Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Пирогова Людмила Александровна

Проблема очевидности в философии И. А. Ильина
<
Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина Проблема очевидности в философии И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пирогова Людмила Александровна. Проблема очевидности в философии И. А. Ильина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Калининград, 2005 149 с. РГБ ОД, 61:06-9/313

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идейные истоки учения об очевидности И.А. Ильина

1.1 . Учение о конкретности Бога и человека как теоретическая пред посылка учения об очевидности И.А. Ильина 12

1.2. Идея «пути к очевидности» в философии культуры И.А. Ильина 22

І.З. Русская философская мысль и ее значение для разработки концепции очевидности 34

Глава II. Онтологические и гносеологические основания учения об очевидности И.А. Ильина

2.1. Онтологические основания учения об очевидности: предметная сущность бытия 51

2.2. Гносеологические основания учения об очевидности: особенности акта духовной очевидности 66

2.3. Единство и многообразие духовного опыта 79

Глава III. Духовно-нравственные аспекты проблемы очевидности в философии И.А. Ильина

3.1. Очевидность и понятие духовно-нравственного идеала в философии И.А. Ильина 91

3.2. Своеобразие «совестного акта» в концепции очевидности 105

3.3. «Сердечное созерцание» как единство духовно-нравственных и онто-гносеологических аспектов движения к очевидности 115

Заключение 126

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования

Актуальность исследования связана прежде всего с необходимостью систематического изучения философии русского зарубежья, в рамках которой были поставлены фундаментальные теоретические вопросы, имеющие огромную важность для современной культуры и философии. Одно из самых значимых имен среди мыслителей русской эмиграции - И.А Ильин (1883-1954). Идейное наследие И.А. Ильина чрезвычайно многообразно: философ, теоретик культуры, историк религии, правовед, публицист, он внес крупный вклад в развитие русской мысли. Его имя, преданное забвению на родине после высылки философа в 1922 г., на протяжении десятилетий стремились вычеркнуть из отечественной культуры. В настоящее время труды И.А. Ильина, в том числе написанные в эмиграции, широко публикуются в России, осуществляется издание Собрания сочинений философа (составление и общая редакция Ю.Т. Лисицы). Закономерно, что его творчество привлекает всеобщее внимание: в работах И.А. Ильина поставлены коренные вопросы человеческого бытия, развернута программа выхода из кризиса современной цивилизации, определены главные задачи духовной культуры, что делает обращение к анализу его взглядов особенно актуальным.

Вместе с тем следует отметить, что в литературе, посвященной взглядам И.А. Ильина, зачастую искусственно вычленяются отдельные положения его мировоззрения, абсолютизация которых ведет к деформации о представлениях мыслителя. Авторитет И.А. Ильина пытаются использовать в разных, зачастую противоположных целях. Однако в его многомерном, многоплановом идейном наследии есть концептуальное ядро, которое образует стержневую основу его теоретических построений, и анализ которого только и может привести к аутентичному пониманию

системы его взглядов. Таким базовым элементом мировоззрения Ильина выступает учение об очевидности.

«Учение об очевидности, - утверждает один из авторитетнейших исследователей его творчества Н.П. Полторацкий, - является для философии Ильина центральным»1. С этим мнением согласны и другие авторы. «...Центральный элемент его философской системы, - пишет об И.А. Иль-ине В.В. Евлампиев, - концепция духовной очевидности» . Основное содержание метафизики «позднего» Ильина, полагает СМ. Бабинцев, «может быть сведено к концепции «предметной очевидности»»3. В данных высказываниях «духовность», «предметность» выступают в качестве атрибутов «очевидности», раскрывающие ее наиболее важные характеристики. Не случайно сам И.А. Ильин назвал свою знаменитую книгу, в которой представлены основные идеи концепции, предельно кратко, но емко -«Путь к очевидности».

Понятие очевидности - центральное в философской концепции мыслителя. В его учении очевидность раскрывается как особое состояние души, противоположное поверхностной видимости и обману. «...Акт очевидности, - отмечал И.А. Ильин, - требует от исследователя дара созерцания, и притом многообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету» . В «очевидности» раскрывается своеобразие духовного опыта, который невозможен без переживания своего предмета.

