Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Белоногова Юлия Игоревна

Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир
<
Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белоногова Юлия Игоревна. Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.00, 07.00.02 Москва, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:06-7/496

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ 31

1. Статистические сведения о духовенстве Московской епархии. Юридический статус православного духовентсва 31

2. Образование 47

3. Назначение на место 57

4. Служба и материальное обеспечение 64

ГЛАВА II. КРЕСТЬЯНСТВО И ДУХОВЕНСТВО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 98

1. Нравственно-религиозное состояние русского крестьянства в восприятии духовенства и церковной периодической печати начала XX века 98

2. Взаимоотношение духовенства с прихожанами. Приходская жизнь 120

ГЛАВА III. ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРИХОДА 143

1. Вопрос материального обеспечения приходского духовенства по Отзывам епархиальных архиереев 147

2. Проблема православного прихода на Предсоборном Присутствии (1906 г.) 161

Заключение 180

Источники и литература 186

Введение к работе

Предмет и актуальность исследования. Во все времена полнота исторического знания невозможна без исследования истории народа его жизни, быта, верований. Приходское духовенство в России на протяжении столетий было наиболее близким к крестьянству сословием, связаным с ним самим своим происхождением, общностью быта, религиозными традициями народа.

Православие являлось нравственной опорой трона: государство нуждалось в сочувствии и помощи духовенства, единственного образованного сословия, связанного с народом. Духовенство на приходах помогало поддерживать нравственные идеалы и моральные нормы. Священнослужители стремились оказывать крестьянам деятельную помощь: создавали общества трезвости, приюты, общества как просвещения, так и помощи бедным, преподавали и сами создавали в деревнях школы. Их влияние на все стороны жизни русского народа было велико. Поэтому невозможно исследовать жизнедеятельность русской деревни без изучения истории православного духовенства и Русской православной Церкви. Для большинства русских крестьян присутствие священника в особенные моменты жизни было совершенно естественным и даже необходимым явлением. Именно поэтому судьба белого духовенства, неразрывно связанного с обществом, является существенной оставляющей истории Церкви и государства. Приходское духовенство, обладающее непосредственным влиянием на народ и находящееся с ним в самом тесном и живом общении, составляет живой нерв народной жизни.

Без изучения места и роли духовенства в жизни русской деревни нельзя получить целостное представление об истории нашего народа. Поэтому изучение быта приходского духовенства и социального положения представляет большой научный интерес.

Изучение многовековой истории русского крестьянства свидетельствует о неразрывных традиционных связях его с православной верой. Но в начале XX в., по мнению ряда исследователей, одним их важнейших факторов победы революции в России была позиция крестьянства - основной массы населения страны. Оно выступило активным субъектом, осуществлявшим на протяжении двух первых десятилетий XX в. свою, «крестьянскую» революцию1. Изучение духовного состояния крестьянства в начале XX века, а также связи крестьянской религиозности с социальными факторами поможет раскрыть предпосылки трагедии русской деревни и Православной Церкви в 20-30-е годы XX в., объяснить кажущиеся противоречия в религиозных убеждениях народа.

В сложившейся ситуации вопрос о роли Церкви в жизни общества должен был решаться не только в материальном и юридическом плане, но и в контексте духовного, нравственного авторитета. Церковь в России в начале XX в. особенно остро нуждалась в пастырях - подвижниках, готовых примером своей жизни, своим словом, духовным опытом, способностью организовать приходскую жизнь, повести за собой народ, напомнить ему о вечных истинах, ориентировать на исправление жизни. Но в начале XX века таких подвижников были единицы. Большая часть выпускников семинарий и академий вовсе не собирались связывать свою жизнь с Церковью. Основную причину сложившегося положения современники видели в материальном обеспечении духовенства, его положении в обществе. Вопрос материального состояния священнослужителей всегда был одним из важных вопросов церковной жизни во все времена существования Церкви. Без правильного понимания этого вопроса невозможно адекватно воспринимать историю Русской Православной Церкви.

В условиях конца XIX - начала XX века приходское духовенство выполняло, помимо собственно религиозных, еще и важные государственные функции. В соответствии с законом приходские священники вели метрические книги, записи брачных обысков, регистрировали факт смерти, выдавали метрические свидетельства2. Через приходское духовенство верховная власть общалась с подданными. В церквях после праздничных богослужений священнослужители обязаны были оглашать официальные документы, например, царские указы, манифесты. Основываясь на близости священнослужителей и прихожан, в начале XVIII века законодательство установлен порядок предупреждения и пресечения возможных волнений и заговоров с помощью духовенства. Полагалось предупреждать волнения крестьян, а если они уже начинались, прилагать максимум усилий для возвращения их в повиновение3. Поэтому вопрос обеспечения духовенства волновал правительство. Государство пыталось решить вопрос о материальном обеспечении приходского духовенства еще в период реформ 1860-1870 годов. Но поиск средств на улучшение материального положения причтов производился в крайне неблагоприятных условиях. Казна, опустошенная Крымской войной 1853-1856 гг. и экономическим кризисом, финансировать реформы отказалась . Таким образом, решение вопроса о материальном обеспечении приходского духовенства осталось в крайне неудовлетворительном состоянии. Не был решен он и в последующие десятилетия.

В начале XX века имела место следующая тенденция: несмотря на то, что отдельные представители русской литературы, философии, искусства обращались к Церкви, основная масса русской интеллигенции оставалась настроенной политически радикально и зачастую антицерковно. Ате изм начинает проникать и в народные массы; политизация народа сопровождалась также его расцерковлением. Народ фактически отходит от Церкви. Приходское служение священников и их взаимоотношения с сельским обществом не дают им возможности активно заниматься воспитанием своих прихожан. Поэтому нередко крестьяне начинают внимательно прислушиваться к выступлениям пропагандистов с радикальными политическими и антихристианскими идеями. Для того чтобы противостоять этой тенденции, Церкви нужно было активизировать свою приходскую деятельность, пастырскую работу священнослужителей. Но, по мнению современников, этому препятствовало отсутствие права юридического лица у прихода, права собственности; связанность «по рукам и ногам» бюрократическими ограничениями, которые не позволяли на уровне прихода решать очень многие вопросы церковно-просветительского, социального характера. На епархиальном уровне также многое контролировалось не только консисторской, но и светской бюрократией.

