Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков Каверина, Елена Васильевна

Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков
<
Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каверина, Елена Васильевна. Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Каверина Елена Васильевна; [Место защиты: Воен. ун-т МО РФ].- Москва, 2010.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/216

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами

Во-первых, необходимостью системного, глубокого и полного, с учетом появления новых фактических и информационных данных, объяснения процесса зарождения первых форм философствования на Руси в период перехода восточных славян и русских племен от древних обществ к раннему Средневековью, к становлению государственности в русских княжествах

Во-вторых, выявлением содержания и особенностей онтологических и социально-философских мировоззренческих исканий славяно-русских народов в X - начале XIII веков Представляет научный интерес разграничение языческо-мифологического и христианско-догматического философствования на Руси по проблемам бытия природы и человека, содержащегося в письменных источниках исследуемого периода и более поздних публикациях

В-третъих, объяснением смыслов исходных понятий философского характера, которые использовались в рассуждениях о космосе, Вселенной, небесном, земном и внеземном (подземном) мирах, о человеке и жизни народов

В-четвертых, изучением процесса становления антропологических воззрений В этом процессе более обстоятельного рассмотрения и сравнения

требуют нравственно-практические, духовно-языческие и православно-ортодоксальные установки и императивы жизнедеятельности индивида, определявшие его место и роли в родоплеменном сообществе Актуальным является также анализ утверждения первых форм идеализированного, богоугодного и образцового для христиан земного бытия человека

Период от первых археологических культур на территории современной России 4-3 тысячелетий до н э до появления славянской письменности во второй половине IX века остается трудным не только для системного объяснения динамики совершенствования материальной культуры и быта родовых и соседских общин, племен и союзов племен, но особенно - для анализа содержания и особенностей их сознания Основным источником изучения культуры восточных славян и других народов древнего периода в истории Отечества до V - VII веков остаются предметные свидетельства археологических исследований, а также информация сравнительной лингвистики, топонимики, антропологии и этнографии К настоящему времени накоплен новый фактический и аналитический материал, характеризующий материальною я бытспую культуру древних восточных гпявян русских vrpo-финских и других народов1 Но полученные знания явно недостаточны для выявления особенностей духовного мира, содержания и направленности мировоззрения этих народов

Духовность русских княжеств X - начала XIII веков более предметно можно исследовать по сохранившимся письменным источникам К ним относятся первые отечественные публикации, а также античные и византийские источники, которые имели место на Руси Они изучались и осмысливались, в них отражались и закреплялись самые различные знания, доступные для исследования и сегодня В этих письменных источниках фиксировались и воззрения философского характера Они были, как правило, фрагментарными, имели ярко выраженную мифологическую и религиозную окраску, но отражали своеобразие процесса зарождения на Руси самостоятельного и осознаваемого любомудрия Первые философские размышления соотносились с природой, космосом, исторической практикой восточного славянства и русских племен, а также с человеком

Прообразы философствования возникали не только на основе осмысления библейских догм и символа веры христианства, но и в процессе укоренения понятий «Русь», «Русская земля» В «Повести временных лет» указывалось, например, что слово «Русская земля» уже использовалось в византийском («греческом») летописании с 852 года2 Авторы «Русского хронографа»

1 См Морозов Б В Тысячелетие развития Русской цивилизации М Общество
дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2008, Славянская энцикло
педия Киевская Русь - Московия в2т М , Олма-Прссс, 2003, Полевой НА История рус
ского народа М, Вече, 2006 С 13-55, Перевезенцев С В Россия Великая судьба М, Бе
лый город, 2007 С 13-112, Лесной С Откуда ты, Русь9 Крах норманнской теории М,
2007

2 См Повесть временных чет (далее - ПВЛ) // Первые книги Святой Руси М,
ДАРЪ, 2005 С 64

приводят первое упоминание о Руси в «Баварском хронографе» за 811 год' С принятием христианства термины «Русь» и «Русская земля» стали широко употребляться в устной речи, летописях и других письменных источниках

Они получили устойчивый этнокультурный смысл, связывались с качественно новым, христианским этапом развития духовности в русских княжествах, служили основой философских обобщений Характерным является эпиграф к «Повести временных лет» «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»2 В небольшом предложении термин «Русская земля» повторен дважды Он наделен этнокультурным и социально-государственным смыс тами

Степень научной разработанности проблемы может быть отражена с двух основных позиций Во-первых, на основе изучения сохранившихся письменных источников X - начала XIII веков Во-вторых, обращением к современным публикациям и исследованиям, посвященных периоду от завершения последнего «великого переселения» народов Евразии II-VII веков до начала монголо-татарских нашествий на Русь в первой трети XIII века

Рассматривая первую группу источников, которая является основной, следует отметить, что до настоящего времени сохранилось не так много работ В основном это работы XI - начала XIII веков От возникновения письменности на Руси во второй половине IX века до завершения X века и официального крещения Руси в 988 г (более 150 лет) письменные источники практически не сохранились Но они имелись Сведения о некоторых из них содержатся в более поздних работах исследуемого периода

Из сохранившихся источников меньшая часть относится к осмыслению восточными славянами и первыми русскими пчеменами своей жизни в условиях позднего язычества, а большая часть - к первым векам утверждения христианского мировоззрения на Руси

В качестве важного источника языческого мышления в диссертации рассматривается и анализируется «Велесова книга Счавянские Веды»3, которая, как считается, была написана или составлена из текстов, вырезанных на буковых дощечках, новгородскими волхвами в первой половине IX века Многие исследователи считают «Книгу» священным преданием древних славян и первых русских племен В ней дано описание жизни славян и других древних народов Евразии от третьего-второго тысячелетий до н э до середины IX века н э Некоторые современные авторы считают «Книгу» подделкой Тем не менее, она уже живет своей жизнью За последние 15 лет, со времени появления ее первого полного перевода4, опубликовано около десяти вариантов

1 См Кожев НМ, Коняева MB Русский хронограф История Руси в датах М , Ве
че, 2008 С 16

2 ПВЛ // Первые книги Святой Руси С 49

3 См Ветесова книга Счавянские Веды / Составление, перевод, предисловие, ком
ментарии, статьи Д М Дудко М Изд-во Эксмо, 2004

'Асов А И Велесова книга Русские веды М Менеджер, 1995

«Книги» Ее сюжеты и идеи используют прозаики и поэты, художники, историки, создатели художественных и документальных фильмов

Близким к языческому мышлению является произведение неизвестного автора конца XII века «Слово о полку Игореве» ' Несмотря на то, что оно написано уже в христианский период существования русских княжеств, в тексте много сведений о языческих богах и соответствующих рассуждений самого автора «Слово о полку Игореве» использовано в диссертации для характеристики языческого мышления русских племен, сравнения онтологических и социально-антропологических размышлений поздних язычников и первых представителей христианства, а также для обоснования историософского смысла понимания истории русского народа

Языческое мировоззрение, содержавшее первые воззрения философского характера, было в основном устным, составляло содержание фольклора и народного творчества Но с появлением письменности оно отражалось в летописях, работах церковных иерархов и князей, других источниках Важно выявить, обобщить и систематизировать в мировоззрении древних восточ-ныл ышьяк и русских племен онтологически^, антропологические, социально-философские воззрения, предположения и догадки, ставшие одной из основ более зрелого и философски насыщенного христианского мирочувство-вания и миропонимания

Основная часть письменных источников первой группы, составившая содержание предметной области исследования в диссертации, представлена работами христианского направления XI - начала XIII веков Она многообразна по авторам, поднимаемым проблемам и содержанию, стилю изложения и другим признакам По полноте отражения и обсуждения философской проблематики литературу данного периода, дошедшую до нас, можно объединить в три подгруппы

Первую подгруппу образуют источники, в которых философские проблемы и философские понятия представлены наиболее последовательно Это «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского, летопись «Повесть временных лет», составлявшаяся разными авторами, Изборники 1073 и 1076 годов, «Диалектика» Иоанна Дамаскина, работы «О небесной иерархии (о силах бесплотных)», «О церковной иерархии» и другие Дионисия Ареопагита, «Диоптра» Филиппа Пустынника, «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» и др Сегодня они опубликованы, как правило, в антологиях, хрестомаїиях и сборниках2

1 Слово о полку Игореве Древнерусский текст и перевод // Древнерусская литература Хрестоматия М Просвещение, 1995

См Антология мировой философии в 4 т М Мысль, 1969-1972 Т 1 Часть 2, Первые книги Святой Руси М ДАРЪ, 2005, Святая Русь Энцикпопедический словарь русской цивилизации М Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000, Древнерусская литература Хрестоматия М Просвещение, 1995, Памятники литерат>ры Древней Руси 12 книг М Знание, 1978-1993, Повести Древней Руси ХІ-ХІІ веков Л Лениздат, 1983 идр