Учение об очевидности И.А. Ильина имеет теоретические предпосылки в предшествующей философии. В разработке своего учения И.А. Ильин опирался на достижения европейской теоретической мысли, среди которых особое значение имеет немецкая классическая философия, система абсолютного идеализма Гегеля. «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» - самое значительное произведение первого этапа творчества философа. Кризис современной Ильину культуры потребовал от него, как мыслителя, анализа ее философских оснований. Осуществляя пересмотр своих прежних взглядов, он искал идейную опору в фи-лософско-богословских традициях православия, в учениях отечественных мыслителей.

Определение идейных предпосылок учения об очевидности, характеристика истоков учения И.А. Ильина в западноевропейской и отечественной философии вплотную подводит к пониманию основополагающих структур его концепции. В течение второго этапа его творчества, протекавшего в условиях эмиграции, мыслитель разработал одну из самых значительных концепций в философии русского зарубежья, в которой был аккумулирован новый духовный опыт, а ранние идеи философа получили существенную переработку и развитие. Учение об очевидности «позднего» Ильина изложено главным образом в следующих работах: «Религиозный смысл философии» (1925), «Путь духовного обновления» (1937), «Аксиомы религиозного опыта» (1953) и «Путь к очевидности» (посмертно опубликованной в 1957 г.).

Принципиальная новизна постановки проблемы очевидности у И.А. Ильина связана с тем, что она осуществляется на конкретном онто-гносеологическом фундаменте. Под онтологическими основаниями имеются в виду базовые положения о природе реальности, совокупность предметно-содержательных допущений об объектах бытия. Гносеологиче ские основания представляют собой исходные теоретико-познавательные положения, существенно используемые при построении теории. Характеристика онто-гносеологических оснований является ключевой для понимания концепции очевидности И.А. Рільина, что позволяет утверждать об актуальности их исследования.

Наличие определенных онто-гносеологических оснований, с одной стороны, придает учению об очевидности основательность и глубину, а с другой - задает направление решения проблем, которые встают перед философом, придавая всей теоретической конструкции внутреннюю связность и цельность. Хотя основополагающие онтологические и гносеологические идеи образуют в концепции Ильина органическое единство, в целях изучения его философских взглядов необходимо прежде всего осуществить их анализ. В связи с этим исследование проблемы очевидности требует последовательного рассмотрения базовых предметно-содержательных (онтологических) оснований учения об очевидности и отправных теоретико-познавательных установок философии И.А. Ильина, включая его понимание структуры познания как акта очевидности.

Проблема очевидности имеет и духовно-нравственный аспект в философской концепции И.А. Ильина. Разработанное им понимание предметности акта духовной очевидности получает развитие и завершение в последовательной системе взглядов. Онто-гносеологические основоположения выступают фундаментом для формулирования духовно-нравственных идей мыслителя. В этике и теории ценностей Ильина онтологические и гносеологические основания его учения раскрывают свои теоретические возможности.

Духовно-нравственные аспекты учения И.А. Ильина выступают на первый план при анализе понятия идеала в его учении. Конкретизацией и обогащением представлений об акте духовной очевидности является ха рактеристика Ильиным совестного акта. Единство духовно-нравственных и онто-гносеологических аспектов движения к очевидности получает в его концепции выражение в понятии сердечного созерцания. Эти базовые понятия философии Ильина приобретают особую ценность в условиях формирования сознания нового российского общества, когда происходит освобождение от стереотипов прошлого и осознание значимости тех духовно-нравственных установок, которые получили обоснование в учении мыслителя. Именно в настоящее время идеи Ильина становятся действительно актуальными.

Степень разработанности проблемы

Богатое теоретическое наследие И.А. Ильина включает разные компоненты. Его интерпретация гегелевской философии рассматривалась такими известными историками философии как В.В. Зеньковский, Н.О. Лос-ский, Д.И. Чижевский, Б.В. Яковенко1 в качестве выдающегося и оригинального достижения. Бурные споры в среде русской эмиграции вызвала работа Ильина «О сопротивлении злу силою»; в них приняли участие Ю. Айхенвальд, 3. Гиппиус. Н.А. Бердяев, В. Даватц, В. Чернов, Ф.А. Степун, А. Билимович, митрополит Антоний, В.В. Зеньковский, Л. Добронравов и др2. Оценки различных идей Ильина содержатся в трудах С.Н. Булгакова, В.Н. Ильина, Г.П. Струве. Представить мировоззрение мыслителя как целое стремились в своих работах Н.П. Полторацкий и СМ. Бабинцев, анализ основных общефилософских идей мыслителя осуществил И.И. Евлам пиев. За последние годы опубликованы многочисленные статьи, посвященные наследию И.А. Ильина, вышло несколько специальных сборников1.

Активное изучение взглядов И.А. Ильина после долгого перерыва происходит в настоящее время в России, о чем свидетельствует значительное количество диссертационных работ, в которых исследуются как философские, так и правовые, социальные, политические, культурологические, педагогические, религиоведческие, этические и эстетические идеи мысли-теля . Анализ литературы показывает, что специально проблема определения и характеристики онтологических и гносеологических оснований учения об очевидности И.А. Ильина не ставилась.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ проблемы очевидности в концепции И.А.Ильина, выявление философских оснований учения об очевидности.

Указанная цель определяет следующие задачи исследования:

- проследить генезис учения об очевидности И.А. Ильина, его идейные истоки,

- проанализировать онтологические и гносеологические основания учения об очевидности,

- исследовать взаимосвязь онтологических, гносеологических и духовно-нравственных аспектов концепции очевидности И.А. Ильина.

Поставленные задачи последовательно решаются в трех главах диссертации.

Методология исследования

Методологической основой диссертационной работы является системный подход, который дополняется основными методами историко-философского исследования (анализ и синтез, единство исторического и логического, философская реконструкция, компаративистика и др.) В диссертации учтены методологические приемы современных историков русской философии (М.Н.Громова, Б.В. Емельянова, А.А. Ермичева, И.И. Евлампиева, СВ. Корнилова, Ю.Т. Лисицы, М.А. Маслина, И.Н. Смирнова, С.С. Хоружего и др.).

Научная новизна

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- Определены идейные предпосылки учения И.А. Ильина об очевидности как в западноевропейской, так и в русской философской традиции;

- Проанализировано решение проблемы очевидности в концепции И.А. Ильина;

- Выявлены онтологические основания учения об очевидности, установлена их эволюция в процессе развития философской концепции И.А. Ильина;

- Установлены гносеологические основания учения об очевидности, дана характеристика акта духовной очевидности;

- Исследованы духовно-нравственные аспекты учения об очевидности И.А. Ильина;

- Показана обусловленность духовно-нравственных аспектов философии И.А. Ильина онто-гносеологическими основаниями учения об очевидности.

Научно-практическая значимость работы

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в научной и педагогической работе. Они имеют научно-практическую значимость для развертывания исследований в области истории отечественной философии, построения учебных курсов по истории русской философии, а также для подготовки спецкурсов для студентов и аспирантов.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на научной конференции молодых ученых Калининградского государственного университета (2004) и научной конференции «А.С. Хомяков и русская культура» (КГУ, 2004), на постоянном научном семинаре общеуниверситетского научного направления «Исследование развития русской философии и культуры» (2003), на заседаниях кафедры философии и культурологии КГУ. Результаты исследования отражены в публикациях автора по теме работы. Диссертация обсуждена и рекомендо вана к защите на кафедре философии и культурологии Российского государственного университета им. И.Канта, а также на кафедре истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. И.В. Ломоносова.

Структура диссертации

Структура диссертации определена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии по теме исследования. В первой главе раскрываются идейные предпосылки учения И.А. Ильина об очевидности, во второй - исследуются онтологические и гносеологические аспекты проблемы очевидности в его концепции, в третьей - дается характеристика взаимосвязи духовно-нравственных и он-то-гносеологических аспектов проблемы очевидности в философии И.А. Ильина. Общий объем диссертации составляет 149 страниц текста.

Учение о конкретности Бога и человека как теоретическая пред посылка учения об очевидности И.А. Ильина

Постановка проблемы очевидности в философии И.А. Ильина и учение об очевидности, разработанное мыслителем, не могут быть поняты без анализа тех его идейных предпосылок, которые обнаруживаются в западноевропейской философской мысли. И.А. Ильин был выдающимся знатоком новоевропейской и современной ему философии, внес ценный вклад в ее понимание. В ранний, доэмигрантский период творчества он тщательно изучал ее развитие, подведя итог своим исследованиям в двухтомном сочинении «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Рассмотрим логику движения его мысли1.

Непосредственное влияние на формирование мировоззрения будущего философа в годы его учебы на юридическом факультете Московского университета оказали проф. П.И. Новгородцев и кн. Е.Н. Трубецкой. Они способствовали тому, что на проблемы права И.А. Ильин стал смотреть сквозь призму общих закономерностей духовного бытия человека. От рассмотрения философских оснований правовых концепций он шел к постановке общемировоззренческих проблем. Уже в первой крупной опубликованной работе - статье «Понятия права и силы»1 он анализирует объективный и субъективный смысл права. В объективном значении оно выступает как норма или их совокупность, устанавливающая упорядоченное отношение между элементами целого. Результатом ее осуществления будет устойчивость и повторяемость. Однако перед автором естественно должен был возникнуть вопрос о соотношении общеобязательных норм и уникальности, индивидуальности человеческой личности.

Статья «Идея личности в учении Штирнера»2 демонстрирует, что проблема Ильиным осознается и вместе с тем у него еще отсутствует философски обоснованное решение ее. Следующим шагом на пути выработки основ философского мировоззрения Ильина стали две работы, посвященные разбору учения Фихте3. В концепции немецкого мыслителя Ильин открывает для себя теоретическую возможность выхода за рамки теории познании, что позволяет понять человека не только как гносеологического субъекта. Фихте намечает и преодоление одностороннего противостояния единичного и общего; его исходное начало - Я не есть ни индивидуальное существование, ни внешняя реальность, но абсолютный субъект, обладающий бесконечной активностью. В его работах И.А. Ильин находит еще одну важную идею - обращение к интуиции как особому методу постижения реальности. «Что такая способность интеллектуальной интуиции имеется, - утверждал немецкий философ, - этого нельзя доказать посредством понятий, как нельзя вывести из понятий и того, что она такое. Каждый должен найти ее непосредственно в самом себе, или же он не сможет познать ее никогда»1. «Фихте, - делает вывод И.А, Ильин, - по всей природе своей имел достаточно философской смелости для того, чтобы остановиться на открытой и уверенно исповедуемой интуиции»2. Влияние Фихте на Ильина прослеживается и в том, что у немецкого философа он заимствует понятие духовного я, истолковывая его, впрочем, по-своему, как образ Бога.

Фихтеанство, однако, не стало финалом развития немецкой классической философии. Наиболее последовательное преодоление субъективизма наукоучения Фихте было осуществлено Гегелем, осмыслению грандиозной системы которого И.А. Ильин посвятил двухтомное исследование «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918).

Книга об учении Гегеля стала вершиной первого этапа философского творчества Ильина. В ней в единое целое соединяются те идеи, которые разрабатывались им в его ранних статьях. В этом фундаментальном труде развита новая, глубокая, хотя и небесспорная, трактовка гегелевского учения. Сформировавшемуся пониманию последнего как рафинированного рационализма И.А. Ильин противопоставляет точку зрения на Гегеля как на истинного и последовательного интуитивиста. «Сила Гегеля, - заявляет он, - в героически осуществляемом интуитивном познании предмета» .

Сочинение Ильина состоит из двух томов, первый из которых содержит анализ гегелевского учения о Боге, а второй - разбор учения немецкого мыслителя о человеке. Универсум в гегелевской концепции, согласно Ильину, представляет собой противоборство божественного начала и порожденной им материальной природы. Задача философии в таком случае состоит в постижении «пути Бога», преобразующего материальную стихию. Человек оказывается конечным звеном в развертывании Божества, он становится центром «мировой трагедии».

Гегелевская концепция рассматривается Ильиным как закономерное развитие трактовки Абсолюта в философии, немецкой классической философии, в частности. Он отмечает, что еще Лейбниц указал главный признак субстанции - ее способность к неиссякаемому творчеству, берущей начало в ее недрах. Кантовская «вещь в себе» кардинально обновляется у других представителей немецкой классической философии: «Фихте и, вслед за ним, Шеллинг и Гегель радикально порывают с «вещественным» пониманием «вещи в себе» и обращаются всецело к ее «ноуменально-духовному» пониманию»1.

У Фихте субстанциальное начало есть «человеческая душа» с присущими ей волей, мышлением, воображением, памятью, созерцанием и т. д. Шеллинг делает новый шаг вперед, развивая идею о «мировой душе», постепенно восходящей от бессознательной жизни к сознанию.

Идея «пути к очевидности» в философии культуры И.А. Ильина

И.А. Ильин - один из самых ярких, последовательных и глубоких критиков современной культуры. Более того, ее анализ стал для него отправным моментом в построении собственного учения, определения «пути к очевидности», как свидетельствует уже само название одного из основных произведений второго, эмигрантского периода творчества мыслителя. Неслучайно поэтому трактовка культуры Ильиным стала предметом специальных, в том числе диссертационных, исследований1. Для целей данной работы представляется необходимым рассмотреть его представления о кризисе культуры под особым углом зрения - как теоретической предпосылки учения об очевидности.

Характеристика современной культуры развернута И.А. Ильиным прежде всего в работах «Путь духовного обновления» и «Путь к очевидности», которые дополняются «Основами христианской культуры» и статьями философа. В этих трудах содержится обобщенная, итоговая оценка состояния духовного кризиса, переживаемого европейской цивилизацией. Наряду с этими сочинениями, фиксирующими общие выводы мыслителя, для понимания генезиса учения об очевидности важно проследить движение его мысли, формирование его представлений при анализе конкретных кризисных ситуаций.

«Современный мир, - констатирует И.А. Ильин в «Пути духовного обновления», - переживает глубокий кризис - религиозный, духовный национальный» . Каковы же главные признаки этого кризиса? Наиболее полный ответ философа на поставленный вопрос содержится в книге «Путь к очевидности», в ней он акцентирует внимание на тотальности тех негативных процессов, которые захлестнули мир. И.А. Ильин настаивает на том, что вся современная культура, независимо от того - «социалистическая» она или «несоциалистическая» потрясена в основаниях. Постановка проблемы приобретает у него, таким образом, значимость и масштабность.

Разложение и гибель грозят культуре как таковой и объясняется это тем, как считает философ, что в основе ее лежит «акт неверного строения», направивший ее по ошибочному, обреченному пути. Субъектом ложной культуры оказывается больной человек - индивид, у которого все основные душевные способности - мышление, воля, воображение - подверглись деформации и извращению. Его мышление, замечает И.А. Ильин, даже самое умное и изворотливое, остается безразличным и бесчеловечным. «Оно оказывается, - развивает свою характеристику философ, - бесчувственным, равнодушным, релятивистическим (все условно! все относительно), машинообразным, холодным и циничным; особенно - циничным, а потому характерным для карьеристов, для людей продажных, льстивых, пошлых и жадных. Такое мышление не умеет вчувствоваться в свои предметные содержания; оно не созерцает, оно лишено интуиции; его главный прием есть умственное разложение жизни, как бы умственная «вивисекция» живых явлений и существ. Поэтому оно остается аналитическим, оно действует разлагающе и так охотно занимается пустыми «возможностями» и «построениями» (конструкциями). Это делает его беспредметным в истинном и глубоком смысле слова; но люди этого не замечают. Отсюда возникает формалистическая и схоластическая наука - формальная юриспруденция, разлагающая психотерапия, бессодержательная эстетика, аналитическое естествознание, парадоксальная математика, абстрактная и мертвая филология, пустая и безжизненная философия»1.

Не лучше обстоит с волей и воображением современного человека. Первая оборачивается животной алчностью и злым произволом, второе -безответственной игрой и пошлым кокетством. Воля приобретает бесцеремонность и безудержность, по своей сущности она безжалостна. Воображение готово выполнить самый гнусный заказ, если он доставляет удовольствие. В современной культуре происходит чудовищная подмена духовности, превращающая ее в суррогат. «Поэтому, - заключает философ, -эти судорожные спазмы современной культуры - революции, гражданские и международные войны - не случайны: они суть естественные выражения сердечной жестокости, алчности, зависти и ненависти»2.

Сам мыслитель был современником этих потрясений и одна из характерных особенностей мышления И.А. Ильина заключалась в том, что он никогда не рассматривал философию в отрыве от жизни, ему была совершенно несвойственна поза «кабинетного» мыслителя. Первая мировая война, нарастание глубочайшего социального кризиса стали для него источником размышлений, причиной появления новых тем в его философских построениях. Учение об очевидности выросло не только из осмысления и обобщения опыта развития мировой философской мысли, но и из стремления ответить на самые злободневные вопросы жизни. Реальные факты бытия становились для мыслителя поводами для дальнейшей разработки своих взглядов в направлении создания целостного миросозерцания. Философия, заявлял он в одной из своих ранних работ, как и всякое знание, начинается с опыта . Позже он подробно разъяснил эту идею: «Философия родится в жизни и от жизни, как ее необходимое и зрелое проявление; не от быта и не от животного существования, но от жажды духа, от его страдания, созерцания и жажды»2.

Различение быта и бытия существенно и важно. Подчеркивая первенство жизни в сравнении с философией, настаивая на том, что первая не зависит от второй, что жизнь составляет источник философии, Ильин был далек от представления, будто жизнь исчерпывается бытовым содержанием. В его понимании, философия имеет настоящую, подлинную, творческую связь с жизнью, выходящую за пределы видимости или повседневности. В этом своем проявлении философия становится чем-то большим, чем жизнь, она придает жизни завершенность, раскрывая ее смысл. «В содержании всякого явления и всякого состояния, - утверждал И.А. Ильин, -философское мышление видит духовный смысл его, полагая в этом духовном смысле свой предмет, а в его разумном, для каждого очевидном раскрытии - свою задачу» .

Онтологические основания учения об очевидности: предметная сущность бытия

Принцип очевидности является ключевым для понимания взглядов И.А. Ильина. Философ придает предельно широкий смысл этому понятию. Потому оно определяется не строго логически, а художественно-описательно, образно-метафорически. В понимании Ильина акт очевидности есть обратное слепоте и ослепленности поверхностной видимостью. Несомненно, для него акт очевидности — это акт, приводящий к обнаружению истины, и неслучайно он полагает, что тот, кто хочет исследовать познание истины, должен, в первую очередь, обратиться к проблеме очевидности.

В своей статье «Шлейермахер и его речи о религии» Ильин писал, что «В корне всякого отграничения веры от знания и религии от науки, как и в основе всякой теории познания, лежит одна, самая основная и глубокая проблема и идея - очевидности. Каждое познание, каждое научное утверждение опирается, в сущности, на некоторое переживание очевидности; переживание некоторой очевидности дано в каждом религиозном пережи-вании...» . Ильин настаивал, что философия всегда имеет единое задание: раскрыть с силою разумной очевидности подлинное содержание предмета, она есть опыт предметной очевидности. Русский философ определяет очевидность как особую творческую способность быть настолько захваченным истиной, что ей проникается вся душа исследователя. «Очевидность -это свет, который идет от самого предмета, охватывает и наполняет нас, овладевает нами; и человек должен прийти через борьбу, к этому предметному свету» .

Очевидность рассматривается Ильиным как центральное понятие всех сфер деятельности и бытия человека, она пронизывает все главные области человеческого существования. Она неотделима не только от области теоретического мышления, но и от других областей культуры. Она просветляет, душу человека, наполняет ее чувством духовной полноты бытия и познания.

«Очевидность не сводится ни к мнению, ни к познанию, ни к вероятности, ни к приятию чего-то за истину... В очевидности не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум... Человек переживает в сердце, глубочайшем чувствилище своем некое окончательное озарение, некое несомнительное, подлинное посещение Божиим лучом... Очевидность есть обрыв, конец — и в то же время начало нового бытия. Раз испытанная и пережитая, она делает человека сокровенно накаленным и светящимся изнутри... Это есть накаленность и одержимость благодатным Божиим лучом, лучом божественной Предметности» . Русский мыслитель понимает очевидность как внезапное прекращение, конец и начало нового бытия. Он утверждает, что однажды пережившего ее человека, очевидность делает «любящим, горящим и светящимся», способным открывать глаза другим людям и вести их по пути всеобщего духовного обновления.

Разработка учения об очевидности предполагала осмысление предметно-содержательных и гносеологических оснований очевидности. Содержала ли западная философия предпосылки для создания такой концепции?

Вдумчивое изучение И.А. Ильиным философской концепции Гегеля не могло не привести русского мыслителя к заключению о существенных просчетах в учении основоположника системы абсолютного идеализма. Увлеченность и известное следование «гегелизму», отмеченное в литературе, не помешали ему точно и проницательно заметить основной изъян гегелевской системы, который состоял главным образом в ее панлогизме, представлении о том, что бытие есть воплощение логической идеи. Выступив еще в работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» против крайностей рационализма, И.А. Ильин сумел в дальнейшем в концепции об очевидности придать своему миропониманию законченную форму именно потому, что ему удалось найти и разработать особый, отличный от гегелевского, подход к пониманию отношения Абсолюта и мира, духа и природы.

Онтологические основания всей концепции русского мыслителя концентрированно выражаются в его учении о Предмете. «Предмет» - базовая категория И.А. Ильина, призванная раскрыть глубинные основания реальности. Духовная очевидность всегда предметна. В учении о Предмете вместе с тем наиболее полно обнаруживается эволюция философских взглядов философа - существенный концептуальный разрыв между идеями первого этапа творчества и новым пониманием реальности в учении об очевидности.

Содержание понятия «Предмет» многоаспектно. В исследовательских целях необходимо прежде всего разделить теологический и философский планы. В богословском аспекте под «Предметом» И.А. Ильин имеет в виду Бога, Творца, «божественный Предмет», в философском - абсолютную реальность, подлинную реальность, сокровенную сущность, «объективную предметную сущность бытия», определяя ее, в частности, в работе «Путь духовного обновления», как «Дух, как высшее естество и существо всех вещей и людей»1. Хотя данные аспекты понятия «Предмет» взаимосвязаны, для решения задач диссертационной работы онтологический статус «Предмета» должен быть определен в системе философских понятий. Вместе с тем теологический пласт вопроса позволяет понять специфику ее трактовки в философской системе И.А. Ильина.

Проблема, которая возникает в связи с введением категории «Предмет», может быть охарактеризована в рамках противопоставления двух сложившихся в истории религиозно-философской мысли подходов к ее решению: трансцендентализма и имманентизма. В понимании соотношения Абсолюта и конкретных форм существования христианская метафизика исходит из положения о том, что мир не имеет корневой основы в самом себе, он не вечен и возник в результате его творения Богом. Идея творения противоположна концепции единосущия Бога и мира, развитой Плотином и неоплатониками, а в дальнейшем в различных вариантах присутствующая у Николая Кузанского, Джордано Бруно и Спинозы.

Очевидность и понятие духовно-нравственного идеала в философии И.А. Ильина

Несмотря на многочисленные труды, посвященные анализу этических аспектов мировоззрения И.А. Ильина, феномен духовно-нравственного идеала - ключевое понятие морального сознания - не рассматривался до сих пор в литературе в контексте онто-гносеологических оснований его учения об очевидности . Однако необходимо учитывать что концепция И.А. Ильина имеет внутреннюю цельность и в ней онто-гносеологические основания обуславливают определенный нравственный идеал. Анализ этой обусловленности представляет собой отдельную задачу и требует особого рассмотрения.

Прежде всего необходимо установить, что такое «идеал» в понимании Ильина? «Идеал, - утверждает философ, - есть величина отвлеченная, он есть сразу нечто объективно лучшее и в то же время объективно сущее, то есть подлинно реальное, подлинное совершенство. А это есть Бог».2 Он отмечал, что нужно цельно и верно любить идеал. И для этого надо убедиться в том, что этот идеал не только «мой», и не только «для меня»; но что он есть идеал всегда и для всех, потому что он на самом деле совершенен. Вопрос, поставленный мыслителем, исключительно важен, это вопрос об объективном содержании идеала.

И.А. Ильин считал, что подлинный идеал должен иметь общеобязательный признак, чтобы от него невозможно было отказаться. «Переменить идеал, - пишет он, - невозможно: это значило бы или кощунственно посягнуть на его низвержение, или же увидеть, что я ошибался, что это был не идеал, что я принимал нечто несовершенное за совершенство»1. С точки зрения философа, есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью: вера в систему определенных ценностей, идеалов, побуждает человека искать их повсюду, воображать их, желать их, вступать с ними в определенные отношения. Человек как бы вживается в эти идеалы, и из абстрактного предмета они превращаются в нечто реальное, образуя новое живое единство.

Нужно отметить, что практически все школы и течения русской философии, ориентируясь в рамках идей конкретности, «жизненности» предмета философии, придавали особое значение проблеме идеала. Безусловно, близки идеям И.А. Ильина высказывания И.Л. Карсавина: «При отсутствии веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия, в котором все позволено, или впадаем в равнодушную лень. Отсюда резкие наши колебания от невероятной законопослушности до самого необузданного, безграничного бунта. Русский не мирится с эмпирией, презрительно называемой мещанством, отвергает ее - и у себя, и на Западе, как в теории, так и на практике. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия»2.

Идеал организует в некое единство несовершенный нравственный опыт, он имеет нормативное значение. Однако это становится возможным тогда, подчеркивал русский мыслитель, когда идеал соответствует природе человека и бытию вообще. Ильин указывает на онтологические основания идеала. Последний определяется назначением человеческой жизни и способом бытия, присущим человеку, как таковому. Восходя к этой безусловной цели, исследователь ставит проблему объективно-лучшего порядка человеческой жизни. Идеал, утверждает Ильин, это совершенный Абсолют.

Здесь обнаруживается связь духовно-нравственных аспектов его учения с онто-гносеологическими основаниями. Его онтологическая конструкция, включающая объективно существующие Божественный Предмет, предметность, предметы в их соотнесенности с человеческим духом, является фундаментом разработки понятия идеала в концепции русского мыслителя. Человеческому духу как сотворцу Божественного Предмета И.А. Ильин отводит важное место в своем учении.

Дух, согласно Ильину, есть самое главное в человеке. «Каждый из нас, - пишет философ, - должен найти и утвердить в себе свое «самое главное» - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может»1. Дух есть сила личного самоутверждения в человека, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического «осознания» состояния своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной сути, в ее предстоянии Богу и ее достоинстве. Человек, считал Ильин, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа. Дух есть живая сила, энергия, которая чувствует себя выбирающей, решающей и действующей, т. е. свободной. Что же делает ее такой?

Тайна свободы или, как обычно говорят, «свобода воли», согласно концепции И.А. Ильина, состоит в том, что сила духа, способна сосредотачиваться, укреплять себя, увеличивать свою силу и превозмогать свои внутренние затруднения и внешние препятствия. Дух человека «свободен» не в том, что на него «ничто не влияет», или что он не несет никакого бремени воздействия, но в том смысле, что ему дан дар самоосвобождения, самоусиления, который он должен принять, и, воспользовавшись им, укрепить себя и мир. Справедливо отмечал Ю.И. Сохряков, что «главной своей задачей И.А. Ильин считал исследование духа и духовности, порожденные собственным опытом, который открывает человеку сущность Высшего божественного начала»1.

Похожие диссертации на Проблема очевидности в философии И. А. Ильина