Содержание к диссертации
Введение
I Глава. Историография и источники 12
1. Историография вопроса 12
2. Источниковая база исследования 45
II Глава. Религиозная политика Церкви в учебных заведениях России в конце XIX века-1905 г. 61
1. Влияние Церкви на учащихся в 80-90-е гг. XIX в. 61
2. Деятельность Церкви по религиозному воспитанию учащихся накануне Первой русской революции 130
III Глава. Создание новой системы религиозного воспитания учащихся в 1905-1914гг. 164
1 Роль и место Церкви в учебных заведениях в период Первой русской революции 164
2 Отношение учащихся к религии и Церкви в 1907-1914 гг. 203
IV Глава. Изменение политики Православной Церкви среди учащихся в 1914-1917 гг. 271
1. Эволюция религиозного сознания учащейся молодежи в условиях Первой мировой войны 271
2. Усилия Церкви по укреплению религиозности учащихся в период Февральской революции 341
Заключение 3 72
Список источников и литературы 381
Приложения 410
- Историография вопроса
- Влияние Церкви на учащихся в 80-90-е гг. XIX в.
- Роль и место Церкви в учебных заведениях в период Первой русской революции
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный период развития Российской Федерации характеризуется сложными переходными процессами, напряженным поиском оптимальной системы общественной организации, способной модернизировать страну применительно к требованиям нового постиндустриального века. В этой связи возрастает значение прежнего исторического опыта, включая опыт решения духовно-нравственных проблем, неизбежно обостряющихся в условиях переходного общества. Такое исследование приобретает не только научную самоценность, но и общественно-практическую значимость.
Обращение к религии и церкви, возложение на них особых надежд, соответствует переходному состоянию общества, ведущего поиски новых миротворческих основ, новой самобытности, отвечающих условиям XXI века. Религия в этих условиях многими воспринимается в качестве идеологии, способной снабдить растерявшееся общество новыми ценностями.
Немалое число политиков и руководящих деятелей самого высокого ранга выступают с призывами «привлечь» Церковь к решению конкретных вопросов, встающих перед страной. Власти полагают, что в восстановлении союза с бывшей главенствующей конфессией дореволюционной России будет найдено средство облагораживания и обновления облика государства Российского. На этой основе произрастает наивная вера в то, будто бы все, что хорошо для РПЦ (Русской Православной Церкви), хорошо для государства и общества.
Церковь в 90-е годы XX века начинает активно бороться за восстановление своих приходов, своего влияния на население и, особенно, на молодежь. Таким образом, создаются условия для далеко идущего церковного конформизма, активного вмешательства государственных инстанций во внутрицерковную жизнь, использование властью церковно-государственных отношений для достижения своих целей.
Среди периодов российской истории особое место занимает конец XIX-начало XX вв. Самодержавие было вынуждено в это время искать пути решения объективных исторических задач, вставших перед Россией -«умиротворения» общества и модернизации страны. Решить эти задачи невозможно было без Русской Православной Церкви, духовно-религиозного воспитания населения, особенно учащейся молодежи.
Духовно-религиозная политика РПЦ по отношению к учащейся молодежи России превращалась в конце XIX века в сложнейшую задачу, от решения которой в значительной степени зависела модернизация страны и консолидация общества. Подобное внимание к учащейся молодежи классических гимназий, военно-учебных заведений, институтов и университетов было обусловлено принципиальными соображениями (значительный удельный вес этих групп учащихся среди остальных групп молодежи). Кроме того, политика «умиротворения» российского общества, проводившаяся самодержавием в конце XIX-начале XX веков, была направлена, прежде всего, на учащуюся молодежь в возрасте 17- 25 лет, которая и составляла костяк революционного движения 1870-х годов.
Следует учитывать также, что переход страны на более высокую ступень капиталистического развития, начавшаяся в 80-90-х годах XIX века модернизация всех сторон жизни страны, требовали все больше и больше врачей, учителей, военных, чиновников, которые формировались из учащейся молодежи.
Духовно-религиозная политика Русской Православной Церкви в конце XIX-начале XX вв. остается слабо изученной как в масштабе страны, так и на международном уровне. Она до сих пор не являлась предметом специального и комплексного конкретно-исторического исследования. Эта проблематика нашла лишь фрагментарное освещение в обобщающих работах по истории российского студенчества и в частных исследованиях отдельных тем в сюжетах той эпохи.
