Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике) Борзова, Елена Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борзова, Елена Петровна. Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 1992.- 35 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тему. Основная идея философии Г.В.Ф.Гегеля -всеобщее единство и развитие мира. Исследование всеобщего единст-за мирового целого в настоящее врєия становится особенно актуальные, так как будущее существование цивилизации предстает з качестве глобальной преблага соврз?/еннаст:и

Наше общество, нспъ:тывгг-:!?;ео крушение .идеалов и целей в современный период, разъединено. В то время как цивилизованный мир погашает необходимость единения, приоритета общечеловеческих ценностей, в нем также продолжает существовать и сильная тенденция размежевания. Ее жертвами становятся лг;ди, природа,' вся планета, поскольку она есть живой организм, связывающий все воедино. Поэтому проблемы нашего общества или любой другой отдельной страйк соединены с судьбой всего мира. 3 поисках разрешения этих вопросов становится актуальним обращеш:е к решении Гегелем, классиком мировой философии, проблемы всеобщего как целостности и единства. Кроме того, мир стал так тесен, а орудие уничтожения, созданное человеком, столь "созертекно", что апокалипсис, действительно, мо;?.ет казаться реальностью, Нэдзяда связана только с.тем, чтобы направить интеллект на духовное созидание, изменить образ мышления, превратить его иг рационального в разумный.

В философии Гагелл сосредоточен огромный потенциал разумного мышления и духовности. 'Леследуя и глубоко постигая его философское наследие, можно обрести духовксз богатство...Именно Гегель, чья флософска-. система поднял:* созданную на.протяжении веков культуру мкізлепня ка высочайший уровень, выделяется обострен-гол,! вниманием к судьбе человеческого духа. Духовная культура представлена ил в ез єдине:-: закономерном развитии как постепенное выявление творческой силі: разума.

Таким образом, выбор теми ко случаен: в контексте современных потребностей общества актуальной становится сама философия Гегеля и ее центральная идея - идея всеобщего, диалектическое развитие которой позволяет преодолеть односторонность как идеалистической, так и материалистической диалектики и попытаться начать разработку всеобщей диалектики.

Нале время, освободившее философскую мысль от крайности материалистического подхода в анатазе всеобщих закономерностей мирового целого, дает возможность по-новому, непредвзято, без ссы-

лок на политические авторитеты постичь философию Гегеля, понять его идеи. Объективное осознание проблемы всеобщего, которую сам Гегель рассматривает как диалектику всеобщего, приводит к мысли о том, что не существует ни материалистической, ни идеалистической диалектики а есть всеобщая диалектика единства мира.

Несмотря на прошедшие два столетня, гегелевская диалектика всеобщего, действительно, остается основанием для всеобщей диалектики, так как представителя?.! последующих философских направлений в силу различных причин все ке не удалось разработать более совершенный метод-познания действительности. На философии Гегеля заканчивается раскрытие Разума в классической, научкосис-темной форме. Все направления философии, развивающие отдельные положения гегелевского учения, качиная с младогегельянства, позитивизма и кончая постпозитивизмом, герменевтикой, компаративизмом и постмодернизмом, вез более и более расширяли сферу либо рационального, либо иррационального. В результате наряду с раскрытием богатства внутреннего мира человека образовалось взамен единого разума множество типов рациональности и "абсурда". Исключением является русская философия, иькачально развивающая идею всеединства, человека, Космоса, а таїс'-а восточная философия, с древних времен сохраняющая традиции духовного единства человека и-Вселенной. Так или иначе, в настоящее время мы можем констатировать: в целом неразумность и рациональность вытеснили Разум. Верх взяла философия науки, которая стала понимать рациональность как технику овладения природой, одной из характерных особенностей работ, посвященных ее анализу, явилась тенденция к перечислению основных значений и определзний.

И -вот на исходе XX века гегелевская философия нз только не

См.напр.: Диалектика Гегеля в оценке -современных западных

философов. -Ч.І. -М., 1974. -С.20; Gsdamer II. Hogola Dialektik.

Funf hermenautische Studion. Tubir.gon, 1971. s.83-96; Diieing K.

Hegel und die Geschic/ifeder Philosophic. Darmstadt, 1975« 'S.11.

Garulli Б..Г1 problana dolla dialektloa e la fllosofia ermeneu-

Ііса //Giora. di metafieica, 1984. -,V5. H.6i . ,T, тгчг,с Революционная диалектика марксистского реализма//Коммунист, 198о.

-№1. -С.44; .Фролов А.Восхождение к конкретному //Коммунист, 1989.