Во вторую подгруппу можно включить агиографическую, эпистолярную, лексикографическую литературу К ней относятся «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие и Хождение Даниила, игумена русской земли», а также «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игоре-ве» и др Они опубликованы в обозначенных выше антологиях, хрестоматиях и сборниках В данных произведениях также содержатся идеи и рассуждения философского плана, но они не образуют основного содержания источников

Отдельные философские идеи и высказывания содержатся в источниках третьей подгруппы К таким источникам относятся свод древнерусского права XI - XIII веков «Русская правда», сборник изречений и кратких исторических рассказов этого же периода о поступках великих людей «Пчела», где главы подбирались по темам «О мудрости», «О учении и беседе», «О богатстве и убожестве», «О зависти» и т п '

В цепом источники первой группы демонстрируют содержание и качество развития сознания и всей духовности восточных славян и русских племен поздней древности и раннего отечественного Средневековья Вместе с тем, письменные работы XI - начала XIII веков русской истории и культуры образуют ту объективную основу, опираясь на которую и можно рассуждать о возможной и действительной степени научной проработки темы диссертации

Вторую группу источников, собственно раскрывающую степень научной разработанности темы диссертационного исследования, составляют современные работы. Их также необходимо объединить в несколько подгрупп

Важную для диссертационного исследования подгруппу составляют работы, посвященные истории древних славян и русских племен В них рас-

' См Летопись русской философии 862-2002 СПб Летний сад, 2003 С 18-20 2 См Бычков А А Энциклопедия языческих богов Мифы древних славян М Вече, 2001, Всемирная история Бронзовый век Мн Харвест, М ACT, 2002 Гл 9, Всемирная история Закат Римской империи Раннее средневековье Мн Харвест, М ACT, 1999 С 544-615,839-898, Гумилев Л Н От Руси до России М Айрис-пресс, 2007, Демин В Н Тайны русского народа в поисках истоков Руси М Вече, 2000, Он же Загадки русских летописей М Вече, 2001, Долгов В В Быт и нравы Древней Руси М Луза, Эксмо, 2007, Коняев МН, Каляева MB Русский хронограф История России в датах М Вече, 2008, Лесной С Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории М Алгоритм, 2007, Меркуіов В И Откуда родом варяжские гости'' Генеалогическая реконструкция по немецким источникам М Амрита-Русь, 2005, Мирончиков Л Т Словарь славянской мифологии Происхождение ставянской мифологии и этноса Мн Харвест, 2004, Полевой НА История русского народа М Вече, 2006, Перевезенцев С В Россия Великая судьба М Белый город, 2007 С 9-238, Русский народ Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Собр М Забычиным Репринтное воспроизведение 1880 года М «Книга Принтшоп», 1989, Рыбаков Б А Язычество древних славян М Мысль, 1981, Он же Язычество древней Руси М Мысчь, 1987, Святая Русь Энциклопедический словарь русской цивичизации М Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000, Славянская энциклопедия Киевская Русь - Московия в 2-х т / Автор-составитель В В Богуславский М Олма-Пресс, 2003, Янович В С Великая Скифия история докиевской Руси М Алгоритм, 2008

крыто зарождение и становление материальной и духовной культуры народов Руси от 4-3 тыс до н э по XV - XVII века В диссертации использованы идеи и выводы о возникновении мифологических и языческих воззрений, культов, ритуалов и традиций, свидетельствовавших о характере и содержании сознания древних славян и других народов, русских племен отечественного Средневековья Данная группа источников использована также для обоснования того, как изменения в материально-трудовой деятельности, переход от кочевого и полукочевого (непостоянного, сезонного) к оседлому образу жизни повлияли на совершенствование мышления и всего духовного мира русских племен Теоретическую основу диссертации составил сравнительный анализ динамики изменения мировоззренческих ориентации русских племен и других народов Руси с принятием христианства Изучение данной подгруппы источников позволило с современных позиций оценить уровень и качество философских исканий народов древней и средневековой Руси, обосновать предмет диссертационного исследования

Еще одну подгруппу современных источников, которые составили теоретическую и методолоіическую исноБ} диссертации, образуют рябпты посвященные зарождению и развитию собственно философских взглядов и идей на Руси' В них представлены результаты изучения первых философских исканий мыслителей и деятелей русских княжеств Анализ данных источников дает возможность более рельефно разграничить этапы и основную проблематику философских размышлений X - начала XIII веков Она касалась Космоса и верований, человека и общества, смысла жизни, других сторон бытия

В диссертации использованы идеи, способы обоснования, методология анализа процесса возникновения философских размышлений в Киевском княжестве домонгольского периода Важное значение для диссертационного исследования имело также обращение к материалам современных публика-