Правительство, сознавая, что при существующем положении материального обеспечения духовенства, пастыри плохо справляются со своими обязанностями относительно вверенных им Богом душ пасомых, неоднократно пыталось решить этот вопрос. По мнению многих государственных деятелей, это можно было осуществить путем перевода духовенства на государственное жалование, однако материальное положение самого государства не позволяло это сделать из-за отсутствия необходимых денежных средств. Тем не менее, хотя и с большими сложностями все же происходил постепенный переход духовенства на государственное обеспечение. К началу XX века доля приходов, получавших государственные дотации, была крайне незначительной, а доля денег, полученных от государства, в структуре доходов приходских священников составляло лишь малую часть.

Материал о приходском духовенстве в России в начале XX в. необъятен - это и документы Св. Синода, епархиальных Духовных Консисторий, хранящиеся в расположенных по всей России архивах, материалы столичной и провинциальной периодической печати. Поэтому территориальные рамки данного исследования были ограничены Московской епархией. Московская губерния являлась одним из экономически развитых регионов России, поэтому для нее был характерен быстрый рост численности рабочего класса. Крестьяне-отходники и рабочие, не порывавшие связи с деревней, оказали большое воздействие на изменение массового деревенского сознания, перенося в деревню новые формы поведения и общения, которые коренным образом отличавшиеся от традиционных крестьянских. Рабочие являлись в глазах крестьян носителями передового сознания, кормильцами своих семейств, поэтому имели большой авторитет, к их словам прислушивались, для деревенской молодежи их поведение было образцом для подражания.

Объектом данного исследования является сельское духовенство Московской епархии Русской Православной Церкви начала XX века. Основное внимание уделяется положению духовенства в деревне, его материальному обеспечению, роли в сельской жизни, взаимодействию и влиянию на крестьянство, взаимоотношениям, складывавшимся между крестьянством и приходским духовенством. Центральными проблемами этого периода были вопросы веры и церковности крестьянства, возрождения приходской жизни, поддержания авторитета священства, материального обеспечения духовенства. Несомненно, важным для изучения приходского духовенства является вопрос отношений его с правящим архиереем, чиновничеством, представителями дворянства, но в данном исследовании взят только аспект взаимоотношений священнослужителей и крестьянства. Хронологические рамки работы: Начало XX века. Начало XX века в русской церковной истории - это время дискуссии о путях развития взаимоотношений Церкви и государства в России, о будущем Церкви в той ситуации, когда она не могла оставаться безучастной к событиям современности. Для большинства церковных и общественных деятелей именно в это время становится очевидно, что проблемы, накопившиеся за 200 лет синодальной системы управления, требуют скорейшего разрешения. В это время важные вопросы церковной жизни начинают активно обсуждаться в обществе. В церковной и светской печати все чаще появляются статьи о материальных проблемах священнослужителей, о вере и нравственном положении крестьян.

26 февраля 1903 года был опубликован манифест «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», в котором имелась статья, где указывалось на необходимость деятельно продолжать мероприятия, направленные к улучшению материального положения сельского духовенства и подъему его значения в общественной жизни паствы5. Власть в этом манифесте показала свою заинтересованность в большей, чем ранее, социальной активности Церкви. С этого момента началась энергичная общественно-политическая деятельность, связанная с обсуждением общецерковных проблем.

Указ 17 апреля 1905 г. «О веротерпимости» обратил внимание общества и на общее положение, занимаемое Русской Православной Церковью в Российском государстве. Яркое отражение эти факты нашли в периодической печати. Было создано Предсоборное Присутствие, которое конкретизировало основные, наиболее важные проблемы и попыталось предложить способы их разрешения. И лишь с 1914 года, с началом первой Мировой войны, вопросы церковной жизни по сравнению с внешнеполитическими проблемами отходят на задний план.

Целью данного исследования является изучение положения приходского духовенства Московской епархии, его роль и значение в жизни деревни, влияние на крестьян.

В исследовании поставлены следующие задачи:

- раскрыть материальное положение сельского духовенства Московской епархии;

- изучить деятельность церковных властей по улучшению положения духовенства;

- проанализировать труды Предсоборного Присутствия по вопросу жизнедеятельности прихода.

- оценить характер отношений крестьянства к Церкви и духовенству;

- проанализировать понимание духовенством нравственного положения крестьянства, его отношение к Церкви;

- проанализировать восприятие духовенством своего материального положения;

История Русской Православной Церкви начала XX века вплоть до начала 1990-х годов была одной из самых малоизученных страниц Русской истории. Ее не исследовали отдельно, а лишь упоминали в общих работах за рубежом и в СССР. В настоящее время исследователи обратили свое внимание на изучение культурного облика и быта русского народа, поэтому особенно важно знать, какой была Русская Церковь и ее служители накануне XX века. Без взгляда на церковную, приходскую жизнь трудно представить полную картину повседневной жизни русского народа начала прошлого века.

Историография темы

Историография изучаемой темы очень обширна.

Уже начиная с 60-х гг. XIX в. в связи с Великими реформами появляются публикации, посвященные приходу. Классическим трудом по истории духовного сословия в России являются две монографии профессора Казанской Духовной Академии П.В. Знаменского «Приходское духовенство на Руси». И «Приходское духовенство в России со времен реформ Петра» 6, написанные в 60-е годы XIX века. Первая излагает историю приходского духовенства допетровской Руси, вторая - со времени Петра I до 1860 гг. Впервые работы были изданы в 1867 и 1873 гг. В первой книге П.В. Знаменский довел свое исследование до царствования Петра Великого. Здесь в шести главах он обрисовал значение древнего прихода и приходского духовенства, отношение священнослужителей к прихожанам, духовному и гражданскому начальству, средства его содержания, расходы по разного рода платежам, его нравственное состояние и духовные силы. За вторую половину исследования о положении приходского духовенства со времени Петра I до середины XIX в. проф. П.В. Знаменскому была присвоена степень доктора церковной истории. Данная работа состоит из пяти больших глав, в которых автор раскрывает следующие темы: Определение на священно- и церковнослужительские должности в приходе, Приходские штаты и выход из духовного звания, Гражданские права духовенства, Отношение духовенства к духовной власти, Способы содержания приходского духовенства. Историческое освещение юридического и материального положения белого духовенства автор довел до последней четверти XIX в., когда перед обществом и государством во весь рост встал вопрос об улучшении быта духовенства, в силу чего данное сочинение имело не только историческое, но и общественное значение, давшее исходные пункты и материалы для производившейся реформы. Данная работа и доселе остается наиболее солидным, полным, объективным и планомерно раскрытым обозрением истории приходского духовенства за XII-XIX вв.

Такие проблемы, как материальное обеспечение священства, основные источники его дохода, положение клирика в приходе, назначение на место, взаимоотношения с землевладельцем были важны и в допетровский период. Эти вопросы освещены в книге П.С. Стефановича «Приход и при-ходское духовенство в России в XVI-XVII веках» . Четвёртая глава работы посвящена непосредственно древнерусскому приходу. В ней рассматривается появление термина, устройство древнерусского прихода и его внутренняя жизнь. Автор пишет, что «впервые в русском церковном праве понятие прихода было канонически разработано в Приходском уставе, о принятом на Поместном Соборе 1917-1918 годов» . Вопрос о приходе в Древней Руси стал подниматься в начале XX в. в связи с обсуждением проблемы возрождения церковного прихода.

Многие проблемы, волновавшие церковные круги в начале XX в., активно обсуждались в правление императора Александра II в связи с Великими реформами, затронувшими все области жизни. О церковных реформах 60-х гг. XIX в. рассказывает богатая сведениями монография СВ. Римского «Российская Церковь в эпоху реформ»9, в которой подробно говорится о попытке введения в церковную жизнь приходских попечи-тельств. Теме реформы прихода в ХІХ-м в. был посвящен доклад А.В. Прокофьева, представленный на ежегодной конференции ПСТБИ 1999 г.10

Вопросам церковной истории начала XX века посвящена работа И. К. Смолича «Предсоборное Присутствие 1906 г.: К предыстории Московского Поместного Собора 1917/1918 гг.»11. Наиболее фундаментальным трудом по истории всего синодального периода является работа И.К.Смолича «История Русской православной церкви (1700-1917)»12. Ав тор впервые проанализировал всю систему церковного устройства в Синодальный период. В данной работе положению духовенства отводится целая глава, в которой рассматриваются его юридический статус, источники доходов, обязанности не только по отношению к Церкви, но и к государству. Большое внимание автор уделяет вопросу о православном приходе, его положению в России начала XX века. Однако И.К. Смолич не имел доступа к российским архивам, поэтому факты, которыми он оперирует, являются неполными. Нельзя безоговорочно согласиться с его суждением о том, что.Церковь располагала достаточными финансовыми средствами на проведение всех реформ, но не была способна использовать их рационально. Автор считает, что суммы, шедшие в форме пожертвований на храмы, были «огромными». Ошибочно суждение автора о том, что иерархи Церкви не высказывали «никаких реформаторских устремлений»13.

Фундаментальным исследованием по истории Церкви в начале XX века является работа прот. Владимира Рожкова «Церковный вопросы в Государственной Думе»14, впервые опубликованная в Риме Понтификальным Восточным институтом в 1975 году. За эту работу автор был удостоен степени доктора канонического права. Проблемы, ставшие перед Церковью в начале XX в., были столь значительны, что активно обсуждались не только на местном уровне, но и в столице. Среди актуальных для духовенства того времени вопросов, рассмотренных прот. В.Рожковым, были обсуждение Думой финансового состояния Церкви, и вопрос о реформе церковного прихода. Прот. Владимир на примере обсуждения вопроса материального обеспечения духовенства показывает разногласия в восприятии этой проблемы различными слоями населения. Интересно, что за ограничение финансовой помощи клирикам выступали крестьянские депутаты. Картина рассмотрения церковных вопросов в Государственной Думе позволяет увидеть один из аспектов глубоких расхождений между Церковью и обществом уже не на местном, а общегосударственном уровне.

Если до Поместного Собора 1917-1918 гг. вопрос о приходе был жизненно важным, то в связи с внутриполитическими событиями, обернувшимися трагедией для Русской Церкви, приходская тема закрывается на долгие годы. Исследования советского периода могли касаться темы православного прихода, но только в свете интереса к строю общественному, а не церковному и рассматривали вопрос о духовенстве и религиозности крестьянства с точки зрения культуры и быта русской деревни. Ученые советского периода внесли большой вклад в изучение русской деревни, жизни и быта крестьянина. Сферой их научного интереса были внутренний экономический строй крестьянского хозяйства, исследования состояния крестьянского хозяйства в России, трудовой деятельности русского крестьянина. Большое значение для понимания истории русской деревни имеют труды Л.В.Милова по изучению трудовой деятельности, быта и культуры русского крестьянства15. Также необходимо отметить работы А.М.Анфимова, посвященные аграрному строю русской деревни16. В 90-е годы опубликовано много работ, в которых рассматривалось положение крестьянства в начале века, его экономическое положение, нравственное состояние, крестьянская культура и быт17.

Конец советской эпохи вызвал интерес светской исторической науки к истории Русской Церкви. Интерес этот понятен: в постсоветское время духовенство неожиданно оказалось единственным сохранившимся сословием. Работы по данной теме написаны на богатейшем источниковом материале с привлечением большого количества литературы, и, безусловно, должны быть принимаемы во внимание исследователем приходского вопроса.

В конце XX в. историки стремятся переосмыслить исторический опыт России уже почти вековой давности, поэтому часто возвращаются к событиям начала минувшего столетия. Самым глобальным событием церковной истории начала XX в. был Поместный Собор и деятельность, связанная с его подготовкой. Именно он по замыслу современников должен был решить все вопросы тревожившие Церковь. Это вопросы, как высшего церковного управления, суда, так и материального положения духовенства, его образования, статуса в обществе, положения прихода и путей его возрождения. В последнее время стали появляться монографии, авторы которых пытаются исследовать подготовку к Собору и проанализировать различные нюансы в его проведении, рассмотреть и прокомментировать основные проблемы, стоящие перед Церковью накануне этого важнейшего события русской церковной истории18. В рамках подготовки Поместного Собора рассматриваются проблемы приходского духовенства его пастырской деятельности, материального обеспечения, работы с прихожанами.

В конце XX - начале XXI в. появились серьезные исследования по истории Русской Церкви XIX - начала XX века. Прежде всего следует отметить монографию С. Л. Фирсова, в которой освещается период, непосредственно предшествовавший революции 1917 года и подготовка Поме стного Собора 1917-1918 гг.19. В книге дан краткий обзор церковной жизни того времени. Основная тема работы - деятельность Предсоборного Присутствия, подготовка церковных реформ, роль иерархов в их осуществлении. В исследовании кратко говорится о положении сельского духовенства в России. Автор останавливается на основных вехах, связанных с церковной реформой (отзывы епархиальных архиереев, Предсоборное Присутствие 1906 г.), которые имели отношение и к положению духовенства, обсуждает вопрос о православном приходе, его юридическом статусе и правах, делает попытку наиболее объективно, насколько это возможно, осветить события заявленного периода, отдавая должное главным деятелям эпохи. Основное внимание автор уделяет деятельности правительства и Св. Синода по разрешению сложившихся проблем. Все перечисленные вопросы, затронутые С.Л. Фирсовым, напрямую или косвенно связаны с положением духовенства в начале XX века.

С.Л. Фирсов в своих работах исследовал также причины и проявление кризиса в отношениях между рабочими (вчерашними крестьянами) и Церковью20. В первом десятилетии XX в., по мнению автора, нарастали религиозный индифферентизм и безрелигиозность рабочих, напрямую свя-заные с усилением влияния социалистической идеологии.

Анализу деятельности Предсоборного присутствия посвящено исследование иерея Георгия Ореханова «На пути к Собору. Церковные ре-формы и первая русская революция» . Подготовке Предсоборного присутствия посвящена и более ранняя его работа, которая носит название «Витте contra Победоносцев: дискуссия о церковной реформе весной и ле том 1905 года»22. В своих работах автор наибольшее внимание уделяет реформам высшего церковного управления.

Работа Е.В.Беляковой «Церковный суд и проблемы церковной жизни»23, опубликованная в 2004 г., также затрагивает исследуемую тему. Книга посвящена рассмотрению церковно-правовых вопросов на Поместном Соборе 1917-1918 гг., но в ней дается подробный исторический очерк по вопросам церковного суда, второбрачия духовенства, наград клириков, их внебогослужебном одеянии, касается темы быта и статуса духовенства в начале XX в.

Достаточно подробное освещение положения Русской Православной Церкви в начале XX века дано в монографии протоиерея Георгия Митрофанова «История Русской Православной Церкви. 1900—1927»24. Верхняя временная граница - 1927 г. - обусловлена подписанием митр. Сергием (Страгородским) известной Декларации о взаимоотношениях с советской властью, которая разделила Церковь на два лагеря «поминающих» и «непонимающих». В книге даны характеристики митр. Антонию (Вадковско-му), описана деятельность Предсоборного Присутствия 1906 г.

Недавно вышедшая работа В.А.Федорова «Русская православная Церковь и государство»25 охватывает весь синодальный период с 1700 по 1917 годы. Это краткое, с одной стороны, но в то же время всеохватывающее исследование, в котором нашли отражение все значимые события церковной жизни синодальной эпохи, в том числе Предсоборное Присутствие 1905 г. В.А. Федоров отмечает, насколько значительной была роль Церкви в культурной жизни страны, нравственном воспитании народа, просветительской работе. «Даже в трудных условиях почти полного подчинения светской власти, - пишет автор, - диапазон деятельности Русской Право славной Церкви был достаточно широк» .

Проблеме отношений между духовенством и мирянами русской деревни посвящена работа А.Н. Розова «Священник в духовной жизни рус-ской деревни» . Данный труд отличается обзорностью. Основное внимание автор в нем уделяет взаимоотношению духовенства и помещиков, дается обзор православных обрядов и специфика их совершения в деревне XIX в., анализируется влияние пастыря на деревенскую культуру.

Весьма содержательны статьи вводного тома «Русская Православная Церковь» Православной энциклопедии , посвященные истории русского прихода и духовенства.

В конце XX - начале XXI века стали появляться работы по изучению менталитета и мировоззрения русского народа в начале XX века. Например, О.С. Поршнева анализирует перемены, произошедшие в сознании народа в связи с изменениями условий жизни. Автор изучает, насколько Первая мировая война повлияла на ценностные установки и поведенческие привычки крестьянства29.

Определенный интерес представляют современные исследования по этнической психологии и менталитету русского народа. В них разбираются условия формирования, содержание и специфика различных форм и проявлений традиционного сознания30. СВ. Лурье в своих работах характери зует особенности русского государственного сознания, обусловленные характером общинного строя русского крестьянства. Он выявляет причины и характер эволюции традиционного русского крестьянского сознания на рубеже XIX-XX веков. Вопрос о влиянии Православия на формирование целого ряда специфических черт русского национального сознания и психологии рассмотрен И.Г. Яковенко. Социокультурный облик российского крестьянства на рубеже XIX - XX вв. воссоздан в работах, посвященных исследованию уклада жизни, традиций, обычаев русского народа и русской деревни31. Они дают богатый материал для реконструкции менталитета российского крестьянства на рубеже XIX - XX вв.

В 1992-1995 гг. Институтом Российской истории РАН проведен теоретический семинар «Современные концепции аграрного развития» по изучению основных концепций современного крестьяноведения32. Ведущие отечественные специалисты по истории крестьянства обратились к разработке антропологического подхода к истории аграрных отношений, изучению содержания представлений, ценностей крестьянства, его поведенческих стереотипов33.

Сборники «Православная жизнь русских крестьян 19-20 веков. Итоги этнографических исследований» и «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы»34 объединены единой задачей - показать влияние Православия на жизнь, быт крестьянства. В них содержится богатый материал по многим регионам России о крестьянах, их отношении к храму и кругу церковных богослужений и праздников. Авторы стремятся доказать, что Православие освящает все стороны жизни русского человека. Исследователи проанализировали факты отношения крестьян к духовенству, морального облика крестьянства, но они не делают различия между верой и обрядом, не стремятся объяснить, почему же народ - "богомолец" так легко отрекся от своего Бога. Напротив, они ставят себе этнографическую задачу увидеть, как вера связана с образом жизни, становится мотивацией повседневного его поведения, организует бытовую культуру личности35.

В настоящее время существует большая источниковая база по истории Русской Православной Церкви начала XX века. Она активно разрабатывается современными учеными на высоком научно-исследовательском уровне. Перечисленные выше работы современных специалистов только касаются темы приходского духовенства и духовно-нравственного облика крестьянства в начале XX в. К сожалению, в отечественной историографии нет ни одного исследования, посвященного непосредственно вопросу материального обеспечения сельского духовенства, его взаимоотношению с крестьянством в начале XX в., восприятию духовенством своего положения. Вместе с тем приходится констатировать недостаточную изученность духовной жизни крестьянства, его взаимоотношения со своим приходским духовенством, деятельности прихода в начале XX века.

Обзор источников

Источники, используемые в работе, можно разделить на несколько документальных комплексов. Первую группу составляют Российское законодательство, опубликованные и неопубликованные официальные доку менты государственных административных органов, стенографические отчеты Государственной Думы, распоряжения св. Синода и духовных властей, отчеты обер-прокуроров и отзывы епархиальных архиереев. К следующей группе источников можно отнести воспоминания и дневники современников. В третью группу выделена публицистика начала XX века по вопросам церковных реформ, и периодические издания.

Одним из главных источников работы стали материалы официального делопроизводства Московской Духовной Консистории (далее - МДК), хранящиеся в Архиве Московской Духовной Консистории, Центральном Историческом Архиве Москвы - Фонд 203. В фонде МДК содержатся следующие документы:

1) Документы св. Синода: указы Синода и МДК, протоколы и журналы заседаний, отчеты;

2) Документы епархиального управления: донесения духовных правлений, настоятелей монастырей, благочинных, настоятелей крупных храмов, переписка о состоянии церквей, монастырей и архиерейского дома; пожалования церквям и монастырям дворцовых земель и построек, о разрешении на постройку, надстройку, ремонт, освящение храмов и часовен, выдача разрешений на устройство домовых церквей;

3) Документы о приходском духовенстве: о возведении в священно-служительский сан, пострижении в монахи, многочисленные прошения духовенства о материальной помощи, увольнению за штат, рукоположении или переводу на новое место. Большим блоком изученных материалов, впервые вводимых в научный оборот, являются расследования, заводимые на приходских священников по прошениям прихожан, они отражают характер бытовых отношений, складывающихся между клиром и крестьянством, выявляют способы решения конфликтов.

4) Статистические отчеты по отдельным церквям, благочиниям и епархии в целом: отчеты о состоянии Московской епархии, ведомости о церквях и белом духовенстве, ведомости о лицах православного вероисповедания, клировые ведомости по отдельным церквям и благочиниям Московской епархии,. К сожалению, клировые ведомости и послужные списки священнослужителей в архиве есть только по духовенству очень немногих сельских церквей Московской губернии.

В советское время в 1928-1936, 1951, 1953, 1957 годах была произведена экспертиза ценности и обработка документов фонда МДК, часть документов была выделена в макулатуру и уничтожена. Несмотря на это, консисторский фонд остается крупнейшим документальным комплексом по исследованию всех сторон церковной жизни Москвы XVIII - XX вв. Важнейшей частью этого фонда являются дела храмов Московской губернии. Управление церковной жизнью в уездах осуществляли духовные правления, подведомственные Московской консистории. Эти органы церковного управления и суда существовали в начале XX века в 13 уездах Московской губернии.

Указы по Ведовству Православного Исповедания помещены в «Полном собрании законов Российской Империи» в хронологическом порядке. В «Своде законов Российской империи» - законы и указы, касающиеся Церкви, помещены в 1 томе; в 3 томе говорится о наградах, окладах и пенсиях духовенству; в 4 томе - приведен «устав о повинностях», отдельные статьи которого относятся к духовенству; в 9 томе изложены законы о сословных правах духовенства; в 13 - законы о епархиальных попечительст-вах о бедных духовного звания; в 16 - о судопроизводстве по делам о преступлениях против Церкви и по гражданским делам церковных учреждений.

Для характеристики деятельности Церкви в работе было использовано официальное издание св. Синода - «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповеда ния»36. Это ежегодный отчет, в котором дается официальное освещение деятельности св. Синода по Ведомству православного исповедания. Здесь приводится статистика по епархиям по рождаемости, смертности, о совершенных браках и общей численности православного населения, количеству храмов и часовен. Дается отчет о проведенной деятельности, обрисовывается нравственная и духовная обстановка в стране, основные проблемы, стоящие перед Церковью в отчетный период. Публикуется краткий отчет о деятельности и положении учебных заведений Православной Церкви, сообщаются сведения о состоявшихся канонизациях православных святых.

Опубликованными источниками по истории Церкви данного периода являются «Отчеты епархиальных архиереев по вопросу церковной реформы»37, которые содержат оценки и суждения составителей, интерпретирующих собранную информацию. Тревога церковных иерархов и священнослужителей, вызванная положением народной религиозности в рассматриваемый период определяла общий настрой представителей клира, при котором не скрывались негативные тенденции, намечались пути преобразования церковной жизни. Русским архиереям были ведомы нужды священников. К началу 1905 года в Русской Православной Церкви было 66 епархиальных епископов, а вместе с викариями - 109. Из них 40 человек (36%) ранее служили приходскими священниками, впоследствии овдовели и приняли монашеский постриг. Из членов Синода 40% (11 из 25) были хиротонисаны из вдовых священников. Можно сравнить эти данные с аналогичными за 1897 год: из 108 архиереев - епархиальных или находящихся на покое - 78 лиц (71%) состояли ранее в браке, т.е. приняли монашество, овдовев, и были ранее либо приходскими священниками, либо наставни ЯК ками духовных учебных заведений . Представители высшего духовенства со знанием дела могли писать в «Отзывах» о проблемах Русской Церкви. И действительно, материал «Отзывов» богат и интересен глубокими замечаниями именно о епархиальной и приходской жизни. Иерархи пишут о нуждах духовенства, предлагают различные способы улучшения его материального положения, поднятия авторитета пастыря, создания жизнеспособного прихода. Отчеты епархиальных архиереев о настроениях, состоянии религиозности, нравственности являются весьма авторитетным источником для анализа восприятия духовенством сложившихся в начале XX в. взаимоотношений в деревне и положения пастыря.

Немаловажным источником служат Стенографические отчеты заседаний III и IV Государственных Дум39, обсуждавших вопрос утверждения сметы расходов св. Синода, вопрос увеличения кредитования на церковные нужды, в частности на жалование для священнослужителей. Стенографические отчеты выявляют глубокое расхождение во взглядах на положение Церкви и духовенства между самим духовенством и прогрессивно-либеральной общественностью.