-№10. -С.67.

-V

упла з прошлое, а напросив, г-ыступает началом нового миропоннма-кил, ее метод позволяет чайти единое з многообразии наук о природе и духе,- Забвение ;..? философии Гегеля означало бы утрату не только одного из самых /одынх сокровищ цивилизованного мира, но и возможности развития его метода, необходимого'человечеству з нынешнее кризисное время.

Всеобщая диалектика, вытекающая из гегелевской диалектики всеобщего, исключает применение методов, характеризующихся той или иной односторонностью. Последняя свойственна так называемым идеалистической диалектике, материалистической диалектике и дуалистической диалектике, поскольку материальное, идеальное и их дуализм являются ліш:ь одним из моментов единства противоположностей, присущего диалектике как таковой. Сна л:з позволяет использовать целостный подход к познажо человека в его единстве со Вселенной, реализовать поставленную современной наукой задач;/ построения фундаментальной теории развития мирового целого как единой духовно-материальной системы.

Так по-позему зазвучала центральная идея гегелевской философии - идея всеобщего, объединяющая многообразие природных, социальных, духовных, нравственных и космических процессов, - источник единства мира и его целостности, нить развития и гармонию. Сегодня то, что являлось внутреннем содержанием философской мысли, выступает у:ко как видимое..

Состояние исследования проблемы. Уникальная философская система Гегеля привлекает многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Ему посвящено огроіаіое число работ. Среди авторов мс;;шо назвать следукдн:-:: Б.О.Асмуса, К.С.Бакрадзе, А.С.Богомолова, К.С.Гулиана, А.З.Гулигу, Э.В.Пльенкона, А.И.Ильина, Г.П.Кармкшева, П.В.Копнина, .К.Н.Любутпна, М.К.Мамардаивили,' И.С.Нарского, М.М. Розенталя, Е.П.Ситкоеского, ИДчОвсяігшко.ва,.. Т.И.Ойзермаяа, В,И. Шинкарука, М.З.Эмдина. Среди заруСе::-.ннх авторов мо.тао выделить А.Абуша, Э.Ангерна, Б,Бе/.ера, E.Rraxa» М.Еура, Г^Взттера,-М.Боль-фа, Д'Онта, К.дюзипга, З.Знбзргера, Д.Лукача, В.Кларка, Е.Клингер, О.Поггелера, А.Родлих. З.Харткопфа, М.Хоркхайпера. В последнее время событием в философском мире стало появление-работ М.А.Кис-селя, 3.А.Калинина, Н.В.Мотролллсвой, М.Ф.Быковой, 3.В.Лазарева,

И.A.Pay.1

Большинство исследователей гегелевского наследия интерпретируют его в интересах более углубленного показа той или иной части его философии - логики, природы, духа, истории; философии, этики, права, эстетики, истории. Наиболее редки:.! явлением статі работы, где объектом исследования является философская система Гегеля в целом. Проблема всеобщего, пронизывающая ее, относится к числу тех, которые обойдены вниманием философов-гогелеведов. Можно назвать лишь одну диссертации на соискание степени кандидата философских наук, в которой рассматривается диалектика единичного, особенного и всеобщего в "Феноменологии духа" Гегеля." Отдельные параграфы, посвященные .понятию всеобщего у Гегеля, излагают его в контексте проблем, являющихся в произведении основополагающими.

Отличительной чертей отечественных работ является устойчивая традиция исследования философии Гегеля с целью доказать истинность метода -марксизма, а таюте с целью обосновать необходимость перехода от идеалистической к материалистической диалектике. Невозможно найти ни одного исследователя, который бы нэ разделял в своих работах этого взгляда на гегелевскую -фшгоссфи:о, так как имела место официальная установка идеологических, партийных и государственных структур: лпйо критиковать.Гегеля за идеализм, либо, используя материалистический подход, поставить его философию "с головы на ноги" . Это указание, долгое время мешало объективному отражению того, вклада,'который-Гегель сделал в философию, да и понимании того, какое значение.его.идеи имели во всех последующих-направлениях философии. Предстоит большая ра-

".Киссель И.А. Гегель и современный мир. -Л., 1982; Мали-нин В.А. .Диалектика Гегеля и антигегельякетво. -М., .1983; (,'отро-шилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логике". -К., 1984; Быкова M.S.. Гегелевское понимание мышления. -М., IGSQ;.Лазарев В.В., Pay И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. -М., .1991.

^ Барич В.Н. Диалектика единичного и всеобщего в "Феноменологии, духа" .Гегеля. Авторзф. канд.дисс. -Минск, 1988.

3 Постановление ЦК КПСС "О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца ХУЇІІ и начала XIX вв'.! -М., 194-4.

бота .то формированию обгечтквкого отношения к гегелевскому наследию." Для'зарубежных работ характерен субъективный подход другого рода. Многие представите.'.:-; западней философии опровергали или подтвс-ркдалі идеи Гегеля, чтобы доказать ложность марксистских полокозіи. Кроме того, ид?и взятые из философии Гегеля теми или другими учеными, интерпретировались зачастую либо с целью критики, либо в угоду своим исследовательским интересам, Так представители форма:: ,ной логики прннлжа;:т значение его диалектического метода и прагматически использует его для своих нужд, Б.Рассел считал его мегафизнксм-рацпо.чалкстом, С.Кьзркегор - диалектиком-рациона-листсм, марксисты - диалектиком-идеалистом, представители экзистенциализма - прародителем феноменологии, экзистенциализма, Н.Лос-скиА - интуитивистом и т.д. Известные западные философы герменевтики І/.Хайдєггер, Ю.Хабормас, Х.Ггдгмар признают, что они "бьшли из Гегеля". Но создатели нобыл направлений пытались не объективно исследовать его философии, а "подогнать" ее под свое мировоззрение. В монографии немецкого азтор.ч В.Бзйора предпринята попытка систематизации и критического анализа разлтгчных толновшшй теории Гегеля. Имеется очень много работ, особенно в Гер.іашш, коммента-торского, хрестоматийного и бисбнблиографкчоското характера. К отдельному направлению можно отнести ту группу отечественных и за-рубеш-гих авторов, которые разрабатывают идзи Гегеля на базе нового исторического опыта и в свете еоврзмалкк?: задач. Диссертант отко-

х Взуиг'Л'. Hegel Deutungen. -borlin, 1967.

См.Нбпр,: Hurtkopi Y/. Der Durchbruch гиг Dialektik in Hegela Dankon. - Hain, 1976; Aoo^jafia I,'. The oelfwinding cile : a study of "agelo cyot9:n. -Rcr.v~Yer>:, 1932; Hegol verstehen. Eina Einiu-rarig in зо in Donko.i. -l-.-ar.'s.Curz i.I,;. - Kew-Jork, 1983; Heals Ї/. Hegslo Syatsr.. -KcKbur;-, 1957; ?:U;: K.R. Dao Wiseen ir. Hegele Wiaecnschaft dor Logik. - Pro: burg, 1357; butter C. G.ІУ.Р.Hegel. -Eootcn, 1987. a ' Кнсеель M.A. Гегель и современный мир. -Л., 1982; Малинки

В.А. Дпалаятика Гегел.ч и антпгогельянство. -М., 1983; Abuoch л. HogolQ ',','erk in uiiaorer '.ioit,. Borlin, 1970; liegt V/. Zun Problem der /.k;,Ueilit'"t. -:''rfiii.-:;'urt a.:,i., 1971; Beyor W. Der "ulte" Poli-tikus Hegel. -Pranklurkt &.!>!., 1980; Hegsl. PorEpokriwen aeinor Philcsophie heuta //iJiblaktik 2. «Koln, 1961; Poggeler 0. Pors-pektiwon dor Kegelsforc'chung //Stuttgarten Hegsl-Tsgo. -Bonn, 1985! Giuati M. HagelQ Kriiik der ir.odarno.i Welt. -Wurzburg, 1987.

сит себя к этой группе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу диссертации положены принципы и подходы, разработанные в отечественной и зарубежной историко-философской науке /историзм, диалектический подход, системность и др./. Были использован:; труды русских ученых досоветского периода, философов русского зарубежья, отечественных и зарубеяшлс исследователе:-'! по методологии осмысления историко-философского процесса. Применялись диалектические подходы, отработанные с целью анализа взаимосвязи философии с другими сферами духовной культур::: религиозным єзотерпзмз», психологией, естественный; науками.

В качестве основной текстуальной базы диссертации послужили последние издания переведенных на русский язык глоизведеннй Геге-л я, в которых выражена исследуемая проблема. Перзвод всех использованных в диссертации положений Гегеля сверен автором с текстом немгакого оригинала. В ряде случае" устранен:; н^течносг^. Діл этой цели использовались издания произведений Гегеля на немецком языке.

Цель и задачи диссертации. Целью работы является исследование проблемы всеобщего как глазной проблемы философии. Для ее достижения решались следующие задачи;

по-новому, объективно, Н'ЗИдеологпзирзБанно осмыслить философское наследие Гегеля'б конкретіїьтх'исторических условиях с точки зрения решения современных задач;

исследовать понятие всеобщего, его развитие, логику постижения, конкретные формы его проявления;

показать проявление форм конкретно-всеобщего Истины, Духа, Разума, Добра, Красоты и Свободы в качестве сущностного элемента того общечеловеческого, к утверждению которого стремится современная цивилизация, все общество, независимо от его социально-экономической системы;

раскрыть движение гегелевской диалектики всеобщего к ьсэ-общей диалектике единства мира.

Научная новизна исследования состоит в следующем: .- впервые предпринята попытка преодолеть не только односторонность, имеющуюся в философии Гегеля /диалектика, ко основанная на абсолютизации, одного момента - идеї*/, но и односторонность марксистского подхода к диалектике /диалектика, имеющая в качестве основания материалистическое начало,/. Именно из гегелевского развития всеобщего вытекает всеобщая диалектика единства, не яз~.

ляющаяся у«е идеалистическое диалектикой самого Гегеля, а также "перевертыванием" его идеализма в материалистическую диалектику. Автор полагает, что стремление преодолеть обе односторонности монет означать появление нового направления з отечественной философии, основанного на всеобщей диалектике конкретного единства материального и духовного. Кроме того, по своей сути диалектика является не дуализмом, а содержащим единство противоположностей монизмом, и на основании целостного подхода ока способна "создать" картину единого духовно-материального мирового процесса без абсолютизации роли одного или другого его элемента;

в обращении к философии Гегеля на "новом витке" теоретических и практических потребностей: раскрытии всеобщего в его конкретико; формах - Истины, Красоти, Добра, Свободы, наполненных современным содержанием в качестве ключа к пониманию проблем общечеловеческого, имеющего приоритет над классовым, национальным, региональным;

в новом подходе к сущности гегелевских всеобщих проблем мироздания: соотношения Космоса и человека, конечного и бесконечного, дули и духовности, свободы и необходимости;

в обобщении гегелевских мыслей о личности, и в попытке представить его концепцию формирования личности как проявления всеобщего в единичном;

в установлении определенной связи русской фклеоофской мысли с западной и мировой Философией в решении проблем, отражающих реальные процессы общечеловеческого развития, их духовного содержания и исторических перспектив;

в нетрадиционном рассмотрении соотношения .системы и метода философии Гегеля. В диссертации око трактуется не .как противоречие, а как диалектическое единство, Философская система Гегеля, будучи по своей сути мыслительным процессом, облаченным в конкретную форму, является открытой-и не может быть "оконе-ченной", как зто ей приписывают в большинстве случаев ее критики;

в анализе диалектической теории развития не как эволюционной, а как единства двух противоположных процессов эволюции и эманации, прогресса и деградации;

в выдвижении идеи о вечности не только на материальном уровне, ко и на всех ступенях организации мира /неорганическая природа, органическая жизнь, духовность/..

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется прежде всего тем, что детальное исследование проблемы всеоб-

щего в философии Гегеля и в философии вообще позволяет более глубоко выявить ее. значение для совромекного этапа духовного развития общества. Обращение к таким вопросам, как общечеловеческие ценности, всеобщие проблемы духовности, формирование свободной личности, дает основание для практической реализации проблемы преемственности в этой сфере общественной низки в отечественной духовной культуре в целом.

Материалы диссертации можно использовать в вузовских курсах по истории философии для студентов и аспирантов, в дальнейшем исследовании диалектической философии, ее актуальній современных проблем, а также применять при разработке курсов и спецкурсов историко-философского профиля, при чтении лекций по философской проблематике.

Апробация работы. Теоретические выводы диссертации использовались при подготовке сообщений и докладов на Республиканских конференциях - Вильнюс, 1966; Ленинград, 1937, 1930; Международном форуме "За духовное единение человечества", Сочи, 1991; "Круглом столе" Петровской Академии наук "Человек к культура", 1992.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс по философской подготовке аспирантов к соискателей при чтении лекций в ИПК при УрГУ /Екатеринбург/, б СЗЇШ /Оанкт-Петэр-бург/. Итоги диссертационного исследования использовались в выступлениях на методологически семинарах, на теоретических днях кафедры философии Северо-Западного заочного политехнического института. Основные положения диссертации изложены в монографии, а такяе з ряде статер..

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Северо-Западного заочного политехнического института и получила положительные отзывы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глаз, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике)