Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в. Кутузова, Наталия Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кутузова, Наталия Александровна. Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в. : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Минск, 1996.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми диссертации. Развитие национального самознания» консолидация белорусского этноса тесно связано с обра-кием к духовному наследию прошлого. Изучение социально- фило-Бского и этического творчества первой половины XVII в. приобре-зт особое значение и актуальность, позволяет представить важный ап духовного раавития белорусского народа, понять его сущность, горический период, определяемый рамками первой половины XVII

явился судьбоносным: Люблинская уния 1569 г. и Брестская нервная уния 1596 г. поставили Беларусь в центр мировых политичес-х и межкокфессиональных религиозных конфликтов, соединили наци-альные и религиозные проблемы воедино.

На развитие духовной культуры белорусского народа наложило печаток пересечение восточных и западных культурно- философских адиций. Социально- экономические, политические, межнациональные межконфессиональные конфликты в РП. а также реальная угроза ут-ты культурных основ белорусов в результате католической экс-нсии способствовали выдвижению на первый план социальных, поли-ческйх и этических проблем. Полемика стала легальным способом щиты национальной самобытности и выяснения межцерковных, теоло-ческих и социально-политических противоречий.Полемическая лите-тура первой половины XVII в. выразила парадигму исторического и ховного развития того времени, которая заключалась в формирова-и раннебуржуазной культуры, постепенном и противоречивом ставлений светского мировоззрения, освобождения философии, этики и логических наук из теологических рамок.

Историко- философские исследования полемической литературы нца XVI - начала XVII вв. довольно многочисленны. Начало изуче-ю этих источников положили дореволюционные исследователи (1), торые проделали огромную работу по сбору, переводу и публика-

Голубев С.Т.Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники.-ев, 1898.; Эавитневич В.З. Палинодия З.Копыстенского и ее место истории Западно- русской полемики XVI и XVII вв.- Варшава, 83.; Коялович М.И.Литовская церковная уния.- СПб., 1859.; Под-юоцкий П. Западно- русские полемические сочинения по вопросу о сстановлении православной иерархии в Западной Руси в 1620 г.-ігилев.1915. и др.

- 2 циям сочинений, документов, касающихся унии и состояния дел пр вославной церкви этого периода, ввели в научный оборот колоссал ный фактический и библиографический материал. Дореволюционные и торики оставили значительное наследие по изучению произведен отдельных авторов: З.Копыстенского,М:Смотрицкого, П.Могилы, де тельности социальных групп, вовлеченных в борьбу против уни православных братств.

Изучение этого материала было продолжено в работах белорус кик и украинских современных ученых. Специальные исследован посвящены творчеству и деятельности М.Смотрицкого, А.Филиппович; П.Могилы и писателей могилянской школы, И.Вишенского.К.Ставрове: кого, Л.Сапеги, В.Рутского.(1) Многочисленны также комплексні исследования,содержащие историко- культурный,социально- полит: ческий и историко-философский анализ.(2)

За полтора века устойчивого интереса к полемической литерат: ре была совдана солидная бага знаний методологического и конкре но- содержательного характера, опубликованы и детально изуче: первоисточники, исследовано наследие отдельных персоналий. Одна ряд аспектов проблемы остался недостаточно изучен. Отсутствуї связь господствующих в то время религиозно- теологических, соц ально-философских и этических взглядов, их изучение как феноме; восточноевропейской, славянской культуры, взаимодействия с филі софской культурой Западной Европы, о богословскими традиция] Востока и Запада, Слабо изучены работы униатских авторов: В.Руті кого, Л.Кревэы, А.Селявы.Практически не вовлечены в научный об* рот церковные издания того времени: Номоканон, изданный в Киї во-Печерской лавре в 1624 г. под редакцией З.Копыстенского, про изведения митрополита П.Могилы, "Поучения аввы Дорофея"(1628 ),

1.Короткий В.П. Творческий путь Мелетия Смотрицкого.- Мн., 1987, Коршунов А. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество.- Мн.,1965 Прокоюина Е.С. Мелетий Смотрицкий.- Мн. ,1966. и др. 2. Загайко П.К. Українські письменнікі- полемісті кінця XVI- пі чатку XVII в. в боротьбі проти Ватікану і Унії.- Кіів, 1954.; Ш докшин С.А. Філасофская думка эпох! Адраджэння у Беларусі, мн.,1990.;Паславский И.В. Из истории философских идей на Украиі в конце XVI-первой трети XVII вв.7 Киев, 1984.; Перетц В.Н. Ис< ледования и материалы по истории старинной украинской литерат; ры.- М.Л., 1962.; Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль Бел< руссии XVI-первой половины XVII вв.- Мн., 1984. и др.

