Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обретение Узбекистаном и „ в его составе Каракатиакстаном независимости, самостоятельное социально-экономическое и культурное развитие ставят совершенно новые задачи перед нашими народами. Воспитание гармонически развитых it духовно богатых членоз общества, прежде всего молодежи является одной из главных актуальных задач, стоящих перед ними на нынешнем этапе. Её решение немыслимо без глубокого и всестороннего изучения духовного наследия народа, освоения духовно-культурных, в частности, социально-нравственных ценностей. Наша современная национальная культура может развиваться, лишь во всей полноте и сложности осваивая и перерабатывая культурное наследие прошлого.
На необходимость всестороннего исследования духовного наследия народа, его места п роли в мировой культуре и использования для дальнейшего развития общественно-философской мысли-указывал Президент Республик!! Узбекистан И.А.Каримов: «С первых диен нашей независимости важнейшей задачей, поднятой па уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесцепного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.
Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням»1.
Следует отметить, что спекулируя на многонациональное советской империи, провозглашая лозунга о дружбе народов, интернационализме и т.д., на самом деле идеолога недавнего прошлого фактически недооценивали либо искаженно интерпретировали древнее и богатое культурное, философское наследие узбекского, в том числе каракалпакского народа, его роль и место в мировом общекультурном и историко-философском процессе. Потери, понесенные историей общественно-философской мысли вследствие несостоятельной односторонне классовой методологии, оказались особенно значительными у таких малых народов, как каракалпаки, и лишь теперь появилась возможность их восполнения. Как справедливо отметил И.А.Карииов: «Благодаря независимости каракачпак-
1 Каримов Й.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогрееса.-Т.: Узбекистан, 1997.-C.I31.
скиїі народ обрел возможность заново возродить многие духовные ценности. Осуществились мечты и чаяния мужественных, пламенных сынов каракалпакского народа, боровшихся за справедливость и равенство, свободу и независимость, таких народных героев, как Ерназар Алакоз, Аллаяр Досназаров.
Независимость открыла дорогу дня утверждения национальной культуры и духовности, полного восепшоатеипя творческого наследия поэтов-классиков каракачпакского народа - Бердаха, Ажинияза, для увековечения их светлой памяти»'. Поэтому исследование с позиции идеологии независимости духовных, в том числе общественно-нравственных ценностей каракалпакского народа, изучение социально-этических воззрении его мыслителен имеет актуальное значение для нашей историко-философской науки, для подлинного обновления современно!"! духовної"! жизни. При этом следует особо подчеркнуть ещё одни важный аспект актуачьностп данной темы, который вытекает из указания И.А. Каримова о том, что «Национальное единство, национальная целостность, национальная сплочённость - основа национального расцвета».2 Между тем Ажинияз Косыбай улы (1824-1878), творческое наследие которого мы избрали объектом историко-философского анализа, является одним из тех, кто внёс крупный вклад в развитие духовно-нравственных ценностей каракалпакского народа, идеи национального единения, в борьбу против местничества, родо-племеиных пережитков, дачьней-шее укрепление исторических связен между узбекским и каракалпакским народами. Празднование 175-летнсго юбилея Ажинияза в 1999 г., которое проводилось согласно специальному постановлению Правительства Республики Узбекистан3, еще раз убедительно подтверждает это и ставит вопрос о необходимости дальнейшего развертывания всесторонних углубленных исследований его наследия, в частности малоизученных соци&тьно-зтпческих воззрений, которые в своё время не получили должной оценки либо прямо искажались
1 Новое мышление - требование времени. Выступление Президента Республи
ки Узбекистан И.А.Каримова на внеочередной сессии Жокаргы Кенее Рес
публики Карахалпахстая. //Вести Каракалпакстаиа, 19 июля 1997.
2 Там же.
3 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О проведении
175-летия со дня рождения Ажннияза Косыбай улы» от 13 айгуста 1999
г.//Вестм Каракалнакстана. 21 августа 1999.
Из-за несостоятельных методологических принципов, классового подхода, определенной недооценки в недавнем прошлом духовного Наследия малых народов.
Степень разработанности проблемы. В нашей науке уже достаточно давно стал проявляться интерес к творчеству Ажинияза. В своё время в Ташкенте было издано несенное состязание поэта с казахской поэтессой Менеш. («Туркистон вилоятниипг газети»-1878, №11-12). В 1925 году в Ташкенте известным каракалпакским просветителем С.Маджитовым была опубликована в «Букваре для взрослых» историческая поэма Ажішияза «Бозатау:-.
Систематический сбор и изучение творческого наследия Ажинияза начинается с 40-х годов.
Со стороны ученых-литературоведов была проведена большая и сложная работа по текстологическому изучению и публикации произведении Ажинияза, литературоведческому исследованию его творчества.
В 1949 г. под редакцией известного каракалпакского литературоведа. Н.Дазкараева был издан первый сборник избранных произведении Ажниияза. В целом был выпущен ряд таких сборников на каракалпакском1, узбекском2 -л русском3 языках. Отдельные стихотворения поэта были включены s «Антологию каракалпакской по-эзшг»"*, сборники «Степные струны»5 и «Идет Джеоп»6. Впервые проведенный обстоятельный литературоведческий анализ творчества Адтшияз.т содержится в монографиях Н;Давкараева, а также в статьях И. Сагитова, М. К. Нурмухаммедова и др., посвященных изучению творческого наследия поэта.7
1 Э/КИН!шз.Тангламалы шгарматары.-Нокис:ККМБ, 1949; Эжшшяз. Танглама-
лы шгариаларн.-Нсхис: ККМБ, , i960; Эжишш (Зиуар). Тапламалы
шыгармалары.-Нсхис: Кдр^кдлиакстап, 1965; Эжишип. Шыгармалары.-Нокис:
Клракіишакстан, 1975; Элсшшяз (Зшіуар). Таиламалы шыгармааары.-Нокис:
1С?ракдлпакстан, I9SS-
2 Ажшшёз К^сибай улы.-Т,:Фгш,1962.
3 Ажшшяз. Избранные стихотворглня.-Нукус: Каракалпакстан,1975.
4 Антология каракшшакской поззни.-Т.: Фан, 1968.-С. 193-204.
5 Степные струкы.-Москва, 1973.
6 Идгт Д;кеоі!.-Тбилисіі: Детюшпдат, 1970.-С. 19-21.
7 Перечень трудов перечисляемых авторов приводится в списке использован
ной литературы, приложенном к диссертации.
Новые материалы, связанные с жизнью и творчеством Ажинии-за, нашли свое отражение в статьях К.Айымбетова, И.Юсупова, К.Байниязова, X. Хамидова и других литературоведов.
К некоторым конкретным аспектам творческого наследия Ажи-нняза обращаюсь такие известные ученые, как П.П.Иванов, Н.А.Баскаков, С.К.Камалов и другие.
В свое время были проведены обстоятельные историко-литературные, историко-философские, педагогические, литературоведческие исследования, в которых затрагивались некоторые вопросы изучаемой нами темы, а частности в работах К.Худайбергенова, У.Алеуова, К.Мамбетова, Б.Калимбетова, А.Муртазаева и др., в связи с чем был опубликован также ряд статей Дж.Назарбаева, А.Пахратдшюва, Б.Генжемуратова, К.Джаримбетова.
В своих диссертационных работах философы К.Худайбергенов, С.Сейтимбетов и У.К.Худайбергенова раскрывают общественно-философские, этические, эстетические идеи и свободомыслие каракалпакских поэтов-мыслителей XIX и начала XX веков, в частности связанные с ними отдельные стороны творчества Ажнпняза,
В историко-философских исследованиях И.М.Мумшюва, М.М.Хайруллаева, Х.П. Вахндова, Х.А.Алпкудова, Ю.Д.Джумабаева, М.Н.Нуритдинова, М.Арипова и других намечается общий подход к разработке данной проблемы, связанный с тем, что в ходе их рассматривались определенные историко-философские принципы изучения истории общественно-философской мысли исследуемого периода.
Следует отметить, что в некоторых вышеперечисленных историко-философских исследованиях мировоззренческие позиции, общественно-этические идеи Ажинияза в той или иной степени рассматривались в контексте более общих проблем развития общественно-философской мысли народов Узбекистана, в том числе Кара-калпахстана, анализа её отдельных исторических периодов; это наиболее обстоятельно осуществляется в монографии К.Худайбер-генова. Как нелестно, в недавнем прошлом все общественные, как-то литературоведческая, историко-философская, историко-педагогическая и другие науки должны были в своих методологических принципах неукоснительно исходить из господствовавшей тоталитарно-классовой іщеолоши, что не могло не отложить на них
свои отпечаток м вызвать необходимость пересмотра в настоящее
время ряда прежних.выводов и положении.
