Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Таркан Иван Иванович

Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия
<
Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Таркан Иван Иванович. Социально-философские взгляды Р. Люксембург и критика современных фальсификаторов её идейного наследия : ил РГБ ОД 61:85-9/53

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Борьба Р.Люксембург за чистоту и развитие марксистской теории во П Интернационале 16

I. Роль и значение материалистической диалектики в идейной борьбе Р.Люксембург против оппортунизма и ревизионизма в защиту и развитие марксистской теории 18

2. Вопросы диалектики империализма и классовой борьбы 56

Глава II. Критика современных буржуазных фальсификаций взглядов Р.Люксембург на революционный процесс

I. Диалектика стихийного и сознательного 101

2. Соотношение борьбы за демократию с борьбой за социализм 146

Заключение 163

Библиография

Введение к работе

Роза Люксембург вошла в историю международного революционного движения как выдающийся теоретик и пропагандист марксизма. Ее исторические заслуги перед международным пролетариатом высоко оценивал В.И.Ленин, называя Р.Люксембург выдающимся представителем "... революционного пролетариата и нефальсифицированного марксизма"*. Теоретическое наследие выдающейся представительницы польской и германской социал-демократии, представленное наиболее полно в вышедшем в ГДР собрании ее сочинений2, активно изучается учеными-марксистами для решения сложных задач освободительной борьбы рабочего класса.

В то же время, идейное наследие Р.Люксембург все в большей степени вовлекается в арсенал буржуазной идеологии. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ее воззрений буржуазными и ревизионистскими марксологами, современными "неомарксистами", которые пытаются посредством всевозможных приемов фальсификации и искажения как отдельных работ Р.Люксембург, так и всей ее революционной деятельности поставить под сомнение научность и актуаль-

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 41, с.371.

Издание собрания сочинений Р.Люксембург впервые в наиболее полном объеме осуществлено в ГДР издательством " Dietz и в тв_ чение 1970-1975 гг. Оно состоит из 5 томов (6 книг, так как

I том состоит из 2 книг).

См.: Luxemburg Rosa. Gesammelte Werke. Band.l.Erster Halband.-1893 bis 1905.Berlin,1970; Band l.Zweiter Halband.-1893 bis 1905.Berlin,1950; Band 2.-1906 bis Juni 1911.Berlin, 1972; Band З.-juli 1911 bis juli 1914.Berlin,1973; Band 4.August 1914 bis januar 1919.Berlin,1974;^ Band 5. Okonomistisohe Sohriften.Berlin,1975.

В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в сокращенном виде. ность ленинизма как универсальной революционной теории современной эпохи. Тема "Р.Люксембург - В.И.Ленин" фигурирует практически во всех работах буржуазных авторов и освещается, как правило, с позиций их классовой и мировоззренческой ограниченности. Эта же тема стала объектом принципиальной борьбы вокруг идейно-теоретического наследия Р.Люксембург на состоявшейся в Редаио-эмилия (Италия) в 1973 г. международной теоретической конференции, посвященной "вкладу Р.Люксембург в развитие марксистской мысли"*. Противники марксизма-ленинизма под флагом противопоставления взглядов Р.Люксембург взглядам В.И.Ленина проповедуют различного рода концепции "мировоззренческого плюрализма" и современные варианты "демократического социализма", реконструируют и подновляют социал-реформистские версии о "национальной ограниченности" ленинизма, пытаются "... отыскать в теоретическом наследии Р.Люксембург аргументы против Ленина и ленинизма"2.

Интерес как буржуазных идеологов, так и представителей правого и "левого" радикализма, анархизма и экстремизма к идейному наследию Р.Люксембург обусловлен как чисто идеологическими соображениями, так и реальными противоречивыми тенденциями развития современного буржуазного общества. Именно в противоречиях самой капиталистической системы следует искать ответ, почему в научном отношении актуально ее наследие. Современный капиталистический мир пронизан глубокими социально-экономическими и политическими противоречиями, которые вызывают на Западе рост антиимпериалистических массовых движений протеста, стимулируют развитие классового сознания рабочего класса и политизацию сознания широких непролетарских

Международная теоретическая конференция на тему: "Вклад розы Люксембург в развитие марксистской мысли" состоялась в реджио-Эмилия (Италия) в 1973 году. (См. Рабочий класс и современный мир, 1974, ft 2, СІ5І-І60).

Вопросы истории КПСС, 1970, № 8» с_52. масс, усиливают интерес прогрессивных слоев трудящихся к марксистской идеологии и реальному социализму. Поэтому, если буржуазные идеологи при помощи прямой фальсификации идейного наследия Р.Люксембург пытаются дискредитировать марксизм-ленинизм в глазах трудящихся масс, то представители различных форм правого и "левого" радикализма, анархизма и экстремизма, вульгаризируя и неправильно интерпретируя некоторые ее ошибочные положения, конструируют субъективистские априорные концепции социализма в русле буржуазного идеологического плюрализма. Ненаучность и классовая ограниченность в понимании самой социальной капиталистической действительности оборачивается в западных исследованиях о Р.Люксембург защитой буржуазных государственных структур, борьбой против марксизма-ленинизма и реального социализма, что в конечном счете также дискредитирует интернациональную сущность марксистско-ленинского учения.Вот почему именно марксистская историография о Р.Люксембург, основываясь на строго научном анализе сущностных тенденций буржуазного общества, способна дать адекватную реконструкцию ее взглядов,объяснить их актуальность для современности и дать правильное направление исследования.

Анализ современной литературы, поовященной творческому наследию Р.Люксембург, вышедшей в западных странах, позволяет выявить в ней основной методологический порок: метафизическое и эклектическое смешение теоретического и конкретно-исторического уровней анализа. Что имеется в виду? Конкретно-исторический уровень буржуазной историографии выражен главным образом в спекуляции на отдельных работах Р.Люксембург1. Такие ее произведения как "Организаци-

I. Симптоматична в этом плане концептуальная позиция О.Флехтхайма, которая основывается на вульгаризаторской интерпретации работы Р.Люксембург "Русская революция" и изложенная им во Введении к первому тому трехтомника политических произведений Р.Люксембург (CM.:Fleoh.the±m O.Einfiihrung,- In:Rosa luxemburg. Politi-sohe^sohriften.Bd.l,Frankfurt am Main, 1966, S.5-46). онные вопросы русской социал-демократии" (1904), "Русская революция" (1918) и др. интерпретируются в русле антиленинизма и служат основой для различных идеалистических выводов. Ошибки Р.Люксембург в понимании диалектики соотношения стихийного и сознательного, демократии и диктатуры, революционной организации и революционного движения, партии и масс и др. возводятся в ранг научной истины. Важнейшими "исследовательскими" приемами на этом уровне исследования являются: произвольная компановка отдельных положений и высказываний Р.Люксембург, механистический подбор фактов в ущерб принципу историзма, эклектическое соединение различных цитат вне целостного текстологического анализа и зд.

Теоретический уровень буржуазной историографии выражен в основном в концептуальных построениях буржуазных ученых-марксологов и современных "неомарксистов", профессионально занимающихся исследованием различных аспектов марксистской идеологии. При разнообразном, в общем-то тенденциозном, подходе к анализу конкретных произведений и фактов революционной деятельности Р.Люксембург, общая теоретическая направленность "неомарксистских" исследований характеризуется классовой ограниченностью и апологетикой. В методологическом плане преобладают различные формы метафизического,позитивистского мышления, не признающего диалектического метода (включающего в себя принципы историзма, партийности, единства теории и метода и т.д.). В концептуальном плане превалирует субъективизм, априорно-идеалистическая схема, отрыв политики от экономики. Приведем примеры. Буржуазный исследователь П.Неттл впервые в буржуазной академической историографии предпринял серьезную попытку концептуального анализа творческого наследия Р.Люксембург, используя ее огромный эпистолярный и архивный фактологический мате- - 7 -риал1* Хотя в предисловии к своей объемной книге (состоящей из 930 страниц) он заявляет, что не является "специалистом по философии" и поэтому не намерен "... втискивать Р.Люксембург в определенный философский выдвижной ящик", на сэмом деле все свои идеалистические философские аргументы Неттл строит на доказательстве правомерности и перспективности "гуманистическо-демократического" социализма Р.Люксембург в противопоставлении "бюрократическо-дик-таторскому" социализму В.Й.Ленина. Вводя в центр своих философских рассуждений заимствованную у Д.Лукача категорию "тотальность", он рассматривает "люксембургианство" всего лишь как один из возможных "вариантов метода" социального исследования буржуазного общества как целостного организма, пытаясь отбросить тем самым научно-философское и мировоззренческое содержание марксизма, Неттл пишет: I# Hettl Peter. Rosa luxemburg.Koln.Berlin,1967.

Необходимо отметить, что книга Неттла является на сегодняшний день по существу самым "авторитетным" теоретико-биографическим источником, который скрупулезно изучают и на который чаще всего ссылаются западноевропейские исследователи Р.Люксембург, независимо от того, какой идеологической ориентации они придерживаются. Центральный орган СДПГ газета " Vorw'arfes " опубликовала сообщение о том, что в 1982 году планировалось переиздание книги Неттла. Социал-демократический автор Х.Тротнов пишет по этому поводу: "Без этой работы английского историка, которая появилась в 1966 году на английском и в 1968 году на немецком языках (автор этих строк ошибается, так как на самом деле в немецком варианте книга Неттла вышла в 1967 г. - Й.Т.), исследование Розы Люксембург как в коммунистических, так и в некоммунистических странах, трудно представить ".(См.: VorY/arts,Bonnj 1983,N22,S^8 ). В марксистской литературе наиболее обстоятельный критический анализ книги Неттла провел исследователь из ГДР Г.Радчун (см.: Radozun G.Einige Bemerkungen zum Rosa ІліхетЬи-ry-Bild von John Peter Nettl.-In:Beitrage zur Gesohite der Arbeiterbewegung» Berlin, 1969, N 11, S,4-9-61), В то же время в советской философской литературе фундаментальное исследование буржуазного историка Неттла о Р.Люксембург не нашло своей должной критической марксистской оценки. "Люксембургианство - если о нем вообще можно говорить. - состоит не в том или другом отступлении от большевизма или другого какого-либо неомарксистского учения, а в тотальности способа рассмотрения"*. Причем категорию "тотальность" он трактует как нравственную категорию, давая понять, что критика Р.Люксембург капитализма носила больше моральный "гуманистический" характер» "Важнейшей составной частью этой тотальности является мораль... так как ее программа была в сущности нравственной по своей природе"2* Подвергая критике подобное утверждение Неттла, исследователь иэ ГДР Г.Радчун справедливо пишет: "Не абстрактная классово-индифферентная мораль, а вопрос о власти стоял в центре всего ее мышления и дел... Так как она знала, что гуманистическим требованием марксистского мировоззрения является освобождение людей и делать их сознательными творцами жизни, что возможно только посредством установления господства рабочего класса... Этим господством рабочего класса была для Розы Люксембург диктатура пролетариата"3. Буржуазная классовая ограниченность Неттла проявилась и в его концепции отчуждения, при помощи которой он нападает на революционный характер марксистской партии. Он обвиняет Р.Люксембург в том,что она в своих работах критиковала оппортунизм германской социал-демократии, а в революционно-практической деятельности ориентировалась на опыт большевиков, поскольку все это якобы привело к "победе ортодоксов над ревизионистами", что усиливало "пропасть между обществом и социал-демократией" и в конечном счете привело к полной изоляции (отчуждению) партии от общества, выразившейся в кра-

I.Nettl P. Rosa Luxemburg, Kbln,Berlin, 1967,S .603.

2.Ibid.,S.30.

3»Radozun G« Einige Bemerkungen zum Rosa luxemburg-Bild von John Peter Nettl. - In: Beitrage zur der Arbeiterbewegung, Berlin,1969, N 11, S.30. хе германской социал-демократии.

Существующие на Запэде различные национальные концептуальные варианты "люксембургиаяства" претендуют, по мнению их авторов, на статус автономии от ленинизма, поскольку якобы ленинская теория была разработана применительно к отсталой России, в то время как теория Р.Люксембург больше соответствует странам развитого капитализма*. На такой исходной посылке, например, построена концепция Л.Бассо, видного теоретика и деятеля итальянского рабочего движения2. Понятно и заявление сторонника французского "люксембургиан-ства" А.Гийе: "Оппозиция большевикам слева со стороны Р.Люксембург является центральной проблемой, и это легко доказать, если принять во внимание объем написанного ею на этот счет, а также место написанного по указанному вопросу во всем концептуальном здании

На эту тему написано преобладающее количество литературы. См., например: Ossowski J.Rosa luxemburg.Eine Streitsschrift* Frankfutt am Main, 1971; Christoph K, Politisclie Theoxle Rosa Iuxemburgs«-In:Handbuoh Poiltiaoner Sfoeorien und Ideologien#Hamburg,1977; Hetman F.Rosa JL.Die Geschiohte der Rosa luxemburg und ihrer Zeit.Weinheim und Basel, 1976;

В 1967 г. издательство Итальянской компартии ЧЭдитори риюните" выпустило собрание политических работ Розы Люксембург под редакцией и с большим введением Л.Бассо. Это введение было переведено на немецкий язык и выпущено отдельной книгой (см.: Basso It. Rosa luxemburgs Dialektik Revolution. Frankfurt am Main, 1969).

Именно эту книгу мы имеем в виду, когда делаем критический разбор концепции Л.Бассо в тексте диссертации, надо отметить, что в своих последующих работах Л.Бассо все определеннее вступает на путь отрицания марксизма-ленинизма как единого учения, склоняясь к защите тезиса о плюрализме марксистского учения,в котором ленинизм якобы является лишь одной из национальных ветвей. (См., например: Basso !» The struggle for Sooialism,BSpo-kesman»',Nottingham, 1971,Feb,,N 9,p,13-18),

Р.Люксембург"1. А сторонник западногерманского "люксембургианст-ва" Я.Оссовски усматривает основной его признак в "живом движении масс", которое в форме "стихийных массовых действий" является необходимым атрибутом антикапиталистических движений протеста в странах Запада2*

Таким образом, общая буржуазная историография о Р.Люксембург, не диалектически включающая в себя два уровня анализа^ ее идейного наследия, создает искаженный образ выдающейся революционерки, даже порождает "легенду" о Р.Люксембург. Западногерманский философ-марксист Б.Мутиус совершенно правильно отмечает, что "легенда" о Р.Люксембург вполне устраивает буржуазных идеологов, поскольку является "... существенным элементом западногерманской идеологии". "Роза Люксембург как борец за человечность и свободу? - пожалуйста; но только избавьте нас от фраз о классовой борьбе» Дискуссия о социализме Розы Люксембург? - почему бы и нет; но о ее выступлениях за политическую власть рабочего класса можно было

I. Цит. по: Рабочий класс и современный мир, 1974, № 2, с«154# 2* Ossowski J.Rosa luxemburg.Eine Streitssohrift.Frankfurt am Main, 1971, S.50-52. 3. Результатом недиалектического смешения этих уровней являются принципиально неверные мировоззренческие и исследовательские выводы. Например, интерпретация отдельных ошибочных положений Р. Люксембург по проблемам тактики абсолютизируется в теоретический вывод о том, что будто бы ей было свойственно механи-ческо-фаталистическое понимание истории (выраженное в так называемой теории стихийности), и, наоборот, отдельные теоретические положения Р.Люксембург, изложенные ею в таких работах как "Накопление капитала", "Организационные вопросы русской социал-демократии" и др. трактуются как наиболее адекватное понимание и решение конкретных исторических задач рабочего движения. Как в том, так и в другом случае происходит фальсификация целостного теоретического наследия Р.Люксембург, что на практике служит целям идеологической борьбы с марксизмом-ленинизмом. - II - бы и помолчать. Дискуссия о ее теоретических разногласиях с догматической стороной учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса? -как интересно!; но, может быть, не появится тот, кто докажет,что это бессмыслица"* В этих образных выражениях Б.Мутиуса удивительно верно подмечено стремление буржуазных идеологов скрыть от широкой общественности и прежде всего от рабочего класса Запада действительное революционное содержание идейного наследия Р.Люксембург.

Поэтому критический анализ немарксистских работ, в том или ином аспекте освещающих идейные воззрения Р.Люксембург, делает актуальным и своевременным наше диссертационное исследование, в чем, собственно, во многом заключается и новизна исследования, поскольку диссертант старался выбрать в качестве объекта критики работы тех авторов, взгляды которых выходят за пределы узкоакадеми-ческих интересов и в определенной степени влияют на формирование массового сознания и реальную практику антиимпериалистического протеста. С учетом этого факта, структура диссертации построена на проблемном принципе, так как автор в ходе исследования вычленил из общей немарксистской историографии о Р.Люксембург за последние 10 лет именно те проблемы, на которых спекулируют или строят свои фальсификации буржуазные идеологи. В то же время автор с пониманием относился к тому, что искаженная интерпретация творческого наследия Р.Люксембург в леворадикальных кругах во многом связанэ с неясным и порой ошибочным представлением о тенденциях современного общественного развития. Имея все это в виду, диссертант пытался разобраться в современном марксистском решении обозначенных в диссертации проблем с тем, чтобы с большей научной аргументированностью выразить партийно-классовую точку зрения в разоблачении ми-

I#Mutius В, Die Rosa buxemburg - Legende. Franfurt am Main, 1978, S.9. ровоззренческих, гносеологических и классовых позиций критикуемых авторов в отношении не только к наследию Р.Люксембург, но и к сегодняшним проблемам антиимпериалистической борьбы, решаемых ими сквозь призму так называемого "люксембургианского" видения*

К сожалению, приходится констатировать, что и в марксистской историографии о Р.Люксембург, несмотря на значительное количество исследований по различным аспектам ее теоретической и революционной деятельности, практически нет общетеоретических, социально-философских работ, в которых бы теоретическое наследие Р.Люксем-бург было бы проанализировано с точки зрения диалектико-материали-стического взгляда на ее творчество как на целостную концептуальную систему взглядов, развивающуюся в рамках единой марксистско-ленинской теории. Первые серьезные шаги в этом направлении сделаны по нашему мнению, в книгах таких марксистских авторов,как Калашников Б.А.: "Вопросы исторического материализма в трудах Розы

Люксембург". - М.,1977; basohitza A.,Radozun G.Rosa luxemburg. Ihr Wirken in der deutsohen Arbeiterbewegung.Berlin,1971;. Mutiue B* Die Rosa ^Luxemburg - legends. Frankfurt am Main* Bd.1,1978.

Однако и в этих работах недостаточно четко прослеживается взаимообусловленность социально-философского и конкретно-социологического уровней исследования, что во многом связано с определенными задачами, решаемыми авторами* Так, исследователи из ГДР А.Лашитца и Г.Радчун концентрируют свое внимание на "... развитии и понимании Розой Люксембург основных проблем стратегии и тактики антиимпериалистической борьбы рабочего класса"'; книга западногерманского философа-марксиста В.Мутиуса, во-первых, хронологически заканчивает- l.Xasohitza A.,RadosuH G. Rosa luxemburg.Ihr Wirken in der deutsohen Arbeiterbewegung.Berlin,1971jS#6» - ІЗ - ся периодом конца 1905 г. (поскольку вышел в свет только первый том исследования), во-вторых, больше внимания автор уделяет политической проблематике*, совершенно справедливо рассматривая ее в контексте исторического развития взглядов Р.Люксембург; работа Б.Калашникова, будучи значительным явлением в советской историографии о Р.Люксембург, написана с целью "... проанализировать и изловить теоретические положения философии марксизма в работах Р.Люксембург"^, что, естественно, предопределило объективно меньшее внимание автора к конкретно-социологическому анализу литературного наследия Р.Люксембург.

В связи с вышеизложенными рассуждениями цель и новизна диссертации состоит в том, чтобы дать концептуальное (целостное) исследование теоретического наследия Р.Люксембург, что возможного нашему мнению, на социально-философском уровне обобщения материала. Сделаем пояснения. В структуре самого творческого наследия Р.Люксембург можно выделить два уровня теоретического анализа ею социальной реальности как целостного объекта: конкретно-социологический и философский (общетеоретический), которые существуют и взаимодействуют в рамках концептуальной целостности ее воззрений и которые разрываются, противопоставляются, абсолютизируются, мистифицируются и т.д. в немарксистских исследованиях или диалектика которых недостаточно учитывается и строго научно фиксируется в марксистской историографии. Диалектико-материалистический взгляд на теоретическое наследие Р.Люксембург позволяет, по нашему мнению, рассматривать его как определенный качественно-изменяющийся процесс, логическое движение, осуществляемое во взаимодействии и Mutius В. Die Rosa luxemburg - Legende. Frankfurt am Main, 1978,S.204.

Калашников Б.А. Вопросы исторического материализма в трудах Розы Люксембург. - М., 1977, с.5. взаимообусловленности указанных уровней осмысления действительности - от единичного (анализа конкретных явлений, например, революционных стачек в России 1905-1907 гг.) к всеобщему (общетеоретическому выводу о том, что "русский тип" стачки является новой формой классовой борьбы, интегрирующей в себе революционную активность международного пролетариата) и от всеобщего (например, неверного теоретического положения об "объективных пределах" развития империализма) к единичному (неверной, в связи с этим, трактовкой Брестского мира). Первая линия ведет от конкретно-социологического знания к общетеоретическому, вторая, наоборот, что в общем итоге дает целостное представление о реальном социальном процессе, как его понимала Р*Люкоембург, Поэтому именно социально-философский уровень (диалектически включающий в себя два указанных подуровня) осмысления теоретического наследия Р.Люксембург позволяет представить ее взгляды как целостное, концептуальное образование, а не как конгломерат эклектических фраз.

Поставленная в диссертации цель реализуется в ходе исследования через решение следующих взаимосвязанных задач: выяснить место и роль социально-философских взглядов Р.Люксембург в истории марксистско-ленинской философии; показать историческое значение борьбы Р.Люксембург с ревизионизмом, социал-реформизмом, центризмом для защиты и развития научно-мировоззренческого содержания марксистской теории и ее ди-алектико-материалистического метода; определить историческое место, роль и структуру субъективного фактора в теории революционного процесса Р.Люксембург; рассмотреть становление и развитие взглядов на империализм и диалектику классовой борьбы пролетариата; показать эволюцию творческого осмысления Р.Люксембург трех революций в России и в этом контексте проследить через содержание теоретических работ, идейные полемики, факты революционно-практической деятельности, ее переход от социал-демократизма к ленинизму и большевизму; раскрыть роль и значение материалистической диалектики для анализа Р.Люксембург закономерностей исторического и революционного процессов и критики оппортунизма П Интернационала; подвергнуть критическому анализу работы современных буржуазных и ревизионистских авторов, направленные на фальсификацию теоретической и революционной деятельности Р.Люксембург.

Методологической основой и источниками исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, ленинские оценки теоретической и революционной деятельности Р.Люксембург, документы мирового коммунистического и рабочего движения, Коммунистической партии Советского Союза и Социалистической единой партии Германии, труды деятелей КПСС и СЕПГ.

Основным источником для написания диссертации является собрание сочинений Р.Люксембург, изданное в ГДР в 1970-1975 гг., а также произведения Р.Люксембург, находящиеся в библиотечных фондах СССРэ ее эпистолярное наследие и воспоминания современников.

Марксистская историография о Р.Люксембург обогатилась за последнее время значительными работами советских и зарубежных исследователей, отражающих тот или иной аспект ее теоретической и революционно-практической деятельности. Это прежде всего труды таких авторов, как Б.А.Айзина, Г.А.Алексеева, Г.И.Деренковского.Р.Я.Ев- зерова, Я.В.Зайцева, Б.А.Калашникова, А.Я.Манусевича, В.В.Чистякова, И.С.Яжборовской и других. Определенную научную ценность представляют работы ученых-марксистов из ГДР Х.Бартеля.А.Лашитцы,

Г.Радчуна, а также исследования польских авторов, в особенности Ф.Тыха. Значительный интерес представляет монография философа-марксиста из ФРГ Б.Мутиуса "Легенда о Розе Люксембург".

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Роль и значение материалистической диалектики в идейной борьбе Р.Люксембург против оппортунизма и ревизионизма в защиту и развитие марксистской теории

Сложное и противоречивое развитие классовой борьбы рабочего класса в условиях империализма конца XIX - начала XX вв. отражено в существовании и содержании идейно-теоретической борьбы двух направлений в социал-демократических партиях П Интернационала - революционного (марксистского) и оппортунистического (ревизионистского), "Борьба двух основных тенденций в рабочем движении, революционного и оппортунистического социализма, - писал В.И.Ленин, - наполняет всю эпоху с 1889 до 1914 года... Оставим буржуазную и оппортунистическую манеру ссылаться на личности. Возьмем направления в ряде стран"- -.

Возникнув в 90-е годы XIX в. сначала в Германии, ревизионизм как идеология мелкой буржуазии перерос национальные ражи и превратился в международное явление ("бернштейнианство" в Германии, "экономизм" в России, "фабианство" в Англии, поссибилизм во Франции). Начало борьбе против международного ревизионизма положил В.Й.Ленин своей критикой виднейшего представителя "легального" марксизма в России П.Струве и меньшевиков, тем свмым продолжив борьбу К.Маркса и Ф#Энгельса против реформизма в рабочем движении. Также активно выступали против ревизионизма А.Бебель, Д.Благоев, Ж.Жорес, А.Лабриола, Ф.Меринг, В.Либкнехт, Г.Плеханов и др. Наиболее наглядным историческим примером острой конфронтации революционного и оппортунистических течений по коренным вопросам общественного развития и революционного процесса явилась идейно-теоретическая борьба внутри крупнейшей и авторитетнейшей партии П Интернационала - Германской социал-демократической партии, - в рядах которой прошла основная теоретическая и революционно-практическая деятельность Р.Люксембург.

Ревизионизм в Германии в форме "бернштейниэнства" возник в условиях империалистической стадии капитализма и по своему объективному содержанию явился выражением произошедших качественных изменений в производственной и социально-политической структуре рабочего класса, идейно-политического наступления буржуазии на успехи марксизма в рабочем движении, обострения непосредственной классовой борьбы за политическую власть, в целом - попыткой упразднить классовую борьбу как движущий фактор социального прогрес са и пролетарской революции. За период с 1896 по 1898 гг. в теоретическом органе СДПГ журнале " Heue Zeit ", редактором которого являлся К.Каутский, было опубликовано шесть статей Э.Бернштейна, переработанных затем им в книгу "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии", вышедшую в 1899 году. Смысл утверждений Бернштейна в этой книге сводился к тому, что он якобы освобождает марксизм от элементов "утопизма" и придает ему характер "реалистического учения". На самом деле речь шла о "тотальной" ревизии основных положений марксизма, попытке разъединить рабочее движение с научным социализмом. Это была эклектическая смесь идей и теорий, взятых из буржуазных опровержений марксизма и мелкобуржуазных теорий социализма. Р.Люксембург справедливо писала: "Маркс и Прудон, Лео фон Бух и Франц Оппенгейм, Фридрих-Альберт Ланге и Кант, Прокопович и д-р барон фон Йейпауер, Геркнер и Шульце-Ге-верниц, Лассаль и проф. Юлиус Вольф - все внесли свою лепту в систему Бернштейна, у всех он чему-нибудь поучился."1 Б июля 1898 года К.Каутский и К.Цеткин начэли переводить статью Г.Плеханова "Бернштейн и материализм". Опубликовав ее 30 июля 1898 года, центральный орган партии " Neue Zeit " открыл историческую полемику против взглядов Э.Бернщтейнэ на судьбы социалистического движения. С этого времени и по 1914 год история германской социал-демократии превращается в историю идейно-теоретической борьбы двух течений - марксистского и ревизионистского, в ходе которой происходил мучительный и сложный процесс теоретического осмысления новых потребностей общественного развития и классовой борьбы.

