Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия Евтушенко Марина Маевна

Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия
<
Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евтушенко Марина Маевна. Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Санкт-Петербург, 2007 236 с. РГБ ОД, 61:07-7/612

Введение к работе

Актуальность темы определяется выдающейся ролью творческой и научной деятельности академика исторической живописи Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892) в процессе формирования «художественной археологии» в России, становления русской реставрационной школы и реформ в области иконного дела в середине XIX столетия. Мастер участвовал практически во всех наиболее значимых проектах, проводимых под эгидой императора Николая I, связанных с фиксацией, сохранением и изучением древнерусского наследия. Он являлся главным иллюстратором почти всех выходящих в свет изданий по археологии. Его многотомный труд «Древности Российского государства» перевернул отношение в обществе к национальным корням и помог по-новому оценить историю, искусство и культуру Древней Руси. Уже в конце XIX столетия заслуги Солнцева подверглись забвению, и лишь с 1970-х гг. его имя опять стало встречаться в научных публикациях, посвященных изучению средневековой русской архитектуры, формированию археологической науки, в Каталогах выставок, а также в трудах, посвященных историзму. Однако до настоящего времени не было ни одного обстоятельного монографического исследования об ученом.

Новизна работы заключается в том, что впервые имя Ф.Г.Солнцева заявлено как тема самостоятельного исследования. Это первая попытка обобщить в историческом и биографическом аспекте сведения о мастере, акцентируя внимание на тех этапах его деятельности, которые были связаны с охранительной, национально-религиозной и культурной политикой, выраженной триадой С.С.Уварова «Православие. Самодержавие. Народность».

Хронологические рамки исследования охватывают период преимущественно с 1824 по 1892 гг., когда Ф.Г.Солнцев наиболее плодотворно трудился.

Основной целью диссертации является освещения мало изученных или совсем не отраженных в научной литературе сторон профессиональной

1 Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя Императора Николая І. М., 1846—1853 гг. 12 томов в 6 книгах, с позднейшими дополнениями. Рисунки, посвященные фрескам собора Святой Софии в Киеве вышли отдельно в I—IV выпусках «Древностей Российского государства» (1871—1887).

деятельности Ф.Г.Солнцева, связанных с археологией и реставрацией, а также с реформами в области иконописного образования в середине XIX в. Исходя из этого, в работе поставлены следующие задачи:

~ Собрать, систематизировать, обобщить, проанализировать и ввести в научный оборот имеющийся фактический и теоретический материал, освещающий творческую биографию Ф.Г.Солнцева, который связан с его археологическими трудами, просветительской и реставрационной деятельностью, а также работами, созданными им по заказам Св. Синода; ~ Определить степень участия Солнцева в проектах, связанных с сохранением, изучением, восстановлением и реставрацией памятников средневекового русского зодчества, декоративно-прикладного искусства и фресковой живописи; ~ Восстановить основные этапы формирования класса иконописи при Санкт-Петербургской православной духовной семинарии; выявить цели и задачи, стоящие перед его создателями; определить роль Солнцева в деле руководства классом;

~ Исследовать вклад мастера в дело восстановления православных церквей на территории Западных губерний Российской империи в середине XIX в.

Метод исследования комплексный. К работе привлечены материалы архивов и запасников музеев Москвы и Санкт-Петербурга (дневники, рукописи, переписка, официальные постановления, послужные списки и списки наград, и др.); статьи, включенные в сборники периодической печати XIX в.; мемуары самого мастера; некрологи, посвященные его памяти; тезисы научных конференций, а также исследования и монографии XX столетия. Начало каждой главы предваряют сведения общего характера, т.к. достижения мастера нельзя рассматривать вне исторической эпохи. Однако произведения, посвященные общим вопросам истории, затрагиваются в работе лишь попутно, в той мере, в какой это необходимо автору диссертации для выяснения проблем, связанных с наследием Ф.Г.Солнцева. Рисунки самого художника привлекаются к работе по мере необходимости как иллюстративный материал.

Практическая значимость работы. Разработанные в диссертации основные положения и выводы могут быть использованы в курсах лекций по истории, истории археологии и истории искусств, а также при организации выставок и в практической деятельности художников. Обнаруженные в архивах и запасниках музеев рисунки мастера, созданные им с натуры с памятников средневекового

русского зодчества, могут быть использованы в настоящее время при реставрации этих памятников, т.к. достоверность и скрупулезность рисунков Солнцева могут оказать в этой связи неоценимую услугу.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, трех тематических глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения (куда вошли документы не включенные в основной текст), списка источников и использованной литературы, а также иллюстрации.

Похожие диссертации на Академик Ф. Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия