Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Государственный герб России как фактор укрепления российской государственности 25
Глава 2. Роль государственного флага в стабилизации российской государственности 70
Глава 3 . Государственный гимн России и укрепление государства 110
Заключение 145
Список источников и литературы '. 154
Приложения 166
- Государственный герб России как фактор укрепления российской государственности
- Роль государственного флага в стабилизации российской государственности
- . Государственный гимн России и укрепление государства
Введение к работе
3
Введение
Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.
Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.
Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков, в правление Ивана III. Российский государственный флаг появился позже — в первой четверти XVIII века и был связан с реформаторской деятельностью Петра Великого. Появление официального государственного гимна относится к XIX веку.
Дальнейшая эволюция российской государственной символики, особенно в XX веке, сопровождалась острой политической борьбой вокруг их содержания, что оказывало серьезное влияние на российское общество, его социальное и духовное самочувствие. В течение длительного времени (после 1917-го года и до 1990-х годов) национально-государственная российская символика была подвергнута забвению, ее место заняли другие символы,
4
олицетворявшие иные задачи государства. Только в начале 1990-х годов с воссозданием суверенного Российского государства стала воссоздаваться национально-государственная символика России как самостоятельного государства.
Только на рубеже XX-XXI веков Россия обрела наконец государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений.
Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.
Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно в истории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу — лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие.
Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и т.д. Законодательное закрепление символов способствовало организационному
5
и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета.
Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.
Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей — представителей разных государств.
Что же такое символ, каково содержание этого весьма сложного социально-философского понятия? Французский исследователь Жюльен Надя так определяет данную категорию: «Символ - это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния1».
В новой философской энциклопедии категория «символ» определяется как «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так что а) предмет не может быть дан иначе, чем посредством другого знака — символа, б) знак — символ не может выражать другую предметность, оставаясь при этом самотождественным, в) знак — символ является не только средством указания на предмет, но также и источником смысла (в предельном случае -единственным), г) интерпретация знака - символа не допускает конечных процедур и однозначной «расшифровки», но в то же время предполагает существование конкретного смысла и исключает произвольность толкования» .
1 Жюльен Надя. Словарь символов. - Челябинск, 1999.С.5.
2 Доброхотов Л.Л. Символ //Новая философская энциклопедия в 4-х т.: Т.З. - М., 2001.С.532.
6
Данный подход полностью соотносим с государственной символикой, где знак-символ непосредственным образом связан с предметом, который он отражает, обозначает, и опосредован историческим процессом путем накапливания в символе определенного социально-исторического содержания, социально-политического опыта государства.
Таким образом, государственная символика играет далеко не последнюю роль в становлении суверенного государства, в консолидации общества на основе национальных традиций, в укреплении государственной власти, в воспитании подрастающих поколений, в расширении и укреплении международных позиций государства. Избранная в качестве исследования тема является актуальной в исторической науке.
Степень научной разработанности проблемы. Роль государственной символики в развитии российской государственности, значение государственных символов в политической эволюции изучаются представителями различных областей гуманитарного знания - юристами, историками, политологами, психологами, социологами, каждый из которых имеет собственный предмет исследования. Юристы изучают законодательную базу, на которой складываются символы государства; историки анализируют процессы складывания государственных символов в истории государства, влияние и взаимовлияние их на историческое развитие стран и народов; политологи рассматривают воздействие государственных символов на государственную власть, стабильность государства; психологи показывают роль психологических факторов, связанных с государственной символикой, на эволюцию общества, масс; социологи выясняют отношение общества (его слоев, уровней) к государственной символике, а через их посредство - к политике государства (конечно, исследования эти далеко не так однозначны и имеют многие другие аспекты).
Изучение государственной российской символики началось с появлением профессиональной отечественной исторической науки в середине XVIII века.
7
Историки исследовали проблемы становления государственной символики в процессе изучения ими истории Российского государства.
Первый русский историк В.Н. Татищев исследовал государственный герб: «не безпотребно о гербе государственном от истории воспомянуть, понеже оное есть многих обстоятельств доказательством и гражданской истории есть к знанию не безнужное»1. Татищев, работая в архивах Разрядного, Дворцового приказов, Коллегии иностранных дел, представил начальству сочинение о русском государственном гербе, оставив себе копию, которую впоследствии потерял.
Н.М. Карамзин обращал внимание на принятие Иваном III византийского герба: «... хотя Иоанн, по свойству с царями греческими, принял и герб их, орла двуглавого, соединив его на своей печати с московским: то есть на одной стороне изображался орел, а на другой всадник, попирающий дракона, с надписью «Великий князь, Божией милостью Господарь всея Руси»2. В примечании к тексту Н.М. Карамзина отмечается, что «соединение византийского орла и московского Св. Георгия было сознательным политическим актом. Этим подчеркивалось, что Москва становится наследницей Византии и главой нового великого православного государства»3.
Исследование государственной символики продолжалось и в последующие годы. СМ. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» давал характеристику печати Ивана III, на которой «с одной стороны» впервые видим изображение двуглавого коронованного орла с распростертыми крыльями и когтями, а на другой - изображение всадника, попирающего дракона и копьем прободающего ему горло...»4.
В.О. Ключевский также обращал внимание на появление государственной символики: «Почувствовав себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником
1 Татищев В.Н. История Российская. - М., 1962. Т. 1. С.368.
2 Карамзин Н.М. История государства Российского: Т. VI. - Калуга, 1994. С. 203.
3 там же С. 327.
4 Соловьев СМ. История России с древнейших времен // Соловьев СМ. Сочинения в 18 т.: Т.З. - М.,1993.
С. 162.
8
павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV века на его печатях появляется византийский герб - двуглавый орел»1.
В указанных выше работах речь шла об общих проблемах формирования государственной символики России. Одной из первых научных работ, специально посвященной этой проблематике, стала книга А.Б. Лакиера «Русская геральдика», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1855 году2. Книга содержала исследовательские материалы по истории возникновения западноевропейских и русских гербов, истории печатей, российских дворянских родов. Указанная работа положила начало русской геральдической науке, получившей дальнейшее развитие на рубеже XIX-XX столетий. Л.Б. Лакиер не был профессиональным историком, исследовал русскую государственную символику, используя публикации других ученых. Тем не менее, он стал одним из признанных исторической общественностью авторитетов в области российской сфрагистики. Публикация издания книги А.Б. Лакиера в 1990-м году явилась крупным событием в историографии русской государственной символики.
В начале XX века в отечественной исторической науке вновь возобновился интерес к исследованию национально-государственной символики России, что было вызвано глубокими и динамичными переменами в жизни государства, поиском новых устоев, которые могли бы обеспечить укрепление слабевшей императорской власти, стабилизацию общества. К наиболее крупным исследователям истории государственной символики этого периода относился Н.П. Лихачев (1862-1936). В 1901 году курс лекций ученого, прочитанный в Санкт-Петербургском университете, был опубликован в книге на правах рукописи. В ней содержался раздел по сфрагистике с конспектом «Способ производства пломб, их типы и хронологическое деление». В 2001
' Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевским В.О. Сочинения. В 9 т.: Т.2. - М..1987.С.116.
2 Репринтное издание книги А.Б. Лакиера осуществлено в 1990 году московским издательством «Книга» с
предисловием и комментарием доктора исторических наук Н.Л. Соболевой.
9
году Государственной публичной исторической библиотекой было осуществлено репринтное издание книги Н.П. Лихачева под названием «Дипломатика» (М., 2001)1. Лекции историка дают материалы о первоначальных периодах появления русских печатей, гербов, относящихся к российскому средневековью.
В течение всего периода после октября 1917 года в Советском государстве происходило становление новой государственной символики, не имевшей традиций преемственности с государственной символикой России. В новой государственной символике преобладали мотивы пролетарско-крестьянской социально-политической окраски. Это коснулось герба, флага, гимна Советского государства. В исторической литературе были преданы забвению государственные символы царской (имперской) России. Историки советского периода рассматривали прежнюю государственную символику исключительно как антинародную, реакционную, тем самым прерывая преемственность в развитии государства, строя новую социально-политическую систему и ее символику на традициях классовой борьбы пролетариата.
Советский период изучения государственной символики не знает крупных монографических исследований по проблемам возникновения, эволюции русской национально-государственной символики. Только в 1970-х годах появились труды по истории флага2. Указанные издания носили в основном научно-популярный характер и по временным рамкам ограничивались периодом до начала 1970-х годов. В них не рассматривалась история становления и развития отечественной государственной символики, а по хронологии они не выходили за пределы 1960-х годов.
До начала 1990-х годов в течении всего советского периода в исторической и юридической литературе отсутствовали специальные исследования по истории российской национально-государственной
1 Дипломатика - наука об актах, антологая, изучающая документальные памятники письменности с их внешней
и внутренней стороны (См.: Лихачев Н.П. Дипломатика. - М.,2001. - С.7).
2 См.: Иванов К.А. Флаги государств мира. - М.,1971; Мамаев К.К. Флаги рассказывают. - Л., 1972.
10
символики. Сама государственная символика связывалась исключительно с царской Россией, с отрицательными ее восприятием и оценками. Старой царской символике противопоставлялись символы Советского государства — изображения серпа и молота как олицетворение союза рабочих и крестьян на государственном гербе СССР; красный флаг как государственный флаг Советского Союза (они оставались неизменными на протяжении почти всей истории существования СССР); гимн - отражение единения вокруг России (Руси) «союза нерушимых республик свободных». И в этот период появлялись отдельные публикации по истории государственной символики России1. Однако тема государственной символики не была предметом специального рассмотрения.
В начале 1990-х годов образование Российской государственности в качестве суверенного государства заставило ученых обратиться к проблеме государственной символики с точки зрения преемственности старых русских традиций, воссоздания национальных атрибутов Российского государства. В начале 1990-х годов появились первые научные труды по истории формирования государственной символики России, востребованные самой жизнью, практикой развития молодого Российского государства.
Первые публикации тех лет носили во многом политический, дискуссионный характер сторонников и противников восстановления прежней дореволюционной символики в новой России. Среди них - труды ведущего специалиста по данной проблеме Н. А. Соболевой «Герб Российского государства» (журнал «Вопросы истории», 1992. № 10); Соболевой Н. А., Артамонова В. А. «Символы России» (М., 1993. — 207 с). Указанное монографическое исследование стало одним из первых по истории формирования национально-государственной символики России. Назовем небольшую по объему книгу А. Л. Хорошкевича «Символы русской государственности » (М, 1993. - 93 с.) научно-популярного характера.
