Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Толмацкая Людмила Валерьевна

Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в.
<
Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Толмацкая Людмила Валерьевна. Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/417-3

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. История развития российской музыкальной культуры 18

Раздел II. Особенности и основные тенденции развития музыкальной культуры в 20-е - 30-е годы XX века .. 46

Раздел III. Партийно-государственный контроль за содержанием репертуара музыкальных коллективов 69

Раздел IV. Подготовка музыкальных кадров и повышение их квалифика ции в учебных заведениях и творческих коллективах страны ...86

Раздел V. Влияние музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемые годы 117

Заключение 142

Список использованных источников и литературы..159

Введение к работе

Актуальность и значимость исследования. Среди многих аспектов отечественной истории - экономических, социально-политических, международных, государственного управления и других, проблемы культуры всегда занимали одно из ведущих направлений в исследовании отечественной истории. Культура как система материальных и духовных ценностей вовлечена в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания. Система духовных ценностей, к которым относится музыкальное искусство - это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок и их функционирование в конкретно-исторических условиях. История музыкальной культуры гармонично дополняет все важнейшие аспекты истории России - с древнейших времён и до наших дней.

Первые годы советской власти явились сложным этапом становления новой музыкальной культуры. Известно, что после окончания гражданской войны в стране царили разруха и голод. Однако, несмотря на это, одной из первоочередных задач правительства явилось проведение в стране культурной революции. В результате, была создана единая государственная система народного образования. Второй важнейшей задачей культурной революции стала необходимость в новой интеллигенции и специалистах в разных областях народного хозяйства, в том числе и в области музыкального искусства. Для реализации этой важнейшей задачи культурного строительства был издан ряд декретов, указов и постановлений, направленных на становление и развитие музыкальной культуры.

61-4170004 (2294x3404x2 tiff)

В тоже время, проблемы идеологического и политического воспитания и просвещения советского народа стали во главу всей деятельности партии и государства. «Как известно, с первых своих шагов господство диктатуры пролетариата предложило интеллектуальной элите страны свободу лишь в пределах, не мешавших реализации коммунистической программы и не стеснявших его действия. Образ мышления власти, ее политическая практика и основные институты по регулированию взаимоотношений с творческой интеллигенцией в основном сформировались в течении первого десятилетия после Октябрьской революции. Уже тогда власть продемонстрировала, что она понимает под духовной свободой личности, каким она представляет себе человека нового революционного общества.»1

Введение атеизма было направлено на ликвидацию старого образа мышления и на установление нового мировосприятия, следствием чего стал запрет на произведения духовного содержания. Принципы добровольности и убеждённости уступали место принципам силы и принуждения. Плюрализм мнений, ещё существовавший в 20-е годы, в начале 30-х годов перестал существовать. Всё это сказалось и на усилении партийно-государственного контроля над музыкальной культурой и искусством. В результате они оказались под жестокой цензурой. «В качестве правящей партии большевики сначала ограничили, а затем ликвидировали свободу слова, закрыв оппозиционные печатные органы. Они восстановили гражданскую цензуру, наделив её правами предварительного контроля и карательных санкций (первоначально в виде политотдела Госиздата РСФСР, позднее в виде печально известных Главного управления по делам литературы и издательств -

61-4170005 (2284x3397x2 tiff)

Главлита и Главного управления по контролю за репертуаром -Главреперткома)...

К концу 20-х годов в стране сложилась система тотального, всеохватывающего контроля за действиями и мыслями деятелей науки и культуры, особая роль в которой принадлежала «карающему мечу революции» - органам ВЧК - ОГПУ».

И, тем не менее, даже в таких сложных и трудных условиях все понимали, что музыкальное искусство является достоянием народа и есть необходимость открыть широкий доступ к общему и специальному музыкальному образованию советской молодёжи. Для решения этой задачи требовалась подготовка кадров во всех областях музыкальной культуры, для чего в свою очередь необходимо было открыть новые учебные заведения, повысить качество обучения и воспитания учащихся музыкальных специальностей.

В этой связи нам представляется весьма важным исследовать опыт подготовки музыкальных кадров и повышения их квалификации в 20-е - 30-е годы - как позитивный, так и негативный. Изучение факторов влияния музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемый период позволяет сделать выводы и рекомендации, имеющие актуальное значение и для наших дней.

Актуальность темы и необходимость её исследования в значительной степени мотивируется также и её недостаточной изученностью. Данное диссертационное исследование является попыткой восполнить этот пробел в исторической науке.

Степень научной изученности проблемы. Число работ, в которых музыкальная культура рассматривается как социально-историческое явление, крайне мало. В основном, первые из них, опубликованные в 20-е годы прошедшего столетия, были в целом

61-4170006 (2279x3394x2 tiff) посвящены проблемам новой культуры и культурной революции. В них преимущественно раскрываются проблемы ликвидации неграмотности, развития сети культурно-просветительных учреждений в городе и на селе и т.д.

Более глубокой попыткой проанализировать реалии музыкальной культуры явился научный труд Л.Л.Сабанеева «Музыка после Октября».4 В нём критически отмечались негативные стороны развития музыкальной культуры в первые годы советской власти и, естественно, эта работа вызвала отрицательный резонанс защитников и строителей нового советского искусства.5 Позднее, в 50-е - 60-е годы, появляется ряд научных трудов по изучению истории советской музыки. Однако, как показывает наш анализ, они выражали официальную точку зрения партии и государства, были написаны в духе идеологических и политических требований того времени. Давалась тенденциозная оценка явлениям, событиям, произведениям. Личность и творчество многих деятелей измерялось не художественной ценностью, а идеологической востребованностью.6

Однако и среди этих работ были объективные исследования. Так, например, глубоким и ёмким исследованием являются работы С.Р.Степановой. Автор приводит весьма ценную информацию по вопросу изучения музыкальной культуры 20-х годов. Исследователь рассматривает документы ряда государственных и общественных организаций, освещающих вопросы музыкального образования, а также вопросы широкого музыкального просвещения. Несмотря на то, что автору не удалось обойти стороной официальную точку зрения на многие явления музыкальной жизни периода 20-х годов, её исследование не потеряло научной ценности и в настоящее время.

61-4170007 (2277x3392x2 tiff)

Работы Д.И.Гусева, О.А.Прозоровой, Г.А.Трелина8 и других исследователей рассматривают вопросы культурного строительства и культурно-просветительской работы. Они имеют иллюстративный подход в оценке происходящих явлений в СССР, однако политика государства в области музыкальной культуры в этих трудах не стала предметом их специального исследования.

В наиболее поздний период, в 80-е годы, появляются исследования деятельности советских государственных органов в области культуры в 20-е - 30-е годы. В монографии Зак Л.М. предпринята попытка показать изучение советской культуры в плане всей проблемы - с первых дней Октябрьской революции до сегодняшнего дня. Исследователь рассматривает проблемы становления и развития советской культуры, используя работы соратников Ленина, литературу и публицистику 20-х - 30-х годов, затрагивает вопросы культурно-просветительной работы, подготовки кадров. В целом, работа носит политически-тенденциозный характер и не отличается объективностью.9 Очень интересна монография Ким М.П. по исследованию деятельности советских государственных органов в области культуры, однако, их деятельность в области музыкальной культуры не стала в этом труде предметом специального исследования.10 Среди авторов крупных работ следует отметить А.И.Дондошанскую.11 Но данное исследование ограничивается изучением в области театра, не затрагивая исследуемую нами проблему.

Вопросы музыкального образования рассматриваются в небольшой публикации Ю.Г.Марченко. Однако автор подвергает исследованию отдельный регион России - Сибирь.

61-4170008 (2287x3399x2 tiff)

8 Особенно возрос интерес исследователей к проблемам взаимодействия власти, государственных органов и организаций искусства в 90-е годы прошедшего столетия, так, например, в монографии И.Е.Розановой анализируется деятельность Главного политико-просветительного комитета РСФСР 20-х - начала 30-х годов. Однако, вопросы деятельности Главполитпросвета в области музыкального искусства в нём занимают незначительное место.

Попытка с новых позиций осмыслить процессы, происходившие в культуре страны в первые послереволюционные годы, была предпринята Галиным С.А. Исследователь выделяет основные направления политики большевиков в отношении культуры: формирование системы управления культурным строительством, развитии народного образования, формирование политической и художественной культуры советского общества. Автор высказывает критические замечания, направленные в адрес административно-командной системы о методах руководства духовной сферой, наблюдается стремление преувеличивать возможности и достижения в области культуры. Но, к сожалению, автор не смог преодолеть тенденциозности в оценке роли коммунистической партии в культурном строительстве в исследуемые годы.

В монографии В.Я.Нейгольдберга15 на основе фактического материала рассматриваются вопросы музыкальной деятельности в стране, а выявленные автором статистические данные позволили ему раскрыть процесс приобщения населения к разным видам музыкального искусства. Вместе с тем, вопросы, затрагивающие государственную политику в области музыкальной культуры, подготовку кадров музыкантов-исполнителей не получили здесь необходимого освещения.

61-4170009 (2291x3401x2 tiff)

9 Определённый интерес для исследуемой нами проблемы представляет научно-исследовательская работа Е.С.Власовой.16 Один из её разделов содержит фактический материал по вопросам репертуарной политики, проводимой государством в области музыкального искусства в 20-е - 30-е годы. В целом же, данный труд исследует вопросы музыкального радиовещания.

В ракурсе нашего исследования определённый интерес представляет также работа А.М.Базанкова, прослеживающая и анализирующая этапы формирования художественной интеллигенции и её участие в культурной жизни советского общества в 20-х - первой половине 30-х годов. В работе автор осветил вопросы взаимоотношений власти и художественной интеллигенции. В ней использован значительный фактический материал, однако, данный труд посвящен лишь исследованию одного отдельного региона страны - Верхнего Поволжья.

В конце 90-х годов вышла научно-исследовательская работа А.В.Карпова,18 в которой анализируется история взаимоотношений Пролеткульта с партийно-государственной властью. Автор лишь в четвёртой главе рассматривает деятельность Пролеткульта, участие в нём русской интеллигенции. В работе автор рассматривает период с 1917 по 1932 годы, время существования Пролеткульта.

Большая научная работа, посвященная проблеме взаимодействия власти и искусства, была проведена Т.А.Баркетовой.19 Автор прослеживает историю взаимодействия деятелей музыкальной культуры России с властью. В работе приведён анализ ряда документов Советского правительства, определяющих политику государства в области музыкальной культуры на начальном этапе культурного строительства; анализ биографий, автобиографий,

61-4170010 (2280x3395x2 tiff)

10 мемуаров ряда музыкальных деятелей с 1917 - 32 годы; дан анализ материальному и моральному состоянию музыкальной интеллигенции в результате проводившейся политики; дана оценка деятельности Пролеткульта и Рабиса; освещено развитие музыкальной науки на примере Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), становление же системы высшего музыкального образования показано на примере только Московской консерватории. Автор не затрагивает вопросы подготовки кадров и повышения квалификации, вопросы музыкально-просветительской деятельности художественной самодеятельности. Вне поля зрения автора остались вопросы партийно-государственного контроля за содержанием репертуара. Рассматриваемый период с 17 - по 1932 годы является начальным этапом становления музыкальной культуры, и поэтому автор была скована отсутствием фактического материала, который в основном накопился к концу 30-х годов. А поэтому в данной работе, несмотря на её ценность, рассматриваемые нами проблемы, получили частичное освещение.

Определённый интерес представляют исследования в области становления и развития культуры периода 1928 - 1941 годов в работе Шипиловой Е.Е. Автор поднимает ряд проблем по вопросам деятельности творческих союзов и самодеятельных коллективов -театральных, кино, радио. К сожалению, анализ работы музыкальной самодеятельности представлен недостаточно полно.20

В 2001 году вышла работа Юдина М.В., посвященная деятельности Московского Пролеткульта с 1918 по 1925 годы. Автором рассматривается история становления и развития Московской Пролеткультовской организации, его образовательно-

61-4170011 (2279x3394x2 tiff)

11 просветительская деятельность, культурно-творческая работа, однако музыкальному искусству в работе отводится незначительное место.21

Таким образом, анализ научных и других изданий показывает, что признать оптимальной разработку темы не представляется возможным. Во-первых, значительная часть литературы, изданной в минувшие годы, может быть использована лишь частично, в силу её идеологической ангажированности. Во-вторых, в опубликованных трудах по культуре, исследуемая нами проблема рассматривается лишь частично. В-третьих, ощущается острый недостаток трудов по такому неоднозначному периоду, как 30-е годы XX века. Всё это и побудило диссертанта к проведению данного исследования.

Источниковую базу диссертации составляют опубликованные и неопубликованные документы и материалы.

К первой группе относятся официально опубликованные документы высших органов власти и организаций по контролю за искусством - декреты, указы, постановления, распоряжения ВЦИК, Совнаркома, Наркомпроса, МУЗОНКП, Главреперткома; постановления, резолюции съездов, конференций, совещаний партийных пролеткультовских органов и организаций. Эта группа источников позволила автору выявить основные направления государственной политики в области музыкальной культуры и искусства.

Второй группой источников явились фактические данные, характеризующие проблемы становления и развития музыкального искусства в исследуемые годы, выявленные автором в периодической специальной и массовой печати: газеты «Правда», «Известия», «Вечерняя Красная газета», «Вечерняя Москва»; журналы «Музыка и

61-4170012 (2280x3395x2 tiff) революция», «Вестник театра», «Вестник работников искусств», «Музыкальная новь», «Современная музыка», «Советская музыка».

Особую группу источников составляют публицистические работы, а также речи и выступления советских партийных государственных и общественных деятелей (Н.К.Крупская, В.И.Ленин, В.А.Луначарский ), которые позволили уточнить процесс выработки политики партии и государства в области музыкальной культуры.

Богатый фактический материал дают статистические издания:

Труд в СССР. - Статистический справочник. М., 1936.

Сборник экономических показателей по отраслям культуры. М., 1958.

Итоги выполнения Второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М., 1939.

Московский А.С. Статистика культуры и основные статистические обследования культурного строительства (1918 -1941). В кн.: Культурная жизнь Сибири XVII - XX веков. Новосибирск, 1981.

