Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Проблема интеллигенции, особенно в отечественной историографии, опирается на глубокие корни и имеет более чем вековую историю Вместе с тем, рубеж XX-XXI веков отмечен интенсификацией исследований интеллигенции, единодушно отмечаемый российскими и зарубежными учеными «Интеллигентоведнический» бум, привел к появлению нового направления в отечественной истории - «интеллегентоведе-ния», оказавшего влияние на развитие отечественной историографии в целом Активизация исследований интеллигенции имеет несколько причин Научный кризис и разрушение методологического канона потребовали поиска новых принципов и способов изучения истории Усилилось внимание к «антропологической» составляющей исторических процессов Исторические процессы воспринимаются как результат деятельности отдельных субъектов Выбор исторического развития во многом связывается с вмешательством «мыслящего существа»1 Интеллигенция понимается и как инструмент, и как ключевое звено в социальной динамике общества в целом, в происходящих социальных изменениях Художественная интеллигенция, не составляя большинства в количественном отношении, объединяет по преимуществу яркие, талантливые фигуры, что обусловливает ее огромное влияние и на образованные слои общества, и ка формирование массового сознания Названные качества изначально использовались в русской культурно-исторической традиции для пропаганды государственной политики Особое значение они приобрели в советскую эпоху, когда культура становилась частью государственной системы, а искусство рассматривалось как «действенная и непосредственная агитация всегда и без всякого исключения»2
Одной из главнейших функций интеллигенции в целом и художественной в частности является формирование исторической памяти народа Изучение механизмов и способов создания, сохранения, распространения, внедрения исторических воспоминаний в массовое сознание в условиях глобализации, вестер-низации, культурного империализма и формирования мировой межнациональной индустриально-городской культуры является одной из наиболее актуальных задач и имеет практический смысл
Состояние научной разработки проблемы. Проблемы «революция и культура», «интеллигенция и власть», вопросы советской культурной политики, формирования новой интеллигенции становятся темами ряда работ, первые из которых появились уже на рубеже 20-30-х годов XX века К основным особенностям изучения художественной интеллигенции, так же как и в изучении культуры и интеллигенции в целом, в 30-е годы можно отнести создание источниковедческой базы В сборниках директивных материалов и статистических документов публиковались данные, охватывающие все отрасли культурного строительства, характеризующие формирование системы образования
1 Петров В М Социокультурная динамика и функции интеллигенции // Русская ин
теллигенция история и судьба - М 1999, Лотман Ю М Семиосфера - СПб, 2000 С 350
2 Луначарский А В Основные задачи советской власти в области искусства // Литера
турное наследство -МД971 Т82 С17
Основные направления культурной политики на местах нашли отражение в документах местных партийных, советских, профсоюзных организаций, изданных отдельными брошюрами Опубликованные статистические отчеты сибирских городов и областей представляли состояние культурной сферы, материальное положение отдельных социальных групп1 В отчетах партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, изданных специальными тиражами и опубликованных в периодических изданиях, содержится характеристика настроений в обществе, ценностных ориентации различных возрастных и профессиональных групп2 Биографические данные о представителях художественного сообщества и сведенья об их главных достижениях вошли в справочную литературу3 Историография художественной интеллигенции представлена публикациями, в которых рассматривались перспективные цели творческой интеллигенции и ее самоидентификация, дифференциация в художественном сообществе, ключевые проблемы развития культуры и искусства в Сибири и способы их разрешения, главенствующие ценности и идеалы художественной интеллигенции Их авторами были не историки, а сами художники, писатели, деятели органов народного образования и культуры Наиболее интересные работы принадлежат И Л Копылову, В Зазубрину, в несколько меньшей степени Ф Мелехину Главной особенностью этих работ является соединение публицистики и истории
В 60-70-е годы появились многочисленные работы, заложившие фундамент изучения истории культуры как особой отрасли исторической науки В лої период нредмеюм глубокого научного исследования стали такие вопросы, как политика партии в отношении «старой» интеллигенции, взгляды В И Ленина на использование буржуазных специалистов и внутрипартийная борьба по этому вопросу, конкретные пути перехода интеллигенции на сторону социализма, практические результаты в решении проблемы интеллигенции5 Предметом специальных исследований стали положение внутри отдельных
1 Омский округ Краткий статистический справочник 1928 - Омск, 1928, Омский ок
руг краткий статистический справочник -Омск, 1929 и др
2 Сводка наказов, данных избирателями в выборной и отчетной кампании Омскому-
городскому Совету и их выполнение - Омск, 1928; Комсомольский информатор, 1928, Резо
люции IV Омского съезда профсоюзов 20-24 июня 1929 г - Омск Окрпрофбюро, 1929, Про
свещение Сибири, 1929, Материалы и отчетный доклад крайкома ВЛКСМ - Новосибирск
ОГИЗ, 1930 и др
3 2-я выставка картин омского филиала АХРР - Омск, 1928, Научные работники
Омска Справочник - Омск, 1929, Сибирская советская энциклопедия -Новосибирск, 1932,
Первая омская областная выставка живописи и графики 1937 Каталог -Омск,1937
4 Копылов И Л На перевале К первой всесибирской передвижной выставке 1927 г -
Новосибирск, 1927, Художественная литература в Сибири (1922-1927) - Новосибирск, 1927,
Мелехин Ф В Пять лет работы музея 1923-1928 гг - Омск, 1928, Козлов С А Итоги науч
ного строительства в г Омске за первые десять лет советской власти - Омск, 1930
Ким М П 40 лет советской культуры - М , 1957, Смирнов И С Ленин и советская культура Государственная деятельносгь В И Ленина в области культурного строительства (окт 1917 - лето 1918 гг) - М , 1960, Соскин В Л Политические позиции интеллигенции в период Октябрьской социалистической революции // Известия СО АН СССР Серия общественных наук - Выл 3 -1967 -№11, Амелин П П Интеллигенция и социализм - Л , 1970
групп интеллигенции, борьба за их идейно-политическое и организационное «завоевание» Впервые позиция и поведение интеллигенции ставились в жесткую зависимость не только от социального положения и происхождения, но и от ряда субъективных факторов1 В 70-е годы появились работы, посвященные проблемам культурного строительства в отдельных регионах В Г Чуфарова называют основателем уральской научной школы истории культуры В сферу его научных интересов входили теоретико-методологические аспекты в истории культурного строительства, развитие системы образования, проблемы интеллигенции2 М С Кузнецов первым обратился к теме культурной революции на Советском Дальнем Востоке, он исследовал профессиональные страты интеллигенции3 Обобщающие работы, освещающие характерные черты и основные формы и методы культурного строительства в Сибири создал В Л Соскин4 Вышли фундаментальные работы, посвященные советскому искусству в целом и отдельным его формам Авторы анализировали основные этапы и тенденции развития на основе марксистско-ленинской эстетики Исследования носили в основном искусствоведческий характер5 В общесоюзной исторической литературе, посвященной интеллигенции в исследуемый период, основное внимание уделялось положению специалистов в годы Гражданской войны и первого десятилетия советской власти Наиболее изученными являются такие группы интеллигенции, как учителя, военные специалисты, медицинские работники Период первых пятилеток, начиная с 1928 года, менее изучен Темы взаимоотношений государства и научной, художественной интеллигенции также не получили должного развития Основное внимание уделено народному образованию, культурно-просветительной работе, печати. Вопросы литературы и искусства рассматривались не в полном объеме Вопросы о художественном образовании не затрагивались Появились работы по истории подготовки специалистов в средних учебных заведениях Западной Сибири Интерес авторов в основном вызывали вопросы подготовки специалистов промышленности и сельского хозяйства, деятельность партийных организаций по созданию и совершенствованию системы среднего специального образования, формирование контингента учащихся из среды рабочего класса и крестьянства, рассмотрены вопросы орга-
'федюкин С А Советская власть и буржуазные специалисты - М , 1965, Ульяновская В А Формирование научной интеллигенции в СССР (1917-1937) - М, 1966, Федюкин С А Великий Октябрь и интеллигенция Из опыта вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма - М, 1972
2 Чуфаров В Г Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению куль
турной революции 1920-1937 гг - Свердловск, 1970 и др
3 Кузнецов М С Дальневосточные партийные организации в борьбе за осуществление
задач культурной революции (1928-1937 гг) - Томск, 1971 и др
Соскин В Л Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны - Новосибирск 1961, Он же Культурная жизнь в Сибири в первые годы НЭПа - Новосибирск, 1971
История искусства народов СССР В 9-ти томах -М ,1971-1985 и др
низании учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях1 Формирование художественной интеллигенции на материалах Западной Сибири исследовано А П Леляковым в одном из разделов диссертации и отдельных работах2 История становления и развития художественной восточносибирской школы прослеживается в работе Т Г Бусоргиной3 Признавая значение названных работ, нельзя не отметить и некоторые вопросы, оставшиеся за рамками исследований Одним из них является пролетаризация художественных учебных заведений и ее результаты Авторы рассматривают в основном осуществление классового подхода при наборе учащихся Указывают на мероприятия по материальной поддержке рабоче-крестьянского студенчества Не получили освещения такие стороны этого процесса как «чистки» по социальному признаку Немногочисленные цифровые данные о количестве учащихся и преподавателей не дают представления об эффективности принимаемых мер, не раскрывают основных изменений в источниках и формах комплектования художественных кадров Сибири Отсутствует характеристика настроений студенчества и педагогов
70-е годы отмечены также дискуссиями по проблемам исторического изучения культуры, в результате которых был сделан вывод о необходимости комплексного изучения культуры как единой полифункциональной системы Реализацией комплексного подхода стали фундаментальные обобщающие труды по истории советской культуры, появившиеся во второй половине 80-х годов4 Региональному аспекту проблемы художественной интеллигенции посвящены работы Г А Адриановой, в центре научных исследований которой находилась проблема формирования и развития художественной интеллигенции Урала в период становления советской политической системы5
Значительный вклад в разработку проблемы формирования советской интеллигенции внесли в этот период историки Сибири Их работы отличает, прежде всего, интерес к новым темам, использование разнообразных новых методов исследования Привлекались источники, не входившие до этого в число традиционных Ряд исследований находились в области слияния философии,
1 Черемисина Т А Деятельность партийных организаций Западной Сибири по разви
тию среднего специального образования в годы первой пятилетки// Науч тр - Новосиб гос
пед ин-т, 1972 - Выл 83 - С 20-23 и др
2 Леляков А П Партийное руководство развитием театрального искусства в Западной
Сибири (1928-1941 гг) Дис канд ист наук - Томск, 1974, Он же Формирование кадров
художественной интеллигенции Сибири в период социалистического строительства (1928-
1937)//Формирование и развитие социалистической интеллшенции - Кемерово, 1982, Он
же Художественное образование в Сибири в годы первой пятилетки //Образование и наука в
Сибири история и современность - Новосибирск, 1982
3 Бусоргина ТГ Художественная жизнь Восточной Сибири в 1917-1940 гг Дис
канд искусствоведения -МД979
4 Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культу
ры -М ,1985, Советская культура в реконструктивный период -М,1988
3 Адрианова ГА Художественная интеллигенция проблемы формирования (1919-1941 гг) - Свердловск, 1988, Она же Художественная интеллигенция Урала проблемы, поиски, решения - Свердловск, 1989 и др
истории, социологии, психологии Важным достижением являлось изучение моделей поведения самой интеллигенции1
В целом можно отметить, что научные исследования указанного периода значительно обогатили и расширили данные исторической науки по проблемам культуры Несомненны достижения ученых в выработке новых подходов, обобщении и систематизации накопленных эмпирических данных, разработке новых направлений и тем Вместе с тем, в исследованиях, посвященных проблемам культуры, как и в исторической науке в целом, можно отметить ряд моментов, ограничивавших возможности исследователей Одной из главных проблем можно назвать проблему методологии Глубокие изменения в общественно-политической жизни страны, социально-психологическом климате общества, связанные с известными событиями, вызвали огромный интерес к истории, что во многом объяснялось стремлением найти в прошлом причины трудностей, переживаемых обществом Большое число работ раскрывало принципы и методы осуществления политики КПСС в области культуры Подчеркивались разрушительные тенденции, акцентировали факты «красного террора», примеры репрессивных действий против представителей интеллигенции2 Для большинства работ характерны критический настрой, преобладание справедливых эмоций и ярких примеров над серьезными доказательствами «Шла расчистка исследовательского пространства от старых догм и стереотипов», борьба за «схему»
В целом, в сложнейших процессах исторической науки конца 80-х - начала 90-х годов XX века выделяются несколько компонентов, Ученые, сформировавшиеся и получившие признание в советской науке, продолжая лучшие традиции российской интеллигенции, в частности такую как «все ответственны за все», анализировали историческую науку и выделяли ошибки и недостатки, прежде всего в своих работах Не выдерживала критики, по мнению исследователей, основная концепция историографии интеллигенции, утверждавшая, что российская интеллигенция, будучи в массе своей буржуазной, постепенно, в процессе строительства социализма становится социалистической, а также схема, в соответствии с которой считалось, что диктатура пролетариата уничтожа-
1 Красильников С А, Соскин В Л Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу
и утверждение Советской власти (1917-1918) -Новосибирск, 1985, Пыстина Л И Общест
венные организации научно-технической интеллигенции Сибири (20-30-е гт) - Новоси
бирск, 1987
2 Маркин Ю Искусство при тоталитаризме //Декоративное искусство - 1989 -№ 12
-С 4, Зоркая Н Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино -1989 -К» 3, Елагин Ю Неус
танная забота партии об актерах // Огонек - 1990 - № 42-43, Тупицьша Н У истоков соц
реализма//Искусство -1990 -№3, Кантор А Краткая история ликвидации художественной
критики // Декоративное искусство - 1990 - № 1, Ревзин Г Девушка моей мечты // Искусст
во -1990 -№3идр
3 Бордюгов Г А , Козлов В А История и конъюнктура субъективные заметки об исто
рии советского общества - М ,1992
ла враждебные верхи интеллигенции, боролась за мелкобуржуазную середину и привлекала на свою сторону полупролетарские и пролетарские низы1
Наибольшее влияние приобрела концепция тоталитаризма2 В решении
проблемы формирования интеллигенции в условиях тоталитаризма вьщелились
социально-психологический и функциональный подходы В поле зрения исто
риков культуры Сибири оказались те же проблемы. Авторы отмечали ухудше
ние качественных характеристик интеллектуального потенциала страны, делали
вывод о «маргинализации» общества, анализировали различные модификации
этого процесса, стремились показать историко-статистический и политологиче
ский аспекты формирования и развития регионального отряда советской науч
ной интеллигенции в экстраординарных условиях3 Несмотря на то, что в боль
шинстве названных работ художественная интеллигенция края не входила в
число исследуемых объектов, перечисленные публикации имеют определенное
значение, так как в ряде случаев они очерчивают более широкий крут проблем
и дают примеры новых подходов к их решению Вопрос формирования отдель
ных профессиональных отрядов советской интеллигенции в 20-30-е годы ис
следован в ряде работ, появившихся в начале 90-х годов XX века Проблемам
художественной интеллигенции отдельных регионов посвящены исследования
Г С Адриановой и Э Б Ершовой В монографии Г С Адриановой рассматрива
ются основные тенденции формирования советской художественной интелли
генции на Урале Объект исследуется в динамике процесса становления, в кон
тексте общественно-политических, идеологических, социально-
психолої ических, профессионально-функциональных харакіерйсшк и количе
ственных показателей Автор стремилась преодолеть односторонность в оцен
ках событий 30-х годов путем тщательного изучения источников исследуемого
периода и фактов истории страны, ставших известными в конце 80-х - начале
90-х годов Выделила проблемы и противоречия в сфере художественного
См Бордюгов Г А, Козлов В А История и конъюнктура субъективные заметки об истории советского общества - М, 1992 - С 24, Главацкий М Е , Кондрашева М И Интеллигенция и революция (историографические заметки) // Интеллигенция в советском обществе - Кемерово, 1993 - С 37, Квакин А В Отношение российской интеллигенции к советской власти мотивы и позиции (1917-1927гг ) - Там же - С 43, Соскин В Л К оценке исторического опыта формирования советской интеллигенции - Там же - С 27-28
2 Шулик ГФ Критика буржуазных концепций партийного руководства культурным
строительством (октябрь 1917- 1936 гг) - С 5, Ушко А Истоки сталинизма // Наука и жизнь -
1988 - № 11-12 , Он же Хороши ли наши принципы // Новый мир - 1990 - № 4, Геллер М,
НекричА Утопия и власть //Даугава -1990 -№ 11-12, Вопросы литературы 1992 Выл 1 идр
3 Культурная революция и сталинизм (к постановке проблемы) // Известия СО АН
СССР Вып 1 -1990 Серия история, философия, филология -С 18 Красильников С А По
сле войн и революций интеллигенция в 20-е гг Некоторые проблемы изучения // Россия нэ
повская, потитика, экономика, культура - Новосибирск, 1991, Кадры науки советской Си
бири Проблемы истории -Новосибирск, 1991, Кликушин MB Формирование научной ин
теллигенции Сибири в годы первых пятилеток (1928-1941 гг ) Автореф дис канд ист на
ук -Новосибирск, 1991
Адрианова ГС Художественная интеллигенция Урала (30-е гг) - Екатеринбург, 1992, Ершова Э Б Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941) -МД994
творчества в 30-е гг Проанализировала разногласия интеллигенции с политической системой, дискриминацию и репрессии представителей художественной интеллигенции Урала Показала взаимосвязь развития творческой личности и идеологических конструкций, заложенных в основание административной системы, конформизм интеллигенции1 Различные аспекты изучения региональной художественной интеллигенции нашли отражение в кандидатских диссертациях и ряде публикаций Е М Раскатовой и Г Д Селяниновой2
Особенностью развития исторической науки в первой половине 90-х годов стало появление нескольких центров, специализирующихся на проблемах культуры и интеллигенции. Систематически проводившиеся конференции в Иваново, Екатеринбурге, Омске демонстрировали не просто накопление эмпирического материала по «закрытым» ранее сюжетам, но и появление новых тем, проблем, подходов, нашедших отражение в основном в материалах тезисного характера
Во второй половине 90-х годов XX века появляются работы, обобщающие и систематизирующие основные направления и методологические подходы в исторических исследованиях, факторы, оіраничивавшие развитие исторической науки во второй половине 80-х годов, основные направления в историографии конца 80-х - начала 90-х годов Общее состояние исторической науки оценивалось как кризис, причем не столько отражающий национальные сложности, сколько как часть общего кризиса мировой исторической мысли3 Признание методологического кризиса повлекло за собой интенсивные поиски новых путей развития исторической науки, одним из результатов коюрых сгало появление работ, обобщающих и систематизирующих основные философские и методологические достижения в изучении истории4 Усиленная работа по освоению новых методов исследования нашла отражение в работе специальных конференций и в систематических публикациях традиционных и новых научных центров Отличительной чертой конференций последних лет является их междисциплинарный подход5
' Адрианова Г С Указ соч
2 См например Раскатова ЕМ О некоторых особенностях официальной художест
венной политики 1970-х годов На материалах архива отдела культуры ЦК КПСС // Пробле
мы методологии истории интеллигенции -Иваново, 1995 - С 108-114 и др , Селянинова Г Д
К вопросу о новых подходах к изучению истории российской интеллигенции // Интеллиген
ция России в XX веке и проблема выбора - Екатеринбург, 2000 -С 39-40 и др
3 Советская историография - М, 1996 Русакова О Ф Философия и методология ис
тории в XX в - Екатеринбург, 2000
4 Русакова О Ф Указ соч
5 Теоретико-методологические проблемы исторического познания Материалы к меж
дународной научной конференции В 2-х т - Минск, 2000, Интеллигенция и проблемы фор
мирования гражданского общества в России - Екатеринбург, 2000, Исследования интеллек
туального пространства в XX веке теория и практика Материалы Четвертой всероссийской
научной конференции «Культура и интеллигенция России Интеллектуальное пространство
(Провинция и центр) XX век» - Омск, 2000, История в XXI веке Историко-
антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества (Материалы
международной интернет-конференции) - М , 2001, Я. и Мы история, психология, перспек
тивы Материалы Международной научной конференции - СПб , 2001 и др
Осмысление русской истории как единого целого, а также понимание и отдельных закономерностей напрямую связывается с рассмотрением русской интеллигенции как феномена отечественной культуры В работах конца 90-х годов XX века - начала XXI века подробно исследуется несколько составляющих этой проблемы Рассматриваются варианты исторического генезиса русской интеллигенции, этимология самой дефиниции, многообразие подходов к смысловому значению понятия интеллигенции, типы интеллигенции, модели поведения Большое внимание уделяется характеристике таких особенностей этого социокультурного типа как двойственность, парадоксальность, противоречивость, утилитарность, рационализм, иерархичность сознания, наукофилия, техницизм, антииндивидуализм, нетерпимость к инакомыслию, максимализм, маргинальность, аскетизм1