1 См.: Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. - 1979.-№ 6; Вилинбахов Г. В. Всадник русского герба // Труды Государственного Эрмитажа: Т. XVI. - Л., 1981, и др.
11
В это же время появились статьи Г. Вилинбахова, Н. Карася, В. Лебедева, С. Маркина, В. Сапрыкова и других в научных и научно-популярных журналах, многие из которых имели дискуссионный характер и защищали разные позиции относительно российской государственной символики, активно обсуждавшейся в начале 1990-х годов1.
Наряду с ростом интереса к проблемам возрождения государственной символики в научной литературе первой половины 1990-х годов появились глубокие труды по проблемам становления национальной идеологии, среди которых хотелось бы выделить коллективную монографию «Россия: опыт национально-государственной идеологии» (М., 1994), выполненную под руководством В. Ильина. В ней раскрыты актуальные проблемы эволюции идеологии Российского государства в новых исторических условиях.
Со второй половины 1990-х годов обозначился второй период в изучении государственной символики России. Характерной его особенностью стало принятие символики государства в качестве реальности. В этот период появились такие значительные работы, как монография В. А. Лебедева «Державный орел России» (М., 1995. - 239 с); Г. В. Вилинбахова и Т. Б. Вилинбаховой. «Святой Георгий Победоносец: Образ Святого Георгия Победоносца в России» (СПб, 1995. - 157 с); Вилинбахова Г.В. «Государственный герб России. 500 лет» (СПб., 1997. - 167 с); «Герб и флаг России. Х-ХХ века» (М., 1997. - 559 с), и др. В указанных публикациях были продолжены исследования истории российской государственной символики.
Краткое историческое описание эволюции российского герба — двуглавого орла, превращения его в Государственный герб России дано в книге В.А. Лебедева «Державный орел России» (М., 1995). Кроме описательно-очерковой части, книга содержит обширный иллюстративно-наглядный материал об истории развития герба России, доводя изложение материала до
1 См.: Сапрыков В. Россия: символика и законодательство//Народный депутат.-1991.-№2. С. 71 -74; Соболева Н. Герб Российского государства//Вопросы истории.-1992.-№ 10. С. 191 - 196; Вилинбахов Г. Родословная Российго герба // Родина.-1993.- №1. С.112 - 115; Карась М. Государственный герб // Военно-исторический журнал.- 1993.- №10. С.34 - 37; Маркин С. Символы России // Наука и религия. -1994.- №8. С. 2 - 7, и др.
12
послеоктябрьского периода.
В работе Г.В. Вилинбахова «Государственный герб России. 500 лет» (СПб., 1997) с использованием большого иллюстративного материала исследован процесс эволюции российского государственного герба, начиная с конца XV века до начала 1990-х годов. Работа выполнена в подарочном варианте и посвящена 500-летию официального утверждения двуглавого орла в качестве государственного герба России.
Определенный интерес для исследователя представляет иллюстрированное издание «Государственные символы и награды Российской Федерации» (М., 1999; автор-составитель Ю.Л. Кушер). Книга содержит краткую историческую характеристику эволюции государственных символов России - герба, флага, гимна, может; быть использована в педагогической работе при чтении спецкурсов по истории российской государственной символики.
С 2000 г. в связи с вступлением в должность Президента РФ В.В. Путина начался сложный процесс укрепления Российского государства, вертикали власти. Одновременно шел процесс законодательного оформления российской государственной символики — герба, флага, гимна. В декабре 2000 г. были приняты федеральные конституционные законы о Государственном флаге РФ, Государственном гербе РФ и Государственном гимне РФ (подписаны Президентом В. В. Путиным 25 декабря 2000 г.). Появление законодательной основы государственной символики дало импульс новым научным исследованиям в данном направлении.
В 2000 г. вторым изданием вышла коллективная монография «Эмблемы и символы» (М., 2000. — 367 с), содержавшая анализ истории эволюции российской государственной символики. Исследование А. Г. Силаева «Истоки русской геральдики» (М., 2002. - 240 с.) посвящено истории становления русских гербов в общенациональном и региональном масштабах. Раздел об истории формирования государственных герба, гимна и флага России содержится в книге Г. А. Мурашева «Титулы, чины, награды» (3-е изд. —
13
СПб., 2003. — 349 с). Обстоятельный анализ российской государственной символики сделан Н. А. Соболевой в книге «Российская государственная символика: история и современность» (М, 2003. - 208 с). В последней работе подведены итоги становления государственной символики от ее зарождения до наших дней. Однако материал об эволюции российской государственной символики в 1990-е годы представлен в книге фрагментарно, не дает возможности раскрыть процесс эволюции символики как целостный, отражающий развитие Российского государства.
Небольшая работа по истории государственного герба России вышла в 2001 году в Саратове1. Данное издание представляет собой курс лекций по сфрагистике, который доцент В.В. Васькин читал на историческом факультете Саратовского госуниверситета. Материалы доведены автором до 1990-х годов, когда был принят новый государственный герб Российской Федерации.