Нейгольдберг В.Я. Функционирование искусства в зеркале статистики 1920 - 1930 гг., СССР, М., РИИ, 1993.

Весьма содержательны с точки зрения источников, оказались мемуары и воспоминания деятелей культуры и искусства (К.С.Станиславский, Т.Н.Хренников, Ф.И.Шаляпин,

Д.Д.Шостакович23).

Эмпирический материал получен в следующих Государственных архивах:

1. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф.645 - Главное управление по делам художественной

61-4170013 (2272x3389x2 tiff)

13литературы и искусства, сектор искусства и литературы Наркомпроса РСФСР - стенографические отчёты, постановления, приказы и распоряжения Главискусства, Совнаркома и Наркомпроса; протоколы заседаний по вопросам работы музыкальных организаций; стенограммы

Всероссийской конференции по Музыкальному самодеятельному искусству; протоколы заседаний хорового Совета при Секторе искусств НКП; рекомендации и постановления Главного репертуарного комитета (Главреперткома); переписка артистов и работников Главреперткома по репертуарным вопросам; нами впервые выявлены и вводятся в научный оборот материалы, содержащие статистические отчёты по учебным заведениям системы Комитета по делам искусств при СНК СССР, где находятся сведения о количестве выпускников по консерваториям (таблица № 2), о приёме и выпуске по специальностям по консерваториям (таблица № 3), о приёме и выпуске по высшим музыкальным учебным заведениям (таблица № 4), по средним музыкальным учебным заведениям (таблица № 5). Ф.656 - Главное управление по контролю за репертуаром и зрелищами - приказы, протоколы, отчёты; докладные записки; программы и афиши.

Ф.658 - Московская консерватория - протоколы, стенограммы заседаний, циркуляры, докладные записки. Ф.962 - Всесоюзный комитет по делам искусств -стенографические отчёты, постановления, резолюции конференций Главного управления учебными заведениями, протоколы заседаний; отчёты, докладные записки; циркуляры и

61-4170014 (2286x3398x2 tiff) распоряжения; итоги Всесоюзной хоровой олимпиады; сводные таблицы сети зрелищных предприятий; также постановления, отчёты, статистические сведения по отделу художественной самодеятельности.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф.628 - Всесоюзный дом народного творчества им. Крупской Комитета по делам искусств при СНК СССР - годовые отчёты. Ф.1565 - Отдел художественного образования - протоколы заседаний Московской государственной консерватории по вопросам образования; доклады, циркуляры, инструкции; сводные таблицы.

Ф.2313 - Главный политико-просветительный комитет -положения о репертуарном комитете, о государственных и красноармейских театрах; циркуляры, протоколы заседаний, докладные записки, инструкции.

Ф.5508 - Центральный Комитет профсоюзов работников искусств - положения и циркуляры ВЦСПС, протоколы, докладные записки ЦК Работников искусства (Рабис), переписка с местными профорганизациями; постановления, доклады, протоколы ЦК профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис) по вопросу состояния художественного производства; стенограмма заседаний I Всесоюзной Культконференции работников искусств.

Проанализированные нами группы источников дают достаточный фактический материал для решения поставленных в диссертации задач. Они весьма разнообразны по видам, происхождению и времени создания. Их анализ и синтез позволяет получить необходимую для исследования информацию.

61-4170015 (2286x3398x2 tiff)

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является комплексное изучение государственной политики в области музыкальной культуры в 20-е -30-е годы XX века. Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач: I. Проанализировать историю развития российской музыкальной культуры. II. Исследовать формы, методы и специфику подготовки музыкальных кадров в 20-е - 30-е годы, проанализировать деятельность музыкальных учебных заведений, их численность, научно-педагогический состав и его профессиональный уровень.

Выявить особенности и основные тенденции развития музыкальной культуры в 20-е - 30-е годы XX века.

Раскрыть деятельность государственных организаций по контролю за содержанием репертуара музыкальных коллективов. V. Определить степень влияния музыкального искусства на общую культуру советского народа в исследуемые годы.

Теоретико-методологической основой диссертации являются методы научного познания, используемые в исторической науке: принципы историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов, учитывает специфику политической, экономической, общественной и культурной жизни страны в исследуемый период.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 20-х - 30-х годов XX века, именно в эти годы

61-4170016 (2277x3392x2 tiff)

16 завершился процесс полной монополизации музыкального искусства. Выбор хронологических рамок обусловлен также переходом страны к мирному строительству, которое осуществлялось в сложнейших политических и экономических условиях и требовало большого числа квалифицированных специалистов, в том числе и в области музыкального искусства.

Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой комплексного исследования проблем государственной политики в области становления и развития музыкальной культуры в исследуемые годы. В работе предпринята попытка с объективных позиций показать историю становления музыкальной культуры в СССР, трудность и успехи в подготовке кадров музыкантов-исполнителей, их концертную деятельность, приобщение населения к музыкальной культуре, рост художественных самодеятельных коллективов и т.д.

Становление и развитие музыкальной культуры в СССР в 30-е годы исследуется на фоне сложной политической и экономической ситуации, многочисленных объективных и субъективных проблем развития музыкальной культуры, выявленных диссертантом в ходе обработки и анализа нового архивного и статистического материалов, периодической печати, научной литературы.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она может служить базой для новых научных исследований содержания, основ, направлений, форм государственной политики в области музыкальной культуры, в учебном процессе, создании спецкурсов «Музыкальная литература», «История мировой и отечественной культуры», «История русской музыки» в средних специальных и высших учебных заведениях; в научно-просветительской

61-4170017 (2282x3396x2 tiff) деятельности; в работе государственных органов и общественных организаций, занимающихся проблемами культуры и образования и т.д.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории России Российского университета Дружбы народов. Результаты исследования получили апробацию в выступлениях автора на межвузовской конференции «Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история», отражены в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников, литературы.

61-4170018 (2272x3389x2 tiff)

История развития российской музыкальной культуры

История развития музыкальной культуры непосредственно и тесно связана с историей человечества. Она отражает творческую деятельность человека любой национальности и вероисповедания в течение любых исторических периодов. Русская музыкальная культура берёт своё начало в далёком историческом прошлом. Первым периодом её развития можно считать «этап существования только музыкального фольклора».1 Музыкальный фольклор - это искусство бесписьменной традиции, возникшей «задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства».2 В народной песне закладываются основы музыкального языка. «Из нераздельной связи напева и текста вырабатываются основы систем стихосложения, чем обуславливается в дальнейшем формирование поэзии как самостоятельной части художественной литературы».3 Наиболее ранние сведения о развитии музыкальной культуры древних славян относятся к началу нашей эры. География их расселения, как известно, очень обширна: от Нижнего и среднего Приднепровья до Чудского и Ладожского озёр, от верхнего течения Волги и Дона до Карпат и низовьев Дуная. Об уровне развития культуры и искусства древних славян можно судить лишь по данным археологических раскопок. «Мировоззрение древних славян было мифологическим, весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевлённых образах, которым приписывались человеческие свойства. Природа в представлении древних... была населена духами, которых необходимо было постоянно умилостивлять, чтобы они помогали человеку в трудную минуту, не вредили ему. Славяне поклонялись лесам, рощам, полям, нивам, рекам, источникам, камням, пригоркам и т.д. Поклонялись Матери-земле, огню, тотемным животным, что свидетельствует о значении охоты в жизни древних племён. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности».4 В этой связи необходимо отметить, что проведение обряда осуществлялось с помощью песен, плясок, игры на музыкальных инструментах и т.д. Древнейшим свидетельством о музыке восточных славян может служить также свидетельство византийского историка Феофилакта Симоката о том, что в 583 году греки захватили в плен трёх славянских музыкантов, направлявшихся в качестве послов в Хазарию. Пленные сообщили, что не владеют оружием, а только умеют играть на своих музыкальных инструментах. Автор этого свидетельства, Феофилакт, называет их «лирами». В VII веке этот рассказ повторяется хронистом Феофаном, где музыкальные инструменты он называет «кифарами». Историки же считают эти инструменты гуслями.5

Сами же древнейшие музыкальные инструменты до нас не дошли. Мы можем судить о них только на основе косвенных данных изобразительных и письменных источников.

Первые упоминания о гуслях имеются в былинах, песнях, летописях. Так, например, в Кёнигсбергской летописи в руках беса изображены гусли. В русских летописях описывается звучание боевой музыки накануне боя или штурма крепости. В Тверской летописи повествуется об осаде города Болгара в 1220 году: готовые к штурму русские войска «удариша в накры и в арганы, и в трубы, и в сурны, и в посвистелки.» В Лаврентьевской летописи говорится как шедшие на выручку осаждённого в 968 году печенегами Киева войска «въструбиша вельми». племенного союза в единое раннефеодальное государство, что сыграло роль в образовании единой древнерусской народности. Этот этап развития жизни восточнославянского общества был исторически обусловлен. Именно в тот период закладываются основы развития самостоятельной русской литературы, зодчества, изобразительного искусства, профессиональных форм музыкального искусства.8 В результате, образуется основная этническая группа древнерусской народности, ставшая колыбелью для трёх родственных славянских народов: русского, украинского и белорусского. «Первый русский летописец подчёркивал, что хотя населявшие Русь племена имели разные названия, а «язык словеньск бысть им един».9 Таким образом формирование единого общенародного языка влияет на развитие единой культурной общности древнерусской народности, в том числе и музыкальной.

Политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией подготовили почву к принятию христианства по православному обряду в качестве государственной религии. Государство заняло место в ряде христианских стран Европы, «сближая и уравнивая их в религиозно-мировоззренческом отношении».10

Народное искусство, основанное на языческих верованиях и посвященным им обрядах, не исчезло бесследно, а продолжало существовать, обретя новую христианскую форму. В частности традиция языческих празднеств, связанных с земледельческим культом, свадебным и др. обрядами, постепенно теряла языческий смысл, сливаясь с новым христианским мировоззрением, обретала новую суть. Церковь же сурово следила и преследовала языческие обряды, продолжавшие жить в народе и после введения христианства, вплоть до XVII века церковными властями издавались указы и грамоты, направленные против любимых народом «бесовских» игр и песен.11 Отмирая, со временем языческий обряд становится элементом игры.

Особенности и основные тенденции развития музыкальной культуры в 20-е - 30-е годы XX века

Первые годы Советской власти явились сложным этапом становления новой социалистической музыкальной культуры. Молодое советское государство вполне логически осознавало, что искусство, это огромная по своему воздействию на народные массы сила, и оно должно служить проводником своих идей в эти массы, участвовать в формировании нового мировоззрения, помогать в решении политических проблем. Именно в эти годы началась бурная деятельность по определению новых путей развития музыкальной культуры, вырабатывались новые формы и методы идейного и организационного руководства в области музыкальной культуры и искусства. По замыслу руководства коммунистической партии и государства советская музыкальная культура должна участвовать «в духовной жизни общества, в формировании идейных убеждений, нравственных качеств и эстетических вкусов советских людей, в воспитании нового человека».1 В 1920 году В.И.Ленин писал: «Мы взяли власть. Мы получили советский аппарат! Советский аппарат значит, что трудящиеся объединены так, чтобы весом своего массового объединения раздавить капитализм. Они его и раздавили. Но от раздавленного капитализма сыт не будешь. Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил и из неё построить социализм. Нужно взять всю технику, всю науку, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем. А эта наука, техника, искусство в руках специалистов, в их головах...

Массовым весом своим надо заставить буржуазных специалистов служить нам - трудно, но можно; и если мы это сделаем, мы победим». И далее он подчёркивал, что «Старые социал-утописты воображали, что социализм можно построить с другими людьми...чистенькими, прекрасно обученными. Мы всегда смеялись над этим. Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом. Им испорчены и развращены. Другого материала у нас нет. У нас есть буржуазные специалисты, и больше ничего нет. У нас нет других кирпичей, нам строить не из чего».3 В итоге: «контрреволюцию отсекать, культурно-буржуазный аппарат использовать».

Говоря об этом, руководитель первого в мире социалистического государства, понимал, что только подъём общего культурного уровня советского народа мог покончить с отсталостью, ликвидировать разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между народами социалистического государства. Вот поэтому первоочередной задачей советского правительства явилось проведение в стране культурной революции. Первым шагом её реализации стала ликвидация неграмотности населения. Известно, что до Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения была ещё больше, она достигала 85%, многие народности вообще не имели письменности. В результате осуществления культурной революции к 1928 году грамотность городского населения достигала 80 %, а сельского - более 43,3 %. Эта задача была решена благодаря тому, что в стране была создана единая государственная система народного образования. Вторая задача культурной революции - за короткое время воспитать свою интеллигенцию, специалистов в разных областях народного хозяйства. Для решения этой важнейшей задачи в стране открывались новые вузы, техникумы, рабфаки. 9 (22) ноября 1917 года Декретом ВЦИК и Совнаркома была создана Государственная комиссия по просвещению, в которую входил Отдел искусств, состоящий из 3-х подотделов - театрального, музыкального, изобразительных искусств и пяти советов (театрального, музыкального, художественного, педагогического и по охране памятников старины и искусства). Главной задачей комиссии была «связь и помощь в организации материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым просветительным учреждением в государственном, общенародном масштабе».5 «Важнейшим условием успешного формирования социалистической музыкальной культуры стало государственное музыкальное строительство. Тезис о нём впервые был выдвинут в подписанном В.И.Лениным Декрете Совета народных комиссаров о Московской и Петроградской консерваториях (12 июля 1918г.) и конкретизирован в других декретах, направленных на развитие музыкальной культуры. На основании этих декретов в ведении государства были переданы крупнейшие музыкальные учреждения, ...консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов, нотные магазины и магазины музыкальных инструментов и др. Одновременно создавались новые театры, концертные и музыкально-просветительские организации. Постановлением Наркомпроса от 25 ноября 1918 года музыка была включена в программу единой трудовой школы как необходимый элемент общего образования детей, на равных началах со всеми другими предметами».

Партийно-государственный контроль за содержанием репертуара музыкальных коллективов

Как было отмечено в предыдущем разделе, партийно-государственный контроль над музыкальной культурой осуществлялся с первых дней Советской власти. Этому были посвящены многие решения, постановления ВКП(б) и советского правительства. В результате, все эти многочисленные Декреты и постановления, вышедшие до 20-го года позволили партии и правительству создать прочный фундамент, на основе которого в 20 -30-е годы проходил процесс государственного музыкального строительства.

Первым государственным органом контроля стал Музыкальный отдел Наркомпроса - МУЗОНКП или МУЗО, являющийся единым центральным органом, объединяющим, руководящим, контролирующим и управляющим всей музыкальной жизнью Советской республики... Постановления МУЗОНКП были обязательны для всех без исключения граждан, организаций и учреждений РСФСР. В качестве руководящего центрального органа МУЗОНКП разрабатывал программы, устанавливал пределы компетенций и направлял деятельность всех находящихся на территории Республики лиц, учреждений и организаций, культивирующих музыкальное искусство во всех его видах и проявлениях.

Позже, 8 мая 1919 года вышло в свет Положение Наркомпроса «О концертах», где указывалось, что «общее руководство концертной деятельностью на всей территории России принадлежит исключительно МУЗОНКП».2 Контролирующие функции МУЗОНКП над музыкальной деятельностью подтверждались постановлением Совнаркома РСФСР от 10 февраля 1920 года «о просмотре, регистрации и утверждении афиш, программ концертов и музыкальных вечеров, устраиваемых различными организациями и отдельными лицами».3

На деле, как показал наш анализ, организация, обладая реальной властью, не обладала реальными финансовыми средствами и высокопрофессиональными кадрами, не имела возможности полностью реализовать свои функции. В рамках работы МУЗО была образована секция по контролю над репертуаром, которая в 1921 году была преобразована в Репертуарный совет. Совет формировал программы концертов и революционных празднеств, рекомендовал музыкальные произведения, знакомил население с произведениями современных авторов, издавал предметные указатели музыкальной литературы». Надо отметить, что эту работу Совет проводил довольно эффективно. В феврале 1920 года выходит постановление Моссовета «О создании художественно-контрольной комиссии для контроля над театральными представлениями и концертами».5 В этом же году Декретом Совнаркома в целях «объединения всей политико-просветительской и агитационно-просветительской работы» был создан Главполитпросвет. Музыкальный отдел Наркомпроса становится подотчётным отделом Главполитпросвета также как и Театральный, Музейный, Литературный, Отдел изобразительных искусств, Отдел кинематографии и т.д. Они были призваны выполнять «задания Главполитпросвета по его плану и являться подотчётными ему в выполнении этих заданий и им руководимыми в части их политико-просветительской и научно-художественной популяризаторской работы».

В целях контроля над деятельностью культурно-просветительных учреждений решением СНК РСФСР от 9 февраля 1923 года при Главлите был создан Главный комитет по контролю за репертуаром - Главрепертком, который имел в своём составе Центральный Главный комитет и сеть подведомственных ему комитетов на местах, что позволяло контролировать деятельность почти всех коллективов музыкальной культуры. В его задачу входило также наблюдение за публичными зрелищами и запрещение к демонстрации произведений антисоветского, националистического, порнографического, религиозно-мистического характера. Перед Главреперткомом стояла задача всемерно содействовать созданию нового репертуара театров.7 Наряду с «чисткой» репертуара театров, Главрепертком вёл подбор и рецензирование новых пьес.8

В годы расцвета новой экономической политики подобный контрольный орган практически не влиял на очищение музыкального и других видов искусства от халтуры и бульварщины. Однако уже к концу 20-х годов в этом плане удалось добиться некоторых результатов - халтура и бульварщина значительно уменьшились в концертной деятельности музыкальных коллективов.

Госиздатом неоднократно обсуждался вопрос о контроле над выпуском музыкальных произведений. Так, например, в октябре 1923 года было принято решение «О возможности издания религиозных музыкальных произведений в том случае, если они относятся к музыкальной классике, и при условии, что тираж их не будет превышать 5 - 6 % всех тиражей».9 Считалось, что контролирующие органы запрещали распространение и исполнение лишь тех произведений, которые были несовместимы с социалистической направленностью, подвержены националистическим настроениям, а также произведения антисоветского содержания. И это действительно было так - если произведение не соответствовало социальному заказу партии, то оно не имело право на существование. «Из числа книг, -писал Ленин, - отпускаемых в свободную продажу в Москве изъять... книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу».

Подготовка музыкальных кадров и повышение их квалифика ции в учебных заведениях и творческих коллективах страны

Музыкальное искусство, как и любое другое, требует постоянного пополнения высококвалифицированными талантливыми исполнителями. В исследуемый период эта проблема также стояла остро. Это было связано, во-первых, с тем, что многие известные музыканты-педагоги и исполнители после Октябрьской революции иммигрировали в другие страны, а во-вторых, в годы гражданской войны и интервенции, а также в первое пятилетие после окончания гражданской войны, педагогические учебные заведения культуры практически не работали, и подготовка кадров, в том числе и музыкальных, не велась. В-третьих, для того чтобы музыкальное искусство народные массы смогли освоить и понять, необходимо было, прежде всего, «поднять общий образовательный и культурный уровень».1 Таким образом, на первое место выступает необходимость создания условий для широкого, в том числе и художественного просвещения народа - «самое широкое образование и воспитание». В 20-е годы эту задачу частично решали частные музыкальные учреждения, но поскольку культура и просвещение были объявлены делом государственным, требовались коренные изменения в практическом их решении с учётом новых исторических подходов. Декретом Совнаркома от 12 июля 1918 года «О переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение народного комиссариата просвещения» закладывалась основа политики государственного музыкального строительства. Ряд законодательных актов центральных и местных органов Советской власти, принятые в течение ближайших лет, развивали и упрочивали эту основу.3 Культурное строительство было тесно связано, прежде всего, с подготовкой новых кадров музыкантов-исполнителей, педагогов и других работников культуры. В первые годы после окончания гражданской войны руководство всем «музыкальным строительством» в советском государстве осуществляла Музыкальная секция Сектора искусств Наркомпроса РСФСР. По замыслу ВКП(б) и советского правительства музыкальное искусство должно было стать достоянием народа. Чтобы положительно решить эту задачу, руководство и финансирование музыкальными учебными заведениями взяло на себя правительство РСФСР, которое планировало в ближайшем будущем открыть доступ к общему и специальному музыкальному образованию всем желающим, особенно из числа молодых людей - участников революции и гражданской войны.

Известно, что одной из трёх задач строительства социализма в новой стране В.И.Ленин называл культурную революцию. И чтобы её осуществить, нужно было решить главную задачу - подготовить кадры для всех отраслей культуры. В этой связи правительство и партийные органы начали проводить перестройку работы оставшихся в наследство от царской России музыкальных учебных заведений. Прежде всего, началась работа по совершенствованию учебно-педагогического процесса, пересмотру учебных планов и программ. Это было связано с тем, чтобы решить острую проблему профессионализации учебных заведений, поднять качество обучения и эстетического воспитания будущих музыкантов-исполнителей. Требовалось решить и некоторые структурные вопросы. Так, например, в течение многих лет в консерватории России принимали и взрослых и детей. В 1922 году была проведена реформа музыкального образования. Приказом Наркомпроса от 29 июня 1932 года в состав Московской консерватории был включён 1-й музыкальный техникум и при нём была открыта детская музыкальная школа с четырёхлетним сроком обучения и подготовительными курсами.

В консерватории были созданы три отдела. Первый отдел -творческий, давший специализацию по композиторскому или музыкально-научному направлению, второй - исполнительский и, наконец, третий - инструкторско-педагогический. Последний готовил преподавателей музыкальных учебных заведений, музыкальных работников общеобразовательных школ и руководителей художественных самодеятельности. Печать того времени отмечала, что «Реформа 1922 г. учитывала важнейшие ... требования и предложения по перестройке специального музыкального образования... Вместе с тем она должна была отвечать новым потребностям советской музыкальной культуры и обеспечить подготовку достаточных в количественном и качественном отношении кадров всех профилей, необходимых для удовлетворения возросших художественных запросов трудящихся масс».4 В итоге реформы были образованы три ступени учебных заведений: I -школы, дающие начальное музыкальное образование; II - техникумы - среднее образование; III - консерватории - высшее.

С осени 1923 года при Московской консерватории начал функционировать Музыкальный рабфак, который готовил для консерватории будущих студентов из числа рабочей молодёжи. Практика при высших музыкальных заведениях России была не нова. Первые подобные рабфаки были созданы в 1918 году, когда вышло первое постановление Советского правительства об их создании. Через десять лет только в РСФСР насчитывалось около 60 рабочих факультетов, в которых обучалось около 30 тысяч юношей и девушек. В Москве был создан единый художественный рабфак, который обеспечивал постоянный приток молодёжи в консерваторию и другие учебные заведения культуры. В результате, «Если в 1922 - 23 учебном году насчитывалось лишь 164 студента из рабоче-крестьянской среды, то уже в 1927 г. их было 476».5

Музыкально-просветительские кадры готовила также Воскресная рабочая консерватория, организованная при Московской консерватории в 1927 году. В её задачи входило выявление наиболее одарённых молодых людей из числа рабочей молодёжи, организацию их обучения в консерватории и направление после окончания учёбы в творческие коллективы.

Похожие диссертации на Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в.