Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн

Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков
<
Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн. Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2014.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие градостроительства в Мавераннахре и Хорасане в IX -начале XIII вв

1.1. Состояние раннефеодальных городов региона .25

1.2. Городское строительство Мавераннахра и Хорасана .53

Глава II. Формирование типологии зданий и сооружений городов Мавераннахра и Хорасана

2.1. Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения) 73

2.2. Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи) 94

Глава III. Особенности развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана

3.1. Преемственность формирования структуры городов Мавераннахра и Хорасана 130

3.2. Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана .147

Заключение 168

Список использованных источников и литературы

Городское строительство Мавераннахра и Хорасана

Теоретическое значение исследования заключается в том, что полученные положительные традиции градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасана XI- начала XIII вв. применимы в современной практике строительства городов на территории государств Центральной Азии и Ирана. Результаты исследования могут быть использованы также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов на исторических и культуроведческих факультетах вузов, при составлении учебников по истории народов Средней Азии и Ирана исследуемого периода.

Источниковедческая база исследования. Источники по истории развития градостроительной культуры Хорасана и Мавераннахра IX- начала XIII вв. многочисленны и разнообразны. Политические процессы, события и перемены, характерные для IX- начала XIII вв., широко отражены в обширных письменных первоисточниках, написанных на разных языках, главным образом на персидском. Наиболее важное значение имели для нас источники, характеризирующие социально-политическую и культурную историю Центральной Азии и Ирана IX- начала XIII вв. Для изучения и обобщения истории развития градостроительной культуры большое значение имеют такие источники, как «История Бухары» Абубакра Наршахи, «Масолик ва-л мамалик, Истахри, «История Мас уда» Абулфазла Бейхаки, «Зубдат-ат-таварих» Хусайни, «ал-Фехрист» Ибн Надима, «Та рих-и Йамини» Утби, «Зайн-ул-ахбар» Гардизи, «Сиясатнаме» Низам-ул-Мулка, «История Систана», «История Байхак» Ибн Фундука, «Рохат-ус-судур» Рованди, «ал-Комил-фи-т-тарих» Ибн-ал-Асира «Табакати Насири» Джузджани, «Муд-ут-таварихи ва-л касас» Казвини, «Равзат-ус-сафа» Мирхонда, «Хабиб-ус-сияр» Хондамира, «Та рих-и Фариште» и многие др.

Авторы источников были в основном придворные историографы, занимавшие определенное политическое положение во властных структурах и имевшие широкий доступ к государственным архивам, фондам и документам. А некоторые из них были очевидцами и хроникалистами происходивших при их жизни событий. Придворные историографы составляли свои труды по прямому указу правителей или для поднесения им в поисках милости и наград и, вполне естественно, что они описывали исторические события не беспристрастно и может быть не объективно. Поэтому при привлечении средневековых сочинении диссертаций соблюдала строго критическое отношение к изображаемым в них событиям.

Метод исследования. Методы исследования опираются на комплексный анализ условий развития градостроительной культуры на территории Мавераннахром и Хорасаном, вIX- началеXIII вв., на натурное обследование памятников материальной культуры (городищ, построек и сооружений гражданского и культового строительства) рассматриваемой эпохи; на изучение архивных и литературных источников; обобщение и систематизацию результатов научных изысканий.

Основные положения, выносимые на защиту: - формирование самостоятельного явления градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасана и гражданского и культового строительства в общей культуре народов Центральной Азии и Ирана; - преемственное развитие городской культуры и типологии гражданских и культовых зданий во взаимосвязи и взаимовлиянии с историко-архитектурными традициями сопредельных народов Центральной Азии; - возникновение устойчивых местных особенностей городской культуры (гражданских и культовых зданий) и историко-культурных традиций в социально-географической среде стран Центральной Азии и Ирана, в том числе и Таджикистана; - культурные взаимовлияния и связи на территории Мавераннахра и Хорасана в IX- началеXIIIвв. привели к определенной преемственности традиций, что послужило базой для дальнейшего развития городского строительства и типологии гражданских и культовых зданий.

Границы исследования – заданы объектом исследования. Территориально - это современные государственные границы Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Афганистана, Восточного Ирана. Хронологические границы исследования определяются временем создания на территории Мавераннахра и Хорасана государств Газневидов, Караханидов, Сельджукидов, Хорезмшахов в IX- начале XIII вв., ибо этот период с точки зренияградостроительстваявляется одним из наиболее малоизученных в истории городов Центральной Азии и Ирана.

Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения)

В конце VI- начале VIII вв. территория Средней Азии завоёвывается арабами, в основной своей массе кочевниками. Историк Бируни пишет, что в этот период не только были преданы огню храмы и скульптуры местных богов, но истреблены ученые и сожжены их книги. Архитектура периода арабского владычества (VII-IХ вв) в Средней Азии характеризуется решительным отказом от синтеза искусств, имевшего ранее широкое распространение. В этот период появляются новые типы сооружений, связанные с идеологией ислама: мавзолеи, мечети, мадраса, хонако, каравансараи, рабады. В первое время арабы стали использовать под свои нужды местные храмы и общественные сооружения. Так, многоколонный храм идолов в Бунджикате путем устройства мираба был превращен в мечеть. Были случаи использования под культовые постройки и христианских церквей. Самым интересным памятником Кабадиана ХI-ХII вв. в Южном Таджикистане является мавзолей Ходжа Машад в кишлаке Сайёд, сложенный из квадратного обожжённого кирпича. Здесь на фоне неба четко выделяются два купольных здания, соединенные сводом и высоким порталом. Это мавзолей-мадраса кроме основного здания состоял из обширного прямоугольного двора, обстроенного сырцовыми худжрами. По углам главного южного фасада возвышались круглые башенки.

Декоративные приёмы в архитектуре на территории Таджикистана ХI-ХII вв., основанные на художественных возможностях открытой кирпичной кладки и резьбы по кирпичу, можно проиллюстрировать на примере мавзолея Ходжа Нахшрон близ Регара (ныне г.Турсун-Заде). Интересны по облику и сырцовые мавзолеи этого времени Ходжа Сарбоз и Тилло Халоджи в Шахритусском районе Хатлонской области.

В ХI-ХII вв. строится культовый ансамбль Чильдухтарон в предгорьях Туркестанского хребта, недалеко от районного центра Шахристан. Этот ансамбль, состоящий из гражданских, культовых и погребальных зданий, полностью построен из камня-плитняка.

У таджиков, живущих в верховьях Зарафшана, есть легенда, повествующая о том, что в древности по приказу падишаха были построены семь минаретов в семи селениях. До нашего времени минареты сохранились в трех кишлаках –Варзе (п.Айни), Фатмеве и Рарзе. Известны места расположения и остальных четырех минаретов, почти не оставивших следа. Эти остатки грандиозных в прошлом сырцовых минаретов частично подверждают народное предание. Более того, эти минареты возведенные в ХI-ХII вв., были неотъемлемыми элементами больших ранних мечетей в Верхнем Зарафшане, не дошедших до нас. Наиболее сохранившийся из трех минаретов, - сырцовая башня с винтовой лестницей внутри в п. Айни, имеет у основания диаметр 3,7 м. Судя по этому размеру, высота её была около 15-16 м и наверху завершалась фонарем с куполом и аркадой. Сейчас полуразрушенные минареты находятся под охраной государства, однако консервация их еще не начата. Это обстоятельство ставит их под угрозу исчезновения.

Свидетельством наличия крупных сооружении в ХI-ХIIвв. на севере Таджикистана являются деревянные архитектурные детали, покрытые изумительной по красоте скульптурной резьбой. Это михраб из селения Искандар, колонны и консоли из селений Оббурдан, Курут, Урметан, расположенные в Айнинском районе, деревянный мавзолей в селении Чоркух Исфаринского района. Резьба капителей колон, граней балок, консолей несет в себе черты местного традиционного доарабского изобразительного искусства. Например, в скульптурных консолях из мавзолея Чоркух мы можем усмотреть фантастических птиц, а капители зарафшанских колонн являются переработкой эллинистических коринфских капителей. Резной михраб в с. Ашт, выполненный из необожженной глины, также является деталью несохранившегося сооружения ХI-ХI вв. – мечети. А то, что включено в настоящий Каталог под названием «Мавзолей Хаштсахоба Вали в с. Ашт» является поздним воспроизведением древней постройки, куда повторно был помещен знаменитый глиняный михраб. В ХI-ХII вв. в с. Мозори Шариф в Педжикентском районе был построен мавзолей Мухаммада Бошаро, состоящий из центрального квадратного купольного зала с угловыми комнатами. В 1332 году к зданию был пристоен портал, где и сохранилась дата его возведения. По декоративному богатству портал, украшенный резной терракотой и цветными глазурованными плитками, не имеет себе равных в Средней Азии и является шедевром мирового значения. Появление полихромного декора на портале Мухаммада Бошара знаменует собой изменение декоративных приёмов зодчих Средней Азии. Если в IХ-Х вв. главным художественным средством была кирпичная кладка, то впоследствии, начиная с ХII века, в монументальное строительство вводится интенсивная многоцветная облицовка, которая позднее целиком скрывает архитектурно-конструктивную основу здания. Образцом крепостного строительства в Северном Таджикистане является крепость Калаи-боло в Исфаринском районе. Построенная в IV-VIII вв. и разрушенная в Х в., в ХI-ХII вв. она была значительно укреплена и перестроена. Система обороны была усилена двумя прямоугольными башнями. Полностью перестраивается жилой комплекс на платформе. Комнаты перекрываются сырцовыми сводами, остекляются оконные проёмы, устраиваются ямы для мусора и канализации .

Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи)

Создание связи между политической историей и историей искусства дело не простое. Отрезок истории XI- начала XIII вв. производит впечатление политического хаоса: вторжения кочевников, беспрерывные войны, неожиданное возникновение и гибель эфемерных государственных образований, сменяющих друг друга без всякой, казалось бы, связи с закономерностями развития общества. Следствием всего этого должен был бы стать общий упадок, хозяйственный и культурный, разорение и запустение селений и городов. В действительности, как будто, ничего этого не произошло. Культура Хорасана и Мавераннахра в это время продолжала оставаться по преимуществу городской, многочисленные города оставались центрами хозяйственной, общественной и духовной жизни и не испытывали никакой склонности к упадку. Из этого не следует, что города не страдали во время военных действий. Караханиды, например, так основательно разрушили в 1006 г. Балх, что его жители сомневались, сможет ли город вернуться в прежнее состояние. Однако, в большинстве случаев продолжался рост культуры и науки. Постоянно изменялись границы и сменялись власти, но города по-прежнему продолжали расти, обстраивались, производили товары и были средоточием духовной и материальной культуры. В годы правления Караханидов в Мавераннахре было создано много культурных сооружений, и мы можем сопоставить план караван- сараев и формы башни с аналогичными сооружениями в Хорасане. В связи с этим расскажем о взаимовлиянии и сходстве в этих постройках.

В годы правления сельджукидов города Мерв, Нишапур, Герат, Гурган, Рей стали центрами искусств и ремесла, и сельджукское завоевание способствовало распространению и синтезу культуры Ирана, Средней Азии с регионами Малой Азии и Северной Африки. Поэтому в архитектурной типологии эпохи Сельджукидов айван занимает особое место. Архитектура процветала в этот период и достигла очередной степени совершенства. Сохранились многие работы художников и архитекторов этого периода.

К счастью, по сравнению с предыдущим временем искусство периода правления Сельджукидов частично сохранилось до наших дней, и у специалистов есть возможность визуально наблюдать и изучать специфические черты архитектуры этой эпохи. Удивительные формы и дизайн в архитектурных памятниках приводят нас к мысли об особом статусе архитектуры названного периода.

Персидский язык, как и раньше, стал государственным языком империи, и центр исламской цивилизации с Багдадом постепенно перешел в Иран, и позднее в Анатолию. Важные политические события происходили теперь не в Дамаске и Багдаде, а в таких важных города, как Мерв, Нишапур, Рей, Исфахан. Принято считать, что территория современного Ирана была центром градостроительного искусства и архитектуры эпохи Сельджукидов. Однако большинство архитектурных памятников периода правления Сельджукидов находятся за пределами современного Ирана. Детальное изучение этих памятников на сегодняшний день остается открытым.

Другим важным аспектом искусства эпохи Сельджукидов является то, что в этот период иранское искусство стало играть доминирующую роль. Хелен Бранд по этому поводу отмечает: «Важность архитектуры Сельджукидов заключается в том, что она подтверждала предпочтительные позиции Ирана. Ее можно сравнивать с превосходством итальянцев в европейском искусстве конца средневековья. Искусство эпохи Сельджукидов определило дальнейшую эволюцию и многовековую перспективу иранского искусства». Это влияние можно встретить во всем пространстве сельджукской власти - от Самарканда и Бухары на востоке до Сирии и Египта на западе.

В эпоху Саманидов был заложен большой потенциал развитию градостроительства, строительной культуры, художественных ремесел и вообще всех отраслей материальной и духовной культуры, жизни и быта населения. По подсчетам О. Г. Большакова, в пределах лишь территории Мавераннахра в период X века насчитывалось более 280 городов. Примерно столько же их было в Хорасанской части владений Саманидов. Как пишет А.К.Мирбабаев, по сравнению с числом городов древней Руси того же периода это почти в два раза больше .

Больше всего городов было расположено в долине Ферганы - 40, Чаче - 39, Бухарском оазисе - 29, Семиречье - 24, Самаркандском Согде - 16, Уструшане - 13, Илаке - 17, районах среднего течения Сырдарьи – 20. .

По классификации географов X века городские населенные пункты делились на два типа: город (шахр) и городок (шахрак). Существовали определенные критерии обязательного атрибута города. К ним, к примеру, можно отнести наличие цитадели и шахристана, окруженных оборонительной стеной, как оплота местной администрации, пятничной мечети, общественной бани, рынка, кладбища и еще ряда других признаков. Совершенно очевидно, что средневековый город складывался на базе крупных феодальных усадеб, в которых доминировали замки.

Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана

Распространение исламских мавзолеев означало компромисс между религиозной догмой и местными народными верованиями. В них воплотились и преклонение перед духовными авторитетами, высокими моральными качествами и стойкостью веры, и тщеславие правителей, желающих увековечить свое имя, род и династию. В Мавераннахре запрет молиться в гурхане строго соблюдался, а так как люди, не искушенные в теологии считали мазары местом святым и, значит, молитвенным, в XI-XII вв., в период наибольшего распространения суфизма, возник тип двухкамерного мавзолея, в котором к гурхане с почитаемой могилой примыкает поминальная мечеть – «зиёратхона». Это комбинация, вначале возникшая стихийно и разновременно, позже стала традиционной. В XI-XIIвв двухкамерные мавзолеи, видимо, только возникли и еще не имели устойчивый облик1. Абсолютное большинство мазаров Хорасана и Мавераннахра XI - начала XIII в. – купольные залы с квадратным (чаще всего), многогранным или крестовидным планом. Для мавзолеев за рещающий признак классификации можно принять количество, расположение и устройство входов. Типологические ранние исламские мавзолеи Мавераннахра составили две группы: центрические и портальные. В последующих XI- начала XIII в. к ним добавлялись еще две группы: фасадные и особые. Однако некоторые мавзолеи этого периода не отвечают ни одной из перечисленных категорий2. Здания центрических мавзолеев, датируемые XI-XII вв., сохранялись в разных взаимоудаленных местах северного Хорасана и Мавераннахра. В сасанидском Иране чортаки, видимо, возводились как главные части зороастрийских храмов. В раннеисламской Средней Азии чортак трансформировался в центрический купольный зал, обращенный на все 4 стороны осевыми проемами. Самый известнейший его образец – мавзолей Саманидов в Бухаре. В 700 км севернее Лашкари Базар, в Султан-кале, центре средневекового Мерва, стоит грандиозное здание, которое традиционно считается мавзолеем Санджара – одного из последних султанов династии Великих Сельджукидов. Слово «мавзолей» можно взять в кавычках имея в виду его не мемориальное, а светское назначение, реконструкцияего постройки достойна быть одним из чудес света своего времени.

Это время определяется по времени правления Санджара как середина XII в.; технические и стилистические признаки здания такой датировке как будто не противоречат. «Мавзолею» Санджара посвящена обширная литература, хотя капитальной монографии, которой он, безусловно, достоин, все еще нет.

Здание поражало современников и потомков. Историк Рашид ад-Дин назвал его (в начале XIV в.) самой большой постройкой на свете; другой историк, Исфизари, утверждал в конце XV в., когда сельджукский Мерв давно лежал в руинах: «Это одна из величайших построек царств вселенной и до такой степени прочна, что порча не может ее коснуться». Туркменские племена, населяющие область древнего Мерва, традиционно считают «гумбез» (купол) Санджара национальной и религиозной святыней, - собственно говоря, то, что ни под ним, ни в других местах купольного зала могилы нет.

Исторические сведения о погребении султана Санджара (он умер в 1157 г.) немногочисленны и противоречивы, самые ранние из них восходят к началу XIII в. Они гласят, что султана «…похоронили во дворце, который был сооружен в Мерве» (ар-Равенди). Другой хронист, Ибн ал-Асир1, сообщил, Санджар был похоронен в купольном здании, построенном для этой цели при его жизни и названном «Дор ал-ахира» - дом загробной жизни. Арабский географ Якут утверждал, что султана похоронили в большом здании, голубой купол которого виден на расстоянии одного дня пути – около 30 км, и что решетчатое окно этого здания обращено в сторону соборной мечети, тоже построенной Санджаром. Но ни одного окна, решетчатого или какого-либо другого, в «мавзолее» Санджара – в пределах его высокого четверика – нет.

В нынешнем виде «мавзолей» Санджара представляет собой купольный зал квадратной в плане формы, ориентированный осями по сторонам света, с длиной наружных сторон 27, 23 м и сторон помещения 17, 28 м. Стены толщиной 5 м стоят на фундаменте глубиной более 4 м, который с внутренней стороны пятью уступами расширяется книзу, - это сильное основание в большой мере обеспечило долговечность здания. Внутри посреди стен устроены сводчатые ниши шириной более 5 м и глубиной около 2 м, - кроме восточной ниши, глубина которой более 3 м. Западная и восточная ниши прорезаны более узкими входами; считается, что главным входом был западный и что он был фланкирован тречетвертными колоннами. Следов таких колонин нет, как и нет места для арки, которая могла бы на них опираться.

Похожие диссертации на Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков