторического исследования дает возможность соотнести исторические события со смысловым контекстом объекта исследования.
В сочетании с другими методами применялся описательный (нарративный). Он является наиболее традиционной для историков формой выражения информации.
В целом работа выполнена на междисциплинарной основе, использованы достижения таких наук, как отечественная история, этнография, социология и статистика.
Источниковая база исследования. Работа выполнена на основе исторических источников разнообразных как по характеру, так и по содержанию. Основную часть документов составляют письменные источники. Многие из них впервые вводятся в научный оборот. Прежде всего, это опубликованные нормативные источники, требовавшие изучения в контексте развития социально-экономических и культурных процессов. К этой группе источников относится Конституция СССР 1977 г.
Особый интерес для нас представили распорядительные документы партийно-государственных органов. Среди них ряд постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР по вопросам природоохранной политики, по организации и строительству жилых комплексов в местах проживания малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края, Положение о клубах и школах - интернатах и другие.
22 В следующую группу источников вошли не опубликованные материалы , сосредоточенные в Государственных архивах. В Государственном архиве Красноярского края (ГАКК) использованы фонды Эвенкийского окружного комитета КПСС (Ф.П. - 35) и Таймырского окружного комитета КПСС (Ф.П. -28). Эти материалы включают постановления и инструкции центральных и местных советских и партийных органов, данные по культурному, социально -политическому, идеологическому и социальному развитию малочисленных народов Красноярского края.
В Государственном архиве новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО) использованы фонды: Иркутского областного комитета КПСС (Ф. 127), Катангского районного комитета КПСС (Ф. 258) и Нижнеудинского районного комитета КПСС (Ф. 280). В этих фондах находятся материалы о жизнедеятельности эвенков и тофаларов, проживавших на территории Иркутской области в 50-80-е года XX века. В них содержатся постановления и инструкции центральных и местных советских и партийных органов. Данные источники отличаются объемностью и сложностью. Однако к их достоинствам относятся хорошая сохранность материалов и их сопоставимость с официальной и распорядительной документацией партийных и государственных органов. Ярко выражена идеологическая тенденциозность в изложении фактов, увлеченность количественными показателями.
В протоколах конференций, пленумов, собраний краевого, областного, городского партийных активов, заседаний бюро крайкома, обкома, горкомов, справках, ответах на запросы, переписке с вышестоящими партийными органами отражена деятельность партийных организаций, сложные процессы, происходившие внутри них. Партийные документы содержат обобщающий аналитический и критический материал, в том числе по различным аспектам жизни коренных малочисленных народов.
Все вышеуказанные материалы отличаются высокой степенью сохранности и строгой систематизацией. Следует отметить, что доступ к
23 некоторым архивным материалам по рассматриваемому периоду оказался затруднен. Архивные материалы содержат как объективную, так и не совсем достоверную информацию. В отчетах, направляемых в вышестоящие инстанции, иногда преувеличивалась роль партийных организаций, критическая оценка их деятельности отсутствовала. Часть материалов, относящихся к последнему периоду деятельности местных партийных организаций, в архивах утрачена.
Значительные сведения, ранее нигде не использовавшиеся, содержатся в фондах Научно-исследовательской лаборатории гуманитарных исследований ГОУ ВПО «Братский государственный университет». Материалы лаборатории представляют собой устный источник, записанный на цифровых носителях, присутствует так же и транскрибированный материал. Автором были исследованы следующие фонды - Коренные народы Сибири (Ф. 11) и -Материалы Ленской экспедиции 2004 г.(Ф. 9) В них содержатся материалы по социокультурному развитию Иркутской области и Красноярского края, собранные в результате проводимых этнографических экспедиций.
Весомый вклад в создание объективной картины жизни коренного малочисленного населения внесла историко-этнографическая экспедиция в Нижнеудинский район Иркутской области, п. Алыгджер и п. Нерха, место проживание тофаларов, в марте 2007 года. В ходе экспедиции автором было проведено социологическое исследование и собрано 32 интервью. Использование прямого общения с носителями культурных традиций, позволило получить устный вид источника, который более полно и достоверно охарактеризовал этнические, исторические и культурные процессы, происходившие у тофалар, проживающих, в вышеуказанном районе в изучаемый нами период. Так, например, бывший глава администрации п. Алыгджер Ю.И. Анциферов рассказал о культурной жизни Тофаларии, советских и национальных праздниках. Бывший заведующий клубом B.C. Андалаева поделилась мнением о влиянии советской культуры на тофаларский
24 образ жизни. Об особенностях хозяйственной жизни, охоте и оленеводстве в рассматриваемый нами период поделился своими воспоминаниями Ф.И. Саганов.