1 См Бойко С В Философия Вологда ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004 С 138-144, Горский В С Философские идеи в культуре Киевской Руси XI- начала XII в Киев Наукова Думка, 1988, Громов М Н, Козюв НС Русская философская мысль X-XVII веков М Изд-во МГУ, 1990, Громов МН, Милъков В В Идейные течения древнерусской мысли СПб, 2001, Дягилев В В Основные предпосылки появления оригинальной русской мысли Философия и теология Возникновение предфилософии в России/ Занимательная философия М Издательский центр 1996 С 13-18, Евчампиев ИИ История русской философии М , 2002, Замаїеев А Ф Лекции по истории русской философии СПб Летний сад, 2001, Он же Восточнославянские мыслители Эпоха Средневековья СПб СПбГУ, 1998, Идейно-философское наследие Илариона Киевского Ч 1-2 М,1986, История русской философии / Под ред МА Маслина М КДУ, 2008 С 9-30, История философии в СССР в 5 т Т 1 М Мысль, 1968, Летопись русской философии 862-2002 СПб, Летний сад, 2003 С 5-21, Новикова Л И, Сиземская ИН Русская философия истории М Магистр, 1997 С 12-48, Поляков Л В Философские идеи в культуре Древней Руси М,1988,Яоло-вич MB Мировоззрение древних славян Киев, 1985, Сербиненко В В История русской философии XI-XIX вв М Изд-во Российского открытого ун-та, 1993 С 3-13, Смысл жизни в русской философии СПб Наука, 1995, Становление философской мысли в Киевской Руси М Знание, 1984, Чанышев А Н Курс лекции по древней и средневековой философии М Высшая школа, 1991 С 417-429

ций, в которых рассматривался языческий период отечественной истории, мировоззренческие установки восточнославянских племен

Материал диссертационного исследования согласуется с существующей схемой (этапами и периодами) возникновения и развития русской мысли от древности до XVIII века Например, М Н Громов и Н С Козлов выделяют три основных этапа в истории отечественной философии

  1. предыстория (до X в),

  2. собственно история (конец X - XVII вв),

  3. постистория (после XVII в)1

Этап «собственно истории» они разделяют на более конкретные периоды

а) становление русской философской мысли (X - XII вв ) Киевский пе
риод,

б) развитие философии в эпоху раздробленности (XIII - XIV вв),

в) подъем философствования в Московский период (XV - XVI вв),

г) завершение средневекового этапа развития отечественной философии
в XVII в 2

Важно подчеркнуть, что авторы данной работы и многие другие современные исследователи считают необходимым рассматривать истоки русской философской мысли на этапе предыстории - в последние века восточнославянской древности и первые столетия средних веков В диссертации исследуются два периода возникновения и утверждения русской философии предыстория (до X в) и становление философии в Киевский период (X - начало XIII вв)

В отдельную группу источников, раскрывающих степень научной разработанности темы диссертации, следует выделить современные публикации Русской Православной Церкви За последнее десятилетие вышло ряд фундаментальных работ, в которых существенно дополняется и уточняется изучение проблемы русской духовной культуры от IX - X веков до XVIII века3 Так, в «Энциклопедическом словаре русской цивилизации» помещены фундаментальные материалы «История русской цивилизации», «История русского народа», «Русская идея», «Русский путь», «Литература Святой Руси», «Философия русская» и др Они образуют новое направчение в исследовании истории русской культуры, духовной жизни русского народа, раскрывают оригинальность его мировоззрения и философствования Таких материалов в исследовательском поле отечественных философов не существовало в XX веке или они публиковались фрагментарно

'См Громов МН, Козчов Н С Русская фичософская мысть X-XVII веков М МГУ, 1990 С 40

2 См Там же С 41-42

3 См Святая Русь Энциклопедический словарь русской цивитазации, Четьи-Минеи
Святые русского православия X-XV вв М Эксмо, 2004, Первые книга Святой Руси,
Курбатов Г Л, ФрочовЭД, ФрояновИЯ Христианство Античность Византия Древняя
Русь Л , 1988, Святославами 4 В Традиция памяти в православии М Древлехранили
ще, 2004, Рижский М И Русская Биб чия история переводов Библии в России СПб, 2007

Литература об истории русского Православия и христианско-православной философии, тесно связанная с античной философией, составляет сегодня новый массив, требующий осмысления и систематизации, соотнесения его с имевшимися знаниями в отечественной философии Характерным для источников данной группы является и то, что во многих из них изучается мифология и язычество древних славян, русских племен Но изучается вполне корректно и объективно не как враждебные христианству феномены, а противостоявшие или ранее существовавшие элементы духовной культуры В этих источниках выявляются также моменты и тенденции взаимодействия язычества и христианства по защите русского языка и утверждению его самостоятельности, по объединению русских земель, объяснению смысла жизни, соотношения жизни и смерти и другим проблемам Источники данной группы составили важную теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования

Таким образом, группировка источников и их первичное краткое описание указывают на значительный научный интерес современных исследователей к проблеме зарождения и становления русской философской мысли Но авторы публикаций раскрывают преимущественно конкретное содержание работ XI - начала XIII вв, дают им общее описание Содержащиеся в них мировоззренческие установки или идеи мало систематизированы Обоснование главных онтологических, философско-антропологических и иных конкретных проблем по группам источников, существовавших подходов их рассмотрения, как правило, не осуществлялось.

В существующих источниках явно недостаточно реализован сравнительный анализ философско-мировоззренческих исканий в период отечественного язычества и с принятием христианства. Важным является не только обоснование их противоположности, но также существовавших тогда многосторонних взаимодействий и взаимообогащения Имеющиеся сегодня свидетельства взаимоотношений мифологии и язычества, с одной стороны, и христианства, с другой стороны, позволяют утверждать, что на протяжении нескольких веков в сознании русских племен происходил сложнейший процесс замены языческих сакральных позиций на христианские ценности Он протекал диалектически Многие языческие воззрения модифицировались и интегрировались в содержание христианской теологии, оставались важными элементами народного сознания и образа жизни Отмеченные положения составляют основу данного исследования

Объектом диссертационного исследования избрана русская общественная мысль X - начала XIII веков

Предметом изучения является процесс зарождения и становления русского философствования, получившего отражение в онтологических, гносеологических и философско-антропологических рассуждениях во времена позднего язычества и в раннехристианском обществе

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении историко-философского анализа зарождения и становления отечественной филосо-

фии в процессе осмысления онтологических, познавательных и антропологических проблем на этапах язычества и утверждения христианства на Руси

Предмет исследования и его цель обусловили постановку и решение следующих задач

- систематизация онтологического содержания языческого мировоззре
ния восточных славян и русских племен в века поздней древности

и раннего Средневековья,

раскрытие и характеристика первых интерпретаций философии в раннехристианской Руси,

анализ византийских и древнегреческих идей и учений о бытии и познании в русских письменных источниках X - начала XIII вв ,

рассмотрение основных аспектов мудрой (правильной) жизни на Руси в исследуемом периоде,

изучение основ, содержания и способов достижения человеком идеализированного христианского образа праведной жизни

Теоретическую основу диссертации составили идеи и рассуждения, содержащиеся в первых русских письменных источниках до начала XIII в , а также сочинения современных исследователей, прямо или косвенно посвященных зарождению и становлению отечественной философии Важную теоретическую базу диссертационного исследования образуют современные публикации Русской Православной Церкви, в которых получили отражение идеи и дискуссии философского содержания

Перечисленные теоретические основания диссертационного исследования использованы и в методологическом аспекте Важное значение для раскрытия и обоснования авторской концепции имеют исходные понятия, мировоззренческие установки и подходы к рассмотрению тех философских проблем, которые осмысливались и обсуждались общественным сознанием, конкретными мыслителями

Непосредственную методологическую основу диссертации составили принципы и методы историко-философского анализа темы Исторический подход применен для разграничения периодов зарождения и становления философствования на Руси и содержания обсуждаемых проблем Сравнительный метод необходим для выявления общих проблем онтологического и антропологического характера в языческом мировоззрении русских племен и раннем христианстве на Руси, но различных подходов их решения и изменения понятийного аппарата В диссертации используются также методы контент-анализа, абстрагирования, синтеза, логический метод взаимосвязи объема и содержания понятия, методы научного описания и научного объяснения, реконструкции философских размышлений и исканий на основе имеющихся оригинальных первоисточников, культурологический и цивилизаци-онный подходы

Авторская концепция состоит в обосновании наличия мировоззренческих исканий философского характера в позднем отечественном язычестве и раннем христианстве X - начале XIII вв , рассмотрении онтологических и антропологических идей и рассуждений как основной проблематики иссчедуе-

мого периода, выявлении различного ее содержания в язычестве и христианстве, но общих философско-методологических подходов и приемов обоснования

Похожие диссертации на Религиозно-философские искания на Руси в X - начале XIII веков