Введение к работе
Актуальность исследования определяется слабой степенью изученности места я значения Вяч.Иванова (1866-1949) в русской философии и культуре. Исследование творчества этого незаслуженно забитого представителя русской мнсли так же, как и интеграция его наследия в современное отечественное самосознание, представляется важной и актуальной задачей. Вячеслав Иванович Иванов - крупнейшй теоретик символизма, глубокий мыслитель, авторитетный ученый, во словам П.А.Флоренского, "мудрый поэт", -оказал значительное влияние на духовную атмосферу России начала 20 века. Обращение к его творчеству позволяет не только глубже понять философию русского символизма, "самой многогранной, но одновременно и цельной фигурой" которого он бил, но и адекватно реконструировать историко-философский процесс "серебряного века". Введение в духовный оборот современности истинных ценностей философии Вяч.Иванова, несомненно, может помочь в воссоздании российской духовности и культуры.
Дет тех наших современников, которые стремятся к безусловной высшей реальности, интересен и значим "феномен Вяч.Иванова", создававшего мировоззрение, неотделимое от личной судьбы, разработавшего и оживившего нетронутые ранее пласта человеческого духа. Иванов стремился полностью, но не в духе плоского рационализма, охватить разумом бытие. Идея в жнзнетворчестве философа - не только теоретическая деятельность разума, но само бытие как духовная деятельность. В этой сзязи актуальным представляется рассмотрение и целостное описание философских взглядов Вяч. Иванова, понимаемых как экзистенциальная практика со-
* Степун Ф. Еячеслав Иванов // Иванова Л.В. Воспоминания: Книга об отце. - М., 1992, с.373.
задания духом сверхличных оснований битая для сущностных сил
личности.
Степень разработанности проблемы. Творчество Вяч.Иваяова
не обойдено вниманием ни его современников *, ни последующих
о поколений исследователей . Вместе с тел; следует отметить, что
среди работ о Вяч.Иванове преобладай? литерагуроведчесісие, историке—биографические, культурологические, искусствоведческие исследования . Философская литература об Иванове немногочисленна, в ней доминирует фрагментарный подход к его творчеству, анализируются отдельные - преимущественно эстетические - идеи мыслителя . Исследований, дадаих целостное представление о фа-
'- См.,в частности: Белый А. Вячеслав Иванов // Русская литература XX века (I890-I9I0 гг), под ред. проф. С.А.Венгерова. -М., т.З, ек.8; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ПХ - нач. XX века // 0 России и русской фаж>-софской культуре.- М.,1990; Лосский Н.О. История русской философии. - М., Г99І; Степун Ф. Вячеслав Иванов // Иванова Л.В. Воспоминания: книга об отце. - .4., 199^; Франк С.Л. Артистическое народничество // Русская мысль.-М.,19Ю,гё I; Шестов Л. Вячеслав Великолепный. К характеристике русского упадочничества // Русская мысль. - М.-Пг., 1916, В ГО.
2 См .материалы международных конференций: Ивановские чтения в
ИМШ // Иавестия РАН, "серия языка и литературы".-М., 1992,т.51,
& 2; (мМн^чл- с- питейм - Пцш HaUa . i9H; Vyatt,esajr tra*^vc
PoU. fata, алг/ PttltoioftMi,.- hue ttuVU, , iOS6.
3 Аверинцез C.C. Еоззия Вяч.Иванова //Вопросы литзратуры.-М.,
1975, Л 8; Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вяч.Иванова //
Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятвн-
ках.-М.ДЗВЗ; Котрелев Н.В. Вяч.Иванов - профессор Бакинского
университета /Дченые записки Тартусского университета.-Тарту,
I9G8, вы.209; Стахорский М.В. Вячеслав Иванов и русская теат
ральная культура начала XX века.-М.,1991; fla^u/scu P.fk-futUL
лософских взглядах Вяч.Иванова, пока еще не было.
Целью исследования является реконструкция и истолкование философского творчества Вяч.Иванова. Это предполагает решение таких задач, как:
анализ механизмов формирования мировоззрения мыслителя;
экспликация и описание исходных оснований, путей и целей его философского творчества;
определение сущности философских взглядов;
выяснение специфики единства идей и духовных поисков мыслителя как деятеля русской культуры.
Новизна исследования, диссертация является первым в отечественной историко-философской литературе опытом целостного описания философских взглядов Вяч.Иванова. Новой является трактовка философии Иванова как экзистенциальной практики созидания духом сверхличных оснований бытия личности, ее сущностных сил. Это позволяет диссертанту представить эволюцию мировоззрения Иванова как последовательное решение им вопросов о том, какова природа и энергия человеческого духа в обретении им самого себя, каковы пути духа в процессе его самореализации, какова деятельность созидающего духа в направлении от себя к миру и каковы при этом формы его объективации. В диссертации впервые в
Касамханова А. Вяч.Иванов о художественном творчестве // Исто-рико-методологпческЕе проблемы эстетического познания.-М. ,1984; Поляков А. Иванов В.И. // ФЭ. - М.,1ЭВ2,т.2; Хохлова И.А. Гносеологическое обоснование теории культуры в эстетике Ечч.Ива-лова //Взаимодействие эстетики, искусствознания и художественной критики.- М.,1987; Проблемы культура в творчестве В.И.Иванова // Социально-культурный контекст искусства.-М. ,1987; Сычева С.Г. Философские идеи в твор-ве Вяч.Кзанова.-Томск, 1991, депон. в ИВИОН РАН; \УЧ* \ . К~>Ыиь cUli+, .Ct-tt^jyr
исследовательской литературе концепция даонисийства Вяч.Ивано-ва представлена как учение о деятельности самосозидающего духа, а символизм рассматривается как учение о путях движения духа. Элемента новизны заключает в себе анализ мистической антропологии Иванова, его историософии и культурологии.
Новым. является рассмотрение философии Иванова в единстве его мировоззрения и жизненного пути. Это позволяет автору показать, что идеи и манифесты, щедро представленные в творчества Вяч .Иванова, суть отзетн на глубинные запросы самосозидающего духа самого мыслителя, а не просто "знамения времени". Эти идеи задают концептуальный фон, экзистенциальное наполнение, интен-циональное пола принимаемых философом решений, выраженных в форме текста-ответа.
Определенную эвристическую ценность представляют предложенная в исследовании методология имманентного анализа, определение символизма Иванова как модального отношения к действительности, рассмотрение творчества философа в контексте русской и европейской культуры.
Методология исследования обусловлена предметом исследования. Диссертация построена методом историко-философской реконструкции на основе имманентного анализа текстов мыслителя, с привлечением необходимого справочно-разъясЕительного материала.
Практическая ценность диссертации состоит в использовании содержащихся в ней результатов как в научно-исследовательской, -1 так и в учебно-педагогической работе. Материалы и выводы работы могут быть использованы как аналитический материал для изучения творчества Вяч.Иванова, при подготовке лекций и практических занятий по истории русской философии, литературы и культуры.
Апробация результатов исследования. Работа апробирована в выступлениях на теоретических семинарах кафедры истории русской философии философского факультета ЖУ, в практических занятиях со студентами филологичгского и исторического факультетов МГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии и изложена на 142 страницах машинописного текста. Структура работа отражает эволюцию мировоззрения философа, рассмотренного в единстве с его жизненной судьбой': дионисийство - основная тема первого этапа творческого пути, ей соответствует постановка проблемы самосозидания духа (глава I); символизм - ведущая проблема следующего периода жазнетворчества Иванова, в рамках которого им дается развернутое теоретическое обоснование путей движения духа (глава 2); мистико-историософская антропология и культурология - завершающее звено жизни и творчества русского мыслителя и поэта, является учением о практике духа в трансцендаровании и объективации (глава 3).