Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы экзистенциальной диалектики в учении С. Керкегора о существовании, 1843-46 гг. Лунгина, Дарья Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лунгина, Дарья Андреевна. Проблемы экзистенциальной диалектики в учении С. Керкегора о существовании, 1843-46 гг. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1998.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-9/18-0

Введение к работе

Предмет исследования. В настоящей работе проводится анализ учения ) существовании, лежащего в основе литературно-философской деятельности сдающегося датского писателя Серена Керкегора (1813-1855). Предметом іристального внимания является избранный им метод, получивший название жзистенциальной диалектики и разработанный в противовес спекулятивно-диалектическому методу, определяющему философию его оппонента Г.В.Ф. "егеля.

Актуальность темы исследования продиктована уже отошедшей в трошлое и ставшей фактом истцрии философии, но не продуманной и потому экончателыю не снятой остротой оппозиции «умозрения» и «откровения», эбозначившей в самых общих чертах один из аспектов философии первой половины двадцатого столетия и продолжающей оказывать скрытое влияние на современную философскую ситуацию. Исток этой оппозиции связывают с именем Керкегора, давшего импульс всему поколению мыслителей XX в.; "Гегель" - или "Керкегор", законы методичной научности - или неповторимость собственной экзистенции, абстрактная всеобщность понятия - или неисповедимая тайна индивидуальности - другие ее обозначения. Эта оппозиция стянута вокруг проблемы существования, которая родилась в опыте экзистенциального учения Керкегора и положила начало попыткам противостояния и чреде переворачиваний системы спекулятивного идеализма. Представляется по-прежнему необходимым прояснение перспектив «другого» мышления,' антиспекулятивный дух которого предопределил судьбы «философии жизни», феноменологии и экзистенциальной философии XX в.

Разработанность темы. Обзор литературы. Проблематичность экзистенциальной диалектики обусловлена целым рядом причин: экзистенциальная диалектика остается затемнена из-за отсутствия названной рубрики в наборе тем, из которых складывается учение Керкегора о человеческом существовании. В историографии, ввиду нерасположешюсти мыслителя к прямым высказываниям, сложилась традиция обсуждать более «говорящие» научному слуху термины: «качественная диалектика абсолютного парадокса», «обратная диалектика», "«диалектика в форме двойной рефлексии», которые употреблялись Керкегором для противопоставления своего метода гегелевскому или в качестве уточнения исходного понятия. Будучи сами по себе развернутыми, они помогают определить содержание и отчасти направление экзистенциальной мысли, но, с присущей им четкостью, неумышленно проговаривают и то в керкегоровском учении, что он сам, сообразуясь с собственными целями, требовал излагать косвенным путем или даже обходить молчанием. Кроме того, очевидное противоречие в самом термине «экзистенциальная диалектика», как правило, оставляет без внимания и та

исследовательская традиция, которая считает Керкегора гегельянцем, а его диалектику - вариацией из немецкой классики, и та, вышедшая из первой, традиция, которая выделяет в его мысли иррациональное начало, определяемое влиянием немецкой мистики, и та, которая противопоставляет «экзистенцию» «системе» и пропускает собственно диалектическое в его учении, поскольку сама определяется совершенно иным способом философствования.

Принципы, сформировавшие два первых подхода, заложили основы научной работы с текстами из наследия Керкегора. В силу полемической заостренности всех вышедших под псевдонимом сочинений комментировать их соответствующими пассажами из текстов немецкой философии, от которых отталкивался Керкегор, стало правилом составления примечаний. Но из-за желания подчеркнуть присущий Керкегору «дух противоречия» высказывания его оппонентов, прежде всего Гегеля, но также Фихте и Шеллинга, часто получают неадекватное и даже искаженное толкование, в результате чего зарождается ошибочное мнение относительно предмета и цели экзистенциальной диалектики (пример - статья «Диалектика» из «Словаря терминов», прилагаемого к последнему Собранию сочинений Керкегора в 20 тт.1).

С конца XIX в. под влиянием философии жизни - дильтесвской концепции «целостного человека», учения Ницше о воле к власти - для западной философии стало привычным отвергать диалектику как метод, не совпадающий с новым направлением ее взгляда. В свою очередь, феноменология Гуссерля, стремившаяся очистить зрение от всех научных и идеологических установок, радикально исключила диалектический способ видения вешей из своего инструментария. Феноменология и философия жизни сыграли определяющую роль в становлении экзистенциализма, внутри которого родилась характеристика Керкегора как предшественника этого течения.

До последнего десятилетия экзистенциализм оберегал все философские подступы к учению Керкегора, прямо или косвенно влияя и на тех историков, кто признавал в нем только деятеля протестантской теологии2, и тех, кто истолковывал его идеи в рамках преодоления идеологии немецкого романтизма3. Сама антитеза «экзистенции» и «системы»4, которой заручается экзистенциализм для подтверждения неуловимого характера человеческого бытия, имеет важные последствия для изучения Керкегора. Она задает чрезвычайно широкое поле, где мирно соседствуют друг с другом самые произвольные позиции, с которых оценивается его творчество5 и где удается расслышать и такие темы в его «многоголосии», которые Керкегор исторически не мог исполнять. Нарочитая или невольная неопределенность в терминах по-

1 v. Samledc Vaerker. Kbh., 1982, В.20, S.40.

2 Среди них такие авторитетные ученые, как Герман Дим, Нильс Тульструп, Всрнард Эллер.
' Жан Валь, Ф.Х.Мортснсен.

4 Или: «ратуы» и «экзистенция» - дихотомия Яспсрса (К.Jaspers. Vcrnunfl und Exislenz. Groningcn,
1935) и Сартра (Ж.-П.Сартр. (Критика диалектического ратума) Проблемы метода. М., 1994).

5 См., напр., сборники «Мир Кьерксгора». М., 1994, «Кьеркегор и современность». Минск, 1996.

іволяет безо всякой паузы измерять его мысль мерками экзистенциализма, феноменологии и фундаментальной онтологии (прошедшей через интерпретацию Сартра) и таким образом связывает экзистенциальную диалектику замками современных направлений диалектической мысли.

В отечественном керкегороведении имеется ряд работ, создавших необ-содимую базу для предлагаемого исследования; это, прежде всего, статьи и шиги П.П.Гайденко и работы С.А.Исаева. Проблема экзистенциальной диа-тектики была впервые освещена благодаря интересу, проявленному к произведениям Керкегора А.С.Богомоловым и Н.М.Эфендиевой. В прошедшие девятилетия к его личности и его книгам не раз обращались С.С.Аверинцев и Ю.Н.Давыдов, И.С.Нарский, Н.С.Мудрагей. Позднее его позиция привлекала к себе внимание А.Ф.Зотова, К.М.Долгова и Т.Т.Гайдуковой. Книга В.А.Подороги «Метафизика ландшафта» (1993) - первая в отечественной историографии попытка вписать произведения Керкегора в контекст современной философии.

В зарубежном керкегороведении проблема экзистенциального мышления была поставлена в 1920-гг. теми авторами, кто напрямую имел дело с коммуникацией Керкегора, для кого его эстетика была прежде всего рабочим материалом. Это, прежде всего, переводчики Теодор Хекер и Эммануэль Хирш, в 1930-е гг. совершивший прорыв в керкегороведении, сделав объектом своего фундаментального исследования «Kierkegaard-Studien» (2 Bd., 1930-1933) не фигуру, а произведения Керкегора. Свидетельством глобальной переориентации философии явилась статья авторитетного исследователя и переводчика Дэвида Свенсона «Экзистенциальная диалектика Серена Керкегора»6. После ее появления «экзистенциальная диалектика» из технического термина керкегоровского словаря стала переходить в разряд концепций, отныне спекулятивное, «объективное» мышление отчетливо противопоставлялось экзистенциальному, или «субъективному». Этой работой и написанным три десятилетия спустя программным, ангажированным выступлением Джорджа Стэка7 были обозначены хронологические рамки экзистенциалистского подхода к Керкегору, в результате которого было своевременно восстановлено искомое синтетическое единство оппозиции «Гегель - Маркс». Вклад диалектической теологии в керкегороведение, выраженный в концепциях Эмиля Брукнера и Карла Барта, был оспорен Германом Димом, профессором теологии Тюбингенского университета, что явилось поводом для его известной книги «Экзистенциальная диалектика Серена Керкегора»8.

Цель исследования - разбор экзистенциальной диалектики в аспекте того исходного опыта, который позволил соединить дух умозрения, опреде-

6 D.Swenson. The Existential Dialectic of Soeren Kierkegaard //The International Journal of Ethics, 1938-39.

' G.Stack. On the Notion of Dialectics//Philosophy Today, 1971, v. 15.

811. Diem. Die Existenzdialektik von Soeren Kierkegaard. Zollikon-Ziirich, 1950.

ляющий философию немецкого идеализма, и учение Керкегора о человеческом существовании. Последнее полностью связало себя с «диалектикой» несмотря на традиционно интеллектуальное применение данного термина, обозначающего, прежде всего, умение правильно и упорядоченно мыслить. Целенаправленное совершенствование этой науки, неизбежное для новоевропейской философии обособление деятельности интеллекта и последующее обоснование разума как особой духовной субстанции нашло законченное выражение в гегелевской системе.

Как свидетельствует история метафизики, существование легко становилось предметом логического употребления и темой для всевозможных, в том числе и научных спекуляций, потому что самому по себе, вне логики, ему уже недостает той явственности, которая бы подтвердила его бесспорный приоритет для философии. Но учение Керкегора, отвоевывающее его у логики и отстаивающее в качестве первого предмета и главного дела мысли, тем не менее идет по пути диалектики, т.е. демонстративно избирает метод, разработанный в спекулятивных системах Гегеля и Шеллинга. Поэтому задачей диссертации является проследить этот противоречивый путь и выяснить, каким образом способ мышления, который определяется существованием и именует себя диалектическим, обходится без опоры на умозрение.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для понимания мысли, высказанной, как у Керкегора, непрямо, высказанной с двоякой - отвлеченной и назидательной - целью, требуется осторожность историко-филологического анализа, внимательного к особенностям керкегоровского стиля, или способа выражения идеи, и особый род философской осмотрительности, который выработан на основе герменевтики. Такое сочетание является, на наш взгляд, самым продуктивным, поскольку способно не заглушить, а передать читателю ведущую Керкегора страсть к диалектике вне зависимости от того, должно ли «другое мышление» выдерживать проверку чистой мыслью или изначально задумано для иных целей.

Новизна и научная ценность исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии предпринимается попытка выявить проблематику экзистенциальной диалектики через особенности литературно-философского стиля Керкегора. Исследование опирается на датские источники. В нем предпринят конкретно-исторический анализ экзистенциального учения, возникновение которого (183842) обусловлено рядом обстоятельств:

- в 1838-40 гг. - в период, главным событием которого была книга «Из записок еще живущего», Керкегор пробовал себя в литературе. Его интерес к проблеме существования, или жизни, был целиком предопределен процессом становления датской прозы и предоставляемыми ею возможностями художественного обобщения различных человеческих характеров. Идейные истоки ранних литературных опытов Керкегора, описывавших многообразие типов

мировоззрения, лежали в эстетике немецкого романтизма, придавшей центральное значение понятию иронии.

- в 1840-41 гг. - в период работы над магистерской диссертацией «О понятии иронии» Керкегор предпринял самостоятельное критическое исследование принципа иронии с целью прояснения перспектив художественного подхода к проблеме экзистенции. Изучение теоретических аспектов иронии привело к тому, что в начале 1840-х гг. Керкегор нашел поддержку у спекулятивной философии в своей критике романтической иронии Шлегеля и Тика, приведшей, по его словам, к «совершенно неправомочной экзальтации субъективности». Однако в те же годы наметилось расхождение с Гегелем в понимании целей, задач и методов философского понимания человека, или «того, кто существует» (Den Existerende), как определил существо человека Керкегор.

Человеческое существование стало ведущей темой его мысли с 1842 г. В незавершенном трактате «Йоханнес Климакус, или De omnibus dubitandum est», посвященном традиционной философской проблеме сомнения, Керкегор сделал набросок одной из своих основных концепций - интереса (заинтересованности).

Таким образом, в исследование становления учения об экзистенции входит анализ вышеназванных произведений в контексте философских и литературных пристрастий Керкегора, с учетом биографической канвы деятельности датского мыслителя. Равного внимания, помимо опубликованных произведений, заслуживает неизданное наследие Керкегора, собранное в «Записках» (Дневниках - Papirer А, набросках и черновиках - Papirer В и конспектах и рефератах прочитанного - Papirer С), позволяющих проследить пути и характер растущего противостояния экзистенциальной и спекулятивной диалектики. Становление последней неотделимо от способа выражения философских идей, разработанного Керкегором и получившего название «метода двойной рефлексии»: мысль, вложенная в произведения 1843-46 гг., развивается на грани философии, теологии и литературы. К данному периоду относятся «Или - Или», «Страх и трепет», «Повторение» (все - 1843), «Понятие ужаса», «Философские крохи» (оба трактата - 1844), «Стадии на жизненном пути» (1845) и «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"» (1846).

Научно-практическая значимость исследования. Выводы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, изданиях книг и статей по философии XIX века, а также "при преподавании истории философии в учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи исследования излагались автором в ряде спецкурсов, прочитанных на кафедре истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ в 1995-98 уч.гг. Кроме того, ряд идей дис-

сертации нашел свое отражение в публикациях автора, а также в тематике семинарских занятий со студентами философского факультета МГУ в 1996-98 уч.гг. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения и библиографии, включающей новейшие (1990-х гг.) исследования по теме, а также прилагаемого списка всех прижизненных публикаций Керкего-ра. Работа изложена на 182 машинописных страницах.

Похожие диссертации на Проблемы экзистенциальной диалектики в учении С. Керкегора о существовании, 1843-46 гг.