"Главизны поучительны" дьякона Агапига (1628) и др. Из униатских церковных сочинений не исследованы сочинения полоцкого архиепископа И. Кунцевича и митрополита В. Рутского.

Необходимо изучение философской мысли Беларуси XVII в. в свя-8и с ее теологическим содержанием, т.к. теология являлась в то время единственной основой всякого знания: философского,этического, социально- политического.

Актуальность изучения социально- философской и этической мысли Беларуси первой половины.XVII в. определяется важностью подобного историка- философского исследования в общем курсе истории философгаї Беларуси, керазработанностыо ряда проблем и отсутствием целостной истории философской мысли того периода. Требует более глубокого изучения роль и место религии и церкви в формировании духовного потенциала нации. Современное, общество, многонациональное и плюралистичное сталкивается с теми же проблемами, которые пытались решить наши предки в XVII в. ив этой связи изучение их теоретического наследия остается актуальным.

Цель и задачи исследования.С учетом состояния научной разработки темы и требований современных историк»- философских иссле-.дований поставлена цель раскрыть основные тенденции развития социально- философской и этической мысли Беларуси первой, половины XVII в., показать их во взаимодействии с происходящими социально-политическими процессами и культурно-теологическими традициями.

В связи о этим представляется необходимым осуществить конкретные задачи. Во- первых, проследить теологические традиции социально- философской и этической мысли Беларуси исследуемого периода и влияние теологических течений Западной Европы,России, Византии. Раскрыть теологический смысл "истинного бытия" как основы социально- философских разработок посредством изучения сути догматических разногласий между полемиотзми, их антропологических, гносеологических и нравоучительных концепций. Во-вторых, провести исследование социально- философской мысли Беларуси, выявить ее специфику, закономерности развития, изучить полемические сочинения униатских авторов 20х г. XVII в., процесс становления униатской церкви, ее церковного права и устройства. Проследить зарождение социально-политических и правовых идей в полемической литературе, их связь с теологией и социально- культурными «влениями тот го времени. В-третьих, выявить отношение полемистов к вопросам

взаимоотношений государства, щжвіїи общества, лолитичеокук ори
ентации полемистов, их видение международных конфликтов, в кото
рых участвовала РЛ, -, выявить политикогосударственные к правовые
приоритеты. Дать оценку практической ценности для общестза того
времени предлагаемых,- полемистами моделей функционирования госу
дарства и церкви. В- четвертых, проследить формирование историо
софских позиций полемистов,. их связь с национальными проблемами.
В-пятых,-.дать.оценку Брестской церковной унии с точки зрения ре
лигиозной; И;социальное политической, выявить отновение полемистов
к идеелуний.-.-В-оестых, проследить .закономерности становления эти
ческих ;,учевдй,.^,их связь с религиозноткравственными вопросами и с
социально-политическими условиями,, определить ведущие этические
проблемы и ;морадъные,;ценности. ... ,,

Научная яовиана полученных результатов определяется попыткой рассмотретЬ'-социалькол.философскую і ,.и,,.,-этическую,. мысль .Беларуси первой пдловины.-.,ХУ11.:В. /какЦелостный, культурно- исторический феномен,; ^ воссоздать процесоре-становления и закономерности развк--тия,..; Теоретической основой диссертационной раооты.язляется понимание национальной философии-как относительно самостоятельной духовной системы, как процесс, и ..результат .взаимодействия восточной (православной)-^ западной ( католической) геолого- философских культур. ...Влоснову. методологии.(Исследования были .положены следующие , пршципы.:-а).. при -.изучении ^полемической с,-литературы .учитывался фактор ...взашовлияния:, и, противоборства .-восточной, к -западной духовных, традиций, а,-Беларуси;.,.б) своеобразие : эпохи,определялось на оснс возрастающего процесса распада ..господствующего религиозного мировоззрения, и ^выделения собственно философских, этических и социально- . политических; идей... Применение принципа историзма в совокупности, с. совдокулътурныы методом позволило соотнерти творчества первой, ?.полрвины ШГа... и позиции отдельных авторов с историчес-К1Ши.;И-полихическими реалиями той эпохи, восстановить связь социально- ...философских и. .этических идей с мировоззренческим стилем их авторов іИ-жрлогическими традициями Востока и Запада. Чертой нового., подхода ^явилось исследование особенностей философского мыш-# ления полемистов о.-^привлечением максимального количества первоисточников, и последовательном сравнении специфической позиции православных, авторов:,-.Ы. Смотрицкого, А.Филипповича,'. 3. Копыстенского, И.Вишенскрго,-, К.Ставровецкого, униатов- И.Потея, В.Рутского, А.Селявы, Л.Кревзы, иезуита П.Скарги.

В диссертации впервые выделены и обоснованы периоды эволюции социально-философского и этического творчества исследуемого периода. Широко используются церковные православные и униатские издания, всесторонне изучена униатская публицистика 20х годов XVII в. Выявлена связь теологической идеи '"истинного бытия" с социально-философскими установками полемистов. Исследованы"трактовки полемистами проблем народности, национальной традиции, католической идеи "единства" и православной "истинной церкви" "в их развитии, вопросы взаимоотношений государства и церкви.Впервые на материалах религиозной полемики XVII в. проанализирована динамика рассматриваемых полемистами социально-фіцософских понятий:'"истинная церковь", "моноцерковное''государство", "уния как церковное объединение", "государственный суверенитет", "право",' "свобода", "национальная традиция", "уния как государственная'национальная церковь", "общественное благо". В диссертации прослеживается эволюция идеи унии,анализируются ее религиозный; экклезиологическкй и политический аспекты, рассмотрена концепция В.Рутского об униатской церкви как политической организации и автокефальной церкви.

Дальнейшее развитие получило изучение этико- политических аспектов полемики, выявлена эволюция нравственных идеалов от внут-рицерковных формул благочестия к универсальным ценностям.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они вносят вклад в разработку истории отечественной, философии. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории философской мысли Беларуси, - европейской философской мысли XVI-XVII вв., истории религии. Возможно использование материалов диссертации для популяризации духовного и культурного наследия Беларуси, при написании обобщающих трудов по историко-философской тематике.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Социально- философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в., связанная с идейной борьбой вокруг Брестской церковной унии, развивалась в тесном единстве как цельный духовно-творческий процесс в условиях активного противостояния двух главных христианских направлений: православия и католицизма.

  2. Особенностями социально- философской и этической мысли Беларуси исследуемого периода являются:а) уникальная историческая и социально- политическая обстановка (обострение социально- политических и экономических противоречий, многонациональный состав общества, национально- религиозная конфронтация); б) религиозно-

- s -теологическое мировоззрение; в) энциклопедизм и универсализм в охвате полемистами разных областей философского знания. Выделяются три этапа в развитии социально-философского и этического творчества в соответствии с социально -политическими изменениями. Первый ( конец XVI- 1610 г.), характеризовался ретроспектив-ностьо, следованием православных, католических и униатских авторов своим теологическим традициям ,в рамках которых обсуждались преимущества "истинной церкви", "избранной нации" и "святого языка". Второй (1610- 20е годы XVII в.) отмечен выдвижением проблем реального государственного устройства, народности, общественной структуры. Третий этап ( 30- 50е годы XVII в.),отличался преобладанием светских подходов к социально- филсюофским и этическим вопросам, выдвижением идеи "общественного блага" и попытками ее практической реализации. Полемисты обоих направлений рассматривают одни и те же социально-фіаасофские и этические проблемы; эволюция их воззрений проходит"одинаковый процесс: от ортодоксально - церковной трактовки полемических вопросов до достижения.взаимопонимания' авторов на новом светском уровне восприятия социальных и нравственных вопросов.

  1. Социально- философская и этическая мысль первой половины XVII в. характеризуется как творчество перехода от традиционно религиозных форм выражения к секуляризованным идеалам гражданского гуманизма, к тенденциям оформления в самостоятельный предмет светских наук: этики, политики, философии.

  2. В первой половине XVII в. процесо складывания белорусской нации проходил на основе утверждения веротерпимости и толерантности, идей национального самоосоэнания себя в качестве реального субгекта государственных отношений. Об этом свидетельствует доминирующая роль вопросов "народности", "языка", рассматриваемых полемистами в совокупности с проблемами государственности.

Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела истории философии Института Философии и Права АН Беларуси. Результаты диссертации легли.в основу доклада "Национальная идея и религия в полемической литературе первой половины XVII в." на конференции "Філасофія Нацыянадьнага Адраджэння", проходившей в Минске в апреле 1995 г.

Опублнковашюсть результатов.Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

- 7 -і.Кутузава Н.А. Праблема улады у рзлігійнай палеміци Беларусі г першай палове XVII ст.// Весці АН Беларусі. Сер. гуманіт. на-зук. - 1994,- N 1.- С. 26- 33.

2.Кутузава Н.А. Ідзі апафатыэма у рзлігійнай палемічнай літа-затуре першай паловы XV11 от.// Праваслауе у Беларусі і у сьве-ДЄ,- 1991,N 4.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников. Структура содержания диссертации обусловлена целями и задачами, а также авторским пониманием логики исследования. Объем диссерта-[ЩИ- 115 страниц. Список использованных источников включает 200 наименований.

Похожие диссертации на Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в.