Следующую группу источников предствляют воспоминания и дневники современников.

Дневники архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) являются одним из ярких источников по деятельности Предсоборного присутствия. Дневники хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (Ф. 550, Оп. 1, Д. 507-520) и представляют собой 14 тетрадей объемом около 2000 печатных страниц, охватывающих период с 1880 г. по ноябрь 1916 г.40.

К мемуарным источникам об этом периоде в истории Церкви относятся воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) «Из моего прошлого», впервые опубликованные в 1940-х годах в издательстве YMCA-PRESS41. Митр. Евлогий придерживался правых взглядов, был монархистом, дважды избирался в Государственную думу. Воспоминания митр. Евлогия были написаны уже за границей. В них он старался быть предельно аккуратным в оценках лиц и событий минувшего, избегал крайних характеристик. Владыка особенно подробно освещает взаимоотношения Государственной думы и Русской Православной Церкви, дает яркое представление о состоянии духовных учебных заведений.

Ценным источником являются воспоминания митр. Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох», впервые изданные лишь в 1994 г., а до этого хранившиеся в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где митрополит проживал с 1958 г. По своему происхождению он был выходцем из крестьян. Владыка описывает отношение крестьян к духовенству во времена своего детства, их представления об их обязанностях и достатке священнослужителей. Воспоминания служат материалом для освещения проблемы восприятия взаимоотношений духовенства и крестьянства, отношению крестьян к священнослужителям42. Митр. Вениамин всю жизнь провел за границей и в СССР поддерживал советское правительство. В своем труде он стремится понять и объяснить большевистский переворот, ищет причины революции в ситуации, сложившейся в начале XX в. Воспоминания являют собой психологические зарисовки эпохи, в которых автору удалось воссоздать атмосферу времени. Перу митр. Вениамина принадлежит книга «Божьи люди. Мои духовные встречи»43, где он создает портретную галерею современных ему подвижников. Особую ценность представляют личные воспоминания автора, его рассказ о духовном облике Православия в описываемое время.

К немаловажным источникам данного периода являются статьи и очерки современных публицистов и церковных деятелей по Церковным вопросам, материальному обеспечению духовенства, деятельности по возрождению прихода. Авторы пытаются найти выход из вложившейся ситуации, анализируют проблемы.

К источникам, характеризующим жизнь сельского духовенства, относится цикл рассказов опубликованных в «Московских церковных ведомостях» за 1905 - 1908 годы под подзаголовком «Из воспоминаний сельского священника». Они создавали читателю начала XX века представление о современном ему священнике, его жизни и быте. В них в литературной форме описаны основные, наиболее характерные, события жизни сельского пастыря: приезд архиерея, написание отчетов, хождение с крестным ходом, служба в праздники, занятие хозяйством, требоисполнение, рассказывается о крестьянском быте, отношении прихожан к храму, священнику; описывается материальная бедность крестьянства, а также рисуется картина деревни начала прошлого века44.

Важным источником являются публикации религиозного мыслителя Василия Васильевича Розанова в «Новом Времени», Автор рассказывает о процессах нравственного разложения деревни, пьянстве, грубости нравов. Все работы В.В.Розанова наполнены критикой христианства и исторического Православия. Эти настроения были части свойственны интеллигенции XX века45.

В период, предшествующий Поместному собору, количество публикаций, посвященных проблемам прихода и духовенства, значительно возрастает. Каждое епархиальное издание, не говоря о столичной церковной и светской прессе, помещало на своих страницах статьи о возрождении приходской жизни. Многие из церковных периодических изданий имели постоянные рубрики, посвященные приходу, в которых публиковались как официальные документы, так и богословско-исторические работы, касавшиеся приходского вопроса. Гигантского труда потребовало бы одно только составление каталога публикаций о приходе в период с нач. XX в. по 1918 гг.

Необходимо также назвать работы А.А. Папкова (1868-1920) по истории древнерусского прихода и по вопросу о возрождении прихода в современной автору России. Его работы «Древнерусский приход»46, «Упадок православного прихода»47 - один из глубоких опытов оценки приходского вопроса современниками. Автор подробно излагает историю формирования приходской жизни на Руси, называет причины её упадка, сравнивает современное ему состояние прихода с историческими свидетельствами. Проблеме реформы прихода посвящены работы Папкова «Начало возрож АО дения церковно-приходской жизни в России» , «Необходимость обновления православного церковно-приходского строя»49. Ссылаясь на Священное Писание, используя исторический и юридический материал, автор предлагает своё видение проблемы возрождения приходской жизни в России. Труды Папкова оказали большое влияние на рассмотрение приходского вопроса - по сути, они активизировали работу как тех, кто в дальнейшем поддержал его идеи, так и тех, кто не согласился с ним, но представил обществу своё решение приходской проблемы. Формула А.А. Папкова опре деляла приход как «в составе клира и мирян особую церковную, в зависимости от епископа, общину, с правами юридического лица»50.

К сторонникам А.А.Папкова относился профессор церковного права МДА Н.А. Заозерский (1851-1919) - активный участник дискуссии вокруг приходского вопроса. В его работах51 даны глубокие церковно-канонические комментарии по вопросу о православном приходе. Н.А.Заозерский анализирует деятельность Предсоборного присутствия и, в частности, дискуссию об определении прихода52.

К числу единомышленников Папкова относился и известный цер-ковно-общественный деятель Н.Д. Кузнецов (1863 - ок.1936) - автор нескольких работ, касающихся преобразований в Российской Церкви53. В своём докладе IV-му отделу Предсоборного присутствия по вопросу о приходе54 он рассуждал о церковных преобразованиях в России и о возрождении самостоятельного прихода55.

Оппонентом А.А. Папкова выступал профессор канонического права Казанской Духовной Академии И.С. Бердников (1839-1915)56, Основной деятельностью проф. Бердникова в отношении приходского вопроса явля лась критика «обновителей прихода». По этому поводу им был опублико ван в печати и отдельными изданиями ряд работ .

Сторонником Бердникова был известный религиозный публицист Л.А. Тихомиров (1852-1923). В докладе перед Приходской Комиссией Русского Монархического Собрания, изданном как отдельная брошюра «Современное положение приходского вопроса»58 автор анализирует деятельность Предсоборного присутствия, «протестантские» тенденции в работе Отдела о приходе, членом которого Тихомиров состоял во время второй сессии заседаний Присутствия. Здесь же автор анализирует определения прихода, рассматривавшиеся Присутствием. Л.А. Тихомиров разделяет точку зрения Бердникова и Алмазова на приход как «церковное установление»59.

К числу сторонников Бердникова принадлежал и митр. Серафим (Чичагов) (1856-1937) - автор работы «О возрождении приходской жизни»60, составленной специально для духовенства Тверской Епархии в бытность его Тверским архиереем (1914 -1917 гг) с целью дать архипастырское руководство в деле восстановления полноценной жизни прихода. Кроме того, владыка составил свой проект приходского устава, также вошедший в названную работу. Следует заметить, что хотя основной его деятельностью было практическое архипастырское служение, Отчет владыки о деятельности приходских советов в Орловской епархии за 1906 г.61 явился интересным документом по истории приходского вопроса. Интерес представляют письма митр. Серафима, в которых он делится с адресатами трудностями, стоящими на пути приходского возрождения62.

Одним из видов источников для работы над темой стали материалы столичных изданий периодической печати, издававшиеся на территории России в начале XX в. Оперативность и непосредственный характер реагирования на происходящие события, наличие обратной связи с читателями, публикация информации с мест, материалы по злободневным социальным проблемам, хроника местной жизни делают периодическую печать важнейшим источником изучения общественных настроений, взглядов, массового сознания различных слоев населения. Необходимо учитывать специфику воздействия периодической печати на психологию и общественное настроение людей. В то время - это единственное средство массовой информации, формирующее у читающей публики представления и взгляды на основные общественные проблемы. В работе использовался материал следующих периодических изданий.

Газета «Церковные ведомости» - официальный орган Святейшего Синода - еженедельное издание с прибавлениями, издававшиеся в 1888-1918 годах. В основной части публиковались Высочайшие повеления, определения св. Синода. В Прибавлениях печатались статьи на актуальные церковные темы: о церковно-религиозной жизни в России, проблемах народного досуга, освещалась просветительская деятельность духовенства различных епархий При Санкт-Петербургской Духовной академии издавался «Церковный вестник», бывший до 1888 года официальным органом Святейшего Синода. Редакторами его в 1903 - 1914 годы были профессора и доценты духовных академий: проф. А.П.Рождественский, проф. Д.П.Миртов, доц. Б.В. Титлинов.

«Московские церковные ведомости» - еженедельная газета, издававшаяся с 1871 года, состояла из официальной и неофициальной частей. В них публиковались списки всех учащихся духовных заведений, распоряжения о назначении и переводе духовенства Московской епархии, отчеты братств и попечительств о бедных, распоряжения Московской духовной Консистории. В прибавлениях печатались статьи на различные злободневные темы: о социализме, крестьянстве, событиях епархиальной жизни, освещалась деятельность Государственной Думы по религиозным вопросам и работу духовенства в ней. Редакторами официальной части были секретари Московской Духовной консистории А.И. Проволочин, П.П. Беллавин, И.Н. Барилов. Редакторами неофициальной части были такие знаменитые представители духовенства как прот. И.И. Восторгов, архимандрит Анастасий (Грибановский), епископ Арсений (Жадановский).

«Колокол» был выразителем мыслей и чувств правой части церковной общественности. Его издатель чиновник духовного ведомства В.М. Скворцов стремился не противоречить взглядам верхов. На страницах «Колокола», начиная с 1907 года, постоянно публиковались статьи о необходимости созыва Поместного Собора.

В целом, основные группы источников позволяют с разных сторон раскрыть тему исследования: положение приходского духовенства и взаимоотношение с крестьянством в восприятии самого духовенства Московской епархии и духовных властей, материальное положение духовенства и попытки решения проблемы достаточного финансового обеспечения клира, понять в чем современники видели причины упадка приходской жизни начала XX в.

Статистические сведения о духовенстве Московской епархии. Юридический статус православного духовентсва

После секуляризации императрицей Екатериной II церковного имущества в 1764 году Московская епархия относилась к первому классу (всего епархии делились на 3 класса). Московская митрополия была второй по значимости после Санкт-Петербургской. Возглавлялась она в начале XX в. митрополитом и 4 викариями. Епархия охватывала 13 уездов, каждый из которых делился на благочинные округа: Московский (7 округов), Богородский (5 округов), Бронницкий (6 округов), Верейский (3 округа), Волоколамский (3 округа), Дмитровский (7 округов), Звенигородский (6 округов), Клинский (4 округа), Коломенский (6 округов), Можайский (3 округа), Подольский (5 округов), Рузский (3 округа), Серпуховской (5 округов). Город Москва делился на 17 благочинии. В каждом округе назначался благочинным один из заслуженных священников округа. Всего в Московской епархии было 80 благочинии, при каждом по штату полагалось по 1 благочинному и 1 духовному следователю. Деятельность благочинных и их обязанности как ближайших блюстителей вверенного их надзору округа выражались в наблюдении за поведением духовенства, точным исполнением им своих обязанностей, за благосостоянием церквей, правильностью ведения церковного хозяйства и церковных документов, в наблюдении за взаимными отношениями между причтом и прихожанами и в доставлении отчетов и донесений епархиальному начальству о важных случаях и происшествиях. Через благочинного приводились в исполнение распоряжения епархиального начальства, благочинный имел право разрешать священникам отлучаться из прихода не далее 25 верст (около 26,7 км).63. Благочинные составляли расписание крестных ходов, собирали различные отчеты необходимые Св. Синоду, статистическим комиссиям, контролировали выполнение приказов консистории. В целом деятельность благочинных была обременена множеством делопроизводственных обязанностей.

Каждая церковь имела штатное расписание, по которому было определено количество священно- и церковнослужителей. «Церковные причты в приходах, имеющих менее 700 душ мужского пола, состоят из священника и псаломщика, а в приходах, имеющих более 700 душ - из священника, диакона и псаломщика»64. Приходы по численности прихожан были очень большими из-за их материальной скудости, приход в 700 душ мужского пола - это примерно 1300-1500 человек. В 1913 году на 1137 церквей Московской епархии без Москвы приходилось по штату 6 протоиереев, 1123 иереев, 379 диаконов, 1190 псаломщиков. В действительности это число колебалось в большую или меньшую сторону. В указанном 1913 году фактически на службе состояло: 41 протоиерей, 1091 священник, 410 диаконов, 1122 псаломщика. Статистику по каждому уезду благочинный подавал в Московскую консисторию, где она сводилась в таблицы. Вакансии не были тождественны сану, очень часто по недостатку средств на вакансии псаломщика рукополагались диаконы и, будучи диаконами, получали доходы псаломщиков.

Нравственно-религиозное состояние русского крестьянства в восприятии духовенства и церковной периодической печати начала XX века

Начало XX века - время, когда вся Россия говорила о реформах. Для Церкви это период осмысления изменений, произошедших в обществе за истекшие десятилетия. Особое внимание уделялось нравственному состоянию крестьянства и положения самой близкой к нему части общества -сельского духовенства. Вопрос о благочестии крестьянства интересовал правительство.

Современные исследователи высоко оценивают духовно-нравственное состояние народа в начале XX в. . В программе Этнографического бюро В.Н.Тенишева (90-е годы XIX века) стоял вопрос о посещении крестьянами церкви. На него откликнулись почти все, кто писал в бюро из разных концов страны. По словам М.М.Громыко: «Посещение церкви в воскресные и праздничные дни отметили все корреспонденты. В будни же обычно ходили лишь те, кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого человека, 9, 20, и 40-й день, сорокоуст (40 Литургий, совершаемые о здравии или упокоении человека. - Ю.Б.), либо же в Великий пост, когда служили в среду, пятницу и субботу» . Это позволило автору исследования о русском крестьянстве писать: «Строгие и немногословные, но единодушные в своей положительной оценке регулярности посещения храма и благоговейного характера присутствия в нем сообщения по программам научных обществ из различных уездов, волостей и се Громыко ММ. Мир русской деревни. М: Молодая гвардия, 1991; ее эюе Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.; Православная вера и традиции лений дополняются живым конкретным материалом из жизнеописаний и воспоминаний отдельных лиц»231. Исследователь не уточняет, насколько часто было посещение храма и какая часть крестьян посещала церковь регулярно.

М.М. Громыко в своей книге, посвященной русской деревне, отмечает: «С аккуратным посещением церкви тесно связано было исполнение исповеди и причастия, неотъемлемой частью быта является ежедневная молитва. Не меньшее значение придавалось соблюдению постов. Хотя по данным Бюро, в конце 19 века к их нарушению стали относиться более снисходительною. Широко распространенным было хождение на богомолье»232. Но вера определяется не только простым посещением церкви, подчас оборачиваясь бездумным исполнением обрядов, никак не проявлялась в повседневной жизни человека. По материалам Этнографического бюро большое влияние на церковность крестьян оказывали внешние факторы. Например, даже в деревне «чаще посещали церковь зимой и осенью, когда крестьяне были свободнее от хозяйственных работ. Летом ходили мало. Если храм был далеко, то посещения прерывались на время снежных заносов и распутицы. Из самых отдаленных от церкви деревень, связанных с селом плохими дорогами, ездили или ходили туда лишь на самые большие праздники - Пасху, Троицу, Рождество...» . Христианская вера в ее житейском понимании была сложной и многообразной системой представлений и убеждений, которая соединяла в сознании крестьянства традиции и церковное обрядоверие, архаические представления и догматику.

Вопрос материального обеспечения приходского духовенства по Отзывам епархиальных архиереев

В печати в 1905 г. настойчиво раздавались обвинения в адрес архиереев, основанные на том, что часто меняя кафедры и не будучи избираемы на служение епархиальными съездами, они не могли быть глубоко посвящены в проблемы своей епархии и по этой причине на Поместном Соборе не могли их в полной мере представлять. Для представителей «демократического лагеря» было важно, будут ли привлечены к подготовке «Отзывов» в епархиях представители клира и мирян. Это рассматривалось как свидетельство доброкачественности соответствующих записок, ибо считалось, что в силу своего положения архиереи довольно далеки от приходской жизни и церковных проблем, подлежащих реформированию. Традиционный путь епископата в те времена был таков: студент Духовной Академии принимал постриг в конце обучения и несколько лет пребывал на различных должностях (инспектор семинарии, ректор семинарии, инспектор Академии), а потом, без знания и монастырской и приходской жизни, назначался на епископскую кафедру и в итоге становился во главе епархии. Но этот взгляд не соответствовал действительности. Иерархи были хорошими администраторами, возглавляли духовные училища и семинарии, прекрасно разбирались в проблемах образования. Часть высшего духовенства происходила из вдовых священнослужителей, которые были хорошо знакомы с проблемами приходской жизни. «Отзывы» показали, что преосвященные были хорошо знакомы с проблемами, стоявшими перед Церковью в данное время. Некоторые из них не только указывали на недостатки, но и предлагали программу преобразований. Архиереи не ограничились вопросами анкеты - они значительно расширили их круг, некоторые епископы созывали специальные комиссии, консультировались у канонистов.

В отзывах исключительное внимание уделялось проблеме реформирования православного прихода. Преосвященные высказывали пожелание, чтобы приход был восстановлен как церковная община, сплоченная вокруг своего приходского храма и пастыря, одушевленная общностью духовных интересов и религиозно-нравственным взаимодействием всех ее членов. Рассуждая о приходе, архиереи обсуждали следующие вопросы: о предоставлении приходу прав юридического лица, о праве прихода распоряжаться церковными суммами и имуществом, о выборе приходами священников и лиц клира, а также об устройстве органов приходского управления. В 29 отзывах вопрос о приобретении и закреплении за приходом, а не только за храмом права на имущество решался положительно. При этом многие архиереи полагали, что приход не может простирать своей власти на церковные суммы, поступавшие по действующему тогда порядку в церковную кассу, равно и на церковное имущество, так как для этого нет канонических оснований. Поэтому полагали правильным сохранить право распоряжения церковными суммами за причтом и церковным старостой. Церковная касса не должна была смешиваться с приходской. С предоставлением приходу прав юридического лица, по мнению петербургского митрополита, имущество прихода как общества должно было быть отделено от церковного. Но большая группа архиереев (21 против 14) дала положительный ответ на вопрос о праве прихода не только контролировать, но и распоряжаться церковными суммами и имуществами (при соблюдении целого ряда ограничений и условий). С точки зрения канонов, признавалось принципиально допустимым участие мирян в управлении церковным имуществом.

Похожие диссертации на Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир