Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Новые задачи культурной политики и эволюция общественного сознания населения СССР в годы Великой Отечественной войны 28-65
Раздел II. Особенности литературной и книгоиздательской деятельности в годы войны и их влияние на культурную жизнь советского общества в 1941-1945 гг 66-117
Раздел III. Культурные задачи советских образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны 118-162
Заключение 163-170
Список источников и литературы 171 -200
- Новые задачи культурной политики и эволюция общественного сознания населения СССР в годы Великой Отечественной войны
- Особенности литературной и книгоиздательской деятельности в годы войны и их влияние на культурную жизнь советского общества в 1941-1945 гг
- Культурные задачи советских образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Решение современных социокультурных задач требует от исследователей анализа исторического
/j| опыта проведения аналогичных мероприятий в переломные периоды
отечественной истории. Одним из таких судьбоносных этапов в жизни нашей страны стала Великая Отечественная война. Изучение опыта функционирования культурной сферы в критический период войны позволяет объективно оценить содержание и основные направления куль-
'я* турной политики Советского государства и правившей тогда коммуни-
стической партии, оценить их вклад в обеспечение победы над врагом и сохранения культурного потенциала советского общества. Все это делает предлагаемую тему исследования весьма важной и актуальной, имеющей не только большое научное, но и практическое значение.
Ш>
В годы Великой Отечественной войны немецкое командование одной из своих главных стратегических целей выдвигало задачу разрушения духовного пространства СССР, уничтожения основных советских культурных центров. В этих условиях сохранение культурного потенциала советского общества и использование художественного творчества в целях активизации борьбы с фашизмом рассматривалось в ряду главных социально-политических задач военного времени. В данной связи изучение вопросов организации культурного строительства в годы войны, анализ деятельности художественной интеллигенции и управления эвакуированными учреждениями культуры является актуальной научной проблемой, особая значимость которой состоит не только в исследовании ресурсов развития литературы и искусства, но и в оценке
(ф морально-нравственного настроя советского общества в 1941-1945 гг.
Историография развития советской культуры в период Великой Отечественной войны делится на несколько этапов: 1) 1941 - 1945 гг.; 2) 1945 - середина 1950-х гг.; 3) вторая половина 1950-х - конец 1980-х гг.;
4) начало 1990-х гг. - настоящее время.
На первом этапе (1941 - 1945 гг.) литература по данной проблема
тике носила преимущественно агитационно-пропагандистский и инфор-
\Щ мационный характер. Это были небольшие публицистические статьи в
периодической печати, ставшие в последствии основой многих брошюр, сборников по Великой Отечественной войне. В годы войны в свет вышел ряд статей, авторами которых являлись государственные и партийные руководители, литераторы, деятели сферы искусства, работники об-разования. Данные публикации в основном содержали отдельные сведения о состоянии и роли литературы и искусства во время войны и главным образом были направлены на определение роли художественной интеллигенции в новых условиях военного времени.
*
*
1 Работники науки и культуры против гитлеровского варварства. II Правда. 27
июля. 1941; Уничтожим фашизм! На митинге писателей Москвы // Литературная га
зета. - 29 июня. - 1941. - С. 1; Фашизм и интеллигенция // Литературная газета. - 20
июля. - 1941; Храпченко М. Советское искусство в дни войны II Литература и искус
ство. - 1 янв. - 1942. С. 3; А.Фадеев. Художественная интеллигенция в Отечествен
ной войне // Литература и искусство. - 1янв. - 1942. - С. 3; Советская интеллигенция
в Отечественной войне // Правда. - 24 янв. - 1942; Москвин И.М. Речь на антифаши
стском митинге в Москве 29 нояб. 1942 г. // Московский художественный театр.
Ежегодник, 1944. Т.1.—М., 1946 и др.
4 См.: Большаков И. Советское кино в дни войны // Правда. - 26 дек. - 1941; Открытие в Киргизии отделения Московской консерватории // Известия. - 5 дек. -1941; Театр на периферии // Литература и искусство. - 9 янв.- 1943. С. 1; Астахов И. Кинодраматургия военного времени//Новый мир.- 1944.-№ 11-12; Поспелов П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик. - 1942. - № 5. -С. 26 - 42; Первый театр киноактера // Литература и искусство. - 8 авг. - 1942. С. 3; Театральные студии // Литература и искусство. - 29 авг. - 1942. - С. 4. Михайловская Н.В. Глазами актрисы. - М.: Искусство, 1978. - С. 6.
2 Комаров В.Л. Работники науки и культуры против гитлеровского варварст
ва. -Ташкент, 1942.
В отечественной периодической печати военных лет выходили очерки и статьи, освещавшие работу театральных коллективов, участие творческой интеллигенции в военно-шефской работе, но особое внима-
{0 ние уделялось описанию масштабов материальной помощи, которую на-
правляли представители художественной интеллигенции в фонд обороны страны. Публиковались материалы, посвященные характеристике состояния отдельных видов искусства в это переломное время. Актриса Н.В. Михайловская в своих воспоминаниях писала: «Артисты, прошед-
\^г шие по дорогам войны, как правило, редко делятся своими фронтовыми
впечатлениями. Лишь иногда, в газетах и журналах появляются статьи на эту тему, выходят отдельные сборники».4
Первыми работами, раскрывающими некоторые аспекты деятельности творческой интеллигенции в условиях военного времени, стали публикации СВ. Кафтанова и Е. Ярославского.5 Для всех публика-
~ ций военных лет характерна идеологическая направленность. Эти ра-
боты характеризуются довольно узкой источниковой базой, имеют явный недостаток в аналитической части. Однако публикации военных лет содержат интересный фактический материал, который является одним из основных источников, исследуемых современными историками.
3 См.: Большаков И. Советское кино в дни войны // Правда. - 26 дек. - 1941;
Открытие в Киргизии отделения Московской консерватории // Известия. - 5 дек. -
1941; Театр на периферии //Литература и искусство. - 9 янв.- 1943.-С. 1; Астахов И.
Кинодраматургия военного времени//Новый мир.- 1944.-№ 11-12; Поспелов П. Со
ветская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик. - 1942. - № 5. -
С. 26 - 42; Первый театр киноактера // Литература и искусство. - 8 авг. - 1942. - С. 3;
^\ Театральные студии // Литература и искусство. - 29 авг. - 1942. - С. 4.
Михайловская Н.В. Глазами актрисы. - М.: Искусство, 1978. - С. 6.
5 Кафтанов С. В. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. -М.: Госполитиздат, 1945; Ярославский Е. За культуру - против фашистского варварства. - Ташкент: Госиздат УзССР, 1942.
На втором этапе (1945 - середина 1950-х гг.) самоотверженный
труд художественной интеллигенции в период Великой Отечественной
войны получил освещение в ряде исследований. В обширной и многооб-
(Щ разной историографии Великой Отечественной войны данного периода
появились работы, посвященные проблеме эвакуации работников искус
ства, встречаются сведения о работе книжных издательств, различных
художественных коллективов. К этому времени относится издание ряда
важных документов по теме. Например, выходят в свет сборники зако
ні нов и постановлений Советского государства в годы Великой Отечест
венной войны, где содержится документальный материал о направлени
ях культурного строительства. Во второй половине 1940-х гг. издаются
работы, отражающие историю развития определенных видов искусства.
Важным шагом на пути изучения художественной культуры в годы Ве
ликой Отечественной войны являлось издание в 1946 г. «Театрального
1Ш' альманаха» - сборника статей и материалов, в котором впервые был
приведен полный перечень всего репертуарного плана ведущих теат
ральных коллективов в военный период на территории СССР.8
Значительный интерес для исследователей художественной куль
туры представляет сборник статей «Ленинградские театры в годы Вели-
ІАлі кой Отечественной войны», опубликованный в 1948 г. под редакцией
6 Важнейшие законы и постановления Советского Государства за время Великой Отечественной войны. - М.: Воен. изд. НКО СССР. 1946.
«7
Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. - Чкалов, 1948; Ждан В.
Военный фильм в годы Великой Отечественной войны. - М.: Госкиноиздат, 1947;
Резник О. О некоторых чертах советской литературы в годы Великой Отечественной
лЛ\ войны // Советская литература: Материалы совещания-семинара преподавате лей
советской литературы педагогических институтов. - М.: Учпедгиз, 1947; Перцов В.О. Подвиг и герой. Этюды о советской литературе. - М.: Советский писатель. -1946.
8 Театральный альманах: Сб. статей и материалов. - Т. 1. - Ч.З. - М.: ВТО. 1946.
Т.Я. Карской. В нем был издан ряд публикаций, авторами которых являются сотрудники и артисты крупнейших театральных коллективов. Приводятся факты из жизни театров в первые дни войны, во многих
Щ статьях рассказывается об эвакуации учреждений в далекий тыл, о труд-
ностях, связанных с переездом и работой на новых местах, передается общая атмосфера жизни в те годы.9 В литературе послевоенного десятилетия информация о работе художественной интеллигенции в условиях войны была довольно скудной и ограничивалась отдельными примера-
^г ми> отражающими, как правило, материальную помощь фронту со сто-
роны работников искусства.
Большинство работ отечественных историков послевоенного пе-
9 Беньяш Р. Театр музыкальной комедии // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 259 - 276; Бурлаченко А. Городской драматический театр // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны.
М.-Л., 1948. - С. 291 - 303; Горяинов Н. Государственный Ордена Ленина Академический Малый театр // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны.
М.-Л., 1948. - С. 167 - 177; Дрейн С. Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Академический театр драмы им. А.С. Пушкина// Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны — М.-Л., 1948. — С. 99 - 163; Зеньковская Т., Рябинкин С. Большой драматический театр им. М. Горького// Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 225 - 256; Макарьев Л. Театр юных зрите лей // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. -М.-Л., 1948. - С. 317 - 353; Серебря ков Н. Государственный театральный институт// Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 451
479; Чежегов М. Театр имени Ленинского комсомола // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 279 - 287; Флоринский Г. Театр комедии // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 181 - 222; Франгопуло М. Государственный Ордена Ленина Академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948. - С. 53 - 95; Шапиро Р. Новый театр // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1948.
риода посвящено военным событиям. В центре внимания исследовате
лей были особенности Великой Отечественной войны, ее периодизация,
проблемы военной экономики, массовый героизм советских людей на
<Щ фронте и в тылу, организаторская и идеологическая работа партии, все-
мирно-историческое значение победы Советского Союза. Но так как основные документы и материалы еще не отложились в архивах, главными источниками, опубликованных в те годы работ, определявшими их содержание были речи, доклады, приказы руководителей КПСС, воена-чальников и т.д. Исключением можно считать монографию И.Г.Большакова «Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны»,10 в которой автор раскрывал особенности создания фильмов военного времени. В целом историография художественной интеллигенции послевоенного десятилетия отличается преобладанием работ искусствоведческого характера, в которых часто дублируется материал.
Со второй половины 1950-х - до середины 1980-х гг. начинается новый этап в разработке многих тем Великой Отечественной войны. У исследователей появилась возможность привлекать ранее неизвестные архивные материалы, и смелее исследовать малоизученные стороны войны. В послевоенные годы историкам удалось накопить документальный материал, по-новому осмыслить и понять события военных лет в их совокупности. Для этого периода историографии характерно разнообразие тем исследований. Со второй половины 1950-х гг. начали издаваться работы биографического и автобиографического характера.11 На
Большаков И.Г. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. - М.: Госкиноиздат, 1950.
Вайнкоп Ю. Композиторы и музыковеды Ленинграда на «Большой Земле»// В годы Великой Отечествен ной войны: Воспоминания. - Л. ,1959. - С. 78 - 82; Муза-левский В. Ленинградские композиторы в Узбекистане // В годы Великой Отечественной войны. - Л., 1959. - С. 83 - 93; Образцова А.Г. Театр имени Моссовета. Очерк
основе большого фактического материала авторы писали, как менялось творчество советских композиторов в 1941-1945 гг. В 1957 г. вышла в свет работа М.П. Кима «40 лет советской культуры», в которой автор
'щ> анализирует основные направления в развитии культуры военного пе-
риода, на основе источников демонстрирует изменение тематики литературных произведений, определяет ключевые культурные события военных лет.12
Интерес представляют опубликованные работы Л.В. Максако-
Л* вой,13 в которых впервые исследуется деятельность фронтовых теат-
»
ральных коллективов. Заметным вкладом в изучении культурного строительства периода Великой Отечественной войны стали работы П.К. Суздалева,14 в которых автор проанализировал работу всех видов и жанров изобразительного искусства эпохи. В данных публикациях рассмотрены основные направления деятельности советских художников. Автор освещает масштабы и значение военной карикатуры в рамках всей страны. История военной деятельности художников Поволжья была отражена в мемуарной литературе А.Б. Заславского, где автор пред-
'ё
к*
творческого пути. - М.: Искусство, 1959.
12 Ким М.П. 40 лет советской культуры. - М: Гос. изд-во полит, лит., 1957.
13 Максакова Л. В. Культурно-просветительные учреждения в первые годы
Великой Отечественной войны 1941-1943 гг. // История СССР. - I960. - № 3. - С. 88
- 100; Она же. Театр - фронту. 1941 - 1945 // История СССР. - 1965.-№3.-С. 137-145.
14 Суздалев П.К. Подвиг народа - главная тема изобразительного искусства //
Советская культура в годы Великой Отечественной войны. - М., 1976.; Он же. Со
ветское искусство периода Великой Отечественной войны. - М.: Советский худож
ник, 1965; Он же. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и
первые послевоенные годы. - М.: Изд-во Академии худ. СССР, 1963; Он же. Худож
ники Москвы в годы Великой Отечественной войны // Московские художники в дни
Великой Отечественной войны. - М., 1981.
ставил яркие характеристики событий и дал им свои оценки.15 По
явление перечисленных работ стало началом целенаправленного интере
са исследователей к теме художественной интеллигенции.
( В 1960 - 1970-е гг. появляется целый ряд кандидатских исследова-
(
ний, посвященных развитию культуры и искусства в национальных республиках.16 В этих работах, как и во всей литературе данного периода, главное внимание уделяется росту кадров советской интеллигенции, ее идейно-политическому воспитанию, рассматриваются на новом фактическом материале вопросы художественного творчества в годы войны.17 В 1960-е гг. появляется «История Великой Отечественной войны
15 Заславский А.Б. Вспоминая годы грозовые: Записки художника. - Саратов:
Приволжское кн. изд., 1969.
*
#
16 См., напр.: Калымбетов Ж. Борьба Коммунистической партии за пере
стройку промышленности Узбекистана на военный лад в годы Великой Отечествен
ной войны: Дис... канд. ист. наук. - М, 1955; Сечкина Л.П. Трудовой подвиг Тад
жикского народа в годы Великой Отечественной войны: Дис... канд. ист. наук. - М.,
I960; Меликулов Р. Развитие культуры Узбекистана в годы Великой Отечественной
войны Советского Союза (1941 - 1945): Дис... канд. ист. наук. - Ташкент, 1963; Аху-
нова P.P. Советская интеллигенция Узбекистана в годы великой Отечественной вой
ны (1941 - 1945 гг.): Дис. канд. ист. наук. - Ташкент, 1975.
17 Веселов Г.П. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной
войны (1941 - 1945): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1966; Лихоманов МИ. Хозяйст
венно-организаторская работа партии в тылу в первый период Великой Отечествен
ной войны. 1941 - 1942 гг.: Дис... канд. ист. наук. - Л., 1970; Арсеньев В.И. Опыт ор
ганизации и управления военной экономикой СССР в первый период Великой Оте
чественной войны: Дис... канд. ист. наук. - М., 1973; Луке Г.А. Вклад научной и ин-
:f^ женерно-технической интеллигенции Поволжья в укрепление тыла и оказание по-
мощи фронту в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945.: Дис.... канд. ист. наук. - Куйбышев, 1980; Зорина Р.Ф. Решение партией проблемы размещения на Урале эвакуированных предприятий и населения в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - 1942 гг.): Дис. ...канд. ист. наук. - Челябинск, 1985.
Советского Союза, 1941 - 1945»,18 публикуются фундаментальные кол
лективные исследования о литературе, искусстве военного периода,19
проблемах советского тыла. Авторы данных изданий предприняли по-
($ пытку комплексного осмысления вопросов культуры в масштабах стра-
ны, однако многие выводы имеют односторонний характер. Для исследователей художественной интеллигенции интересный материал содержится в отдельных главах, где характеризуется труд работников искусства, отмечается как изменялся творческий репертуар по сравнению с довоенным периодом, характеризуются новые произведения, созданные в годы войны. В 1977 г. была издана хроника событий культурной жизни военных лет «Культурная жизнь в СССР. 1941 - 1950», которая осветила последовательность событий культурного характера в годы войны.
В 1982 г. в свет вышел последний том энциклопедического издания «История второй мировой войны 1939 - 1945», которое издавалось с 1973 г.22 На примерах отдельных территорий, в том числе и националь-
18 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945. -
М., 1963.
19 История Советского драматического театра: В 6 т. Т.5. 1941 - 1953 гг. - М:
Наука, 1969; Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1941 - 1960 гг.
1945 гг.: Документы и материалы. Хроника военных лет. Архитектурная печать. -М.: Наука, 1978; История музыки народов СССР. Т.З. 1941 - 1945. - М: Советский композитор, 1972.
20 Васильев А.Ф. Советский тыл в Великой Отечественной войне // Вопросы
истории. - 1966. — № 6. — С. 138- 147; Кузница победы: Подвиг тыла в годы Вели
кой Отечественной войны. Очерки и воспоминания. - М: Политиздат, 1980. Беликов
{Щт A.M. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. — М, 969; Он же. Тыл
кует победу. - М.: Знание, 1965.
21 Культурная жизнь в СССР. 1941 - 1945. Хроника. - М: Наука, 1977.
22 История второй мировой войны. 1939 - 1945 / Под ред. Д. Ф. Устинова: В
12 т. - М.: Воениздат, 1982.
ных республик историками рассматривались вопросы творческой и общественно-политической жизни представителей художественной интеллигенции, а также освещались направления работы творческих союзов,
Ї'Ш учреждений искусства. Много интересных работ было опубликовано по-
волжскими историками, активно публиковались различного рода источники.
В 1980-е гг. отечественные историки впервые отметили особую роль художественной интеллигенции в военный период. Ранее творче-
\Щ екая деятельность работников искусства рассматривалась в основном в
контексте идеологической работы ВКП (б).
В начале 1980-х гг. появились издания Академии наук СССР о ли
тературе, театре, кино и музыке, подготовленные филологами и искусст
воведами. Рассмотренный период стал наиболее наукоемким и в плане
расширения базы исторических знаний по проблемам изучения развития
^* культуры военного времени. Культура советского периода оценивается в
»
Храмков Л. В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - Саратов, 1973; Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья 1941 - 1945. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1980. - С. 62 - 66; Филиппов Б.М. Музы на фронте: Очерки, дневники, письма. - М.: Советская Россия, 1975; Храмкова Н.П. Художественная интеллигенция Среднего Поволжья в годы войны 1941 - 1945 // В грозные годы: Научные труды. Т. 156. - Куйбышев, 1975.
24 Ленинградский Государственный ордена Ленина академический Малый
Оперный театр. - Л. 1961; Академический Ордена Трудового Красного Знамени театр
им. Моссовета. - М: Искусство, 1973; Ленинградская филармония. Статьи. Воспоми
нания. Материалы. - Л.: Музыка, 1972; Музыка и музыканты на фронтах Великой
Отечественной войны: Статьи. Воспоминания. - М.: Музыка, 1978.
25 Большаков А.В. Жилищно-бытовые условия рабочих и служащих в годы
Великой Отечественной войны (1941 — 1945)// Материально-бытовое положение
трудящихся Урала в условиях социализма (1937 - 1975). - Свердловск: Изд-во Ур.
ун-та, 1981.-С. 32-44.
целом как прогрессивное явление духовного потенциала страны.
Во второй половине 1980-х гг. в отечественной историографии начали изменяться приоритеты исторических исследований. Были пересмотрены многие уже сложившиеся к тому времени позиции и оценки в исследованиях, в научный оборот были введены новые комплексы документов, которые в значительной степени изменили представления о ранее изучаемых вопросах истории Великой Отечественной войны. Все более широкий круг исследователей стал обращаться к теме интеллигенции. Сложились научные школы и коллективные центры разработки проблем интеллигентоведения: в Екатеринбурге (М.Е. Главацкий), Иванове (B.C. Меметов), Новосибирске (В.Л. Соскин, С.А. Красильни-ков), Кемерово, а так же в Санкт-Петербурге (С.Н. Полторак). В последние десятилетия был проведен целый ряд научных конференций, посвященных военной тематике.
Во второй половине 1980-х гг. вопросы Великой Отечественной войны стали предметом обсуждения научных конференций, материалы которых были опубликованы.28 Активное обсуждение привело к новому
РСФСР - фронту. 1941 - 1945. Документы и материалы Глав архив РСФСР,
(Щ ЦГА РСФСР, ЦГАНХ СССР, Ин-т ист. СССР АН СССР.- М.: Советская Россия,
1987; Культурное строительство на Среднем Урале: Сб. документов 1941 - 1977. -Свердловск: Ср.Урал. кн. Изд-во., 1987; Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы. Т. 3.1941 - 1945 / Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР. М., 1989.
27 Интеллигенция современной России: духовные процессы, исторические
традиции идеалы. Тезисы докладов XIII международной научно-теоретической кон-
^л ференции 26 - 28 сентября 2002 г. - Иваново, 2002. - С. 30.
Вопросы становления и развития советского общества в отечественной ис-ториофафии: Межвуз. Сб. статей. - М.: МГИАИ, 1986; Вопросы истории и историо-фафии Великой Отечественной войны: Межвуз. сб. / Под. Ред. И.А.Росенко, ГЛ. Соболева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
всплеску научного интереса к теме на региональном материале. В 1988
г. печатается двухтомное издание «Ленинградская консерватория в вос
поминаниях». Данная книга содержит большой фактический материал о
Ф пребывании и работе музыкантов в эвакуации, о влиянии их на культуру
восточных регионов страны, о масштабах военно-шефской работы.30 В этот же год вышла работа А.И. Манаенкова, где автор рассказывает о переменах в области науки, техники, культуры в условиях войны.31
Изменение историографической ситуации произошло в начале 1990-х гг. Значительный импульс для исследований дали новые издания документов военной поры, которые долгое время хранились в архивах под грифом «секретно» и были недоступны не только массовому читателю, но и профессиональным историкам.
Богдашина Ю.В. Художественная интеллигенция Восточной Сибири в пе-
ґЖ: риод Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Дис... канд. ист. наук. - Ир-
кутск, 1987; Куандыкова С.А. Художественная интеллигенция Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945): Дис. ... канд. ист. наук.- Алма-Ата, 1987; Герасимова Н.П. Историография творческой деятельности театральных коллективов в годы Великой Отечественной войны // Вопросы становления и развития советского общества в отечественной историографии. - М., 1986.
Арапов Б. А. Былые годы // Ленинградская консерватория в воспоминани-
Щ ях: В 2-х кн. - Л.: Музыка, 1987. Кн.1. - С. 130 - 134; Серебряков П.А. Развивать
славные традиции // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2-х кн. - Л.: Музыка, 1987. Кн.2. - С. 79 - 83; Островский АЛ. В годину испытаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2-х кн. Кн. 2. - Л.: Музыка, 1988. - С. 5 - 13.
31 Манаенков А.И. Культурный фронт в годы Великой Отечественной войны.
— М.: Знание, 1988.
,*^ 32 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б),
ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 / Под ред. А.Н.Яковлева; Сост. А. Артизов, О.Наумов. - М.: МФД, 1999; Великая Отечественная война. 1941 -1945. События. Документы: Краткий ист. справочник/Ред. О.А. Ржешевский; Сост. Е.К. Жигунов. - М.: Политиздат, 1990; Политическая история XX века. Документы,
Было продолжено исследование деятельности художественной интеллигенции Поволжья в 1941 — 1945 гг.33 Особое внимание следует уделить ряду публикаций саратовского историка Д.Б. Баринова, который занимается изучением деятельности саратовской интеллигенции в годы войны. 4 В своих работах автор не только подробно анализирует особен-
'#
#
материалы, комментарии. 1917 - 1945. Вып.2.: Учеб. пособие / Сост. И.Ю Заорская, М.В. Зотова, И.В. Чапайкин. - М.: Изд-во МГПУ.1998; Русский архив: Великая Отечественная: Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне. 1941 - 1945гг.: Документы и материалы. Т.2. - М: Терра, 1998.
-JO
Баринов Д. Б. Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности): Дис.... канд. ист. наук. - Саратов, 1991.; ХрамковаН.П. Деятельность Куйбышевской студии кинохроники и кинообслуживания населения в 1941 -1945 гг.//Проблемы истории Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. Вып. 2.-Самара, 1996.-С.46-48.
34 Баринов Д. Б. Основные направления и проблемы профессиональной деятельности творческой интеллигенции Поволжья в военный период 1941 - 1945 // Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: Проблемы истории тыла. Межвузовский сб. науч. тр. / От вред. Л. В.Храмков. - Самара, 1993. - С. 25 -47; Он же. Саратовские театры в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.// Проблемы философии, истории, культуры: Межвузовский сб. - Саратов, 1996. — С. 80 — 86; Он же. Саратовская художественная интеллигенция в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.: Историографический аспект// Историк и историография: Материалы научной конф. - Саратов: СарГУ, 1999. - С. 51 - 55; Он же. Современный этап изучения деятельности российской творческой интеллигенции военного периода 1941 — 1945 гг. в отечественной и зарубежной историографии // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Вып. 2. - Самара, 1996. - С. 7 - 8; Он же. Творческая интеллигенция Саратова в первый период Великой Отечественной войны 1941 - 1942 гг.//Вопросы отечественной и всеобщей истории: Сб. ст. молодых историков Саратова. - Саратов: изд-во Саратов, ун-та, 1991. - С. 88 - 94; Он же. Художественная интеллигенция российской провинции и власть в военный период 1941 - 1945 гг.// Интеллигенция, провинция, отечество: проблемы
#
ности деятельности саратовской художественной интеллигенции в условиях войны, но и рассматривает процесс перемещения столичных работников искусства в Поволжье. Он характеризует изменения в репертуарных планах театров местных и прибывших коллективов, пишет о перемещениях саратовских учреждений искусства, которые были вызваны приездом большого количества эвакуированных. Особо необходимо отметить работы Баринова, освещающие историографию изучаемой им проблемы. Автор рассматривает, как изучались вопросы, связанные с деятельностью художественной интеллигенции в отечественной историографии вплоть до середины 1990-х гг.
Деятельность художественной интеллигенции Поволжья подробно освещена в работах Н.П. Храмковой и Е.Л. Храмковой.35 В 1990-х гг. художественная интеллигенция является предметом исследования уральских историков. Наиболее интересны труды А.В. Сперанского и В.Н. Унгвицкого.36 Вопросы истории интеллигенции и духовной жизни
>
истории, культуры, политики. Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 24 - 25 сентября. 1996 г. - Иваново: ИГУ, 1996. - С. 442 - 444; Он же Проблемы изучения деятельности творческой интеллигенции России военного периода в отечественной историографии // Россия в 1941 -1945 гг.: Проблемы истории и историографии. - Самара, 1995. - С. 29 - 38.
Храмкова ЕЛ. Культура России в годы Великой Отечественной войны в до
кументальных публикациях // Российский исторический журнал. - 1996. - № 3. - С.
28 - 32; Она же. Тыл в России в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.:
Библиографический указатель литературы. - Самара, 2000; Храмкова Н.П. Деятель
ность Куйбышевской студии кинохроники и кинообслуживания населения в 1941 -
1945 гг. //Проблемы истории Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. Вып. 2.
Ш - Самара, 1996. - С. 46 - 48.
Сперанский А.В. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны: Дис. ... д-ра ист. наук. - Екатеринбург, 1997; Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945. - Екатеринбург: УрОРАН, 1996; В.Н. Унгвицкий. Культурная жизнь на Урале в годы Великой Отече-
страны военных лет нашли отражение в работах Н.И. Кондаковой, В.Н. Майна. Авторы подробно освещают основные направления развития искусства военных лет.
іШ, В 1990-е гг. продолжались публикации мемуаров и воспомина-
ний. Деятельности писателей и литераторов посвящена работа Д.Л. Ба-биченко.39 Автор анализирует насколько свободно в годы войны могли заниматься литературным творчеством советские писатели, приводит факты, связанные с работой Союза советских писателей. Наиболее пол-
Щ^; ная информация по данной теме освещена в работах Л.А. Пинегиной.40
Необходимо особо выделить монографию Л.А. Пинегиной «Художественная культура как фактор Великой Победы. 1941 — 1941 гг.», в которой автор впервые дает полный анализ не только работы крупнейших учреждений искусства в тыловых регионах страны, но и очень подробно описывает деятельность многих эвакуированных коллективов на новых
~ местах. Данная работа основана на большом фактическом материале с
привлечением целого ряда источников (архивы, периодика).
Для исследований 1990-х гг. характерно, прежде всего, рассмотрение деятельности интеллигенции в отдельных регионах СССР.41 А.Б.
ственной войны 1941 -1945: Уч. пособ. по спецкурсу. - Пермь: Перм, ун-т, 1994.
Ш] 37
^^ Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война.
1941 - 1945 гг. — М, 1995; Кондакова Н.И., Майн В.Н. Интеллигенция России 1941 -1945 гг.-М: Луч, 1995.
Памфилов Р.К. Эвакуация // Труд. - 1995. - 4 мая; Тараховская Е. Москва -Ташкент - Москва//Московская правда. - 1995. - 12 июля. - С. 5.
39 Бабиченко Д. Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х гг. под
^^ политическим контролем ЦК. - М.: ИЦ «Россия молодая», 1994.
Пинегина Л. А. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. - М.: Знание, 1997; Она же. Художественная культура как фактор Великой Победы. 1941 - 1945.-М.: Диалог-МГУ, 1997.
41 Жумашев P.M. Развитие социалистической культуры в Казахстане в годы
Есимова в своей работе уделяет основное внимание изучению аспектов
развития и взаимообогащения культур народов Казахстана.4 В рамках
региональных исследований имеются работы, где рассматривается це-
(Щ лый комплекс вопросов, касающихся деятельности художественной ин-
теллигенции в 1941 - 1945 гг.43
Организационные основы культурного строительства и содержа-
ние деятельности художественной интеллигенции рассмотрены в диссертационной работе А.В. Сперанского.44 В исследовании И.В. Горбули-ной45 освещены вопросы культуры, идеологии, жилищной политики и системы здравоохранения СССР в годы войны. Интеллигенция России в отечественной историографии стала объектом докторского исследования Е.И. Самарцевой.46 Л.А.Кошелева обратилась к теоретическим вопросам и рассмотрела природу интеллигенции, генезис данного понятия, дина-мику и содержание социокультурной функции интеллигенции. Объяс-
Великой Отечественной войны (1941 - 1945): Дис... канд. ист. наук.- М, 1990.
Есимова А.Б. Демографические процессы в Казахстане в годы Великой Отечественной войны: Дис.... канд. ист. наук.- М, 1999.
Баринов Д. Б. Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности): Дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 1991; Шальное М.Ю. Общественно-политическая роль художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (на материалах областей и автономных республик Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья): Дис... канд. ист. наук. - Н.-Новгород, 1991 44 Сперанский А.В. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны: Дис. ... д-ра ист. наук. - Екатеринбург, 1997.
Горбулина И.В. Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной войны (на материалах Сибири): Дис... канд. ист. наук. - М., 2001.
Самарцева Е.И. Интеллигенция России в Отечественной историографии (1917 - 90-е гг. XX в.): Дис. ...д-ра ист. наук. - Тула, 1999.
Кошелева Л. А. Интеллигенция как феномен русской культуры: Дис. канд. ист. наук. - М, 2000.
нение понятия «художественная интеллигенция» дала в своей работе
М.Р. Зезина. Роль инженерно-технической интеллигенции Поволжья была подробно рассмотрена в работах A.M. Горевой и Г.А. Лукса.49
Очевидно, что объем исследований и вовлеченного в научный
оборот источникового материала по истории Великой Отечественной
войны уже довольно велик и представляет собой немалый интерес.
Однако, комплексный анализ источникового и историографического по
тенциала проблематики Великой Отечественной войны (несмотря на ог-
Ш ромное количество исследований) позволил Ю.В. Сигачеву51 в своем ис-
следовании утверждать, что имеется целый ряд неизученных вопросов. Например, по мнению автора, недостаточно исследованы Постановления ГКО, приказы Наркома обороны, телеграммы Председателя ГКО, донесения И.В.Сталину, открытыми остаются вопросы культурного строительства в оккупации, вне поля зрения историков оказались проблемы эвакуации художественной интеллигенции как социально-
48 Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е-
60-е гг.: Дис... д-ра ист. наук. М, 2000.
49 Горева A.M. Вклад инженерно-технической интеллигенции Горьковской
области в победу над фашистской Германией: Дис. ... канд. ист. наук. - Н.-Новгород,
1998; Луке Г.А. Вклад научной и инженерно-технической интеллигенции Поволжья
в укрепление тыла и оказание помощи фронту в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945.: Дис. канд. ист. наук. - Куйбышев, 1980.
0 Баринов Д. Б. Современный этап изучения деятельности российской творческой интеллигенции военного периода 1941 - 1945 гг. в отечественной и зарубежной историографии // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945
1^ гг. Вып. 2.-Самара, 1996; Бабиченко Д. Л. Писатели и цензоры. Советская литература
1940-х гг. под политическим контролем ЦК. - М.: ИЦ «Россия молодая», 1994. - С. 64.
51 Сигачев Ю.В. Новые источники по истории Великой Отечественной войны: публикация и анализ: дис.... канд. ист. наук. - М., 1997.
Д.\
экономического явления военного времени, роль художественной интеллигенции в интеллектуальной интенсификации социокультурного развития восточных регионов.
В целом, следует отметить, что исследователями проделана серьезная работа, многие труды по теме содержат большой фактический материал, вводят в оборот ценные архивные данные, освещают ранее не изученные проблемы. Но указанный ряд работ не исчерпывает собой весь спектр вопросов и проблем в изучении деятельности советских органов культуры и художественной интеллигенции в годы войны, что и определяет актуальность изучения этого вопроса.
Цель исследования заключается в комплексном изучении и обобщении исторического опыта культурного строительства Советского государства в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
проанализировать новые задачи культурной политики СССР в годы Великой Отечественной войны и показать эволюцию общественного сознания советского населения в военные годы;
дать характеристику ведущих направлений литературной и книгоиздательской деятельности в годы войны и выявить ее влияние на культурную жизнь советского общества в 1941-1945 гг.;
в комплексе рассмотреть новые культурные задачи советских образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны и показать перемены в формировании системы культурных ценностей учащейся молодежи.
Хронологические рамки диссертации совпадают с периодом Великой Отечественной войны и ограничены 1941-1945 гг. Выбор данного этапа связан с тем обстоятельством, что в годы Великой Отечественной войны наблюдалась серьезная перестройка концепции культурного строительства, изменяется не только форма, но и идейное
*
строительства, изменяется не только форма, но и идейное содержание искусства, а художественная интеллигенция превращается в главного проводника идей советского патриотизма и гражданственности.
Источниковая база исследования. Исследование проводилось на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников. Одной из основных групп исторических источников стали документы высших органов государственного управления: Указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, а так же постановления Комитета по делам искусств. Важный фактический материал почерпнут автором из фонда Центрального Комитета КПСС (Ф.17) Российского Государственного архива социально-политической истории. В нем содержатся постановления Центрального Комитета ВКП (б) и аналитические записки об организации творческой деятельности ведущих художественных коллективов страны, директивные письма Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) и Отдела по делам культурно - просветительных учреждений.
Следующей группой привлеченных исторических источников стали делопроизводственные документы партийных и советских органов, на которые была возложена обязанность контроля процессов культурного строительства и деятельности творческих работников в тылу. Прежде всего, в сферу внимания автора попали документы Государственного архива РФ (ГАРФ): Центрального Комитета профессионального Союза работников искусств (Ф. Р-5508), Совета Министров РСФСР (Ф. А-259), Переселенческого Управления Совнаркома РСФСР (Ф. А-327). В указанных фондах содержится ценный материал делопроизводственных документов - это постановления и циркулярно-директивные письма, отчеты, протоколы заседаний, переписка центральных органов правления с их местными отделениями, оригиналы распоряжений, инструкции, справки. Эти документы позволяют охарактеризовать масштаб культур-
m>
ной жизни страны, ознакомиться со статистическими данными о состоянии сети учреждений сферы искусства. Сравнительная характеристика названного комплекса документов позволила сделать выводы о логике и практике решений организационных вопросов культурного строительства в условиях военного времени.
Делопроизводственные документы о реорганизации системы учреждений искусства СССР отразили, с одной стороны, всю драматичность ситуации, в которую попала художественная интеллигенция, при-
Щ чину конфликтных ситуаций между столичной и местной интеллигенци-
#
ей в условиях эвакуации, а, с другой стороны, интенсивное взаимное обогащение различных слоев художественной интеллигенции в результате сотрудничества. Большой интерес представляют отчеты инспекторских поездок по различным регионам страны, в которых отражено материально-бытовое положение творческих коллективов и учебных заведений сферы искусства.
*
Отчетно-хозяйственные документы учреждений искусства значительно дополнили картину развития художественной интеллигенции, позволили охарактеризовать условия жизни и работы деятелей культуры, а также обнаружить хозяйственные механизмы, которые дали возможность творческим работникам не только выжить в экстренных условиях, но и внести ощутимый вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Наиболее полно делопроизводственные документы представлены в фондах Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (Ф. 962) Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). К исследованию были
Л привлечены документы фонда Союза советских писателей (Ф.631), в ко-
тором приведены протоколы заседаний Правления Союза, а также отчеты о работе литераторов, материалы о деятельности отделений ССП в военный период. Аналогичный материал обнаружен и проанализирован
о работе Союза советских композиторов СССР (Ф.2077), который нашел свое отражение в протоколах заседаний Президиума Оргкомитета ССК СССР, в стенограммах заседаний творческой комиссии. Из фонда Союза советских архитекторов (Ф.674) привлечены материалы о работе советских архитекторов в военный период, а также сведения из официальных решений по вопросам жилищного строительства. Деятельность киноработников в годы войны прослеживается на основе документов Министерства кинематографии СССР (Ф.2456) и Главного Управления кино-
Ш' фикации (Ф.2473).
*
#
В процессе работы автор ознакомился с документами фондов Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР (Ф. 648.), Московского академического театра имени Маяковского (Московский театр Революции) (Ф. 655.). Дополнительные сведения о работе столичных учреждений культуры в годы войны были обнаружены в фондах Центрального архива литературы и искусства г. Москвы (ЦА-ЛИМ). Это документы фонда Управления по делам искусств Моссовета. (Ф.143), где содержатся приказы Управления за первые годы войны; справки о состоянии репертуара московских театров; сводные годовые отчеты по отделу учебных заведений и работе подведомственных театральных коллективов, а также доклады и отчеты о работе руководителей Мосгорисполкома. С протоколами партийных собраний Союза советских композиторов, состоявшихся в годы Великой Отечественной войны, автор ознакомился при рассмотрении материалов фонда Московской объединенной организации Союза композиторов СССР (Ф.П-1292) Центрального архива общественных движений Москвы (ЦАОДМ). На этих
Ж собраниях Союза поднимались вопросы деятельности музыкальных ра-
ботников в условиях войны.
Группа статистических источников позволила выявить количественные характеристики работы театров и музыкальных организаций,
(*
объемы финансирования культурно-массовых мероприятий и учреждений культуры в период войны.52
Значительно расширили возможности изучения культурного строительства и творчества художественной интеллигенции документы личного происхождения. Они сохранили на своих страницах яркие образы происходивших событий, людей, обстановки военного времени. Эти источники в субъективной форме отразили ход исторических событий, личные переживания, оценки происходившего в военные годы. Сравнение различных документов этой группы источников позволяет определить ряд типичных и частных рассуждений, мыслей, поступков очевидцев изучаемых событий, в отдельных случаях предоставляется возможность проследить влияние одних и тех же факторов на оценки и общий тон изложения событий. Данная группа документов вполне объективно отражает эмоциональный и морально-нравственный настрой художественной интеллигенции. Большее внимание в исследовании было уделено воспоминаниям работников и руководителей учреждений искусства.
Оценка труда художественной интеллигенции на фронтах и в тылу нашла так же свое отражение в материалах периодической печати военной поры. Газеты военного времени сохранили сведения о масштабах материальной помощи фронту работниками искусства, важности моральной и эмоциональной поддержки фронтовиков со стороны художественных коллективов. К исследованию привлекались газеты «Известия», «Правда», «Советское искусство», «Литература и искусство», «Литературная газета», «Новый мир», «Большевик».
52 Материалы Центрального статистического Управления при Совете Министров СССР - Ф. 1562, Государственного планового комитета СССР — Ф. 4372 из РГАЭ, Центрального статистического Управления при Совете Министров РСФСР -Ф. А-374, Министерства финансов РСФСР - Ф. А-411 из ГАРФ.
Анализ содержания и хроники создания художественных произведений военной поры позволил выявить те ключевые идеи и формы реализации главных задач художественной интеллигенции - поддержки фронта и сохранение интеллектуального потенциала страны.
Методологической основой работы стали формационный и ци-вилизационный подходы, а так же принципы научной объективности и историзма. В исследовании использованы общенаучные и специальные исторические методы. Методологическую основу работы дополнили логический, системно-структурный, историко-логический, социокультурный, сравнительно-правовой, метод обобщения, комментирования. В ходе исследования автор основывался на сочетании общегосударственного и регионального подходов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что на
основе обширного круга источников, часть из которых впервые введена
в научный оборот, исследуется государственная политика в сфере куль
турного строительства и особенности организации творческой деятель
ности художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг., дается оценка места и роли данной социальной
группы в обществе военного времени.
^ Автор делает вывод о том, что начало Великой Отечественной
войны в корне изменило характер взаимодействия власти и художест
венной интеллигенции, оказало заметное влияние на судьбу деятелей
искусства и направление их творческой деятельности. В тяжелых усло
виях военного времени работникам искусства приходилось вести борьбу
не только за жизнь, но и за продолжение творчества, которое спо-
Щ собствовало укреплению духовного пространства страны, сохранению
ее интеллектуального потенциала.
Исследование показало, что на начальном этапе войны в художественном творчестве отразился процесс преодоления ошибочных пред-
ставлений о силе противника, иллюзии о возможности широкого народ
ного антигитлеровского движения в Германии, которые закладывались
официальной пропагандой в сознание общества накануне войны. Твор-
jEft ческая интеллигенция, привлеченная властью для утверждения новых
форматов государственной идеологии, была ориентирована на формирование духа русского патриотизма, служения Родине, ненависти к ее внешним и внутренним врагам, прекращение антирелигиозной пропаганды.
^
'#
Автор подчеркивает, что впервые в культуре советского интернационалистического государства в образе врага главный акцент делался на национальной принадлежности. Проведенный в диссертации анализ идейного содержания различных направлений искусства позволил также выявить значительные отступления от классовых оценок в отношениях с союзниками.
»
Использование новых архивных документов и разнообразных исследовательских материалов позволило сделать вывод о том, что мобилизация творческого потенциала художественной интеллигенции способствовала сохранению и поддержанию высокой профессиональной активности ведущих художественных коллективов, что стало важнейшим фактором сохранения единой системы учреждений искусства СССР, их адаптации к режиму работы в условиях военного времени, возрастанию уровня самостоятельности в решении вопросов творческой деятельности.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том,
что введенный в научный оборот материал и выводы диссертации мож-
Щ но использовать при разработке такой научно значимой темы, как исто-
рия советской интеллигенции и культуры в военный и послевоенный период. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов отечественной истории, истории культуры, при подготовке спец-
курсов по истории интеллигенции, истории войн и военных конфликтов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены автором в ряде публикаций, которые составляют основу подготовленного лекционного курса по истории Великой Отечественной войны. О результатах своего научного исследования соискатель докладывал на кафедре истории МПГУ, принимал участие в межвузовских и республиканских научных конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам культурного строительства в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Структура диссертации соответствует задачам исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
^
*
#
Новые задачи культурной политики и эволюция общественного сознания населения СССР в годы Великой Отечественной войны
В годы войны в общественном сознании под влиянием нового курса культурной политики происходили сложные, противоречивые процессы. На начальном этапе наиболее значимым был процесс преодоления ошибочных представлений о силе противника, иллюзий о возможности широкого народного антигитлеровского движения в Германии, которые закладывались официальной пропагандой в сознание общества накануне войны. Сохранилось большое количество свидетельств, что многие рассчитывали на скорое прозрение и помощь немецких рабочих и крестьян, которых к нам пригнали помещики и капиталисты. В архивных документах сохранилась примечательная в этом смысле переписка секретаря исполкома Коминтерна Д. Мануильского, заместителя наркома иностранных дел С. Лозовского и секретаря ЦК ВКП(б) А. Щербакова, которые в августе 1941 г. обсуждали возможные варианты письма-обращения к немецким рабочим от имени рабочих автомобильного завода им. Сталина и рабочих завода «Динамо». В записке, сопровождавшей один из вариантов письма, Мануильский и Лозовский писали: «...первоначальный текст, в котором было много о низвержении капитализма и прочее, переделан. Теперь текст хорош. Это открытое «письмо немецким рабочим» может произвести очень большое впечатление [...] такое письмо следовало бы... в миллионах экземплярах пустить на фронт, в Германию, в газеты всего мира».
В письме содержались следующие призывы к немецким рабочим, которые якобы работают «из-за нужды, по принуждению»: «работай плохо», «остановите заводы, шахты, железные дороги, почту и телеграф», «воюй плохо», «поворачивайте оружие против Гитлера», «ваш священный долг - всеми силами содействовать Красной Армии и сорвать кровавую, разбойничью авантюру Гитлера!».54
В этом документе отчетливо видно влияние идей о превращении войны империалистической в войну гражданскую, о вооруженном захвате власти, хотя в сопроводительной записке и говорилось о необходимости смягчения наиболее резких формулировок.
Ожидания классовой солидарности со стороны немецких рабочих были распространены достаточно широко. И. Эренбург вспоминал об эпизоде рассказанном ему во время поездки на фронт: после приказа командира батареи открыть огонь, никто из бойцов не двинулся с места. Один из них объяснил: «Нужно подпустить немцев поближе, попытаться объяснить им, что пора образумиться, восстать против Гитлера, и мы им в этом поможем». Такие же настроения были и среди рабочих. «Конечно, немецкие рабочие нас поддержат, да и все другие народы поднимутся. Иначе быть не может!» - разговоры среди ленинградских рабочих в первые дни войны.
Трагическое начало войны, стремительное продвижение врага в глубь нашей территории, отступление Красной Армии вместо ожидаемого и обещанного наступления не могли не повергнуть общество в состояние психологического шока, недоумения, растерянности. Документы начала войны передают атмосферу тех дней, содержат сведения о настроениях бойцов и командиров, их восприятии происходящего. Картины паники, бездеятельности среди военного командования, руководящих партийных органов воссоздает докладная записка городского штаба обороны Ельни, адресованная в Политбюро ЦК ВКП(б) в начале июля 1941 года. По мнению членов штаба, «успехам, временно достигнутыми немцами на определенных участках Западного фронта (в частности на Минском направлении), очень во многом, если не во всем способствовала паника, царящая в командной верхушке отдельных воинских частей, и паническая бездеятельность в местных партийных и советских органах». «...Еще хуже обстоит дело с руководством районами со стороны Смоленского обкома и облисполкома, с 22 июня мы не получаем никаких указаний о нашей деятельности», руководство области «даже не отвечает на телефонные запросы». Люди в районе рвутся в бой, поступили десятки заявлений от добровольцев, но нет возможности отправить даже призывников, многие из них возвращаются из-за невозможности установить местонахождение частей, началось «что-то вроде демобилизации». Местные органы власти вынуждены многие вопросы - об эвакуированных, о создании истребительных батальонов, о снабжении хлебом - решать самостоятельно. Заканчивается записка призывом «ударить по паникерам»: «Ведь если дальше каждый командир или руководящий советский партийный работник начнут заниматься эвакуацией своей семьи, то защищать Родину будет некому»
Особенности литературной и книгоиздательской деятельности в годы войны и их влияние на культурную жизнь советского общества в 1941-1945 гг
В период Великой Отечественной войны книгоиздательству придавалось особое значение. Война затронула все стороны культурной жизни, ущерб огромного масштаба нанесла она и издательско полиграфической деятельности, всему книжному делу. Перед войной в СССР действовало 220 издательств и около 5000 полиграфических предприятий. В начале войны сотни предприятий отрасли были разрушены или захвачены оккупантами. На Восток удалось перебазировать лишь часть полиграфического оборудования.
Издательства были вынуждены эвакуироваться и во многих слу чаях сократить или даже полностью прекратить свою деятельность. Основная масса квалифицированных специалистов-полиграфистов пополнила ряды армии. Резко сократилось снабжение отрасли. Страна лишилась крупного издательского потенциала: республики бывшего СССР, первыми подвергшиеся нападению врага, практически прекратили изда тельскую деятельность, а ведь в 1940 г. только на Украине выпускалось около 5000 названий книг тиражом свыше 51 млн. экземпляров, а в Белоруссии - около 800 названий тиражом более 10 млн. экземпляров.96 Резко упало производство бумаги: с 730 тыс. т. в 1941 г. до 166 тыс. т. в 1942. При этом издание газет сократилось на 4300 названий (более чем Разительным было сокращение выпуска книжных изданий, что по годам войны характеризовалось следующими цифрами: 1941 г. — 39,8 тыс., 1942 г. - 17,7 тыс., 1943 г. - 15,9 тыс. Объем произведенной про rf дукции по печатным листам-оттискам уменьшился в 1943 г. по сравне нию с 1941 г. почти в 4 раза. Выпуск книг и журналов академическим издательством упал с 913 в 1940 г. до 350 изданий в 1942, т.е. в 2,6 раза. Несмотря на все трудности, отечественное книгоиздание обеспе чивало первоочередные потребности страны не только в литературе на Щ) военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, техническим, общекультурным и научным.
Немалую лепту в создание и выпуск изданий многих видов литературы внесло академическое издательство, предпринимавшее все усилия для того, чтобы обеспечить первоочередные потребности в актуальной книге не только науки, но и образования, и культуры.
Перебазирование на Восток научных учреждений Академии наук из центральных районов страны стало частью государственного плана не только спасения людей, материальных и культурных ценностей, но и создания в безопасных районах способного работать на оборону научно-технического потенциала. Это происходило в три этапа. В июле-августе 1941 г. осуществлялся первый этап, когда эвакуировались институты Украины и Белоруссии. 22 июля в Казань выехали первые 11 московских институтов и лабораторий. В числе эвакуированных на первом этапе было и академическое издательство, перебазированное в Казань, где начал работать Президиум Академии наук. Уже 30 сентября 1941 г. там проходило его расширенное заседание.
В Казани в 1941,1942 и частично в 1943 г. Издательство АН СССР выпустило в основном на базе Татполиграфа 46 изданий. Как вклад в борьбу против идеологии фашизма под редакцией Л. Плоткина был под готовлен и выпущен академическим издательством специальный сбор-ник, составленный из антифашистских высказываний М. Горького.
Культурные задачи советских образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны
В дни Великой Отечественной войны деятельность всех организаций и учреждений культуры страны была подчинена интересам фронта, задачам разгрома агрессора. Перестройка всей жизни и работы на военный лад нашла свое выражение и в содержании воспитательной работы школы, и в ее общественной деятельности, и в постановке всего дела обучения и воспитания учащихся в духе советского патриотизма.171 Можно условно говорить о существовании двух этапов в борьбе за школу, которые различаются направленностью и существом самих мероприятий.
На первом этапе (1941-1943 гг.) принимались меры, направленные на борьбу против возникавших трудностей и недостатков, за сохранение существовавшей школы и системы народного образования. Особенностью второго этапа (1943-1945 гг.) являлись меры по организационно-педагогическому укреплению школы, повышению качества всей учебно-воспитательной работы, укреплению дисциплины и порядка среди учащихся. Подобная логика рассмотрения истории советской школы периода 1941-1945 гг., во-первых, опирается на реальный факт существования двух этапов в ходе Великой Отечественной войны и, во-вторых, позволяет лучше видеть их отличительные черты. Такой подход, разумеется, не отрицает безусловной взаимосвязи, взаимопроникновения и преем ст щ венности этих этапов. Достаточно сказать, например, что комплекс организационно-практических мероприятий, осуществленных в 1941-1943 гг., самым непосредственным образом подготовил повышение уровня обучения и воспитания в школе в 1943-1945 гг.
Условия военного времени продиктовали школе задачи, имеющие большое государственное значение. Это, во-первых, организация беспе ребойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста всеобщим обучением; во-вторых, повседневная забота о миллионах детей, в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве; в-третьих, перестройка учебно воспитательного процесса, преподавания всех учебных дисциплин, воо ружение школьников твердыми знаниями и навыками в целях подготовки их к труду и обороне Родины; в-четвертых, усиление идейно-политического, патриотического воспитания учащихся, укрепление их дисциплины; в-пятых, улучшение военно-физической подготовки, выучки и закалки юношей и девушек; в-шестых, всемерное развертывание
Щ массовой оборонной и политпросветительской работы среди учащихся и населения: в-седьмых, оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков. Из этого общего круга основных задач вытекали более конкретные, меняющиеся и уточняющиеся в зависимости от местных условий и обстановки. На первом этапе войны такие задачи были сформулированы и опубликованы 2 июля 1941 г. в совместном обращении «Ко всем работникам просвещения РСФСР» Наркомпроса Российской Федерации, Центральных комитетов профсоюзов работников начальной и средней школы, высшей школы и научных учреждений, политико Калашников А.Г. 30 лет советского просвещения. М., 1947; Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М, 1948; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т.2. М., 1963. просветительных учреждений, детских садов и детских домов. Обращение требовало проявить максимум твердости, организованности и дисциплинированности с тем, чтобы самоотверженным трудом помочь фронту. Теперь на школу возлагались особые задачи в деле ведения ак тивной общественной, политико-осветительной работы среди учащихся, их родителей и всего населения, в частности в области разъяснения основ противовоздушной, противохимической и санитарной обороны, организации массовой сдачи школьниками зачетов по нормативам ПВХО,