Введение к работе
з
Актуальность исследования. Государственно-церковные отношения в
России имеют многовековую историю. Характер этих взаимоотношений
менялся, трансформируясь в зависимости от политических приоритетов
государства. Тем не менее, государство и церковь всегда находились в
активном взаимодействии. Одним из самых трагичных в истории отношений
этих двух социально-политических институтов стал советский период. Он
характеризуется осуществлением целенаправленных действий
государственной власти по уничтожению церкви и бесправным положением РПЦ. Некоторые изменения в отношениях церкви и государства начались лишь в период «перестройки».
Перемены в государственном и политическом строе России, произошедшие после 1991 года, привели к коренным изменениям и в общественной жизни страны. Эти изменения, в свою очередь, кардинально повлияли на внутреннее состояние российского общества - усилилась роль религии и церкви в его социально-политической и духовной жизни. Рост популярности в обществе религиозных организаций привел к тому, что церковь становиться активным субъектом политических и социальных отношений. В связи с этим отношения власти и церкви стали существенной частью отношений власти с гражданским обществом. Таким образом, в условиях новых политических и социальных реалий государство и церковь были вынуждены начать поиск новых форм диалога, новой модели взаимоотношений, отличной от той, которая преобладала при социалистическом строе.
Исследование государственно-церковных отношений в первой половине 1920-х годов позволяет обратиться к историческому опыту существования церкви в условиях светского государства. Научная и политическая значимость подобного исследования обусловлена рассмотрением государства и церкви как субъектов совершенно новых
4 политических отношений в условиях изменившегося государственного строя, в рамках многонационального и многоконфессионального общества.
Подавляющее большинство современных научных трудов по истории государственно-церковных отношений посвящено исследованию деятельности высших органов государственной власти и церковного управления. Однако полномасштабная реализация поставленных высшим руководством страны задач происходила главным образом на местах. В связи с этим объективную картину отношений государства и церкви невозможно воссоздать без обращения к местному материалу, в том числе материалу Нижнего Поволжья.
Степень изученности проблемы. Специфика данной работы предполагает разделение имеющихся исследований на две больших группы: 1) относящиеся к изучению государственно-церковных отношений в общероссийском масштабе; 2) относящиеся к изучению данного вопроса в Нижнем Поволжье.
Историография истории взаимоотношений государства и Церкви в общероссийском масштабе достаточно разнообразна.
Прежде всего, необходимо отметить исследования советских историков. В этот период историография истории государственно-церковных отношений оказалась крайне идеологизированна. Церкви отводилась роль идеологического противника. Исследователи оправдывали атеистическую практику большевистской власти, опровергали зарубежные исследования, объявляя их фальсификаторскими. В связи с этим в работах советских историков все проявления взаимоотношений власти и церкви получали не объективную оценку. В исторических трудах этого времени объективному анализу фактического материала отводилась практически последняя роль (Р. Ю. Плаксин, А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, Н. М. Никольский и др.)1. При этом отдельные исследователи
' Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923 гг. М„ 1966; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Зыбковец В.Ф.
5 стремились выйти за рамки господствовавшего подхода и критически осмыслить церковную политику советского государства (П. В. Гидулянов, М. М. Персиц и др)2. Их труды также не могут быть названы удачными, поскольку были построены на скудной источниковой базе.
Во второй половине XX века появляется целый пласт работ русских эмигрантов различных политических ориентации, а также церковных авторов. Эти работы чаще носят характер публицистических сочинений, мемуаров, критически освещающих историю церкви в СССР. Они, как правило, не могут претендовать на обобщающие, аналитические научные труды, однако содержат значительный объем информации. В силу недоступности для этой категории авторов необходимых источников, их работы далеко не исчерпывают всего имеющегося информационного потенциала для данной темы. Но при этом они ближе других подходят к освещению истинной картины происходившего (Г.Н.Трубецкой, А.Д. Шмеман, Н.Д. Тальберг, и др.)3. Некоторые зарубежные исследователи предпринимали попытки написания аналитических работ. В силу ограниченности документального материала, а также некоей тенденциозности взгляда на историю РПЦ в условиях коммунистического строя, это удавалось не всегда. Тем не менее, многие из этих исследователей внесли немалый вклад в разработку проблемы ( Л. Регельсон, Д. В. Поспеловский и др.)4.
С начала 1990-х годов наметился новый период в историографии истории государственно-церковных отношений в советское время. В этот период исследователями предпринимаются попытки преодолеть стереотипы «советского подхода», расширить источниковедческую базу, найти новые
Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988 и др.
2 Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР. М., 1926; Персиц М. М. Отделение церкви от
государства и школы от церкви. М., 1958.
3 Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. Джорданвилль, 1959; Шмеман А.Д., протоиерей . Исторический
путь Православия. Париж, 1985.
4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.,1995, Регельсон Л. Л. Трагедия Русской
Церкви. 1917-1945. -М., 1996.
6 подходы к истории взаимоотношений советской власти и церкви (В. А. Алексеев, О. Ю. Васильева, М. И. Одинцов, А.Н.Кашеваров и др.)5.
Наиболее заметным исследованием последних лет является монография Н. А. Кривовой6. Основанное на новейших рассекреченных документах и содержащее в себе глубокий и всесторонний анализ основных антицерковных компаний советской власти в 1922 - 1925 годах, данное исследование стало огромным вкладом в разработку проблемы истории взаимоотношений власти и церкви в первое послереволюционное десятилетие.
В 1995 году увидело свет русское издание сборника документов составленного Г. Штриккером и вышедшего в Германии в 1988 году7. Хотя книга выпущена как собрание документов, ее треть занимают статьи составителя. В них не выделяется какой-либо четкой проблематики, а изложение событий носит описательный характер.
Проблемы анализа документов Политбюро ЦК РКП(б) по «религиозному вопросу» впервые в отечественной историографии были подняты и существенно исследованы Н.Н. Покровским8. Подробный источниковедческий анализ позволил ученому сделать ряд выводов относительно механизма функционирования высшей партийной власти и его влияния на церковную политику государства.
Значительная исследовательская работа ведется и историками Русской православной церкви.
В 1994 была издана книга «Патриарх Тихон и история русской церковной смуты»9. Преимуществом данной работы является присутствие в
5 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы : Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991;
Васильева О.Ю, Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории.
1993. № 8. С.40-54; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений, 1917-1938 М 1991;
Кашеваров A.H. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и Русской
Православной Церкви, 1917-1945 гг. СПб., 1995.
6 Кривова. Н. А. Власть и Церковь в 1922 - 1925 гг. М, 1997.
7 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории
отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М: "Пропилеи", 1995.
8 Покровский Н.Н. Политбюро и Церковь. 1922-1925. Три архивных дела // Новый мир. 1994. № 8. С. 186-
213.
9 Патриарх Тихон и история Русской церковной смуты. Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
7 ней личных свидетельств автора-составителя. В связи с этим она может быть отнесена и к историографии и к источникам.
Выделим публикации таких авторов, как протоиерей В. Цыпин10, протоиерей Г. Митрофанов11, иеромонах Дамаскин (Орловский)12. В исследованиях этих авторов широко привлекаются источники, содержащие информацию о церковных преследованиях и репрессированном духовенстве.
Литература, касающаяся изучения истории государственно-церковных отношений на территории Нижнего Поволжья, малочислена. Наиболее значительными трудами в этом отношении являются исследования, посвященные истории Волгоградской и Астраханской епархий - «Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ»13, «Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования»14.
Книга «Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ» является обобщающим коллективным трудом волгоградских историков-краеведов. Данная работа состоит из 12 глав, посвященных истории Волгоградской епархии со времени появления первых христиан на Нижней Волге до наших дней. При этом авторы не ставят перед собой задачи отдельного глубокого изучения государственно-церковных отношений вообще и в интересующий нас период в частности, хотя этому вопросу посвящена значительная часть исследования. Главным плюсом «Очерков» является привлечение обширной источниковой базы, а также серьезный и критический анализ Царицынской прессы. Наряду с объективной аналитикой в работе наблюдается определенный крен в сторону положительной оценки «церковной» политики Царицынских властей.
Двухтомное издание «Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования», в котором 2 том посвящен послереволюционному
10 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700 -2005). М„ 2007.
1' Митрофанов Г., протоирей. История Русской православной Церкви. 1900 - 1927. - СПб., 2002. 12 Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. I. Тверь, 1992. Кн. 2. Тверь, 1996.
" Очерки по истории Волгоградской епархии Русской православной Церкви. - Волгоград, 2003. Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования. В 2 т. - Ростов н/Д., 2002.
s периоду, является также обобщающей работой, выполненной главным образом епархиальными историками. Особенность работы - изложение материала в хронологической последовательности практически без использования методов анализа. Главное достоинство данного труда заключается в использовании ранее недоступных или засекреченных документов, в том числе дел из архивохранилищ Астраханского УФСБ.
Значительные сведения по теме исследования содержатся в трудах М.Ю. Крапивина15. Работы этого ученого преимущественно посвящены государственно-церковным отношениям на территории европейской части России. При этом в них представлен разносторонний материал по взаимоотношениям РПЦ и государства в Нижнем Поволжье.
Косвенно история государственно-церковных отношений на Нижней Волге затрагивается во многих статьях волгоградских исследователей: О. Ю. Редькиной16, С. М. Иванова, игумена Елисея (Фомкина)17, В. А. Полякова18.
Некоторые сведения и аналитика, касающиеся взаимоотношений местных властей и епархий содержаться в монографических и коллективных исследованиях волгоградских историков, посвященных изучению других аспектов истории Нижнего Поволжья, а также церковной истории (В. А. Поляков19, С. М. Иванов, В. И. Супрун, игумен Елисей (Фомкин)20).
Is Крапивин, М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (окт. 1917 -конец 1920-х гг.): автореф. дис.... д-ра ист. наук: 07.00.02. / Крапивин М.Ю. - Спб., 1999.; Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (окт. 1917-конец 1930-х гг.): Монография / М. Ю. Крапивин. - Волгоград, 1997. - 366 с.
16 Редькина О. Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-1930-е гг.: на материалах европейской части РСФСР: Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 : Волгоград, 2004 509 с; Редькина О. Ю. Религиозные организации и голод в Царицынской губернии 1921 - 1922 гг. (По материалам местной периодической печати) // Мир Православия. Сб. науч. ст. Вып. 3. - Волгоград, 2000. - С. 194 - 225; Она же. Илиодор в советской России; 1918 - 1922 гг.// Стрежень: Научный ежегодник. Вып. 1. - Волгоград, 2000. -С. 164-169.16Иванов СМ. игумен Елисей (Фомкин). Краткий исторический очерк о Гусевском Ахтырском Божьей Матери женском монастыре Волгоградской епархии // Преподобный Амвросий оптинский и Ахтырский Гусевский женский монастырь... Под ред. В. И. Супруна. - Волгоград, 2005. - С. 94 - 121. " Иванов С. М. игумен Елисей (Фомкин). Краткий исторический очерк о Гусевском Ахтырском Божьей Матери женском монастыре Волгоградской епархии // Преподобный Амвросий оптинский и Ахтырский Гусевский женский монастырь... Под ред. В. И. Супруна. - Волгоград, 2005. - С. 94-121. '* Поляков В. А. Советская власть и голод в 1920-е годы: реакция народных масс (на примере Урюпинской Христорождественской церкви) // Мир Православия. Сб. науч. ст. Вып. 2. - Волгоград, 1998. - С. 76 - 82; Он же. Русская православная Церковь и международная помощь во время первого советского голода в 1920-е годы // Мир Православия. Сб. науч. ст. Вып. 3. - Волгоград, 2000. - С. 183 - 193.
Поляков В. А. Голод в Поволжье, 1919 - 1925 гг.: происхождение, особенности, последствия. - Волгоград, 2007.
Необходимо отметить, что проблема государственно-церковных отношений в Астраханской губернии практически не исследована. Ни у светских, ни у церковных астраханских историков нет исследований и научных публикаций, посвященных этой тематике.
Объектом исследования является комплекс взаимоотношений между Русской православной церковью и советским государством в лице властных структур всех уровней, процессы, происходившие внутри самой церкви под влиянием государственной власти, а также отношение населения к этим процессам.
Предметом исследования является изучение перечисленных процессов преимущественно на материалах Нижнего Поволжья, как региона с населением различного социального статуса, вероисповедания, нестабильного в социально-политическом отношении.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование комплекса взаимоотношений между партийными и советскими органами власти, с одной стороны, и Русской православной церковью, с другой стороны, в 1921 - 1927 годах в Нижнем Поволжье.
Для реализации цели исследования предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть основные направления политики центральных органов власти по отношению к церкви в общероссийском контексте;
проанализировать административное направление конфессиональной политики советской власти, выявив особенности его реализации в Нижнем Поволжье на примере кампании по изъятию церковных ценностей, закрытия церквей и монастырей, кампании «по обновлению икон»;
20 Иванов С. М,, Супрун В. И. Православие на волгоградской земле: епархии и епископы. 4. 2. - Волгоград, 2002; Они же. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда. -Волгоград, 2003; Иванов С. М. игумен Елисей (Фомкин). Свято-Духов мужской монастырь в истории Царицына - Сталинграда - Волгограда / Под ред. В. И. Супруна, - Волгоград, 2007.
проследить генезис обновленческого раскола РПЦ на примере Нижней Волги как реализацию политического направления церковной политики советской власти;
рассмотреть основные формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды в Нижневолжском регионе, как идеологической составляющей церковной политики Советской власти;
выявить отношение населения Нижнего Поволжья к проводимым государством мероприятиям в области церковной политики;
оценить эффективность антицерковной деятельности властей.
Хронологические рамки исследования охватывают 1921 - 1927 годы.
Этот период стал переломным в государственно-церковных отношениях, некоторые исследователи называют его «религиозным нэпом»21. В 1921 году начинается переход от военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), которая предполагала более продуманные действия власти во всех сферах государственного управления. Этот переход обусловил изменение и конфессиональной политики государства. Власти берут курс на разложение церкви изнутри. Принимается «план Троцкого», предполагающий переход от неорганизованного, хаотичного давления к более организованным, административным методам разложения церкви. Данный период был ознаменован проведением беспрецедентных антицерковных акций, таких как кампания по изъятию церковных ценностей, обновленческий раскол и других. В это же время формируются принципы и методы работы мощного агитационно-пропагандистского аппарата.
К 1927 году государству удалось серьезно подорвать материальные и административные основы РПЦ. «Декларация 1927 года» (вышла 29 июля 1927 года), подписанная высшими иерархами, фактически ставила церковь в полное подчинение государству. Свертывание НЭПа, переориентация на
21 Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (окт. 1917-конец 1930-х гт.): Монография / М. Ю. Крапивин. - Волгоград, 1997. - С .6.
жесткую политику коллективизации и индустриализации, а также изменения в составе ЦК партии оказали определяющее влияние на государственно-церковные отношения. С 1927 года начинается новый долгий период господства власти над церковью, период репрессий, период прямого, целенаправленного уничтожения церкви.
Методологическую основу диссертации составили принцип историзма, предполагающий исследование исторических событий и процессов во всем многообразии, в конкретных условиях их возникновения и развития, а также принцип научной объективности и достоверности. В работе широко применялся проблемно-хронологический метод, предполагающий расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых исследуется в хронологической последовательности.
К числу используемых в работе специальных методов исторического исследования можно отнести историко-сравнительный метод, предусматривающий в нашем случае изучение различных событий и явлений, происходящих в разных регионах одновременно (Астраханская и Царицынская губернии).
Источниковая база. Исследование базируется, прежде всего, на архивных источниках, как изданных, так и впервые вводимых в научный оборот. Использованные источники можно разделить на следующие группы:
1). Акты законодательных и исполнительных органов власти. В данную группу источников вошли в основном документы центральных архивохранилищ - Архива президента Российской Федерации (фонд № 3), Центрального архива Федеральной службы безопасности (фонды №1 и №2), Государственного архива Российской федерации (фонды №5263, №3316, №130, №1235, № А-353), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (фонды №89, № 17, № 5). Указанные документы содержат постановления Политбюро ЦК РКП(б), касающиеся антирелигиозной работы.
2). Делопроизводственная документация государственных учреждений и общественных организаций. В первую очередь в данную группу источников входят документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б), Оргбюро, Агитпропа, СНК, ВЦИК, ЦК Помгола, ВЧК (ГПУ, ОПТУ), хранящиеся в фондах АПРФ (фонд № 3), ЦА ФСБ (фонд №2), ГАРФ (фонды №130, №1235, № А-353), РЦХИДНИ (фонды №89, № 5).
Во вторую очередь в эту группу входят документы делопроизводства местных органов власти - Губисполкомов, Городских советов, Отделов юстиции, Отделов внутреннего управления, отделов НКВД, Финансовых отделов Губисполкомов. Данные документы находятся в фондах Государственного архива Астраханской области (№№ 1865, 1334, 1632, 6, 2053 и др.) и Государственного архива Волгоградской области (№№ 342, 122, 141,37,95, 10 и др.).
В диссертации были использованы неопубликованные документы 4 фондов ГААО: Р-477, Р-1215, Р-2834, Р-3205, относящиеся к делопроизводству Уездных и Волостных советов народных депутатов и их исполкомов.
3). Постановления и делопроизводственная документация церковных органов власти, изданные в 1994 году в составе сборника «Акты святейшего патриарха Тихона...» (составитель Губонин М.Е.)22, а также вошедшие в ранее упоминавшийся сборник Г. Штриккера23.
4). Периодическая печать - газеты «Коммунист» (1921-1925 гг.), «Борьба» (1920 - 1925 гг.), «Беднота» - издание ЦК РКП(б) (1921 - 1925 гг.), «Вестник агитации и пропаганды» (1921 г.).
Научная новизна исследования. В работе дан комплексный анализ государственно-церковных отношений в 1921 - 1927 годах, предполагающий изучение процессов, происходивших в Нижнем Поволжье, в контексте
22 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всех России, позднейший документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1914 гг. Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. 25 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995. - 400 с.
13 событий общегосударственного масштаба. Исследуется связь реализации конфессиональной политики государства в центре и на местах.
Выбранное автором исследовательское направление отличается низкой степенью изученности. Данная работа является первым научным исследованием, касающимся церковной политики государства на материалах Нижнего Поволжья в 1921 -1927 годах.
В работе впервые вводятся в научный оборот ранее засекреченные дела четырех фондов Государственного архива Астраханской области, касающиеся губернского и уездного делопроизводства.
В исследовании выявляются особенности административного направления церковной политики советской власти в Нижнем Поволжье на примере кампании по изъятию церковных ценностей, закрытия церквей и монастырей, кампании «по обновлению икон». Характерной особенностью проведения обозначенных мероприятий, по мнению диссертанта, стали факты нарушения советского законодательства местными органами государственной власти.
На примере обновленческого раскола РГЩ рассмотрена реализация политического направления церковной политики советской власти на Нижней Волге, уделено внимание связям обновленческих организаций в разных губерниях. Анализ документов позволил автору сделать вывод о том, что обновленческое движение не было в чистом виде инспирировано советской властью, а возникло внутри самой церкви еще в дореволюционный период. Лишь при поддержке государственного аппарата деятельность отдельных обновленческих организаций приобрела характер раскола.
В работе дан анализ форм и методов антирелигиозной агитации в Нижневолжском регионе, как идеологической составляющей конфессиональной политики властей. Особое внимание автор уделил исследованию периодических изданий, рассматривая их как важнейшее средство массовой информации в данный период.
В работе впервые взаимоотношения государственных органов власти и церкви на Нижней Волге рассмотрены в тесной связи с жизнью общества. При этом автор рассматривает общество как активный субъект государственно-церковных отношений, дает оценку влияния общественных сил на реалии государственно церковных отношений в Нижнем Поволжье. В диссертации впервые дается анализ деятельности Союза церковноприходских общин астраханской епархии - общественно-церковной организации, активно влиявшей на характер взаимоотношений церкви и государства в Астраханской губернии.
В исследовании как факторы, существенно влияющие на результаты государственной политики в отношении церкви на Нижней Волге, анализируются политические настроений и социально-экономическое положение сельского населения.
Научная и практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные результаты могут использоваться для осмысления и построения современных взаимоотношений власти и церкви, что на сегодняшнем этапе развития российского общества является весьма актуальным.
Полученные результаты и выводы существенно дополняют историографию рассмотренной проблемы. Материалы исследования могут быть использованы для написания обобщающих трудов по истории государственно-церковных отношений, а также отечественной истории и истории РГЩ. Впервые вводимые в научный оборот источники могут стать основой для более детального изучения отдельных аспектов взаимоотношения государства, церкви и общества.
Материалы диссертации являются серьезным дополнением к уже имеющимся исследованиям по истории Астраханского региона. В связи с этим, они могут быть включены в содержание спецкурсов по краеведению и отечественной истории, методических и учебных пособий.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и отдельные положения диссертации, представленные в 8 публикациях, докладывались на внутривузовских, всероссийских и международных научных конференциях. Три статьи из этого числа опубликованы в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Теоретические выводы и гипотезы диссертации рассматривались на Международной научно-практической конференции «Роль религии в жизни современного российского общества» (Н.-Новгород, 2010), на X Международной научной конференции. «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2011), на ежегодных научно-практических конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2008, 2010). Отдельные положения диссертации были представлены на XVI Международных образовательных Рождественских чтениях (27 января - 1 февраля 2008 г.), а также допущены к размещению на научно-богословском портале Московской духовной академии .
Структура диссертации соответствует цели и задачам работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.