Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обращение к историческому опыту развития культуры в исследуемый период представляется весьма значимым в контексте противоречивых событий, происходящих в Российской Федерации с 1991 г. Именно в 20-30-е годы XX века был накоплен уникальный опыт преобразований в сфере культуры и достигнуты выдающиеся успехи в её развитии.
Сегодня, когда российское общество подвержено преобразованиям и в сфере культуры, очень важно переосмыслить многообразный и неоднозначный опыт советского государства и воссоздать объективную картину прошлого. Современная культура народов России, в частности, Северной Осетии, обязана брать на вооружение всё то лучшее, что сохранила для нас история культурного развития осетин, чтобы на положительных примерах прошлого воспитывать молодое поколение, формировать новую культуру. Обращение к опыту культурных преобразований в означенный период может подсказать нам много полезного для решения современных проблем в сфере культуры, образования и науки. Научный анализ данной проблемы даёт возможность полнее осмыслить и раскрыть глубинные процессы преобразования культурной жизни на современном этапе, проследить, какие общие закономерности строительства социализма проявлялись в конкретных условиях многонациональной Российской Федерации, частью которой является Северная Осетия.
Актуальность изучения истории становления и развития образовательных, культурно-просветительных учреждений,искусства и литературы Северной Осетии обусловлена тем, что они, в силу исторически сложившихся особенностей хозяйственного уклада и образа жизни, выступают как значительная среда развития этнического хранителя и носителя национальной культуры. Автором предпринята попытка преодолеть классовый подход, являвшийся традиционным, к анализу культурно-исторических преобразований для отечественной историографии. Это позволило бы, с одной стороны, вскрыть негативные явления в духовной жизни общества в 30-х годах, с другой - использовать накопленный положительный опыт культурного строительства в условиях перехода к демократическому обществу.
Смена приоритетов в культурной политике Российского государства, вопросы сохранения, изучения и эффективного использования уникального и многообразного историко-культурного наследия сегодня остро обсуждаются на государственном уровне. В статье В.В.Путина, посвященной национальному вопросу в России, по этому поводу отмечается: «Гармоничное развитие советской поликультурной общности - это тот культурный код, который подвергся в последние 20 лет серьёзным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь, - далее пишет он. А это диктует необходимость изучения советского опыта. Тогда были выработаны общая культура и общие ценности, направленные на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию. Здесь есть чему поучиться».1
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Независимая газета. 2012 г. 23 января.
Объектом исследования является развитие культуры в Северной Осетии в 1917-1941 гг.
Предметом исследования выступает культурная политика, как результат взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций и культуры, рассмотренная сквозь призму развития основных составных частей системы культуры Северной Осетии: образования и науки, физической культуры и спорта, культурно-просветительных учреждений (становление и развитие музеев, библиотек, клубных учреждений, радио, кинофикации), литературы и искусства.
Хронологическиерамкиисследованияохватываютпериодс 1917поиюнь 1941 гг. Нижняя хронологическая граница обусловлена началом нового периода в истории России в целом и культурного строительства в частности. Этим переломным моментом стал Октябрь 1917 года, определивший развитие страны на длительную перспективу. Данная хронология позволяет увидеть связь культурного строительства с важными политическими и экономическими процессами в Северной Осетии, начиная с Гражданской войны и НЭПа и заканчивая предвоенными годами. Несмотря на внутренние особенности развития республики, эти процессы в значительной степени определяли особенности и приоритеты культурной политики в советском обществе. В рассматриваемый период обозначились тенденции, которые принципиально меняли мировоззренческие и идеологические установки на развитие советской культуры. В 1920-1930-е годы происходит изменение акцентов по всем основным направлениям жизнедеятельности общества, в том числе и в области культуры. Автор исходит из того, что в этих хронологических рамках можно наиболее ярко и убедительно показать глубокие изменения в духовной жизни осетинского народа, основы новой социалистической культуры.
Степень изученности темы. Следует отметить, что проблема изучения культуры в течение длительного времени представляла не только научный, но и идеологический интерес в плане широкой пропаганды успехов советской власти в культурной политике в национальных окраинах.
В историографии культурного строительства можно выделить три периода: первый период - 20-е - середина 50-х годов, второй - со второй половины 50-х до середины 80-х гг., третий период начинается с середины 80- х гг. XX в. Первый период характеризовался накоплением, обобщением, систематизацией источников и материалов по истории культуры, становлением научной проблематики и методологии исследования, формированием партийного аппарата, выделением основных направлений культурного строительства.
Авторами первых работ по истории культурного строительства были практические работники, которые пытались проанализировать проблемы развития культуры.2
Работы, в которых рассматривались вопросы становления советской культуры, были написаны первым руководителем советского государства В.И.Лениным и партийными деятелями. Их статьи и выступления обобщают первый опыт становления социалистической культуры и искусства. Именно они заложили основы партийно-
2 Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. 1917-1936 гг. -М.,1962; Ирошников М.П. Создание советского центрального государственного аппарата. - М.-Л., 1966 и др.
государственной политики культурной революции, механизм идейного влияния на культурное развитие населения страны.3 Впервые термин «культурная революция» был употреблён В.И.Лениным в статье «О кооперации» в 1923 г.4 Вопросам истории формирования социалистической культуры посвящены и следующие его работы: «Успехи и трудности советской власти», «О пролетарской культуре», «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики», «Новая экономическая политика».5
Ценным источником для диссертационного исследования явились статьи, речи, доклады видных деятелей советского государства и РКП (б), принимавших непосредственное участие в социально-экономических и культурных преобразованиях народов Северного Кавказа. В них отражены характерные черты и особенности советского строительства в регионе на фоне проходивших в стране событий, раскрыты пути, формы и методы работы в условиях бывших национальных окраин.6
В 1920-1930-е годы был накоплен значительный источниковый материал, сложились методы его организации и публикации. На повышение роли источников в исторических исследованиях непосредственное влияние оказывали и интенсивность культурного строительства, и практическая направленность большинства работ. В них систематизировались факты, выявленные в результате личных наблюдений очевидцев и участников событий. Но, как правило, они отражали лишь внешние стороны сложнейших процессов в культурной жизни. В этот же период отмечается отход от
3 Ленин В.И. Перлы народнического прожектёрства. // Поли. собр. соч. Т.2.; Он же.
К вопросу о политике министерства народного просвещения. // Полн. собр. соч. Т.23;
Он же. Что можно сделать для народного образования? // Полн. собр. соч. Т. 23; Он
же. Речь на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918 г. //
Полн. собр. соч. Т. 36; Он же. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28
августа 1918 г. // Полн. собр. соч. Т.37; Он же. План «Директив ЦК коммунистам-
работникам Наркомпроса». // Полн. собр. соч.Т.42; Бубнов А.С. Всеобщее начальное
обучение и культурная революция. Три речи. - М.,1930; Он же. О народном про
свещении. - М., 1929; Он же. О культурном подъёме СССР за годы первой пятилет
ки. - М., 1930; Зиновьев Г.Е. Интеллигенция и революция. - М.,1924; Сталин И.В.
Вопросы ленинизма. - М.,1939; Келлер Б.А. Пролетарская революция и советская
интеллигенция. -М.,1937.
4 Ленин В.И. О кооперации. // Полн. собр. соч. Т.45. С. 369-377.
5 Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. // Полн. собр. соч. Т.34; Он
же. О пролетарской культуре. //Полн. собр. соч.Т.41; Он же. Товарищам коммунистам
Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики. // Полн. собр. соч.
Т.43; Он же. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. // Полн. собр.
соч. Т.44.
6 Калинин М.И. Вопросы коммунистического воспитания. - М., 1940; Он же. Две
речи в школе. - М., 1940; Он же. О вопросах социалистической культуры. // Сборник
статей и речей. 1925- 1938 гг. - М., 1938; Он же. О коммунистическом воспитании и
обучении. //Сборник статей и речей 1924-1945 гг. -М.-Л., 1948; Он же. Об искусстве
и литературе. // Статьи, речи, беседы. - М.,1957; Крупская Н.К. Вопросы самообра
зования. // Сборник статей. - М., 1933; Она же. Заветы Ленина в области народного
просвещения. - М.,1924; Она же. Ленинские установки в области культуры. - М.,
1934; Луначарский А.В. О воспитании и образовании. / Под ред. А.МАрсеньева и
др. -М.,1976.
научных принципов в исследовании культурно-исторических процессов к субъективным, идеологизированным оценкам. Второй период отмечен изданием обобщающих монографий аналитического характера по всем направлениям культурного строительства и комплексной разработкой всех проблем духовной жизни общества.
С середины 50-х годов в отечественной историографии наиболее активно начали разрабатывать вопросы культурного строительства, следствием чего стали первые основополагающие изыскания по рассматриваемой проблеме.7 Академику М.П. Киму принадлежит приоритет в исследовании различных аспектов социалистической культуры. В частности, он рассматривал народное образование как структурный элемент культуры.
1960-е - 1970-е годы характеризуются стремительным развитием как профессиональной историографии советской культуры в целом, так и её отраслей. Разработка истории советской культуры стала специальной задачей сформировавшегося отряда среди историков культуры. Автор опирался на труды видных советских учёных: А.ИАрнольдова, Г.Г.Карпова, В.В.Горбунова, М.Т. Иовчука, Л.Н.Когана, Ю.А.Лукина, Ю.В.Бромлея, ВА.Куманева и других.8 В этих работах дана развёрнутая характеристика деятельности коммунистической партии в области культурного строительства, показаны этапы развития народного образования, процесс становления советской интеллигенции, деятельность культурно-просветительных учреждений по коммунистическому воспитанию трудящихся.
В 1981 г. вышла обобщающая историографическая работа Л.М. Зак, посвященная изучению истории советской культуры с первых дней советской власти до конца 1970-х годов. В исследовании в основном Л.М. Зак касалась вопросов, связанных с отражением ленинской концепции культуры в трудах советских историков, а также истории изучения народного образования. Отдельные аспекты историографии советской культуры рассматривались в исследовании Е.Н. Городецкого.9
Третий этап историографии советской культуры начинается с середины 1980-х годов. Изменения в обществе с 1985 года позволили по-другому взглянуть на проблему культурного развития страны. Научные работы этого периода характеризуются
7 Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в
СССР- М., 1955.
8 Арнольдов А.И. Культура и современность. - М., 1973; Он же. Социалистиче
ский образ жизни и культура. - М., 1976; Он же. Культура развитого социализма. - М.,
1975; Карпов ГГ. Ленин о культурной революции. - Л., 1970; Горбунов В.В. Ленин и
социалистическая культура. - М., 1972; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социали
стическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Лукин
ЮА. Многообразная социалистическая культура. - М., 1977; Бромлей Ю.В. Интерна
циональное и национальное в строительстве социализма и коммунизма. Братское со
трудничество народов Советского Союза - интернационализм в действии. -М., 1978;
Куманев В.А.. Социализм и всенародная грамотность. -М., 1967; Он же. Революция
и просвещение масс. - М., 1973 и др.
9 Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М.,1981; Городецкий Е.Н.
Историко-культурные исследования. - Историографические и источниковедческие
проблемы Великого Октября. - М., 1982.
преодолением идеологической направленности исследований, значительным расширением источниковой базы, методологическими подходами.10
Ослабление идеологического партийного контроля способствовало появлению работ, в которых более глубоко и объективно анализировались тенденции и механизмы народного образования. В 1990-е годы начинается процесс переосмысления многих ключевых положений рассматриваемой проблемы. Для публикаций этого периода характерно критическое освещение в оценке сущности советского строя, достижений советской системы образования, культуры.11 Так, монография Т.Ю.Красовицкой посвящена становлению культурной работы среди нерусского населения РСФСР в начале 20-х гг. XX века, автором исследуется история руководства культурным развитием нацменьшинств.12
Отдельные вопросы историографии культуры поднимались в монографии А.А.Пронина, статье А.Б.Безбородова.13 По мнению этих авторов, эффективное исследование культурной политики, особенно в области художественной культуры, предполагает её анализ в более широком контексте той социальной жизни, в которую «встроена» жизнь художественная.
Историографический обзор литературы последних лет свидетельствует, что заметно преодолеваются кризисные явления конца 1980-х - начала 1990-х годов. Актуальной остаётся постановка общих проблем истории культуры, в том числе и по её отдельным отраслям. Не получили пока серьёзного и объективного научного осмысления суть государственной политики, руководящая роль партийных органов в развитии советской культуры в 20-30-е годы XX века.
Важным направлением в исследовании вопросов культурного строительства стали региональные проблемно-тематические историографические исследования. Одним из направлений в культурном просвещении масс являлось приобщение их к культурным ценностям предшествующих поколений. Этой проблеме были посвящены работы В.Дзасохова, Г.А.Кокиева, Б.ААлборова, Ц.Гадиева, Л.П.Семёнова.14 Вопросами
10 Красильников С.А., Лисе А.Ф. Культурная революция и духовный прогресс. -
М., 1988; Громов Е. Сталин, власть и искусство. - М., 1988.
11 Галин СА.Исторический опыт культурного строительства в первые годы совет
ской власти (1917-1939).- М.,1990; Булдаков В.П. Красная смута. Природа и послед
ствия революционного насилия- М., 1997; Капустин М.П. Конец утопии? Прошлое и
будущее социализма. - М., 1990; Авторханов А.Технология власти. - М., 1991 и др.
12 Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государ
ственного руководства национально-культурным строительством. - М., 1992; Она
же. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х годов. - М., 1998.
13 Пронин АА. Историография российской эмиграции. - Екатеринбург, 2000; Без-
бородов А.Б. Историография истории диссидентского движения в СССР в 50 - 80-е гг. //
Советская историография. -М., 1996.
14 Дзасохов В. От колониального вырождения к социалистическому расцве
ту. Северная Осетия. / Под ред. СА.Такоева. Изд-во «Власть Советов» при Пре
зидиуме ВЦИК. - М., 1931; Кокиев Г. Несколько замечаний по поводу книги проф.
БА.Алборова. // Известия СОНИИ. Т.4. 1932; Алборов А.Б. О постановке педагогиче
ского образования среди горцев Кавказа. // Известия Северо-Осетинского пединсти
тута. Вып. 1. 1923; Он же. Первый осетинский поэт Темирболат Османович Мамсу-
ров. 1843-1899 гг. //Известия СОГНИ. Т.З. 1976; Он же. Первая печатная книга (при-
развития культуры в Северной Осетии активно занимался и Б.С.Кулов. Им опубликовано исследование «К высотам культуры».15 На основе анализа главных направлений культурного строительства в работе показаны особенности его осуществления в Северной Осетии. Основное внимание автора сосредоточено на традиционных направлениях культуры: народном образовании, высшей школе и науке, литературе, театре и изобразительном искусстве. В работе показано влияние культурно-исторического процесса на формирование духовного облика осетинского народа, становление его национального самосознания.
Таким образом, в имеющейся литературе широко отражены успехи и достижения в социально-экономическом и культурном развитии народов Северного Кавказа, но в силу идеологических установок прошлых лет, в ней слабо показаны или вовсе обойдены острые проблемы, негативные тенденции и ошибки. Особый акцент сделан на партийном руководстве культурным строительством в 20-30-е годы прошлого столетия.
В конце 80-хгодов известным учёным А.А. Магометовымбыла издана монография по истории печати северокавказских народов.16 В работе прослеживаются основные этапы становления печати в Северной Осетии, отмечена большая роль периодических изданий в деле преобразования быта горских народов, в раскрепощении женщины, в деле вовлечения их в осуществление экономических, культурных и политических преобразований в стране. Системный анализ развития национальной журналистики позволил автору сделать выводы о том, что средства массовой информации являлись действенным орудием в деле культурного просвещения народа.
Разностороннее представление о развитии прессы, как дооктябрьского периода, так и первых лет советской власти в Осетии, можно получить в книге Ю.В.Хоруева.17 Весьма полезным и интересным представляется научно-популярный сборник «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» в 6-ти книгах, составленный профессором ЛА.Чибировым.18
Одним из направлений в культурном просвещении масс являлось приобщение их к культурным ценностям предшествующих поколений, к своей истории. Этой проблеме была посвящена работа Д. Дзагурова,19 в которой ставился вопрос об изучении
чины появления, содержание. Автор, язык). К 130-летию осетинской письменности. // Известия СОГНИ. Т.5.1929; Гадиев Ц. Сека Гадиев - осетинский поэт-самоучка. 1855-1915. // Известия СОГНИ. Т.5. 1929; Семёнов Л.П. «Амран», драма осетинского писателя Е.Ц.Бритаева. Источник и анализ драмы. // Известия СОГНИ. Т.5. 1929.
