Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) Горобец Артур Алексеевич

История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.)
<
История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горобец Артур Алексеевич. История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Владикавказ, 2004 154 c. РГБ ОД, 61:05-7/206

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Русская Православная Церковь в Северной Осетии в период револю ций 1917 г. и гражданской войны (1917-1920 гг.) 22

1. Положение Церкви накануне Февральской революции . Изменения в церковном устройстве после Февраля 22

2. Октябрьский переворот: новые векторы церковной политики в Терской области 42

3. Государство и Православная Церковь в годы гражданской войны 52

Глава II. Владикавказская епархия в 1920-1924 гг. 70

1 . Государственно-церковные отношения после восстановления советской власти на Тереке 70

2. Конфискация церковных ценностей в Северной Осетии 83

3. Обновленческий раскол 98

4. Церковно-государственные отношения в 1922-1924 гг. 113

Заключение 126

Библиография 131

Приложения 141

Введение к работе

При изучении истории Русской Православной Церкви (РПЦ) на окраинах Российской империи, а позже советского государства, необходимо учитывать два фактора. Первый - это история православия, как идеологии, которой самодержавие руководствовалось в ходе своей естественной экспансии; и, соответственно - деятельности РПЦ. После октября 1917 г. влияние Церкви на политическую жизнь региона отнюдь не было упразднено.

Второй фактор — это собственная, внутренняя жизнь Церкви, выраженная в отправлении тех функций, которые возложены на оную ее Первосвященником.

Северная Осетия традиционно придерживалась пророссийской ориентации и православие здесь являлось не только служило рычагом российского политического влияния, но и органично вошло в жизнь осетин, потомков некогда крещенных алан. Таким образом, оба указанных выше фактора отчетливо проявились в североосетинской истории.

Актуальность работы. Вторая половина XX века в мировой и российской истории характеризуется усилением роли конфессионального фактора. Северный Кавказ является не только стратегически важным регионом России, но и местом, где долгие годы ведется война, в ходе которой используются и религиозные лозунги. Изучение конфессиональной истории региона является приоритетной задачей. Только имея максимально полную и непредвзятую картину происходившего в области религиозных отношений на Северном Кавказе и в Северной Осетии в частности, можно адекватно оценивать настоящее и прогнозировать будущее.

Постсоветское состояние "внеидеологичности", в котором оказалось общество, таит в себе угрозу национальной безопасности. И в этой ситуации РПЦ «получила социальный заказ на общественную этику в новой России» . Однако «надо признать, что, принимая такой социальный заказ, Церковь далеко не во всех отношениях готова к его выполнению»2. И одной из причин некоторой неопределенности РГЩ в выполнении важнейшей своей функции - государст-воохранительной - является отсутствие полного и четкого представления о новейшей истории Православной Церкви, в первую очередь местной.

Объектом исследования выступают высшие органы руководства Владикавказской и Моздокской епархией (Владикавказская духовная консистория, после 1920 г. — Владикавказский епархиальный съезд духовенства), в которую входила территория нынешней республики Северная Осетия-Алания. Предметом исследования является комплекс изменений, произошедших во Владикавказской епархии под влиянием политики, проводимой местными органами светской власти в отношении РПЦ на территории республики.

Основная цель диссертационной работы заключается в отражении качественных характеристик взаимоотношений церковных и светских властей в Северной Осетии в период 1917 - 1924 гг.

В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач: выявить значение РПЦ в общественной жизни Осетии за указанный период; показать формы и методы взаимоотношения церковной и светской властей; продемонстрировать ход коренных преобразований в государственной церковной политике, реакцию и участие в данных преобразованиях церковных иерархов.

Методологической и теоретической основой данной диссертации являются принципы историзма и объективности. Исходя из принципа историзма, анализируется фактический материал, учитывая конкретную историческую обстановку в стране и регионе, в которой происходили излагаемые события. «Сбор фактов, их анализ и синтез, предполагающие ту или иную степень обобщения, - таковы основные компоненты метода исторического исследования. В основе этого метода лежит принцип историзма - универсальный научный подход, сопряженный со способностью мыслить категориями времени, места и причинности» . Объективизм подразумевает наличие общих закономерностей исторического развития, с поправкой на специфику места и времени.

Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития научной мысли очевидно: не существует "единственно верной" познавательной парадигмы. Поскольку изучение данной проблемы находится на смежной между исторической, религиоведческой и философской проблемами территории, были использованы такие принципы научного познания, как: диалектический материализм, позволяющий проанализировать процесс в его развитии и обнаружить причинные установки развития ситуации; цивилизационный подход, с помощью которого выявляется уникальность условий, в которых происходили изменения. Также были использованы последние наработки отечественных ученых по анализу церковной истории в России. Сочетание исторического и религиоведческого подходов позволяет более полно осветить картину взаимоотношений светской и церковной властей в Осетии. Религиоведческий подход характеризуется известным идеализмом, однако «если поделить всех философов на материалистов и идеалистов и вычеркнуть последних, то исчезнет сама история философии»4. Благодаря сочетанию указанных подходов можно с одной стороны проследить изменение церковной политики государства, а с другой - объяснить отражение данной политики на внутрицерковном устройстве.

Хронологические рамки исследования. Выбор крайних дат 1917-1924 гг. обусловлен следующими причинами. Во-первых, год 1917 — знаковый для новейшей истории - был отмечен в жизни РПЦ в Северной Осетии существенными событиями:

1) зимой 1917 г. преосвященным Владыкой Владикавказской и Моздокской епархии становится Макарий (Павлов). Макарий возглавлял епархию в период 1917-1920 гг. Период служения его, очевидно, представляет значительный исследовательский интерес.

2) в 1917 году происходят епархиальный съезд духовенства и Владикавказский съезд духовенства и мирян. В ходе съездов были приняты знаковые для истории РПЦ решения, в том числе об образовании самостоятельной Осетинской епархии.

1924 год является крайней датой исследования по следующим причинам. В 1924 г. распадается ГАССР. Событие это, носящее на первый взгляд сугубо мирской характер, интенсифицировало антицерковные процессы в Осетии.

Осенью 1924 г. было открыто Общество друзей газеты "Безбожник" (местное отделение Союза воинствующих безбожников). Основной задачей Общества была борьба против «религиозного дурмана», что на практике выражалось в поддерживаемой и направляемой местными и центральными органами государственной власти борьбе против влияния РПЦ на народную жизнь.

Наконец, в Конституции СССР 1924 г. фиксировались базовые принципы отношения государства к церкви. Принятие основного закона является .вехой в истории конфессиональной политики советского государства.

Хронологические границы диссертации сделаны максимально узкими, поскольку это позволяет провести подробный анализ прежде не изучавшейся темы. Однако, несмотря на незначительность временного отрезка, насыщенность его событиями позволяет выделить несколько этапов.

Первый этап - с марта 1917 г. до Октябрьского переворота. В данный отрезок времени происходит реформирование церкви на новых, "демократических" принципах. Следуя за общественным большинством, безусловно поддержав Февральскую революцию5, клир исповедал этот период, как время великих надежд, предполагая переустройство церковной жизни на принципиально новых основаниях как государственно-церковных, так и внутрицер-ковных отношений.

Следующий этап — время гражданской войны. Принципиальным является определить роль Церкви в эти годы, влияние духовенства на происходящие события.

Четвертый этап, выделенный в хронологических рамках 1917-1924 гг. -от восстановления советской власти в Северной Осетии (март 1920 г.) до начала кампании по изъятию церковных ценностей в республике (апрель 1921 г.). В течение этого времени ужесточается антирелигиозная политика. Законодательство в области религиозных культов пересматривается (относительно периода до гражданской войны), духовенство дискриминируется в гражданских правах. Государство готовится к решительному наступлению на Церковь.

В 1920 г. против главы Владикавказской епархии Макария (Павлова) возбуждается судебный процесс, его принуждают к публичному покаянию и высылают за пределы Терской области. Клиром в республике руководит протоиерей Александр Платонович Малиновский, возглавивший "тихоновское" и антиобновленческое движение.

В отдельный период выделяются кампания по изъятию церковных ценностей и обновленческое движение в республике. События эти, при всем их кажущемся отличии, являются частью единого целого. Ими представлен вектор государственной политики в отношении конфессий, и в первую очередь наиболее значительной - Русской Православной Церкви.

Заключительный этап исследования — временной отрезок 1922-1924 гг. С 1922 г. борьба против Православной Церкви несколько утихает. Однако клир по-прежнему числится в "пораженцах" — духовенство наряду с уголовниками не пользуется избирательным правом. Бывший архиерей Владикавказской епархии Макарий возглавляет Пятигорское викариатство, является лидером обновленческого движения в области. Имущество Церкви, национализированное ранее, постепенно переходит в пользование различных советских учреждений. Перед верующими ставятся все новые препоны, всячески поощряется деятельность богоборческих организаций. Способы борьбы с религией не изменились, но, по сравнению с предыдущим этапом, приняли латентный характер.

Подобное положение сохранится до 1929 г. - начала "безбожной пятилетки" и преследования священноцерковнослужителей.

Для подробного изучения вопроса необходимо привлечение максимального объема источников и литературы. Однако если по истории Русской Церкви по России в целом существует достаточно обширный круг литературы, то работ на североосетинских материалах до настоящего существует немного. Историографический обзор работ по советскому периоду истории РПЦ занимает значительный объем и может стать предметом отдельного изучения, поэтому рассмотрен в данном исследовании только вкратце. Обширный историографический обзор и его аргументированную классификацию провела Н.А. Кривова в своей работе «Власть и Церковь в 1922-1925 гг.»6. Следуя предложенной Н.Кривовой схеме, можно выделить несколько групп исторической литературы по теме.

В первую группу отнесены работы, созданные советскими государственными деятелями вскоре после Октябрьской революции. Это работы В.Д. Бонч-Бруевича, Е.М. Ярославского, П.А. Красикова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, И.И. Скворцова-Степанова7. Данные работы, созданные непосредственными участниками, проводниками, руководителями антицерковной государственной политики, носят ярко выраженный пропагандистский характер. Очевидно, что создание их отвечало требованиям мобилизации общества для борьбы с религией и Церковью.

Ко второй группе относятся труды советских историков И.П. Брихниче-ва, П.В. Гидулянова, М.Горева, Б.П. Кандидова, В. А. Куроедова, Р.ЮЛлаксина, В.Рожицина, Б.В. Титлинова и других авторов. В работах советских авторов определяющим выступал тезис об антинародной и контрреволюционной сущности церкви, усилия авторов полагались на то, чтобы доказать тезис об имплицитной буржуазно-помещичьей сущности РПЦ. Факты гонения на Церковь отвергались, меры, принимаемые советским государством в отношении Церкви полагались адекватным ответом на ее контрреволюционные выступления.

Новый этап в освещении проблемы отечественными историками ознаменовал коллективный труд «Русское православие: вехи истории»9. Авторы сборника, сохраняя в целом критический подход к церковной истории, тем не менее предположили возможность диалога между государством и РПЦ.

С начала 90-х гг. и по настоящее время выходят все новые работы как светских, так и церковных историков. Это работы В.А. Алексеева, А.Н. Каше-варова, М.И Одинцова, Д.В. Поспеловского, В.Цыпина10 и других.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество коллек тивных трудов и монографий, посвященных истории РПЦ, региональная наука затронула данную тему только в последнее время11.

В Северной Осетии и по России в целом увеличивается количество диссертационных исследований, посвященных истории Православной Церкви на местах12.

При историографическом анализе темы можно выделить несколько групп литературы. В первую группу включены те монографии и коллективные труды постсоветского периода, в которых истории РПЦ уделяется значительное внимание. К ним относятся следующие работы.

В 1992 г. была опубликована книга ныне покойного митрополита Ставропольского и Бакинского (позже — Ставропольского и Владикавказского) Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»13. В предисловии к книге говорится, что «работа... Владыки намечает круг проблем, заслуживающих серьезного внимания историков»14. Обзорный и вследствие этого далеко не полный характер представленных в исследовании митрополита материалов не позволяет считать сочинение профессиональным.

В 1998 г. иеромонахом Андреем (Морозом) была защищена диссертация на степень кандидата богословия по теме «История Владикавказской епархии». В 2003 г. в электронной сети был помещен сайт, созданный на основе данной работы15. В диссертационное исследование входит ряд прежде не публиковавшихся сведений.

Как пишет автор, «история Владикавказской епархии повествует о жизни той части Православной Церкви, которая существовала на Северном Кавказе с 1793 по 1922 годы. Надо признать, что Владикавказская епископская кафедра не принадлежала к числу первенствующих и потому исторические процессы, происходившие здесь, практически не влияли на жизнь Российской Церкви в целом. Тем не менее, обращение к ее истории поможет понять многие процессы в церковной и общественной жизни, происходящие сейчас на Северном Кавказе. Также необходимо отметить, что Владикавказская епархия занимала особое положение ввиду христианской миссии среди горских народов»16.

Период истории епархии, который охватывает сочинение — с 1793 г. (учреждение Моздокского викариатства) по 1923 г. Сочинение выстроено, как описание владикавказского периода биографий преосвященных владык. Собранный материал позволяет представить историю православия в Северной Осетии за более чем два века. К безусловным достоинствам работы следует отнести широкую документальную базу, подобранную автором, в т.ч. полевой материал. Автором не были соблюдены необходимые требования, предъявляемые к выдвигаемому на защиту результату научного исследования. Несмотря на это, работа иеромонаха Андрея (Мороза) вносит значительный вклад в раскрытие темы.

В 1999 г. увидела свет книга И.А. Сланова «Ардонская духовная семина-рия» . Через описание быта духовного учебного заведения автор знакомит читателя и с историей Православной Церкви в Северной Осетии. Семинария в 1918 г. была упразднена, соответственно местная церковная история в дальнейшие годы предметом исследования не являлась. Содержащиеся в работе данные позволяю осветить положение с церковным образованием в Терской области накануне революции.

В 2000 г. опубликована монография З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой «Дорога к Храму» . Это, как указано в аннотации, «первая попытка монографического исследования конфессиональных аспектов общественного быта Владикавказа». Православие в монографии рассматривается применительно лишь ко Владикавказу и только до 1917 г.

Монография З.В. Кануковой «Старый Владикавказ» носит характер краеведческого исследования. Хронологические рамки книги «охватывают период от основания Владикавказской крепости до Октябрьской революции (1784-1917 гг.). Этот временной срез включает присоединение Осетии к России, вовлечение местной экономики в российский хозяйственный комплекс, значительное усложнение этнической и социальной структуры населения»1 . В работе выделен раздел «Конфессиональные аспекты городской культуры», где рассматривается история храмового строительства во Владикавказе. Данный раздел весьма важен для нашего исследования, т.к. помогает представить, каковой была местная православная культура ко времени революций 1917 г.

Две указанные выше работы характеризуются научной новизной, подборкой актуальных материалов и достаточно полным раскрытием проблем конфессиональной истории Северной Осетии в период начала XX века. Показанная динамика процессов и сделанные авторами выводы позволяют представить общую структуру изменений, происходивших в Церкви, а также проанализировать потенциал Церкви.

Работа В.А. Шахбазова «Греки Владикавказа» посвящена истории проживания в городе конкретной этнической группы. Как указывает автор, «представители греческой общины города Владикавказа издавна являлись активными пропагандистами православия в Осетии и за ее пределами. Это прослежива ется как в участии греческих мастеров в строительстве культовых сооружений, так и в постройке храмов и церквей отдельными лицами на свои личные сбережения»20. Хронологические рамки исследования — первая половина XIX — конец XX вв. В городе Владикавказ существовала (и ныне возрождена) Греческая церковь, ряд греков были известными в Осетии церковнослужителями.

В сборнике научных трудов «Северная Осетия: история и современность» (Владикавказ, 2003. вып. III, IV) опубликован ряд работ по заданной теме. Это работы Хубуловой С.А. «Владикавказская епархия и ее архипастыри», Хубуловой С.А., Трусовой Е.М. «Некоторые аспекты деятельности РПЦ г. Владикавказа в 20-е гг. XX в.», Горобца А. «Религия и революция: от монархии к секте»; студенток М.Кануковой «Осетинская церковная интеллигенция. Колиев Алексей Виссарионович (Аксо Бесаевич)», Н.Торганчук, В.Хачатуровой «Православная церковь г. Владикавказа в первой трети XX в.».

В статье Хубуловой С.А. конспективно освещается история Православной Церкви в Северной Осетии с середины XVIII до конца XIX в. Подытожена работа следующим тезисом: «Весь исторический ход развития христианства на Кавказе... подтвердил, какое значение для дела христианства имели широкая просветительская деятельность церкви, учреждение широкой сети школ, строи-тельство храмов» . В коллективной работе С.А. Хубуловой и Е.Н. Трусовой последовательно раскрывается ход мероприятий советской власти в отношении РПЦ в республике. Первый этап - декрет об отделении церкви от государства. Следующей вехой обозначена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Подчеркивается тот факт, что отношение государства к церкви было неизменно негативным.

В сборнике «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа» опубликована статья А.А. Горобца «Конфискация драгоценностей РПЦ в Северной Осетии в начале 20-х гг. XX в.» В работе приводится историография вопроса, сделаны приблизительные оценки количеству изъятой собст-венности РПЦ в церквях Северной Осетии .

Отдельная группа - это работы ряда авторов по истории гражданской войны на Северном Кавказе. Не посвященные специально истории РПЦ в регионе, данные исследования содержат ряд материалов, детализирующих политику Советов на Кавказе в 1918 — начале 20-х гг. Это воспоминания современников и участников войны И. Борисенко, Н. Буркина, К. Бугаева, А. Дьякова, Д. Литвинова и др. Подробный анализ этих и других работ по истории гражданской войны на Северном Кавказе содержится в монографии Н.Д. Малиева «Советская историография Октябрьской социалистической революции и гражданская война на Тереке (1918 - 1978 гг.)». Эти работы были использованы, поскольку, как указывает профессор М.А. Магомедов, «в ряде вопросов ближе к истине оказались именно исследователи 20-х годов. Оценивая роль отдельных национальностей, национальных революционно-демократических организаций, религии и религиозных деятелей, историки тех лет (очевидцы, а нередко и участники событий) писали по свежим следам, не упрощая сложной и часто противоречивой картины революции в северокавказском крае»24.

Статья Блиева М.М. и Беликовой H.IL «Материалы по истории комсомо ла Северной Осетии (1918-1925 гг.)» посвящена деятельности комсомольской организации «Спартак» в Осетии. Авторы приводят воспоминания В.А. Кудрявцева, одного из первых председателей Владикавказского комитета КСМ: «Спартаковцы вели революционную пропаганду среди молодежи и на окраинах, и в центре — в школах. Приходилось взрывать всякие "культурно-экономические" организации гимназий, реальных училищ» . В статье уделено внимание участию комсомола в борьбе с религией.

Работа Г.А. Тиджиева «Різ истории борьбы трудящихся Северной Осетии за советскую власть в 1917-1920 гг.» посвящена истории «борьбы трудящихся... происходившей в одном из важных районов Северной Осетии - в Алаги-ре» . В работе рассматривается также деятельность контрреволюционной организации Алагира, в которую входили несколько священнослужителей.

В работе И.И. Рехвиашвили «Культурное строительство в Горской рее публике (1920-1924 гг.)» освещены изменения, произошедшие в системе народного образования и в культурной жизни Северной Осетии непосредственно после восстановления советской власти. Так, внимание уделяется народному образованию накануне революций 1917 г. (в т.ч. системе церковно-приходских школ); процессу упразднения преподавания закона Божия в школах области; отделению церкви от государства и школы от церкви и др.

К теме исследования относятся так же две работы СП. Тумасовой: «Комсомольские организации национальных районов Северного Кавказа в борьбе за раскрепощение горянок (1920-1924 гг.)» и «Вовлечение горской молодежи Северного Кавказа в советское строительство (1920-1924 гг.)»30. В этих статьях рассматривается ход антирелигиозной деятельности молодежных советских объединений в первые годы советской власти на Кавказе.

Церковная периодика представляет также большой интерес. Однако необходимо отдавать отчет, что как таковой церковной прессы в период 1917-1943 гг. не существовало.

Выходившие до 1917г. «Владикавказские Епархиальные Ведомости» являются неоценимым подспорьем для исследователя. «Ведомости» издавались с 1895 г., момента, когда Владикавказская епархия стала автономной от Грузинского экзархата.

В настоящее время в республике выходит ежемесячная газета «Православная Осетия» (первый номер газеты вышел в июле 2001 г.). В газете продолжаются традиции православной публицистики, заложенные епархиальным журналом прошлого века. Также с начала 90-х гг. в республиканской прессе появляется ряд материалов по истории местной церкви31.

В опубликованных «Записках псаломщика Кудзага Акоева» содержатся интересные данные по теме. Это краткие записи, которые псаломщик делал в период между 1906-1933 гг. Как указано в предисловии, публикуемый материал «является по существу документальным свидетельством времени, написанным человеком незаурядной наблюдательности... в смутную эпоху — от ожидания революции до ее страшных последствий»32.

Опубликовано несколько сборников документов, в которых содержатся фактические данные по теме. Ниже они представлены в порядке их выхода из печати.

Сборник документов «Под знаменем Ленина»33, как указывают его составители, «является первой попыткой собрать воедино документальные материалы, вышедшие из-под пера В.И. Ленина или написанные по его указанию и имеющие отношение к Осетии» . В ряде документов затрагивается вопрос об отношении большевиков к религиозному вопросу в период 1917-1924 гг.

Документы и материалы, вошедшие в сборник «Революционные комитеты Терской области в борьбе за восстановление и упрочение Советской власти»35, «отражают почти все стороны деятельности ревкомов Терской области с октября 1919 г. по август 1920 года»36. Это, например, документы о реквизиции причтовых земель (док. №209), об отмене преподавания закона Божия в школах Теробласти (док. №319), о проведении в жизнь декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (док. №322) и др.

В краеведческом сборнике документов «История Владикавказа (1781-1990 гг.)»37 приводятся материалы по истории столицы республики, в том числе храмовому строительству, конфессиональным отношениям; документы советской власти в отношении религиозных организаций.

Документальная подборка «Русская Православная Церковь и коммуни-стическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы» является новейшим хрестоматийным пособием по проблеме. В сборнике публикуются документы из нескольких фондов центральных и областных архивов: Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге39.

В двухтомном сборнике документов «Политбюро и церковь»40 опубликованы материалы по религиозной политике Советов в 1922-1925 гг. Данные сборника освещают проблему секуляризации ценностей Православной Церкви, инспирирование государственными органами обновленческого раскола (в т.ч. в Горской республике), процесс над Патриархом Тихоном.

При написании диссертации в качестве источниковой базы исследования был использован ряд прежде не публиковавшихся документов фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А); Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований (ОРФ СОИГСИ); Государственного архива Ставропольского края (ГАСК).

В ходе анализа источников, использованных для написания работы, были выделены следующие группы.

1. Официальная делопроизводственная документация. В данную группу включены документы следующих фондов: ЦГА РСО-А. Ф.р. -1 — Войскового правительства Терского казачьего войска; Ф.р. 50 — Земельного отдела исполнительного комитета Владикавказского окружного совета депутатов трудящихся СОАССР; Ф.р. 56 — Исполнительного комитета Орджоникидзевского Совета депутатов трудящихся СОАССР; Ф. 143 — Владикавказской Духовной консистории; ОРФ СОИГСИ: фонды 1 - истории Осетии; 9 — религиозный; 22 — материалов по Горской ССР; 27 - материалов по истории РСДРП и 45 — по истории Северо-Осетинской партийной организации; ГАСК: Ф. 237 — Ставропольского Епархиального совета; Ф.р. 765 — Особой сессии народного суда при Ставропольском губернском Совете народных судей; Ф.р. 1150 - Терского губернского революционного трибунала.

В этих фондах содержатся указы, постановления, обращения, циркулярные распоряжения как органов церковной, так и светской власти, определяющие политику церкви и конфессиональную политику местных органов власти, отчеты о результатах агитационных антирелигиозных кампаний, проводимых советскими учреждениями.

2. Учетная документация. В документах Ф.р. 22 ЦГА РСО-А содержатся именные списки духовенства епархии, проживающих во Владикавказе на январь 1924 г.

3. Статистическая документация. Документы Ф.р. 56, Ф. 143 ЦГА РСО-А отражают сведения о численности организаций РКСМ по Горской республике, стратификация учительского персонала, об изменениях численности сектантских организаций в Северной Осетии, суммы собранных пожертвований, доходы церквей и монастырей епархии.

Исходя из степени научной разработанности проблемы, научная новизна исследования определяется следующим образом: выявлена роль РГЩ в Северной Осетии на переломе эпох - через революционные потрясения 1917 г., в годы гражданской войны и в первые годы советской власти; исследован процесс трансформации внутри церковного устройства под влиянием новых политических и правовых реалий; рассмотрен ход диалога между Церковью и государством; обнаружен ряд признаков, позволяющих определить причины тех или иных решений церковных и светских властей; показан экономический потенциал и моральный авторитет РГЩ в Северной Осетии накануне Февральской революции; охарактеризовано изменение степени влияния Церкви на общественную жизнь; раскрыт ход изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола в республике; изучена сущность и характер церковной политики органов государственной власти в период 1917-1924 гг.

В ходе работы были установлены определенные закономерности во взаимоотношениях церкви и государства в Северной Осетии. Данные диссертационного исследования возможно соотнести с текущей церковной политикой органов государственной власти в республике Северная Осетия-Алания. Последовательное рассмотрение принятых СНК Горской ССР декретов в отноше нии Православной Церкви позволяет выделить причины того или иного принимаемого решения и в целом — установить механизм принятия таких решений. Таким образом, теоретическая ценность исследования представляется очевидной.

На основе диссертационного исследования предполагается создание курса лекций для высших и средних учебных заведений (например, в рамках курса «Основы православной культуры»). Приведенные в работе данные могут быть использованы местными органами власти при выработке концепции сотрудничества с традиционными конфессиональными организациями. Фактический материал, приведенный в данной работе актуален для написания специальных работ по истории РПЦ в северокавказском регионе, в лекционно-просветительской деятельности.

Апробация работы. Результаты исследования были сообщены на научных конференциях:

Конференция «Религия в современном обществе» (27 февраля 2003 г. Организатор Центр социально-гуманитарного образования Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л. Хетагурова);

Конференция «Национально-государственное строительство на Кавказе и проблемы современных межнациональных отношений (XX-нач.ХХІ в.)», проходившей 7-8 февраля 2003 г. в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им.В.И. Абаева;

Научная конференция «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: IV «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа» (24-26 апреля 2003 г. Организатор Ставропольский государственный университет);

Конференция «Россия и социально-экономическое и культурное развитие Осетии» проходила 3 июня 2004 г. в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им.В.И. Абаева.

Итоги диссертационного исследования обсуждались на кафедре Отечест венной истории XX в. СОГУ им.К.Л. Хетагурова.

Структура диссертации обусловлена сущностью раскрываемой проблемы в конкретный исторический отрезок. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Положение Церкви накануне Февральской революции . Изменения в церковном устройстве после Февраля

Северная Осетия, форпост православия на Северном Кавказе, восприняла христианство весьма рано. Известнейший антиковед Ю.А. Кулаковский пишет, что «аланы, т.е. предки нынешних осетин были в X в. христианским народом»41. Профессором В.А. Кузнецовым приводятся следующие даты предполагаемого крещения алан.

I в. н.э. — в результате миссионерской деятельности Андрея Первозванного и Симона Кананита. Однако автор полагает эту дату легендарной и недостоверной. По другим сведениям, аланы приняли крещение от архиепископа Григория Просветителя (301-326 гг.).

Как более достоверные, автором называются даты V и VII вв. «Можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании во второй половине VII в... Это было первое серьезное знакомство алан с христианством и, вероятно, наиболее ранние акты крещения, еще не охватившие широкие массы населения»42.

Таким образом, к началу XX в. история христианства в Осетии насчитывала более чем тысячелетие.

Первая православная церковь в крепости Владикавказ была построена согласно указа Екатерины II наместнику Кавказа Г.А. Потемкину от 9 мая 1785 г.: «В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем Мы соорудить церковь православного нашего закона, употребя на оную и на украшение ея оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов определенной; комиссию же Осетинскую из Моздока перевести в губернский город [Екатериноград - А.Г.], но при том наблюдать, чтобы духовенство как той комиссии, так и церкви в крепости... не употребляли народом тамошним притеснений или принуждений»43.

Количество православных церквей в городе быстро увеличивалось. В 1852 г. в городе насчитывается четыре православных церкви44, в 1876 г. — шесть православных церквей и соборов45. К концу XIX в., после учреждения епархии, в ней - 128 церквей и соборов, из которых на территории Северной Осетии - 3746. В 1911 г. только во Владикавказе 20 православных церквей, соборов и часовен47. На территории же Осетии 59 православных церквей и часовен.

Естественно, что влияние православной культуры на повседневное бытие Осетии не ограничивалось только строительством храмов. В ведомстве РПЦ находился такой важнейший аспект жизни общества, как народное образование.

Октябрьский переворот: новые векторы церковной политики в Терской области

Октябрьский переворот явился событием, повлекшим глобальное, мировое переустройство. Естественно, что Церковь не находилась в стороне от этого процесса, запершись в башню из слоновой кости. Дисциплинированность, уважение к методам административного воздействия, исторически наследованные Церковью, умевшей найти общий язык с самыми разными государственными режимами113 позволили Церкви в данный период если не сотрудничать, то вести диалог и воспринимать Советскую власть, как эволюционное продолжение февральской эпохи. По разрозненным документам возможно составить картину - увы, далеко не полную — происходившего.

Выше говорилось, что отношение к религии и Церкви в обществе оставляло желать много лучшего. В циркулярном указе Владикавказской Духовной Консистории от 23(10) апреля 1918 г. говорится: «в станицах и в селах прихожане злобно настроены против духовенства... Если когда-либо, то в настоящее время пастыри церкви особенно должны проявлять себя в своей жизни и деятельности незлобиво и мудро, чтобы миссия их была исполнена кротости голубя и мудрости змеи»114.

Советы нашли значительную поддержку среди крестьянства — крупнейшей социальной группы, в том числе и в вопросах государственно-церковных отношений.

Одним из первых документов, определявших новые правила в диалоге мирской и духовной властей, стал декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 февраля 1918 г. Не упразднявший церковной организации как таковой, закон существенно урезал административные возможности РПЦ.

5 апреля 1918 г. был принят декрет «Об организации власти в Терской области». Ниже приводятся параграфы этого закона, связанные с регулированием правовых отношений в области свободы личности:

«В Терском крае обеспечивается полная свобода религиозного исповедания, объединение в религиозные общества домашнего и общественного богослужения.

Пользование гражданскими и публично-государственными правами не зависят от религиозного исповедания лиц, но пользование религиозной свободой не должно стеснять исполнение гражданских и государственных обязанностей...

Каждый имеет право свободно высказывать свое мнение при посредстве слова, печати и художественного изображения.

Всякое ограничение свободы слова и печати может последовать только от законодателей и ни от какой другой власти.

Все граждане без предварительного на то разрешения имеют право собираться на митинги или собрания для обсуждения всяких вопросов, не противных закону и общественным правам...

Каждому предоставляется право свободно избирать занятия и работы и право выступать в согласии с коллективом с отказом от работ...

Правом голоса при выборах и голосовании без различия пола, вероисповедания, национальности может пользоваться всякий гражданин, которому исполнилось 18 лет»115. Однако отношения между Церковью и светской властью обострялись независимо от принятия даже столь либерального законодательства.

В июле 1918 г. во Владикавказе прошел епархиальный Съезд, значительно менее представительный, чем весной 1917 г.

Значительное внимание в ходе съезда уделялось вопросу о передаче духовно-учебных заведений в ведомство Комиссариата Народного Просвещения. Съезд выражал недоумение по поводу законности подобного акта.

«Собрание полагает, что СНК Терской области при составлении вышеозначенного декрета имущества духовных и епархиальных училищ не считал ча-стною собственностью, каковой в действительности они являются; а потому и просит Терский областной СНК отменить названный декрет»116.

. Государственно-церковные отношения после восстановления советской власти на Тереке

Завершение гражданской войны ознаменовало новый период государственно-церковных отношений. Эскалация конфликта продолжалась. То, что в годы войны местное церковное руководство выступило на стороне белого движения, послужило поводом для последовавшей борьбы против РПЦ. Видный историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин подчеркивает: «На исходе Гра-жданскои воины в крайне затруднительном положении оказались священнослужители, находившиеся на территориях, занятых белыми армиями, и после поражения белых не сумевшие или не пожелавшие эмигрировать. Многие из них были осуждены за совершение молебных пений о победе белого оружия»183. Епископ Владикавказский и Моздокский Макарий оказался в числе последних.

Церковь, однако, была не только символом побежденного государственного строя, но расценивалась властями как инородное тело на территории рабоче-крестьянского государства; как конкурент в борьбе партии за идеологическую монополию. Поэтому власти ставили перед собой перечень задач, как то: ослабить влияние церкви на массы путем агитационно-пропагандистских мероприятий; прирастить объемы государственных средств путем секуляризации церковных ценностей; наконец — в принципе устранить присутствие какой бы то ни было конфессиональной организации на территории СССР (так, можно вспомнить обещание Н.С. Хрущева «показать вскоре последнего попа по телевизору»). Этими целями обуславливалась политика, проводимая органами советской власти.

После возвращения на командные высоты революционный комитет Терской области продолжает активную политику, направленную на упразднение Церкви. 21 апреля 1920 г. был опубликован приказ о запрете преподавания закона Божия в школах всех ступеней. Согласно нему, преподавание предмета отменялось, а законоучители освобождались от занимаемых должностей с 20 апреля . Через неделю, 28 апреля 1920 г. следует приказ Терского областного революционного комитета за подписью его председателя В.Квиркелия о проведении в жизнь декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»: «Во исполнение декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, республиканского №15 газеты рабочего и крестьянского правительства от 23 января 1918 г., Областной Ревком приказывает: 1) из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность устранить; 2) действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождать никакими религиозными церемониями; 3) религиозную клятву или присягу во всех государственных и иных публично-правовых общественных установлениях отменить и в необходимых случаях [заменить] торжественным обещанием; 4) ведение актов гражданского состояния исключительно поручить гражданской власти; 5) преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях, как обязательное, устранить, предоставив родителям учащихся, в случае их желания, на свой счет приглашать законоучителей соответствующих религиозных учений; 6) представить право религиозным обществам устраивать школы за свой счет для религиозного обучения желающих; 7) в виду того, что все имущество существующих в области церквей и религиозных обществ является народным достоянием, здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдать в бесплатное пользование соответствующих ре-лигиозных обществ»

Похожие диссертации на История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.)