Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные направления разработки К.Марксом идеи. всеобщего и совместного труда 15
1. Проблемы всеобщего и совместного труда в произведениях Маркса 40-х годов (идейные предпосылки) 15
2. Всеобщий и совместный труд в материальном производстве 36
3. Всеобщий и совместный труд в сфере социальной организации производства 69
4. Некоторые особенности всеобщего и совместного труда в сфере духовной деятельности >. 84
Глава II. Взаимодействие всеобщего и совместного труда в научной деятельности 99
1. Маркс о социальных и гносеологических истоках всеобщего и совместного труда в научной деятельности 99
2. Особенности взаимоотношений всеобщего и совместного научного труда при капитализме 124
3. Всеобщий и совместный труд в научном творчестве коммунистического общества 146
Список использованной литературы
- Проблемы всеобщего и совместного труда в произведениях Маркса 40-х годов (идейные предпосылки)
- Всеобщий и совместный труд в материальном производстве
- Маркс о социальных и гносеологических истоках всеобщего и совместного труда в научной деятельности
- Особенности взаимоотношений всеобщего и совместного научного труда при капитализме
Проблемы всеобщего и совместного труда в произведениях Маркса 40-х годов (идейные предпосылки)
Вопрос о содержании понятий всеобщего и совместного труда, их соотношении и роли.в категориальном аппарате исторического материализма ставился К.Марксом в ряде работ, начиная с "Экономи-чееко-философских рукописей 1844 года" и кончая главным произведением творческого марксизма - "Капиталом". Решение же этого вопроса было органично.связано с формированием.диалектико-материа-. листической.теории-общества и созданием теории прибавочной стоимости. -Оба эти открытия связаны с-именем К.Маркса и оба.они сыграли принципиальную роль в.решении интересующих нас вопросов...
Просматривая здесь черты подхода к человеческой деятельности, который позднее проявился в выделении в ней всеобщего и совместного труда, следует отметить, что те процессы, в которых "род" выступает как предмет и как орудие преобразования (иначе говоря процессы совместного и всеобщего труда), совершаются человеком, по Марксу, "и практически и теоретически", то есть и в материально-преобразовательной и в духовной деятельности. Наконец, в качестве сферы преобразования выступает и собственно социальная сфера, поскольку деятельность человека направляется (говоря словами Маркса, творчески ассимилирующего здесь терминологию Фейербаха) не только на "род прочих вещей", но и на "свой собственный род".
Процессы всеобщего и совместного труда протекают в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Основой взаимодействия в них этих процессов служит взаимодействие последних в материально-практической деятельности. Что же касается теоретических предпосылок выделения в человеческой деятельности всеобщего и совместного труда, они коренятся в материалистическом подходе к природе человека и его трудовой деятельности. Такие предпосылки можно обнаружить в ряде ранних работ Маркса, где этот подход складывался в ходе преодоления антропологических элементов философии Фейербаха.
В "Немецкой идеологии", завершающей критику гегельянской идеалистической философии и дающей развернутый критический анализ антропологического принципа философии Фейербаха и эклектичной теории "истинного социализма", а затем в "Нищете философии", посвященной разоблачению буржуазной политической экономии и утопического социализма Прудона, К.Маркс более определенно выражает свое отношение к решению главного вопроса нашей темы.
По Марксу, целесообразная деятельность, средства труда и предмет труда - все эти элементы принципиально необходимы для того, чтобы трудовая деятельность могла совершаться. Однако, если говорить о сохранении качественной определенности деятельности и преемственном совершенствовании ее, этими чертами она обязана прежде всего тому, что сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению средства труда, орудия деятельности. "Определенное развитие, особый характер" общества придается ему как раз тем, что каждая ступень истории общества "застает в наличии определенный материальный результат, ... застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил ... и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные ус т ловия ЖИЗНИ.
Проводимое уже в ранних работах Маркса различение двух сто рон деятельности, из.которых.одна связана с преемственным совершенствованием Седств_тр_ да, а.другая - с.видоизменением объектов, выступающих в качестве пЄдметов_трда, может быть, на наш взгляд» выражено следующим образом: . . . .Когда.какая-либо деятельность оценивается со стороны всеоб-щего_Тда, тем самым делается упор на преемственном развитии средств этой деятельности и это преобразование их выступает в качестве основной, относительно самостоятельной ее_ задачи.. Такое рассмотрение деятельности фиксирует внимание на интенсивной стороне ее. Оно позволяет, поскольку речь идет о преемственном совершенствовании средств труда.субъектом деятельности, сделать акцент на ее самодетерминации, сохранении и развертывании ее внутренней качественной определенности, на единстве,сменяющих..друг друга, актов этой деятельности в осуществлении ее пе пективных елей, .
Всеобщий и совместный труд в материальном производстве
Вопрос о содержании понятий всеобщего и совместного труда наиболее отчетливо поставлен Марксом в Ш томе "Капитала" в связи с анализом особенностей взаимодействия между научно-изобретательской деятельностью и деятельностью материально-практической, которая с одной стороны подготавливает результаты первой, а с другой - осуществляет их производственное воплощение. Рассмотрение данной ситуации, в которой особенности всеобщего и совместного труда обнаруживаются весьма рельефно, позволяет с достаточной точностью проследить круг идей, связанных с интересующими нас понятиями. Анализируя процесс капиталистического производства, Маркс затрагивает ряд существенных черт всеобщего и совместного труда, присущих всякой человеческой деятельности.
Развернутое сопоставление понятий всеобщего и совместного труда дается в разделе "Капитала", посвященном анализу проникновения достижений науки в материальное производство и тех практических затруднений, которые приходится преодолевать при этом. Следствием этого "проникновения" и "преодоления" является резуль тат, характеризуемый Марксом как "экономия, достигаемая благодаря изобретениям". Именно так Маркс называет один из параграфов I части Ш тома "Капитала", акцентируя тем самым источник экономии труда. Однако Маркс не ограничивается указанием на "всеобщий труд", концентрирующий достижения -предшественников в изобретениях и усовершенствованиях, как на источник экономии, но вскрывает также и условия ее осуществления. Эти условия связаны с "совместным трудом", в процессе которого реализуются. достижения всеобщего труда и создаются предпосылки для его дальнейшего развития. Всеобщий и совместный труд оказываются,по Марксу, равно необходимыми для осуществления указанной экономии. Не случайно, именно для ее,анализа создатель "Капитала" и привлекает эти понятия, -давая.следующее их определение. ...
"Следует, различать,.г-.указывает Маркс, -.всеобщий.труд и совместный труд. Тот и другой играют в процессе производства, свою роль, каждый-из них переходит в.другой, но. между.ними существует .также и .различие.-Всеобщим трудом, является всякий . научный труд, всякое открытие, всякое изобретение...Он.обуслов- . ливается частью кооперацией современников, частью использованием руда предшественников. Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов,"
Если достижения всеобщего труда служат источником "экономии", то в качестве необходимого условия для их использования Маркс называет развитие непосредственной кооперации в процессе производства, развитие комбинированного или совместного труда, "Экономия, достигаемая благодаря изобретениям" оказывается связанной- как с ходом собственно изобретательской деятельности, так и с ходом деятельности по материально-практическому воплощению и производственному использованию изобретений. Экономия реализуется лишь при взаимодействии всеобщего и совместного труда. "Выгоду из всякого прогресса всеобщего труда и человеческого разума" можно извлечь только путем "применения этого прогресса комбинированным трудом" , то есть совместным трудом. Это тем более справедливо для ор дий тща. "Превращение орудий в могущественную силу" происходит, по замечанию Маркса, уже "только благодаря одному их совместному использованию .
Рассмотрение маркеова анализа источников и условий экономии живого труда позволяет выявить ряд существенных особенностей взаимосвязи всеобщего и совместного труда.
Во-первых, эта экономия обязана тому, что в.создаваемых и усовершенствуемых орудиях труда и условиях производства накапливаются и концентрируются усилия.предшественников и современников, участвующих во всеобщем_т где. Важно отметить, что под условиями производства, создание и применение которых приводит к экономии труда, Маркс подразумевает отнюдь не только духовные продукты исследовательской деятельности. К ним относятся.и рабочие машины, здания, .любые продукты.прошлого, уже.овеществленного труда, которые "человек научается заставлять.... действо вать в крупном .масштабе даром, подобно, силам, природы".
Маркс о социальных и гносеологических истоках всеобщего и совместного труда в научной деятельности
На основе идей Маркса об "онаучивании" материального производства, особенностях взаимосвязи всеобщего и совместного труда в самом процессе производства, а также в сфере его социального и духовного обеспечения, попытаемся выявить отличительные черты данных видов труда и специфику их взаимодействия в научной деятельности. Следуя марксовым положением, необходимо принимать во внимание как духовные так и материально-практические компоненты научной деятельности.
"Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня", - писал Маркс. Наука, по Марксу, связана с задачей не только проникновения в сущность вещей, но и с оценкой степени этого проникновения, с анализом связей между сущностью вещей и формами ее проявления, а также с выяснением возможностей их практического использования» Последнее оказывается тем более необходимым, чем в большей тепени самую свою цель наука получает "благодаря. .. промышлен- ости, благодаря чувственной деятельности людей" .
Говоря о научной деятельности, Маркс зачастую имеет в виду науку не только как производство идеальных продуктов - средств духовной деятельности, но и как науку, производящую средства роизводственного потребления - фактор преобразования материально-практической деятельности, В этом своем качестве научная деятельность вплотную смыкается с непосредственным материальным производством.
Рассмотрение некоторых аспектов материально-преобразовательной деятельности как деятельности научной,.требует пояснений. Наука, по Марксу, не выступает как система, включающая только идеальные элементы, как совокупность исключительно духовных продуктов и чисто духовных процессов их производства.
Рассматривая прогресс науки в качестве одного из моментов и условий развития производства, роста производительной силы труда, Маркс замечает, что "производительное развитие общества это не только растущая мощь науки, но и ... размер, широта ее
т реализации и охвата ею всей совокупности производства" . Говоря о мощи науки, он берет последнюю "как в качестве таковой (т.е. как науку в узком смысле.слова, как духовную квинтэссенцию научной деятельности - О.С.), так и включенной в произ-водство и уже реализованной в немпс .
Анализируя процесс включения достижений теоретической мысли в материальное производство, Маркс выявляет условия, обеспечивающие эффективность этого процесса. "Только опыт комбинированного рабочего открывает и показывает, где и как.надо экономить, как проще всего воспользоваться.уже сделанными откры--тиями, какие практические затруднения приходится преодолевать, следуя требованиям теории, -применяя ее к производственному процессу. Подобные проблемы (как экономить, как воспользоваться, как преодолевать) не только не исчезают с развитием науки, но настоятельно требуют поставить сам процесс их решения на научную основу. Они требуют развития особой разновидности научной деятельности, осуществляющей подготовку и практическую проверку теоретических достижений и результатов, функционирование такой - на чно пЕаадотеской " деятельности (или, как ее еще именуют, "научного производства") выступает как "основной экономический результат превращения науки в непосредственную производительную силу".
Рассматривая науку в качестве одной из форм производительных сил человека, Маркс оценивает развитие ее как развитие "идеального и вместе с тем практического богатства".
По отношению к формирующемуся человеку, - замечает Маркс, - непосредственный процесс производства является школой дисцип-лины. Он подчиняет себе работника и осуществляется таким образом, что существенные стороны этого процесса лежат вне понимания и контроля работника.
Если же говорить о человеке, овладевшем научным знанием и организующем свою деятельность в соответствии с ним, для него непосредственный процесс производства выступает иначе. "По отношению к человеку сложившемуся, в.голове которого закреплены накопленные обществом знания, он представляет собой применение знаний, экспериментальную, науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку."
Сама же научно-практическая деятельность выступает по отношению к духовной, научно-теоретической, как совместный труд по отношению ко всеобщему - в том плане, что посредством ее реализуется созревающая и оформляющаяся в последней возможность экономии труда. Однако, нельзя забывать и того, что научно-практическая деятельность (если брать ее в широком плане) является в конечном счете источником накопления и преемственного совершенствования новых материально-практических результатов. В ходе этого процесса возникают и развиваются предпосылки для идеального воплощения (отражения) материальных явлений и процессов в духовной, теоретической сфере, благодаря чему подготавливается 523 2 2222: экономии труда. Эта же деятельность поставляет в конечном итоге и критерии адекватности такого отражения. Поскольку требования, регулирующие научно-теоретическую деятельность, определяются в последнем счете развитием и совершенствованием средств научно-практической деятельности, постольку вторая выступает по отношению к первой как всеобщий труд по отношению к совместному. Говоря короче, это происходит в том плане, в каком практическая деятельность, имеет "достоинство всеобщности" по отношению к теоретической.
Особенности взаимоотношений всеобщего и совместного научного труда при капитализме
В предыдущем разделе.работы были, выявлены некоторые, общие закономерности .взаимодействия.всеобщего.и. совместного научного труда. Это взаимодействие .сопровождается-значительной экономией труда как в духовной, научно-теоретической, так .и.материальной, научно-практической деятельности, а в конечном итоге в материаль ном производстве.
Как показывает проведенный Марксом анализ научной деятельности, осуществляемой в капиталистических общественных условиях, плоды экономии труда при капитализме пожинают не непосредственные субъекты трудовой деятельности, но предприниматели, которые, завладев ее всеобщими результатами, организуют их использование в совместном труде,-принуждают к труду работников, отделенных от этих результатов.
Превращение всеобщего общественного знания в непосредственную производительную силу тесно связаню с развитием основного капитала, который выступает в качестве воплощения прогрессивной науки. Средством, служащим для приведения в непосредственное действие создаваемых ее развитием производительных сил, является в этих условиях капиталистическое машинное производство и соответствующие ему формы организации, регулирования и контроля труда. В то же время эти средства выступают и как средства-отделения всеобщих достижений науки и техники от совместного труда субъектов производственной и научной деятельности. Они выступают как средства отделения духовных потенций производства от непосредственного производственного процесса. В конечном итоге такое отделение становится препятствием для развития как производства так и научной деятельности.
Отделение духовных потенций материального процесса производства от самого производства и от самих-производителей "начинается в простой кооперации, где капиталист по отношению к отдельному рабочему представляет единство и волю общественного трудового организма", где сама ."производительная.сила, возникающая из комбинации различных видов труда, представляется произ водительной силой капитала" . Однако лишь с развитием мануфактуры рабочий постепенно оказывается в таком положении, когда в качестве силы капитала начинают выступать и все другие производительные силы совокупного рабочего. Производительная сила капитала растет за счет объединения индивидуальных производительных сил рабочих; мануфактурный рабочий не способен уже делать то-либо самостоятельное.
По мере развития мануфактурного разделения труда духовные потенции материального производства все в большей мере противостоят рабочему как чужая собственность, как господствующая над ним сила; если рабочий.и достигает ловкости и умения в какой-либо специальной профессии, они приобретаются за счет его умст-венных и социальных качеств. Материально-практическая деятельность в.этих условиях может сохранить черты всеобщего труда только за счет утраты доступа работника ко всеобщему труду в духовной и в социальной сферах. Это происходит, как правило, в тех случаях, когда капиталистическое производство заимствует формы труда, сложившиеся в предшествующих формациях. Такие переходные формы еще не обнаруживают.значительного разрыва между.. всеобщим и совместным трудом в сфере непосредственной деятельное ти работника. -Однако, именно в них, несмотря на элементы всеобщего труда, .эксплуатация деятельности достигает, как замечал Маркс, наивысшей степени.
Последнее, на наш взгляд, объясняется тем, что за сохранение элементов всеобщего труда в непосредственной деятельности работника, за "неподчинение" капиталу в технологическом отношении, работнику приходится платить полным подчинением капиталу в социальном отношении» Если деятельность работника и обнаруживает здесь связь с элементами всеобщего труда, то эта связь ограничивается по-преимуществу лишь внутренним планом действий индивида. Свободный характер ее тем в большей степени обнаруживает свою иллюзорность, чем в более широком контексте социальных связей рассматривается непосредственная деятельность работника.
Если отделение интеллектуальных сил.процесса производства от физического труда, превращение их во власть капитала над трудом растет с развитием мануфактуры, то завершается оно, как замечал Маркс , в крупной промышленности, построенной на базе машин, отделяющей науку как самостоятельную потенцию производства от труда и заставляющей ее служить капиталу. Капитал лишь тогда создает соответствующий ему способ производства, когда основной капитал противостоит труду внутри процесса производства в качестве машин