К другой группе относятся статистические источники. В диссертационной работе использовались материалы статистических сборников «Население СССР», «Красноярский край в цифрах в 1988 г.», «Народное хозяйство Иркутской области», а также итоговые данные переписей населения 1959, 1970, 1979 и 1989 годов по Иркутской области и Красноярскому краю. Их использование очень важно для проведения сравнительного анализа, сопоставления, характеристики состава населения северных городов Восточной Сибири в рассматриваемый период.
Следующую группу источников составила периодическая печать, в которой содержится большое количество интересных фактов о жизни малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края. О различных аспектах общественно - политической, культурной и социально-экономической жизни писали в таких центральных областных и краевых газетах, как «Известия», «Правда», «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», «Комсомольская правда», «Сибирская правда», «Труд» и «Восточно-Сибирская правда». На страницах местных газет «Советская Тофалария», «Советская Эвенкия», «Советский Таймыр», «Заполярная правда», «Заполярный вестник» публиковались материалы о наиболее значительных событиях в жизни малочисленного населения. Большое значение имеет освещение на страницах местной периодической печати организации и хода социально-экономических, культурных мероприятий, избирательных кампаний в районах проживания тофалар, долган, нганасан и других народов. Этот материал позволил рассмотреть разнообразные формы участия коренного малочисленного населения в культурной и общественной жизни, их отношение к осуществляемым в стране преобразованиям.
25 Периодическая печать является своеобразным историческим источником и требует особого исследовательского подхода, поскольку советская пресса несла на себе идеологический отпечаток и отражала официальный правительственный курс. Только в конце 1980-х гг. ей удалось выйти из-под влияния партийных организаций. Но, несмотря на определённую степень субъективности, она представляет большой интерес для исследователя, так как позволяет ему понять дух ушедшего времени.
Заключая обзор источников, можно сделать вывод, что они составили достаточную базу для изучения социально-экономического и культурного развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе использования широкого круга источников, а также переоценки уже известных, предпринята попытка исследования социального, экономического и культурного развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края. Введение в научный оборот ряда новых исторических источников позволило автору исследовать и раскрыть изменения, происходившие в структуре повседневной4 жизни тофалар, эвенков, долган и нганасан во второй половине 1950-х - 1991 гг., обозначить проблемы, влияющие на образ жизни и культуру коренных малочисленных этносов, охарактеризовать положение дел в традиционных промыслах, показать процесс формирования и развития общественно-культурных объединений в указанный период, их влияние на жизнь малочисленных народов в условиях строительства социализма.
На основе изученного материала проведена реконструкция неизвестных и малоизвестных страниц из жизни малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в исследуемый период.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы и выводы, полученные автором, могут быть использованы для написания обобщающего труда по этнической истории малочисленных народов в общем, Иркутской области и Красноярского края - в частности. Материалы
26 диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблеме экономического и культурного развития коренных малочисленных народов в рамках спецкурса по истории Сибири в школах, средних и высших учебных заведениях.
Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы получили апробацию на нескольких конференциях и следующих публикациях: «Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов» (Братск, 2005 г. Братский государственный университет); «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005 г. Новосибирский государственный университет); «Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов» (Братск, 2006 г. Братский государственный университет); «Наука технологии и инновации» (Новосибирск, 2006 г. Новосибирский государственный технический университет); «Гуманитарные исследования Сибири в контексте российских перемен» (Братск, 2006 г. Братский государственный университет); «Иркутский историко - экономический ежегодник 2006» (Иркутск, 2006 г. Байкальский государственный университет экономики и права), «Омский научный вестник» № 10 /2006 ( Серия «Ресурсы земли»), «Иркутский историко - экономический ежегодник 2007 (Иркутск, 2007 г. Байкальский государственный университет экономики и права), «Вестник Поморского университета» №4/2007 (Серия «Гуманитарные и социальные науки»).
География расселения, условия жизни и численность малочисленных народов
Под коренными малочисленными народами Советского Союза понимались народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы. Они насчитывали менее 50 тысяч человек и осознавали себя самостоятельными этническими общностями. Традиционным образом жизни коренных малочисленных народов является исторически сложившийся способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. К исконной среде их обитания относился исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляли культурную и бытовую жизнедеятельность и который влиял на их самоидентификацию и образ жизни.
Малочисленные народы именовались в официальных документах по-разному: «туземцы» , «племена, населяющие северные окраины» , «народности и племена северных окраин»59 и т.п. В середине 20-х годов XX века все они вошли в законодательно закрепленный список из 26 народов, которые, в силу их малой численности, особого характера традиционных занятий и образа жизни, а также низкого уровня социально-экономического развития были выделены в особую группу. В нем на долгие годы закрепилось название «малые народности Севера». Таким образом, в национальной структуре государства появилась еще одна ступень, заместившая такие категории, как племена и этнографические группы.
На иерархической лестнице в национальной структуре СССР «малые народности» стояли за «просто» народностями, после них шли национальные группы и этнические меньшинства. Столь высокое статусное положение этой весьма немногочисленной группы народов можно объяснить особенностями их этногенеза. В отличие от национальных групп и этнических меньшинств, все они формировались как этнические общности на местной, аборигенной основе, были исконными, коренными жителями данной территории60.
В целях решения поставленных в исследовании задач территории Иркутской области и Красноярского края рассматриваются как особая региональная экосистема. В этом случае район выглядит как комплекс трех взаимодействующих подсистем: природа - хозяйство - коренное население.
В районах Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в. проживали представители 6 коренных малочисленных народов. К ним относятся: долганы, нганасаны, тофалары, кеты, энцы и эвенки. В национально-этнической структуре российского общества, объединяющей 160 народов, доля малочисленных народов составляет 28%, каждый четвертый народ - это малочисленный народ, проживающий на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Изменения хозяйственной деятельности и экономическое положение
В СССР во второй половине 1950 - х гг. серия политике - экономических мероприятий советской власти явились жестким фактором повлекшим за ним экономико-хозяйственные перемены в исследуемом регионе. В связи с национализацией земли коренные малочисленные народы Севера лишились собственности на промысловые угодья, а в годы коллективизации (30—40-е годы) - собственности на основные средства производства и производимую продукцию. Представители коренных малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края стали пополнять ряды беднейшей части трудящихся. В многоотраслевых совхозах в самых худших бытовых условиях стали жить те, кто был занят в традиционных отраслях хозяйства.
Рубежным для значительной части коренного населения стало принятие Постановления № 300 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера»80 от 16 марта 1957 г., в котором наряду с укрупнением колхозов предусматривались переселение жителей из мелких поселков в крупные и перевод кочевников на оседлость. В нем так же были сформулированы принципы социально-экономического развития малочисленных народов Севера и Сибири на долгосрочную перспективу. ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечали, что имеющиеся возможности для всестороннего развития малочисленных народов плохо используются.
Реализация этих мероприятий привела к разрушению внутриобщинных связей и порядка землепользования, массовому отрыву коренных малочисленных народов от традиционного хозяйства. С конца 50-х годов, в связи с освоением региона - строительством железных дорог, крупных предприятий заводского типа, развитием золотодобычи, вырубкой лесов и др. резко усилилась ведомственная экспансия, сопровождавшаяся бесконтрольным отчуждением хозяйственных угодий, нерегулируемой миграцией населения, вытеснением коренного населения с традиционных мест обитания.
В это время практически все народы были включены в процессы межкультурного взаимодействия, которое наиболее интенсивно протекало между «традиционными» обществами, представленными в основном малыми этническими группами и экономически более развитыми «вмещающими» этносами.
В период до 1960-х гг. производственная деятельность колхозов основывалась в основном на хозяйственных традициях, опыте о соответствующему ему образе жизни коренного населения, обеспечивая тем самым достаточный уровень социальной защищенности коренного населения. Семьи оленеводов, охотников и рыбаков постоянно находились вместе с их главами на пастбищах и промыслах.
Изменение в социальной жизни коренных малочисленных народов в условиях советской системы
В конце 50-х гг. XX в. для приобщения малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края к задачам социалистического строительства в рамках межкультурного взаимодействия главное внимание было уделено развитию сферы производства самого человека (включая создание развитых институционализированных механизмов социализации). В социальную действительность малочисленных народов внедрялись новые формы, методы и содержание воспитания и обучения, развитые в ходе осуществления социалистической культурной революции и распространившиеся в этот период по стране в целом.
Создание подразделений подготовки специалистов высшего и среднего звена из числа малочисленных позволило обеспечить национальными кадрами формирующиеся управленческие и политические структуры современного типа. Так, в 1973 г. при Красноярском государственном университете на сельскохозяйственном факультете была сформирована группа будущих зоотехников. В нее входило 18 человек - десять эвенков, пятеро нганасан, три жизни, как достижение социализма» .
Малочисленные народы были вырваны из привычного формировавшегося веками уклада жизни. Государство само определяло, как люди должны организовывать свой быт, структуру повседневной практики. Перемены коснулись практически всех сторон жизни. Характеристику перемен начнем с образовательной сферы.
Необходимо отметить, что служившая основой государственной политики социалистическая доктрина предлагала для народов, находившихся на докапиталистических стадиях развития, «некапиталистический путь развития» - сценарий форсированного, «догоняющего» общественного развития с целью прямого и непосредственного перехода к современным формам общественной жизни, «минуя капитализм», и иные предшествующие формы общественной организации.
Всеобщей школе в этом сценарии отводилась роль социокультурного института, «формирующего из поступающего в нее разнородного материала» «нового человека», адекватного новому обществу. Создание школьной системы, способной выполнить в национальных регионах страны эту общую задачу, требовало сначала - в силу разноуровневости развития отдельных этносов, их языка, культуры, школьного дела - предварительного создания социальных, культурных, языковых и педагогических условий, необходимых для построения полноценного учебного процесса на родном языке.