Неоценимый вклад в теоретическую и практическую борьбу с ревизионизмом в СДПГ и во П йнтернационэле в защиту и развитие идейно-мировоззренческого наследия классиков марксизма внесла Роза Люксембург. Практически все ее теоретические работы, статьи, рецензии носят полемический характер. Революционной страстностью и неукротимой энергией отличаются ее выступления против ревизионистов на партийных съездах СДПГ, конгрессах П Интернационала, собраниях перед широкими народными массами. Объектом научного исследования Р.Люксембург становятся такие злободневные проблемы как соотношение марксистской теории и революционной практики, теории и политики, стратегии и тактики в деятельности международной социал-демократии. Особое внимание она уделяет осмыслению социалистического кризиса во Франции, состоянию и развитию рабочего движения в разных странах и прежде всего в России, опыту стихийных массовых выступлений. Важнейшим качеством Р.Люксембург как марксистского деятеля, так же как и В.И.Ленина, являлось то, что ее работы всегда отличались революционной страстностью, партийно-классовой принципиальностью, своевременностью и злободневностью, а сама революционно-практическая деятельность постоянно проходила в эпицентре исторических событий.

Вопросы диалектики империализма и классовой борьбы

Диалектико-материалистическое понимание истории являлось для Р.Люксембург методологическим принципом и мировоззренческой основой в ее теоретических воззрениях и практической деятельности. Придавая особое значение положениям и выводам марксизма, в которых были научно зафиксированы объективные тенденции развития буржуазного общества и классовой борьбы, она стремилась развить и применить их в каждом конкретном случае политической деятельности партии. "Основой сегодняшней социал-демократической рабочей политики является, конечно, материалистическое понимание истории в общем и марксистская теория капиталистического развития в особенно от и "г Отказываясь от исторического материализма как философского обоснования социалистических устремлений пролетариата, ревизионисты тем самым отрицали марксистскую теорию классовой борьбы. Р.Люксембург понимала, что материалистическое понимание истории Маркса дает в руки надежный методологический инструмент для познания объективной диалектики эпохи, а следовательно и для правильного понимания и прогнозирования диалектики классовой борьбы» Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, каким образом материалистическое понимание истории выполняло роль методологии в творческой деятельности Р.Люксембург для решения тактических и стратегических задач классовой борьбы, и, наоборот, как сама диалектика классовой борьбы стимулировала и корректировала воззрения Р.Люксембург на историю, остановимся кратко на концепции Д.Лукача, которая примерно также, в такой взаимосвязи рассматривает взгляды Р.Люксембург и которая в наиболее целостном виде изложена Д.Лукачем в его книге "История и классовое сознание" (I923)1.

Д.Лукач, вообще, связывает возрождение марксизма из его социал-демократической оболочки, с именами В.И.Ленина и Р.Люксембург2. Причем это возрождение истинной сущности марксизма по мнению Д.Лукача произошло благодаря тому, что Р.Люксембург поднялась в своей теоретической деятельности над вульгарным эмпирическим, механистическим марксизмом П Интернационала и сумела представить исторический процесс как целостность. Именно Д.Лукач впервые попытался посредством категории " Totaiitat " (тотальность, целостность) осмыслить идейное наследие Р.Люксембург с целью представить революционный процесс как целостность. Категория "тотальность", "целостность" занимает центральное место в философии Лу-кача и также, по его мнению, и в социально-философских воззрениях

Р.Люксембург. Поэтому осмысление ее работ под углом зрения категории целостности является по Лукачу важнейшей теоретико-познавательной задачей. В предисловии к своей работе "История и классовое сознание" он пишет: "Партия может достигнуть подлинной коммунистической и марксистской зрелости только пройдя через осмысление теоретических трудов Люксембург"1, В статье "Роза Люксембург -марксист" на основе работы Р.Люксембург "Накопление капитала" Д.Лукач формулирует свое понимание сущности марксизма. Он пишет: "Решающее отличие марксизма от буржуазной науки заключается не в преобладании экономических мотивов при объяснении исторического процесса, а в точке зрения целостности. Категория целостности,всеобщее и решающее превалирование целого над частью составляет сущность метода, который Маркс заимствовал у Гегеля и, преобразив оригинальным образом, положил в основу современной теории"2. И дальше продолжает: "Кардинально революционным в пролетарской науке является не только то, что она противопоставляет буржуазной науке революционное содержание; прежде всего, это - революционная сущность самого метода. Превалирование категории целостности сос-тавляет революционное начало в науке"0. Согласно его представлению, отдельные конкретные науки, являясь замкнутыми формальными системами анализа определенных закономерностей, не могут теоретически охватить объект как целостность. Поэтому "... для марксизма, в конечном счете, не существуют отдельно юридическая, политическая, экономическая и т.д. науки, а имеется только одна наука -историческая и диалектическая, единая и единственная - наука о развитии общества как целостности"4 Принцип целостности означает выход за пределы эмпирического исследования и дает возможность исследовать отдельный факт (событие) с точки зрения основных тенденций развития целостного объекта. Этот принцип якобы не был понят последователями Маркса, которые разъединяли теоретический и эмпирический уровни исследования и поэтощу исключалась возможно сть истинного познания конкретной проблемы. Возрождение марксизма, по Лукачу, началось после появления двух работ - "Государство и революция" В.И.Ленинз и "Накопление капитала" Р.Люксембург, которые по методу анализа и изложения проблем сходы, так как в этих работах теоретические и исторические уровни исследования представлены в диалектическом единстве» В то время как теория познания вульгарного марксизма П Интернационала сводилась или к позитивистской социологии с ее эмпирическими методами исследования или к неокантианству с его абстрактными идеалами, что в конечном счете как в том, так и в другом случае превращало марксизм П Интернационала в апологию капитализма, р«Люксембург! отмечает Лукач, уже в первых своих работах и политических выступлениях против Бернштеина "подчеркивала существенную разницу между целостным и частным, диалектическим и механистическим восприятием истории" .

Диалектика стихийного и сознательного

Если сделать обзор современной литературы, посвященной анализу взглядов Р.Люксембург на революционный процесс, то можно выделить стержневую проблему, вокруг которой в основном концентрируются современные западные исследования и идет идеологическая борьба Нет практически ни одной исследовательской и пропагандистской работы в общей буржуазной историографии о р.Люксембург, в которой бы эта проблема тем или иным образом не освещалась. Кратко она звучит так: соотношение стихийного и сознательного в борьбе за социализм. Разумеется, подобная проблема является фундаментальной в определении стратегических и тактических направлений в антикапиталистической борьбе и поэтому всегда была актуальна для рабочего движения.

Особая ее актуальность для современности вызвана ростом боевой активности рабочего класса капиталистических стран за последнее десятилетие, усилением его самостоятельной роли в общественно-политической структуре капитализма, а в некоторых странах -переходом широких слоев трудящихся к непосредственной практической борьбе за коренные социальные преобразования. Все это характеризует огромные сдвиги в классовом сознании масс и прежде всего рабочего класса и выявляет ту большую роль, которую играют национальные коммунистические партии по внесению социалистического сознания в массы. Современная западная литература по вопросам сознания и психологии рабочего класса отражает, с одной стороны, стремление различных течений буржуазной мысли дать интерпретацию антикапиталистическим выступлениям, соответствующую их общим идей но-теоретическим и классовым установкам1» С другой - она содержит обширный исгорико- философский материал, чтобы на его основе выработать более совершенный исследовательский и методологический аппарат, который чаще всего используется для фальсификации истории марксистско-ленинской философии и марксистской теории классового сознания. В качестве одного из таких историко-философских материалов по проблемам революционного процесса и служит идейно-теоретическое наследие Р.Люксембург. Оно активно используется в современной идеологической борьбе с одной единственной целью: противопоставить взгляды Р.Люксембург на диалектику соотношения стихийного и сознательного в борьбе за социализм ленинской концепции внесения социалистического сознания в массы революцион-ноей партией . Предпринимаются попытки доказать, что современная практика стихийных выступлений масс в странах Запада полностью соответствует теории стихийности, разработанной Р.Люксембург применительно к условиям стран развитого капитализма. В то время как будто бы В»И.Ленин, исходя из условий отсталой в капиталистическом отношении России, игнорировал стихийные движения широких народных масс, абсолютизировал субъективный фактор в революционном процессе. Как правило, подобные попытки концентрируются в нападках на ленинскую теорию партии нового типа и исторический опыт большевиков. В связи с этим несколько подробнее остановимся на некоторых концепциях.

Б 1975 году молодая исследовательская группа при западноберлинском университете в ФРГ "Проект: классовый анализ" выпустила в свет книгу под названием "Роза Люксембург. Кризис марксизма , в которой в рамках общей дискуссии по теоретическим проблемам классового сознания пролетариата, развернувшейся в западногерманских научных кругах, дается интерпретация взглядов Р.Люксембург на проблемы классового сознания рабочего класса. Авторы книги приводят многочисленные цитаты из работ Р.Люксембург, компонуют ее высказывания по различным вопросам революционного процесса для обоснования основного вывода о том, что классовое сознание пролетариата формируется стихийно в его стихийной борьбе против капиталистической эксплуатации. Своеобразие этой концепции состоит в том, что ее авторы пытаются опереться на методологию К.Маркса, положения и выводы "Капитала", По их мнению, Р.Люксембург марксистскую теорию классового сознания наиболее правильно развивала в рамках П Интернационала в соответствии с духом "Капитала" и той революционной практики, очевидцем и активным участником которой являлась сама Маркс, утверждают авторы концепции, убедительно показал в своем главном труде "Капитале", что законы капиталистического производства и воспроизводства порождают стихийные движения протеста. И заслуга Р.Люксембург будто бы состояла в том, что она сосредоточила свой исследовательский и революционный интерес на проблемах стихийной борьбы, в процессе которой формируется организация и сознание класса и партии, "Организация рабочего класса и его сознательная борьба есть результат самой борьбы" И далее они пишут: "Для Розы Люксембург спонтанные действия масс являются существенным фактором конституирования классового сознания"2» Причем стихийные действия масс ограничиваются авторами "Проекта" рамками экономической структуры капитализма. %пя Розы Люксембург экономическая ситуация и формы сознания находятся в прямой непосредственной связи" . Исходя из вульгарно-экономической интерпретации революционного процесса, обосновывается и роль партии в стихийном движении масс и в этом смысле проводится грань между взглядами Р.Люксембург и ленинской концепцией партии нового типа.

Соотношение борьбы за демократию с борьбой за социализм

Современная социал-демократия, особенно в лице ее правых лидеров, выдвинув концепцию "демократического социализма" как альтернативу научному социализму, отказавшись от мировоззренческих основ марксистской теории, тем самым осудила себя на идейный провал в попытках создания философского обоснования своих "плюралистических" концепций общественного развития. В качестве одного из теоретических источников, который, по мнению идеологов социал-демократии, должен использоваться в целях философского обоснования демократического социализма, являются идейные воззрения Р.Люксембург. Так, один из участников теоретической конференции "Исторические достижения и актуальное значение Эдуарда Бернштей-на" Ытрассер заявил: "Демократический социализм питается из многих исторических источников, к числу которых наряду с Бернштей-ном, в частности, относятся Маркс, Энгельс, Роза Люксембург, Карл Корш. Сегодня задача состоит не в том, чтобы канонизировать один из этих источников, а в том, чтобы объединить их в одной новой концепции" . В одной из статей теоретического органа СДПГ " Die Neue Geseiisohaft " написано: "Христианское учение о сущности человека и его этические масштабы, права человека, провозглашенные Французской революцией, этика и просветительские идеи Канта, диалектическая философия истории Гегеля, Марксова критика капитализма, критический марксизм Бернштейна, теория стихийности Розы Люксембург и критика большевизма, свободный социализм Шумахера, новейший вклад Эрнста Блоха и др. - все это составляет » акты сознания демократического социализма"2 Важно отметить, что литературное наследие Р.Люксембург включается в общую идеологическую структуру "демократического социализма" в том тенденциозном и "идеологически" выдержанном виде, в Кеном оно представлено в исследованиях буржуазных авторов, причем, как правило, общим результатом таких исследований является субъективное конструирование двух моделей социализма на основе противопоставления взглядов В«И.Ленина и Р.Люксембург: "гуманистическо-демократического" социализма, родоначальником которого якобы была Р.Люксембург и которому принадлежит будущее, и "бюрократическо-диктаторского" социализма В.ИЛенина, воплотившего его в реальность в отстэлой в капиталистическом отношении России. Поясним это некоторыми примерами.

Западногерманский социал-демократический автор Я.Оссовски рассуждает следующим образом . Основным признаком "люксембурги-энства" как идеологического течения являлась стихийность "массовых действий", причем "спонтанность" означает родовое качество, которое относится ко всем социальным движениям народных масс в какой бы конкретно-исторической форме оно не выражалось. Наглядным примером спонтанного движения масс явились события во Франции 1968 г. "Живое движение масс" - основной элемент "люксембургиан-ства". В этом "движении масс" партия как "организация является не предпосылкой, а следствием массовых действий"2. Основным признаком "ленинизма" является "теория внесения социалистического сознания в стихийные массовые движения 1% В ленинизме партия замещает класс и воплощает в себе все признаки "якобинской" партии, которая соответствовала социальным движениям далекого прошлого буржуазного общества. Оссовски даже утверждает, что по своим теоре-і І її 11 і .тическим воззрениям Р.Люксембург не только была равна В«И.Ленину, но и превосходила его в теории организации партии как процесса. В русле буржуазной теории стихийности рассуждает и другой социал-демократический деятель Ю.Хенце . По его мнению, для Р.Люксембург диктатура пролетариата означала "диктатуру огромного большинства народа над малым меньшинством" , поскольку "социализм есть не что иное как осознание самим народом свободы" В то время как В.Й.Ленин понимал диктатуру пролетариата как отрицание демократии, что якобы впоследствии со всей очевидностью проявилось в "сталинизме и советской модели социализма" . В 1975 г. в Гамбурге вышел огромный том под названием "Немецкая революция 1918-1919 гг. Документы"5. Во вступлении к главе ХІУ "Партии" читаем: "В программе новой партии имелась концепция революции, развитая розой Люксембург, как "действие больших миллионных масс народа и взятие политической власти только с сознательного согласия большинства пролетариата в противопоставление позиции, защищаемой В.И.Лениным, о решающей роли авангардистского, революционного меньшинства"6. В 1969 г. центральный орган СДПГ газета "Vorw arts" опубликовала две симптоматичные статьи, посвященные 50-летию со дня убийства Р.Люксембург и Карла Либкнехта. В статье Г.Вебера "Революционность" Социалистической единой партии. Роза Люксембург и СЕПГ" указывается на "ханжеское отношение СЕПГ к Розе Люксембург"1. В чем же заключается это "ханжеское отношение"? А в том, пишет автор, что Р.Люксембург будто бы на протяжении всей своей жизни боролась против большевиков за создание "демократической, а не бюрократической" партии и вина СЕПГ состоит в том, что она в своей пробольшевистской ориентации тем самым отвернулась от исторических заветов Р.Люксембург. Автор надеется что и в ГДР "идеи выдающейся марксистки нашего столетия быстро станут программой демократического коммунизма" » Другая статья "Возрождение спонтанности" й.Шолмера8 примечательна тем, что в ней доказывается прямое подтверждение теории стихийности Р.Люксембург стихийными событиями во Франции 1968 г. "Массы, большинство, демократия -три понятия, которые образуют исходные предпосылки ее теории"4