Русская Православная Церковь конца Х1Х-начала XX вв. исходила из того, что преобладающее большинство населения России, в том числе, и молодежь, нерушимо исповедовало христианско-православные, монархически-самодержавные и народно-национальные убеждения, которые составляли самую основу сознания и бытия этого большинства. Однако ход истории со всей убедительностью показал, что такое представление было иллюзорным.
Кризис российского самодержавия, проявившийся к началу XX столетия в экономике, политике, сфере социальных отношений, не мог не отразиться на положении главной конфессии страны - Русской Православной Церкви. Она, как и различные политические силы, боролась за учащуюся молодежь, старалась привлечь ее на свою сторону, так как именно ей предстояло жить в новой России. При этом учитывалось, что молодежь легко адаптируется к новым условиям, может сохранить и развить традиции домашнего религиозного воспитания.
Высшая и средняя школа в России в конце Х1Х-начале XX вв. находилась под влиянием культурно-исторических, социально-экономических и общественно-политических процессов. В новый век страна вступила в обстановке быстрой поляризации всех слоев общества. Ей были необходимы импульсы для ускорения процесса модернизации всех сторон общественной жизни. Нуждаясь в кадрах высокой квалификации, развитии науки и образования, царское правительство шло на расширение сети государственных, общественных, частных учебных заведений. Применение правительством ограничительных мер религиозного, сословного и национального регулирования состава учащихся, а также притеснения в области автономии высшей школы, превратили учебные заведения в один из очагов общественного возмущения господствовавшими в стране порядками. Его главным аккумулятором была учащаяся молодежь.
Объективное освещение истории учащейся молодежи является и деятельности РПЦ, правительства, различных политических партий по
воспитанию молодежи высших и средних учебных заведений в 1881-1917 гг. -в период ускорения и модернизации всех сторон жизни империи. Важным уроком для современной учащейся молодежи является осознание того, что она не должна быть слепым орудием в руках определенных политических и религиозных сил. А опыт деятельности политических партий первых почти двух десятилетий XX века среди учащихся России нередко показывал примеры того, как манипулировали политические партии, религиозные объединения и движения учащимися для достижения своих политических целей.
Изучение деятельности РПЦ среди учащейся молодежи, и отношения молодежи к церкви имеет не только научное, но и политическое значение, так как многие сложные теоретические и политические вопросы борьбы партий и церкви за массы, за влияние на них, являются очень важными для учащейся молодежи в современных условиях.
При определении конкретного проблемного поля настоящей диссертации автор руководствовался следующими соображениями. Любой элемент духовно-религиозной политики Русской Православной Церкви по отношению к учащейся молодежи, включая и религиозное воспитание, исследователь должен анализировать с учетом того, что духовно-религиозная политика в 1881-1917 годах являлась составной частью сложной системы, то есть российского общества.
В то же время следует учитывать, что эта политика осуществлялась на нескольких содержательных уровнях: идейно-теоретическом (доктринальные установки церкви в религиозной политике), политическом (решения высших и местных властей, церкви), государственно-практическом (действия правительства, Синода и епархий по осуществлению принятых решений) и на уровне обратной связи учащейся молодежи с РПЦ, то есть на уровне вербальных и поведенческих реакций различных групп учащейся молодежи на действия Церкви в духовной сфере. Поэтому цель диссертации определена следующим образом: исследование духовно-религиозной политики РПЦ по
отношению учащейся молодежи России в 1881-1917 годах как единства идейно-теоретических (доктринальных) установок Церкви, политических, правовых решений и практических действий церковных органов, центральной и местной власти, а также обратной реакции общества и, прежде всего, учащейся молодежи на эти решения и действия.
Хронологические рамки диссертации. Отправной точкой исследования избран 1881 год в связи с тем, что после гибели императора Александра II и с началом правления Александра III в России стал проводиться новый курс, направленный на «умиротворение» общества. Самое пристальное внимание самодержавие стало уделять народному образованию и учащейся молодежи. Это было вызвано тем, что учащиеся принимали активное участие в революционном движении. Кроме того, учитывалось, что страна переживала период бурного экономического развития, и ей требовалось все больше чиновников, инженеров, технических кадров, преданных «вере, царю и Отечеству». Готовить таких людей и должно было народное просвещение.
Исследование завершается 1917 годом. Это - особая веха в российской истории, символизирующая не только крушение самодержавия, но и конец господства Русской Православной Церкви, массовый отход от нее населения и, прежде всего, учащейся молодежи.
Территориально-географические рамки диссертации. Географические рамки исследования охватывают всю территорию Российской империи. Однако главное внимание уделено университетским центрам страны (С.Петербург, Москва, Киев, Одесса, Юрьев, Харьков, Казань, Саратов, Томск, Варшава), где были расположены не только крупнейшие высшие учебные заведения, но и наиболее известные классические гимназии, военно-учебные заведения. Материалы о деятельности церкви среди учащейся молодежи в других регионах страны привлекались только в том случае, если они являлись оригинальными или характеризовали особенности духовно-религиозной политики РПЦ.
Социальные рамки исследования ограничены учащимися высших учебных заведений (частных и государственных институтов, университетов), классических гимназий (их выпускники имели право поступать в университеты), воспитанниками средних военно-учебных заведений.
Возрастные рамки ограничены 17-25 годами, что соответствует времени обучения в последних классах гимназий, кадетских корпусах и юнкерских училищах, институтах и университетах и начальному периоду службы (гражданской или военной) молодежи.
Объектами в диссертации выступают Русская Православная Церковь как совокупность религиозных и управленческих структур центра и регионов (епархий), а также учащиеся столиц и губерний империи. Предметом исследования является духовно-религиозная политика Русской Православной Церкви среди учащейся молодежи России в конце Х1Х-начале XX вв.
В диссертации рассматривались только проблемы деятельности Русской Православной Церкви среди учащихся, и поэтому почти не исследовалась деятельность других конфессий государства, существовавших в конце XIX-начале XX вв.
Методология исследования основана на принципах историзма, научной объективности и системности научного анализа, являющихся общепринятыми в историческом исследовании. При изучении темы диссертант стремился к полноте источниковой базы и использовал традиционные в историографии сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Проведен всесторонний анализ широкого круга источников, отражающий характер и особенности духовно-религиозной деятельности Русской Православной Церкви по религиозному воспитанию учащейся молодежи России в 1881-1917 годах. Проведен всесторонний анализ широкого круга источников, отражающий характер и особенности системы духовно-религиозной деятельности в процессе формирования и развития духовно-нравственного воспитания учащихся средних и высших учебных заведений. Полученные сведения сопоставлялись и
оценивались с точки зрения их достоверности и значимости. Особое внимание уделялось тем историческим фактам, которые при сопоставлении их с другими позволяли уточнить, дополнить, а в некоторых случаях и воссоздать важнейшие, узловые моменты истории духовно-религиозной политики РПЦ исследуемого периода и определить особенности, принципы и методы осуществления религиозного, нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи.
Теоретические положения работы учитывают выводы российских и зарубежных историков, политологов и философов, а также богословов и отдельных, наиболее видных представителей первой волны русского зарубежья, касающихся как духовно-религиозной политики РПЦ в целом, так и, в часмтности, особенностей проведения этой политики в 1881-1917 годах: К.П. Победоносцева, Антония (Храповицкого), В.А. Грингмута, И.А. Ильина, Иоанна (Шаховского), А.В. Карташова, А.А. Керсновского и др.
Цель диссертации - реконструировать духовно-религиозную политику Русской Православной Церкви среди учащейся молодежи в конце в 1881-1917 годах, показать место и роль этой политики в создании условий для «умиротворения» общества, осуществления воспитания молодежи в период модернизации всех сторон жизни общества и активного продвижения страны по пути капиталистического развития. Задачи диссертации:
- изучение духовно-религиозной политики РПЦ с учетом состояния
российского общества в конце Х1Х-начале XX вв.;
определение направлений деятельности РПЦ по религиозному воспитанию учащейся молодежи и анализ практики ее приспособления к российской действительности на рубеже веков;
выявление ведущих тенденций в деятельности Церкви в молодежной среде;
- анализ механизма реализации духовно-религиозной политики среди
учащейся молодежи на центральном и местных уровнях;
- исследование конкретных направлений и изменений духовно-религиозной политики РПЦ среди учащихся, ее результативности и эффективности с точки зрения государства.
Научная новизна диссертации: 1)впервые в российской историографии осуществлено комплексное исследование духовно-религиозной политики Русской Православной Церкви среди учащейся молодежи. Эта политика рассматривается как составная часть модернизаторского курса, проводившегося царизмом в последний период своего существования; 2)проанализировано воздействие политики Церкви на различные слои общества и, прежде всего, на учащихся высших и средних учебных заведений; 3)впервые проведен целостный анализ обратных реакций основных групп учащейся молодежи (студенты высших учебных заведений, учащиеся классических гимназий и военно-учебных заведений), выявлена динамика изменения религиозного состояния и поведения этих групп; в научный оборот введен значительный пласт неопубликованных источников из российских архивов, расположенных в Санкт-Петербурге; 5) выдвинут и обоснован на материалах архивов центральный для исследования тезис, имеющий концептуальное значение: духовно-религиозная политика РПЦ среди учащейся молодежи в конце XIX-начале XX веков должна была стимулировать осуществление модернизации России. В действительности эта политика способствовала расслоению общества и развитию негативного отношения к Церкви и религии вообще, что, наряду, с другими тенденциями, привело к краху самодержавия.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертации, дают возможность для их практической реализации в нескольких направлениях: 1)теоретико-методологические разработки автора могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований, в том числе и выходящих за рамки данной тематики и хронологии; 2)при некоторой адаптации эти разработки могут быть учтены и применены государственными учреждениями и религиозными объединениями для коррекции тех или иных
аспектов духовно-религиозной политики на современном этапе развития России; 3)общий методологический подход и конкретное содержание диссертации могут использоваться в учебном процессе в высших учебных заведениях, в первую очередь, в исторических общих и специальных курсах, но также и при изучении отдельных тем в курсах политологии и социологии; 4)накопленный в диссертации источниковедческий опыт открывает для исследователей возможность для последующего создания и издания тематических сборников, содержащих документы и материалы, использованные в исследовании.
Апробация исследования. Содержание и основные положения диссертации были апробированы: 1)в выступлениях на международных, Всероссийских и региональных конференциях: «Российская монархия: мнения и оценки» (СПб., 2000), «Просвещение на Руси, России» (СПб., 2000), «Военные традиции России: история, психология, культура» (СПб., 2001), «Наши и чужие в российском историческом сознании» (СПб., 2001), «История российской духовности» (СПб., 2001), «Научное и ненаучное знание, сотрудничество или конфронтация» (СПб., 2001), «Актуальные вопросы российской военной истории» (СПб., 2001), «Я и мы: история, психология, перспективы» (СПб., 2002), «Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический аспект" (СПб.,2003), «История России сквозь призму борьбы за власть» (СПб., 2004), «Россия глазами мемуаристов: анализ неизвестных и малоизвестных воспоминаний» (СПб., 2004), «Интеллектуальная элита России и современность» (СПб., 2005) и др.; 2) содержание и основные положения диссертации также докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры связей с общественностью, истории и политологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета; 3)некоторые элементы диссертационного исследования включены в общие и специальные курсы, методические разработки, применяемые в преподавательской работе в вузах Санкт-Петербурга.
Историография вопроса
Первый этап в изучении духовно-религиозной политики Церкви среди учащейся молодежи России охватывает период с 80-х годов XIX века и до 1917 года. Основной качественной характеристикой этого периода явилось преобладание фактического материала. Их авторы не ставили перед собой цель всестороннего освещения проблемы. Основное внимание они уделили освещению главной, по их мнению, силы в духовной жизни молодого человека - религии. Не осталось без внимания первых исследователей духовно-религиозной политики церкви практическое отношение учащихся к религии и церкви. Подобный взгляд на деятельность церкви в полной мере присутствует в работах С.Н. Булгакова, В. Горохова, М. Гуселыцикова, Е.П. Радина, С. Сватикова, Б. Фромметг, М. Членова, Г. Энгеля и др. Свои выводы авторы иллюстрировали данными опросов учащейся молодежи некоторых университетов и институтов, которые проводились либеральными профессорами. Существенный недостаток этих опросов - незначительный охват молодежи (всего примерно треть учащихся учебных заведений). Поэтому выводы авторов этих произведений о низкой эффективности воспитательной деятельности Церкви в начале XX века не следует считать в полной мере объективными. Однако они свидетельствовали о возникновении тенденции к распространению неверия среди молодежи учебных заведений1.
Авторы сборника «Духовенство и народное образование» исследовали деятельность церкви в средних учебных заведениях в 80-е годы XIX века.
Высоко оценивая духовно-религиозную политику РПЦ, они подчеркивали, что ее эффективность снижала недостаточная подготовка законоучителей. Это же, по мнению авторов, приводило к падению влияния церкви на учащуюся молодежь. И чтобы вернуть потерянное церковью доверие, надо сделать так чтобы духовенство искренне говорило «об истине Христовой и что соответствовало внутренним убеждениям говорящего»1.
Известный российский философ начала XX века С.Н. Булгаков отмечал, что определяющей силой в духовной жизни человека является его религия, - не только в узком, но и широком смысле слова, «т.е. те высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя, и то практическое отношение, в котором он оказывается к этим ценностям»2.
Далее С.Н. Булгаков подчеркивал, что определить «действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину» -это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понятно все внешнее и производное. Заниматься этим, по мнению философа, в учебном заведении должно богословие, являвшееся главным инструментом проведения политики Русской Православной Церкви3.
Влияние Церкви на учащихся в 80-90-е гг. XIX в.
Промышленный подъем в России в 80-90-х годов, появление новых промышленных центров и крупных капиталистических монополий, рост больших городов, - все эти процессы постепенно изменили социальную структуру страны. Дальнейшее продвижение страны по пути капиталистического развития было немыслимо без совершенствования всех уровней образования и повышения общего культурного уровня населения России.
Несмотря на совершенствование образования, Россия испытывала острую потребность в квалифицированных кадрах. В связи с этим, правящим кругам приходилось принимать меры по развитию системы учебных заведений всех уровней. Не мене важная задача состояла в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. И, наконец, Россия, будучи страной Евразийского материка, не должна была отставать по уровню развития науки, образования и культуры от европейских капиталистических стран.
Большинство высших учебных заведений находилось в подчинении Министерства народного просвещения. Остальные учебные заведения -различным министерствам: МВД, министерству торговли и земледелия, министерству путей сообщений и др. Имелись также привилегированные высшие учебные заведения: Царскосельский, Демидовский Лицеи, Пажеский корпус, Смольный Институт благородных девиц и др. С 1897 года в государстве появились первые высшие женские медицинские учебные заведения: Женский медицинский институт (в Санкт-Петербурге)1.
Различная ведомственная принадлежность государственных, а также большое количество общественных и частных учебных заведений - начальных, средних общеобразовательных, специальных, высших, военно-учебных -делает крайне затруднительным их сколько-нибудь полный и точный учет. Наиболее полные и детальные статистические данные публиковались Министерством народного просвещения, учебным отделом Министерства торговли и промышленности, департаментом земледелия Главного управления земледелия и землеустройства - во всеподданнейших отчетах министров, ведомственных статистических изданиях.
В системе среднего образования центральное место занимали классические гимназии - мужские и женские. Выпускники первых пользовались преимущественным правом поступления в университеты. Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты благородных девиц ведомства императрицы Марии, учебные планы которых приближались к программам классических гимназий Министерства народного просвещения (МНП)1.
В целом по России к 1 января 1914 года из 8902621 учащихся в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях обучалось около 6%, в различных частных, национально-религиозных учебных заведениях - около 7%, в высших учебных заведениях - 0,8%. К концу XIX века в России существовало 9 университетов, где обучалось 16,5 тыс. студентов, А всего в высших учебных заведениях страны обучалось 25 тыс. человек. В вузах Петербурга и Москвы в 1914 году обучалось 60%» всех учащихся высших учебных заведений. В учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения на 1 января 1905 г. обучалось 37.550 учащихся (21.650 учащихся университетах и 15.600 - в школах). В учебных заведениях ведомства императрицы Марии обучалось на 1 января 1888 г. 22.950 учащихся2.
Несмотря на усилия правительства по расширению системы народного просвещения, большинство учащихся средних и высших учебных заведений в период с 1900 по 1917 год составляли в основном выходцы из привилегированных сословий. К началу Первой мировой войне число таких учащихся составляло примерно половину всех учащихся .
Одной из важнейших задач всех типов учебных заведений России, в том числе и высших, являлось религиозное воспитание. Главное для него -воспитать молодых людей, преданных престолу, вере и Отечеству. Решать эту задачу была призвана господствующая вера в империи - «Православная Кефолическая Восточного исповедания». Законодательство при этом подчеркивало, что представители всех других конфессий пользуются повсеместно свободным отправлением своей веры и богослужения . Т.е. формально все конфессии государства были равноправны.
Роль и место Церкви в учебных заведениях в период Первой русской революции
В начале XX века Россия переживала социально-политический кризис, связанный с нерешенностью важнейших вопросов. Уже в 1904 году стали заметны признаки, надвигающейся социальной бури. Недовольство открыто проявлялось на страницах газет и журналов, на собраниях земских и городских деятелей. Учебные заведения, в первую очередь университеты и институты, бурлили, требовали автономии; по стране покатилась волна стачек и манифестаций. Все классы общества пришли в смятение. И основным было требование политических перемен, которых желали очень и очень многие. Неудачная русско-японская война усугубила старые проблемы и породила новые. Вопросы реформирования системы выходили на первый план общественной жизни. Непреклонность самодержавия и, отказ от каких бы то ни было реформ, неизбежно поставили страну на порог революции 1905-1907 годов. Началась она с «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года. Престиж власти был серьезно поколеблен. Недовольство, возмущение, выступления охватили многие слои населения, армию, флот .
Революция 1905-1907 годов привела к расстройству Православной Церкви и дальнейшему падению религиозности в стране и, прежде всего, среди студенчества. СЮ. Витте в связи с этим отмечал, что никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. Идеалы эти могут держать массы лишь тогда, если они просты, высоки, если они божественны. Без живой церкви, подчеркивал он, религия обращается в философию, а не входит в жизнь и ее не регулирует. Без религии же масса обращается в зверей, но зверей худшего типа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели четвероногие. С СЮ. Витте вполне был согласен религиозный философ С.Н. Булгаков, который подчеркивал, что «определяющей силой в духовной жизни человека является его религия, - не только в узком, но и в широком смысле слова, т.е. те высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя, а то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям»1.
Начавшаяся революция заставила правящие круги уравнять христианские конфессиии, существовавшие в государстве, в правах религиозного воспитания студентов. Подтверждением этого может служить императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года». У Православной Церкви осталось ее главное право - публичная проповедь. В указе прямо было сказано, что «непременно подлежит сохранению и на будущее время преимущества, главным образом придающее Православной Церкви значение господствующей - свобода привлечения последователей и получения денежных средств для удовлетворения нужд своих из общегосударственных доходов»2.
Указ о свободе вероисповеданий был не только вынужденным, но и запоздалым шагом самодержавия навстречу общественности. В попытке усмирить смуту и волнения в условиях нарастающей революции он был недостаточным. В связи с этим граф СЮ. Витте дает в своих воспоминаниях яркую характеристику обстановки в стране: «Можно безо всякого преувеличения сказать, что вся Россия пришла в смуту, и что общий лозунг заключался в крике души: «Так дальше жить нельзя!»; другими словами, с существующим режимом нужно покончить. А для того, чтобы с ним покончить, явились борцы действия и мысли во всех без исключения классах населения, и не единичные, а исчисляемые многими тысячами. Большинство же, не двигаясь, совершенно сочувствовало действующим. Вся Россия была недовольна существующим положением вещей, т.е. правительством и существующим режимом. Все требовали, более или менее сознательно, а то и не сознательно, перемен, встряски, искупления всех тех грехов, которые привели к безумнейшей, позорнейшей войне, ослабившей Россию на десятки лет»1