Проблематике эволюции российской государственной идеологии посвящено двухтомное исследование известных отечественных юристов СВ. Алексеева, В.А. Каламанова и А.Г. Черненко «Идеологические ориентиры России: Основы новой общероссийской национальной идеологии» (под общей редакцией доктора юридических наук СВ. Степашина. - М.,1998). В работе всесторонне исследованы различные аспекты развития национальной российской идеологии, ее прошлого, настоящего, перспектив на ближайшее будущее. К сожалению, фундаментальный труд не содержит материалов о современной российской государственной символике, о ее влиянии на развитие национальной идеологии и Российского государства.
Одна из последних работ по истории формирования государственной российской символики - учебное пособие А.С. Сенина «История российской государственности» (М., 2003), предназначенное для студентов средних специальных учебных заведений. В учебном пособии истории формирования государственной идеологии и государственной символике посвящена глава VI (С. 146-168), материал которой охватывает историю становления символики до
1 См.: Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства российского. - Саратов,2001.
14
периода прекращения действия монархической символики в 1917 году. В XI главе специальный раздел содержит материал о советской государственной символике (ей, правда, посвящена всего одна страница - С. 296). Одна страница посвящена и современной государственной символике России- гербу, флагу, гимну (С. 330-331), что, конечно, не раскрывает проблему в полном объеме.
В 2003 году в Санкт - Петербурге (в отделении Института истории РАН) была защищена диссертация Государственным герольдмейстером РФ Г.В. Вилинбаховым по теме «Государственная геральдика России: теория и практика». Г.В. Вилинбахов в своей диссертации главной целью ставил осмысление исторического развития государственной символики России и определение путей ее дальнейшего развития. В работе определяется понятие геральдики и предмет геральдики как вспомогательной исторической дисциплины. Г.В. Вилинбахов рассматривает историю создания и функционирования государственных геральдических институтов России и историю государственных символов России на примере истории государственной символики в конце XVII - первой четверти XVIII веков. В нашем исследовании речь идет о периоде 1990-х годов, когда в трудных условиях возрождалась государственная символика России как фактор укрепления национальной государственности, стабилизации общества, т.е. наша диссертация имеет иной аспект исследования.
Обращает на себя внимание отсутствие хотя бы небольших разделов о государственной символике России в учебной исторической и юридической литературе по истории государства и права России и теории государства и права России. Так, в учебнике «Государственное управление в России» под редакцией А.Н. Марковой (2-е издание, М., 2002) государственной символике России (флаг, герб, гимн) посвящены всего две страницы (С. 319-321), большую часть которых занимают выдержки из законов РФ. А в учебниках, учебных пособиях по истории и теории государства и права второй половины 1990-х годов разделы о государственной символике России как факультативном признаке государства отсутствуют. В учебнике «История государства и права
15
России» (М.,1996; отв. ред. - профессор Ю.П. Титов) содержится только упоминание о появлении государственного герба России в правление Ивана III (С. 70). В учебнике отсутствует материал о государственном флаге и гимне России, но есть несколько слов о государственном гербе и флаге СССР (С. 385-386).
Отсутствуют материалы о государственной символике России и в добротном, выдержавшем несколько изданий учебнике по истории государства и права России, автором которого является известный специалист И.А. Исаев. По нашему мнению, учебники и учебные пособия по названным дисциплинам должны содержать разделы по истории формирования и эволюции государственной символики России с целью расширения представлений обучающихся (историков, юристов, политологов) о роли государственной символики в истории Российского государства.
Проблема истории эволюции государственных символов России нашла определенное освещение в учебном пособии В.В. Будакова, А.А. Лютых, В.А. Тонких «Живая вода Отчизны» (Воронеж, 1996), в котором повествуется о государственном гербе и флаге, их роли в отечественной истории. Материал учебного пособия, однако, не охватывает период 1990-х годов.
Необходимо отметить исследования справочного характера, имеющие отношение к настоящей работе. Это - «Словарь международной символики и эмблематики» В. В. Похлебкина, выдержавший в 2002 г. третье издание. В словаре дается объяснение происхождения российских государственных символов. Издание носит справочно-вспомогательный характер, к нему можно обращаться исследователю истории российской государственной символики для уточнения деталей символов, эмблем герба, флага и т.п.
Можно назвать еще одно справочное издание - словарь французского исследователя Жюльена Надя «Словарь символов» (Челябинск, 1999 - издание в русском переводе).Приведенные в словаре символы относятся к древневосточной, античной традиции, что позволяет проследить и установить преемственность в символике отдельных народов и государств. В отличие о
16
вышеупомянутого словаря В.В. Похлебкина в словаре Ж. Надя отсутствуют символы словяно-русского происхождения.
В «Энциклопедии знаков и символов» английского исследователя Джона Фоли (М., 1996 - издание в русском переводе) прослежена история появления знаков и символов, их эволюция. Как и предшествующее издание, энциклопедия Джона Фоли посвящена западно-европейской и американской символике, что ограничивает возможности ее использования при изучении государственных символов России. Книга имеет в основном познавательный характер.
Несмотря на наличие достаточного количества научных исследований, многие проблемы становления и эволюции российской государственной символики остаются либо дискуссионными (например, вопрос о происхождении двуглавого орла на русском гербе), либо изученными не в полной мере. К числу последних следует отнести проблемы влияния государственной символики на формирование и укрепление Российского государства, что и стало темой нашего исследования. К числу недостаточно разработанных в науке относится и вопрос о формах воздействия государственной символики на общество, социальные структуры, отдельного индивида, через восприятие звука (гимн), цвета (герб, флаг), конструкции (герб). Эти проблемы затрагивались в монографии известного отечественного философа А. Ф. Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» (М., 1976). Однако исследование А. Ф. Лосева выполнялось в основном на примере античного и древнерусского общества, естественно, оно не затрагивало решения данной проблемы применительно к России 1990-х годов, с анализом восприятия россиянами новой (возрожденной) государственной символики, так как восприятие в данном случае шло через возрожденческие государственные символы, передаваясь посредством восприятия самого государства — дореволюционной, царской России, которая выступала носителем данных государственных символов. Эта опосредованность восприятия выступает сложным феноменом научного анализа представителями
17
исторической, философской, политической, психологической наук, которые, соединяясь в едином научном исследовании проблемы, позволяют находить наиболее эффективные средства, формы, методы воздействия государственной символики на индивида (общество). А. Ф. Лосев своими философскими трудами положил начало осмыслению указанной проблематики.
Традиции философского осмысления символов, заложенные А. Ф. Лосевым, были продолжены известным отечественным философом М.К. Мамардашвили. В 1999 году (уже после смерти М.К. Мамардашвили) в Москве вышла в свет книга М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского «Символ и сознание: Метафизические рассуждения в сознании, символике и языке» (первое издание книги под таким же названием было выполнено в 1984 г. в Иерусалиме и оказалось недоступным советским читателям в то время). Исследования указанных философов содержат важные для теоретического изучения истории символов позиции: взаимосвязь сознания и символов, соотношение знака и символа (знаки культуры и символы сознания), знания, языка и символа и др. Символ определяется как «то, что одним концом погружено в это определенное содержание сознания, а другим — в психическую экзистенцию, где какие-то содержательности сознания прорабатываются»1. Хотя в работе указанных авторов отсутствуют материалы о государственной российской символике, их теоретические размышления могут быть применимы при изучении роли символов в истории ряда стран и народов.
Упомянем еще одну работу: К.А. Свасьян «Проблема символов в современной философии: (критика и анализ)» - (Ереван, 1980); данный научный руд вытекает своим содержанием из ранее рассмотренного труда А.Ф Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» (М., 1976). Для нашего исследования интересны формулировки автора относительно определения символов как категории культуры: «... он есть отражение природного бытия и культурно значимое выражение его» .
1 Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. С. 129.
2 Свасьян К.А. Проблема символов современной философии: (критика и анализ). С. 89.
18
Указанные философские сочинения, хотя и не имеют непосредственного отношения к истории отечественной государственной символики, могут использоваться специалистами для изучения теоретических основ символа как явления мировой истории, тождественного знаку, образу. Из содержания философских сочинений вытекает принятое нами за основу определение государственного символа как знака, отражающего бытие народа в его культурно-исторической традиции.
Можно с уверенностью сказать, подводя итоги историографического анализа, что изучение истории формирования российской государственной символики превращается в настоящее время в самостоятельное направление научных исследований, выполняемых на стыке целого ряда гуманитарных научных дисциплин.
Несмотря на указанные научные труды по истории государственной
российской символики, в отечественной историографии фактически
отсутствуют исследования, специально посвященные изучению проблемы истории формирования и эволюции государственной символики России в 1990-е годы, анализу и роли государственной символики в развитии Российского государства, общества. Поэтому настоящее диссертационное исследование одним из первых выдвигает данную проблематику для научного историко-политологического анализа.
Источниковой базой нашей работы послужили документы Российской Федерации, касающиеся государственной символики России - Конституция (Основной Закон) РФ, в статье 70 которой идет речь о Государственном флаге, гербе и гимне РФ, а также федеральные конституционные законы «О Государственном гербе РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Гоударственном гимне РФ», принятые Государственной Думой 8 декабря 2000 г. и одобренные Советом Федерации 20 декабря 2000 г. Президент подписал эти законы 25 декабря 2000 г.
В первой половине 1990-х годов, одновременно с формированием современного Российского государства, шел процесс складывания
19
национально-государственной символики. В конце 1993 - начале 1994 года указами Президента РФ Б.Н. Ельцина были утверждены новые государственные символы России - герб, флаг, гимн. Данные документальные источники предоставляют исследователю возможность проанализировать сложный, противоречивый процесс складывания российской государственной символики в первой половине 1990-х годов, отражавший события политической борьбы в российском обществе данного исторического периода.
Обширный круг источников по теме настоящего исследования собран в книге «Флаги Российской империи и СССР в документах» (автор-составитель В.А. Соколов), изданной в Москве в 2001 г. Издание содержит юридические акты с 1655 по 1990-е годы, касающиеся юридически оформленных правил относительно происхождения, функционирования флагов Российского государства. Документы проливают свет на историю появления российских флагов и могут быть использованы при изучении истории возникновения государственного флага современной России. Правда, представленные документы ограничиваются периодом 1990-го года включительно, что затрудняет анализ проблемы применительно к России 1990-х годов.
Источниками для написания работы стали сами государственные символы России - Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, Государственный гимн РФ. Их описание содержится в соответствующих приложениях к указанным федеральным конституционным законам.
Важным источником при подготовке диссертации явились периодические издания, в которых публиковались документы, связанные с обсуждением, принятием государственной символики России - «Российская газета», «Парламентская газета», «Известия», «Литературная газета», на страницах которых проходило широкое обсуждение проектов указов, законов о государственной символике, находили отражение дискуссионные вопросы, представлялись различные точки зрения, оценки, подходы к обозначенному предмету.
20
Использовалась местная печать, в частности, газеты областей Центрального Черноземья, в которых поднимались вопросы патриотического воспитания молодежи, другие вопросы общественной и государственной жизни на местном, региональном уровне.
Еще один вид источника для подготовки диссертации — статистические материалы сборника «Российский статистический ежегодник. 2002» (М., 2002. 690 с), позволившие выявить основные тенденции социально-экономического развития России в 1990-е годы, сравнить динамику развития по отдельным годам. Безусловно, влияние государственной символики на состояние государства, его социально-экономические показатели не имеет непосредственного характера, она влияет опосредованно, через механизмы формирования личности, коллектива, политический курс государства и т. п. Вместе с тем государственная символика, способствуя укреплению государства, стабилизации общества, вносит определенный вклад в показатели социально-экономического развития государства. Механизм такого воздействия достаточно сложен и мало изучен современной наукой.
Для выяснения динамики привлекательности России, роста ее международного авторитета нами использовались статистические данные о въезде в Россию иностранных граждан. Эти показатели (особенно туризм) наглядно свидетельствуют о внутреннем состоянии государства, о его стабильности, привлекательности в глазах международной общественности, бизнесменов и т. п.
Исходя из анализа имеющейся научной литературы и источников в работе поставлены цель и задачи. Целью исследования является изучение развития государственной символики России и ее роли в укреплении Российского государства в 1990-е годы. Цель определяет следующие конкретные задачи:
- рассмотреть процесс формирования государственной символики России от ее становления до наших дней;
21
показать взаимодействие государственной символики и Российского
государства на различных этапах его эволюции, в первую очередь в
1990-е годы;раскрыть преемственность государственной символики
дореволюционной, советской и современной России;проанализировать влияние государственной символики на состояние
Российского государства, общества, его стабилизацию, раскрыть
механизмы этого влияния;исследовать роль государственной символики как важного средства
политической борьбы;изучить социально-психологическое воздействие государственных
символов России на формирование национальной идеологии
государства на современном этапе, воспитание патриотизма, других
гражданских качеств подрастающего поколения россиян.
Методологической основой диссертации традиционно служат основные принципы, на которых строится диалектика исторического познания, -объективности, историзма. Объективность в изучении государственной российской символики означает рассмотрение истории ее формирования без идейно-политической предвзятости, эмоций, симпатий и антипатий. Единственным критерием объективности является влияние государственной символики на укрепление Российского государства, стабилизацию общества.
Принцип историзма означает рассмотрение государственной символики России в процессе ее развития с точки зрения ее возникновения, этапов эволюции, завершения определенных периодов, возникновения новых, связанных с развитием Российского государства.
Хронологические рамки диссертационного исследования включают период 1990-х годов, когда происходило формирование новой российской государственной символики, исторически связанной с национально-государственными символами России. В целях выявления истоков государственных символов соискатель обращался и к более ранним периодам
22
отечественной истории, когда складывалась государственная символика России. Необходимость выхода за пределы установленных хронологических рамок связана с целесообразностью изучения историко-культурных традиций, т.к. современная государственная символика России тесно связана с отечественной дореволюционной символикой.
Внутри обширного временного периода 1990-х годов в зависимости от характера эволюции Российского государства целесообразно выделить следующие периоды:
с декабря 1991-го года до конца 1993-го года, когда после распада СССР
Россия стала самостоятельным суверенным государством наряду с другими
государствами. Этот период был сопряжен с началом рыночных реформ,
острой политической борьбой за власть и завершился принятием новой
Конституции РФ в декабре 1993 года;с января 1994 года по лето 1996 года. Данный период связан с
оформлением новой государственной символики России, внедрением ее в
повседневную социально-политическую практику. Период завершается
президентскими выборами 1996 года, когда в упорной борьбе победу на
выборах одержал Б.Н. Ельцин;с лета 1996 года по начало 2000 года. На данном этапе происходило
ослабление политической власти, ухудшение социально-экономических
показателей развития государства, что было связано с дефолтом августа 1998
года. Государственная символика на этом этапе не претерпела каких-либо
изменений;с января по декабрь 2000 г. - время президентства В.В. Путина в рамках
исследуемого нами периода 1990-х годов. С укреплением вертикали
государственной власти энергичные действия нового Президента привели к
законодательному закреплению государственной символики России в декабре
2000 года.
23
Объектом исследования является государственная символика Российской Федерации — Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, Государственный Гимн РФ.
Предмет исследования - воздействие государственной символики России на укрепление государства, стабилизацию общества.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в изучении влияния государственной символики на развитие и укрепление Российского государства, стабилизацию Российского общества, в первую очередь применительно к 1990-м годам, а также в осмыслении воздействия символики на восприятие ее индивидом, социально-демографической группой посредством складывания определенного социально-политического, социально-психологического, духовно-нравственного состояния общества, становления нового качества его внутреннего статуса, формирования национальной государственной идеологии, воспитания патриотизма, других гражданских качеств личности, возрождения культурно-исторических традиций русского народа, других народов России, нашедших отражение в государственной символике.
Соискатель стремился показать также роль государственной символики как средства политической борьбы, отражающей стратегические направления эволюции Российского государства и общества в целом.
В диссертации предпринята попытка исследовать механизм влияния государственной символики на индивида, общественные структуры, общество в целом. Многие аспекты исследования в силу их комплексности, противоречивости носят дискуссионный характер. Соискатель стремился высказать по ним собственную аргументированную точку зрения, отстоять личную позицию, ведущим критерием которой являются глубинные стратегические интересы Российского государства и русского народа.
На защиту выносятся следующие положения:
24
государственная символика оказала существенное воздействие
на укрепление Российского государства в 1990-е годы,
стабилизацию общества;государственная символика России является внешним
выражением социально - политических процессов,
происходящих в государстве, в обществе, мерилом социального,
духовного и нравственного их состояния;государственная символика тесным образом связана с
содержанием национальной идеологии Российского государства
и выступает ее внешней формой;государственная символика выступает важным средством
политической борьбы, особенно в переходные периоды
исторического развития государства и общества.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности ее прикладного применения в процессе преподавания курса Отечественная история, особенно тех ее разделов, где идет речь о становлении и эволюции государственных символов России (герба, флага, гимна), курса истории государства и права России, политологии, спецкурсов в рамках указанных учебных дисциплин. Материалы диссертации могут быть использованы в воспитательных целях, в первую очередь в воспитании патриотизма, других важных гражданских качеств личности.
Апробация диссертации. Результаты исследования нашли отражение в пяти научных статьях соискателя общим объемом 1,36 печатных листов.
Государственный герб России как фактор укрепления российской государственности
Ведущее место в становлении государственности принадлежит государственному гербу. Государственный герб — отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства1. Подбор эмблем государственного герба, определение пропорций, цветовой гаммы всегда составляли компетенцию высшей государственной власти. Государственный герб являлся и остается важной составной частью внешнего оформления государственной власти России.
Термин "герб" происходит от польского "herb", что означает "наследник" или "наследство" . Его появление восходит к раннегосударственному периоду в истории Руси, когда символические знаки вырезались на оружии, печатях, перстнях. В период крестовых походов (1096 - 1270 гг.) символические изображения приобрели постоянный характер. Несколько позже символические изображения появились в России, что было заимствовано либо из Византии, либо из европейских государств, в частности, из Германии3.
Приступая к анализу роли государственной символики в укреплении (стабилизации) Российского государства и общества в современных условиях, необходимо выяснить, каким образом символ (герб, флаг и т.п.) влияет на состояние общества или отдельного индивида. Изучение этого достаточно сложного исторического, социально-философского и духовно-нравственного вопроса позволит более эффективно строить политический курс государства, совершенствовать национально-государственную символику, добиваться консолидации общества, усиливать патриотическое воспитание.
Еще в первобытном обществе различного рода символы (на оружии, на домах (жилищах), одежде и т.п.) носили сакральный характер, означали обращение к высшему духовному существу с целью заручиться его поддержкой,
расположением, милостью, чтобы решить собственные задачи - победить противника в войне, сохранить жилище, вырастить хороший урожай, добиться успехов на охоте, рыбной ловле, в других видах человеческой деятельности. Изображения эти сохранялись, передавались из поколения в поколение, приобретали устойчивый характер в виде традиции. Отсюда рождались изображения - символы на государственных гербах.
Один из главных аспектов данного вопроса следующий. Каков механизм воздействия государственной символики на человека? Почему с древних времен придавалось такое важное значение изображению гербов, как на государственном уровне, так и на уровне дворянских родов, тщательно подбирались эмблемы в структуре гербов? Вопросы далеко не праздные, имеющие и теоретическое и практическое значение, которое обращено и в историческое прошлое, и в современные социально-политические процессы российского общества.
Государственный герб, как отмечают исследователи, несет в своем содержании отпечаток исторических, военных, культурных традиций, выражает национальную природу государства и отдельных его структурных составляющих (гербов отдельных территорий, городов, семей и т.п.). Именно своеобразие этнической природы, содержание социально-политических процессов составляют основное свойство воздействия государственной символики на человека, на общество или его часть.
Роль государственного флага в стабилизации российской государственности
Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. Несмотря на различия в традициях, международное общество вырабатывало ряд общих норм по отношению к флагам. Уважительное и достойное восприятие чужого флага -общепринятая норма международных отношений, признак цивилизованности государства.
История флага неразрывно связанна с историей знамен, является ее частью. Флаг — то же знамя, однако имеет особые функции.1 Знамя выступает символом объединений и власти: как символы объединений знамена разделяются на знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; как символы власти знамена делятся на императорские, царские, королевские, президентские, разнообразные владетельные штандарты.
Флаг означает древко с полотнищем и происходит от английского "Flag" . "Знамя" происходит от терминов "знамение", "знак " и составляет знаковую систему, одну из символических систем, связанных с накоплением, хранением и передачей информации. В эмблемах и надписях на знаменах содержится основные идеи своего времени. В широком смысле к знамени можно отнести предметы, имеющие со знаменем сходную символику - разнообразные символы власти (жезлы, скипетры, державы и др.)3.
На протяжении человеческой истории существовало большое разнообразие в образцах знамен. Как правило, это были различные знаки - странах Древнего Востока на древках крепились изображения и эмблемы богов, чаще других - солнечного божества, особенно в Лссирии, Персии. Аналогичный тип знамен сохранился и в государствах античности.
На рубеже II - I веков до н.э. Марий ввел в римской армии знамена с полотнищем. По описанию Тита Ливия, они были квадратными и прикреплялись к горизонтальной перекладине, которая в свою очередь крепилась на древке под навершием. Такой тип знамен называется "уехШит"(лат.), отсюда название науки о знаменах - вексиллография.
Самое раннее известие о знамени с полотнищем датируется 1122 годом до н.э. - время китайской империи Чоу, а ко II веку до н.э. - время Ханьской династии — относится изображение знамени, полотнище которого было прикреплено непосредственно к древку. В Европе знамена такого типа получили широкое распространение во II половине первого тысячелетия и сохранились до сих пор.
Знамя, как и герб государства, имеет достаточно сложную конструкцию -внешний вид (форму) и внутреннее содержание. Основными частями знамени являются древко, полотнище (в нем заключается основное символическое содержание и предназначение знамени), навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями, скоба, подтон. Наибольшую информацию о знамени несут полотнища, навершия и скобы.
Знамена составляют определенную знаковую систему, одну из символических систем - средств накопления, хранения и передачи информации. В эмблемах и надписях, помещенных на знаменах, содержатся основные идеи того времени, к которому они относятся. Знаменую символику отличает чрезвычайная динамичность. На знаменах одни символы и девизы быстро сменяют другие в зависимости от изменений внутри - и внешнеполитической жизни.
Государственный гимн России и укрепление государства
Особое место среди высших официальных символов государства занимает гимн - торжественная песнь. Подобно всем общенациональным символам, гимны народа — это сокровищница его национальной культуры. Как никакие другие музыкальные произведения, они способны с необычайной силой воскрешать образы прошедших эпох, утверждать преемственность поколений, сплачивать и вдохновлять нацию. Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждает и усиливает национальное и государственное самосознание, а в международных делах ритуал исполнения гимнов, как и приветствия флагами, служит выражением высших почестей представителям иностранной державы. Исполнение гимна государства, так же, как и поднятие его флага, требует обязательного вставания гражданских лиц и выполнения воинского приветствия военными .
Истоки гимнов - в глубинах истории. Уже несколько тысячелетий назад у некоторых народов были созданы торжественные песнопения. Они славили красоту родной земли и ее богатства, подвиги предков. С помощью гимнов люди передавали из поколения в поколение свои главные представления о родине и счастье, о добре и зле. У ряда народов с помощью торжественных песен накапливались исторические знания.
В конце I века н. э. римский историк Тацит отмечал, что северным соседям Рима известен только один вид повествования о былом — древние песнопения. Но гимны (гаты) были хорошо известны и народам Востока, например, гаты, приписываемые пророку Заратустре (Зороастру), которые распространялись около трех тысячелетий назад у народов Средней Азии, Азербайджана, Афганистана и Ирана. Гимны пели египтяне, вавилоняне и жители Урарту2.
С III-IV веков н. э. известны уже и христианские гимнические псалмы, многие из которых приписываются «отцу церковной музыки» Амвросию Медиоланскому (ок. 340-397 г.г.), одному из величайших деятелей западной церкви. В католических и протестантских церквях все верующие под звуки органа пели хоралы.
Христианские гимнические песнопения в средние века играли роль позднейших государственных гимнов. Польские рыцари перед битвами пели «Богородицу»; чешские гуситы отразили пять крестовых походов в 1420-1431 годах, вдохновляясь своими протестантскими гимнами; «Марсельезой» Крестьянской войны 1524-1526 годов в Германии назвал Ф. Энгельс хорал Мартина Лютера «Господь — твердыня наша», с которыми немцы шли в сражения и в период наполеоновских войн.
Большинство европейских гимнов ведет начало со второй половины XVIII - первой половины XIX века, то есть со времени образования современных наций, национальных государств.
Разные гимны создавались на неодинаковой основе, несли разные идеи и вызывали различные эмоции. Лирическая чешская песня «Где Родина моя» (1834 г.) воспевала любовь к прекрасной уютной Чехии; «Марсельеза» (1792 г.), «Еще Польша не погибла» (1797 г.), «Гимн гарибальдийцев» (1848 г.) звали к защите страны; бельгийский революционный «Брабансон» (1830 г.) призывал отдать свое сердце и кровь дорогой Бельгии; идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн «Правь, Британия!».
Часть гимнов создавалась на основе мелодий, близких к молитвенным, -например, английский «Боже, храни короля», русский «Боже, царя храни»; часть была военными маршами, например, «Королевские марши » Испании и Португалии. Гимны монархий обязательно прославляли царствующих государей-венценосцев.