Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Томская епархия в конце XIX - начале XX века Устьянцева Оксана Николаевна

Томская епархия в конце XIX - начале XX века
<
Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века Томская епархия в конце XIX - начале XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Устьянцева Оксана Николаевна. Томская епархия в конце XIX - начале XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Кемерово, 2003.- 259 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/830-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Церковное управление и состояние Томской епархии в конце XIX - начале XX века -28 - 113

1. 1. Территориально-административное деление епархии 28 - 44

1. 2. Структура епархиального управления и самоуправления

1.3. Развитие системы православных богослужебных заве дений -73 - 90

1.4. Кадровый состав духовенства 91 - 113

Глава II. Влияние духовенства на культурную и общественную жизнь Томской губернии

2.1. Развитие миссионерства в Томской епархии 114 - 139

2. 2. Образовательная и культурно-просветительская дея тельность духовенства -140 - 166

2. 3. Церковная и монастырская благотворительность 167 - 185

Заключение 186 - 189

Список источников и литературы 190 -212

Приложения

Введение к работе

Обращение к прошлому, необходимость его понимания всегда ориентировано на решение насущных проблем настоящего. Современное состояние российского общества отличается крайней сложностью и многообразием происходящих процессов, в нём наблюдаются социальные, национальные, религиозные конфликты. В такой ситуации власть стремится заручиться поддержкой различных общественно-политических сил, и союз с Русской православной церковью рассматривается ею как один из наиболее перспективных. Сближение государства и церкви на рубеже XX - XXI вв. стало предметом острой дискуссии, развернувшейся на страницах российской периодической печати. Сторонники традиционности считают православие исторически утвердившимся признаком культурной идентичности российского народа. Приверженцы демократического устройства видят в таком подходе противоречие Конституции РФ и опасность для дальнейшего существования уже провозглашённой государством свободы совести. В качестве аргумента в споре и те, и другие используют исторический опыт России. Первые, сравнивая современное положение с ситуацией конца XIX - начала XX в., утверждают, что союз государства и религии при живой вере большинства народа делал РПЦ важным фактором исцеления больного общества. Вторые предупреждают, что власть пытается навязать народу понятие традиционности, взращиваемое на идеализируемых представлениях о прошлом. А развязка, по их мнению, может обернуться настоящей трагедией и, прежде всего, для самого русского православия. Поэтому всесторонний анализ деятельности РПЦ на рубеже XIX - XX вв. для эффективного использования исторического опыта, накопленного ею в решении проблем общества, становится чрезвычайно значимым.

С конца 80-х гг. XX в. стремительно растёт число работ, освещающих историю РПЦ, переиздаются труды дореволюционных историков, осуществляется публикация источников. Такое внимание нельзя сводить лишь к «моде». История РПЦ, несомненно, представляет огромный интерес для учёных. Но

главное, что исследования, посвященные РПЦ (разные по своему научному уровню, подходам и методикам), - это отражение тех сложных процессов, которые переживает сейчас отечественная историческая наука. Она изучает новые сюжеты и пытается найти такие методы, которые позволили бы более полно понять и объективно оценить историческое прошлое. В течение всей российской истории РПЦ являлась важнейшим институтом, во многом определявшим особенности развития общества и государства, а духовенство представляло исторически сложившийся и общественно значимый слой. Всесторонний анализ функционирования и форм деятельности РПЦ рассматривается наукой как один из возможных в этом отношении подходов. История РПЦ не только интересна, малоизученна, противоречива, её осмысление имеет большое значение в построении целостной концепции развития российского общества и государства.

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью познания принципов функционирования и методов деятельности РПЦ для современности и задачами изучения её истории в качестве фактора развития российского общества, а также как источника исторического знания, формирующего научные представления о его истории.

Объектом изучения в данной работе является РПЦ, конкретно - её крупная территориально-административная, хозяйственная, культурная единица -епархия. Предметом исследования выступает Томская епархия как одна из системных структур РПЦ, на материалах которой рассматривается развитие принципов епархиального территориально-административного деления, управления и функционирования, форм профессиональной деятельности, уровня образования и содержания православного духовенства в конце XIX - начале XX в.

Хронологические рамки исследования определяются длительностью того периода, в течение которого прослеживается формирование и эволюция новых тенденций в развитии Томской епархии, обусловленных переселенческим движением в Сибирь, активизацией образовательной, культурно-просветительской, благотворительной деятельности РПЦ в российском обществе. Нижняя граница данного периода (80-е гг. XIX в.) позволяет не только констатировать наличие и содержание новых тенденций в развитии Томской епархии, но и проследить

процесс появления, рассмотреть совокупность их последовательной эволюции. В качестве верхней границы определён 1917 г., потому что провозглашённые принципы свободы совести, отделения церкви от государства и школы от церкви привели к изменению статуса РПЦ, и этот период истории Томской епархии отражён в научной литературе1.

Территориальные рамки обусловлены исторически сложившимися границами Томской епархии. Территория Томской епархии постоянно менялась. Первоначально она состояла из двух губерний - Томской и Енисейской, но в мае 1861 г. была открыта самостоятельная Енисейская епархия. В 1871 г., в связи с открытием новой Туркестанской епархии, ей из Томской передали г. Верный с округом. В 1853 г. в Томскую епархию была включена Семипалатинская область , которая в 1895 г. отошла во вновь образованную Омскую . Только после этого границы епархии в целом совпали с пределами Томской губернии. В конце XIX - начале XX вв. территория Томской епархии составляла 793707 км2 и включала в себя территории современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Обширность этой территории оказывала существенное влияние на специфику развития епархии.

История и деятельность РПЦ традиционно привлекали внимание исследователей. Исходя из временных рамок, историографию РПЦ можно разделить на три группы: 1) досоветская; 2) советская; 3) современная (постсоветская). На каждом этапе развития историографии этой темы были наработаны свои определённые методы и подходы к изучению РПЦ. Учитывая охват территории, можно выделить работы, посвященные истории РПЦ в масштабах всего российского государства, освещающие проникновение православия и его историю на территории Сибири, а также изучающие непосредственно Томскую епархию. В силу обозначенной проблематики остановимся только на тенденциях развития общероссийской историографии, сосредоточив внимание на истории изучения РПЦ в Сибири и непосредственно Томской епархии.

1 Белоглазов МЛ. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае
(октябрь 1917 - 1925 гг.): Лвтореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1992; Коголь Т.Н. РПЦ и государство. 1917-
1927 (на материалах Западной Сибири): Лвтореф. дис.... канд. ист. наук. Томск, 1995.

2 Томские епархиальные ведомости. 1884. № 21-22. Отд. неофиц.

3 Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2129. Л. 55-56.

В отечественной историографии РПЦ второй половины XIX - начала XX в. складывается целое направление по исследованию территориально-административной единицы - епархии1. Не является исключением и Томская епархия. Все изданные в этот период работы по её истории можно разделить на две группы. В первую входят труды, посвященные в целом истории Сибири, важнейшим историческим датам, составу населения и состоянию населённых пунктов2. Представители сибирского областничества интересовались бытом, нравами и жизнью сибирских народов и через призму этого интереса рассматривали вопросы церковной политики в Сибири . Характерной чертой этих работ является взгляд на церковь как на часть государственного аппарата, критическая оценка деятельности РПЦ, особенно её политики по отношению к коренным народам Сибири и в области системы школьного обучения.

Вторую группу составляют труды, рассматривающие собственно церковную историю, их авторов по праву можно назвать представителями церковного краеведения. В условиях православного государства историками РПЦ чаще всего являлись лица, имевшие непосредственное отношение к церковной жизни. Протоиерей Тобольской епархии А.И. Сулоцкий публиковал сочинения, заметки в центральных и местных церковных журналах об известных деятелях и событиях сибирской церковной истории, которые содержат материал об истории церквей, наиболее ценных с исторической точки зрения сибирских икон, дают представления о миссионерской деятельности РПЦ в Сибири4.

1 Попов Е. Великопермская и пермская епархия (1379-1879). Пермь, 1879; Сулоцкий А.И. Тобольская
епархия. Омск, 1892; Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1.
Казань, 1897; Т. 2. Казань, 1913.

2 Завалипгап И. Описание Западной Сибири. Т. 1. М., 1862; Т. 2-3. М., 1885; Щеглов И.В. Хронологиче
ский перечень важнейших данных из истории Сибири (1032 - 1882). Иркутск, 1883; Словцов П.А. Историче
ское обозрение Сибири. СПб., 1886; Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых населенцев. Харьков,
1889.

3 Ядршщев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882; Он же. Сибирские инородцы, их быт и современное
положите. СПб., 1891; Потанин Г.Н. Алтай // Живописная Россия. Т. 2. СПб., 1884. С. 193-225; Он же. Ино
родцы Алтая // Живописная Россия. Т. 2. СПб., 1884. С. 253-273; Головачев П.М. Сибирь, люди, жизнь. М.,
1902; Он же. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1905.

4 Сулоцкий А.И. Амвросий (Келембет), архиепископ Тобольский и Сибирский // Страшгак. 1869. Ав
густ; Он же. Викарство Тобольской епархии повое и древнее, выделение из нее новых епархий. Омск, 1871; Он
же. Биография омского протоиерея СЛ. Знаменского // Иркутские епархиальные ведомости. 1877. № 29, 31-32,
36; Он же. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881; Он же. Бывший тобольский кафедральный протои
ерей П.А. Фелицьш // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 13-14.

Изучение самой истории Томской епархии представлено несколькими именами. Ревностным сторонником собирания и сохранения материалов исторического содержания был протоиерей А.А. Мисюрев1. Статьи А.А. Мисюрева, посвященные истории и памятным событиям Томской епархии, томскому духовенству и лучшим его представителям, интересным инициативам епархиальных властей и духовенства в области школьного дела и просвещения народа, регулярно печатались на страницах периодических изданий и были заметным явлением культурной жизни Томской губернии. В 1897 г. А.А. Мисюрев обоб-шил весь собранный им материал и издал отдельной книгой . Он воссоздал историю Томской епархии с момента её образования до начала 90-х гг. XIX в. Связывая периодизацию епархиальной истории напрямую с томскими архиереями, он изложил подробные биографии архиереев, что при отсутствии сохранившихся архивных материалов является ценнейшим источником информации. Автор приводит статистические данные по количеству приходов, церквей, монастырей в определённые периоды, а также описывает историю отдельных храмов.

Магистр богословия К.Н. Евтропов долгое время проходил службу по духовному ведомству, в 1878 г. перешёл на государственную и стал чиновником Томской губернской казённой палаты. Его интересовала церковная история. Главным подтверждением этому стал труд по истории Троицкого кафедрально-го собора, который он рассматривал как «лепту к трёхсотлетию г. Томска» . Несмотря на конкретный предмет исследования, он восстановил не только долгую и драматичную историю кафедрального собора, но и написал историю Томской епархии. Его книга привлекает внимание использованием большого количества архивных документов, опорой на них при анализе исторического материала, бережным отношением и вниманием к историческому факту, обилием имён и биографических справок. Уникальным в его работе является ис-

1 Мисюрев Л.Л. О необходимости помещения п неофициальной части «Томских епархиальных ведомо
стей» материалов исторического содержания. Томск, б.г.

2 Он же. Краткий историко-статистический очерк Томской епархии. Томск, 1897.

3 Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске (Постройка его с характеристикой
времени и деятелей). Томск, 1904.

пользование свидетельств очевидцев с грамотным указанием их фамилий и званий.

Доктор церковной истории, протоиерей Д.Н. Беликов рассматривал широкий круг вопросов. В рамках первоначальной истории Сибири Д.Н. Беликов описал персоналии сибирских епископов и духовных начальников, их деятельность по распространению православия в Сибири1. Используя богатый архивный материал Томского губернского управления и Томской духовной коней-стории, Д.Н. Беликов изучал сибирское старообрядчество . Он ярко представил историю раскола в РПЦ и его влияние на Сибирь, привёл численность раскольников в Томской губернии, места их расселения, быт, нравы, взаимоотношения их с местным населением, рассказал о сектантах и их распространении в Сибири, большое внимание уделял мерам борьбы с расколом на разных исторических этапах и укреплению позиций православной церкви. Книга Д.Н. Беликова «Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880)» имеет научный интерес и на современном этапе развития историографии РПЦ, и не только потому, что содержит ценнейшие данные, большая часть которых не дошла до наших дней, но и по уровню и характеру изучения исторического материала. История богослужебных заведений Томской епархии вызывала живой интерес у Беликова не только как протоиерея, но и как учёного3. Рассмотрение многолетней истории монастырей (мужского Богородице-Алексеевского, женского Христоро-ждественского в г. Томске и мужского Христорождествнского в г. Кузнецке) позволило ему раскрыть внутреннюю жизнь, быт и нравы их обитателей, подъём и падение хозяйственной деятельности, материальное благополучие и нищенское существование и сделать вывод о той роли, которую играли монастыри в освоении природных богатств Сибири, в проведении миссионерской и просветительской деятельности. Ценным является то, что Д.Н. Беликову удалось установить имена почти всех настоятелей и дать им и их деятельности

1 Беликов Д.Н. Томские старинные духовные начальники (заказчики): Исторический очерк для 300-
летнего юбилея г. Томска. Томск, 1906.

2 Ои же. Раскол в Сибири и в Томске за XVII век. Б.м. и б.г.; Он же. Старообрядческий раскол в Том
ской губернии (по судебным данным). Томск, 1894; Он же. Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по
1880). Томск, 1901; Он же. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905.

3 Ои же. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898; Он же. Старинный Свято-Троицкий собор
в г. Томске. Томск, 1900.

краткую характеристику. Научная и преподавательская работа Д.Н. Беликова -яркая страница в истории Томской епархии, а таюке науки и высшей школы Сибири1. Несмотря на то, что работы представителей официально-церковного направления носят скорее описательный характер и для них характерен идеали-зированный взгляд на РПЦ, они представляют интерес для учёных .

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. был собран богатый фактический материал и определены основные подходы в исследовании РПЦ, являющиеся актуальными и на современном этапе развития исторической науки. С одной стороны, подчёркивалось, что церковь превратилась в часть государственного аппарата, её политика, проводимая в государственном контексте, подрывала авторитет РПЦ среди паствы. С другой, сложилось мнение, что церковь достигла идеологического и экономического могущества, в результате миссионерства расширила сферу своего влияния и, используя различные формы культурно-просветительской и благотворительной работы, добилась религиозного подъёма в стране.

На первом этапе советской историографии (20-30-е гг.) история РПЦ представлена несколькими работами. В книге историка и атеиста Н.М. Никольского, которая неоднократно переиздавалась, наблюдалось абсолютное преобладание политико-идеологического фактора в подходах к исследованию истории РПЦ3. В монографии современника и идейного противника Н.М. Никольского А.В. Карташева, написанной в 30-х гг. XX в., но ставшей доступной широкому отечественному читателю лишь в 90-е гг., не было строгой социально-экономической, классовой детерминанты, история церкви рассматривалась в органической связи с историей государства, общества, народа, большое внимание уделялось личному, психологическому, нравственному фактору истории4. Взгляды Н.М. Никольского и А.В. Карташева отображают и характеризуют наличие двух тенденций в развитии историографии РПЦ в этот период. В совет-

1 Имя Д.Н. Беликова по праву занимает достойное место в списке томской профессуры. См.: Профессо
ра Томского университета: Библиографический словарь. Вьш. 1. Томск, 1996; Профессора Томского политех
нического университета: Библиографический словарь. Вьш. 1. Томск, 2000.

2 Дмитриенко Н.М. Изучение истории православной церкви в Томске (с середины XIX в. до 1917 г.)
//Труды Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея. Т. VIII. Томск, 1995.

3 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

4 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1, 2. М., 1991.

ской исторической науке будет господствовать и развиваться именно подход Н.М. Никольского: тематика советских исследований 20-30-х гг. по истории РПЦ была весьма специфична и отвечала скорее государственному заказу, а не научным интересам1.

Вопросы истории Томской епархии изучались крайне мало, преимущественно в масштабах всей Сибири. Работа А. Долотова содержала сведения по истории православия, церковного и монастырского строительства в Сибири в XVI в. - 20-х гг. XX в. Однако она преследовала ярко выраженную атеистическую и пропагандистскую цель, сформулированную в лозунге, помещённом на обложке книги: «Борьба против религии - борьба за социализм». Церковь рассматривалась как сила враждебная пролетарскому государству, подчёркивалось лишь негативное влияние деятельности православной церкви2. Несомненно, такое отношение историков к изучению РПЦ связано с развёртыванием антирелигиозной политики советским государством, когда историки были лишены серьёзной источниковой базы и оказались заложниками идеологических кампаний.

История РПЦ не получила должного распространения и развития и вплоть до конца 60-х гг. изучалась сибирскими историками только в контексте других проблем. В рамках заселения Сибири, например, рассматривается тема церковного землевладения3. М.М. Громыко касается вопроса отношения крестьян к РПЦ4. В фундаментальном издании «История Сибири» не выделено отдельных разделов по истории церкви, а деятельность церкви рассматривается с вопросами переселения и трактуется как средство «обрусения инородцев»5.

С конца 60-х гг. отмечается интенсификация изучения истории РПЦ, так как игнорирование этого вопроса привело к одностороннему освещению процесса развития российского государства. В 1968 г. актуально прозвучала мысль

1 Айнзафт С. Зубатовщина и гапоновщина. М., 1925; Горев М. Гапон и 9-е января. Исторический очерк.
М., 1926; Кандидов Б.П. Церковь и 1905 г. Тамбов, 1926; Буркин II Монастыри России. Их эксплуататорская и
контрреволюционная роль. М., 1931.

2 Долотов Л. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930.

3 Шунков В.И. Очерки по истории колонизации Сибири. М.; Л., 1946; Он же. Очерки по истории земле
делия Сибири. М, 1956.

4 Громыко ММ. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965.

5 История Сибири. Т. 3. Л., 1968. С. 425.

А.Н. Сахарова о невозможности создать глубоко разработанную историю России без обращения к изучению истории РПЦ1. Появление работы обобщающего характера по истории РПЦ являлось показателем возобновления интереса историков к РПЦ2. Наряду со статьями, традиционно освещающими политические аспекты истории и деятельности РПЦ в Сибири , публикуются работы, рассматривающие новые сюжеты. Изучая население, учёные обратили внимание, что храмы и приходы в Сибири были расположены реже, чем в Европейской части, и это повлияло на уровень религиозности сибиряков, устойчивость языческих элементов и широкое распространение сектантства, привело к складыванию «народного варианта православия»4. При освещении миссионерской деятельности РПЦ была сделана попытка отойти от сложившегося стереотипа5 и обратить внимание на мирный характер миссионерства6. Советские исследователи подошли к пониманию сложности изучаемой проблемы. С одной стороны, миссионерство являлось составной частью РПЦ и выполняло заказ царского правительства по христианизации сибирских народов, следовательно, имело не только религиозное, но государственное и политическое значение, было частью колониальной русификаторской политики царской России. С другой, миссионеры проводили культурно-просветительскую и благотворительную работу среди инородцев. Д.Е. Мануйлова сделала попытку пересмотреть тезис о пол-

1 Сахаров А.Н. К изучению истории русской церкви // Вопросы истории. 1968. № 6.

2 Религия и церковь в истории России. М, 1975.

3 Шамаро Л. У карты «Искры». Семинарский бунт // Паука и религия. 1973. № 9; Жданова Е. Камчат
ское православное братство (1910-1917 гг.) // Наука и религия. 1973. № 4; Парняков II.Ф. Судьба «красного»
священника. Воспоминания о революционной деятельности иркутского священника Ф.А. Парнякова (конец
XIX — 1921 г.) // Наука и религия. 1977. № 2. Машков В.И. Религиозные настроения сибирского крестьянства в
годы Первой мировой войны // Студент и Hill: материалы Всесоюзной научной студенческой конференции.
Новосибирск, 1978; Нсйтмап М.Л. К контррсволюциошюй деятельности церкви в Забайкалье в годы первой
русской революции // Вопросы истории Сибири. Томск, 1979.

4 Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Покровский Н.Н Материалы из исто
рии магических верований сибиряков XVII - XVIII вв. // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства
XVII - начала XX в. Новосибирск, 1975; Островская Л.В. Некоторые замечания о характере крестьянской рели
гиозности (на материалах пореформенной Сибири) // Крестьянство Сибири XVIII - начала XX в. (Классовая
борьба, общественное сознание и культура). Новосибирск, 1975; Она же. Прошения в консисторию и Синод как
источішк для изучения социальной психологии крестьянства пореформенной Сибири // Источники по культуре
и классовой борьбе феодального периода (Археография и источішковедение Сибири) Новосибирск, 1982; Она
же. Христианство в понимании русских крестьян пореформенной Сибири (народный вариант православия) //
Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII — начало XX в.). Новосибирск, 1983; Она же.
Источники для изучеїшя отношения сибирских крестьян к исповеди (1861 — 1904 гг.) // Исследования по исто
рии общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984.

5 Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа Коми. М., 1978; Шибаева Ю.А. Влияние христиани
зации на религиозные верования хакасов // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979.

6 Миненко ILA. Северо-западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX века. Историко-
этнографический очерк. Новосибирск, 1975.

ном огосударствлении церкви и превращении её служителей в государственных чиновников1. Она анализирует РПЦ как социальный институт, который так никогда и не утратил в полной мере своей обособленности от государства, а духовенство, несмотря на попытки придания ему бюрократических функций и устранения его зависимости от паствы через систему назначений и оплаты, не превратилось окончательно в действительных государственных чиновников.

В целом, на этом этапе произошло значительное расширение тематики исследований истории РПЦ, был введён в научный оборот значительный комплекс архивных источников, появились обобщающие труды, интересные монографии по новым проблемам. Эти исследования и намеченные ими направления подготовили почву для последующего периода развития историографии РПЦ. Однако появившееся в 20-30-х гг. преобладание политико-идеологического фактора в оценке роли и значения РПЦ для истории России и русского народа утвердилось окончательно.

С конца 80-х гг. XX в. начинается новый этап в развитии историографии РПЦ. Всплеск интереса к истории РПЦ был связан с несколькими факторами. Во-первых, общая демократизация российского общества и смена отношения государства к религии. Во-вторых, недостаточное внимание и рассмотрение истории РПЦ на предыдущих этапах развития историографии. В-третьих, немаловажную роль сыграли юбилейные даты. В 1988 г. наша страна широко отмечала тысячелетие крещения Руси, а в 2000 г. мир праздновал две тысячи лет рождения Христова. В этот период делается попытка отойти от абсолютного преобладания политико-идеологического фактора в оценке роли и значении РПЦ для истории России и русского народа2. Актуальным было обозначение перечня проблем в изучении истории РПЦ3. Появляются работы обобщающего характе-

1 Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1978.

2 Регельсон Л. Церковь в истории России // Путь православия. 1993. № 2; Малягии В. Православие и
Россия // Юность. 1994. № 3; Волчек В.А. РПЦ как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура
как фактор социального развития региона. Тез. докл. и сообщ. межрегион, науч.-практ. конф. Кемерово, 1996.

3 Римский СВ. Проблемы изучения истории РПЦ XIX столетия // Вопросы теории и методологии исто
рии. Майкоп, 1995. Вып. 1; Волчек В.Л. К вопросу о дальнейшем исследовании истории церкви в Западной Си
бири // Актуальные проблемы региональной лингвистики и истории Сибири. Кемерово, 1992.

pa1, сборники статей2, авторы которых видят главную цель не только в обобщении накопленного материала, но, прежде всего, в сосредоточении внимания на разработке подходов к исследованию истории церкви для дальнейшего систематического её изучения. Составляются справочники архивных материалов по истории РПЦ . Становятся доступными для широкого отечественного читателя труды представителей эмиграции4. Возобновился интерес к региональной истории РПЦ, к воссозданию картины развития отдельных епархий5.

В освещении истории РПЦ на территории Сибири происходит поиск новых тем, вопросов и сюжетов. Историки обратились к рассмотрению особенностей территориально-административного деления РПЦ в Сибири, жизни низового звена РПЦ - сибирской приходской общины и приходского духовенства6, монастырей . Изучается целый комплекс проблем, связанных с политикой царизма и церковной администрации в отношении коренного населения Сибири8, появилась тенденция к объективной оценке миссионерской деятельности РПЦ в Сибири с учётом её задач и общеполитической ситуации в стране9. Изучение миссионерской политики РПЦ осуществляется в комплексе с переселенческим движением, участием духовенства в хозяйственном освоении и культурном развитии Сибири10, подчёркивается, что актуализация проблем православного

1 Русская Православная Церковь. 988-1988 гг.: Очерки истории. М., 1988; Русское православие: вехи
истории. М., 1989.

2 Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989; Христианство в истории
и культуре России. К 1000-летию принятия христианства. Новосибирск, 1991.

3 История РПЦ: В документах региональных архивов России: Агают. справочник - указатель. М, 1993.

4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Он же. Православная церковь в
истории Руси, России и СССР. М., 1996; Смолич И.К. История Русской церкви. Т. 8. М., 1996.

5 250 лет Санкт-Петербургской епархии, 1742-1992. СПб., 1992; Очерки истории Сшпсг-Пстсрбургской
епархии. СПб., 1994; Наумова О.Е. Иркутская епархия в XVIII - первой половине XIX в. Иркутск, 1996; Абра
мов НА. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998; Дубаков А.В. Астраханская епархия в
XVII - XVIII вв.: Авторсф. дне. ... канд. ист. наук. Волгоград, 1998; Дворжанский А.И. История Пензенской
епархии. Пенза, 1999; Мизь Н.Г., Буяков A.M. Вековой юбилей: К 100-летию епархии (Владивостокская и При
морская епархия). Владивосток, 1999; Якунин В.Н История Самарской епархии в портретах сё архиереев.
Тольятти, 1999; Лавринов В. Екатеринбургская епархия. События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001.

6 Зольникова НД. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.

7 Щербин С.Н История монастырей Тобольской епархии во второй половине XVIII — начале XX вв.
Опыт социокультурного исследовагаш: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2001.

8 Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX — начало XX в.). Иркутск, 1986;
Садовой А.Н Территориальная община Горного Алтая и Шории (Конец XIX - начало XX вв.). Кемерово, 1992.

9 Глубокая С.Г. Идеалы, задачи, проблемы русского православного миссионерства в коїще XIX — нача
ле XX вв. // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово, 1996; Мавлю-
това Г.Ш. Миссионерская деятельность РПЦ в Северо-западной Сибири в XIX - начале XX века: Автореф. дис.
... канд. ист. наук. Тюмень, 1999.

10 Батурина T.B. РПЦ и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже ХІХ-ХХ вв.: Автореф. дис. ...
канд. ист. наук. Новосибирск, 1999.

просвещения была связана с экспансией других религий в Азию, особенно католичества и протестантизма1. Уделяется внимание культурной и просветительской работе РПЦ, организации и функционированию, месту и роли церков-но-приходских школ и духовных учебных заведений в системе народного образования и просвещения в России2. В связи с возрождением церковного строительства появился интерес к истории сибирских богослужебных заведений, исследованиям по специфике их названий3, государственной политике в области церковного строительства4. Целый ряд статей посвящен переводческой и издательской работе РПЦ5. Наметились новые подходы к изучению менталитета сибиряка, основу которого составляло православие6.

На страницах периодической печати начали регулярно печататься статьи об истории строительства и возникновения отдельных церквей на территории Сибири , жизни и служении видных церковных деятелей .

1 Черная М.П. Роль христианизации в русской колонизации (XVII-XIX вв.) // Американский и Сибир
ский фронтир. Мат-лы междунар. науч. конф. Томск, 1997.

2 Зверева К.Е. Просвещение крестьянства Сибири в конце XIX — начале XX вв.: Дис. канд. ист. наук.
Новосибирск, 1988.

3 Резун Д.Я. О названиях русских церквей Западной Сибири в XVIII в. // Памятники быта и хозяйствен
ное освоешіе Сибири. Новосибирск, 1989; Пугачёва М.Н. Из истории памятсшков культовой архитектуры Тар-
ского уезда // Таре - 400 лет. Ч. 1. Омск, 1994.

4 Рсмнёв А.В. Правительственный взгляд на церковное и школьное строительство в зоне Сибирской
железной дороги на рубеже XIX — XX веков // История культуры советского общества. Омск, 1990; Соловьёва
Е.И., Константинов Д.В. Деятельность фонда имени императора Александра III в церковно-школыюм строи
тельстве Сибири // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск, 1992; Батурина T.B.
Строительство церквей в переселенческих посёлках Сибири в коїще XIX — начале XX веков // Гуманитарные
дисциплиш,і в техническом ВУЗе: проблемы и перспективы. Тез. докл. рос. науч. конф. Рубцовск, 1996.

5 Яблоков М.С. Тобольская епархиальная печать в конце XIX - начале XX в. // Вторые Макушинские
чтеїшя. Томск, 1991; Косых В.И. Переводческая деятельность Иркутской духовной миссии в XIX в. // Книжное
дело в Сибири (конец XVIII - начало XX вв.). Новосибирск, 1991; Пайчадзе С.А. Издательская деятельность
РПЦ на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX вв. // Книга в меняющемся міфе. М., 1992; Левякова Е.И.
Издание и распространение религиозной литературы в Сибири учреждениями православной церкви конца XIX
- начала XX в. // Третьи Макушинские чтения. Томск, 1994.

6 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991; Миненко НА. Культура русских крестьян Зауралья.
Новосибирск, 1991; Яблоков М.С. Духовная жизнь Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало XX
века): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 1999.

7 Огурцов А. Кузнецкие храмы // Кузнецкий рабочий. 1988. 20 августа; Суржик А. Первая церковь Вла
дивостока (60 - 70-е гг. XIX в.) // Красное знамя. Владивосток. 1989. 5 февраля; Лосунов А. Как строили собор //
Омская правда. 1990. 12 сентября; Думнов HL Фотография уничтожешюй Сростинской церкви // Аспект. Бийск,
1991. 25 января; Гудаева Е. Во славу застугашцы земли русской // Восточно-Сибирская правда. 1992. 23 мая;
Русанов Г. Возродится ли церковь Преображеїшя на Змеиногрской горе? О церкви Преображеїшя Господня в
Змешюгорске, уничтожешюй в 1938 г. // Алтайская правда. 1994. 7 шоля; Исупов СЮ. Первые храмы Бийска //
Круг. 1997. 5 июня; Усов М. Православные церкви Барнаула до 1917 г.: летопись // Вечерний Барнаул. 2000. 6
января и другие.

8 Аржаїтіх О. Мир всем вам ...: Слово о первом епископе Енисейском НИ. Казанцеве (1861 - 1870 гг.)
// Красноярский рабочий. 1991. 20 ноября; Воронков А. Возвращение (о жизни и деятельности архиепископа
Дальневосточной епархии И. Вениаминова) // Амурская звезда. 1992. 6 мая; Польский М. Протоиерей Иоанн
Восторгов // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 4; Зикунов В. Сибирский отец Сергий // Вечерний
Красноярск. 1994. 14 января и другие.

Неотъемлемой частью научной жизни Сибири стали конференции, которые позволяют осуществлять связь между различными сибирскими научными центрами, обобщать накопленный материал по истории сибирского православия и намечать пути дальнейшего развития историографии РПЦ1.

На этом общем историческом фоне история Томской епархии и все аспекты её деятельности привлекли пристальное внимание учёных. Идёт работа по сбору и обработке источников, издаются сборники документов2.

Исследователи обратили внимание на проблему основной структуры Томской епархии. A.M. Адаменко изучил изменение количества приходов, их сословный состав, основные обязанности прихожан, взаимоотношения духовенства с приходской общиной в XVII - начале XX в.3 На основе разнообразных источников был сделан вывод о том, что первоначально большее количество приходов располагалось в Томском уезде, но впоследствии большинство их находилось на территории Бийского, Барнаульского и Кузнецкого уездов, связав количественный рост приходов с переселением в Сибирь. A.M. Адаменко подчёркивает, что преобладали сельские приходы и деревянные церкви, расходы по строительству храмов и содержанию причта в основном ложились на прихожан. В целом, заслуга A.M. Адаменко в том, что он создал общую картину развития епархиальной приходской системы, но, лишь представляя состоя-

1 Вопросы истории РПЦ затрагивались многими конференциями разного уровня, поэтому остановимся
лишь на некоторых из них. В Тюмени проходила научная конфереіщия в 1990 г. «Религия и церковь в Сибири»
и издаётся одноимённый сборник статей (Религия и церковь в Сибири: Сборник науч. статей и докум. материа
лов. Тюмень, 1990 - 1997. Вып. 1 - 10.). В Кемеровской области проведение межрегиональных научно-
практических конферсіщий становится уже традицией. В 1995 г. проходила конференция «Православие и обра
зование: влияние на духовное развитие личности» в Новокузнецке, в 1996 «Духовная и светская культура как
фактор социального развития региона» и в 2001 «Социальная доктрина РПЦ и современное российское обще
ство» в Кемерово. Исследование РПЦ плодотворно осуществляется в Алтайском крае, в Барнауле проводились
Всероссийская научно-практическая конфереіщия «Православие, современное образование и культура» (1996
г.) и международш>ш конгресс «Жизненные силы славянства на стыке веков и мировоззрений» (2000 г.). Науч
ные форумы проходят и в Омске, там состоялись международные научные конференции в 1995 г. «Русское
православие: четыре века в Сибири» и в 2000 г. «К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилиза
ций». Также необходимо отмстить научную конференцию «Исторические судьбы православия в Сибири», про
ходившую в Иркутске с 1 поЗ октября 1997 г., которая была посвящена 200-летаю со дня рождеїшя Иннокентия
Вениаминова и 270-летию основания Иркутской епархии.

2 Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барна
ул, 1997; Из духовного наследия алтайских миссионеров / Сост. Б.И. Пивоваров. Новосибирск, 1998; Усков
И.Ю. Метрические книги приходов Кемеровской области. Кемерово, 1998; Жития Сибирских святых: Сибир
ский Патерик / Под общ. ред. Пр. Сергия, епископа Новосибирского и Бердского. Новосибирск, 1999; Святого-
рье. История республики Алтай в документах Цешра хранения Архивного фонда Алтайского края XVII - нача
ла XX веков. Горно-Алтайск, 2000.

3 Адаменко A.M. Приходы РПЦ на юге Западной Сибири в XVII - начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. на
ук. Кемерово, 1998.

ниє приходской жизни к 1914 г., он не разбирает динамику её роста в конце XIX - начале XX в., деятельность новых организационных структур по образованию приходов, созданных в результате переселенческой политики. Мы не разделяем точку зрения А.М. Адаменко о недостаточно широком распространении церковно-приходских попечительств, а также взгляд на них только как на органы при церковных старостах. В.А. Овчинников рассмотрел процессы изменения числа монашеских обителей, их внутреннего развития, определил роль и место монастырей в Томской епархии и, в частности, в епархиальной системе учебных и благотворительных заведений во второй половине XIX -начале XX вв.1 Однако В.А. Овчинников, на наш взгляд, излишне идеализирует монашество и применяемые им формы работы, принижает роль епархиального руководства в управлении монашескими обителями.

В.А. Есипова на историческом материале Томской епархии проследила влияние политики государства второй половины XIX в. на положение приходского духовенства, изучила взаимоотношения прихожан и приходского духо-венства в изменившихся условиях". Но её работа ограничивается началом 90-х гг. XIX в., не затрагивая развитие столь важного вопроса в жизни епархии в конце XIX - начале XX в. Малоизученной, исключая единичные статьи, по-прежнему остаётся история отдельных благочинии, приходов, монастырей Томской епархии3.

Легализация государством религиозной жизни привела к всплеску интереса к истории богослужебных учреждений и православных святынь. Изучение этого аспекта жизни Томской епархии представлено многочисленными статьями, которые, как правило, посвящены какой-либо одной церкви и публикуются

1 Овчинников В.А. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии
во второй половине XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2002.

2 Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и коїпрреформ второй по
ловины XIX века (на материалах Томской епархии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1996.

3 Шадрина А.С. Из истории Кузнецкого благочиния // Православие и образование: влияние на духовное
развитие личности. Новокузнецк, 1995; Богомолова А.П., Модоров Н.С. К вопросу о хозяйственно-
экономической деятельности Улалипского монастыря (конец XIX - начало XX в.) // История освоения юга Си
бири: экономика, политика, культура: Мат. межрегиональной научно-практической конференции. Бийск, 1999;
Адаменко А.М. Из истории прихода г. Мариинска // Учёные записки факультета истории и международных
отношений (памяти Зинаиды Георгиевны Карпенко). Кемерово, 2001.

не только в научных изданиях, но и в местной периодической печати , монографиями по истории храмов2, расположенных в различных уголках некогда обширной Томской епархии, изданиями с фотографиями сохранившихся храмов3, которые, несомненно, являются архитектурными памятниками и украшением современных городов. Особенностью этого направления в изучении Томской епархии является то, что в его разработке наряду с историками активное участие принимают музееведы, краеведы, культурологи, архитекторы и само духовенство. Благодаря их работе восстановлена история многих как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней церквей. Исключительная ценность этих работ ещё и в том, что они написаны на уникальных данных из местных краеведческих музеев и самих уцелевших церквей и содержат интересный фактический и фотографический материал. Однако изучение истории богослужебных учреждений Томской епархии носит единичный, региональный характер и требует обобщения.

Сохраняется устойчивый интерес к различным аспектам истории Алтайской духовной миссии (АДМ). Одной из первых работ, рассматривающей АДМ в течение практически всей её истории (1828 - 1905), является диссертация Н.Ю. Храповой4. Она показывает как АДМ, пройдя этап своего становления, стала заметным явлением политической, религиозной и культурной жизни не только Томской епархии, но и всей страны. Анализ количественного роста богослужебных учреждений, приходов, школ, служащих миссии, а также всесто-

1 Сорокин М.Е. Восставшая из праха // Разыскшшя. Кемерово, 1992; Степанская Т.М. Богоявленская
церковь города Камня-на-Оби // Алтайский сборник. Вып. 15. Барнаул, 1992; Она же. Храмы в Барнауле // Си
бирская старина. 1994. № 8; Степанская Т.М. Церковь села Лужниково (Тальменского района) как характерный
образец сибирского сельского деревянного зодчества конца XIX в. // Культурное наследие Азиатской России.
Мат. первого Сиб.-Урал. ист. конгресса. Тобольск, 1997; Новикова Л. Успенская церковь — памятник культовой
архитектуры рубежа веков (г. Бийск) // Краеведческий вестник: Лит.-пуб. альманах Бийского краеведческого
музея им. В. Бианки. 1999. № 8; Степанская Т.М. О сельском храме: на примере Михайловского района // Ми
хайловский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 1999; Мезенцев Р.В. Из истории бийских храмов //
История российской духовности. Мат. 22-ой Всерос. заочной науч. конф. СПб., 2001 и другие.

2 Кимеев В.М., Кандрапшн Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996; Криво-
носов Я.Е. Храмы Алтая. Барнаул, 1997; Маняхшіа М.Р. Православная церковь в культуре Алтая XVII - начала
XX вв.: Автореф. дис. ... канд. культур, наук. СПб., 1997; Она же. История культовой архитектуры Алтая XVIII
- начала XX вв.: историко-архитектурное наследие. Барнаул, 1999; Устинов Л. Крестный путь (история церквей
и церковно-приходских школ Парымского края в 1597 - 1953 гг.). Томск, 2001.

3 Храмы Томска: набор фотографий / Сост. Г. Скворцов. Томск, 1990; Сибирская икона (альбом). Омск,
1999; Александро-Невский собор г. Барнаула (буклет). Барнаул, 1999; Свято-Никольский храм г. Барнаула
(буклет). Барнаул, 1999.

4 Храпова НЛО. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного
освоешія Горного Алтая (1828 - 1905): Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1989.

ронний разбор их деятельности позволяет ей объективно оценить место и роль АДМ в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая. Н.Ю. Храпова является одним из лидеров изучения миссионерства и ей принадлежит целый ряд интересных работ1. Однако, на наш взгляд, концентрируя внимания на участии АДМ в государственной политике колонизации и русификации окраин России, она занижает роль другого аспекта её деятельности -христианизацию, культурно-просветительскую и благотворительную работу. Так как АДМ активно развернула свою деятельность на территории современных Алтайского края и Кемеровской области, историки этих регионов активно изучают её историю2. Раскрыта многогранная деятельность миссии, её организация, руководство и структура, борьба православия с другими религиозными верованиями, роль миссионерских школ и монастырей в процессе христианизации, а также их значение для культурного и духовного развития региона. Уделяется особое внимание подготовке миссионерских кадров, трудностям и особенностям службы миссионеров. На основе анализа обширного источникового материала исследователям удалось дать объективную оценку деятельности АДМ. Они отмечают, что наряду с колониальной русификаторской направленностью имела место культурно-просветительская и благотворительная деятельность. Но по-прежнему в истории АДМ недостаточно освещенными являются такие аспекты, как управление делами миссии Томской духовной консисторией

1 Храпова НЛО. Православное миссионерство на Алтае // Русская идея. Барнаул, 1992; Она же. О куль
турно-исторической роли Алтайской духовной миссии в освоении Горного Алтая в XIX — начале XX в. // Рус
ское православие в Сибири: история и современность. Мат. международ, научи, конф. «Русское православие:
четыре века в Сибири». Омск, 1995; Она же. К вопросу о содержании и штатах Алтайской духовной миссии во
второй половине XIX - начале ХХв. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998 и другие.

2 Садовой А.Н. Деятельность Алтайской духовной миссии, как фактор воздействия на социально-
экономическую структуру населения Горного Алтая в пореформеїтньш период // Алтай в прошлом и настоя
щем. Барнаул, 1987;Кислищ»ш В.П. Алтайская духовная миссия и её роль в колонизации Горного Алтая (60-е
гг. XIX - начало XX вв.) // Алтаііский сборник. Вып. 15. Барнаул, 1992; Он же. Алтайская духовная миссия и её
деятельность в Горном Алтае (XIX - начало XX вв.) // Вопросы географии Сибири. Вып.20. Томск, 1993;
Гончарова О.А. Алтайская духовная миссия и помощь корешюму населению Горного Алтая по сохранению
этноса // Культура Огечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1995. Вып.4; Ерошов В.В., Кимеев В.М.
Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995; Ерошов В.В. Кузнецкое
(Кондомское) отделение Алтайской духовной миссии // Проблемы охраны использования историко-
культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996; Кащоба Д.В. Алтайская духовная миссия и её культурно-
просветительская роль // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемеро
во, 1996; Он же. Благотворительная роль Алтайской духовной миссии (XIX в.) // Этнография Алтая: мат. Вто
рой научно-практ. конф. Барнаул, 1996; Он же. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения,
культуры и благотворительности. Кемерово, 1998; Расова Н.М. Миссионерская деятельность РПЦ на Алтае в
XIX - начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2002.

и меры, предпринимаемые епархиальными властями, сотрудничество миссии с гражданскими властями, эффективность работы миссии и качественное усвоение новокрещёнными православной веры. Мало изучена Киргизская духовная миссия (далее КДМ).

К.Ю. Иванов в своей диссертации затронул важные вопросы взаимоотношения старообрядцев и официальной церкви, причём не только на уровне деятельности консистории и приходских священников, но и специальных организационных институтов РПЦ: православные братства, церковные школы, единоверие. Проанализировав различные методы борьбы РПЦ со старообрядцами в Томской епархии, он сделал вывод, что эффективность их была достаточно низкой1.

Образовательная, культурно-просветительская и благотворительная деятельность духовенства Томской епархии находится на начальной стадии изучения. Отдельные статьи лишь затрагивают следующие вопросы деятельности церковно-приходских школ: количественный рост, функционирование, школьные программы и изучаемые предметы, место подобных школ в системе народного образования3, их распределение по епархии4. В рамках рассмотрения более широких проблем историки останавливались на участии духовенства в просветительских и благотворительных обществах5, трезвенническом движе-

1 Иванов К.Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири второй половины XIX — начала XX века: Дис.
... канд. ист. наук. Кемерово, 2001.

2 Волчек В.Л., Овчинников В.А. Школа в провинции // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово,
1993; Дробченко В.А. Образование в Томской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Качество образования и
паука: Тез. докл. науч.-метод. конф. (19-20 ноября 1999., Анжеро-Судженск): В 3 ч. Ч. 1. Анжеро-Судженск,
1999; Зинякова В.М. Организация духовного образования в Сибири во второй половине XIX века // Наука и
образование: Мат. 1-ой науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. Белово, 2000; Гизей Ю.Ю. Формирова
ние системы церковных школ российской империи (1884-1902 гг.) // Сборник трудов молодых учёных Кеме
ровского государственного университета, посвященный 60-летию Кемеровской области. Т. 1. Кемерово, 2002.

3 Гизей IO.IO. Место и роль церковно-приходской школы в системе начального образования Западной
Сибири (80-е гг. XIX - начало XX в.) // Студент и научно-техішческий прогресс: Мат. XXIX науч. студ. конф.
Новосибирск, 2001.

4 Артёмов Г.И. Из истории народного образования в Беловском районе // Историческое краеведение в
школе и ВУЗе. Мат. 1-ой Всерос. науч. конф. (14-15 дек.). Кемерово, 1994; Поликарпова-Ганова T.B. Становле
ния просвещешія в национальных районах России в XIX в. (На примере горного Алтая) // История российской
духовности. Мат. 22-ой Всерос. заочной науч. конф. СПб., 2001.

5 Дегальцева Е.А. Культурно-просветительские обьединеїшя Томской губернии в последней трети XIX
- начале XX вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1999.

ний1, политических организациях2, а также благотворительности в пользу РПЦ3.

Полноценное изучение истории Томской епархии невозможно без освещения деятельности самого духовенства, особенно его ярких представителей. Важным событием в изучении Томской епархии стал выход в свет биографического словаря, посвященного томским архиереям4. Он содержит исторический очерк развития Томской епархии, биографические сведения о руководителях епархии и перечень мероприятий, проведённых каждым из них. В книге помещён уникальный фотографический материал.

Таким образом, современный этап развития исторической науки характеризуется появлением работ по ранее не исследованным проблемам и попытками переосмысления и переоценки уже накопленного фактического материала, наличием различных концептуальных подходов, введением в научный оборот нового источникового материала. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, освещающих разнообразные стороны истории и развития РПЦ в рассматриваемый период как в стране в целом, так и в Сибири, несомненно, сказывается недостаток обобщающих, проблемных исследований по истории отдельных епархий, в том числе и Томской. Недостаточно полно изучены епархиальное территориально-административное деление, управление и самоуправление. Единичный и региональный характер изучения привёл к отсутствию целостного взгляда на динамику развития епархиальной системы богослужебных заведений, формы, методы и направления миссионерской, культурно-просветительской, образовательной, благотворительной деятельности духовенства. Требуют рассмотрения также вопросы, связанные с определением роли и места православного духовенства в жизни Томской губернии.

1 Афанасьев Л.Л. Митрополит Макарий (Невский) как покровитель и участник трезвеннического дви
жения 1901-1916 годов // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 2. Томск, 1994; Он же. От
чёты и уставы российских обществ трезвости 1907-1914 гг. как источник по истории шггеллигенции // Истори
ческая наука на рубеже веков: Мат-лы Всерос. конф., посвящ. 120-летиго ТГУ. Т. 2. Томск, 1999.

2 Толочко А.П. Черносотенцы в Сибири (1905 г. - февраль 1917 г.). Омск, 1999; Бузмакин Е.Л. Черносо
тенные организации в Сибири. 1905-1917 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2000.

3 Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII - XIX вв. Из истории формирования сибирской бур
жуазии. Томск, 1996.

4 Исаков С.А., Дмитриенко ИМ. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834-2002. Томск, 2002.

Целью работы является выявление тенденций и специфики развития Томской епархии в конце XIX - начале XX вв. Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

выявить основные принципы и особенности развития территориально-административного деления епархии;

проанализировать систему епархиального управления;

исследовать процесс развития системы богослужебных учреждений;

охарактеризовать кадровый состав епархиального духовенства;

рассмотреть формы, методы и направления миссионерской, образовательной, культурно-просветительской, благотворительной деятельности духовенства;

определить роль и место православного духовенства в жизни Томской губернии.

Источниковую базу исследования составляют как опубликованные, так и, неопубликованные архивные материалы. Основной источниковый материал, преимущественно впервые вводимый автором в научный оборот, был выявлен в 14 фондах пяти архивохранилищ. Наиболее полно и системно источники представлены в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Государственном архиве Томской области (ГАТО), остальные архивы дополняют их региональным аспектом.

По характеру содержащейся информации и форме её фиксирования все источники можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют законодательные и распорядительные акты центральных и местных органов управления, как светских, так и церковных: своды законов, указы и распоряжения императора, Сената, Синода, уставы, определения, распоряжения, инструкции, наставления, наказы, положения. Они практически полностью опубликованы благодаря выходу в свет трёх изданий Полного Собрания законов Российской империи и свода действующих законов (ПСЗ-І, ПСЗ-ІІ, ПСЗ-ІЇЇ, СЗ). Подавляющее большинство документов, хронологически относящихся к теме исследования, содержат последние два издания ПСЗ. Второе издание, включающее 54 тома, охватывает период с 1825 по 1881 гг., третье (33 т.) - 1881-1913.

Кроме того, законы, относящиеся к ведомству православного исповедания, регулярно публиковались в центральных и местных духовных изданиях, а также печатались отдельными сборниками. В некоторой степени этот круг опубликованных законодательных документов дополняется архивными материалами Синода (РГИА, Ф. 796), распоряжениями томского епархиального начальства, которые сосредоточены в фонде Томской духовной консистории (ГАТО, Ф. 170). Данные источники дают возможность определить общие условия развития Томской епархии, основные принципы функционирования её структур. Но при использовании этой группы источников необходимо учитывать, что они содержать идеализированную модель действительности, которая на практике могла выполняться не в полном объёме или нарушаться.

Вторая группа источников состоит из делопроизводственной документации, необходимой и обязательной в силу функционирования того или иного учреждения. В эту группу входят различные разновидности документов: протоколы, стенограммы, отчёты, доклады, переписка, реестры входящих и исходящих бумаг. По источнику происхождения делопроизводственную документацию можно разделить на следующие подгруппы: делопроизводственная документация вышестоящих организаций; губернского и епархиального уровня; обществ, братств, попечительств, комитетов; благочинии; низовых структур (приходская и монашеская община). В конце XIX — начале XX вв. отмечается быстрый количественный рост, систематизация делопроизводственной документации и широкое распространение механических способов воспроизведения. Облегчает работу повсеместное использование в этот период стандартных форм и бланков. В основном делопроизводственная документация была выявлена в фондах всех использованных архивов, но наиболее системно и полно она отложилась и сохранилась в Ф. 170 ГАТО. Отчётная документация Синода, епархии, духовных миссий, обществ, комитетов, братств, попечительств регулярно публиковалась отдельными изданиями, а выдержки - на страницах периодической печати. Эти источники позволяют определить цели, структуру и принципы функционирования самой Томской епархии, её учреждений всех уровней, состав духовенства и паствы, богослужебных учреждений, содержат комплексный, обобщён-

ный взгляд на развитие епархии. Но их использование сопряжено с определёнными трудностями. Во-первых, составление документов, особенно отчётных, производилось по принципу централизма, от низших структур к высшим, и на каждом уровне могла появляться определённая степень погрешности. Во-вторых, в документах встречаются разночтения, которые объясняются наличием описок и опечаток. В-третьих, часто нелегко проследить по документам, как возник тот или иной вопрос и чем он разрешился. Поэтому необходимо особенно тщательно отслеживать весь ход тех или иных событий и отношений, возникающих между историческими субъектами исследования. В-четвёртых, особенно актуально именно для этой группы умение исследователя отделять объективное от субъективного.

В третьей группе - статистических источниках - можно выделить светские (хозяйственно-статистические описания губернии, отдельных регионов и населённых пунктов, материалы переписей) и церковные (историко-статистическое описание Томской епархии, сведения, собираемые для епархиальных отчёта и по распоряжению Синода). Важную роль играют статистические таблицы, содержащиеся в годовых отчётах всех подразделений и уровней. Формуляры таблиц изменялись незначительно, что делает их удобными для обработки и анализа. В силу проблематики обозначенного исследования наибольшую ценность представляют справочно-информационное издание по Томской епархии1. Несмотря на те же недостатки, присущие им, как и предыдущей группе, сравнительный анализ статистических источников даёт возможность наглядно проследить динамику развития епархии.

Четвёртая группа источников - нарративные (историко-этнографические очерки2, дневники экспедиций исследователей региона3, путевые записки4, речи

1 Справочная книга по Томской епархии за 1898-1899 гг. Томск, 1900, за 1902-1903 гг. Томск, 1903, за
1909-1910 гг. Томск, 1911, за 1914 г. Томск, 1914.

2 Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Ал
тайского горного округа. Томск, 1890.

3 Сапожников В.В. По Алтаю (дневник путешествия 1895 г.). Томск, 1897.

4 Серафим, игумен. Поездка его Преосвященства, преосвященного Мефодия, епископа Томского и Ал
тайского, для обозрения церквей Томского, Каннского, Барнаульского и Бийского уездов Томской епархии. С
22 —го апреля 1913 года. Томск, 1914; Поездка преосвяшенейшего Анатолия, епископа Томского и Алтайского,
по обозрению епархии. Томск, 1915.

и проповеди1, воспоминания2, записки3 и переписка частных лиц) написаны в свободной форме и носят описательный характер. Несмотря на то, что этой группе присуща высокая степень субъективности, эти труды содержат ценный исторический материал об образовании Томской епархии, сведения о строительстве церквей и монастырей, данные о состоянии церковных миссий, создают яркую картину образа жизни населения, воссоздают атмосферу того времени.

Пятая группа источников — это периодическая печать, которая включает в себя статьи, заметки, сообщения, опубликованные самыми различными авторами в газетах и журналах. Общие условия существования епархий, материал для сравнения Томской с другими можно почерпнуть из центральных изданий РПЦ - «Церковные ведомости», «Церковный вестник», «Православный благовест-ник». Наибольшую значимость для нашего исследования имеют «Томские епархиальные ведомости» («ТЕВ»). Публикации в данном издании разбивались на три раздела. В официальной части печатались указы и распоряжения императора, Синода, епархиальных властей. В «ТЕВ» регулярно появлялась информация о новых назначениях и изменениях в составе епархиального руководства, благочинных и благочинных советов, рядового клира, старост, об открытии новых приходов в епархии, награждении духовенства и старост, особо отличившихся за заслуги по духовному ведомству, наличии вакантных мест и прочее. В неофициальной части содержались историко-статистические очерки епархии в целом и отдельных её регионов, населённых пунктов, церквей, реликвий, сообщения о работе обществ, братств, комитетов, церковно-приходских попечи-тельств, статьи, посвященные различным аспектам жизнедеятельности епархии, сообщения с мест, перепечатки из других изданий. Миссионерский отдел составлялся из отчётов АДМ, братства Св. Димитрия Ростовского, статей, посвященных истории и различным проблемам миссионерства. Уникальность и цен-

1 Макарий, архиепископ Томский и Алтайский. Полное собрание проповеднических трудов. Томск,
1910.

2 Штыгашсв И.М. Поступление и продолжения учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгаше-
ва. Казань, 1885.

3 Записки Бачатского отделения Алтайской миссии священника Сергея Ивановского за 1894 год // Пра
вославный благовестник. 1895. Т. 2. № 10, 12.

ность этого источника в том, что в нём были широко представлены различные виды источников. Поэтому нами предпринят сплошной просмотр «ТЕВ» за 1880-1917 гг. Это издание являлось печатным органом Томской епархии, в силу чего отражало официальную точку зрения. Но при взвешенном взгляде на информацию, содержащую долю субъективизма, именно это издание позволяет представить общую картину состояния епархии, проследить количественные и качественные изменения. Сведения о жизни епархии, деятельности и участии духовенства в общественной жизни региона были темами статей и в светских периодических изданиях, прежде всего газетах «Томские губернские ведомости», «Сибирская жизнь».

Таким образом, указанные группы источников содержат разнообразную информацию, каждой из них присущи свои специфические недостатки, и только комплексный подход в работе с источниковой базой, сочетание сведений, содержащихся в разных источниках, позволило воссоздать общую картину процесса развития епархии.

Методологической основой диссертации выступает диалектический метод, требующий рассмотрения любого объекта познания как саморазвивающегося, взаимосвязанного целого, исследования явлений во всём их многообразии, разносторонности, разделения единого целого на составляющие компоненты в сочетании с всесторонним изучением их. Использование диалектики базируется на соблюдение основных принципов исторического исследования:

историзма, предполагающий изучение исторических явлений в общем контексте исторического процесса, при соблюдении логики их внутреннего развития;

объективности, опирающегося на всестороннее изучение источниковых данных, на основании которых только и возможны выводы;

обобщения и типизации исторических явлений;

единства и взаимосвязи общего и особенного при рассмотрении исторических явлений;

перехода количественных изменений в качественные.

Одновременно с диалектикой, являющейся основой формационной концепции, в работе используются приёмы цивилизационной теории, которая обращает внимание прежде всего на особенности, уникальность того или иного явления, предполагает рассмотрение истории на национальном, мировоззренческом уровне. Цивилизационный подход строится на территориальной локализации.

Изучение темы с позиций современного состояния российского общества диктует активное использование историко-ретроспективного и историко-ситуационного подходов. Первый предполагает обзор и осмысление событий современности под углом зрения прошлого, обращение к нему как к возможности выявления истоков явлений, присущих настоящему. Второй изучает конкретную ситуацию как частное проявление черт того или иного явления, требует привлечение знаний о современной ситуации для реконструкции прошлого.

Для реализации возможностей означенных философско-исторических и концептуальных подходов автор использовал как общенаучные, так и специальные исторические методы научного познания. Степень изученности и постановка проблемы определили использование метода структурно-функционального анализа. На первом этапе реконструируется предмет исследования, раскрываются основные его принципы существования: организационные, управленческие, кадровые. На втором этапе изучается деятельность и участие духовенства в общественной жизни: миссионерская, культурно-просветительская и образовательная, благотворительная функции. Причём предполагается, что все эти явления рассматриваются в динамике, с учётом постоянно меняющихся условий внешней среды.

Применение исторического метода позволило проследить динамику развития процессов, происходивших в Томской епархии в конце XIX - начале XX в., а логического - проанализировать конкретные явления, наличествующие в этот период, определить их внутреннюю суть, установить логические цепочки взаимосвязей между ними и рассмотреть развитие епархии как единого целого.

Обращение к методу продвижения от конкретного к абстрактному и наоборот позволило выявить общие закономерности процесса развитая епархии и

проверить их приложение к конкретным явлениям. Благодаря сочетанию с ис-торико-сравнительным методом удалось, с одной стороны, выявить общие, типичные тенденции развития в конце XIX - начале XX в. не только сибирских, но и епархий РПЦ в целом, а с другой, констатировать специфику функционирования Томской епархии.

Большая масса собранных автором диссертации цифровых данных обусловили применение историко-статистического метода, который позволил обобщить информацию в виде таблиц, наглядно отражающих основные характеристики развития епархии. При работе с различными количественными данными автор упорядочил все единицы измерения в соответствии с современными стандартами. Количественный анализ массовых источников осуществлялся посредством компьютерной программы обработки электронных таблиц Microsoft Excel 2QQ0.

Научная новизна заключается в постановке проблемы, так как задача системного рассмотрения Томской епархии в конце XIX - начале XX вв. как предмета изучения ещё не ставилась в исторических исследованиях. Отсутствуют обобщающие работы по указанной теме. На основе широкого круга источников, преимущественно ранее не включавшихся в научный оборот, прослежена специфика развития епархии, выявлены особенности и тенденции функционирования, управления, территориально-административного деления. Полученные результаты анализа различных аспектов деятельности православного духовенства позволили определить его роль и место в жизни Томской губернии.

Томская епархия рассматривается не изолировано, а в контексте общего развития РПЦ. Делаются сравнения с другими епархиями, что привело к выявлению её характерных особенностей.

Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы, положения и выводы могут быть полезны для совершенствования работы современных структур РПЦ, а также использованы при написании обобщающих трудов по истории РПЦ Сибири, в общих и специальных курсах по отечественной и региональной истории, в краеведческой работе.

Территориально-административное деление епархии

Крупной единицей территориально-административного деления православной России являлась епархия, представлявшая собой церковно-административный округ, объединяющий приходы, храмы и монастыри данной территории. Границы епархий определялись Синодом с учётом территориально-административного деления государства. В конце XIX - начале XX в. наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества епархий за счёт деления уже существующих. Если в 1880 г. насчитывалось 59 епархий, то в 1914 г. их число возросло до 68.

Томская епархия состояла из благочинных округов, объединяющих группу приходов и храмов по территориальному признаку, границы которых определялись епархиальным архиереем совместно с епархиальным советом. Каждому благочинию присваивалось чёткое название или порядковый номер.

Согласно «Уставу духовных консисторий» в благочинном округе могло состоять от 10 до 30 причтов (ст. 65), что касается монастырей, то здесь первое место уделялось фактору способности ими управлять (ст. 64)1. Средняя норма причтов в благочинии для европейских епархий составляла 25-35". В Томской епархии их количество было разным. Соотношение наименьшего и наибольше го числа причтов в благочиниях было следующим3:

1883 г. 1 - благочиние № 9; 23 - благочиние № 24;

1894 г. 3 - благочиние № 9; 26 - благочиние № 25;

1899 г. 3 - благочиние № 9; 23 - благочиние № 26;

В епархии наблюдался огромный разрыв между наименьшим и наибольшим количеством приходов в благочиниях. Причины этого явления были следующие. Во-первых, большие расстояния между приходскими общинами не позволяли сформировать их примерно в равном количестве в благочиниях, как в европейских епархиях. Удалённость отдельного прихода от резиденции благочинного простиралось от 1 до 480 км, но было немало благочинии, пространство которых было значительно больше (№ 8, 20). На осмотр подведомственной территории благочинные Томской епархии затрачивали от 2 до 4 недель. Во-вторых, в Томской епархии имелись серьёзные природные препятствия в сообщении между населёнными пунктами. Реки Томь, Обь, Кеть, Иня, Бия, Катунь и болота зачастую надолго прерывали связь. В этом отношении показательным являлось благочиние № 6, состоящее из населённых пунктов Нарымского края, в котором была затруднена связь как между приходами, так и с епархиальными властями. Поступление информации из этого благочиния иногда задерживалось сроком до одного года.

Развитие миссионерства в Томской епархии

Принципы миссионерской деятельности христианской церкви (от латинского missio - посылка, поручение) были заложены в христианской идее универсального спасения и базировались на словах Христа: «Так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»1. В традиционном понимании она трактовалась как проповедь христианских идей среди населения, исповедующего другую веру. РПЦ с самого начала своего существования традиционно осуществляла миссионерскую политику. Земли, присоединяемые к территории русского государства, автоматически попадали в сферу деятельности РПЦ. Но если до конца XVII в. миссионерство не входило в круг первоочередных задач государства, то с начала XVIII в. миссионерская деятельность стала активизироваться уже не только самой РПЦ, но и государством. В начале XIX в., с организацией специальных учреждений для внедрения в сферу иноверцев веры Христовой - духовных миссий, миссионерство РПЦ принимает планомерный и организованный характер. В 1865 г. в Москве открывается Всероссийское Православное Миссионерское общество, которое было распущено из-за конфронтации представителей торгового капитала, в лице барнаульского купца Малькова, и духовенства . Но уже в 1870 г. было открыто новое Православное Миссионерское общество, где воплотилась идея сотрудничества духовенства и общественности в процессе миссионерства. Членство в обществе для священнослужителей было обязательным. Для желающих поступить годичный взнос составлял 3 рубля. С 1888 г. совет общества стал рассылать особые подписные листы. В этом же 1888 г. доходы общества на нужды миссий составили 90687 руб., причём более половины принесла Москва1. В начале XX в. оно превратилось в крупную организацию. На 1909 г. общество имело 56 епархиаль-ных комитетов и капитал в 1286512 руб. 60 коп.

Своеобразие и содержание миссионерской деятельности в Томской епархии диктовалось исторически слолсившимся составом населения. В пределах епархии пролсивали представители коренных сибирских народов, которые придерживались традиционных языческих верований, а также переселившееся сюда и осевшее русское православное население. Бегство из европейских районов и вынулсденные переселения по царским приказам привели к наличию большого количества старообрядцев. Среди населения Семипалатинской области получило распространение мусульманство. Это обстоятельство породило несколько направлений миссионерской деятельности духовенства Томской епархии.

Организацию и координацию миссионерской деятельности среди коренных сибирских народов, аккумуляцию денелшых средств осуществлял Томский комитет Православного Миссионерского общества, созданный в 1870 г. На 1887 г. в его составе числился 231 человек. Подавляющее большинство принадлежало к духовному сословию (139), остальные места равномерно были распределены между чиновничеством, купечеством, мещанством и крестьянством3. В 1904 г. комитет насчитывал 2504 членов, в 1905 г. - 2805. Финансы этой организации складывались из различных источников: членские взносы, а также сбор средств членами комитета по подписным листам и установленный Синодом в неделю православия, а с 20.02.1908 согласно определению Синода в течение всей первой седмицы Великого поста, в специальные крулжи на распространение православия среди язычников, частные полсертвования и проценты с капитала.

Образовательная и культурно-просветительская дея тельность духовенства

В конце XIX - начале XX в. социально-экономическое развитие России поставило вопрос о необходимости всеобщей грамотности, повышения культурного уровня российского общества в целом. Государство обращает пристальное внимание на низкий уровень распространения знаний в стране и провозглашает политику народного образования и просвещения. РПЦ рассматривалась им как одна из структур, способных вести образовательную и просветительскую деятельность. Основными формами работы РПЦ в этом направлении стали: создание системы школ, организация просветительских и религиозно-нравственных лекториев и бесед, формирование разветвлённой сети библиотек и народных читален, учреждение обществ трезвости, а также сбор и сохранение историко-культурных ценностей и материалов.

К 1917 г. начальное образование в России было представлено разными типами школ. Немаловажную роль играли школы православного духовного ведомства. Их быстрый количественный рост в конце XIX - начале XX в. был связан с утверждением «Правил о церковно-приходских школах» (13 июня 1884 г.)1 и изданием указа от 12 июля 1884 г., где говорилось о поддержке и сохранении уже существующих, а также создании по возможности новых". Эти школы должны были организовываться в населённых пунктах с приходскими церквями при активном содействии самих прихожан. В 1891 г. под контроль Св. Синода были переданы школы грамоты, которые создавались в малонаселённых поселениях. В середине 90-х гг. XIX в. государство начинает осуществление программы создания второклассных школ с целью подготовки учительских кадров для школ православного духовного ведомства. Эти шаги правительства оформили школьную систему православного духовного ведомства и свидетельствовали о рассмотрении церковных школ как части государственной политики, направленной на ликвидацию безграмотности населения. Первойступенью была школа грамоты, обучение в которой длилось 1 год, далее следовали одноклассная (2 года) и двухклассная (3-4 года) церковно-приходские школы, продолжить обучение и получить профессию можно было во второклассных и церковно-учительских школах. В 1903 г. были введены новые программы, продлившие срок обучения на всех уровнях на один год.

В Томской епархии до начала этой реформы насчитывалось всего 17 хорошо работающих церковно-приходских школ: 7 в благочинии № 25, 6 в благочинии № 24, 2 в благочинии № 7 (2 отделение), по 1 в благочиниях № 15 и 21 \ Означенные учебные заведения располагались на юге Томского, в Барнаульском и Бийском уездах.

Со второй половины 80-х гг. XIX в. открытие и забота о церковноприходских школах становятся постоянным и значимым направлением в работе управления Томской епархии. В конце 1884 г. был создан Томский епархиаль-ный училищный совет, первое заседание которого состоялось 31.12.1884 . Совет являлся совещательным органом при архиерее и осуществлял организационную, финансово-хозяйственную, методическую и кадровую работу учебных заведений духовного ведомства. В его состав входили на правах обязательных постоянных членов по должности: ректор томской духовной семинарии, директор и штатный смотритель училищ Томской губернии, председатель Общества попечения о начальном образовании и представители от духовенства. Совет имел свои отделения во всех районах епархии: Томское, Мариинское, Каннское, Барнаульское, Бийское, Кузнецкое и Змеиногорское, а также располагал штатом уездных и окружных наблюдателей за школами.

На заседании 23 октября 1886 г. ТДК обсуждала вопрос о мерах, призванных активизировать создание сети учебных заведений. Были отпечатаны и разосланы за счёт средств епархии по церквям «Правила о церковно-приходских школах» и программы предметов, преподаваемых в школах.

Похожие диссертации на Томская епархия в конце XIX - начале XX века