Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании Камолов, Усмонали Нусратович

Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании
<
Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камолов, Усмонали Нусратович. Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Камолов Усмонали Нусратович; [Место защиты: Ин-т философии и права АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2010.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/93

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Наджмуддин Рази - видный представитель суфизма XIII столетия, уделял особое внимание проблемам бытия и познания, считая что целью мироздания, сотворения является человек. Целью создания человека, в соответствии с учением суфизма вообще, и в учении Наджмудцина Рази в частности, является самопознание человека и познание Бога. Без самопознания/как он считает, не только невозможно ориентироваться: человеку на жизненном пути, в жизненных проблемах, но и трудно отличить его самого от животного, так как последний не познает смысл своего существования. Именно самопознанию подчинена вся онтологическая система мыслителя, и самопознание как конечная цель выдвигает человека к совершенству.. С одной стороны познание придает человеку смысл человечности, выражает его стремление к достижению истины, а с другой - самопознание совершенствует человека до уровня божества. Эти идеи освещаются мыслителем в контексте анализа проблем бытия и познания.

В учении Наджмудцина Рази человек находится в центре не только всего божественного творения, как сущность бытия. Рази учит нас не терять эту сущность, умножая при этом человеческие ценности, правильно использовать свои духовные возможности и всегда, не теряя надежду, бороться ради полноценной и совершенной жизни.

Актуальность исследуемой темы вытекает из ее практического значения для выявления духовных процессов, происходящих в современном таджикском обществе. Назад к источникам, выявление истинного смысла духовного наследия прошлого, особенно анализ учений ярких представителей философии и суфизма, которые имеют собственную систему мировоззрений, коим является Наджмуддин Рази, придаёт настоящей работе еще большую актуальность.

В центре учения Наджмудцина Рази - великая творческая и сози-дательская сила человека и религиозный гуманизм, а последний, в свою очередь, всегда и во все времена, независимо от социально-политических изменений и государственного строя^ останется актуальным и современным. Выявление универсальных моральных ценностей в учении Наджмудцина Рази нам представляется важным и вполне современным. Без ориентации на духовное совершенство и жизненно важные моральные ценности невозможно нравственное совершенство человека. Анализ его творчества свидетельствует о том, что он при решении многих вопросов, как онтологического, так и гносеологического характера, выходя за рамки ашаритского учения, прибегает к философскому осмыслению вопросов бытия и познания. : - '

з" '

После приобретения национальной независимости современное общество ориентируется именно на подобные теоретико-познавательные концепции возрождения духовных ценностей. Ибо утверждение общечеловеческих, мировоззренческих и национальных ценностей, их гармония способствуют нравственному воспитанию, духовному очищению и внутреннему совершенству человека.

Другим аспектом актуальности изучения учения Наджмуддина Рази является то, что для достижения путником истины и совершенства ему необходимо приобрести целый ряд моральных качеств, в результате чего происходит «изменение поведения», т.е. отчуждение от противных человеку негативных качеств и освоение положительных, прекрасных общечеловеческих норм морали. Между тем, исследование, учения Наджмуддина Рази, его вклад в разработку основных морально-этических и мистико-философских воззрений как духовной ценности не только помогло бы правильно расставить акценты в исторической оценке его учения, но и способствовало бы раскрытию сути учения и его влияния через средневековье на современные общественно-политические и культурные явления.

Степень научной разработанности проблемы. Первые исторические сведения о Наджмуддине Рази и его сочинениях мы находим в «На-фахот-ул-унс» Абдуррахмана Джами, где он дает краткую характеристику жизни и наследия мыслителя. Почти все последующие биографы ссылаются на сведения «Нафахот-ул-уноьа, ничего существенного не прибавляя.

Современные иранские исследователи Такий Тафзили и Муджтабии Минави во введении к книге Наджмуддина Рази «Ишк ва акл» («Любовь и разум»)1 дают весьма краткую характеристику жизни и творчества Наджмуддина Рази. Однако более подробные сведения биографического характера приводятся во введении Мухаммада Амина Раёхи к книге Наджмуддина Рази «Мирсод-ул-ибод»2 («Истинный путь последователей тариката от начала до возвышения их души»). Опираясь на доступные первоисточники, он скрупулезно и детально рассматривает жизнедеятельность мыслителя и подвергает анализу некоторые аспекты сочинения Наджмуддина Рази. К сожалению, его работа, как подготовка к изданию указанного сочинения мыслителя, больше всего носит комментаторский характер и не затрагивает философские аспекты трудов Наджмуддина Рази.

К числу авторов, рассматривающих Наджмуддина Рази как философа-суфия, можно отнести иранского Исследователя Сайда Яхя Ясриби и

' Наджмуддин Рази. Ишк ва акл. Техрон, 1345.

2 Наджмуддин Рази. Мирсод-ул-ибод. Техрон, 1352.

французского исследователя Анри Карбена. Первый в своем исследовании «Теоретический суфизм»,1 подвергая анализу представителей суфийской школы Ибн Араби, наряду с другими видными представителями суфизма упоминает и Наджмуддина Рази. Он, в частности, ссылается на его главный труд «Мирсод-ул-ибод» и считает, что основная тема этого произведения - духовное путешествие путника по лестнице совершенствования.

Этой точки зрения придерживается и Анри Карбен. Он в своем исследовании «История исламской философии»'1 Наджмуддина Рази, известного как «Доя», считает учеником Наджмуддина Кубро (1145 -1221). По его мнению, Рази, сочиняя свой трактат «Мирсод-ул-ибод», не только прославился в суфийском кругу того времени, но и внес весомый вклад в развитие теории суфизма в целом. Это заметил еще при жизни мыслителя другой ученик Наджмуддина Кубро - Алоуддавла Симнани (1261 - 1336), который назвал это произведение Наджмуддина Рази «одним из шедевров по философии суфизма».

Во многих работах по истории суфизма имя Наджмуддина Рази называется среди представителей суфизма XIII века наряду с другими его современниками в исламском мире. К числу таких работ можно отнести: «Фар-ханги суханварон» («Культура мастеров слова») Хаямпура, заметки Саддата Насери на полях «Оташкадаи Озар», введение Муджтаба Минави к трактату «Любовь и разум» Наджмуддина Рази, «История монголов» Аббаса Икбала, введение Мухаммад Ризо Шафии Кадкани в «Псалмы Асади в ответ на псалмы Давида» и т.д. Но в связи с тем, что в них нет ничего существенного по анализу воззрений Рази, мы воздержимся от простого перечисления подобных исследований. Однако в небольшом исследовании иранского ученого Гулямхусейна Ибрагима Динони творчество Наджмуддина Рази рассматривается более скрупулезно, чем в названной выше литературе.

Как нам кажется, работа указанного ученого, в которой анализируются некоторые аспекты философско-мистического учения Наджмуддина Рази, является пока единственным исследованием, где рассматриваются такие существенные вопросы творчества мыслителя, как: направление взглядов, его борьба с мутазилитами относительно роли разума в познании; качества, которыми обладает истинный наставник; проблемы креационизма - сотворение из ничего и появление

Ясриби Сайд Яхё. Ирфони назарн. Тахкикоте дар сайри такомули ва усулу масоили тасаввуф. Кум, J377. -С.192.

Карбен Хеири. Таърихи фалсафаи исломи. Тарчимаи Чавод Таботабои. Техрон, 1380. -С. 423.

мира во времени; сотворение человека Богом и определение его задач; стремление к достижению качеств и уровня Совершенного человека.

Другим важным моментом, удачно рассматриваемым Динони в своем исследовании, являются вопросы познания, где ясно вырисовывается соотношение человека и Бога, разума и любви и, соответственно, роли души в познании материального и метафизического миров. Под этим углом зрения Гулямхусейн Ибрагим Динони особо подчеркивает, что хотя Наджмудцин Рази является ярым приверженцем аша-ризма, в своих рассуждениях по вопросам онтологии и гносеологии он не всегда придерживается учения ашаритского калама и, часто выходя за рамками учения каламистов, рассматривает их с точки зрения философии и мистицизма. На этой основе указанный исследователь показывает общности и отличительные черты системы взглядов Рази с иллюминативной философией (ишрок), с учением Газали и «божественных философов» («фалсафаи мутаолиха»),1 что нами проанализировано в соответствующих параграфах настоящей диссертации.

Что касается отечественной исследовательской литературы по рассматриваемой нами теме, она выглядит весьма скудно, поскольку кроме некоторых статей таджикских ученых, где косвенно затрагиваются воззрения Наджмуддина Рази, нет более или менее завершенной работы по его творчеству. Среди них можно назвать статью А. Мухаммадходжаева «Социальное бытие в суфизме»,2 где автор рассматривает не только проблемы бытия в суфизме, но и социально-этические идеи Наджмуддина Рази.

В статье 3. Хасановой «Роль и место человека в мировоззрении Над
жмуддина Рази»3 сделана попытка определить место и роль человека в ми
ровом пространстве исходя из философских позиций Наджмуддина Рази.
В ее диссертационной работе «Социально-политические и этические
взгляды Наджмуддина Рази»4 подробно рассматриваются социально-
политические и этические воззрения Наджмуддина Рази, но не затрагива
ются другие'аспекты, особенно проблемы онтологии и гносеологии в уче
нии мыслителя. '"'-' *'!

Салими Хатлонй в статье «Джахонро баландиву пасти туи»5 («Ты вершина и низменность мира») анализирует воззрения средневековых

' Гуломхусайн Иброхими Динони. Дар шуои нури ирфон андешаи ашоира уфул меку-над// Дафтари акл ва ояти ишк. Т. 3. Техрон, 1383. -С. 296 - 336.

2 Известия АН РТ. Серия философии и права, № 6. 2007.

3 Известия АН РТ. Душанбе, 2006. № 1-2.

Хасанова 3. Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази. Душанбе, 2009. Журнал «Садои Шарк». Душанбе, 2006. № 12.

мыслителей, в том числе Наджмуддина Рази, о величии человека, доказывая, что человек является высшей ценностью мироздания.

В этих работах нет концептуального анализа философских, фило-софско-мистических и религиозных воззрений мыслителя. :

Нами сделана попытка всесторонне 'проанализировать философские и религиозно-мистические взгляды учения Наджмуддина Рази, ибо, по нашему убеждению, его учение не только повлияло на дальнейший ход развития суфизма, оставило определенный след в развитии теории мистицизма, но и оказало огромное воздействие наповы-шение уровня самосознания личности, что в современных условиях может быть полезным в формировании национального самосознания, осуждении невежества и фанатизма, падения морали.

Источники исследования темы. Основными источниками нашего исследования являются сочинения самого Наджмуддина Рази, произведения великих суфиев, где разработаны основные положения мистико-теологического учения суфизма, источники по классическому исламу и средневековая исследовательская литература, представляющая собой базисную основу по теории и практике суфизма.

Целью и задачей исследования является изучение''и определение основных принципов и положений учения Наджмуддина Рази б бытии и познании, его системы взглядов. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

восстановление научной биографии Наджмуддина Рази;

выявление сути религиозно-мистических учений и основных положений учения Наджмуддина Рази;

определение онтологического и гносеологического учения Наджмуддина Рази, соотношения и связи человека с Богом, соответственно, роли и задачи человека в мироздании с точки зрения мыслителя;

- более подробный анализ наиболее существенных положений
мыслителя о познании, роли души, разума и любви в процессе совер
шенствования человека, специфики его учений о Совершенном чело
веке;

- выявление общности и различий концепций Наджмуддина Рази с
учениями других представителей философии и суфизма.

Научная новизна диссертации. Впервые наследие Наджмуддина Рази становится объектом глубокого и всестороннего историко-философского анализа. В диссертации впервые:

- выявлено влияние мистических, религиозно-философских, эти
ческих и других идейных течений, особенно учения Корана П'Єунньї,
на формирование ц развитие учения Наджмуддина Рази;

- исследованы онтологические аспекты учения Наджмуддина Рази.
Доказывается, что в учений Наджмуддина Рази присутствуют элемен
ты пантеизма («вахдати вучуд», дословно - «единство бытия»), хотя в
его высказываниях можно наблюдать отдельные элементы панентеиз-
ма («вахдати шухуд», дословно - единство видимого);

'".'- проанализированы основные положения концепции Наджмуддина Рази о познании и самопознании и выявлено, что самопознание составляет основу его гносеологии;

' - доказывается, что этическая концепция Рази базируется на его онтологическом и гносеологическом учении;

исследовано его учение об интуиции и самопознании человека;

доказывается, что Наджмуддин Рази творчески подходит к решению мистико-философского учения о нисхождении и восхождении (<<к,оби кавсайн») души, что является детализацией его учения о бытии и познаний.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наджмуддин Рази предлагает вполне стройную познавательную
концепцию, представляющую собой достижение истины путем божест
венной любви. Его познавательное учение во многом уточняет учение
Ибн Араби о теоретическом познании суфизма и дополняет учение его
учителя Наджмуддина Кубро о «единстве бытия» («вахдати вучуд»).

Он, хотя не создал какую-то особую философскую систему, однако в рамках своей концепции развивал принципы персидско-таджикской поэтической философии; применяя эти принципы при рассмотрении религиозно-мистических учений, показал общий дух религиозного учения, которое по истечении периода классического ислама и начала позднего средневековья, всё больше тяготело клир-фану» («суфизму»).

В единстве и взаимосвязи с великими общечеловеческими ценностями Наджмуддин Рази анализировал и другие вопросы социально-этического и политического характера ираноязычных народов и создал в этом направлении новые культурные ценности, которые могут быть применены ив нынешних условиях. Этот синтез его философского учения придуман не стихийно или имитационно, наоборот, он создан творчески, созидательно, мудро и рассудительно.

2. Иранский ученый Мухаммад Амин Раёхи упрекает Наджмуддина
Рази в религиозном фанатизме и ненависти к философии и философам.
Гуломхусайн Ибрагим Данони, наоборот, считает, что Наджмуддин Ра
зи был ярым приверженцем суфизма ашаритского толка, он при рас
смотрении вопросов мистико-философского характера отходит от уче
ния ашаризма и приближается к учению основателя иллюминативной

философии Шахобуддина Сухраварди. Указанный исследователь пишет, что Наджмуддин Рази хотя не выдвигает свое видение философских проблем и философской терминологии и использует цитаты из Священной книги и сунны, однако его воззрения по теории эманации, особенно первого абстрактного образования (содири аввал) из Единого по всем параметрам, аналогичны с идеями о появлении «Нур-ал-акраб» («Ближайший к Богу свет») из «Нур-ал-анвор» («Свет от Света»).1

Вот почему нам кажется, что Наджмуддин Рази, как знаток исламского учения никоим образом не допускает религиозного фанатизма в своем учении, поскольку, по его мнению, истинный ислам по своей гуманистической природе органически не воспринимает фанатизм и всякого рода предрассудки. Система взглядов Наджмуддина Рази была воспринята такими великими философами как Шахобуддин Сухраварди, Шейх Мухаммад Куфи, Мавлоно Джалолуддин Руми и Другими, которым были чужды фанатизм и предрассудки.

Наджмуддин Рази, как истинный мусульманин, не приемлет лишь те философские идеи, которые соприкасаются с илхадом - безбожием. Это ни в коей мере не означает, что мировоззрение религиозного характера или же мистико-философское учение средневековых мыслителей не входит в рамки философского мировоззрения и учения.

3. Следующим положением, выносимым на защиту, является то, что Наджмуддин Рази считает человека единственным существом в мире, которому изначально дано познание Истины. Он с первых страниц своей книги «Мирсод-ул-ибод» пишет, что Истинное познание дано только человеку, ибо ангелы, как и люди, покорны Божеству, но только человек несет на себе тяжелую и трудную миссию познания материального и метафизического мира. Исходя из этого, Наджмуддин Рази, акцентируя свое внимание на соотношении человека с Богом, связывает онтологические и гносеологические проблемы и показывает роль души и разума в познании, рассматривает вопросы земной любви и перерастания ее до божественной, соотношение единичного и множественного вплоть до определения функции Совершенного человека.

Теоретической основой исследования служили труды отечественных и зарубежных авторов, в частности произведения известных персоязычных, русских, европейских, арабских учёных, исследовавших историю философии, философию суфизма, а также труды, посвященные непосредственно изучению и анализу произведений Наджмуддина Рази.

1 Гуломхусайн Ибрагим Дииони. Дар шуои нуру ирфон андешаи ашоира уфул меку-над//Дафтари акл ва ояти ишк. Т. 3. - С. 415.

Методологическую основу диссертации составляют общефилософские и объективно - исторические методы.

Практическая значимость диссертации. Результаты и выводы работы могут быть применены при изучении и анализе религиозно-философских и суфийских учений народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Кроме того, они могут служить пропаганде общечеловеческих норм и ценностей, проведение различных спецкурсов по истории философии, культурологии, истории, доктрине суфизма, этических и воспитательных целях и т.д. Основное содержание диссертации можно использовать при написании и подготовке монографических исследований по истории философии и суфизма.

Апробация исследования. Работа обсуждалась в отделе истории
таджикской философии и сопредельных стран Института Философии
им. академика Богоутдинова А.М. Академии наук Республики Таджи
кистан. Отдельные проблемы и части работы изданы в виде тезисов,
докладов и статей, материалы диссертации использованы в препода
вании курсов по истории и философии суфизма по программе высшей
школы. -