Введение к работе
Актуальность іеии исследования. Пробленн реавиїия шаучно-го аяааяя, ааяономврносгв сивнн каучных їеорай являвїся одной ыэ главашс їои филооофской рефлексии XX а» Нсгория фалософаса располагав! различными поддодана і; обоснованию эваййя? з равное лреия на иерзый пяав зыдаягалнез ге нля иные аго згаракгарногшгйо
Вопросы реальной шсторни знання, кряіврин научной рациональности на* равных asanas аогорнчеокого двнаенвя градационна для современной французской эпистемологии, г.а, фалооофни aay-вн,. исоявдуэдей научный разуй а эдинствз эго социальных, псняэ-яогйчвсннх s нсторичесшх аспвктоэ. Оїназоввдйоь os куаулягняЕС-їсііогй образа нсгорив науки, раосмагриваю^вго э как явпрарнэ-шЕ ироцасс накопления асгкк0 доказанных логачвсан нлй зняярн-чвскн обоснованных,, ноїоя зпясівиологня, нсзявн коїорой аооха-аяї к ндвяа Л.Брвнсвака, З.Иозцгвр0 а.Каэай<эс ио которая получала наиболее полное своо обоснованна а ргззнїнз з йонцапсдз "нового ааучнога ayza" алн "прикладного раїдовалазма Бааляра0 глааниа неїодологичасзЕа вектороа асслэдозанпя прововглакаэг анїакуцуляїавазм а днскоаяинуалазис Идее дналвкгичиосїа научного разума, эписгоиологйчвских переворотов з рзээягна аааяия„ тк я недоверие к абстракїнкн иатафизачоеказ иоделяа и фалоооф-скжі спекуляциям прочно закрепились зо французской куииурэ яэ-ворико-ваучного исследования»
С угэзраданиэа зїне 'прваципоа связан в еовнй ?5?ss і» развн-гяа рацио Еэлвава - яворацковалязио
В ранках йоэрздаоналвстячасюй зпвюгеиологкя пссгвзяэж рад вопросов, принципиально sasgHX яад зогшиавкя оу?а npojwas»--ййщйя а trayxe про«зссовс зоянэпа яодзвде в «веерки гвуслоояагя
уие гем„ что речь идет не только о философской ннгерпрегащш
научных результатов, дане своевреиенной и адекватной, но о мето
дологической и философской направленности самого естествознания.
Характерной чертой этой эпистемологии ялляетоя новый образ повна- '
вательной активности paayuat причем, пз априорного, а исторически
становящегося, конституированного сайта движение* научной мысли,
С згки связано н отсутствие в кеорационализыс традиционной оппо
зиции рационального и эмпирического» Проблема разрешается черва
обращение к коsoрик познания и новую трактовку саыой реальности,
которая в концепции Башляра предстает сконструированной на основе
лсонаюцого разума, как "феноменотехликаЧ, Во французской эпистеио-
яогвн обращение к реальному историческому двиганы) научного зна
ния трансформирует оппозиции экстераализма и интернализма.
Несмотря на явные ингерналистскне симпатия (имя А.Койре, например,
просто ассоциируется с данный течением)„ намечается ориентация аа
исследование всей совокупности социокультурных детерминант поана-
яагеаьного процесса.
Б этой связи несомненный интерес представляет исторнко-науч-ная концепция ученика Г.Башляра - ї.Кантийема, сочетающая в себе достоннсїва научной эрудиции и философской культуры.
Необходимость данного исследования обусловлена несколькими обогоятедьстваыи: во-первых, историко-научяая концепция 2»Кангий-ема ограаае? реальные проблемы развития научного знания, способствует переосмыслению некоторых моментов его историк; во-вторых, она реправентативна, т.е. существует в рамках неорационалистической традиции во французской эпистемологии, формирующейся в оппозиции к позитивмотским интерпретациям науки, поэтому знакомство с ней позволит представить и общие черты, характерные для доминирующей
- * -
гано влиянае идей Бащляра, вкопляцированы основные понятия, но оано назначение работы - обзор материала для реферативного обо-рнвка - ограничивает и круг нсследуеиых проблем; вторая работа - статья Л.Ю. Соколовой1- носит, скорее, овиаксыительный характер. Что касается франкоязычной литературы, то здесь следует отиеткїі устойчивый ннтерэо к ниє на Кангайека. Опо hqessshbo приоутстлуее в специальных трудах по наторен науки Ф.Дагоньо, Ж.-Жо Солоыоой . К нему апеллируют философы варкоастской ориентации - Д.Локур (КангвВену посвячена глава сднэв сз его книг), П.Цашре , Я.Алмюосвр.
Цель данной работы - целостно представить Еотсрйко-научну» концепцию І.Кангийема, раскрыв ее ив?одологические основаная. Ео реализация вробуег постановки следующих аадач:
показать связь эпистемологии Каигкйеиа в концепцией "нового научного духа" Баиляра! оходсяво в различна мекду нкан;
выявить общие теоретические посылка нового подхода к вс-торик наук}
осущесгвнть применение методологии Кангнйеиа пра а на лез в конкретных исторнко-научных проявлений;
показать, какой резонанс получили его идеи в научной и философской мысли современной франции;
* Соколова Л.О. О взаимосвязи зпистеыологии и истории наук в концепции І.Кантнйема // Актуальные проблемы критики современной буряуазной философии и социологии. - Л., 1981. Вып. 4. -С 116«122 2"ке«4Є-Л fMS'tafRyAUp* ** *«"' P., I985.-A.90. * I
З А«ас.Ь*г«а P «to pAibbcpfc* -tit it *—^ «*t О.Чяп^іАч/»// 'RennL*,-1964.. *II3; P. 54-74.
- представить главные тенденции развития французской впмс-
теыологни последних &ЄСЯХКЛ6ТЯЙ.
Методологический орианїярок асеввдоваяяя творчества Кан-гийвка является лреддоиенная оаыны Кангнйеиом новая модель историк о-научного исследования, характеризующаяся оценкой проило-го знания, а ив гронологический кэлоханвем его результатов.
Иоточником исследования слуяат груды йакгийема и других французских -историков науки, причем, больная ні часть вводится в научный оборот советских философов впервые.
С этиа связана и научная новизна работы;
выявлены методологические основания нового подхода и ио~ «орако-каучшжу процессу, прадприняїого Кангмйоиои, в частноотаї осуществлено обоснование апистеыологнческого статуса историй наук, пересаотрена роль "предшвегвенника" в йоториио-нвучноу процесса, раскрыта диалектика прорывностн в преоиственноств s два-вении научного знання;
показан самостоятельный статус этой концепции во французской эпнегеиологин, основвнный на только на переносе ^робяэыа?» т на новое исследовательское поле, но и аа более последовательно?!, чем, наприигр, у Еашляра, дроведеиин основных автэдологше-ских принципов, отказе от попыток понхологпвация оовозеаий япио-земологиа;
обоснован теанс, который определяет йоицепцив КвпгкМт вал удачнув попытку преодолеть крайности вкстврквлайца и «нтвр-аадязыа через првднанне а ионкретно-которйчвекий ншить «вцао-кужьтурной детерминации поэнаняя;
продемонстрирована эффее?аакое*ь даіогзня япвой ивдвад
- 6 ~
иоюрвко-научного подхода на конкретной ка*ериале раэвмия биологических наук, в часіносги, на прииаре формирования понятия рефлекса, анализа роли виталивиа и иеханицизка в исгорвя бволо-
ГИИ|
показана уяэвниосгь кековорнх пояснений Кангийека, касав-цихоя нравсгвенного иейїралиіеїа каукн, односюронней оценки ра-цаонапнмичвокой уотаковви в поэнаввщ
выявлена 0SRS2 н прсаляэсгрировакы аспекты ззанаовлияяий идей Капгнйоиа а современных французских философов сарвовсіскнх и сїрукїуралисїсккх ориэнтацкй;
подэергнуты анализу не аэучааказся ранее в осаэгской фи-лософокой лнгерагурэ sokcsu Ф.Дэгонье- Ф.Дваано, Ф.Рюссо, П.йа-шре.
Научно-пракіичоокое значение диссертации» Резупьїаїн asoro исследования aorys быгь вспсдьзованы в дальнейшей георегкчесйой рабоге прв вкавиае сэгрэыевного соороя-ния исюрико-научных и фнлоеофоких проблэн so рубвеоиі в преподавании курса исїораи зарубежной филсеофав{ в чїевна спецкурсов по иеаодологии н&упъ. Првдогавяяегоя целэоробравныи привлечь раосиаірешше в псы идеи Кангайеиа для нзучаикя конкретних проблей исгорни биологии а иодицшш на естественных факуянгегах.
Апробация диссертация, Основшо полоненая в выводы дкесар-іацка продоі8Вй9НИ н опубликованы а сборниках їєзисой ваоїупла-ний на всесоюзных георэгическнх конференциях: Воронах (1987 г.) "К вопросу о гезазисе рациональности", "История науки б концепции Кангайеыа" (Минск, 1990 г.)» а гакже в стагьа "Исюрикс-нау-чная концепция Ж.Кангийеиа" .
1 Си.: Весіник ИГУ. Сер. фклодофия. 1951. - ІЄ '*. - С. 31-36.
Структура работы. Диссертация состоит из введения., двух глав, заключения и списка литературы.