В целой, несмотря на то, что в области изучения жизни и многогранного творчества Ажннияза проделана немалая работа, тем не менее никоим образом нельзя считать удовлетворительным состояние исследований его богатого идейного, наследия, мировоззрения, социально-философских воззрении, роли в истории общественно-филесофской мысли. В частности до сих нор ещё не подвергались специальному изучению его социально-этические взгляды, которые и выступили объектом настоящего диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит п том, чтобы в контексте изучения общественно-исторических предпосылок, общекультурных, идейно-духовных истоков творческого . наследия Ажннияза, основных, особенностей общемировоззренче-скнх позиции проанализировать его социально-этические взгляды, их гуманистическую сущность.
Исходя из этого в диссертации решаются следующие конкретные задачи:
- раскрыть основные особенности и тенденции социально-
экономической и общественно-политической жизни каракалпаков в
период конца XVIII - первой половины XIX веков;
выявить идейно-духовные истоки социально-этических воззрений Ажннияза;
проанализировать общефилософские, мировоззренческие основы соцналыю-этических взглядов Ажннияза;
подвергнуть специальному анализу социально-этические идеи Ажннияза и их гуманистическую направленность;
определить место и значение социально-этических воззрений Ажннияза в развитии общественно-философской, всей духовной жизни Каракалпакстапа, показать их значение для современности.
Методологической и теоретіріеской основой диссертации выступили методологические положения по изучению нашего исторн-ко-духовного прошлого, выдвинутые в трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, руководителей Каракалпакстапа, официальных документах, принципы научно-объективного, сравнительно-системного, конкретно-исторического изучения духовной культуры и духовного становления наших народов, современные теоретико-методологические достижения НС-
торико-философскоіі науки, ряд теоретических положений мыслителей Средней Азии. Богатой текстологической основой послужили материалы, содержащиеся в изданиях на каракалпакском и других языках произведений Ажииияза, а также в их списках, имеющихся в рукописном фонде Каракалпакского отделения АН РУз. Кроме того, в ходе написания' диссертации автором были использованы монографии, труды, статьи, материалы из периодической печати, связанные, с исследованием различных аспектов духовного наследия среднеазиатских, в том числе узбекских, каракалпакских мыслителей, в частности Ажииияза.
Научная новизна нсследонания заключается в следующем: -изучены основные особенности социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни Каракал пакетами конца XVIII- первой половины XIX вв., имевшие важное значение для формирования мировоззрения Ажииияза, его социально-этических взглядов;
- выявлены культурные, ндейио-теоретнческие истоки становле
ния и развития социально-этических взглядов Ажииияза;
-изучены в свете новых подходов основные особенности и аспекты мировоззрения поэта', общефилософские основы его творческого наследия;
проанализированы воззрения Ажишшза но проблеме человека, их гуманистическая сущность;
раскрыты его позиции но проблемам социальной справедливости;
исследованы категориально-понятийные аспекты его этических воззрений;
- рассмотрены основные положения''нравственной дидактики
поэта;
- по ходу исследования выявлялись существенные аспекты со
временной значиме ста его социалыю-этнческнх. воззрений.
Иаучно-тсоретпчсское и > практическое значение диссертации определяется тем, что диссертант на основе изучения произведений Ажииияза и путем привлечения весьма широкого круга-материалов по пстории, литературоведению, истории общественно-философской мысли пришел к ряду выводов, способствующих выработке новых подходов к исследованию историко-философского процесса в Кара-калпакстане конца XVIII - первой половины ХІХ вв., некоторых
теоретических аспектов его целостного и подлинного воссоздания в наше время. Из этих выводов следует также, что социально-этические идеи Ажииияза, выступающие.существенным компонентом духовной жизни каракалпакского народа, важным достижением его общественно-философской мысли, призваны определенным образом способствовать современному духовному совершенствованию общества и личности, нравственному воспитанию молодежи. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории философии и культуры народов Средней Азии, в том числе Узбекистана, Каракалпака ana, могут послужить вспомогательным материалом в деятельности их учебно-воспитательных учреждений.
Апробация работы. Результаты данного исследования отражены в выступлениях автора па традиционных республиканских научно-теоретических конференциях «Мустакил' Узбекистон: фалсафа ва хукук фанларшшнг долзарб муаммолари»; профессорско-преподавательского состава Каракалпакского государственного университета и др., в научных статьях и тезисах выступлении.
Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите па заседаниях отдела истории философии и общественной мысли, проблемного совета по истории философии при Институте философии и права им. И.Мумшюва АН РУз, а также научно-теоретического семинара при кафедре философии и истории Узбекистана 1-го Ташкентского государственного медицинского института.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.