15 Кулов Б.С. К высотам культуры. - Орджоникидзе, 1979.
16 Магометов А.А. Возрождение. - Орджоникидзе, 1987; Он же. Трудовой под
виг прессы. Борьба партийно-советской печати национальных областей Северного
Кавказа за решение задач хозяйственного и культурного строительства в 1921-1925
годах- Нальчик, 1977; Он же. Зарождение национальной печати у народов Горской
АССР в период восстановления народного хозяйства СССР (1921-1924 гг.). // Плоды
ленинской дружбы. -Орджоникидзе, 1978.
17 Хоруев Ю.В. История в печатной строке. / Справочник периодических изданий
на Тереке (1863-1917 гг.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003.
18 Чибиров Л. А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Т. 1-6. /
Научно-популярный сборник. - Владикавказ, 2006.
19 Дзагуров Д. Краеведение в Северной Осетии. // Растдзинад. 1928. 16 декабря.
истории Осетии, содержались практические рекомендации по организации кружков краеведения. Если в 20-е годы в развитии краеведения присутствовала свобода творческой мысли, то уже в начале 30-х годов государственная политика в этой области была направлена на исследования применительно к задачам партийных и советских органов, на создание системы контроля над отечественным краеведением, музейной деятельностью, в том числе и над региональным.20 Значительный вклад в развитие краеведения Северной Осетии внесли научные работы, опубликованные историком-краеведом Г.И. Кусовым в 70-90-е годы XX века и начале 2000-х годов. В частности, в монографии «Владикавказ в историях и лицах», которая является продолжением его книги « Встречи со старым Владикавказом»,21 автор, используя богатый документальный материал, рассказывает о людях, причастных к истории города, об его архитектурных памятниках и достопримечательных местах. История создания музеев в Терской области и их значение в сохранении и изучении культурного наследия исследуются профессором З.В. Кануковой в книге «Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование».22
В некоторых работах культурная политика рассматривалась как часть национальной политики советского государства, а культурное строительство не отделялось от процесса национально-государственного строительства. Глубокий анализ процессов национально-культурного строительства дан в работе ЭА.Шеуджен.23 Монография В. Д. Дзидзоева «От объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917-1924 гг.)» раскрьшает и анализирует политические и экономические аспекты национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Работа в достаточной степени позволяет рассматривать культурное строительство как часть национальной политики советского государства.24
В исследованиях С.ААйларовой анализируются модернизационные процессы социальной, политической, духовной жизни горских народов конца XIX века.25 Большой интерес представляет диссертационное исследование С.А. Хубуловой.26 Автором
20 Семёнов Л.П., Кастуев А.Г Музей краеведения Северной Осетии (1997-1947).
- Дзауджикау, 1947; Семёнов Л.П. и др. Орджоникидзе-Владикавказ. Очерки истории
городов. -Орджоникидзе: «Ир», 1972.
21 Кусов Г.И. Поиски краеведа. - Орджоникидзе. «Ир», 1975; Он же. Встречи со
старым Владикавказом. - Владикавказ, 1998; Он же. Владикавказ известный и не
знакомый; Он же. - Владикавказ: перо и кисть. Харизма, 2009.
22 Канукова З.В. Старый Владикавказ: Историко-этнологическое исследование. -
Владикавказ, 2008.
23 Шеуджен ЭА. Советская историография национально-культурного строитель
ства на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1983.
24 Дзидзоев В. Д. От союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана
до Горской АССР (1917-1924 гг.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003; Он же. Диа
лектика единства и братства. - Нальчик,1990.
25 Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая
мысль 60-90-х гг. XIX века. - Владикавказ, 2002; Она же. Общественная мысль наро
дов Северного Кавказа: культурно-исторические проблемы модернизации (XIX век).-
Владикавказ, 2003.
26 Хубулова С.А. Крестьянство Северного Кавказа в конце ХГХ-первой четвер
ти XX века: этнодемографические и социально-экономические аспекты развития.
Дисс... д.и.н. - Владикавказ, 2003.
освещаются социально-экономические и этнодемографические аспекты трансформации традиционных обществ Северного Кавказа в первой четверти XX века.
Для региональной историографии первого десятилетия XXI века характерен отход от политической направленности и проявление интереса к изучению культурной проблематики. Безусловным достижением этого периода является открытие ранее закрытых архивных источников. От предшествующих работ данные исследования отличает новый взгляд и новая интерпретация известных фактов и документов. Обобщающим исследованием является коллективная монография «История Северной Осетии: XX век». 27 Процессы становления советской системы, различные аспекты культурного строительств в восстановительный период рассматриваются в исследовании Л.Х.Дзаховой.28 Автором исследуются вопросы национально-государственного строительства, государственной политики в области социально-экономического и культурного развития. Дальнейшее развитие эта тема получила в монографии, изданной Л.Х.Дзаховой и З.Б.Гобети в 2010 году.29 В работе анализируются практические мероприятия органов власти по реализации политики в сферах экономики, образования, культуры.
Общественно-политические и культурные особенности народов Северного Кавказа, сохранение их национальной самоидентификации, развитие национальной интеллигенции и включение горцев в культурное пространство Советской России анализируются в исследовании М.А.Гутиевой.30
Проблемам развития осетинской культуры посвящена и монография Р.Я.Фидаровой «История осетинской художественной культуры».31 Автор утверждает, что в условиях тоталитарного режима в 1920-1930-е годы национальная культура приобретает идеологическую окраску.
Несмотря на значительное количество литературы по рассматриваемой проблеме, до сих пор нет обобщающих исследований по истории становления и развития радио и кинофикации в 1920-1930-е годы. В 2011 году коллективом ГТРК РСО -Алания бьша издана книга,32 в которой представлен огромный фактологический и иллюстративный материал о современном периоде развития радио, кинематографа и телевидения Северной Осетии.
Таким образом, отдельные вопросы темы диссертации в той или иной степени освещены в научной литературе, хотя далеко не подробно и недостаточно глубоко. Это обстоятельство, а также актуальность темы побудили нас исследовать все направления культуры глубже и разностороннее.
27 История Северной Осетии: XX век. - М., Наука, 2002.
28 Дзахова Л.Х. Горская республика в восстановительный период: экономика, со
циальная политика. - Владикавказ, 2003.
29 Дзахова Л.Х., Гобети З.Б. Система социально-политических отношений в Се
верной Осетии в восстановительный период. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010.
30 Гутиева МА. Некоторые аспекты становления и развития советской националь
ной государственности у народов Северного Кавказа в 20-30-е гг. XX века- Ростов-
на-Дону: Из-во СКНПВШ ЮФУ «Актуальные проблемы современной науки», 2010.
31 Фидарова РЯ. История осетинской художественной культуры. - Владикавказ,
2008.
32 Осетинская горка. Восхождение: к юбилею ГТРК «Алания» / Сост. ТВ.Кусов.
- Владикавказ, 2011.
Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы историзма и объективности, преемственности и системности научного анализа, которые предусматривают всесторонний подход к освещению исследуемых вопросов. Принцип объективности создал условия для такого многопланового анализа исторических явлений и событий, при котором к исследованию широко привлекалась необходимая документальная база, интерпретация фактов имела критический характер. Сравнительный метод использовался для определения региональных особенностей развития культуры. При работе с цифровыми данными применялись количественный и статистический методы. В исследовании нашли отражение как общенаучные, так и специально-исторические методы, среди которых можно выделить проблемно-хронологический метод, который позволил изучить в последовательности этапы формирования культурной политики советской власти. Все методы использовались в совокупности с целью обеспечения комплексного подхода к исследованию, что позволило решить поставленные в работе научные задачи.
Цель диссертации - объективный анализ характера и особенностей государственной политики в области культуры в 1917-1941 гг. в Северной Осетии. Исходя из степени разработанности проблемы и имеющихся источников, поставленная цель предполагает определение и решение следующих конкретных задач:
-изучение социально-экономических предпосылок культурного строительства в Северной Осетии;
-анализ форм и методов государственной политики в области культуры и её изменения на отдельных этапах этого периода с 1917 по 1941 гг.;
-исследование основных направлений народного образования: ликвидация неграмотности, становление и развитие среднего, среднеспециального образования, высшего образования, науки и научных учреждений, физической культуры и спорта;
-обобщение деятельности партийных и государственных органов власти по становлению и развитию культурно-просветительных учреждений;
-определение роли печати, радио и кинематографа в осуществлении конкретных задач культурного строительства.
Источниковую базу исследования составили опубликованные материалы, архивные документы, выявленные автором в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО - А.), в Отделе рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева (ОРФ СОИГСИ) и в Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА ИПД РСО - А).
Среди документов ЦГА РСО - Алания особого внимания заслуживает фонд отдела народного образования (ФР-52), в котором содержатся приказы и распоряжения отдела народного образования. В фондах «Историко-филологического общества» (ФР-97) представлены материалы научно-исследовательской деятельности этого общества, большой объём документов по этнографии, истории, фольклору. Культурная жизнь республики, политико-массовая и просветительная деятельность отраже-
ны в документах фонда «Окружного совета профсоюзов, агитпрома и культотдела» (ФР-211). Деятельность партийных органов по осуществлению культурного строительства в республике содержится в фондах Центрального государственного архива историко-партийной документации РСО-А. Определённая часть первоисточников впервые введена в научный оборот.
В процессе работы над архивными документами автор настоящего исследования стремился полнее представить те из них, в которых содержатся характерные факты и события, цифровые данные, обобщающие период культурного строительства в Северной Осетии. Совокупность партийно-государственных документов 1920-1930-е гг. определяла общую концепцию культурного строительства и способы управления им на региональном уровне, обеспечивала нормативную базу для реализации решений партии и советского правительства. В опубликованных документах нашли отражение проблемы взаимосвязи культуры и образования, взаимоотношения власти и интеллигенции, формирования национальных кадров в республике и др. Данные документы дают основание утверждать, что партия рассматривала культурное строительство в контексте всего развития страны, и в них отразилось не только руководящее, но прежде всего монопольное положение коммунистической партии СССР. Весьма ценный материал содержится в издании «Культурная жизнь в СССР. Хроника».33 В нём в хронологической последовательности даётся систематическое изложение событий исследуемого периода. Материалы сборника документов и материалов по истории культурного строительства в Северной Осетии с 1917 по 1941 годы34 воссоздают страницы истории руководства Северо-Осетинской партийной организации и органов Советской власти осуществлением культурной революции в Северной Осетии.
Большую значимость представляют материалы, опубликованные на страницах периодической печати. Из газет, издававшихся в советское время, просмотрены: «Кермен», «Коммунист», «Горская правда», «Власть труда», «Пролетарий Осетии», «Растдзинад», «Авзонг тых», «Арыгон большевик». В совокупности публикации периодической печати дали большой исторический материал, который позволил автору диссертации составить общую картину состояния культуры в республике. В журналах «Горский вестник», «Зиу», «Литературой хъазуатон», «Мах дуг», «На подъёме», «Революционный Восток», «Советский Северный Кавказ» напечатаны важнейшие постановления центральных и местных партийных и советских органов, циркуляры и сообщения с мест, обращения и письма трудящихся, материалы партийных конференций большевиков и съездов.
Научная новизна диссертации
данное исследование представляет собой критический анализ работы партийных и советских органов власти, проводимой ими политики в области становления школьного и среднеспециального образования, высшей школы и науки в 1917-1941 гг.;
в работе впервые предпринята попытка с объективных позиций показать историю становления и развития советской культуры в Северной Осетии, в том числе
33 Культурная жизнь в СССР. Хроника. ТТ. I -IV,V. -М.,1975-1978.
34 Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 гг.). // Сборник доку
ментов и материалов. ТІ. - Орджоникидзе, 1974.
таких направлений культуры, как становление и развитие физической культуры и спорта, музеев, библиотек, клубных учреждений;
- впервые на примере Северной Осетии исследована история становления и развития радио и кинофикации, проанализирована их роль в политической, общественной, хозяйственной и культурной жизни республики;
-в исследовании показаны трудности и успехи в подготовке национальных кадров для музыкальных и театральных учреждений, роль художественных самодеятельных коллективов в приобщении населения к культуре;
-в научный оборот введены новые архивные материалы, делопроизводственная документация и публикации периодической печати, не использованные ранее учёными, что способствует более глубокому осмыслению культурных преобразований в 20-30-е годы XX века, особенно недостаточно изученных вопросов.
Положения, выносимые на защиту:
Революция 1917 года стала событием, повлекшим за собой масштабные изменения, которые затронули все сферы жизни российского общества, изменили сущность культурного развития страны и динамику её социокультурных процессов. Сложилась качественно новая, принципиально иная, чем предыдущая, советская культура.
Процесс формирования советской культуры в Северной Осетии проходил в рамках общероссийских тенденций, но имел ряд региональных особенностей, обусловленных экономическим и социокультурным развитием.
Изменения в образовательной системе, произошедшие после 1917 года, были вызваны и обоснованы необходимостью создания новой социалистической образовательной культуры, носили радикальный и демократический характер.
4. Ликвидация неграмотности диктовалась объективной необходимостью, яв
лялась закономерным процессом в становлении индустриального общества. Но
этот процесс не мог быть реализован «самотеком», а направлялся Советским госу
дарством и его правящей партией, которая преследовала при этом и свои политико-
идеологические цели.
Развитие науки и системы высшего образования в Северной Осетии 1917-1941 гг. представляло сложный процесс. Централизованная система управления высшей школой способствовала подготовке квалифицированных кадров и формированию интеллигенции, что, с одной стороны, повышало социокультурный уровень республики, с другой - выступало как фактор дальнейшей идеологизации национального образовательного и научного комплекса.
Все научные учреждения и вузы были подчинены общим требованиям государственной политики. Эта политика включала в себя безусловное подчинение научного творчества идейно-политическим установкам власти, зависимость научных исследований от хозяйственных нужд страны и региона, общественную активность и просветительную работу учёных.
История радиовещания и кинофикации Северной Осетии является социальным институтом, функционирующим в специфических исторических, национальных, политических, экономических и социальных условиях.
Конец 1920-х - начало 1930-х гг. ознаменовались началом формирования и организационного оформления национального профессионального сценического искусства Северной Осетии.
Художественная литература рассматриваемого периода была подчинена принципам социалистического реализма, что обусловило форму и содержание произведений, тематика которых в основном сводилась к пропаганде советского строя, роли партии в культурных преобразованиях.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется потребностями реализации государственных реформ культуры, необходимостью духовного развития общества, а также задачами совершенствования научно-исследовательского процесса в стране и регионе. Исследование вопросов становления и развития культуры 20-30-х гг. XX в. в Северной Осетии позволяет понять, как, в каких условиях и почему формировались те или иные взгляды, вырабатывались политические решения, и формировался политический курс, который находил своё отражение не только в сфере культурной политики, но и влиял на весь ход развития республики. Материалы и вьшоды диссертации позволяют дополнить содержание учебных курсов по региональной истории, могут быть использованы для дальнейшего исследования вопросов культурного развития Северного Кавказа в 1920-1930-е годы. Выявленные в ходе работы и впервые введённые в научный оборот источники, существенно расширили источниковедческую базу по культурной проблематике. Результаты исследований могут быть использованы в работе Министерства культуры республики. Этим и определяется научная и прикладная значимость темы.
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре этнокультуро-логии Северо-Осетинского государственного университета. Результаты исследования апробированы автором в различных изданиях. Отдельные результаты исследования были представлены на трёх международных научно-практических конференциях, в том числе: 1. VII Международная научно-практическая конференция «Проблемы демографии, медицины и здоровья в России: история и современность» (Пенза, 2009). 2. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки» (Краснодар, 2011) 3. Международная научно-практическая конференция «Традиции и современная культура: актуальное положение, перспективы» (Пенза-Москва-Минск, 2011).
Структура диссертации. Работа построена в соответствии с её целями и задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.