Художественная интеллигенция исследовалась в различных временных и пространственных рамках Д Б Баринов изучал деятельность российской художественной интеллигенции в 30-50-х гг XX в Проблема «художник и власть» исследовалась в рамках проекта «Судьбы художественной интеллигенции столицы и российской провинции в условиях сталинского режима (30-50-е гг XX в )»2 С Д Бортников, изучая художественную культуру и интеллигенцию Сибири в 60-80-е гг, дал определение этой категории Показал место художника в структуре государства и общества Рассмотрел вопросы соотношения личной свободы и гражданской ответственности, исследовал отношения внутри
1 Голомшток ИН Тоталитарное искусство - М , 1994, Морозов А И Конец утопии Из истории искусства в СССР 1930-х годов - М, 1995, Интеллигенция и власть на пороге XXI века Тезисы докладов региональной научно-практической конференции - Екатеринбург УрГУ, 1996, Гайдамакин А В Деятельность ВКП (б) по формированию сельскохозяйственной интеллигенции 1927-1937 гг (На материалах Западной Сибири) - Омск, 1997, Коржихина ТП Извольте быть благонадежны' - М, 1997, Безансон А Интеллектуальные истоки ленинизма - М, 1998, Пыстина Л И «Буржуазные специалисты» в Сибири в 1920-е -начале 1930-х годов (социально-правовое положение и условия труда) - Новосибирск, 1999, Манин ВС Искусство в резервации (Художественная жизнь России 1917-1941 гг) - М, 1999, Кондаков ИВ К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция История и судьба - М , 1999, Катаев В Б Боборыкин и Чехов (к истории понятия «интеллигенция» в русской литературе) - Там же - С 382-397, Петров В М Социокультурная динамика и функции интеллигенции -Там же -С 90-108, ГаспаровМЛ Интеллектуалы Интеллигенты, интеллигентность - Там же - С 5-14, Лебина Н Б Повседневная жизнь советского города Нормы и аномалии 1920-1930 годы - СПб, 1999, Генезис, становление и деятельность интеллигенции междисциплинарный подход Тезисы докладов XI международной научно-теоретической конференции - Иваново, 2000, Барулин В С Российский человек в XX веке Потери и обретения себя - СПб, 2000, Романовский С И Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции — СПб , 2000, Жидков В С , Соколов К Б Десять веков российской ментальности картина мира и власть - СПб, 2001,Тяжельникова В С От послереволюционного атомизма к цельной советской идентичности // История в XXI веке историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества - М , 2001, Конев В П Советская художественная культура - Новосибирск, 2001, и др
Баринов Д Б Судьбы художественной интеллигенции столицы и российской провинции в условиях сталинского режима (30 -50 - гг XX в ) - Саратов, 2000
художественной интеллигенции1 А Н Еремеева, в рамках изучения художественной культуры Юга России в условиях Гражданской войны, исследовала формирование провинциальной художественной интеллигенции, роль любительских организаций в становлении провинциальной культуры, взаимодействие с политическими режимами, участие в пропаганде политических идей, профессиональную деятельность, взаимодействие провинциальной и художественной интеллигенции на Юге России2 М Р Зезина выявила различия в квалификационной и профессиональной структуре интеллигенции; проследила эволюцию самосознания художественной интеллигенции в 1950-1960 гг, сделала вывод об оформлении демократического, консервативно-охранительного, почвеннического течений, каждое из которых находило своих сторонников и противников во властных структурах3 И В Купцова проанализировала специфику восприятия художественной интеллигенцией Октябрьской революции, Гражданской войны, нэпа, систематизировала возможные позиции интеллигенции, в том числе «миротворчество», большое внимание уделила изучению психологии художественной интеллигенции, феномену «двойного сознания», игрового поведения, повседневной жизни деятелей литературы и искусства4 С.Г Сизов основное внимание уделил исследованию взаимоотношений власти и гуманитарной интеллигенции Западной Сибири в 1946-1964 гг, проследил некоторые особенности политики местных партийных органов по отношению к научно-педагогической, культурно-просветительской и художественной интеллигенции, раскрыл основные формы проведения идеологических кампаний В ряде работ внимание акцентируется на истории инакомыслия в регионе в 1946-1986 гг5
Последнее десятилетие отмечено активизацией исследований истории культуры в провинции Особое внимание уделялось поиску новых методологических подходов, позволяющих объединить достижения отечественной и зарубежной исторической, философской, культурологической мысли Основной особенностью новых исследований является их «антропологическая» ориентация Развитие провинциальной сибирской исторической науки, в общем, совпадает с основными научными тенденциями Идеи, сформировавшиеся в провинциальном научном сообществе в 1990-е годы, в начале XXI в , получили соответствующую разработку и научное оформление Вопросам методологии, истории, историографии интеллигенции в городской культуре Сибири в 1920-е гг
1 Бортников СМ Художественная интеллигенция Сибири (1961-1985 гг) - Барнаул,
1999
2 Еремеева А Н «Под рокот гражданских бурь » Художественная жизнь юга России
в 1917-1920годах -СПб, 1998 идр
3 Зезина MP Советская художественная интеллигенция и власть в 1950 -1960-е гг -
М ,1999 идр
4 Купцова И В Художественная интеллигенция России размежевание и исход -
СПб ,1996 идр
5 См например Сизов С Г Омские художники и борьба с «формотворчеством» в пе
риод «оттепели» // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке Теория, ис
тория, практика - Новосибирск, 2000 -С 114-117 и др
посвящены многочисленные работы В Г Рыженко В работах В П Корзун традиционный социальный подход к изучению научной интеллигенции трансформируется в проблему современного состояния интеллектуального пространства российской провинции - Западно-Сибирского региона
Вместе с появлением перспективных тенденций в изучении новых проблем, привлечением новых пластов исторических источников, освоением новых методов исследования, работы последних лет во многом сохраняют традиционные для российской и советской науки моменты Основное внимание сосредоточено на российской революционной, «радикальной» субкультуре или на советской официальной культуре Ряд работ носит ярко выраженное дуалистическое, биполярное видение мира Исследования художественной интеллигенции носят единичный характер По данным исследовательского центра УрГУ «XX век в судьбах интеллигенции России» по состоянию на 2002 г проблемы художественной интеллигенции разрабатывали 14 из 150 ученых, занимавшихся или занимающихся изучением российской интеллигенции в XIX-XX вв Историю художественной интеллигенции в Сибири изучали пять авторов, четверо из которых работали в Омске Больше всего работ посвящено интеллигенции Урала и Сибири Наибольший интерес у исследователей вызвали 40-е - 80-е гг XX века3 Внимание акцентируется на проблеме «интеллигенция и власть» Выбор обусловлен, во-первых, традициями советской исторической науки Во-вторых, особенностями современного состояния российского общества И, наконец, немаловажную роль играет состояние источниковой базы Документов, представляющих деятельность партийных и государственных органов, несравнимо больше, чем документов художественных обьединений и, тем более, личных документов Исследования художественной интеллигенции Западной Сибири в 1927-1937 гг в исторической литературе практически не представлены.
Цель и задачи определены, исходя из историографического состояния проблемы Целью работы является исследование роли и значения художественной интеллигенции Западной Сибири в формировании советской культуры и советского общества в целом
С учетом поставленной цели в диссертации решались задачи:
определить основные направления государственной политики советского государства в сфере формирования художественной интеллигенции,
показать механизм формирования художественной интеллигенции в Западной Сибири в условиях создания советской культуры,
представить способы изменения количественного и качественного состава художественной интеллигенции,
1 Рыженко В Г Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е годы
вопросы теории, истории, историографии и методов исследования - Екатеринбург-Омск,
2003 и др
2 Корзун В П Образы исторической науки на рубеже XIX-XX веков анализ отечест
венных историографических концепций - Омск 2000 и др
История интеллигенции России в биографиях ее исследователей опыт энциклопедического словаря - Екатеринбург, 2002
установить изменения в социальном составе художественной интеллигенции,
выделить способы взаимодействия социальных структур, с одной стороны, художественной интеллигенции, с другой, в развивающейся общественной системе,
проявить представления интеллигенции о себе, о своем месте в социальной иерархии и культурном процессе,
выявить структуру деятельности западносибирского художественного сообщества,
определить соотношение различных форм активности художественной интеллигенции,
Объектом исследования является художественная интеллигенция крупных городов Западной Сибири Интеллигенция определяется на основе подхода к ее роли, то есть выполнения функций субъекта духовного производства Сложность определения сибирской художественной интеллигенции, особенно в изучаемый период, состоит в том, что такая основная характеристика как специализированная деятельность по производству духовных продуктов и обеспечению их функционирования не всегда была профессиональной деятельностью, являющейся источником существования Под художественной интеллигенцией, поэтому, понимается социокультурная группа, создающая, сохраняющая, воспроизводящая и передающая художественную культуру во времени и пространстве Предложенное определение включает в категорию художественной интеллигенции не только создателей новых духовных объектов (художники, писатели, музыканты), но и представителей профессий, обеспечивающих возможность их создания и трансляции (например, преподаватели, работники музеев) Кроме того, расширенная трактовка границ интеллигенции позволяет включить в эту категорию представителей профессий, связанных с созданием, сохранением и распространением художественной культуры не в процессе своей основной деятельности, но помимо ее (например, рабочие - «художники-самоучки») Художественная интеллигенция в исследовании представлена такими профессиональными группами как преподаватели, художники, музейные работники, руководители и специалисты государственных органов
Выбор провинциальной интеллигенции объясняется тем, что эта группа долгое время не привлекала внимание исследователей Авторы предпочитают элитарный, верхний слой, известных личностей, оставивших необходимые письменные источники Срединный, самый многочисленный слой остается без внимания Между тем, только благодаря этому слою, «интеллигентам - исполнителям» сохраняется и распространяется художественная культура в целом Деятельность этой группы интересна и потому, что имеет широкое воспитательное значение Она выполняет те задачи, которые общество императивно ставит перед художниками просвещения, пропаганды, морального воспитания С усилиями этой группы во многом связано формирование сегментов исторической памяти народа Исследование интеллигенции в целом и художественной в частности имеет значение и с точки зрения ее «пограничного» положения
Интеллигенция пополняется выходцами из различных социокультурных групп В изучаемый период этот процесс приобрел особенно интенсивный характер, заданный государственной политикой Пограничность интеллигенции нашла отражение в ее определениях, продолжающих традицию исторического оксюморона «наши поганый», появившегося в Киевской Руси «советская интеллигенция», «социалистическая интеллигенция», «трудовая интеллигенция», «народная интеллигенция» Художественная интеллигенция по роду своей деятельности, кроме того, находится на границе нескольких сфер культуры науки, философии, политики, техники и др Рождающееся при этом целое становится существенно отличным от слившихся в нем компонентов
Предмет исследования взаимодействие социально-политических, социально-экономических, социокультурных и социально-психологических факторов в процессе формирования поведения, творчества, представлений совеїской художественной интеллигенции в Западной Сибири на рубеже 1920-1930-х гг
Территориальные границы исследования ограничены крупными городами Западной Сибири
Главной характеристикой сибирской культуры является ее пограничность, имеющая одновременно цивилизационный, культурный, государственный, экономический, социальный, национальный, конфессиональный характер Уникальность русской культуры как евразийской, объединяющей восточное и западное начала, во многом определялась присоединенной Сибирью1 Исследование проводилось по материалам Омска, Томска, Новосибирска Выбор этих городов также интересен с точки зрения пограничной ситуации, имеющей, однако, несколько другой характер Томск, Омск и Новосибирск в разное время претендовали на роль «столицы» Сибири Томск называли «сибирскими Афинами», выделяя приоритет в собственно культурной, прежде всего в научной и художественной сферах Омск, являясь «белой», «третьей» столицей, концентрировал не только политические и военные силы России, но и художественные Само переименование Новониколаевска в Новосибирск заявляло о предназначавшейся городу роли новой столицы, предполагавшей бурное развитие политической, общественно-экономической, промышленно-технической, научной и художественной сфер Художественная интеллигенция Сибири концентрировалась именно в этих центрах Здесь имелись художественные учебные заведения различного профиля В Омске и Томске действовали художественное объединение «Новая Сибирь» и филиалы АХРР-АХР (Ассоциация художников революционной России - Ассоциация художников Революции) Омский филиал АХРР-АХР имел статус краевого В Омске работал единственный в Западной Сибири художественно-промышленный институт, преобразованный затем в техникум, готовивший кадры для всего региона Омский краеведческий музей в начале периода являлся Западно-Сибирским Краевым музеем (1932), одним из подразделений которого была Художественная галерея, одна из первых в Си-
Очирова ТН Присоединение Сибири как евразийский социокультурный вектор внешней истории Московского государства // Цивилизации и культуры Научный альманах Вып 1 Россия и Восток нивилизационные отношения - М , 1994 -С131-153идр
бири На ее базе был создан крупнейший за Уралом музей изобразительного искусства
Хронологические рамки исследования. Конец 20-х - 30-е годы XX в в советской науке и идеологии определялись как переходный от капитализма к социализму период В последние годы в исторических исследованиях аргументированно доказывается положение о решительном изменении социальной ситуации, условий и конкретных механизмов функционирования власти в СССР на рубеже 1920-1930-х гг' Это время массовой классовой, социальной, профессиональной, конфессиональной, территориальной миграции населения В условиях конфликта старых и новых представлений, ценностей и норм, прежде всего, на уровне индивидуального сознания, формируются, закладываются и определяются те особенности советского общества, которые принято называть советской культурой Происходит переход от «послереволюционного атомизма» к «цельной советской идентичности» В сфере художественной культуры конкуренция между различными творческими направлениями сначала приводит к поляризации, а затем и монополии официально признанных художественных программ и объединений Определяются роли, обязанности и права сторон Вырабатывается как механизм использования художественной интеллигенции, так и формы существования интеллигенции в новых условиях Кроме того, это период между войнами и революциями, короткая пора относительно мирного существования
Источниковая база исследования.
Сложность и многомерность объекта исследования определяет многообразие используемых источников, которые можно сгруппировать в несколько блоков
1 Программные, уставные и директивные документы КПСС, отражающие принципиальные вопросы развития идеологии и культуры опубликованы в сборниках партийных документов2 Процесс формирования стратегии и тактики правящей партии в области культуры в целом, а также в отдельных ее областях, становится более ясным при изучении произведений руководителей различных участков партийной и государственной жизни3 Документы (резолюции, отчеты, решения, постановления) местных партийных, советских, профсоюзных организаций дают возможность оценить реализацию основных направлений культурной политики на месгах В конце 20-х — начале 30-х гг наи-
1 См Тяжельникова В С «Вы жертвою пали в борьбе роковой » Генезис и эволю
ция революционной жертвенности коммунистов // Социальная история Ежегодник1998-
1999 - М , 2000 - С 411-433 и др
2 КПСС о культуре, просвещении и науке Сб документов - М , 1963, КПСС в резо
люциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 9-е изд - М , 1984
3 Луначарский А В Собрание сочинений В 8-ми томах - М, 1963-1967, В И Ленин о
литературе и искусстве - М, 1969, Луначарский А В Неизданные материалы // Литератур
ное наследство - М , 1971 - Т 82, В И.Ленин, КПСС об интеллигенции - М , 1979, Троцкий
Л Д Литература и революция - М , 1991, Судьбы русской интеллигенции Материалы дис
куссий (1923-1925 гг ) -Новосибирск, 1991
более важные, с точки зрения партийных и государственных чиновников, документы активно печатались местными издательствами
2 Издания, специально посвященные культурному строительству, и
сборники по истории края, области. Документы по истории культуры сосре
доточены как в изданиях, специально посвященных культурному строительст
ву, так и в сборниках по истории края, области Отдельные сведения по куль
турно-просветительной работе, по истории художественного образования со
держатся в сборниках документов по истории г Омска и Омской области2
3 Статистические материалы. Статистический учет в 20-30-е годы
осуществлялся по всем направлениям Основными статистическими изданиями
являлись Труды ЦСУ (Центрального статистического управления), различные
тематические сборники по отраслям народного хозяйства Состояние культур
ной сферы, материальное положение отдельных социальных групп отражено в
опубликованных статистических отчетах, бюджетах, конъюнктурных обзорах
сибирских городов и областей3 Документы, характеризующие состояние худо
жественного образования, сосредоточены в центральных архивах В ГАРФ (Го
сударственном архиве Российской Федерации) особый интерес представляет
фонд Центрального комитета профессионального союза работников искусств,
содержащий отчеты о показателях работы художественных учебных заведений
Документы, дающие представление об основных направлениях работы по фор
мированию кадров специалистов, хранятся в РГАЛИ (Российский государст
венный архив литературы и искусства) в фонде главного управления по делам
художественной культуры и искусства (Главискуссгво) и сектора искусства и
литературы Наркомпроса РСФСР, а также в фонде комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР В ГАНО (Государственный архив Новосибир
ской области) в фондах областных статистических управлений, Западно-
Сибирской краевой плановой комиссии (Запсибкрайплан), Сибирского краево
го отделения центрального посреднического бюро по найму работников ис
кусств, Омского окружного статистического бюро, биржи труда при Омской
окружной камере инспекции труда, Новосибирского драматического театра
«Красный факел» сохранены количественные показатели занятости работников
культуры и искусства Процесс и итоги пролетаризации, изменения преподава
тельского состава отражены не только в выше названных фондах, но и в фондах
ГАОО (Государственный архив Омской области) - Управления культуры ис
полнительного комитета Омского областного совета, плановой комиссии ис
полнительного комитета Омского областного совета депутатов трудящихся
1 Резолюции принятые III -м омским окружным съездом профессиональных союзов -
Омск, 1928, Решения 2-й Омской окружной конференции комсомола - Омск 1929, Решения
4-й Омской окружной партконференции - Омск 1929, Отчет окружной контрольной комис
сии ВКП (б) об итогах проверки и чистки Омской окружной парторганизации - Омск, 1930,
идр
2 Культурное строительство в Сибири 1917-1941 гг Сб документов - Новосибирск,
1979 идр
3 Омский округ Краткий статистический справочник 1928 - Омск, 1928, Бюджеты
городского населения Сибири за 1928-1929 и 1929-1930 гг -Новосибирск, 1931 идр
(Облплан), Омского окружного комитета профессионально-технического образования, а также в фондах художественных учебных заведений Омского художественно-промышленного техникума, Омского музыкального училища им В Л Шебалина Фонды Западно-Сибирского краевого комитета ВКП (б), Западно-сибирского краевого отдела народного образования (Запсибкрайоно) (ГАНО) сохраняют сведения не только по перечисленным проблемам, но и дают представление об обеспеченности стипендиями, продовольственными и промышленными товарами учащихся
Делопроизводственые материалы государственных учреждений и общественных организаций, освещающие процесс управления сферой культуры в целом и искусства в частности Организационную, распорядительную, учетную, контрольную документацию, а также текущую переписку, кроме уже рассмотренных фондов, содержат фонды АХРР-АХР (РГАЛИ), Омского окружного исполнительного комитета (Окрисполком), Омского областного краеведческого музея, Омского Государственного музея изобразительных искусств (ГАОО) Планы и отчеты, сосредоточенные в этих фондах, позволяют судить о социокультурной динамике региона, о материальном положении и способах выживания творческой интеллигенции, об отношении к культуре и искусству властных структур Характеристика настроений в обществе, ценностей различных возрастных и профессиональных групп содержится в отчетах партийных, советских, профсоюзных комсомольских организаций, хранящихся в фондах Западно-Сибирского краевого комитета ВКП (б) (ГАНО), Омского (Центр документации новейшей истории Омской области - (ЦДНИОО) и Томского областных и городских комитетов ВКП (б) (Центр документации новейшей истории Томской области - ЦДНИТО), а также изданных специальными тиражами и опубликованных в периодических изданиях1 Особое значение при рассмотрении названной проблемы имеют материалы фондов отдела Рабоче-крестьянской инспекции Западно-сибирского краевого исполнительного комитета (Зап Сиб РКИ), Омской окружной контрольной комиссии ВКП(б), Рабоче-крестьянской инспекции (КК РКИ)
Справочные издания, к которым можно отнести каталоги выставок и художественные альбомы, содержат биографические сведения о наиболее активных и признанных участниках творческого процесса, а также о наиболее известных их произведениях2
Центральная («Правда», «Комсомольская правда» и др ) и местная («Омский зритель, «Томский зритель», «Рабочий путь», «Просвещение Сибири, «Комсомольский информатор» и др ) периодическая печать, со свойственным
1 Комсомольский информатор, 1928, Материалы и отчетный доклад крайкома
ВЛКСМ - Новосибирск ОГИЗ, 1930 и др
2 Сибирская советская энциклопедия - Новосибирск, 1932, Волков В Р Выставка
произведений Каталог юбилейной выставки - Омск, 1971, Соловьева-Волынская ИН Ху
дожники Омска - Л, 1972, Справочник членов Союза художников СССР - М, 1982, Ху
дожники народов СССР В 4-х т - М , 1970-1983, Художники Тюмени - М , 1984, Худож
ники Томска - М, 1986, Кондратий Петрович Белов - Омск, 1989, Художники Новосибир
ска - М , 1991, Козлов Т П Каталог выставки - Омск 1991 и др
ей синтетизмом, даже в условиях формирования тоталитарного типа культуры, представляла в различных жанрах многоплановую информацию, позволяющую судить не только об идеологемах, господствующих в обществе, но и о самосознании художественной интеллигенции, о ее собственных интересах, о способах самореализации
7 Источники личного происхождения опубликованные воспоминания1, письма, дневниковые записи, служебные автобиографии, ответы на вопросы различных анкет, находящиеся в фондах томской партийной организации (ЦДНИТО), в личных делах фондов Омского областного краеведческого музея, Омского художественно-промышленного техникума, Омского музыкального училища им В Л Шебалина, в личных фондах В Р Волкова, А Ф Палашенкова, КНЩекотова (ГАОО, ЦДНИОО), в фонде АХРР-АХР (РГАЛИ) Этот блок источников характеризует профессиональные интересы и эстетические ценности представителей творческой среды, позволяет судить о настроениях художников периферии и о межличностных отношениях в творческом сообществе, дает возможность изучения самосознания творческой интеллигенции, позволяет судить о быте, образе жизни художников и функционеров, о витальных и социальных ценностях в художественной среде Субъективность таких источников становится их главным достоинством
Документы, составляющие базу исследования весьма разнообразны по характеру, хотя количество их относительно ограничено
Методологические основы исследования.
Методологической основой является общенаучный диалектический метод познания, включающий принципы историзма, объективности и системности в анализе исторических явлений Поставленные задачи решались на основе комплексного использования общенаучных методов (логического, исторического), а также специально-исторических (сравнительно-исторического, проблемно-хронологического) В исследовании использовался комплексный подход к познанию историко-культурных явлений, позволяющий применять достижения различных исследовательских направлений, имеющих свою сферу изучения В рамках системного подхода (М С Каган, П К Анохин, Э С Маркарян, В Г Афанасьев, А Богданов, Л Уайт, Т Парсонс, Н Люман, В С Жидков) определяется место и роль художественной интеллигенции в системе общественных отношений Анализ государственной культурной политики, форм и методов формирования советской интеллигенции показывает объективную форму культуры Восприятие, понимание художественной интеллигенцией происходящих процессов, самосознание, определение своего места и роли представляет субъективную форму Исторический аспект системного анализа художественной интеллигенции требует выяснения и процесса ее формирования в конкретной
Суслов Д Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова -М Сов Художник, 1966, Уфимцев В И Говоря о себе Воспоминания - М Сов художник, 1973, Сверчков НК Счастье - Чебоксары, 1976, Либеров А Жизнь и творчество - Омск, 1996, Елфимов Л П Кондратий Белов - Омск, 1997, Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны - Омск, 1999
социально-исторической среде, и ее деятельности, устремленной на преобразование этой среды в том или ином направлении
Определить динамику социального состава, уровни и механизмы деятельности, представления о мире художественной интеллигенции позволяют структурный и семиотический подход
Традиции изучения истории ментальносте в сочетании с историко-антропологическим подходом (М Блок, Л Февр, А Я Гуревич, Е С Сенявская, В В Керов, А К Соколов, В С Гяжельникова) определяют конкретные научно-исторические формы анализа особенностей миропонимания и самосознания художественной интеллигенции.
Историко-антропологический подход в рамках социально-исторического направления (Л П Репина) фокусирует внимание не только на социальных структурах или на человеческом сознании и поведении, но выявляет способ взаимодействия тех и других в развивающейся общественной системе и в изменяющейся культурной среде, которая эту систему оправдывает и поддерживает1 Этот подход позволяет также изучить влияние художественной интеллигенции на политическую, экономическую, идеологическую ситуацию в обществе, полнее позволяет изучить историко-антропологический подход
Теория синергетики, понимающая историю как процесс, протекающий «с вмешательством мыслящего существа», нацеливает на изучение важнейшего объективного элемента исторического процесса - механизма сознательного выбора (Г Хакен, И.Стенгерс, И Пригожий, С Курдюмов, Е Князева, В С Жидков, К Б Соколов, И В Мелик-Гайказян) Особенность исторических закономерностей состоит в том, что понять их, исключив сознательную деятельность людей, нельзя Особенно показательным в этом отношении является творческое мышление При таком подходе значим анализ того, как представляет себе мир «человеческая единица», которой предстоит сделать выбор, в частности, восстановление присущего людям прошлого способа восприятия действительности, реставрация свойственных им возможностей осознания себя и мира, воссоздание особенностей рефлексии В этой связи одним из способов реконструкции определенного этапа в развитии истории является использование семиотического подхода. (Ю М Лотман, Б А Успенский, Т Котарбиньский, М Р Майенова, С Жулкевский, Я Мукаржовский, К Леви-Стросс, Э Бенвенист, Р Барт, А Греймас, Ч Пирс, Ч Моррис)
Научная новизна диссертационного исследования определена теоретико-методологическим, источниковедческим и конкретно-историческим аспектами
В теоретико-методологическом плане новым является использование в исследовании комплексного подхода изучения художественной интеллигенции, позволяющего применить достижения историко-системного, историко-
См например Репина Л П «Новая историческая наука» и социальная история -М ,1998, Керов В В Ежегодник историко-антропологических исследований //Ежегодник ис-торико-антропологических исследований 2001/ 2002 т - М ,2002 - С 7-13 и др
антропологического, семиотического, синергетического, структурного подходов и принципов историзма, контекстуальности, междисциплинарности
Источниковедческая новизна состоит во введении в научный оборот значительного количества архивных материалов, ранее неиспользовавшихся или закрытых для исследователей Впервые использованы, например, материалы фонда Центрального бюро филиалов АХРР-АХР, хранящиеся в РГАЛИ, персональные фонды художников В Р Волкова, К Н Щекотова, содержащиеся в ГА-ОО
Конкретно-историческое значение состоит в том, что впервые в отечественной историографии на сибирском материале художественная интеллигенция исследуется не только как объект, но и как субъект в системе советской культуры Всесторонне рассматривается процесс формирования художественной интеллигенции Западной Сибири Изучается механизм изменения количественных и качественных характеристик художественной интеллигенции Анализируется влияние государства и общества на приоритетные направления и структуру деятельности художественной интеллигенции Исследуются особенности самосознания художественной интеллигенции, самоидентификации в мировом и российском историческом и культурном пространстве, самоопределении в социальной структуре Доказывается, что разнородность художественной интеллигенции обусловила ее толерантность Сочетание собственных интересов с потребностями государства выработало реальную позитивную позицию Выявляется роль и значение художественной интеллигенции в формировании советской культуры Особое внимание уделяется формам создания исторической памяти народа Реконструируются методы и способы сохранения художественной интеллигенцией искусства как ценности Показываются формы гражданской инициативы, направленной на сохранение профессиональной художественной деятельности в условиях государственного заказа
Практическая ценность состоит в том, что в историческом исследовании применяется комплекс подходов и методов В научный оборот вводятся новые виды источников В современной ситуации, когда особенно остро стоит вопрос о нравственном и патриотическом воспитании, исследуются формы и методы воспитания Материалы и результаты исследования способствуют созданию более целостного представления о сложнейшем периоде в истории страны, об особенностях российской и советской культуры, о факторах, повлиявших на формирование психологических особенностей народа
Материалы исследования могут быть использованы в вузовском и школьном учебном процессе при изучении вопросов истории, особенно для изучения регионального компонента Материалы работы будут полезны как для организации воспитательной работы во всех звеньях системы образования, так и для организации самостоятельной исследовательской работы студентов и учащихся Результаты работы широко используются в лекционных курсах Материалы исследования стали основой для разработки учебного и методических пособий
Научная апробация исследования. Главные положения исследования изложены автором на 16 международных, 21 всероссийских, 6 региональных и 7 межвузовских конференциях, проходивших в 1990-2006 гг в Омске, Новоси-
бирске, Тюмени, Перми, Екатеринбурге, Иванове, Минске, Санкт-Петербурге, Москве На научно-практическом семинаре Совета Европы и Министерства культуры, науки и образования Австрии «Геноцид и права человека в 20 веке», (апрель 2004 г, Зальцбург) и в работе «круглого стола» «Роль культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи» Министерства культуры Омской области (май 2005г)
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории культуры, кафедры отечественной истории, кафедры истории, политологии, социологии и кафедры культурологии ОмГПУ
Основные результаты и выводы отражены в монографии «Художественная интеллигенция Западной Сибири в системе советской культуры (конец 20-х - 30-е годы XX века)» (Омск Изд-во ОмГПУ, 2004г), в 72 научно-методических работах, статьях и тезисах, опубликованных в Омске, Новосибирске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Перми, Екатеринбурге, Иванове, Минске, Санкт-Петербурге, Москве общим объемом - 49 печатных листов
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы и источников, списка сокращений
Положения, выносимые на защиту.
1 Значение художественной интеллигенции в советском обществе обу
словливалось воздействием как «внешних», так и «внутренних» факторов
2 Важнейшим, но не единственным «внешним» фактором, определившим
условия существования и формы деятельности интеллигенции, являлась поли
тика государства
Развитие советской художественной интеллигенции зависело не только от государственной политики, но и от потребностей и настроений, традиций самой интеллигенции и общества в целом
Значительную роль играла такая особенность интеллигенции, как способность сохранять свои традиции, несмотря на приток новых сил
Пополнение интеллигенции представителями различных профессиональных и социальных групп явилось основой ее толерантности
Взаимодействие исторически сложившихся форм поведения и воспитания, свойственных представителям различных социальных слоев, создавало новую интеллигенцию
Являясь одновременно объектом и субъектом деятельности, художественная интеллигенция оказывала влияние на все сферы жизни советского общества, особенно на формирование новой идеологии
Художественная интеллигенция стала важнейшей частью механизма советского агитационно-пропагандистского аппарата
Деятельность представителей художественной интеллигенции в рамках государственного заказа воспитывала унифицированную историческую память советского народа
Важнейшим мотивом, определяющим и объединяющим все уровни и формы деятельности художественной интеллигенции, было стремление сохранить профессию
Реализация собственных интересов и потребностей художественной интеллигенции крупных городов Западной Сибири позволила сохранить целый исторический пласт культуры, отвергнутый государством